<< Пред. стр. 539 (из 913) След. >>
грузин. С 1905-сотрудник МХТ, пом. режиссёра, затем режиссёр. В 1916вместе со Станиславским организовал 2-ю Студию МХТ и был постановщиком
первого спектакля студии - "Зелёное кольцо" 3. Гиппиус. Являясь
последователем и пропагандистом системы Станиславского, М. стремился
положить его принципы в основу своей педагогической и реж. деятельности.
В 1921 на сцене МХТ возобновил пост. "Синей птицы" Метерлинка. В том же
году М. организовал в Москве Студию импровизации, развивавшую принципы
итал. комедии масок. Параллельно с учёбой студия давала публичные
спектакли. М. ставил спектакли в Т-ре комедии ("Здесь славят разум"
Каменского, 1921, и "Иудейская вдова" Кайзера, совм. с В. Г. Сахновским,
1921), в т-ре-студип "Габима" ("Вечный жид" Пинского, 1923). В 1923
организовал и возглавил в Москве Груз. театр. студию, где учились:
И. М. Туманов, Ш. Асхабадзе,Г. Сулиашвили, М. Ко-рели, Н.
Годзиашвили, Г. Журули и др.
Лит.: "Жизнь искусства", 1924, ј 23, с. 2; "Новый зритель", 1925, ј
26, с. 9; "Театр и музыка", 1922, ј 13 с. 360-61. м. Люб'.
МЧЕДЛЙДЗЕ, Дмитрий Семёнович [р. 1(14).1.1904]- грузинский советский
артист оперы (бас), режиссёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл.
Комму-нистич. партии с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов.
В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. П. 3. Андреева.
Впервые выступил на оперной сцене в Ленинграде в 1927. В 1927-33
М.-солист Ленингр. театра оперы и балета, в 1933 - 52 - Большого т-ра, с
1952-Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.
Партии: Цангала ("Даи-си" Палиашвили), Гела ("Патара Кахи" Гокиели),
Фридон ("Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе), Мельник ("Русалка"), Кончак и
Га-лицкий ("Князь Игорь"), Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"),
царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Вотан ("Валькирия" Вагнера),
Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Джеронимо ("Тайный брак"
Чимарозы) и др.
В 1950-52 М.-заведующий оперной труппой Большого т-ра, с
1952-режиссёр Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Пост.: "Русалка"
(1959), "Травиата" (1961) и др. С 1954 ведёт педагогич. работу в
Тбилисской консерватории.
Соч.: Путь певца, Тбилиси, 1960 (на груз. яз.). Л.Ц.
МШАНСКАЯ, Ольга Феликсовна [р. 11 (24). VII. 1903] - русская
советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1939).
Музыке и пению обучалась у своей матери, артистки Большого т-ра Н. Н.
Соколовой-Мшанской. Сценич. деятельность начала в 1920 (б. Оперный т-р
Зимина). В 1921-59 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова.
Выступала также на сцене Ленингр. Малого оперного т-ра. С 1948 ведёт
педагогич. работу в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1951).
Партии: Екатерина ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("В бурю"
Хренникова), Стенанида ("Князь-озеро" Дзержинского), Любовь, Княгиня
("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Любаша; Солоха
("Ночь перед рождеством"), Азучена ("Трубадур"), Кармен; Шарлотта
("Вертер" Массне), Ортруда ("Лоэнгрин"), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса)
и др. Д [j
МШВЕЛЙДЗЕ, Шалва Михайлович [р. 15(28).V. 1904] - грузинский сов.
композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич.
партии с 1947. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. М. М.
