<< Пред. стр. 603 (из 913) След. >>
осуществлены в таких спектаклях, как "Жизнь Иосифа" Рея (1958), "Историяо славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка
(1961), пост. Деймеком в "Т-ре Новы" в Лодзи (затем на сцене "Т-ра
Народовы"). Эпич. спектаклем большого революц. пафоса стало
инсценированное тем же режиссёром "Слово о Якубе Шеле" Ясенского (1962,
"Т-р Народовы"). Публицистич. остротой отмечено сценич. воплощение
"Карьеры Артуро У и" Брехта ("Т-р Вспулчесны", 1962, реж. Аксер). Сов. и
рус. классич. драматургии посвящается ежегодно (с 1962) проводимый
фестиваль в Катовице. В числе новых пост. сов. пьес - "Баня" (1963,
Катовицкий т-р, реж. Е. Яроцкий; 1964, т-р "Клясычны", Варшава, реж.
Коженевскии). Своеобразное явление театр. жизни Польши - студенч. т-ры,
многие из к-рых заняли видное место среди польских т-ров (напр.,
Студенческий т-р сатириков в Варшаве). Учебно-экспериментальную работу
ведёт театр-студия "Тринадцати рядов" в г. Вроцлаве (рук. Е.
Гротовский). Помимо Варшавы, театр. жизнь страны сосредоточена в городах
Кракове, Катовице, Познани, Гданьске, Лодзи, Быдгоще, Торуни, Калише,
Белостоке и др.
В Польше созданы специальные т-ры для детей и юношества, в т. ч.
кукольные. Большое значение имеет деятельность "Об-ва польских артистов
т-ра и кино" в Варшаве, имеющего представительства в ряде городов,
отдела т-ра Гос. ин-та иск-ва Польской академии наук, выпускающего журн.
"Театр. записки" ("Паметник театральны"). В Варшаве, Кракове и Лодзи
работают средние и высшие театр. учебные заведения.
Музыкальный театр. Истоки польск. муз. т-ра восходят к нар. жанру
16-17 вв. - рыбалтов-ской комедии (см. Рыбалты). Эти спектакли были
насыщены музыкой, танцем, песнями (куплеты, муз. диалоги - дуэты).
Первое оперное представление состоялось в Польше (в Варшаве) в 1621 -
выступление итал. оперной труппы при дворе Станислава Любомирского. При
королевском дворе оперные спектакли давались с 1628 ("Галатея" неизв.
автора), ставились оперы П. Элерта ("Подлинная слава", 1633), М. Скакки,
к-рый был также дирижёром ("Святая Цецилия", 1637; "Похищение Елены",
1638,"Свадьба Амура и Психеи", 1646). Среди исполнителей - певцы К.
Ферстер, Дж. Б. Якобелли, В. Скалпта, певица М. Каттанео. В 1765 в
Варшаве был открыт первый нац. оперный т-р, в к-ром выступали польск.
артисты. Развитию польск. муз. т-ра способствовали т-ры магнатов -
Огиньского в Слониме, Чарторый-ских в Пулавах и Сенявах, Сапегов в
Ружане и Дере-чине (позднее труппы этих т-ров вошли в состав Варшавской.
и Виленской опер). Создателем польского проф. муз. т-ра был В.
Богуславский', ему принадлежит либр. первой польск. оперы
"Осчастливленная нищета" (муз. М. Каменского), спектакль был пост. с
участием актёров драм. труппы в 1778 в Варшаве. На сюжеты из жизни
Польши написаны комич. оперы Я. Д. Холлянда ("Чужое добро никому не
впрок", 1780, "Агатка", 1784), придворного флейтиста и композитора А.
Вейнерта ("Доннерветтер, или Капрал на вербовке", 1787, "Алхимик, или
Мнимый дьявол", 1808), капельмейстера королевской оперы Гаэтано
("Чёртова суматоха, или Двойное превращение", 1787, "Не всегда спит тот,
кто храпит", 1790). Оперное иск-во развивалось также и во Львове, где с
1776 существовал польск. т-р. Приезд труппы Богуславского (1794)
активизировал муз. театр. жизнь города, но после отъезда Богуславского
(1799) польск. спектакли были запрещены. Первой польск. оперой, пост. во
Львове, была "Днестровская сирена" К. Липинь-ского (1813). В 1824 во
Львове состоялась премьера комедии А. Фредро "Новый Дон Кихот, или Сто
безумств" с муз. К. Курпиньского. В Кракове до 1805 спектакли шли в
постоянно действующем (с 1800) т-ре только на нем. языке. В 1809 здесь
гастролировала труппа Богуславского. Дирижёры Краковского т-ра пост.
здесь свои оперы: Ю. Выг-живальский - "Свадьбу в Поцешце", "Ярмарку в
Кшешовицах", Б. Богуньский-"Казимежа Великого", "Лесничего в Козеницкой
пуще". В Вильно работали композиторы Ю. Дещиньский (1781-1844), А.
Листовский (1802-60), комич. опера к-рого "Попугаи нашей бабушки" (1827)
шла в Кракове, Познани, Варшаве. Нац. своеобразием отличались
муз.-спенич. произв. Я. Стефани, к-рого Богуславский привлёк к работе в
своём т-ре ("Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794; "Полька", 1807;
"Ротмистр Годецкий, или Освобождение", 1807). В операх Ю. Элъснера,
учителя Шопена ("Удивительные братья", 1794, и др.), также связавшего
своё творчество с Т-ром Богуславского, разрабатываются жанры польск.
нар. музыки - думы, краковяк, полонез, мазурка, намечаются самобытные
пути развития польск. оперы. Как дирижёр Эльснер популяризировал также
творчество Моцарта и итал. композиторов Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д.
Чимарозы, Л. Керубини. Творч. опыт Ю. Эльснера воспринял К. Курпиньский
("Суеверие, или Новые горцы икраков-цы", 1816). Курпиньский открыл
первую польск. школу пения (1835), учениками к-рой были Ю. Добрский, Л.
и П. Риволи, Л. Рывацкая, А. Стольпе. Но развитие жанра комич. оперы не
могло решить проблемы создания нац. муз. т-ра. В 1790 неизв. автором
написана героико-патриотич. опера "Оборона Трембовли, или Мужество
Хшановской". На историч. сюжеты написали оперы К. Курпиньский ("Ядвига",
1814;
"Король Локетек", 1820; "Ягелло в Тенчине", 1820, и др.), В. Лессель
("Мать-спартанка", 1787; "Пяст", 1800). Опыт композиторов 18-19 вв. был
обобщён создателем классич. польск. оперы С. Монюшко. Оперы Монюшко -
"Галька" (1848), "Графиня" (1860), "Страшный двор" (1865) - образец
творч. претворения польск. нар. музыки. Традиции Монюшко продолжили Л.
Гросман ("Дух воеводы", 1873), А. Мюнххеймер ("Оттон Лучник", 1864), И.
Добжинъский ("Монбар", 1863), В. Желенский ("Конрад Валленрод", 1885;
"Гоплана", 1896), С. Дунецкий ("Пажи королевы Марысеньки", 1864). В
конце 19 - нач. 20 вв. большой вклад в развитие нац. оперы внесли
композиторы "Молодой Польши", противостоявшие консерватизму тогдашней
муз. жизни: 3. Носковский ("Ливия Квинтилла", 1898), И. Падеревский
("Манру", 1901). Романтич. по характеру было творчество Л. Ружицкого
("Болеслав Смелый", 1909; "Медуза", 1912). Выдающиеся образцы польск.
оперы создал К. Ш имановский ("Хагит", 1921;
"Король Рогер", 1926). В 20 веке польск. композиторы реже обращаются
к жанру оперы. Для муз. т-ра пишут Т. Шелиговский ("Бунт жаков", 1951;
"Крака-тук", 1955) и В. Рудзиньский ("Янко-музыкант", "К омвндант П
арижа").
Несмотря на давние традиции комич. оперы, оперетта в Польше стала
развиваться только после 2-й мировой войны. В этом жанре работают
композиторы Э. Олеарчик ("Мелодии молодости"), Б. Ломани ("Эстреллита"),
Е. Гачек ("Бал с Фанфаном"). В 1964 в Польше было 9 оперных т-ров.
Лит.: Б э л з а И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2,
M., 1954-1957; T rock i L. von , Die Entwickelung der Oper in Polen,
Lpz., 1867; O p i e n s-k i H. H., Znaczenie opery dla rozwoju polskiej
muzycznej kultury, "Przeglad Muzyczny", JsTa 8, 9, Warsz., 1912;
BernackiL., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. 1-2,
Lw., 1925; Michalowski K., Opery polskie, Kr., 1954; Strumillo T.,
Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w.. Kr., 1954; S z w a n k
o-wski E., Teatr W. Boguslawskiego w latach 1799-1814, Wr., 1954;
Kultura muzyczna Polski Ludowej, Kr., 1957.
Балет. Первые балетные спектакли в Польше устраивались в 17 в.
("Королевский балет", 1654). В 18 в. при дворах магнатов существовали
частные балетные труппы, руководимые франц. балетмейстерами. В
результате объединения неск. таких трупп в 1780 возникла польск.
балетная труппа "Т-во танцовщиков его королевского величества" при дворе
короля Станислава Августа Понятовского. Труппа эта выступала до 1794
(рук. Ф. Ле Ду и Д. Кури). С 1801 в Варшаве существовала балетная школа
Ле Ду, в 1818 она была реорганизована в школу при "Т-ре Народовы". Среди
артистов балета были:
М. Малиньская, Ю. Межиньская, Т. Полихновская, М. Рыминьский, Е.
Валиньский, Ф. Шлянцовский. В 1818-49 балетмейстером "Т-ра Народовы" был
француз М. Пион, к-рый вновь реорганизовал школу по образцу школы
Парижской Оперы. В 1832 Пион пост. балеты польск. композиторов: "Две
статуй" Эльснера, 1818; "Марс и Флора" и "Три грации" Курпиньского,
1820, 1822. Первый польск. балет, осн. на народных танцах,- "Свадьба в
Ойцове" Курпиньского (1823), в к-ром выступали танцовщик Ш. Тьерри и Ю.
Межиньский. В 1833 в Варшаве открыт Большой т-р, в к-ром была создана
балетная труппа. На сцене этого т-ра, благодаря выступлениям М. Тальони
и К. Гризи, а также сотрудничеству Ф. Тальони (1843-52, с перерывами)
утвердился романтич. репертуар. Ф. Тальони воспитал первого польского
балетм. Р. Турчиновича, поставившего балеты "Жизель" (1848),
"Эсмеральда" (1851) и др. Среди выдающихся артистов балета 19 в.: К.
Турчинови-чова, М. Фрейтаг, А. Страусувна, К. Страусувна, К.
Стефаньская, X. Холевицкая, М. Грековский, Ф. Кшесиньский, Л. и А.
Тарновские, Я. Поп ель, А. Гиллерт. В балетных труппах работали иностр.
балетмейстеры: К. Блазис, В. Каллори, П. Борри, Р. Грасси, к-рые
способствовали обновлению репертуара, совершенствованию техники
танцовщиков. Среди нац. балетов - "На постое" Монюшки (1868) и "Пан
Твардовский" Зонненфельда (1874). В 1875-1919 польский балетный театр
переживал некоторый упадок, к-рый был результатом отсутствия постоянного
руководства, а также эмиграции мн. танцовщиков в зарубежные страны (в
труппу А. П. Павловой, "Русский балет Сергея Дягилева" и др.). В Варшаве
постоянно работала балетная школа под рук. Ю. Вальчака, среди
выпускников которой были X. Шмольцувна, С. Идзиковский, Л.
Вуй-циковский.
После 1-й мировой войны балетную труппу Большого т-ра возглавлял
балетм. П. Зайлих, ставивший польск. балеты ("Пан Твардовский"
Ружицкого, 1921, и др.). В 1938 балетм. М. Статкевичем была осуществлена
первая пост. балета К. Шимановского "Хар-наси" (1938, Познань). В
1937-39 существовала труппа "Польский балет" под рук. Б. Нижинской и Л.
Вуйциковского, к-рая ставила балеты только польск. авторов.
Во время 2-й мировой войны польск. балет прекратил свои выступления.
Функционировала лишь Гор. балетная школа в Варшаве, ограниченная в своих
возможностях, а также частные студии.
После образования Польск. Нар. Республики (1944) началось возрождение
балета. В 60-е гг. существуют балетные труппы при шести оперных, двух
муз. т-рах и оперетте городов: Кракова и Быд-гоща; Большой т-р в Варшаве
(балетм. 3. Кашубский, солисты -М. Кшишковская, Л. Ковч, Б. Влодарчик,
Б. Коцёлковская и др.); Гос. опера им. Монюшки в Познани (балетм. К.
Джевецкий, солисты - Б. Карч-маревич, С. Покшивиньская, Ю. Маевская, X.
Кшеш-ковская и др.); Балтийская гос. опера в Гданьске (балетм. Я.
Яжинувна-Собчак, солисты-А. Бонюшко, И. Гурская, Т. Злямаль и др.);
Шлёнская гос. опера в Бытоме (балетм. Э. Корицкий, солисты- И.
Ваков-ская, Д. Вонсович и др.); Гос. опера во Вроцлаве (балетм. М. Мруз,
солисты - Р. Сыльдорф, Б. Гось-линьская, К. Домбровская и др.); Гос.
опера в Лодзи (балетм. Ф. Парнель, солисты-М. Лапиньская, Я. Не-собская,
И. Скультеты и др.). Эти т-ры ставят балеты классич. репертуара
(Чайковского, Адана, Делиба и др.), а также польские балеты ("Свантевит"
Перков-ского, 1948, Познань; "Золотая утка" Маклякевича, 1951, Бытом;
"Из мужиков в короли" Бацевич, 1954, Познань; "Мазепа" Шелиговского,
1958, Варшава;
"Янтарная панна" Свежиньского, 1961, Познань;
"Зачарованная корчма" Шаловского, 1962, Варшава, и др.), балеты сов.
композиторов (С. С. Прокофьева, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиераидр.), совр.
композиторов др. стран.
В 1950 частные балетные школы были реорганизованы в гос. хореографич.
лицеи; в 1952 они были преобразованы в гос. средние балетные школы
(девятилетние). В 60-х гг. подобные школы имелись в Варшаве, Познани,
Гданьске и Бытоме.
Лит.: Победоносцев С., Польский театр. Исторический взгляд на театр в
Польше со времени его возникновения, "Пантеон русского и всех европ.
театров", 1843, ј4;ИгнатовС., Вклад славян в театральную культуру
Европы, "Театр", 1947, JS6 6; e г о ж e. Польский театр. в кн.:
История западноевропейского театра, т. 2, М.у 1957, т. 4, М., 1964;
Театр за рубежом. Сб., М.-Л., 1958; Ростоцкий Б. И., В борьбе за новый
народный театр. "Театр", 1950, .ј 4; e г о же. Влияние советского театра
на польскую сцену, "Театр", 1957, "Ne 9; e r о же. Раздел "Театр и
кино", в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958, гл. 28; e г о же,
Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, .Ne 2; его же,
Станиславский и польский театр. "Театр", 1962, ј 12; Ф p о л о в В.,
Свет и тени польского театра, "Театр", 1961, .ј 9; С о л ь с к и и Л.,
Воспоминания, М., 1961;
WoJcickiK.W., Teatr starozytny w Polsce, t. l-2, Warsz., 1841;
Windakiewicz S t., Teatr ludowy w dawnej Polsce, Kr., 1902; Bo y-2 e l e
ns k i Т., Flirt z Melpomena, t. l-11, Warsz., 1920-33; Bernacki L.,
Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. l-2,Lw., 1925; O p l
i c z MPolski teatr wspolczesny, Warsz., 1935; Strzelecki C z., Historia
teatru w Polsce, Bydgoszcz, 1947; Estreicher K., Teatra w Polsce, t.
1-3, Kr., 1872-79, 2 wyd., Warsz., 1953; Lorentowicz J., Zarys dziejow
teatru w Polsce, Warsz., 1953; K o t t J., Jak wam sie podoba, Warsz.,
1955;
Raszewski Z., Z tradycji teatralnych Pomorza Wielkopolski i Slaska,
Wr., 1955; NatansohW., Szkice teatralne, Kr., 1955; PomianowskiJ.,Z
widowni, Warsz., 1955; его же. Wiecej kurazu!, WarsZc, 1956; его же.
Sezon w czyscu, Warsz., 1960; его же. Antrakt, Warsz., 1963;
Czato E., Dwie strony rampy, Warsz., 1956; его же, O Prometeuezu i
ciuchach, Warsz., 1959; Grzymala-Siedlecki A., Swiat aktorski moich
czasow, [Warsz.], 1957; K o z m i a n S..Teatr, t. 1-2, Kr., 1959; P u z
y n a K., To, co teatralne, Warsz., 1960; Scrhiller L.,Teatr ogromny,
Warsz., 1961; Jaracz S t., O teatrze i aktorze, Warsz., 1962;
GrodzickiA.,SzydlowskiR., Teatr w Polsce wspolczesnej, Warsz., 1963; S z
y f m a n A., Labirynt teatru, Warsz., 1964; Almanach sceny polskiej,
1959/60, Warsz., 1961; 1960/61, Warsz., 1962; 1961/62, Warsz., 1963;
1962/63, Warsz., 1964. Б. Рос. (драма), Л. Коз. (муз. т-р), Ир. Т.
(балет).
ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВСПУЛЧССНЫ" (Teatr Wspolczesny - Современный театр) -
драм. т-р в Варшаве. Организован в 1945 в Лодзи первоначально под назв.
т-р "К аморальны" ("Камерный т-р", рук. М. Мелина, с 1946 - М. Мелина и
Э. Аксер). В 1949 т-р переехал в Варшаву и с этого года получил назв.
"Т-р Вспулчесны". В 1954-57 был объединён с "Т-ром Народовы". С 1957
работает самостоятельно (рук. Э. Аксер). В репертуаре- совр.
драматургия. Т-р следует традициям реалистич. театр. школы. В 1945-49
здесь ставились преим. произв. совр. переводной драматургии ("Встреча"
Ануя, "Сеанс" Коуарда, "Гомер и орхидея" Гайцы, "Амфитрион 38" Жироду, и
др.), реалистич. драмы ("Их четверо" Запольской, "Герой и война" Шоу). С
1949 в репертуаре появилась совр. польская драма:
"Немцы" (1949), "Первый день свободы" (1960) Круч-ковского,
"Обыкновенное дело" Тарна (1951, Гос. пр.); по-новому прочитана
классика: "Двенадцатая ночь" (1950); "Театр Клары Гасуль" Мериме (1955),
"Ифигения в Тавриде" Гёте (1960), "Три сестры" (1963); "Пожизненная
рента" Фредро (1963) и др.; пьесы совр. иностранных драматургов: "Тень
богатыря" 0'Кейси (1955), "Трёхгрошовая опера" (1958) и "Карьера Артуро
Уи" Брехта (1962) и др. В труппе т-ра режиссёры: Я. Кречмар, А. Лапицкий
и др.; актёры: 3. Мрозовская, С. Пежановская, X. Ми-колайская (с 1963),
Г. Коссобудская, Т. Ломницкищ Ю. Кондрат и др. Еж. К.
ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ДРАМАТИЧНЫ" (Teatr Dramatyczny miasta stolecznego
Warszawy -Драматический театр столичного города Варшав ы). Организован в
1956 на основе части коллектива т-ра Дома Войска Польского (худ. рук.
вновь созданного т-ра - Я. Свн-дерский, с 1963 - он же директор).
Расположен во Дворце науки и культуры в Варшаве. Основа репертуара т-ра
- совр. драматургия, в работе над к-рой т-р выработал собств.
постановочный стиль; большое значение придаётся организации сценич.
пространства, пластич. и муз. решению спектакля. Т-р широко ставит совр.
польскую драматургию: "Одиночество" Сломчиньского (1956), "Полиция"
(1958) и "Смерть поручика" Мрожека (1963), "Сумасшедший и монахиня"
Виткевича (1959), "Девятый справедливый" Юрандота (1960); пьесы Б.
Брехта - "Добрый человек из Сезуана" (1956), "Господин Пунтила и его
слуга Матти" (1958, впервые пост. в Польше), Ф. Дюр-ренматта- "Визит
пожилой дамы" (1958), "Ангел приходит в Вавилон" (1961); пьесы сов.
авторов - "Оптимистическая трагедия" (1955), "Дачники" (1964) и др. В
репертуаре т-ра также пьесы Э. Ионеско ("Стулья", 1957; "Антигона",
1958; "Носороги", 1961), А. Миллера ("Сейлемские колдуньи", 1959), Ж. П.
Сартра ("Дьявол и господь бог", 1960) и др. В пост. классич. драматургии
проявляются попытки модернизации ("Птицы" по Аристофану, "Эдип-царь"
Софокла, "Медея" Еврипида, "Ромео и Джульетта", "Гамлет";
"Турандот" Гоцци и др.). В труппе т-ра режиссёры:
Л. Рене, К. Свинарский, Я. Свидерский (одновр. ведущий актёр т-ра) и
др.; худ. - Я. Косиньский, А. Садовский, 3. Старовейская и др.
Лит.: Teatr Dramatyczny, m. st. Warszawy. Album, Warsz., 1959;
Almanach sceny polskiej. Sezon 1959/1960, Warsz., 1961; то же,
1960/1961, Warsz., 1962. Еж. К.
ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР НАРОДОВЫ" (Teatr Narodowy - Национальный т-р) - один
из ведущих т-ров Польши. Началом его деятельности считается
представление комедии Ю. Белявского "Назойливые" 19 нояб. 1765 в здании
т. н. "Операльни" (Варшава) актёрской труппой, находившейся под
патронатом короля Станислава Августа Понятовского. Выступления этой
труппы положили начало деятельности проф. т-ра. В дальнейшем
представления происходили в помещении дворца Радзивиллов. В 1799 было
построено здание на пл. Комиссии (ныне -пл. Красиньских). Назв. "Театр
Народовы" закрепилось с 1807. В 1790-1814 (с перерывами) т-ром руководил
В. Богуславский, утвердивший принципы сценич. реализма, пришедшие на
смену поэтике классицизма. Т-р был тесно связан с обществ, жизнью
страны. На его сцене шли пьесы Богуславского, Ю. Немцевича, Ф.
Заблоцкого и др. передовых представителей польской драматургии, произв.
мировой классич. и совр. драматургии. После Богуславского т-ром
руководил Л. Осиньский, продолжавший его традиции. В 1833 П. "Т. Н." был
переведён в новое здание, построенное по проекту арх. А. Корацци
(разрушено в годы фашистской оккупации и ныне восстановлено). Здание
было известно под назв. "Т-р Вельки"; в большом зале этого т-ра
ставились оперы, в малом - драмы. В 1829 по инициативе части труппы П.
"Т. Н." был открыт филиал - т-р "Розмаитости", к-рыйв 1836 был дополнен
актёрами труппы П. "Т. Н.". На сцене т-ра "Розмаитости" выступали
крупнейшие польские актёры 19-20 вв.: Б. Кудлич, Я. Круликовский, А.
Жулковский, X. Моджеевская, Л. Галь-перт, Ю. Рыхтер, Б. Лещинский, М.
Френкель, К. Каминьский, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская. В 1924 т-р
"Розмаитости" вернулся в здание, отстроенное заново (после пожара 1919),
и вновь получил имя "Театр Народовы". В руководстве т-ром в эти годы
принимали участие видные деятели польского т-ра:
Ю. Остэрва, К. Каминьский, А. Сливиньский, Я. Лорентович, Э.
Хаберский, Л. Сольский, А. Зель-верович.
Среди лучших пост.: "Улетела от меня перепел очка" Жеромского (1924),
"Фауст" Гёте (1926), "Пан Дама зий" Бли-зиньского (1927), "Барские
конфедераты" Мицкевича (1929), "Кордиан", "Мария Стюарт" Словацкого
(1930, 1934), "Свадьба" Выспяньского (1930), "Месть" (1934) Фред po,
"Коварство и любовь" (1934).
Деятельность т-ра, прерванная в годы фашистской оккупации,
возобновилась в 1949 (директор М. Мел-лер, худ. рук. В. Дашевский, В.
Краен овепкий).
Среди наиболее значит, пост.: "Егор Булычев и другие" (1949);
"Краковцы и горцы" Богуславского (1950), "Ревизор" (1952); "Месть"
Фредро (1953), "Человек с ружьём" (1954);
"Немцы" Кручковского (1955), "Беспокойное дежурство" Лютовского
(1955), "Кордиан" Словацкого (1956), "Освобождение" Выспяньского (1958),