<< Пред. стр. 588 (из 913) След. >>
1873). Это были первые пьесы, пост. для широкого зрителя в Тебризе иТегеране в 1906.
В 1914-18 в Иране гастролировали сев.-азерб. и рус. артисты. В это же
время было переведено и пост. на перс. сцене много азерб. муз. комедий и
драм:
"Аршин мал алан" и "Асли и Керем", "Мешеди Ибад" Гаджибекова и др.
При поддержке меценатов создано первое театральное акционерное об-во
"Фарханг" ("Культура") в Тегеране, при к-ром работала труппа, ставившая
злободневные пьесы. Затем был создан Нац. т-р, в 1917- т-р "Иранская
комедия", использующий опыт европ. т-ра. Большое значение в создании
этих двух нац. т-ров имела деятельность актёра Сейед Али Насра. Т-р
"Иранская комедия" подготовил первых актрис (ранее женские роли
исполняли мужчины). В 1923 композитор Али Наги Вазири организовал
труппу, исполнявшую отрывки из опер и оперетт в гг. Тегеране, Реште,
Пехлеви и др. В 1925 под рук. актёра Мохаммеда Захироддина был основан
т-р "Ко-медийе ахван" ("Комедия братьев"), где выступали актёры: Хасан
Сияси, Махмуд Илахи, Рафи, Халати, Лоретта и др. В 1926 в Тегеране был
организован театр.-муз. клуб "Джамеэйе барбад", спектакли к-рого
оформляли первые театр. художники С. Керманшахи, Халати, Садри и др.
Затем клуб был реорганизован в Нац. т-р, к-рый ставил пьесы, основанные
на фольклорном материале. В начале 30-х гг. Керманшахи организовал
Театр-студию в Тегеране, где впервые в Иране применил вращающуюся сцену.
Студия Керманшахи стала центром передового перс. театр. иск-ва, школой
актёрского мастерства. В эти же годы получают дальнейшее развитие
провинциальные т-ры городов Решта, Мешхеда, Исфахана, Хамадана и др. По
мере развития нац. т-ра росла потребность в нац. драматургии. Иран.
драматурги создают патриотич. пьесы из прошлого своей страны: "Надир-шах
Афшар", "Шах Аббас Кабир" Рахим-заде Сафави, "Арусе сасан" Реза Кемалъ
(Шахр-заде) и др. Популярность получили комедии на социально-бытовые
темы: "Джиджак Али-шах" Забиха Бехзаде (1926), "Джафар-хан приехал из
Европы" Хасана Могдама (1926), "Нищее дитя" Эшки (1922), "Недоверчивый
муж" Везири и др. Значит, место занимали инсценировки нар. романов:
"Лейли и Медж-нун", "Юсуф и Зулейха", "Хосров и Ширин", "Сулей-ман и
Бельгис" и др. i
В период 1942-49, когда репрессии в Иране были ослаблены, из тюрем и
ссылок возвратились многие прогрессивные театр. деятели, наметился
нек-рый подъем театр. иск-ва. Возобновили свою деятельность т-ры в
столице и провинциях. В Тегеране возникло Акционерное об-во актёров,
к-рое основало т-ры "Хонар", "Гоухар", "Театре кешвар". А. Нушин, один
из активных театр. деятелей, организовал в Тегеране т-р "Фарханг"
(позднее наз. "Фирдоуси", затем "Саади"). В период разгула реакции 30-х
гг. деятельность Ну-шина способствовала утверждению прогрессивных
тенденций в П. т. ид. В работе Иран. т-ров принимали участие члены Нар.
партии. Их деятельность способствовала творч. росту театр. коллективов.
