<< Пред. стр. 582 (из 913) След. >>
псевдо-историч. трагедии, П. призывал к созданию произв., реалистическиотражающих совр. жизнь, К этому периоду творчества П. относятся повесть
"Высокочтимые попрошайки" (1881), комедия "Дядя Багдасар" (1886) и
др.Эти произв., отмеченные сатирич. остротой, яркой художественностью,
демократич. идеями, принесли П. славу. В своих пьесах П. выступал против
частнособственнич. порядков, зло высмеивал "патриархальные" нравы,
хищничество власть имущих, низкопоклонство мещан, слепое подражание
франц. быту, банкротство бурж. морали. Пьесы П. получили долгую сценич.
жизнь. Персонажи этих пьес (дядя Багдасар, Абисогом-ага, Манук-ага и
др.) отличаются силой художеств. обобщения, яркостью психологич.
характеристик. Используя лучшие традиции античных и зап.-европ.
комедиографов (Аристофана, Мольера, Гольд они и др.), П. создал
самобытные произв. нац. драматургии, отразившие современную ему жизнь,
достоверно и многообразно, в самых сложных её проявлениях. С 90-х гг. 19
в. его комедии были поставлены армянскими театрами всего мира. "Дядя
Багдасар", "Высокочтимые попрошайки", "Восточный дантист", "Льстец"
сохраняются в репертуаре сов. т-ров (т-ры им. Г. Сундукяна,
Ленинаканский, Бакинский и др. арм. т-ры). Пьесы П. шли на рус.
(Москва), укр. (Киев, Львов), арабской (Алеп), турецкой (Стамбул) и др.
сценах. Драматургия П. стала школой актёрского мастерства, в его пьесах
выступали выдающиеся арм. актёры: А. Вруйр, О. Зари-фян, О. Абелян, А.
Хачанян, Ц. Америкян, Г. Нер-сесян (роль дяди Багдасара). Его пьесы
ставили реж. Р. Симонов, Л. Калантар, В. Аджемян и др.
Соч.: Дядя Багдасар, пер. с арм.,М., 1937, М.-Л., 1940;
Избранное, М., 1950; Полное собр. соч., т. 1-11, Ереван, 1931-48 (на
арм. яз.); Собр. соч. в 10 томах, т. 1, Ереван, 1962.
Лит.: Степанян Г. X., Акоп Паронян, Ереван, 1964; его же, Очерк
истории западно-арм. театра, т. 1, Ереван, 1962 (на арм. яз.). Г. Т.-С.
"ПАРСИФАЛЬ" ("Parsifal")- опера-мистерия Р. Ваг-пера, либр.
композитора по эпич. поэме Вольфрама фон Эшенбаха. Пост. 26 июля 1882 в
Байрёйте (дирижёр- Леви;
Амфортас - Рейхман, Титурель - Киндерман, Гурне-манц - Скариа,
Парсифаль - Винкельман, Клингзор - Хилл, Кундри - Матерна). В 1903 пост.
в Нью-Йорке (на нем. яз.), в 1904 - в Бостоне, в 1905 - в Амстердаме (на
нем. яз.) В 1914 пост. в Берлине, Праге, Будапеште, Риме, Мадриде, Вене,
Лондоне, Дрездене, Париже и др.
В России впервые пост. 21 дек. 1913 в Петербурге, в Большом т-ре Нар.
дома (Парсифаль - Куклин, Кундри - Литвин, Гурнеманц - Селиванов,
Амфортас -Григоров, Клингзор - Ильин); в 1914 - в Петрограде, в т-ре
Муа. драмы (пер. Коломийцова, дирижёр Шнеефогт, пост. Лапицкого, худ.
Плачек; Парсифаль - Каншин, Кундри - Веселов-ская, Клингзор - Левин,
Амфортас - Мозжухин, Титурель - Гуляев).
Издания: "П.", партитура, Mainz, B. Schott's Sohne, [s. а.]; клавир,
рус. перевод Be. Чешихина, М., Юргенсон, [1898]; рус. перевод В.
Коломийцова, М., Юргенсон, [б. г.]. Я. Гр.
ПАРСОВ ТЕАТР, театр парсов (парсы - население Индии, исповедующее
зороастризм),- принятое в Индии назв. группы коммерч. театр. компаний.
Первая компания - "Ориентал тиэтрикал ком-пани" была организована парсом
Патонджи Фрамд-жи в 70-х гг. 19 в. в Бомбее. Вслед за ней появились и
др. театр. труппы ("Алфред тиэтрикал компании, "Джубили компани" и др.).
Репертуар этих трупп состоял из низкопробных мелодрам, авторами к-рых,
как правило, были сами владельцы компаний. Нередко они же являлись
режиссёрами и исполнителями гл. ролей. Каждая труппа стремилась
превзойти своего конкурента пышностью декораций, богатством костюмов,
демонстрацией чудес и трюков. П. т. ставил и пьесы на сюжеты эпич.
сказаний "Рамаяны" и "Махабхараты". Иногда для этих театр. компаний
писали пьесы известные инд. драматурги - Ага Хашр Кашмири и др.
Просуществовав ок. 50 лет, П. т. прекратил своё существование, не
выдержав конкуренции с зарождавшейся в нач. 20 в. инд. кинематографией.
Лит.: Литературы Индии. Сб. статей, М.,1958, с. 125-29. Мел. Б.
ПАРТЕР (франц. parterre, от par - по и terre - земля) втеатральном
здании - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей. Ранняя
форма П.- центральная полукруглая площадка с рядами мест в др.-римском
т-ре. П., окружённый ярусами лож, впервые появился в Италии в нач. 17 в.
П. первоначально предназначался для зрителей низших классов и мест для
сидения не имел. Впоследствии в нём появились места для зрителей,
передняя часть его предназначалась для знати. В совр. П. места для
зрителей размещаются рядами, параллельно барьеру оркестра, и разделяются
поперечными и продольными проходами, ведущими к выходам из зрительного
зала. П. может иметь разнообразную форму в зависимости от формы
зрительного зала. Для лучшей видимости пол П. обычно повышается от сцены
к задним рядам. Уровень передней части пола П. на 1-1,1 м ниже планшета
сцены и на столько же выше пола оркестра.
Лит.: Б а р х и н Г. Б., Архитектура, М., 1947.
ПАРТИЙНОСТЬ (в театральном искусстве) - выражение в произв. иск-ва
идейной позиции художника, отвечающей интересам обществ. группы, класса,
партии. Последовательно и открыто провозглашаемый принцип П. рождается
одновременно с возникновением пролетарской социалистич. художеств.
культуры. В. И. Ленин, дав определение принципа П. в статье "Партийная
организация и партийная литература" (1905), противопоставил П. лит-ры и
иск-ва, открыто связанных с пролетариатом, становящихся частью
общепролетарского дела и потому истинно свободных,- бурж. лит-ре и
иск-ву, к-рые лицемерно маскируют свою зависимость от классового
своекорыстия буржуа. Изобличая мнимую беспартийность бурж. иск-ва, Ленин
приходил к выводу: "Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы
есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от
денежного мешка..." (Соч., т. 10, с. 30).
Принцип П. в иск-ве социалистического реализма неразрывно связан с
принципом жизненной правды, oft определяет силу идейно-эстетич.
воздействия социалистич. иск-ва. Ленин считал, что П. обязывает "...при
всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения
определенной общественной группы" (там же, т. 1,с. 380-81). Этим
достигается такое раскрытие действительности в произв. иск-ва (в пьесе,
в спектакле), при к-ром становятся ясными социально-классовые причины
поступков героев. Об этом говорил Ф. Энгельс, указывая, что достоинство
пьесы "Франц фон Зикинген" Ф. Лассаля в том, что герои в ней выступают
как представители определённых классов и "...черпают мотивы своих
действий не в мелочных индивидуальных прихотях, а в том историческом
потоке, который их несет" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29,
с. 492).
В условиях сов. социалистич. общества, строящего коммунизм, принцип
П. в театр. иск-ве получает выражение прежде всего в утверждении героики
социалистич. строительства в творчестве драматурга, режиссёра, актёра,
художника, объединяющихся в работе над произв. сценич. иск-ва -
спектаклем. Главным в творч. исканиях деятелей сов. т-ра становится
воплощение образа положит. героя современности - борца за коммунизм. П.
обусловливает новаторский характер иск-ва социалистич. реализма, гл.
задача к-рого "...сводится к возбуждению социалистического
революционного миропонимания, мироощущения" {Горький М., Собр. соч., т.
30, 1956, с. 382). Это имел в виду Вл. И. Немирович-Данченко, когда
указывал, что "в восприятия современного актера ворвалась новая волна -
социалистическая" ("Из прошлого", 1936, с. 374).
В сов. т-ре - т-ре социалистического реализма, принцип П. тесно
связан с народностью, что определяется активным воздействием сов,,
сценич. иск-ва на сознание трудящихся масс. Утверждая принцип П., сов.
т-р становится т-ром подлинно народным, полно и разносторонне отражающим
совр. действительность, осуществляющим своё высокое воспитат.
назначение. Из принципа П. вытекают принципы партийного руководства
иск-вом, опирающиеся на объективные закономерности развития,
противостоящие как догматич., так и ревизионистским влияниям, искажающим
природу метода социалистич. реализма', сужающим его возможности. Для
деятелей сов. т-ра П.выражение самых глубоких устремлений, подлинной
творч. свободы в осуществлении своих замыслов, в использовании
неограниченного богатства художеств. средств.
Для утверждения принципа П. в искусстве в подлинно ленинском смысле
огромное значение имели решения XX и XXII съездов КПСС и Программа КПСС,
принятая XXII съездом. Ленинская идея П., зовущая к борьбе против чуждых
бурж. взглядов, против натурализма и формализма, пронизывает Письмо ЦК
РКП "О Пролеткультах" (1920), Резолюцию ЦК РКП(б) "О политике партии в
области художественной литературы" (1925), постановление ЦК ВКП(б) "О
репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946) и др.
партийные документы, поев. лит-ре и иск-ву. Б. Рос.
ПАРТИТУРА (итал. partitura, букв. - разделение, распределение) -
полный нотный текст оперы (оперетты, балета), в к-ром сведены воедино и
размещены одна под другой в определённом, установленном порядке все
партии оркестра, а также хора и солистов. П.- осн. муз. текст
муз.-сценич. произведения, по к-рому оно исполняется; в процессе
подготовки спектакля чаще используется клавир, Р. Л.
ПАРТИЯ (от лат. pars-часть)-I) Составная часть партитуры, исполняемая
отдельным голосом (напр., П. сопрано), инструментом (напр., П. арфы) или
совм. группой инструментов (напр., П. скрипок, оркестра), голосов (П.
хора). 2) В оперной и балетной постановке - то же, что роль в драм.
спектакле
ПАРТОШ (Partos), Эржи (р. 2.IV.1907) - венг. артистка оперетты и
драмы. В 1932 окончила уч-ще Венг. об-ва артистов в Будапеште. Выступала
в т-ре "Вигсинхаз". С 1945 - артистка Будапештского т-ра оперетты. В
1955-56 в составе труппы т-ра гастролировала в Сов. Союзе. Видная
характерная актриса.
Роли: мисс Виксен ("Опера нищих" Брехта-Хелтаи), Ба-рабаш ("Аттестат
зрелости" Федора), мадам Пернель ("Тар-тюф"), графиня Хрюмина ("Горе от
ума"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Шарлотта ("Вишнёвый сад"), Фёкла
("Сомов и другие") и др.
ПАРФОРС (франц. par force, букв.- по принуждению) - цирковой жанр,
один из видов конного жанра. Исполняется обычно наездницами
(П.-наездница).
ПАСОС (исп. pasos, мн. ч. от paso) - жанр исп. нар. т-ра 16 в.;
одноактная пьеса комедийно-бытового характера, близкая по типу к фарсу.
Большое значение в формировании нац. т-ра имели П. исп. актёра и
драматурга Л. де Руэды: "Оливы", "Страна Хауха", "Приглашённый",
"Лакеи-воры", "Маска" и др. По содержанию мн. П. связаны с фольклором и
являются драматизованными анекдотами. В П. Руэды созданы реалистич.
бытовые зарисовки, в них проявилось критич. отношение драматурга к
окружающей действительности. Персонажами П. обычно были:
простак-крестьянин, его жена, дочь, плутоватый слуга, бедняк-студент,
шут, нищий, сводник, вор, туповатый провинциал, изредка-разорившийся
чванный идальго. Язык П.- образный, сочный, полный нар. юмора. П.
разыгрывались бродячими актёрами под открытым небом. Они вводились также
в качестве вставных сценок между актами большой пьесы. Значит, место в
представлениях П. занимала импровизация. Традиции нар. П. были развиты
М. Сервантесом в его интермедиях. Лит.: Руэда Л. д е, Оливы, Страна
Хауха, в кн.:
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульский, т. 1, М., 1953; "Приглашённый" Лопе де Руэда, в кн.: Записки
Гос. ин-та театрального искусства им. Луначарского, М.-Л.. 1940; Игнатов
С." Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939; История
западноевропейского театра, т. 1, под общей ред. С. С. Мо-кульского, М.,
1956.
ПАСТА (Pasta), урождённая H e г р и (Negri), Джудитта (28.X.1797,
Саронно,-1.1У.1865, Ко-мо) - итал. артистка оперы (сопрано). Одна из
крупнейших итал. певиц 19 в. Пению училась в Милане у Дж. Скаппа, в
опере к-рого "Три Леоноры" дебютировала в 1815 на сцене т-ра
"Филодрамма-тичи". Затем пела в Венеции, Падуе, Риме и др. городах
Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Вене, Берлине, в 1840-41 - в
России. П. обладала сильным голосом большого диапазона, с тембром
меццо-сопрано. Была темпераментной тра-гич. актрисой. Успешно исполняла
и комедийные партии. Особенно прославилась в операх Дж. Россини, В.
Беллини, Г. Доницетти. Исполнение П. отличалось выразительной
фразировкой, яркой романтической экспрессией, поэтичностью.
Партии: Анжелина, Дездемона, Эрминия, Семирамида ("Золушка",
"Отелло", "Танкред", "Семирамида" Россини), Норма, Амина, Имогена
("Нормам, "Сомнамбула", 1-я пост., 1831, "Пираты" Беллини), Клеопатра
("Смерть Клеопатры" Назолини), Ромео, Джульетта ("Джульетта и Ромео"
Цингарелли), Камилла (о. п. Паэра), Нина ("Нина, или Безумная от любви"
Паизиелло), Медея ("Медея в Коринфе" Май-ра), Анна Болейн (о. п.
Доницетти), Куриаций ("Горации и Ку-риации" Чимарозы), Донна Анна и
Эльвира, Керубино, Фьор-дилиджи ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Так
поступают все" Моцарта) и др.
Лит.: "Театр", 1955, .ј 5, с. 192; "Сов. музыка", 1959 .ј 11, с.
89-93; Стендаль, Г-жа Паста, Собр. соч. т 8, M., 1959, гл. XXXV, с.
560-73; Тимхин В. Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962, с. 44-55
Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, 2 ed.. P., 1887; Ferranti
Giulini M., Giuditta Pasta e i suoi tempi, [Mil., 1935]. Св. Г.
ПАСТЙЧЧО (итал. pasticcio, букв.- паштет; переносное значение -
смесь) - опера, музыка к-рой заимствована из разл. ранее написанных опер
(арии, дуэты и др. номера с новым текстом) или специально написана неск.
композиторами (обычно каждый пишет по одному акту). Этот тип оперы был
особенно популярен в Италии 18 в. Термин "П." применяется также и к др.
музыкальным композициям (особенно вариациям), создаваемым по частям
несколькими авторами.
ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis-пастушеский),-1)
Жанр придворного т-ра, возникший в Италии в 16 в. и получивший
распространение в зап.-европ. странах. Истоки П. в эклоге- лит. жанре
буколич. (сельской) поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего
Возрождения (Петрарка, Боккаччо). П. представляла собой небольшую пьесу,
часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически
изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек,
наделённых чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В П.
проявились аристократич. гедонизм, стремление уйти от действительности.
В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545),
"Аретуза" Лоллио (1563),
"Жертвоприношение" Беккари (1554). Эти произв. подготовили создание
наиболее ярких образцов П.- "Аминты" Tacco (1573), "Верного пастуха"
Гварини (1590). В Испании жанр П. разрабатывали X. дель Энсина, Л. де
Руэда и др. Во Франции изысканные, манерные П. писали О. Ракан, Ж. О.
Гомбо, Ж. Мере. Пасторальные комедии-балеты сочинял Мольер ("Мелисерта",
"Комическая пастораль" и др.). В 17 в. Гг. была широко распространена в
Германии; в этом жанре написана Опицем "Пастораль о нимфе Гер-цинии"
(1630) и др.
Вначале П. исполняли придворные-любители. Несколько позднее в П.
стали принимать участие проф. актёры. Спектакли сопровождались музыкой,
пением. Итал. художники (С. Серлио и др.) создали для пост. П. нарядную
несменяемую пейзажную декорацию (перспективно расположенные деревья,
кусты, цветы, пригорки, ручейки, хижины и т. д.). Большое место в
представлении занимали постановочные эффекты. В 18 в. П. в драм. т-ре
ставились мало и входили гл. обр. в состав рперно-балетных спектаклей и
разл. придворных дивертисментов.
2) Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена),
написанные на идиллич. сюжет из сел, жизни. Первые П. возникли в 14-15
вв. и явились предшественниками оперы. Таково франц. "представление с
песнями" - "Сказание о Робэне и Марион". Пасторальны были и первые
оперы. П. занимала большое место в придворном иск-ве 17-18 вв., особенно
во Франции, где в пост. П. участвовали придворные и даже король. Среди
франц. авторов П. в 17-18 вв.- Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В
18-19 вв. в жанре П. создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта, 1775),
балеты ("Сильвия" Делиба, 1876). Образец стилизации П. - интермедия
"Искренность пастушки" в "Пиковой даме" Чайковского (1890).
Иногда термином "П." наз. симф. эпизод в муз.-сце-нич. произв.,
рисующий картину природы (П. в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка"
Доде).
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, ч. 1, М.,
1936; F o u г n e 1 F. V., La pastorale dramatique au XVII siecle. P.,
1888; M a r s a n J., La pastorale dramatique en France..., P., 1905;
Bouchaurd P. de, La pastorale italienne et l'Aminta de Tasse, P., 1920;
Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с
франц., М., 1931; D e 1 Ь о u i 1 1 e M., Les origines de la pastorale,
Brux., 1926.
ПАСТУНОВ, Александр Михайлович [11 (24). XI. 1906 -20.XII.1960] -
рус. сов. актёр. Нар. арт. Удм. АССР (1949), засл. арт. РСФСР (1952).
Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1925 окончил театр. школу в Иваново и
с этого же года (до 1931) - актёр Ивановского т-ра Пролеткульта. Затем
работал в т-ре Ижевска и др.; в 1958-60-актёр Кировского т-ра.
Роли: Степан ("Поэма о топоре" Погодина), Шура Зайцев ("Старые
друзья" Малюгина), Серёжа Тюленин ("Молодая гвардия"), Пикалов ("Любовь
Яровая"), Счастливцев; Хлы-нов ("Горячее сердце"), Тихон ("Гроза"), Лука
("На дне"), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому),
Аким ("Власть тьмы") и др.
Исполнил роль В. И. Ленина в "Кремлёвских курантах" Погодина (1954) и
"Вечном источнике" Д. Зорина (1957). E. X.
ПАСХАЛОВА (наст. фам. -Чегодаева), Анна Александровна
(1867-30.1.1944) - рус. сов. актриса. В 1887 окончила Петербургское
театр. уч-ще и в этом же году вступила в труппу Александрийского т-ра,
где выступала до 1895. Затем работала в т-ре Литератур но-художеств.
об-ва, в 1898 перешла в киевский Т-р Соловпова, с к-рым связан наиболее
значит. период её творчества. Играла также в т-рах Одессы,
Ростова-на-Дону, Харькова и др. П. была одной из первых в провинции
исполнительниц женских ролей в пьесах Чехова. Игра её отличалась
изяществом сценич. формы, богатством интонаций и психологич. нюансов. П.
был присущ мягкий лиризм, обаяние. Её лучшими ролями были: Маргарита
Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Лариса; Катерина ("Гроза"),
Кручинина; Маша, Соня ("Три сестры", "Дядя Ваня"), Нора, Луиза Миллер;
Марикка, Магда ("Огни Ивановой ночи", "Родина" Зудермана). Е. Ген.
ПАТАРЙДЗЕ, Иван (Кукури) Ермолаевич [р. 7(20).V.1900]-груз. сов.
режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). С 1920 работал актёром и
пом. реж. груз. драм. т-ра в Тбилиси. В 20-х гг. организовал т-р сатиры.
Ученик К. А. Марджанишвили. П. участвовал в становлении Т-ра им.
Руставели, был режиссёром этого т-ра в 1921-57. Пост. П. отличаются
реалистич. яркостью, чёткостью мизансцен, тщательной разработкой
деталей.
Пост. в Т-ре им. Руставели спектакли: "Джума Машид" Венецианова
(1928), "Осенние дворяне" по Д. Клдиашвили 19 36), "Часовщик и курица"
Кочерги (1935), "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937), "Дурачок"
Шиукашвили (1938), "Вчерашние" Дадиани (1939), "Георгий Саакадзе"
Шаншиаш-вили (1940), "Снегом покрыты горы Гурии" Габескирия 1956) и др.;
ставил также оперные спектакли - "Кэто и Котэ" Долидзе (1936) и др. в
Т-ре им. Палиашвили.
С 1939 ведёт педагогич. работу в груз. театр. ин-те. Автор ряда
статей. Г. Б.
ПАТКАНЯН, Микаэл (1810-95) - арм. театр. деятель, драматург, педагог.
В 1825 поступил в моск. Лазаревский ин-т, по окончании к-рого перешёл на
медицинский ф-т Моск. ун-та. Тяжёлые материальные условия не позволили