Багриновского, в 1933 - аспирантуру под рук. проф. В. В. Шербачёва. В
произв. М. преобладают эпич. образы. В 1946 он написал оперу "Сказание о
Та риэле" (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Гос. пр. СССР, 1947)
- монументальное произв. ораториаль-ного склада, отвечающее возвышенному
духу поэмы "Витязь в тигровой шкурен Ш. Руставели, и оперу "Десница
великого мастера" (1961, там же). М. принадлежит также симф. поэма
"Звиадаури" (Гос. пр. СССР, 1942), музыка к драматич. спектаклям т-ров
Тбилиси, Ленинграда и Харькова, музыка к кинофильмам, симфонические и
вокальные произв. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 3-го созыва. М. ведёт
большую музыкально-общественную работу (в 1941-51- председатель
Правления Союза сов. композиторов Груз. ССР). С 1929 преподаёт в
Тбилисской консерватории (с 1942 -профессор).
Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957;
"Советская музыка", 1961, ј 9. Э. М. Л. Ц.
МЫРЗАБАЕВ, Артык (р. 11.V. 1930) - киргизский советский артист оперы
(баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1962). В 1954 закончил Муз. уч-ще им.
Куренкеева в г. Фрунзе. С этого же года - солист Кирг. акад. т-ра оперы
и балета. Исполняет преим. лирич. партии.
Партии: Семетей, Искендер ("Айчурек", "Аджал ордуна" Власова,
Малдыбаева, Фере, 1954), Жермон ("Травиата", 1955), Артём ("Ак шумкар"
Ряузова, 1957), Токтогул (о. п. Власова, Малдыбаева, Фере, 1958), Онегин
(1961);
Амонасро ("Аида", 1962). Гастролировал в Китае (1955), Монголии
(1959), Румынии (1961). Д.Бр.
МЫСЛИВЕЧЕК (Myslivecek), Йосеф (9. III. 1737, Прага. -4. II. 1781,
Рим) -чешский композитор. Член Болонской академии иск-в (с 1771). Сын
мельника. Муз. образование получил в Праге. С 1763 М. жил в Италии, где
его прозвали "божественным чехом". Выступал как дирижёр, горячо
пропагандировал оперную реформу Глюка. Центр, место в творч. наследии М.
занимают оперы, гл. обр. на античные и мифологич. сюжеты (первая онера,
написанная в 1764 в Парме, не сохранилась). В 1767 в т-ре "Сан-Карло"
(Неаполь) с большим успехом прошла премьера оперы М. "Беллерофонт". С
этого времени композитор писал оперы для т-ров разл. городов Италии.
Мн. из опер. М. были созданы на либр. П. Метастазио, в т. ч.
"Гиперместра" (1769, т-р "Пергола", Флоренция), "Ромул и Эрсилия" (1772,
т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Милосердие Тита" (1773, т-р "Сан-Бенедетто",
Венеция), "Арта-ксеркс" (1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Эцио" (1775,
там же), "Олимпиада" (1778, там же) и др. С 1767 по 1778 М. написал ок.
30 опер, в т. ч. "Великий Тамерлан" (1769, т-р "Дукале", Милан),
"Монтесума" (1771, т-р "Пергола", Флоренция), "Антигона" (1774, т-р
"Реджо", Турин), "Армида" по о. п. Расина (1779, т-р "Ла Скала").
Оперы М. знаменуют начало классицизма в чеш. музыке; в то же время
творчество композитора опирается на чеш. муз. фольклор (проникновенные
мелодичные арии и речитативы). М. писал также оратории, симфонии и др.
соч. Его произведения оказали влияние на формирование творчества
молодого Моцарта, к-рый был дружен с M. B 1927 чеш. композитор С. Суда
на писал о М. оперу "Божественный чех". Лит.: Ш а г и н я н М..
Воскрешение из мёртвых, М., 1964; Се led a J., Josef Myslivecek, Praha,
1946;
Nemecek l.. Nastin ceske hudby XVIII stoleti, [Praha], 1955; Racek
J., Ceska hudba, Praha, 1958. Л. Ф. Л.
МЫСОВ, Пантелеймон Ануфриевич (27. VII. 1914- 24. III. 1958) - коми
советский актёр и режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1946). Нар. арт. Коми АССР
(1943). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Совета Коми АССР
(1951-55, 1958). Сценич. деятельность начал в 1930 в Коми передвижном
т-ре (Сыктывкар). В 1936 окончил Ленингр. театр. уч-ще. В 1936-42 и с
1945 - в т.руппе Коми т-ра в Сыктывкаре (актёр и режиссёр). В 1942-45
-худ. рук., директор и актёр филиала Коми т-ра в Ухте. Исполнял
трагедийные и характерные роли. Обладал могучим темпераментом и ярким
нар. юмором. М. способствовал развитию нац. иск-ва. Первый в республике
исполнил роль В. И. Ленина в пьесах "Человек с ружьём" (1941) и
"Кремлёвские куранты" (1952). Создал выразительные образы в нац.
репертуаре.
Роли: кулак Кипрушев ("Усть-Куломское восстание" Ермолина и
Дьяконова), Митя Гиря ("Сельские вечера" Леканова), Шипича
(О.П.Фролова), Быстряков ("Вороны" Ермолина и Дьяконова), Муравьёв
("Свадьба с приданым" Дьяконова), Отелло, Егор Булычев; адмирал Макаров
("Порт-Артур" Попова и Степанова), Несчастливцев, Рогожин ("Идиот" по
Достоевскому).
Пост.: "Егор Булычев и другие", "Старик" Горького "Семья" Попова,
"Бесприданница", "Таланты и поклонники" "Лес", с. П\
МЬЯВАДИ, Минджи (Вунджи) У Ca (октябрь, 1766-1853) - бирманский
драматург, поэт и композитор. Лит. деятельность начал в 1788. Автор
первой бирм. пъесы-нандвинза "История Инаунга" (1799) (инсц. сиамского
романа о приключениях принца Инаунга). Представление пьесы занимало
несколько вечеров. Пьеса популярна в Бирме и в наст. время. М. написал
ещё несколько пьес, к-рые не сохранились. Был известен также как
собиратель и исследователь муз. фольклора.
Лит.: M a u n g HtinAung, Burmese drama, Oxf 1956. fo. 0.
МЭИ ЛАНЬ-ФАН (23. X. 1894-8. Vlil. 1961)- китайский актёр, педагог,
театральный и общественный деятель. Род. в потомственной актёрской
семье. С 11 лет начал заниматься театр. иск-вом. Впервые выступил в 1904
на сцене пекинского т-ра Гуанхэ-лоу в спектакле "Небесная чета", где
играл роль одной из небесных ткачих. Брал уроки у видных актёров Ван
Яо-цина, Чэн Дэ-лина, Ши Сяо-фу. Учился и в театр. уч-ще Пекина, при
к-ром была труппа Фу-лянь. В возрасте 15 лет выступал в составе этой
труппы. Исполнял женские роли, играл добрых, сильных духом,
самоотверженных женщин. Отходя от традиции узкой специализации в одном
амплуа, М. Л.-ф. играл разноплановые роли: положит. женщин - цинь, юных
красавиц - гуймэн-дань, субреток - тьедань, девушек-воинов - даома-дань.
В совершенстве овладев художеств. приёмами каждого из этих амплуа, М.
Л.-ф. сочетал их в своём исполнении. В 20-летнем возрасте М. Л.-ф. начал
театр.-обществ, деятельность. Под влиянием движения за приближение
театр. иск-ва к современности М. Л.-ф. создал новый тип "спектакля в
современных костюмах", направленного против старой феод. системы брака,
против коррупции и разложения общества, но пьесы, являвшиеся переделками
традиц. репертуара, были далеки от действительности, а совр. костюмы и
использование совр. выразит, приёмов приводило к разрыву между
художеств. формой и содержанием. Вновь обратясь к традиц. репертуару, М.
Л.-ф. продолжал совершенствовать исполнение ролей канонич. амплуа. В
спектаклях "Сон в саду", "Расставание на мосту", "Бой на воде" он создал
образцы виртуозного мастерства. Но стремление к утончённому рисунку роли
приводило М. Л.-ф. к известному эстетизму, чрезмерной изысканности игры.
Пост. патриотич. спектакли "Ненавижу жизнь и смерть", "Отпор цзинь-ским
войскам". В период япон. интервенции М. Л.-ф. временно (1937-45) оставил
сцену и жил продажей своих рисунков (был также способным художником).
После создания КНР (1949) он принял активное участие в развитии нац.
т-ра; продолжал актёрскую и педагогия, деятельность в крупнейшем
коллективе Т-ра цзиньси в Пекине. Был депутатом Всекит. собрания нар.
представителей, директором научно-исследоват. ин-та т-ра сицюй (позднее
Академия т-ра сицюи) в Пекине.
Среди лучших реж. работ М. Л.-ф.-спектакли:
"Опьянение Ян Гуй-фэй", "Бо-ван расстаётся с наложницей", "Феникс
возвращается в своё гнездо", "Сон в саду", "Меч вселенной" и др. В 1959
М. Л.-ф. пост. свой последний спектакль "My Гуй-ин становится
главнокомандующим".
М. Л.-ф. - мастер перевоплощения. Созданные им образы изящны,
женственны, тонко и правдиво передают психологию, поведение, внешний
облик сценич. героинь. М. Л.-ф. обладал высокой сценич. культурой, был
блестящим знатоком, т-ра кунъцюй, откуда он заимствовал мелодии и
сложные приёмы вок. исполнения, изучал танц. иск-во Танской эпохи.
Особая пластичность, изящество внешнего рисунка роли, тонкость вокальных
и речевых интонаций отличали сценич. мастерство М. Л.-ф.
М. Л.-ф. трижды посетил Сов. Союз (1935, 1952, 1957), встречался со
Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и др. театр.
деятелями. Соч.: Сорок лет на сцене, пер. с кит., М., 1963.
Лит.: М э и Л а н ь-ф а н и китайский театр. М.-Л., 1935; Образцов
С., Театр китайского народа, М., 1957;
Brecht В., Schriften zum Theater, В., 1957, с. 77-89.
И. Г.
МЭТЫОС (Mathews) - семья английских актёров и театральных деятелей.
Ч а р л з М. (28. VI. 1776-27. VI. 1835). Дебютировал в 1794 в
Дублине. Работал в провинции, преим. в Йорке. С 1803-в Лондоне. Первый
успех - роль Риска, комич. слуги ("Любовь смеётся над Локсми-тами"
Колмена-младшего). Выступал на сцене т-ров "Друрп-Лейн",
"Ковент-Гарден", "Хеймаркет", гастролировал в Париже и Нью-Йорке.
Среди ролей: Зекиил Хоумспан ("Наследник по закону"
Колмена-младшего), Фальстаф; сэр Питер Тизл ("Школа злословия"
Шеридана), Томас Эпплтри ("Офицер-вербов-щпк" Фаркера), Уизл ("Колесо
счастья" Кемберленда), Дон Мануэль ("Она пожелала бы или она не пожелала
бы" Сиббера).
С 1808 М. выступал с исполнением комич. песенок п сценич. шаржей на
своих современников. Обладал редким сценич. темпераментом; великолепно
владел иск-вом имитации. Его талант высоко ценил В. Скотт. В 1828 стал
одним из руководителей т-ра "Адельфи".
Чарлз ДжеймсМ. (26. XII. 1803-24. VI. 1878) - сын Ч. Мэтьюса. В 1835,
после смерти отца, возглавил т-р "Адельфи", но в том же году пере шёл
актёром в т-р "ОлимпиК", сыграв роль Джорджа Рэттлтона в собств. пьесе
"Горбатый любовник". Через три года М. женился на руководительнице этого
театра Э. Вестрис; с 1839 вместе с ней возглавлял театр "Ковент-Гарден"
(пост. комедию Бусико "Лондонская самоуверенность", сыграл в ней роль
Дэзла, 1841, и др. спектакли), а с 1847 -т-р "Ли-цеум". Гастролировал в
США и Канаде (1871-72), в Австралии (1870), Индии (1875). Как и его
отец, М. был комедийным актёром, обладал богатой мимикой, однако уступал
Чарлзу М. в эмоциональности игры.
Среди ролей: сэр Чарлз Колдстрим ("Изнурённый" Бусико), любезный Хоук
(по "Дельцу" Бальзака), Плам-пер ("Хладнокровный" Джерролда), Пуфф, сэр
Чарлз Сёр-фес ("Критик", "Школа злословия" Шеридана).
Лусия Элизабет М. [урожд.-Б а р т о л о ц-ци (Bartolozzi); янв.
1797-8. VIII. 1856]. Известна также как Элиза Вестрис (мадам Вестрис),
по имени своего первого мужа, французского танцовщика А. Вестриса.
Обладала хорошим голосом (контральто) и в течение неск. лет выступала в
Итал. опере в Париже. В 1820 переехала в Лондон, играла на сценах т-ров
"Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Хеймаркет", преим. комедийные роли, в т.
ч. миссис Форд, миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), леди Тизл
("Школа злословия" Шеридана), Люциана, Розалинда ("Как вам это
понравится", "Комедия ошибок" Шекспира). В 1831 возглавила т-р
"Олимпик". М. была первой женщиной-антрепренёром и режиссёром. Обладая
хорошим вкусом, она боролась с рутиной в области актёрской игры и
оформления спектаклей. Стремясь к большей доступности т-ра, снизила цены
на билеты. В 1839 вместе с мужем, Ч. Дж. Мэтью-сом, возглавила т-р
"Ковент-Гарден", где сыграла роли: Оберона ("Сон в летнюю ночь"), Люси
("Опера нищих" Гея), Катерины, леди Анны ("Любовь", "Старые девы"
Ноулса), Грейс ("Лондонская самоуверенность" Бусико), много ролей в муз.
спектаклях. Последнее выступление М. состоялось в 1854.
Лит.: Mathews A., Memoirs of Ch. Mathews. Comedian, v. 1-4, L., 1838;
Life of Ch. J. Mathews, ed. of Ch. Dickens (jr), v. 1-2, L., 1879; С о 1
e m a n J., Players and playwrights I have known, v. 1-2, L., 1888'
Armstrong С. F., A century of great actors. 1750-1850, L., 1912; P l a
n-c h ё J. R., Recollections and reflections, L., 1872, new ed., L.,
1901. ф. Я.
МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall - музыкальный зал) -- вид театров,
дающих концертные представления. Возникли в нач. 18 в. в Англии - в
тавернах (вначале назывались saloon-theatre - кабацкий т-р). В 1830-е
гг. создаются небольшие передвижные т-ры, представления к-рых состоят из
отд. номеров, коротких пьесок, пения, танцев, балаганных представлений.
Эти т-ры получили название М.-х. Один из первых М.-х. был организован в
пригородном "Чайном саду" в лондонском предместье Воксхолл. В 1890 в
Лондоне был создан специальный т-р-М.-х. "Альгам-бра", в к-ром выступали
эстрадные и цирковые артисты, большое внимание уделялось эксцентрике,
гротеску, фарсу и др. комедийным приёмам. В 1904 организован М.-х.
"Колизей", дававший по четыре представления в день. Успех этих и др.
М.-х. привёл к распространению их в нач. 20 в. в др. странах Европы и
Америки. Вначале М.-х. по преимуществу ориентировались на демократич.
зрителя. Посетив в 1903 Лондонский М.-х., В. И. Ленин говорил: "Тут есть
какое-то сатирическое пли скептическое отношение к общепринятому, есть
стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм
обычного. Замысловато, а - интересно" (пит. по кн. : Г о p ь-к и и М..
Собр. соч., т. 17, 1952, с. 16).
Но постепенно европ. и амер. М.-х. становятся типично буржуазными
зрелищами, представления их сводятся к чередованию сценич. трюков,
демонстрации виртуозной техники. В М.-х. всё больше проникают грубость,
пошлость и порнография. Обозрения, ставящиеся М.-х., представляют собой
меха-нич. сочетание экстравагантных приёмов, пышных зрелищ, в них
участвуют обнажённые танцовщицы - гёрлс. Крупнейшие М.-х.:
"Метрополитен", "Палладиум" (Лондон), "Радио-сити М.-х." (Нью-Йорк),
"Му-лен руж", "Казино де Пари" (Париж).
В СССР первый М.-х. был создан в 1923 в саду "Аквариум". Это был
обычный эстрадный т-р. В 1926 в Москве (в помещении 2-го Гос. цирка) был
открыт М.-х., задуманный его создателями как злободневный, остро
сатирич. т-р, в к-ром были отдельные эстрадные номера, объединённые
общим сюжетом.
Однако первые программы моек. М.-х. подверглись справедливой критике,
несмотря на участие в них лучших эстрадных артистов. Ставящиеся здесь
обозрения - монтаж аттракционов "Чудеса тридцатого века" (1928), "С неба
свалились" Гутмана (1929), "Туда, где льды" Типота и Воскресенского,
"Букет моей бабушки" Смирнова-Сокольского, Пессимиста, Гутмана (1929) и
др.-не отличались лит. достоинствами и повторяли приёмы бурж. М.-х.
Большой успех имел спектакль "Артисты варьете" (сценарий Е. Г.
Геркена и Н. О. Волконского, пост. Волконского, худ. М. Левин; в гл.
ролях С. А. Мартинсон и Б. М. Тенин, 1933). Спектакли "Как 14-я дивизия
в рай шла" Д. Бедного (пост. Ф. Н. Каверина, худ. М. М. Сапегин,
композитор Л. М. Пуль-вер, танцы - Э. И. Мэй, 1934) и "Под куполом
цирка" Ильфа, Петрова, Катаева (пост. Ф. Н. Каверина, 1934) -
своеобразные эстрадно-драматич. представления на актуальные темы.
Последующие работы Моск. М.-х. отмечены форма-листич. тенденциями:
"Севильский обольститель" по Тирсо де Молине (1934) и др., что привело к
его закрытию (1935). В Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку и др.
городах также были созданы М.-х., просуществовавшие (из-за отсутствия
репертуара и чётких художеств. принципов) недолго.
В 1941 назв. М.-х. получил Моск. эстрадный т-р. В 1960 создан новый
М.-х., ставящий своей целью создание злободневных обозрений,
объединяющих эстрадные, цирковые, драматич. и балетные номера. Здесь
были пост. обозрения: "Когда загораются звёзды" (1960), "Москва-Венера,
далее везде..." (1961), "Тик-так, тик-так" (1963) Дыховичного,
Слободского.
В странах нар. демократии также возникают новые формы М.-х.,
спектакли к-рых сочетают яркую зре-лищность и значительность содержания,
демонстрируют разл. формы нац. иск-ва (Фридрихштат-палас театр. ГДР).
Лит.: Academie du cirque et du music-hall. Histoire du music-hall.
P., 1954; Green retreats (Vaux-hall), L., 1955;
Jacques-Charles, Cent ans de music-hall, Geneve - P., 1956. Ю. Д.
МЮЛЕШТЕЙН (Muhlestein), Ханс (р. 15.III. 1887) - швейцарский
писатель, драматург, поэт, историк. Творч деятельность начал в 1906
пьесой "Джорджоне". Автор пьес: "Швейцарцы" (1912, т-р "Каммер-шпиле" -
1917, Цюрих) о борьбе швейц. кантонов за независимость; "Диктатор и
смерть" (1932, Драм. т-р - 1933, Берн), отражающей конфликт между
нарождающейся буржуазией и аристократией в 1-й пол. 17 в. Пьеса
"Безбожники" (1932, Драм. т-р, Базель), посв. проблеме религии и атеизма
в Сов. Союзе, полна туманных мистич. рассуждений. Герой пьесы "Слитки