Впервые в истории Иран. т-ра была осуществлена пост. пьес из жизни
рабочих ("Ранний петух" Ну-шина и др.), на социально-политич. темы
("Мардом" Нушина, "За родину" Реза Азарахши, "Падение кабинета" Амини,
"Свобода по поручительству" и др.). Ставились также пьесы историч. и
бытовые ("Атабек Азам" и "Амир Кебир" Джаннати, "Срочная женитьба"
Хасана Херадманда, "Развод" Хасан Али Насра и др.). Сначала 1949
прогрессивные театр. деятели и организации вновь подвергались
репрессиям, была запрещена Нар. партия и установлена строгая цензура.
Многие т-ры закрылись, в 1953 в Тегеране сгорел лучший т-р страны
"Саади". Театр. иск-во Ирана с 50-х гг. пришло в упадок. В 60-е гг.*в
Иране существуют частные т-ры: в Тегеране - "Бар-бад", "Тегеран" и др.;
в Мешхеде-"Нац. т-р"; в Исфахане - "Сепахан"; в Хамадане - "Буали" и др.
С 1952 в Тегеране выходит журн. "Театр" (с 1958- "Театральный
журнал").
Лит.: Бертельс Е.Э., Персидский театр. Л., 1924;
Комиссаров Д. С., Очерк совр. персидской прозы, М., 1960;ФекриГ.,
Тарихчейе сийопандж салейе театре Иран (30-летняя история иранского
театра), "Салнамейе Парс", Тегеран, 1947; Абульгасем Джаннати Атаи,
Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. X.
К.-О.
ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо) -
действующее лицо пьесы, романа, сценария и др. художеств. произведений.
ПЕРСОННЕ (Personne), Нильс (15.1. 1850-16.VL 1928)-швед. актёр,
театровед, педагог. В 1876 окончил Упсальский ун-т. В том же году
дебютировал в Драм. т-ре (Стокгольм), где был актёром до 1921, а в
18851892-одновременно режиссёром, в 1890-98-руково-дителем школы при
т-ре, в 1898-1904 - директором т-ра. П.-один из лучших характерных швед.
актёров реалистич. направления. Играя комедийные и сатирич. роли, он
раскрывал обществ, природу комического в характерах своих персонажей,
социальную и нравств. противоестественность их поступков. Таковы его
Полоний ("Гамлет"), Городничий; Стенсгор ("Союз молодёжи" Ибсена),
Мальволио ("Двенадцатая ночь"). Среди значит, ролей П. также - Скапен;
Оргон ("Тартюф"), Фигаро; Энгстранд ("Привидения"), Эрих Лейонхувид
("Последний рыцарь" Стринд-берга), Альфред Дулитл ("Пигмалион" Шоу).
Лучшая работа П.- образ Сирано де Бержерака (о. п. Рост а-на),
исполненный страстного гуманизма и жизнелюбия. Плодом многолетней
театроведч. деятельности П. явился труд "Шведский театр" ("Svenska
teatern",
bd l-8, Stockh., 1913-27), содержащий большой фактич. материал.
Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och svenska skadespelare..., deel
2, Stockholm, 1918; L a u r i n C. G., Ros och ris. Fran Stockholms
teatrar. 1903-1913, Stockholm, 1913. Вл. M.
ПЕРТИЛЕ (Pertile), Аурелиано (9. X 1.1885-l 1.1. 1952) - итал. артист
оперы (тенор). Пению обучался в Падуе и Милане. В 1911 дебютировал на
оперной сцене в Виченце в партии Лионеля ("Марта" Флото-ва). С успехом
выступал в т-рах Турина, Неаполя,Венеции, Милана (с 1916 -в "Ла Скала",
преим. под рук. А. Тосканини) и др. городов Италии. Гастролировал в
Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. В 1946 оставил сцену, посвятив себя педагогич.
деятельности.
Один из лучших оперных певцов 20 в., П. выработал высокую вок.
технику, богатство тембровых красок. Наиболее близки П. были драматич.
партии: Манрико ("Трубадур"), Отелло (о. п. Верди), Радамес. Среди
лирич. партий: Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ло-энгрин.
Партии: Поллион ("Норма"), Ричард, Альваро ("Бал-маскарад", "Сила
судьбы" Верди), Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Альфред, Хозе.
Герцог, Кава рад осей, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Осака.
Турриду ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Фра-Дьяволо (о. п. Обера),
Вертер; Де Грие ("Манон" Массне), Андре Шенье (о. п. Джордано),
Самозванец ("Борис Годунов").
Лит.: Silvestrini D., I tenori celebri-A. Pertile e il suo metodo di
canto, Bologna, 1932. Св. Г.
ПЕРУЦЦИ (Peruzzi), Бальдассарре (7.III.1481-6.1. 1536) - итал.
архитектор, живописец, театр. художник. С 1503 учился в Риме, участвовал
в археологич. раскопках древнего города, изучал устройство античных
т-ров. Оформил спектакли: "Каландрия" Биббиены (1514, Ватикан, двор папы
Льва X), "Кубышка" (1513) и "Вакхиды" (1531, Рим) Плавта, "Подменённые"
Ариосто (1519, двор Льва X) и др. П. впервые осуществил принцип линейной
перспективы в построении декораций, изобретение к-рого приписывается его
учителю Браманте. Этот принцип разрабатывал также ученик П.- С. Серлио.
Лит.: Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, ч. 1,М., 1937, с. 225. В. Мюл. ПЕРЧАТОЧНАЯ
КУКЛА - см. Верховая кукла. ПЕРШ (франц. perche-шест) - цирковой
аппарат; шест, используемый в номерах эквилибристов. Делается из труб
(крепких и лёгких сплавов). Длина от 3 до 12 м. На верхнем конце П.
монтируются приспособления для исполнения разл. трюков (петли, рамки и
т. д.). На П. исполняются акробатич. гимнастич. трюки, жонгли{ювание. П.
балансирует один из исполнителей ("нижний"-"унтерман"). На П. работает
один или неск. артистов ("верхние" - "оберманы"). "Нижний" балансирует
П. на поясе, на плече, на лбу или в зубах (в "зубнике"). Номера с П.
исполняются в партере (на манеже), на канате, на велосипеде, на ходулях
и т. п.
Жанр эквилибр с П. пришёл в европ. цирк с Востока (в Китае, Японии
употреблялись бамбуковые П.), где он появился еще в древности. Европ.
эквилибристы усложнили этот жанр, соединив П. с укреплённой на манеже
лестницей. Балансируя П. на лбу, они переходят по этой лестнице с одной
стороны на другую ("переходная лестница"). Широкое признание получили
сов. исполнители: Маяцкий, Манукян, Вой-ницкие, Петлицкие, Ивановы,
Симадо, Бахман, Половнёвы, Золоторубовы, Шидловские и др. Нар. арт. Даг.
АССР М. Иванов впервые выступает с П. на наклонном канате, Французов
балансирует одновременно двумя П.- на лбу и в "зубиике", а также
балансируя П. на лбу, висит на кольцах под куполом цирка. Первая сов.
женщин а-" унтерман" с П.- М. Ширай, Ал. Ш. ПЕРШИН, Николай Фёдорович [
14(27). X II. 1902-9. V 11.1962] - рус. сов. артист эстрады. Мастер
художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с
1946. В 1922-24 учился в Моск. ин-те декламации (у В. К. Серёжникова).
Занимался с А. Я. Закушняком. Пропагандист сов. поэзии, П. начал
выступать на эстраде (1924) с чтением произв. В. В. Маяковского, H. H.
Асеева, В. В. Каменского, В. А. Луговского, А. И. Безыменского, А. А.
Жарова, И. П. Уткина и др. Затем в его репертуар вошли также прозаич.
произв. рус. классиков и сов. писателей, стихи С. А. Есенина. Среди
работ П.- лит. композиции: "Молодая гвардия" Фадеева (1946), "Счастье"
Павленко (1947), "Далеко от Москвы" Ажае-ва (1950), "Белые ночи"
Достоевского (1957), "Русский лес" Леонова (1959), "Живые и мёртвые"
Симонова (1962) и др. Исполнению П. были свойственны лиризм,
задушевность.
Соч.: Звучащее слово, [М.], 1961. С. Г.
ПЕСНЯ - наиболее распространённый вок. жанр. Сложился в муз. нар.
творчестве, широко разрабатывается в проф. музыке. В муз. театре
встречаются следующие разновидности П.: 1) колыбельная (колыбельная
Волховы в "Садко", Антонины в "Семье Тараса" Кабалевского); 2)
героические П. (П. Клер-хен в муз. Бетховена к трагедии Гёте "Эгмонт",
хоровые П. в операх Верди "Ломбардцы", "Макбет"), в рус. музыке -
богатырские, молодецкие П. (П. Тучи в "Псковитянке", хоровые П. в сцене
под Кромами в "Борисе Годунове", П. в "Войне и мире" Прокофьева);
3) бриндизи (застольная П.); 4) серенада', 5) плач, отпевание (П.
Ксении в "Борисе Годунове", Ярославны в "Цнязе Игоре"; П. "Памяти
павших" в "Судьбе человека" Дзержинского); 6) шуточные П. (3-я П. Леля в
"Снегурочке"; П. Ильиничны в муз. Глинки к трагедии Кукольника "Князь
Холмский"); 7) величальные П.- рус. нац. жанр ("Слава" в "Князе Игоре" и
"Борисе Годунове", величание новобрачных в "Русалке"); 8) П.-пляска (три
П.-пляски Кармен, хороводная П. Садко); 9) П.-рассказ (П. заморских
гостей в "Садко"); 10) баркарола', 11) эпиталама', 12) обрядовые П. (в
операх "Майская ночь", "Снегурочка");
13) в сов. муз. т-ре-массовая П. (П. молодогвардейцев в "Молодой
гвардии" Мейтуса, П. "От края и до края" в "Тихом Доне") и др.
Драматургически П. используется как средство характеристики персонажа
(песенка Герцога), быта, окружающей обстановки (хор "Девицы-красавицы" в
"Евгении Онегине", обрядовые П.), для передачи эмоционального состояния
героя ("Исходила младёщенька" в "Хованщине"; колыбельная Светланы из
муз. Хренникова к пьесе "Давным-давно" А. Гладкова). При этом П. часто
вносит острый контраст в эмоциональную атмосферу сцены (скорбная П.
Наташи на свадебном пиру в "Русалке"). П. может быть муз. основой
большой сцены ("П. об иве" и застольная П. Яго в "Отелло" Верди),
выступать как лейтмотив (П. школьниц в "Семье Тараса" Кабалевского,
колыбельная Сольвейг в муз. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Иногда П.
исполняется без оркестрового сопровождения (П. Хозе во 2-м акте оперы
"Кармен", П. Любаши в "Царской невесте").
Очень часто, особенно в рус. музыке, используются нар. П. целиком,
т.е. музыка и текст ("Купался бобёр" и др. в "Снегурочке", "Высота" в
"Садко"); иногда только мелодия ("Слава" в "Борисе Годунове", величание
Хованского в "Хованщине") или нар. текст ("Сватушка" в "Русалке").
Изредка П. заимствуется (цитируется) из произв. др. композиторов (напр.,
песенка Графини в "Пиковой даме" - из оперы Гретри "Ричард Львиное
Сердце").
Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1962, с.
155-57; Ярустовский В., Драматургия русской оперной классики, М., 1953,
с. 296301; С о x o p А., Песня в опере, в. сб.: Вопросы теории и
эстетики музыки, вып. 3, М.-Л., 1964. р д
ПЕСОЦКИЙ, Николай Саввич[1842-5(18).П.1905]- рус. актёр и
антрепренёр. По окончании Харьковского ун-та (1868) поступил на сцену.
Играл в Ставрополе, Одессе, Казани, Киеве и др. городах. Держал
антрепризы (Ставрополь, 1878-79, Тифлис, 1883). С 1894 до конца жизни
служил в Харькове в труппе А. H. Дюковой (несколько лет был также
режиссёром и администратором этого т-ра). П. детально разрабатывал свои
роли; ему было свойственно высокое чувство меры. Один из инициаторов
организации в Киеве Т-ва драм. артистов (1891), к-рое положило начало
киевскому Т-ру H. H. Соловцова.
Роли: Глумов ("На всякого мудреца..."). Скалозуб ("Горе от ума"),
Кречинский; Президент ("Коварство и любовь") и др.
Лит.: Синельников H. H., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935;
Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938; "Театр и
искусство", 1905 ј7 ,. Л. Кл.
"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК ТЕАТРАЛА"-еженедельная театр.-лит.
иллюстрированная газета. Изд. в СПБ в 1903-05. Всего вышло 73 номера.
Ред.-изд. А. А. Плещеев, ,ј;ј30-35-К.П. Медведский. В ј 52 за 1904 дан
указатель напечатанных в газете статей и заметок. Шн
ПЕТЕРБУРГСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - см.* Литературно-художественного общества
театр. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕстарейшее в России театр.
учебное заведение, готовившее актёров балета, драмы и оперы. Было
создано в 1779 как Театр. школа (на основе существовавшей с 1738 Танц.
школы); стало именоваться П. т. у. в 20-х гг. 19 в. Гл. внимание в уч-ще
уделялось подготовке артистов балета. Многие деятели т-ра (В. П. Петров
в 1863, E. И. Воронов в 1867, А. H. Островский в 1881-82 и др.)
неоднократно выступали с требованиями самостоятельности драм. классов и
обновления системы преподавания. После 1862 подготовка оперных актёров
постепенно переходит в ведение Консерватории. В 1888 на основе драм.
классов при П. т. у. созданы Драм. курсы, входившие в состав П. т. у.
как драм. отделение. В 1918 курсы были реорганизованы в Школу актёрского
мастерства (см. Ленинградский театральный институт имени А. H.
Островского), а балетное отделение П. т. у.-в балетную школу (см.
Ленинградское хореографическое училище).
Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в
России, т. 1, СПБ, 1913; Б о p и-соглебскийМ.В. сост.). Материалы по
истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39 (200 лет Ленинградского
гос. хореографического училища. 1738-1938).
ПЕТЕРСОН-ВЕРГЕР (Peterson-Berger), Вильгельм (27.II.1867- 3. XII.
1942) - швед. композитор. Учился в Стокгольмской консерватории и в
Дрездене. В 1896-1930 работал муз. критиком стокгольмской газ. "Дагенс
нюхетер". В 1908-10 был режиссёром Королевской оперы в Стокгольме.
П.-Б.- автор опер (на собств. либр.) "Ран" (1903, Королевская опера),
"Арнльот" (1910, там же), "Пророки страшного суда" (1919, там же),
"Адильс и Эмунь"(1927, там же). П.-Б.- выдающийся представитель муз.
романтизма в Швеции. П.-Б. находился под воздействием музыки и
художеств. идей Э. Грига и Р. Вагнера (система лейтмотивов и др.).
Вместе с тем в творчестве П.-Б. нашли отражение своеобразные черты нац.
муз. фольклора. В 1950 в Стокгольме осн. "Об-во П.-Б.".
Лит. соч.: Svensk musik kultur, Stockh., 1911; Om musik, Stockh.,
f942; Minnen, Uppsala, 1943 (посмертно).
Лит.: W. Peterson-Berger Festskrift, Stochk., 1937" Carlberg B.,
Peterson-Berger, Stockh., [1950].
ПЕТ‚ФИ (Petofi), Шандор (1.1.1823, Кишкёрёш, - 31.VII.1849, около
Шегешвара) - венг. поэт-революционер, драматург. Основоположник совр.
лит. яз. и революционно-демократич. эстетики. Деятельность П. оказала
большое влияние на развитие венг. театр. иск-ва. В 1839-40 выступал в
бродячей труппе (лучшая роль - Шут в "Короле Лире"). Оставив сцену, с
1844 начал лит. деятельность. Первая драма П. "Мар-ци-Зёльд" (1845) о
благородном разбойнике, защитнике обиженных и угнетённых была запрещега
цензурой. В знак протеста П. сжёг рукопись. В конце 1845 П. написал
история, драму "Тигр и гиена", в основу конфликта к-рой положена борьба
за престол властолюбивого князя Борича и короля-"голубя" слепого Белы
II. П. пытается разрешить проблему роли личности и народа в историч.
развитии. Драма написана в крайне романтич. манере, автор нарушает все
правила и каноны класси-пистских условностей и утверждает т-р романтич.
субъективизма. Это проявляется в построении конфликта, в характеристике
осн. образов. П. принадлежат несколько рецензий на спектакли Нац. т-ра
(Пешт), высказывания о театр. эстетике и актёрском иск-ве,
свидетельствующие о его глубоком демократизме и революц.
гражданственности. П. выступал против распространённого в Венгрии жанра
"народной пьесы", искажённо изображавшего жизнь народа, против
условностей, характерных для драматургии его времени. Он был близок
романтикам как в построении конфликта, так и в характеристике образов,
строящихся по принципу антитез и контрастов. В нач. 1848 выступил
инициатором перевода и изд. на венг. яз. собр. соч. Шекспира с
подлинника (перевёл" "Кориолана" и начал работу над "Ромео и
Джульеттой").П. погиб в одном из последних сражений во время венг.
революции 1848.
Соч.: osszes muvei. kot. 1-3, Bdp., 1955 (kot. 3 - Dra-mai); в рус.
пер.-Собр. соч., т. 1-4, M., 1952-53 (драм. произв. не вошли); Тигр и
гиена, предисл. А. Гершковича, М., 1957.
Лит.: Г и д а ш А., Шандор Петефи, М., 1960; Г е р ш-кович А., Шандор
Петёфи, М., 1961; Illyes G., Petofi Sandor, Bdp., 1963. А.'. Гер.
ПЕТИМЕТР (франц. petit maitre - щеголь) - актёрское амплуа,
существовавшее в 18 в. в рус. т-ре: тип светского вертопраха, щеголя,
пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему
заграничному, в первую очередь всему французскому. ПЕТИПА - одна из
старейших рус. артистич. семей. 1)Мариус Иванович [27.11(11.111). 1819-
1(14). VII. 1910] - рус. балетмейстер. По происхождению француз. В
1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта и
Мадрида. В 1847 переехал в Россию. Первая крупная самостоятельная пост.
в России - "Брак во времена Регентства" (1858). Творчество П. опиралось
на традиции рус. балета и мастерство рус. актёров-исполнителей. Балеты
"Дочь фараона" Пуни (1862), "Дон Кихот" (1869) и "Баядерка" (1877)
Минкуса и др., пост. П., отличались мастерством построения, стройностью
хо-реографич. ансамбля, чёткой разработкой сольных партий. В них на
музыку, далёкую от симфонической, П. создавал подчас образцы
танцевального симфонизма (ансамбль танца в "Баядерке"). В 90-е гг.
деятельность П. протекала в тесном сотрудничестве с П. И. Чайковским и
А. К. Глазуновым, с именами к-рых связан расцвет его творчества. Пост.
балетов "Спящая красавица" (1890), "Раймонда" (1898), клас-сич. дуэта
Одиллии и принца в .балете "Лебединое озеро" (1895) являются
непревзойдёнными шедеврами рус. хореографии. В 1855-87 П. преподавал в
Петерб. театр. уч-ще.
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906. Лит.: Л е ш к о в Д. И."
Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения. П., 1922; Плещеев
А."
М. И. Петипа (1847-1907). К шестидесятилетию его службы на сцене имп.