<< Пред.           стр. 558 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Дебютировал в роли Фурманова ("Мятеж" Лавренёва). В 1924 окончил в
 Москве ЦЕТЕТИС, в 1925 - Ин-т дикции и декламации. Затем работал в т-рах
 Баку, Куйбышева (1937-46), Ташкента (1946-52) и др. В 1954-63 - актёр
 Моск. драматич. т-ра. Н. - яркий характерный актёр. Темперамент, сценич.
 обаяние, умение находить острые выразит, детали, колоритные подробности
 отличают творчество актёра. Выступает по радио и телевидению.
  Роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), фельдмаршал Кутузов (о.
 п. Соловьева), Сатин; мистер Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Монтанелли, Артур
 Риварес ("Овод" по о. п. Войнич), граф де Ризоор ("Фландрия" Сарду),
 Басов ("Дачники"), Фамусов; Андросов ("Человек с портфелем"), Бен Акиба,
 Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Л. Ним.
  НИКОНОВ, Михаил Семёнович [14 (27). X. 1911- 13. I. 1964] - рус. сов.
 театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1931. В 1949 окончил
 театроведческий ф-т ГИТИСа. Работал ответств. секретарём секции культуры
 Моссовета (1932-37), зам. директора Т-ра им. Мейерхольда (1937-38),
 директором моск. т-ров - Госцентюза (1938-41), Т-ра им. Ермоловой
 (1945-50), Сатиры (1950-56), Моссовета (1957-64). Был зам. председателя
 президиума Совета ВТО (1942- 1944). Н. обладал большими организаторскими
 способностями, боролся за идейно-худ ожеств. качество спектаклей, за
 актуальный совр. сов. репертуар. За время его работы в руководимых им
 т-рах были осуществлены значит, пост.: "Старые друзья" Малюгина,
 "Счастье" Павленко, "Пушкин" Глобы (Т-р им. Ермоловой), "Свадьба с
 приданым" Дьяконова, "Баня" и "Клоп" (Моск. т-р Сатиры), "Дали
 неоглядные" Вирты, "Битва в пути" Николаевой п Радзинского, "Совесть"
 Павловой (Т-р им. Моссовета).
  Лит.: М. С. Никонов [Некролог], газ. "Вечерняя Москва", 1964, 15
 янв., Ко 12, с. 3. М.Лифш. \
  НИКОСТРАТ (гАйзтрто?) (4 в. дон. э.)- др.-греч. 1 комедиограф.
 Представитель средней аттической комедии. Жил в Афинах. По утверждению
 др.-греч. филолога Аполлодора, был одним из сыновей Аристофана.
 Сохранилось ок. 20 назв. комедий Н. ("Геката", "Цари", "Богатство",
 "Гесиод" и др.) и не-значит. фрагменты с бытовой тематикой.
  Соч.: Е d m о n d s J. М., The fragments of attic comedy, v. 2,
 Leyden, 1959. Н.Зем.
  НИКУЛ‚СКУ (Niculesku), Маргарита (р. 4. I. 1926) - рум. режиссёр
 кукольного т-ра. Засл. арт. РНР (1962). В 1953 окончила Театр. ин-т в
 Бухаресте. С 1948, со дня основания т-ра "Цэндэрикэ", стала директором и
 худ. руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Юмор на ниточках"
 (1953), "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (1958), "Книга
 Аполлодора" Наума (1962) и др. Режиссёрское иск-во Н. характеризуется
 остротой формы, яркой фантазией. Творчество Н. способствовало развитию
 совр. рум. т-ра кукол, она воспитала мн. актёров, режиссёров и
 драматургов. Н. - лауреат междунар. фестивалей т-ров кукол (1958, 1962).
 Автор монографии В театре кукол" (1957).
  Соч.: Vivat Unima!, "Teatrul", Buc., 1958, .No 3; Despre teatrul de
 papusi, Вис., 1957; Куклы на сцене, "Народная Румыния", 1955, JSTa 3; К
 нам приехал Образцов, там же, 1957, .N" 6.
  Лит.: Театр, 1961, ј 7, с. 176-82. Н. См. и С. Др.
  НИКУЛ‚СКУ-БАСУ (Niculescu-Basu), Джордже (8.IV.1882-19.X.1964) -рум.
 артист оперы (бас). Нар. арт. РНР (1952). В 1903-04 пел в хоре и был
 солистом в опереточной труппе Н. Поенару. До 1921 работал в провинции. В
 1921-55 - солист Бухарестского т-ра оперы и балета. Гастролировал в
 Палермо, Пар-ме, Милане и др. городах Италии, в Вене, Париже (совм. с
 Дж. Энеску). Вёл педагогическую деятельность.
  Партии: Дон Базилпо; Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Кецал
 ("Проданная невеста"), Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы), Джанни Скикки
 (о. п. Пуччини), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст"), Погнер
 ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Фигаро, Лепорелло ("Свадьба
 Фигаро", "Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Плум-кет
 ("Марта" Флотова), Барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Линдорф,
 Коппелиус, Даппертутто, Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Боярин
 ("Начинается день" Ноттара), Кончак ("Князь Игорь") и др.
  Соч.: Cum am cintat eu..., Buc., 2 ed., 1961. А.Ив.
  НИКУЛИН, Вениамин Иванович (1866-1953) - русский актёр, театр.
 деятель. Отец писателя Л. В. Никулина. С 1886 играл в провинции (Минск,
 т-во актёров; Вильно, труппа Незлобина; Владикавказ). Его игра
 отличалась тонкостью, проникновенностью. Роли: Хлестаков, Тартюф; Пастор
 ("Родина" Зудер-мана), Ранцев ("Ольга Ранцева" Марковича) и др. Выступал
 как антрепренёр (с 1897). Н. привлекал в свои т-ры видных актёров. В его
 антрепризах выступали Л. К. Людвигов, В. М. Петипа, А. М. Звездич, М. К.
 Стрельский, В. И. Неронов и др. Деятельность Н. носила просветительский
 характер. Он устраивал бесплатные спектакли для учащихся и солдат,
 спектакли с пониженной оплатой билетов. В т-рах Н. читались лекции и
 рефераты. В 20-х гг. Н. уехал за границу (США).
  Соч.: К десятилетию съезда сценических деятелей, "Театр и искусство",
 1907, ј 9; Баку в 1905 году, "Вестник работников искусств", 1925, ј 9.
  Ли7п.: "Театр и искусство", 1909, .No 3; 1911. .M' 7; Г а-рянов П.
 А., Актеры, [Челябинск], 1957. А. Кл.
  НИКУЛИН, Лев Вениаминович р. 8 (20). V. 1891]-рус. сов. писатель,
 драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Учился в Моск. коммерч.
 пн-те. Лит. деятельность начал в 1910. Автор псторпч. романов, повестей,
 пародий, мемуаров, лит. и театр. воспоминаний - "Жизнь есть деяние"
 (1938), "Люди русского искусства" (1947), "Фёдор Шаляпин" (1954). Первая
 пьеса Н. - "На Волге" (1919, Кронштадтский т-р Балтфлота). В дальнейшем
 Н. написал пьесы: "Последний день Парижской Коммуны" (1919, Киев, т-р
 Агитпросвета), "114 статья", "Склока" (совм. с Ардовым, 1926, Моск. т-р
 Сатиры), "Инженер Мерц" (1928, Т-р б. Корш), "Дело рядового Шибунина"
 (1936, Т-р им. МОСПС), "Порт-Артур" (1938, там же) и др. Гос. пр. СССР
 (1952) за роман "России верные сыны".
  Соч.: Последний день Парижской Коммуны, Самара, 1921; Инженер Мерц
 ("Высшая мера"), Л.- М., 1928; Склока, М., 1928; Сочинения, т. 1-3, М.,
 1956; Люди и странствия. Воспоминания и встречи, М., 1962. В. Дм.
  НИКУЛИНА, Надежда Алексеевна [по мужу - Д м и т р ие в а; 12 (24).
 VIII. 1845, Москва,- 5. VII. 1923, там же] - рус. актриса. С 1859,
 будучи воспитанницей Моск. театр. уч-ща (занималась у В. А. Дмитревского
 и И. В. Самарина), выступала на сцене Малого т-ра гл. обр. в комедийных
 и водевильных ролях. Пользовалась советами М. С. Щепкина. По окончании
 уч-ща была принята в труппу Малого т-ра (1863). Наивная
 непосредственность, живость и естественность игры Н. обратили на неё
 внимание А. Н. Островского, к-рый специально для молодой актрисы написал
 роль Верочки в пьесе "Шутники" (Н. исполнила эту роль в 1864). В
 последующие годы Островский создал целый ряд ролей для Н. в своих
 пьесах, проходил с ней эти роли. Он писал:
  "... лучшая блестящая ingenue, Никулина, - совсем мое создание"
 (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 246). Пьесы Островского стали основой
 репертуара Н. Она играла Полину ("Доходное место", 1864), Оленьку
 ("Старый друг лучше новых двух", 1866), Надю ("Воспитанница", 1866),
 Татьяну ("Грех да беда на кого не живёт", 1868), Варвару ("Гроза",
 1873). Н. первая в Малом т-ре исполнила роли царицы Анны ("Василиса
 Мелентьева", 1868), Лебёдкиной ("Поздняя любовь", 1873), Купавы
 ("Снегурочка", 1873), Глафиры ("Волки и овцы", 1875), Поликсены ("Правда
 - хорошо, а счастье лучше", 1876), Софьи Сергеевны ("Невольницы", 1880),
 Смельской ("Таланты и поклонники", 1881), Коринкиной ("Без вины
 виноватые", 1884) и др. Шедевры Н. - роли Варвары и Глафиры. Сочная
 комедийная и характерная актриса, в совершенстве владевшая иск-вом
 сценич. речи, мимики, Н. в драм. ролях достигала искренности
 переживаний, взволнованности чувств (царица Анна, Купава). В рус.
 классич. репертуаре Н. играла также Марью Антоновну ("Ревизор", 1867),
 Лизу ("Горе от ума", 1868). В зап. классике особенно удавались актрисе
 роли в пьесах Мольера - Марианна (1867) и Дорина (1868) в "Тартюфе",
 Фрозина в "Скупом" (1873), Зер-бинетта в "Проделках Скапена" (1875).
 Перейдя от ролей резвушек, плутовок, служанок, кокеток-интриганок к
 характерным ролям пожилых женщин, Н. продолжала и в этих ролях пленять
 зрителей жизнерадостностью своего иск-ва, обаянием, простодушной
 непосредственностью и артистичностью, весёлостью и светлым юмором,
 заразительным темпераментом. Среди лучших ролей Н. этого периода - Анна
 Андреевна ("Ревизор", 1883), Толбухина ("Плоды просвещения", 1891),
 Мамаева и Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1886, 1905),
 Гурмыжская ("Лес", 1900). С 1914 Н. по состоянию здоровья не могла
 участвовать в спектаклях (значилась "на покое по болезни"), но за
 заслуги числилась в труппе до конца жизни.
  Др. роли: Глаша ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Лёлечка
 ("Блуждающие огни" Антропова, 1873), Глаша ("Хрущёвские помещики"
 Федотова, 1888), Анисья ("Власть тьмы", 1895), Куикли ("Виндзорские
 проказницы" Шекспира, 1890), Марселина ("Женитьба Фигаро", 1910), миссис
 Пирпойнт ("На полпути" Пинеро, 1912) и др.
  Лит.: Н. А. Никулина, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, СПБ, кн. 3, приложение,
 с. 1-8; Н. А. Никулина, "Студия", 1911, ј 11, 10 дек., с. 10; P о с с и
 e в П., Обольстительный талант, "ЕИТ". Сезон 1912, СПБ, вып. 1, с. 54;
 Н. А. Никулина, в кн.:Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и
 впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 39-50; Н. А. Никулина, в кн.: Ленин
 М., 50 лет в театре. Театральные мемуары, М., 1957, с. 143-44, 162;
  Турчанинова E. Д., Н.А. Никулина, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959,
 с. 69-72. Е. Фил.
  НИЛЬСЕН (Nielsen) - дат. актёры. 1) Николай Петер (28. VI. 1795-13.
 III. 1860). Играл в любит, спектаклях. В 1820 дебютировал на сцене
 Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца жизни. Крупнейший
 трагедийный актёр, Н. воплотил в своём иск-ве лучшие черты романтич.
 школы дат. т-ра. Образы, создаваемые Н., особенно герои трагедий
 Эленшлегера, выражали героико-патриотич. идеалы передовой части
 общества. У Н. была высокая, стройная фигура, крупные, красивые черты
 лица, отличный голос (нередко исполнял оперные партии) . Исполнит.
 манере Н. были чужды выспрен-ная патетика, ходульность, он раскрывал
 сложность и богатство духовного мира своих героев, противоречивость
 личных устремлений и обществ, долга.
  Лучшие роли: Ярл Хокон и Эйнар Тамбешельвер ("Ярл Хокон"
 Эленшлегера), Аксель, Торденскьольд ("Ак-сель и Вальборг",
 "Торденскьольд" Эленшлегера), Палем ("Мулат" Андерсена), Макбет; Эгмонт
 (о. п. Гёте), Карл Моор.
  2) А н н а (4. IX. 1803-20. VII. 1856) - жена и постоянная партнёрша
 Н. П. Нильсена. С 1821 работала в Королевском т-ре. Играя роли в
 трагедиях Эленшлегера (мн. из к-рых были предназначены драматургом для
 неё), актриса наделяла своих героинь нравственной стойкостью, духовной
 силой, к-рые контрастировали с её хрупким, нежным внешним обликом. Осн.
 черты дарования Н. были близки творч. манере Н. П. Нильсена: глубокое
 раскрытие обществ. содержания, психологии героинь, гражданств,
 направленность, активное утверждение идеалов чести и верности,
 патриотизма.
  Лучшие роли: Вальборг, Софья, Хельга, Сигне" Харриет ("Аксель и
 Вальборг", "Эрик и Абель", "Стеркод-дер", "Хагбард и Сигне",
 "Торденскьольд" Эленшлегера), фру Хельвиг ("Дом Свена Дюринга" Херца),
 леди Макбет.
  Н. играла также в комедиях и водевилях, но с меньшим успехом.
  Лит.: Oversko u Т., Den danske skueplads..., del. 5-6, Kbh., 1875-76;
 Hansen P., Den danske skueplads, [bd 2], Kbh., [1889-93]. Вл. М.
  НИЛЬСЕН (Nielsen), Карл Август (9. VI. 1865- 3-Х. 1931) - дат.
 композитор, дирижёр. Образование получил в Копенгагенской консерватории
 у Н. Гаде и др. Творч. деятельность начал скрипачом в придворном
 оркестре. В 1908-14 Н. - капельмейстер Королевского т-ра, в
 1915-27дирижёр Муз. об-ва в Копенгагене. С 1915 вёл педагогич. работу в
 консерватории там же (с 1931-директор). Написал оперы "Саул и Давид"
 (1902, Копенгаген), "Маскарад" (1906, там же) на сюжет о. п. Л.
 Хольберга, музыку к пьесам А. Эленшлегера "Аладдин" (1918), X. Роде
 "Мать" (1920) и др., соч. в разл. жанрах. Самобытное дарование Н.
 противостояло влиянию модернистских направлений европ. музыки,
 композитор опирался в своём творчестве на нар. мелос Скандинавии.
  С о ч.: My childhood, L., [1953]; Min fynske Barndom [Nyt opl.],
 Kbh., 1954; Levende music, [Nyt opi.], Kbh., 1957
  Лит.: Meyer Т., Schandorf Petersen F. Carl Nielsen. Kunstneren og
 mennesket, en biografi, bd l-2 Kbh., 1947-48; Nielsen K. J.. Carl
 Nielsen, [Kbh. 1956].
  НИЛЬСЕН (Nielsen), Ханс Якоб (1897-1957) - норв. режиссёр и актёр. В
 1922 дебютировал как актёр, с 1925 начал заниматься режиссурой. Работал
 в т-рах Бергена, Тронхейма, в 1928-33 - в Нац. т-ре (Осло). В 1933-34,
 1946-50 возглавлял Норв. т-р (Осло), в 1934-39 - "Национальную сцену"
 (Берген), в 1950-54 - Hap. т-р (Осло). Н. боролся за сценич. реализм, за
 демократич. иск-во, исполненное жизнеутверждения и активного гуманизма.
  Роли: Гамлет; Пер Гюнт, Нильс Стенсон, Фальк (о.п., "Фру Ингер из
 Эстрота", "Комедия любви" Ибсена), Дарн-лей, Крейер ("Мария Стюарт в
 Шотландии", "Свыше наших сил" Бьёрнсона), Кетиль ("Атлантический океан"
 Грига), Аксель ("Раковина" Крога), Левен ("Сад Герта" Хейберга).
  Неоднократно гастролировал в ролях Гамлета и Пер Гюнта в Дании,
 Швеции, Голландии.
  Лучшие пост.: "Гамлет" и "Укрощение строптивой", "Йеппе с горы", "Жан
 де Франс", "Улисс из Итаки" Хольберга, "Мать", "Из жизни насекомых"
 Чапека, "Кондитерская Кранес" Сандель.
  Важным событием в обществ, и театр. жизни Норвегии 30-х гг. была
 пост. Н. революц. драмы Н. Грига "Наша честь, наше могущество" (1935).
 Оживлённую дискуссию вызвала интерпретация "Пер Гюнта" (1954), осн. идеи
 к-рой были изложены Н. в брошюре ""Пер Гюнт" - антиромантическое
 произведение".
  Лит.: Dalgard O., Det Norske Teatret. 1913-1953, Oslo, 1953. Вл. М.
  НИЛЬСКИЙ, Александр Александрович [наст. фам.-Нплус; 10(22). XII.
 1840-31.VII (12.VIII). 1899]-рус. актёр. По окончании Петерб. театр.
 уч-ща был принят в Александринский т-р; служил здесь в 1860-83 и в
 1892-97. В 1883-89 гастролировал в провинции, а также на частных сценах
 Петербурга (т-ры Неметтп, Панаевский) и Москвы (Т-р Корша). В 4889-92
 был антрепренёром Александровского т-ра в Гельсингфорсе. Роли: Гамлет,
 Карл Моор, Фердинанд, Жадов, Чацкий, Хлестаков и др. Первым сыграл роль
 Годунова в пьесе "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого в 1867, позже
 исполнял роль Грозного. Выступал в пьесах В. А. Крылова, П. П. Гне-дича,
 И. В. Шпажинского. В 1892 H. перешёл на роли стариков: Лемм ("Дворянское
 гнездо" по Тургеневу), Пехтерьев ("Завтрак у предводителя" Тургенева).
  Соч.: Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, 2 изд., СПБ, [1900].
  Лит.: Плещеев А. А., За кулисами, "Исторический вестник", 1910, ј 8;
 "Театр и искусство", 1899, ј 32; О с т -ровский А.Н., Бурдин Ф.А.,
 Неизданные письма..., М-, 1923.
  НЙЛЬСОН (Nilsson), Биргит (р. 17.V.1921) - швед. артистка оперы. Род.
 в крестьянской семье. В детстве пела и играла на органе в церкви. Пению
 училась в 1941-46 в Королевской муз. академии в Стокгольме. В 1947
 дебютировала на сцене Королевской оперы там же в партии Агаты ("Вольный
 стрелок"). В 1947-51 была солисткой этого т-ра, затем с большим успехом
 выступала на фестивалях в Глайндборне и Байрёйте. С 1957 регулярно пела
 на сцене т-ра "Ковент-Гарден". С 1960 - солистка т-ра
 "Метрополитен-опера". Гастролирует в крупнейших т-рах мира; в 1964 в
 составе труппы т-ра "Ла Скала" выступала в Москве. Одна из выдающихся
 певиц 20 в. После К. Флагстад H. - лучшая совр. исполнительница
 вагнеровского репертуара. Обладает экспрессивным голосом блестящего,
 насыщенного тембра. Трактовке Н. присущи редкая одухотворённость и
 высокий лиризм. Особой поэтичностью, обаянием женственности и душевной
 красотой отличается созданный Н. образ Изольды в муз. драме Вагнера
 "Тристан и Изольда". Н. с успехом исполняет партии в итал. операх,
 продолжая лучшие традиции бель канто. Выступает и как камерная певица.
  Партии: Брунгильда, Эльза, Елизавета ("Кольцо Нибс-лунга",
 "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта), Елена
 ("Мефистофель" Бойто), Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Турандот, Минни
 ("Турандот", "Девушка с Запада" Пуччини), Тоска, Аида; Саломея (о. п. Р.
 Штрауса), Урсула ("Художник Матис" Хиндемита).
  Лит.: "Муз. жизнь", 1964, N 20, с. 5-6; "Сов. музыка", 1965, .No 1,
 с. 67-68. Be. T.
  НЙЛЬСОН (Nilsson), Кристина (20. VIII. 1843- 22. XI. 1921) - швед.
 артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Ф. Бервальда в Стокгольме;
 совершенствовалась в Париже. В 1864 дебютировала в парижском "Т-ре
 лирик". Работала в этом т-ре до 1867. Партии: донна Эльвира, Царица ночи
 ("Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). В 1867 впервые выступила в
 Лондоне и Бирмингеме в ролях Маргариты ("Фауст") и Виолетты. В 1868 пела
 в т-рах "Гранд-Опера" (Офелия в "Гамлете" Тома) и "Ковент-Гарден" (Лючия
 ди Ламмермур в о. п. Доницетти, Керубино в "Свадьбе Фигаро" Моцарта).
 Пела также в ораториях Генделя и Гайдна. Гастролировала в Америке,
 странах Скандинавии, в Германии, Австрии и др. В 1888 оставила сцепу.
  Партии: Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Графиня ("Свадьба
 Фигаро"), Дездемона ("Отелло" Россини), Эльза ("Лоэнгрин"), Елена
 ("Мефистофель" Бойто) и др.
  Лит.: Carlsson В., Christine Nilsson, Stockh., 1921; N o r 1 i n d
 I., Christine Nilsson, Stockh., 1923;
  Lofgren M. L., Christine Nilsson, Stockh., 1944.
 
  НЙЛЬСОН (Nilsson), Свен (р. 11. V. 1898) - швед. артист оперы (бас).
 Значит, часть артистич. деятельности Н. протекала в Германии. В 1930-44
 был солистом Дрезденской оперы. Много гастролировал в др. странах,
 завоевав славу одного из выдающихся певцов своего времени. С 1946
 выступал в Королевской опере (Стокгольм), с 1950 - в т-ре
 "Метрополитен-опера". Н. обладал прекрасно обработанным голосом густого,
 сочного тембра, замечат. дикцией.
  Партии: Роланд, Марк, Гурнеманц, Хундинг, Хаген, Генрих, Ландграф
 ("Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Валькирия",
 "Гибель богов", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), Агамемнон ("Ифигения в
 Авлидс" Глюка), Банко ("Макбет" Верди), Кончак ("Князь Игорь"),, Гремин
 ("Евгений Онегин") и др. Bc . T.
  НЙМАН (Niemann), Альберт (15. I. 1831 - 13. I. 1917) - нем. артист
 оперы (тенор). В 1849 работал хористом в т-ре г. Дессау; с 1852 пел в
 Галле, с 1853 в Берлине и др. городах Германии. В Инстербурге Н. впервые
 выступил в партии Тангейзера в о. п. Вагнера. В 1855 выступил в
 Ганновере в партии Лоэн-грина п это окончательно утвердило Н. как одного
 из; лучших исполнителей вагнеровского репертуара. В 1863
 совершенствовался у П. Виардо-Гарсиа в Баден-Бадене. С 1864 в течение 25
 лет Н. пел в Королевской опере в Берлине. У Н. было редкое сочетание
 вок. и артистич. данных (И. Кайнц назвал Н. "самым великим артистом
 Германии"). Выступал в ораториях Генделя ("Иуда Маккавей" и др.). Лучшие
 партии в операх:
  Тангейзер, Лоэнгрин, Радамес; Ахилл ("Ифигения Авлиде" Глюка), Иосиф
 (о. п. Мегюля), Фауст и др,
  Лит.: Sternfeld R., Albert Niemann, В., 1904;
  Wagner R., Mein Leben, Lpz., 1911; L e h m a n n L., Mein Weg, Lpz.,
 191У, 2. Aufl., 1920; Briefwechsel von Niemann mit Wagner, hrsg. von W.
 Altmann, B., 1924. Ал.M.
  НЙМАН, Роман Вильгельмович (5. XI. 1881 - 23. IV. 1951) - эст. театр.
 художник и живописец. Учился в Петербурге в уч-ще Штиглица (1900-06),
 затем во Франции, Норвегии и Италии. В 1910-13 служил в Петербурге при
 Дирекции имп. т-ров, работал в мастерской А. Шервашидзе. В 1913 переехал

<< Пред.           стр. 558 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу