<< Пред. стр. 570 (из 913) След. >>
1943, Лейпциг), "Триумф Афродиты" (1953, Милан); муз. трагедии наантичные сюжеты: "Антигона" по о. п. Софокла впер. Ф. Гёльдерлина (1949,
Зальцбург), "Эдип-царь" (1959, Штутгарт), и др. Глубоко оригинальный
композитор, О.-экспериментатор; у него нет опер в собств. смысле слова,
он стремится к новому "синтезу иск-в". В его произв. музыка, слово и
движение сочетаются в ритмич. единстве. Характерные черты творчества
О.использование средств античного т-ра, ср.-век. мистерии, комедии дель
арте, оперы барокко, т-ра Шекспира, из к-рых О. берёт их нар. и
оптимистич. начало, особые формы театр. условности (сцена на сцене,
параллельное действие и т. д.). О. применяет разл., в т. ч. старинные,
муз. формы, либр. на мн. языках - от др.-греч. до баварского диалекта.
Несмотря на нек-рую абстрактность мировоззрения О., его творчество в
целом утверждает гуманистич. принципы и связано с передовыми идеями
современности. Произв. О. исполняются во всём мире, в т. ч. в Сов. Союзе
- "Carmina burana" (1961, Дом союзов, Москва) и "Умница" (1964, Радио,
Москва).
Лит.: Леонтьева О., Карл Орф, М., 1964; С. Orff. Ein Bericht in Wort
und Bild, Mainz, [1955]; L i es s A., C. Orff. Idee und Welt, [Z.],
1955; Wagner W. und S с h a f e r W. E., C. Orff, Bayreuth, 1955; K e i
k e r t I., Die musikalische Form in den Werken C. Orff's, Regensburg,
1957. Ал. M.
"ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА" -опера X В Глюка в двух редакциях: 1) итал.
("Orpheo ed Euridice") - либр. Р. Каль-цабиджи, пост. 5 окт. 1762,
"Бургтеатр", Вена (Эвридика - Бьянки, Орфей - Гваданьи, Амур - Ла
Глеберо Клаваро). 2) Франц. ("Orphee")-либр. П. Л. Молина (переработка
либр. Кальцабиджи), пост. 2 авг. 1774, Академия музыки ("Гранд-Опера"),
Париж (Орфей - Ле Гро, Эвридика - Арну, Амур-Розали), в 1859 пост. т-р
"Лирик", в нов. ред. Г. Берлиоза (Орфей - Виардо-Гарсиа). Опера
ставилась (в разных ред.) во мн. т-рах мира.
В России впервые пост. на итал. яз. в 1782 в Петербурге. На рус. яз.
пост. 15 апр. 1868, Мариинский т-р (Орфей - Лавровская, Эвридика -
Ирецкая, Амур - Платонова). 1897, Товарищество частной оперы, Москва
(дирижёр Эспо-зито, худ. Коровин). 1911, Мариинский т-р (пер.
В.Коломий-цова, дирижёр Направник, реж. Мейерхольд, худ. Головин,
балетм. Фокин; Орфей - Собинов, Эвридика - Кузнецова). На сов. сцене
впервые пост. 1 мая 1919, б. Мариинский т-р (дирижёр Фительберг, пост,
Мейерхольда и Фокина, худ. Головин, возобн. Монахова и Чекрыгина; Орфей
- Пиотровский, Эвридика - Бриан, Амур - Коваленко). 1939, Гос. ансамбль
оперы под рук. Козловского, Москва (дирижёры Орлов и Акулов, балетм.
Голейзовский; Орфей - Максакова, Эвридика - Шаповалова, Блаженная тень -
Степанова). Др. пост.: Таллин (1960), в концертном исполнении - Одесса
(1940), Ташкент (1948).
Издания: "О. и Э.", партитура. Р., A. Durand et Pils, ls. d.];
клавир, рус. текст И. Тюменева, М., Юрген-сон, [1894], рус. перевод В.
Коломийцова, СПБ, Бессель, t6- г.]. Я.Гр.
ОРФ‚НОВ, Анатолий Иванович [р. 17(30).Х. 1908] - рус. сов. артист
оперы (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз.
политехникум, в 1953 - Моск. консерваторию. В 1933 - артист хора, в
1934-44 - солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского (с 1941 - Муз. т-р
им. Станиславского и Немировича-Данченко). В 1942-55- солист Большого
т-ра. О. обладает лёгким, подвижным голосом мягкого тембра. Исполнению
О. присущи тонкая музыкальность, задушевность.
Партии: Ленский, Синодал, Берендей; Юродивый ("Борис Годунов"),
Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Вашек ("Проданная невеста"), дон
Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Ершов ("Суворов" Василенко), Дед
("Морозко" Красева), Белкин ("Станционный смотритель" В. Крюкова),
Альмавива Альфред. Герцог, Фауст и др.
С 1950 ведёт педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных
(Москва). В 1954-59 - худ. рук. вок. группы Всесоюзного радио. С 1963
заведует оперной труппой Большого т-ра. Автор монографии "Творческий
путь Л. В. Собинова" (1965). Л. Ш.
ОРХЕСТРА (орт]сттрас - центр, часть т-ра, от opeo}JLoci - танцую) -
осн. древнейшая часть т-ра в Др. Греции. В 5 в. до н. э. О. была местом
выступления хора и актёров. Представляла собой круглую площадку
(диаметром 20 м и более) с утрамбованным земляным полом. В центре О.
находился жертвенник Дионису, подчёркивающий культовую основу раннего
греч. т-ра. Позже жертвенник был заменён храмом Диониса, входящим в
ансамбль театр. сооружений. С конца 5 в. до н. э. с перенесением
действия пьесы на проскений значение О. как сценич. площадки
увеличивается. В эллинистич. т-ре О. использовалась только как место для
выступлений хора. Поскольку в др.-рим. драме хор отсутствовал и действие
было перенесено на сценич. площадку, размеры О. были уменьшены и она
получила форму полукруга. В период Римской империи О. использовались для
игр гладиаторов и морских боёв (см. Навмахия}.
Лит. см. при ст. ст. Древнегреческий театр и Древиерим-ский театр.
Над. М.
"ОСАДА ГЕНТА" - назв. оперы Дж. Мейербера Пророк" на рус. сцене
(позднее-"Иоанн Лейденский").
ОСАНАИ, Каору (26.VII.1881-25.XII.1928) - япон. писатель, драматург,
театр. деятель, режиссёр. Один из зачинателей движения за создание совр.
драмы - сингэки. В 1904 написал первую пьесу "Невоеннообязанный". В 1909
совм. с актёром т-ра Кабуки Итикава Садандзи II организовал первый в
Японии т-р совр. драмы - "Дзию гэкидзё" ("Свободный т-р"), где в 1909
пост. пьесу "Йун Габриэль Боркман" Иб' сена, в 1910 - "На дне". В 1912
жил в России, изучал театр. иск-во, посещал спектакли МХТ, встречался с
К. С. Станиславским. По возвращении пост. новый вариант "На дне" (1913),
в к-ром повторил пост. МХТ. В 1919 т-р "Дзию гэкидзё" был закрыт. В 1924
совм. с реж. Хидзиката Еси организовал т-р "Цукидзи сёгэкидзё" (малый
т-р Цукидзи) и стал одним из его руководителей. Среди пост. О. в этом
т-ре
(в период 1924-B): "Вишнёвый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня",
"Ревизор", "Привидения", "Венецианский купец" и др. В 1927 посетил СССР;
вернувшись, реорганизовал т-р "Цукидзи сёгэкидзё", стремясь превратить
его в т-р, живо откликающийся на совр. политич. события, создающий
спектакли высокого художеств. качества.
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960;
Кубо Сакаэ, Осанаи Каору. Токио, 1947;
Мидзусина Харуки, Осанаи Каору то "Цукидзи сёгэкидзё", Токио, 1954
(на япон. яз.). Л. Г.
ОСБОРН (Osborne), Джон (р. 12.XII.1929) - англ. драматург. Творч.
деятельность начал в 1949. Один из первых драматургов лит. направления,
получившего назв. "сердитые молодые люди" (50-е гг.). Первая пьеса
О."Оглянись во гневе" (1956), написана в традициях драматургии Б. Шоу.
Герой пьесы порицает бурж. Англию, её лицемерную верность косным
традициям, он бросает упрёк и новому "потерянному по-кЬлению", к-рое
лишено твёрдых убеждений и идеалов. В пьесе "Комедиант" (1957) О.
сопоставляет мировоз-врение неск. поколений и подчёркивает иллюзорность
существования "доброй старой Англии". О. осмеивает Двуличие англ. совр.
об-ва, в к-ром о правде рассуждают лгуны (феерия "Мир Поля Слики",
1958), где Люди ценятся по одежде (фарс "Кровь Бамбергов", 1962), для
достижения успеха продаётся совесть (драмы "Эпитафия Джорджу Диллону",
1954, "Неприемлемое свидетельство", 1964), за мещанской
благопристойностью скрываются тайные пороки (фарс "Проотая бандероль",
1962).
В 60-е гг. О. обратился к историч. темам:
"Скандальная история и тема для размышлений"
(1960) - драматич. повесть о религиозном преследовании в
викторианской Англии; трагедия "Лютер"
(1961) - о значении личности и народа в историч. развитии. Для
драматургии О. характерны публицистичность, отказ от внешнего
драматизма, обилие Пространных, импульсивных монологов, затрудняющих
общение героев, скрытый лиризм, символич. подтекст. Все пьесы О. впервые
были пост. в "Инглиш стэйдж компани" (Лондон). Драмы О. ставятся в т-рах
мн. стран.
Соч.: Оглянись во гневе, М., 1959.
Лит.: Современный английский театр, М., 1963; 3 и н-г е р м а н Б.,
Жан Вилар и другие..., М., 1964, с. 212-239;
А 1 I s о р К., The angry decade..., L., 1958. Дм. Ш.
ОСВЕЦЙМСКИЙ, Владимир Иванович (22. VI. 1886- 4.ХП. 1955) -рус. сов.
актёр. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Сценич.
деятельность начал в труппе М. Т. Строева, затем работал в т-рах
Петербурга, Одессы, Витебска, Риги, в моск. Малом т-ре, Ленингр. т-ре
драмы им. Пушкина. В 1936-48 - актёр Киевского т-ра им. Леси Украинки, в
1948-55 - Одесского рус. драм. т-ра им. Иванова.
Роли: Каренин ("Живой труп"), Фамусов; Ванюшин ("Дети Ванюшина"
Найдёнова), Егор Булычев; Иван Коломийцев ("Последние"), Захар Бардин
Враги"), Тетерев ("Мещане"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Берсенев
("Разлом"), Фаюнин
("Нашествие"), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Окаё-мов ("Машенька"
Афиногенова), Фирс ("Вишнёвый сад") и ДР. Р. Ь1.
"ОСВОБОЖД‚ННЫЙ ТЕАТР" (Osvobozene divadlo)-чехословацкий т-р политич.
сатиры. Осн. в 1925 в Праге реж. И. Гонзлем и И. Фрейкой. В репертуаре
т-ра были сатирич. комедии Я. Вериха и И. Восковца, пьесы В. Незвала, И.
Волькера, В. Ванчуры, А. Гофмейстера. Музыку к спектаклям писал
композитор Я. Ежек. Пьесы были проникнуты злободневными политич.
намёками, в них сатирически изображалась бурж. действительность.
Спектаклям, близким к политич. обозрениям, придавалась форма
своеобразного т-ра масок, где главными действующими лицами были два
клоуна - Восковец и Верих (V-j-W). Большое место занимала импровизация.
Одним из постоянных критиков т-ра был Ю. Фучик. Накануне оккупации
Чехословакии (1938) "О. т." был закрыт. После освобождения страны (1945)
т-р возобновил свою деятельность. С 1957 переименован в т-р "А ВЦ".
Лит.: Obs t М., S ch е г 1 А., К dejinam ceske divadelni avantgardy,
Praha,. 1962. Л. Сол
ОСЕТИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы дра мы заключены в осет. нар.
творчестве, в частности в осет. эпосе. Зрелищный характер носили обряды
и нар. празднества. В 1895 основоположник осет. лит-ры К. Хетагуров
написал первую пьесу "Дуня" на рус. яз. В годы подготовки первой рус.
революции зарождается нац. драматургия. Среди первых осет. драматургов
Е. Бритаев, Б. Гуржибеков, затем Р. Кочисова, Д. Короев, А. Токаев. Их
пьесы ставились любит, кружками. Одна из лучших пьес Бритае-ва -
социально-бытовая драма "Две сестры"; в его трагедии "Амран" создан
образ кавказского Проме-тея. Б. Гуржибеков в комедии "Глупец" показал
наступление капитала на осетинскую деревню. Первая писательница-осетинка
Р. Кочисова написала пьесы: "Лгун" ("Наш пристав сошёл с ума"), "Завет
отца, или Моя любовь", "Солнце - мой свидетель, земля - мстительница за
меня". В этих пьесах раскрывается реакц. сущность адатов, высмеиваются
представители царской администрации, рассказывается о судьбе
женщины-горянки. Взяточничество, произвол власть имущих стали темой
сатирич. комедии Д. Короева "Не я был, кошка была". Против темноты и
суеверия направлена его пьеса "Гадалка". Социальную несправедливость
обличает в пьесе "Белые вороны" Токаев. В этой пьесе создан образ
стяжателя, ставшего жертвой своей неуёмной жадности.
В первые послереволюц. годы появились пьесы:
"Идущие к счастью", "Ос-Багатар" Ц. Гадиева, "Ма-риам", "Белый туман"
Д. Кусова и др. Открытие Сев.-Осет. и Юго-Осет. (1931, 1935) т-ров
явилось стимулом для широкого развития нац. драматургии. Были созданы
пьесы "Кто кого?" Ч. Бегизова, "Село всколыхнулось" С. Кулаева, "К
жизни" Б. Боциева и Г. Плиева, "Пастуший хутор" М. Шавлохова, "Дети
рабыни" Д. Мамсурова, "Коста" Джанаева и Епхиева, комедии "Свадьба",
"Невеста" Г. Джимиева. Большой популярностью пользовались пьесы Д.
Кусова "Земля", "Певец народа" и "Мать сирот" Д. Туаева. Эти пьесы поев.
преим. темам борьбы с пережитками прошлого, положению женщины-горянки.
Борьбу за установление Сов. власти в Юж. Осетии показывает пьеса К.
Фарниона "Прощай".
Во время Великой Отечеств, войны Г. Джимиев написал драму "Чёрный
туман", изображающую злодеяния врага в оккупированных районах, силу
патриотизма, единство советского народа. Легендарным героям, боровшимся
за свободу своего народа, отстаивавшим человеческое достоинство в борьбе
против несправедливости, посвятил свои пьесы "Вождь Ба-гатар", "Сыновья
Бата", "Афхардты Хасапа" Д.Мамсу-ров. Оборону Кавказа показывали драмы
Д. Кусова "Проклятый" и М. Шавло-хова "Партизаны". Большим успехом
пользовалась лирич. комедия Д. Туа-ева "Желание сердца", положившая
начало популярному впоследствии в О. д. жанру муз. комедии. В
последующие годы продолжали появляться пьесы на темы войны: "Похищение"
Р. Хубецовой, "Сказание об отважных" Т. Бесаева, "Непокорённый народ" В.
Гаглоева. Однако развитие драматургии отставало от требований т-ра.
Постановление ЦК ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению" (1946) мобилизовало осет. писателей и деятелей т-ров на
создание совр. сценич. произв. Сев.-Осет. т-р начал работать с молодыми
драматургами. На сценах т-ров были пост. пьесы: "Наши друзья" Хубецовой
о жизни Сев. Осетии в первые послевоен. годы, перестройке сознания
людей, пьеса Е. А. Уруймаго-вой "Враги", написанная автором по её же
роману "Навстречу жизни" ("Осетины"). В этой пьесе, действие к-рой
происходит накануне революции 1905, были созданы значительные,
психологически углублённые образы. Уруймагова написала также пьесу "На
восходе" о революц. событиях в Осетии, о деятельности Кирова и
Орджоникидзе на Кавказе. Широкую популярность завоевала комедия А.
Токаева "Женихи". В ней отображена жизнь социалистич. Осетии, созданы
образы новых людей.
Первым произв. О. д. о рабочем классе Сев. Осетии была пьеса о
горняках Садона "Под белой горой" Д. Туаева; о горняках Юж. Осетии
написал пьесу "Дыхание гор" Р. Чочиев. Нар. героям прошлого поев. свои
пьесы С. Кайтов ("Таймураз"), Н. Джусоев ("Или свобода или смерть"), Д.
Джиоев ("Илико"), Н. Гаг-лоев ("Исак") и др. Среди историко-легендарных
пьес особое значение получила трагедия в стихах Г. Плиева "Чермен".
Осет. драматурги стремятся показать единство героя и народа, высокий
героизм нар. масс. В комедийном жанре написаны "Приёмная дочь" Т.
Епхиева, высмеивающая старые реакц. обычаи, "Дудар и его друзья" С.
Хачирова и "Золотое яблоко" В. Гаглоева, обличающие разбазаривание
обществ. средств. Гражданской войне в Осетии, её героям поев. пьесы
"Хадзимет Рамонов" Кусова, драма "Мстители" Д. Темиряева и "Братья"
Цопанова. Проблемы взаимосвязи личного и общественного, воспитания,
семьи, сов. морали ставят пьесы: "Замират" Хубецовой, "Разлад в семье"
X. Цопанова, "Легенда о любви" Гаглоева, "Зарета" Токаева, "Пересол
вызывает жажду" А. Макеева, "Похождения Мурата" М. Цаликова и др.
Проблемы нового быта, новой основы взаимоотношений людей затрагивают
также и пьесы "Залина В. Гаглоева, "Одна ночь" Т. Кариаевой, "Две
свадьбы" 3. Бритаевой и Н. Саламова, "Сердце матери" С. Кайтова.
Широкое распространение получили в О. д. лирич. и муз. комедии.
Созданы оперетты на либретто Хубецовой и Хугаева ("Весенняя песня",
"Вольная борьба") и др.
Лит.: Ц а б а е-в В. Г., Юго-Осетинский театр, Цхинвали, 1961;
Осетинская сов. драматургия. Краткий указатель лит-ры, Орджоникидзе,
1960. Аза X.
ОСЕТИНСКИЙ ТЕАТР -см*. Северо-Осетинский театр и Юго-Осетинский
театр.
ОСИПЕНКО, Алла Евгеньевна (р. 16.VI.1932) - русская советская
артистка балета. Народная артистка РСФСР (1960). После окончания
Ленингр. хорео-графич. уч-ща (класс А. Я. Вагановой) в 1950 была принята
в труппу Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. С 1954- солистка
труппы.
Партии: Одетта-Одиллия, Раймонда; Панночка ("Тарас Бульба"
Соловьёва-Седого), Сари ("Тропою грома" Караева) Хозяйка Медной горы
("Каменный цветок" Прокофьева) Любимая ("Берег надежды" Петрова),
Мехменэ-Бану ("Ле ген да о любви" Меликова) и др. бСИПОВ, Пётр
Николаевич (р.27.1.1900) -чуваш. сов. драматург, актёр, режиссёр. Один
из основателей чуваш, т-ра. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1940). Чл.
Коммунистич. партии с 1946. Окончил Казанский ун-т. С 1918 -актёр (роли
-Подколёсин, Митрофанушка, Миллер и др.), в 1927-30- гл. режиссёр Чуваш,
т-ра (Чебоксары). Первая пьеса -"Соперники" (1918). Автор пьес "Айдар"
(1924)-о прошлом чуваш. народа, "Кужар" (1920) - о классовой борьбе в
чувашской деревне, "Симфония будней" (1935)- о чуваш. интеллигенции,
"Заветная мечта" (1960) - о рождении чуваш, т-ра. Пьесы О. отличаются
сценичностью, использованием устно-поэтич. нар. творчества, окрашены
сочным нац. колоритом. Они способствовали становлению чуваш, сов.
драматургии. Написал либретто оперы "Прерванный вальс" (1963).
Соч.: Пьесасем, Чебоксары, 1960; Айдар, Чебоксары, 1964.
Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956, с. 97-105; Максиме в-К о ш к и н с к и и И., П. Н.
Осипов, "Ялав", 1960,.J 1; Терентьев П., Осипов-драматург, "Таван атал",
1960, кн. 1 (на чуваш, яз.). ф. р.
ОСИПЯН, Нина Ованесовна (р. 14.IV.1913) - армянская советская
актриса. Народная артистка Азерб. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с
1942. В 1934 окончила театр. студию при арм. Бакинском т-ре и была
принята в арм. т-р в Степанакерте.
Роли: Маргарит, Сусан ("Из-за чести", "Намус" Ширванзаде), Севиль,
Алмас (о. п. Джабарлы), Хураман ("Вагиф" Вургуна), Джемма ("Овод" по
Войнич), Эмилия ("Отелло"), Кручинина;
Гертруда ("Мачеха" Бальзака) К. Кае.
ОСИС, Янис Аугустович [р. 23.VI(5. VII).1895]-латышский сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1956). Учился в Пет-рогр. университете. Одновременно
начал актёрскую деятельность в латышском Петрогр. Новом т-ре (1916).
После провозглашения Сов. власти в Латвии (1919) О. вернулся в Ригу и
стал актёром Рабочего т-ра Сов. Латвии (Нац. т-р, затем Т-р драмы Латв.
ССР). Учителями О. были А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Н. О.
Массалитинов. О.- выдающийся представитель реалистического актёрского
иск-ва Латвии. Исполнял характерные роли. Выразительность, чёткость
внутр. и внешнего рисунка роли, богатство психологических оттенков, сила
социальной типизации - характерные черты творчества актёра. О. тяготеет
к сочным контрастным краскам, но с мастерством владеет и иск-вом
полутонов.
Роли: Левий, Барин, Микула, Минтаут ("Иосиф и его братья", 1920,
"Играл я, плясал", 1921, "Илья Муромец", 1928, "Индулис и Ария", 1938,
Райниса), царь Эдип (о. п. Софокла, 1922), Калибан ("Буря" Шекспира
1926), Фальстаф ("Виндзорские кумушки" Шекспира, 122, 1936, 1947),
Тартюф (1922, 1946); Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Га уптма
на, 1932), Йун Габриель Боркман (о. п. Ибсена, 1936) и др.
В сов. т-ре О. создал замечательные образы Фамусова (1950),
Городничего (1952); Забелина, Гвозди-лина ("Кремлёвские куранты", 1947,
"Третья патетическая", 1958). С огромной силой разоблачал О.
представителей латышской буржуазии в ролях Гаро-зы ("Сын рыбака" Лациса,
1949), Ванага ("Земля зелёная" У пита, 1950), Цеплиса (о. п. Розита,
1953). Среди лучших ролей также Полоний ("Гамлет", 1959), Роплайнис
("Блудный сын" Блаумана, 1962). Создал образ Карла Маркса ("Гражданин
мира" Щеглова, 1957). Гос. пр. СССР (1950, 1951). Снимался в кино. Лит.:
G г e v i n s V., Janis Osis, Riga, 1962. В. Ф.
ОСКАЛ-ООЛ - сов. цирковые артисты, по нац. тувинцы, группу
возглавляет Владимир Базарович Оскал (р. 1920). Засл. арт. РСФСР (1954).
В 1939 он" окончил уч-ще циркового иск-ва, в 1939-45 - артист цирка при