<< Пред.           стр. 572 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 гротеска ("Горячее сердце"), символику ("Гроза"), фантастику
 ("Воевода"), устно-народное творчество (песня - "Бедность не порок",
 "Гроза", "Снегурочка"; сказка п легенда - "Воевода"; нар. драма -
 "Бедность не порок", "Комик XVII столетия"). Строго подчиняя все
 средства развития действия раскрытию осн. сюжетного конфликта, О.
 достигает отчётливой выразительности любого диалога, монолога, эпизода и
 действующего лица, строгой логич. последовательности и стройности их
 расположения. Пьесы О. сценически действенны, художественно
 многообразны. Яркому воплощению содержания пьес О., их сценичности
 содействует не только композиционное иск-во, но и их язык. О. -
 выдающийся знаток рус. речи ("чародей языка" - по выражению Горького).
 Язык действующих лиц О. отличается конкретно-историч. и вместе с тем
 глубоко обобщённой, типич. достоверностью. Используя разл. особенности
 разговорной речи изображаемых социальных групп О. придаёт действующим
 лицам законченную пластич. чеканность, убедительную живость, бытовую
 колоритность определённого времени и места.
  Творчество О., стремившегося к возможно более широкому и полному
 изображению жизни, отличается видовым многообразием. О. писал комедии,
 драмы, историч. хроники, сцены; среди его произв. - трагедия и драм.
 сказка. Но жанровое своеобразие драматургии О. заключается и в
 сложности, объёмности его пьес, в смелом смещении писателем "чистых"
 признаков драмы или комедии, интриги, положений, характеров и т. д. В
 его пьесах сочетаются драматич. и комич. элементы. Драмы и комедии О. не
 являются пьесами характеров, интриги, положений в старом понимании этих
 жанров. Добролюбов назвал их "пьесами жизни". Почти в любой пьесе О.
 находятся элементы социально-бытовые, социально-психоло-гич. и т. д.
 Так, напр., "Гроза" - социально-бытовая пьеса, но в ней отчётливо
 проступают социально-по-литич. мотивы. Пьеса "На всякого мудреца
 довольно простоты" - социально-политическая, но в ней широко рисуется
 быт и нравы дворянства. "Бесприданница" - социально-психологическая
 драма, отражающая в то же время бытовые особенности провинциальной
 дворянско-буржуазной России. О., подчёркивая своеобразие своей
 драматургии, называл её реально-бытовой. В отличие от Грибоедова,
 Пушкина и Гоголя, реализм О. приобрёл новые жизненные и художественные
 черты. Стремясь воспроизвести общественные типы "как можно реальнее и
 правдивее", О. углублял их социально-бытовой облик, полнее рисовал
 окружающую среду и тщательнее, конкретнее раскрывал особенности речи
 персонажей. "Вы один,- писал Островскому И. А. Гончаров,- достроили
 здание, в основании которого положили краеугольные камни Фон-Визин,
 Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью
 сказать: ,,У нас есть свой русский, национальный театр...4*" (Собр.
 соч., т. 8, 1955, с. 491-92). Творчество О. определило всё дальнейшее
 развитие рус. драм. лит-ры, а также драматургии др. народов СССР (пьесы
 А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького, Г. Сундукяна, А. Цагарели, И.
 Карпенко-Карого и др.).
  Появление в т-ре пьес О. открыло новый этап в развитии рус.
 реалистич. актёрского иск-ва, способствовало воспитанию целого поколения
 актёров-реалистов. Характерные черты этой школы - тенденция к
 социально-бытовой обрисовке характеров, раскрытию их нац. специфики,
 поиски идеала в образе человека из народа. Первой пьесой О., пост. в
 Малом т-ре (подготовкой спектакля руководил сам автор), была комедия "Не
 в свои сани не садись" (1853). "Взвился заиавес,- вспоминал И. Ф.
 Горбунов,- и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того
 неслыханный со сцены; появились живые люди..." (Полн. собр. соч., т. 2,
 СПБ, 1904, с. 377). В спектакле в роли Русакова выступил П. М.
 Садовский. Его дарование, раскрывшееся и окрепшее на драматургии О.,
 способствовало возникновению новой актёрской школы (см. Искусство
 актёра). В том же году Малый т-р пост. комедию "Бедная невеста" (Марья
 Андреевна - Е. Н. Васильева). Подлинным триумфом драматурга стала
 премьера в Малом т-ре комедии "Бедность не порок" (1854), в к-рой
 Садовский исполнил одну из своих лучших ролей - Любима Тор-цова. В Малом
 т-ре были также пост. "Доходное место" (1863), "На всякого мудреца
 довольно простоты" (1868), "Лес" (1871), "Правда - хорошо, а счастье
 лучше" (1876), "Последняя жертва" (1877), "Бесприданница" (1878).
 Огромными событиями театральной жизни стали спектакли: "Гроза" (1859),
 "Шутники" (1864), "Горячее сердце" (1869),"Таланты и поклонники" (1881),
 "Без вины виноватые" (1884). В "Грозе" в гл. роли выступила Л. П.
 Косицкая, к-рую О. считал "идеальной Катериной"; роль Тихона стала
 лучшей ролью С. В. Васильева, замечательной исполнительницей роли
 Кабанихи была С. П. Акимова. В спектакле "Гроза" в Александрийском т-ре
 (в том же году) проявилась трагедийная глубина таланта А. Е. Мартынова
 (Тихон); образы Кабанихи и Катерины были созданы Ю. Н. Линской и Ф. А.
 Снетковой. На драматургии О. сложились дарования актёрской семьи
 Садовских (Пров Михайлович, Михаил Прович, Ольга Осиповна), С. В.
 Васильева, Л. П. Косицкой, Е. Н. Васильевой и мн. др. Свои лучшие роли в
 его пьесах создали М. Н. Ермолова (Негина), П. А. Стрепетова (Катерина),
 Г. Н. Федотова (Кручинина), Н. X. и К. Н. Рыбаковы (Несчастливцев), В.
 Ф. Комиссаржевская (Лариса).
  Воспитанию актёров реалистич. направления О. содействовал и как
 режиссёр. Он принимал непос-редств. участие в пост. своих пьес в Малом
 т-ре. "Я,- писал он,- близко сошелся с артистами и всеми силами старался
 быть им полезным своими знаниями и способностями. Школа естественной и
 выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и
 которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась
 одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия"
 (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 66). Драматург считал, что настоящий,
 образцовый, истинно художеств. т-р обязан верно отражать жизнь, создавая
 на сцене её полную иллюзию. Пропагандируя сценич. реализм, О. доказывал
 его враждебность натурализму. Одним из осн. условий подлинно-худ ожеств.
 спектакля он считал наличие актёрского ансамбля. Свои пьесы, предназнач.
 для постановки в Малом т-ре, О. читал у себя дома, в самом театре и у
 ведущих артистов. Этим чтением драматург сообщал каждой роли "тон",
 направление для сценич. выражения. Кроме того, он "проходил с каждым его
 роль отдельно". Выступая как режиссёр-новатор, О. руководствовался в
 сценич. раскрытии пьес определёнными социально-эстетич. задачами,
 стремлением последовательно реалистически воплощать идеи и образы.
 Драматург следил за тем, чтобы актёр передавал "верность и
 характерность" языка пьесы. В своих наставлениях актёрам О. опирался на
 весь предшествующий опыт прогрессивного сценич. иск-ва, на лит.-театр.
 статьи Белинского, а с 60-х гг.- на работы И. М. Сеченова. О. считал,
 что правда жизни должна находить своё отражение и в костюмах, и в
 декорациях спектакля. Требуя обстановки, "близкой к жизненной правде"
 (см. там же, с. 338), О. в то же время всегда решительно отвергал
 натуралистич. декорации, был нетерпим к фотографич. копировке
 социально-бытовой, историч. обстановки во всех её подробностях и
 деталях. Участие О. в постановках своих пьес имело огромное значение для
 Малого т-ра, к-рый превосходил в этот период Александрийский т-р и
 художественной дисциплиной, и единством труппы. А. А. Плещеев, вспоминая
 40-60-е гг., писал: "в Малом театре не играли, а священнодействовали.
 Это были не спектакли, а концерты".
  Пьесы О. вызывали в театр. кругах ожесточённые споры. К его произв.
 недоброжелательно относилась не только дирекция имп. т-ров,
 аристократич. публика, но и значительная часть актёров, привыкших к
 сценич. штампам. На протяжении всей своей лит.-театр. деятельности О.
 пришлось вести борьбу за свои реалистич. принципы. Пьесы, поставленные с
 его помощью и хорошо принимаемые зрителями, показывались много реже, чем
 произв. др. авторов. С 1869 О. писал в дирекцию имп. т-ров, в
 министерства двора и иные инстанции множество "записок", в к-рых
 доказывал необходимость повышения идейного и художеств. уровня
 репертуара, передачи управления т-ра-ми в руки мастеров сценич. иск-ва,
 укрепления труппы талантливыми, образованными артистами, открытия драм.
 классов в театр. школе, самостоятельности моск. т-ров. Желание О.
 содействовать преобразованию сцены привело его к решению идти на службу
 в имп. т-ры. С 1-го янв. 1886 он приступил к исполнению обязанностей
 начальника репертуара моск. т-ров. Резко изменяя характер подготовки
 спектаклей в Малом т-ре, он начал вводить многократные читки пьес и
 генеральные репетиции в костюмах, усилил режиссуру. Заботясь о серьёзном
 и постоянном обновлении репертуара Малого театра, О. создал репертуарный
 совет, в к-рый вошли крупные деятели лит-ры, историки т-ра и критики. Он
 начал приглашать в т-р молодых актёров, наметил ввод дублёров в
 спектакли, широко практиковал пробные спектакли ("закрытые дебюты").
 Особое внимание уделял О. организации драм. классов театр. школы. Повёл
 борьбу с методами бюрократич. руководства т-ром. О. был полон замыслов о
 коренном преобразовании сценич. иск-ва, но смерть помешала их
 воплощению.
  Будучи выдающимся драматургом, а также режиссёром своих пьес,
 воспитателем замечательных актёров, О. приобрёл известность и как
 крупный обществ. деятель. В 1865 А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн,
 писатель В. Ф. Одоевский, артист П. М. Садовский и др. организовали
 "Артистич. кружок". Здесь были воспитаны мн. талантливые актёры из
 любителей, часто выступали провинциальные актёры (что сЬздавало
 возможность для их творч. и культурного общения). В "Артистич. кружке"
 начали свою сценич. деятельность М. П. Садовский, О. О. Садовская, В. А.
 Макшеев, А. М. Максимов, А. А. Дюбюк и др., играли П. А. Стрепетова, М.
 И. Писарев, Н. X. Рыбаков, Н. К. Милославский и др. "Артистич. кружок"
 явился колыбелью мн. последующих обществ, организаций. Здесь родилась
 мысль о создании Моск. филармонич. об-ва, появился замысел организации
 Об-ва драм. писателей, возникла и осуществилась идея частных театров. В
 1870 было создано Собрание рус. драм. писателей, на основе к-рого в 1874
 создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов
 бессменным председателем к-рого с 1874 и до конца жизни был О. Он
 стремился превратить Об-во в организацию, содействующую развитию
 отечеств. драм. и сценич. иск-ва. О. удалось увеличить оплату драм.
 произв., учредить ежегодную Грибоедовскую премию за лучшую пьесу сезона
 и создать профессиональную библиотеку. Но многие его намерения (создание
 в Москве нар. т-ра и др.) остались неосуществлёнными.
  Жизненный путь О. был нелёгким. Драматург писал свои пьесы, постоянно
 нуждаясь, добивался их постановки, преодолевая сопротивление не только
 драм. цензуры, (были запрещены, кроме уже указанных пьес, "Доходное
 место", "Воспитанница", "Козьма Минин..."), но часто и Дирекции имп.
 т-ров. Консервативная Е примыкающая к ней либеральная критика встречала
 его пьесы по преимуществу враждебно. Но передовая критика, прогрессивная
 общественность уже при жизни О. оценили его творч. деятельность как
 поучительный образец высокого служения родине, как патриотич. подвиг
 истинно нар. драматурга. Великая правда жизни, воплощённая в
 художественно совершенных образах, органич. слияние демокра-тич.
 содержания с блестящей формой, высочайшего реалистич. мастерства с
 простотой и доступностью обусловили вечно живую ценность пьес О.
  По произв. О. были созданы оперы "Гроза" Каш-перова (1867, либр. О.),
 "Воевода" Чайковского
  (1869), "Вражья сила" Серова (1871), "Снегурочка" (1882); "Катя
 Кабанова" Яначека (1921).
  Будучи человеком разносторонне образованным, О. выступал как
 переводчик, пропагандируя лучшие произв. иностр. драматургии - Шекспира,
 Гольдони, Джакометти и др. Он перевёл индийскую драму "Дэвадаси"
 ("Баядерка"), укр. пьесу Г. Ф. Квитки-Основьяненко "Щира любовь"
 ("Искренняя любовь, или Милый дороже счастья").
  Творчество О. оказало огромное влияние и на развитие сов. сценич.
 иск-ва. Его пьесы прочно вошли в репертуар сов. т-ра и в первую очередь
 Малого т-ра. Лучшие постановки Малого театра в сов. время:
  "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Лес" (1937), "Правда
 - хорошо, а счастье лучше" (1941), "Волки и овцы" (1944), "Бедность не
 порок" (1946). Огромным событием театр. жизни стал пост. К. С.
 Станиславским спектакль "Горячее сердце" (1926, МХАТ). Среди лучших
 постановок пьес О. в сов. т-ре также - "Последняя жертва" (1944), "Лес"
 (1948), "Поздняя любовь" (1949) в МХАТе, "Бешеные деньги" (1945) в Моск.
 т-ре им. Ермоловой, "Пучина" (1955) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина и
 др. Выдающиеся образы в пьесах О. создали И. М. Москвин (Хлынов -
 "Горячее сердце"), М. М. Тарханов (Град обоев, там же), В. Н. Пашенная
 (Евгения - "На бойком месте"), Б. А. Горин-Гор яи-нов (Счастливцев), В.
 А. Мичурина-Самойлова (Гур-мыжская), Б. Г. Добронравов (Тихон), Е. П.
 Корчагина-Александровская и В. Н. Рыжова (Улита - "Лес"), Д. Н. Орлов
 (Юсов - "Доходное место"), М. И. Бабанова (Полина, там же), Н. К.
 Черкасов (Буланов - "Лес"), Ю. В. Толубеев (Шмага, Хлынов), С. А.
 Мартинсон (Карандышев - "Бесприданница"), В. С. Якут (Кучумов - "Бешеные
 деньги"), В. Н. Попова (Катерина и Лариса), Ф. Кадри (Катерина и
 Лариса), С. Ишантураева и Б. Кыдыкеева (Катерина), Л. О. Гриценко
 (Лариса) и мн. др.
  Произв. О. переведены на мн. языки, ставятся за рубежом.
  Драм. соч.: [1-я дата - написание, 2-я - первые постановки,
 состоявшиеся в Малом и Александрийском т-рах, 3-я дата - пост. в
 Александрийском т-ре (если спектакль осуществлён не в том же году, что и
 в Малом); одна дата даётся в том случае, если все три даты совпадают]:
 "Картина семейного счастья" (1847, 1857, 1857), "Свои люди - сочтемся"
 (сначала наз. "Банкрот", 1849, 1861), "Бедная невеста" (1851, 1853),
 "Утро молодого человека" (1850, 1853), "Не в свои сани не садись" (1852,
 1853), "Бедность не порок" (1853, 1854), "Не так живи, как хочется"
 (1854; дек. 1854 и янв. 1855), "В чужом пиру похмелье" (1855, 1856),
 "Доходное место" (1856, 1863), "Праздничный сон до обеда" (1857, 1857),
 "Не сошлись характерами" (1857, 1858), "Воспитанница" (1858, 1863),
 "Гроза" (1859), "Старый друг лучше новых двух" (1860). "Свои собаки
 грызутся, чужая не приставай" (1861), "За чем пойдешь, то и найдешь"
 ("Женитьба Бальзаминова", 1861, 1863), "Козьма Захарьич Минин-Сухорук"
 (1-я ред. 1861; 2-я ред. 1866; 1867, 1866), "Грех да беда на кого не
 живет" (1862, 1863), "Тяжелые дни" (1863), "Шутники" (1864), "Воевода"
 (1864, 1865), "На бойком месте" (1865), "Пучина" (1865, 1866), "Дмитрий
 Самозванец и Василий Шуйский" (1866, 1867, 1872), "Василиса Мелентьева"
 (совм. с С. Гедеоновым; 1867, 1868). "Тушино" (1866, 1867). "На всякого
 мудреца..." (1868), "Горячее сердце" (1868. 1869), "Заблудшие овцы"
 (1869), "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1870, 1871), "Не все коту
 масленица" (1871. 1871, 1872). "Не было ни гроша да вдруг алтын" (1871,
 1872), "Комик XVII столетия" (1872, 1872, 1894), "Снегурочка" (1873,
 1873. на сцене Большого т-ра; 1900), "Поздняя любовь" (1873), "Трудовой
 хлеб" (1874), "Пока" (1874), "Волки и овцы" (1875), "Богатые невесты"
 (1875)" "Правда - хорошо, а счастье лучше" (1876), "Последняя жертва"
 (1877), "Счастливый день" (совм. с Н. Я. Соловьёвым; 1877), "Женитьба
 Белугина" ("Конец - делу венец", совм. с Н. Я. Соловьёвым; 1877, 1877,
 1878), "Бесприданница" (1878), "Сердце не камень" (1879), "Добрый барин"
 (1879, шутка в одном действии), "Дикарка" (совм. с Н. Я. Соловьёвым;
 1879), "Невольницы" (1880), "Светит да не греет" (совм. с Н. Я.
 Соловьёвым; 1880). "Блажь" (совм. с П. М. Невежиным; 1880, 1880, 1881),
 "Старое по-новому" (совм. с П. М. Невежиным; 1882. 1882, 1883). "Таланты
 и поклонники" (1881. 1881, 1882). "Красавец-мужчина" (1882, 1882. 1883).
 "Без вины виноватые" (1883, 1884), "Не от мира сего" (1884. 1885),
 "Воевода" (2-я ред. 1885. 1886). Соч.: Соч., т. 1-2, изд. Г. А.
 Кушелева-Безбородко, СПБ, 1859; Полн. собр. сочинений, под ред. М. И.
 Писарева, т. 1-12, СПБ, 1904-1909 (Драматические сочинения, написанные
 совм. с Н. Я. Соловьевым и П. М. Невежиным, вошли вт. 11 и 12); Полн.
 собр. сочинений, т. 1-16, М., 1949-53; Собр. соч., т. 1-10, М., 1959-60;
 Драматические переводы, т. 1-2, СПБ, 1886; Дневники и письма. Театр
 Островского, под ред. Вл. Филиппова, М.-Л., 1937.
  Лит.: Чернышевский Н.Г., Бедность не порок, Комедия А.
 Островского..., Полн. собр. сочинений в пятнадцати томах, т. 2, М.,
 1949; его же, ["Доходное место" Островского], там же,т. 4, М., 1948, с.
 731-35; Добролюбов Н. А., Темное царство. (Сочинения А. Островского. Два
 тома, СПБ, 1859), Собр. соч. в трех томах, т. 2, М., 1952; е г о же. Луч
 света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского,
 СПБ, 1860), там же, т. 3, М., 1952; его же, "Воспитанница", комедия А.
 Н. Островского, там же, т. 2, М., 1952; Некрасов Н. А., Заметки о
 журналах, Полн. собр. сочинений и писем, т. 9, М., 1950; Писарев Д. И.,
 Мотивы русской драмы, Сочинения в четырех томах, т. 2" М., 1955;
 Плеханов Г. В., Добролюбов и Островский, в кн.: Литература и эстетика,
 т. 1, М., 1958, с. 529; А. Н. Островский в русской критике. Сб. статей.
 Вступит, ст. и прим. Г. И. Владыкина, 2 доп. изд., М., 1953; Кашин Н.
 П., Этюды об Островском, т. 1-2, М., 1912-13; Мендельсон Н. М.,
 Александр Николаевич Островский в воспоминаниях современников и его
 письмах, М., 1923; А. Н. Островский-драматург. К шестидесятилетию со дня
 смерти. 1886-1946, М., 1946;
  Ревякин А. И., Н. А. Островский. Жизнь и творчество, М., 1949; его ж
 е, А. Н. Островский в Щелыкове, Кострома, 1957; е г о ж е, "Гроза". А.
 Н. Островского, 3 изд., М., 1962; его же, Москва в жизни и творчестве А.
 Н. Островского, М., 1962; Державин К. Н., Островский, в кн.:
  История русской литературы, т. 8, ч. 2, М.-Л., 1956;
  Уманская М., Русская историческая драматургия 60-х годов XIX века,
 "Уч. зап. Саратовского гос. пед. ин-та", Вольск, 1958, вып. 35; Л о т м
 а н Л., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М.-Л., 1961;
 А. Н. Островский. Сб. статей и материалов, М., 1962; Холодов Е.,
 Мастерство Островского, М., 1963; А. Н. Островский и русские
 композиторы. Письма, под общ. редакцией Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова,
 М.-Л., 1937; Линии А. [М.], Литература по А. Н. Островскому, под общ.
 ред. А. В. Баг-рия, Владикавказ, 19 24; Ревякин А. И., Островский и его
 современник (Островский в воспоминаниях современников), М.-Л., 1931;
 Коган Л. Р., Летопись жизни и творчества А. Н. Островского, М., 1953;
 Пирогов Г. П., А. Н. Островский. Семинарий, Л., 1962. А. Рев.
  ОСТРОВСКИЙ, Николай Алексеевич [16(29). IX. 1904-22.XII.1936] - рус.
 сов. писатель. Член Ком-мунистич. партии с 1924. Роман О. "Как
 закалялась сталь" (1935) - одно из лучших произв. сов. лит-ры, имеющее
 огромное воспитательное и общественно-поли-тич. значение, был
 инсценирован и вошёл в репертуар сов. т-ра. 1-я инсценировка (И. Я.
 Судакова и Ю. Э. Ге-гузина) была пост. в 1937 в моск. Т-ре рабочей
 молодёжи (реж. Судаков; Павел - Шпрингфельд, Жухрай-Соловьёв, Тоня -
 Половикова). Среди др. спектаклей - пост. Груз. ТЮЗа (1937),
 Свердловского ТЮЗа (1938), Ленингр. т-ра драмы им.Пушкина (1947,
 Корчагин - Борисов), Центр, детского т-ра (1947), харьковского Т-ра им.
 Шевченко (1952), Рижского ТЮЗа (1953) и мн. др. По мотивам этого романа
 Б. Фен стер и Ю. Слонимский написали либретто балета "Юность" Чулаки
 (1949, Ленингр. Малый.оперный т-р). Инсценирован также и второй,
 незаконченный роман О. "Рождённые бурей" (1938, Куйбышевский т-р им.
 20-летия ВЛКСМ и Свердловский ТЮЗ).
  Лит.: "Театр", 1947. .ј 8; 1954, .Me 9. ОСТРОГРАДСКИЙ, Фёдор
 Дмитриевич [р. 1(13).!. 1881 ] - рус. сов. театр. деятель. В 1900
 окончил Моск. балетное уч-ще и был зачислен в труппу Большого т-ра. В
 1909 участвовал в "Русских сезонах за границей" С. П. Дягилева. После
 Окт. революции был чл. Совета Большого т-ра. В 1924-32 работал в Оперной
 студии К. С. Станиславского (зам. директора; директор - К. С.
 Станиславский), преобразованной впоследствии в Оперный т-р им. К. С.
 Станиславского. С 1945 начал лит. работу. Автор очерков и воспоминаний.
  Соч.: К. С. Станиславский и оперный театр его имени в 1924-1933, в
 сб.: К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования, М., 1955
 (Театральное наследство, т. 1).

<< Пред.           стр. 572 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу