<< Пред.           стр. 652 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 первого профессионального рус. т-ра. Он написал 9 трагедий и 12 комедий,
 составивших основу репертуара т-ра 50-60-х гг. 18 в. Являясь поборником
 просвещённого монархич. абсолютизма, утверждая моральный кодекс
 дворянской чести, Сумароков, хотя и в классово-ограниченной форме, учил
 гражданской доблести, служению отчизне, подчинению личных страстей и
 чувств разуму. Он обличал монархов-тиранов, ослеплённых властолюбием,
 тщеславием, недостойных вельмож и дворян, обуреваемых эгоистичными
 страстями, не помышляющих о долге дворянина перед отечеством. В его
 трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) звучит тема протеста
 против деспотизма монарха. В 1771 Сумароков написал трагедию "Димитрий
 Самозванец", в к-рой отразились оппозиционные настроения автора по
 отношению к самодержавной власти Екатерины. Жёсткие каноны композиции,
 рационализм, отвлечённый схематизм образов, пространные риторич.
 рассуждения, вялость интриги ослабляли художеств. значение трагедий
 Сумарокова. Автором трагедий, проникнутых патриотич. просветительскими
 идеями, был М. В. Ломоносова в творчестве к-рого классицизм обрёл
 гуманистич., демократич. тенденции. В его трагедии "Тамира и Селим"
 (1751) поставлена проблема защиты естественных прав человека. Большим
 жизненным правдоподобием, национальным колоритом и свободой языка, по
 сравнению с трагедией, отличалась классицистская комедия. Сумароков
 делает первую попытку создания рус. сатирич. комедии. В его комедиях
 "Чудовища", "Пустая ссора", "Лихоимец", "Приданое обманом", "Нарцисс" и
 др. (1750-72) высмеивались пороки "низших" сословий, к-рые, однако, были
 типичны и для помещичьей и для чиновничьей среды. Сумароков критиковал и
 дворян, не понимавших своих высоких обязанностей. Заимствуя нек-рые
 приёмы в развитии сюжета и комедийные ситуации у Мольера и др.
 европейских писателей, Сумароков следовал в обрисовке отечеств, быта и
 нравов традициям рус. нар. интермедий и фарсов, хотя и отрицал в своих
 теоретич. воззрениях нар. "игрища",
  2-я пол. 18 в. - период расцвета рус. просвещения, проделавшего
 стремительный путь от прогрессивного, либерального просветительства Но
 И. Новикова к революц. воззрениям А. Н. Радищева, Углубление и
 обострение противоречий обществ, и социальной жизни России, крестьянская
 война 1773- 1775 под предводительством Е. И. Пугачёва, особенно остро
 обнаружившая непрочность и антигуманистич. сущность крепостного строя,
 преддверие франц. революции и проникновение материалистич. идей франц.
 энциклопедистов - Вольтера, Дидро, Руссо, воспринятых передовыми умами
 России,- всё это наложило особый отпечаток на Р. д. той поры, нанесло
 удар по схоластически религиозному, феодально-сословному миропониманию.
 В пределах господствующей эстетич. школы классицизма ещё более резко
 обнаружились разл. направления. Поверхностно-нравоучительные комедии
 Екатерины II - "О, время!", "Именины госпожи Ворчалкиной" (обе в 1772) и
 др., содержали снисходительную критику частных человеческих слабостей,
 были далеки от социальных обобщений. Исто-рич. пьесы Екатерины-"Из жизни
 Рюрика" (1786), "Начальное управление Олега" (1786) - утверждали
 нерушимые основы монархич. власти. Охранительные тенденции проявились в
 произв. М. М. Хераскова. Его комедия "Безбожник" (1761) направлена
 против "пагубных" последствий вольнодумства, трагедия "Освобождённая
 Москва" (1798) завершается прославлением монархич. власти. Лучшие,
 прогрессивные черты рус. классицизма - гражданственность,
 публицистичность, проявились в конце 18 в. в трагедии Н. П. Николева
 "Сорена и Замир" (1784) и в героич. тираноборч. трагедии Я. Б. Княжнина
 "Росслав" (1783). Вершиной классицистской политич. трагедии явился
 "Вадим Новгородский" Княжнина (1789). Непримиримая ненависть к тирании,
 пронизывающая это произв., созданный в нём образ гражданина-патриота,
 республиканца Вадима, предпочитающего смерть рабству, надолго определили
 интерес рус. писателей к этой трагедии и к её судьбе (пьеса была изъята
 и сожжена по приказу Екатерины II). Возрастающая роль в жизни России
 демократич. сословий, внимание к "простому" человеку определяют
 появление в Р. д. новых жанров. Так, широкое распространение в 60-80-е
 гг. 18 в. получает комич. опера, выводившая на сцену образы людей
 "низшего" и "среднего" сословий (крестьян и др.). Наряду с
 реакционно-охранительными, идиллич. произв. пастушеско-пейзанского типа
 ("Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" В. И. Майкова, 1777,
 и др.) были созданы ко-мич. оперы, показывавшие обездоленность
 крепостных крестьян, нарастающее недовольство против барского произвола.
 Среди лучших произв, этого жанра - "Анюта" М- И. Попова (1772), "Розана
 и Любим" Н. П. Николева (1778), "Кофейница" И. А. Крылова (1784),
 "Мельник-колдун, обманщик и сват" А. О. Аблесимова (муз. Соколовского,
 1779). В этот период появились также жанры слёзной комедии и мещанской
 драмы. Основоположником этого нового направления стал В, И. Лукин.
 Выступая с резкой критикой "подражательности" иностр. образцам, канонам
 классицистской школы, он противопоставлял рационализму, культу разума,
 исключительным страстям возвышенных героев естественные чувства
 обыкновенных людей. Теоретич. высказывания Лукина оказались важнее для
 дальнейших судеб Р. д., чем его произв, (преим. переделки пьес
 зап.-европ. драматургов). Его оригинальная пьеса "Мот, лю-бовию
 исправленный" (1765) насыщена нравоучительными сентенциями.
  В комедии "Купецкая компания" В. С. Колычева, в комич. операх
 "Санктпетербургский Гостин-ный двор" М. А. Матинского (1782),
 "Сбитенщик" Княжнина (1784) отражены особенности быта и нравов людей
 разных чинов и сословий. Такой же характер носили др. комедии Княжнина.
 Не выходя из рамок классицизма, отталкиваясь от иностр. образцов в
 разработке сюжета, он действовал по методу Лукина, т. е, "склонял на
 русские нравы" сюжетные положения и характеры той или иной иностр.
 пьесы. Однако в комедиях "Хвастун" (1786) и "Чудаки" были ярко показаны
 приметы рус. быта конца 18 в., язык отличался точностью,
 выразительностью и разговорной лёгкостью. Обличит, мотивы содержались в
 пьесах М.П.Ве-рёвкина ("Так и должно", 1773; "Течь в точь", 1774, опубл.
 1785). Развитию Р. д. способствовали пьесы актёра и теоретика т-ра П. А.
 Плавильщиков а. В его комедиях показаны крестьяне ("Бобыль", 1790),
 высмеивается торгашеская мораль купечества ("Сиделец", 1793). Но
 мещанские драмы и слёзные комедии, не затрагивавшие основ существующего
 об-ва, были лишены гражданственности и нравственной силы, к-рой
 отличалась прогрессивная классицистская трагедия (чем и объяснялась
 устойчивость этого жанра на сцене русского т-ра конца 18 - нач. 19 вв.).
  В конце 18 в. появились произв., авторы к-рых преодолели схематизм,
 дидактику нормативной классицистской эстетики, черпали сюжеты и
 характеры из окружающей жизни, избегали идеализации и чувствительности,
 стремились к большим социальным обобщениям. Негодующим пафосом,
 обличительной силой отличалась комедия-сатира В В. Капниста "Ябеда"
 (1798), показывающая бюрократический произвол и продажность чиновников.
 Мотивы и образы "Ябеды" получили развитие в Р. д. 19 в. в творчестве А.
 С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина.
  Вершиной Р. д. 18 в. были комедии Д. И. Фонвизина, отразившие рост
 реалистич. тенденций внутри классицизма, содержащие художеств. типизацию
 явлений жизни и образов, элементы критич. реализма. Страшные стороны
 крепостнич. России изображены в пьесах "Бригадир" (соч. ок. 1766, пост.
 1780) и особенно "Недоросль" (1782). В этих произв. комич. ситуации
 возникали в результате столкновения характеров, впервые в Р. д.
 появились яркие, типич. образы (Митрофанушка, Скотинин), ставшие
 нарицательными. Автор стремился передать особенности речи людей разных
 сословий. Полнота правды жизни, беспощадная критика устоев
 крепостничества позволили Пушкину назвать комедию народной, а автора
 её-"другом свободы". Гоголь причислял "Недоросль" к тем произв., в к-рых
 показаны "раны и болезни нашего общества".
  Продолжая сатирич. обличительные традиции Новикова и Фонвизина, И. А.
 Крылов в 1800 написал "шуто-трагедию" "Трумф, или Подщипа", в к-рой
 пародийные приёмы, высмеивавшие выспренность классицизма, сочетались с
 сатирой на полицейский режим Павла I. Пьесы Фонвизина, Капниста,
 Княжнина, Крылова способствовали формированию реа-листич. Р. д. 19 в.
  Первое десятилетие 19 в. ознаменовалось расцветом сентиментализма с
 его культом природы, повышенным интересом к душевному миру человека.
 Проповедь гуманизма, равенства, прав личности несколько ослаблялась у
 писателей сентименталистского направления стремлением к поэтич.
 идеализации сельского быта, трогательным сюжетам, слащавой добродетели и
 чрезмерной чувствительности. Основоположником сентиментализма в рус.
 лит-ре был Н. М. Карамзин. Воздействие карамзинской школы сказалось ив
 Р. д. Демократич. тенденции, прославление благородных добрых чувств
 свойственны пьесам Н. И. Ильина ("Лиза, или Торжество благодарности",
 1802, "Великодушие, или Рекрутский набор", 1803), В. М. Фёдорова
 ("Любовь и Добродетель", "Клевета и Невинность", 1805). Особым успехом у
 зрителей пользовалась инсценировка повести Карамзина "Лиза, или
 Следствие гордости и обольщения" (1803, автор инсценировки В. М.
 Фёдоров). Сентименталистские тенденции, проблемы гуманизма, защита прав
 человека на чувство были характерны для трагедий В. А. Озерова ("Эдип в
 Афинах", 1804; "Фингал", 1805;
  "Димитрий Донской", 1807; "Поликсена", 1809). Для пьес Озерова
 типичны также черты, присущие рус. пре-романтич. иск-ву (элегичность,
 сентименталистская трактовка античных сюжетов, обращение к мотивам
 легендарного ирландского поэта Оссиана и пр.). Противоречивость
 творчества Озерова заключалась в том, что несмотря на эти новые
 тенденции, драматург не смог порвать с канонами классицистского т-ра.
 Пьесы Озерова имели большой успех, т. к. в них нашли прямой отклик
 патриотич. настроения рус. об-ва времён наполеоновских войн (особенно в
 "Димитрии Донском"). Патриотич. тема, рост нац. самосознания отразились
 в комедиях И. А. Крылова "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807),
 высмеивавших слепое подражание французам, сочувственно изображавших
 людей из народа, их природный ум и находчивость. Начиная с 10-х гг. 19
 в. на сцене рус. т-ра большую популярность завоёвывает жанр водевиля,
 одноактной светской комедии, зачинателями к-рых были А. А. Шаховской, Н.
 И. Хмельницкий, М. Н. Загоскин, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов.
 Комедии-водевили Хмельницкого, Грибоедова, Писарева, написанные лёгким
 стихом (в к-ром слышны интонации рус. разговорной речи), содержали
 остроумные куплеты. В ряде случаев авторам удавалось подметить живые
 черты поведения и нравов современников.
  Первый дворянский этап освободительного движения в России, связанный
 с восстанием декабристов (1825), оказал влияние на развитие рус. лит-ры,
 на становление и формирование специфич. особенностей романтич. и
 реалистич. драмы 20-30-х гг. 19 в. В русле романтизма с его глубоким
 интересом к внутр. миру личности, выражением борьбы страстей и мыслей
 сформировалось 2 направления - созерцательно-мечтательное, уводящее от
 насущных вопросов действительности в мир поэтич. вымысла, экзотики,
 мистики, и мятежное, бунтарское, героическое. Это направление наиболее
 плодотворно развивалось в России. Драм. опыты писателсй-декаб.ристов
 ("Андромаха" П. А.
  Катенина, республиканские тираноборч. трагедии В. К. Кюхельбекера)
 предваряли появление драмы нового типа.
  Выдающимся произв. Р. д., отразившим социальные коллизии и типичные
 характеры рус. об-ва в период между Отечеств. войной 1812 и восстанием
 декабристов 1825, стала комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" (соч.
 1824, пост. 1831). Замысел комедии, её содержание связаны с освободит,
 движением передовой дворянской молодёжи, перешедшим впоследствии в
 революц. борьбу декабристов. В "Горе от ума" Грибоедов проявил
 выдающееся мастерство типизации, создал реалистич. образы. Впервые в
 истории Р. д. завязка и весь ход действия зависели не только от
 характеров и страстей, но и от мировоззрения действующих лиц. Перипетии
 любовной интриги и её развязка подчинены в "Горе от ума" развитию осн.
 общественно-социального конфликта. Афористичный язык пьесы настолько
 красочен и близок к жизни, что вошёл в быт в качестве поговорок,
 пословиц, крылатых выражений.
  В области трагедии гениальным воплощением новых реалистич. принципов
 явилась трагедия А. С. Пушкина "Борис Годунов" (соч. 1825, пост. 1870),
 отличающаяся верностью и широчайшим изображением эпохи, многогранностью
 и эпич. мощью характеров, прозорливым пониманием нерасторжимой связи
 "судьбы человеческой, судьбы народной". Это была первая историч.
 трагедия, свободная от догм, правил "единств" классицизма, от риторич.
 канонов, от чувствительности сентиментализма. Пушкин утверждал, что
 "нашему театру приличны народные законы драмы шекспировой, а не
 придворный обычай трагедии Расина". Поэт, мыслитель, преобразователь Р.
 д., Пушкин в "Маленьких трагедиях" ("Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь",
 "Каменный гость", "Пир во время чумы", все соч. в 1830), философски
 насыщенных, лаконичных, психологически глубоких и тонких в изображении
 противоречий жизни и человеческих характеров, стремился к тому, чтобы
 "драма стала заведывать страстями и душою человеческою".
  В 30-х гг. 19 в. появились пьесы М. Ю. Лермонтова - одного из
 крупнейших представителей рево-люционно-романтич. поэзии. Первая его
 пятиактная трагедия в стихах "Испанцы" соч. 1830) направлена против
 социального неравенства, нац. предрассудков, ханжества церкви; она
 написана в романтич. манере. Сложные психологич. коллизии и нравственный
 бунт мыслящей личности, томящейся в оковах деспотич. строя, запечатлены
 в драмах "Мепзспеп ипс1 ЬеЫеп-аспагЬеп" ("Люди и страсти", соч. 1830),
 "Странный человек" (соч. 1831). Вершина лермонтовской
 драматургии-"Маскарад" (соч. 1835-36, пост. 1862)-произв., проникнутое
 социально-философскими мотивами революц. романтизма. Тема неизбежного
 одиночества личности, невозможности взаимного доверия, искреннего
 чувства в лицемерном, расчётливом "свете" переданы в драме с подлинно
 реалистич. глубиной и беспощадной правдой.
  Но выдающиеся произв. Р. д. с трудом находили доступ на сцену: пьесы
 Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и др. преследовались цензурой,
 запрещались к постановке. Внешними приёмами романтич. драмы
 воспользовались авторы монархич. пьес, защищающих идеи охранительного
 патриотизма, насыщенных эффектами, фальшивыми мелодраматич. ситуациями,
 трескучими монологами ("Рука всевышнего отечество спасла", 1833,
 "Прокопий Ляпунов" Н. В. Кукольника, "Дедушка русского флота", 1837,
 "Иголкин, купец новгородский", 1838, Н. А. Полевого и др.). Большое
 распространение получили также легковесные. пустые, однотипные по
 композиции, водевили забавлявшие грубыми фарсовыми приёмами,
 анекдотичными ситуациями.
  Новый этап в истории Р. д. связан с обществ, движением и передовыми
 идеями 40-х гг. 19 в., с творчеством Н. В. Гоголя, деятельностью В. Г.
 Белинского. Драматургия и эстетика Гоголя определили утверждение критич.
 реализма в Р. д. Уже в незавершенной пьесе "Владимир III степени" (1833)
 намечен характерный для Гоголя новаторский тип реалистич. социальной
 комедии, позже гениально осуществлённой в "Ревизоре" (1836). В этом
 произв. писатель с огромной художеств. силой отразил и обобщил типичные
 явления жизни и быта России, создал типич., жизненно-правдивые
 характеры. Образ Городничего, при тонко подмеченных и необычайно
 правдиво выписанных индивидуальных чертах характера, вырастал вместе с
 тем до широкого обобщения аракчеевской бюрократии, всего самодержавного
 крепостнич. строя России. Образ Хлестакова разрастался до понятия
 "хлестаковщины" и т. п. Комедия не имеет положительных героев;
 единственное, по выражению автора, "честное благородное лицо" в ней был
 смех, карающий и гневный смех писателя-гражданина, творящего суд над
 современной ему действительностью. Гоголь поднял общественное значение
 жанра комедии; защищая принципы "высокой комедии", он призывал не только
 к правдивому отражению жизни, но и к суду над ней. Это определило
 композиционное, идейное и художественное новаторство пьесы. Др. пьесы
 Гоголя ("Женитьба", "Игроки") продолжали его новаторские начинания,
 развивали принципы критич. реализма. Процесс сближения с жизнью,
 демократизация лит-ры, стремление вывести на сцену мелких чиновников,
 мещан и др.- всё это предопределило мотивы и образы произведений
 "натуральной школы" 40- 50-х гг. Существенные изменения произошли в
 популярных жанрах мелодрамы и водевиля. Мелодрама стала изображать ужасы
 социального дна; невинными жертвами преступного произвола оказывались
 сироты, честные труженики. Появились водевили, содержащие жизненные
 зарисовки, злободневные са-тирич. куплеты: "Стряпчий под столом" (1834),
 "Лев Гурыч Синичкин" (1839), "Простушка и воспитанная" (1855) Д.-Т.
 Ленского, "Петербургские квартиры", "Деловой человек" (1840) Ф. А. Кони,
 "Вицмундир" П. А. Каратыгина (1845) и др. Сатирич. мотивы внёс в жанр
 водевиля молодой Н. А. Некрасов (писавший под псевд. Перепельский):
 "Шила в мешке не утаишь- девушки под замком не удержишь" (1841),
 "Петербургский ростовщик" (1845) и др.
  Р. д. этого периода испытывала влияние развивающихся жанров романа и
 повести. "Шинель" Гоголя и "Бедные люди" Достоевского оказали серьёзное
 воздействие на Р. д., в к-рой появилась тема защиты "униженных и
 оскорбленных", утверждения попранного человеческого достоинства. Эти
 мотивы типичны и для драматургии И. С. Тургенева. Если его пьеса
 "Завтрак у предводителя" (1849) близка обличительным комедиям Гоголя, то
 пьесы "Нахлебник" (соч. 1848, пост. 1862) и "Холостяк" (1849),
 эмоциональные и лирич., проникнутые гуманизмом, сочувствием к
 "маленькому" человеку, представляли собой новую страницу в истории Р. д.
 В комедии "Месяц в деревне" (соч. 1850, пост. 1872) Тургенев вывел новые
 типы людей, увиденные им в жизни. Глубокий психологизм, тонкая
 поэтичность, изображение нюансов настроений персонажей пьесы Тургенева
 предвосхищали драмы Чехова и расширяли возможности реалистич.
 драматургии.
  Решающую роль в развитии Р. д. сыграло творчество А. Н. Островского,
 внёсшего огромный вклад в создание рус. национально-самобытной
 драматургии. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островский,
 развивая традиции их драматургии, создал реалистич. драму нового типа.
 Её осн. черты - социально-бытовая обрисовка персонажей, передача их нац.
 своеобразия, стремление характеризовать героев через особенности их
 речи. Созданные писателем образы представляют собой многообразные,
 самобытные человеческие характеры. В то же время судьбы его героев, их
 жизнь определяются средой, воспитанием, профессией, связаны со всей
 системой общественных, имущественных, семейных отношений.
 Революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А.Добролюбов увидели в
 Островском писателя, широко отразившего современность, обличавшего
 Россию помещиков, буржуазии и чиновничества. В характере Катерины
 ("Гроза") для Добролюбова была воплощена непримиримая сила народного
 протеста. Островский раскрыл мужество, трудолюбие, чистоту помыслов
 обыкновенных русских людей. В своих пьесах Островский нарисовал широкую
 картину жизни различных социальных групп рус. об-ва. Домостроевский
 купеческий быт отражён в первых пьесах Островского - "Не в свои сани не
 садись" (1853), "Бедность не порок" (1854) и др. "Тёмное царство"
 российской действительности с её социальными контрастами показал
 драматург в пьесах: "Свои люди - сочтёмся" (соч. 1850, пост. 1861),
 "Доходное место" (1857, в провинции; на имп. сцене - 1863), "Гроза"
 (1859), "Горячее сердцем (1869), "Бешеные деньги" (1870) и др. В произв.
 Островского 70-80-х гг., когда Россия стала на путь капиталистич.
 развития, с огромной силой художественного обобщения были показаны
 оскудение дворянства, власть денег, лицемерие буржуазной морали, тяжёлая
 судьба разночинной интеллигенции, зависимой от мира собственников: "Лес"
 (1871), "Последняя жертва" (1877), "Таланты и поклонники" (1881),
 "Бесприданница" (1878), "Без вины виноватые" (1884). Творчество
 Островского способствовало развитию разл. жанров Р. д.: обличительной
 комедии, лирич. совр. пьесы, социально-психологич. драмы, бытовой
 трагедии, поэтич. нар. сказки, историч. пьесы и др.
  Обличительные сатирич. комедии-памфлеты, отличающиеся необычайной

<< Пред.           стр. 652 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу