<< Пред. стр. 657 (из 913) След. >>
сов. сатирич. комедии создал В. В. Маяковский: "Клоп" (1929), "Баня"(1930, оба пост. в Т-ре им. Мейерхольда). Сатирич. комедия была
представлена в эти годы в репертуаре т-ров также пьесами "Воздушный
пирог" Ромашова (1925, Т-р Революции, т-р "Красный факел"), "Мандат"
Эрдмана (1925, Т-р им. Мейерхольда). В этих спектаклях также, как и в
постановке пьесы Луначарского "Яд" (1925, Ленингр. академич. т-р драмы),
т-ры обратились к изображению совр. сов. быта, проблемам морали,
сатирич. обличению пережитков прошлого. В произв. театр. иск-ва находили
отражение и идеи международной солидарности трудящихся в их борьбе
против империализма ("Лево руля" Билль-Белоцерковского, Малый т-р,
1926). Лучшие сов. пьесы, впервые ставившиеся на сценах т-ров Москвы и
Ленинграда, как правило, получали широкое распространение и в т-рах
периферии. Рост рус. сценич. иск-ва в 20-30-е гг. связан с расширением
театр. сети, с появлением новых видов т-ров.
В конце 20-нач. 30-х гг. созданы постоянные рус. т-ры в столицах
союзных республик-Киеве (1926, см. Киевский театр имени Леси Украинки),
Ашхабаде (1926, см. Ашхабадский русский театр), Алма-Ате (1933, см.
Алма-Атинский русский театр драмы), Ташкенте (1934, см. Ташкентский
русский театр) и др. Были организованы новые т-ры в городах РСФСР:
краевой т-р во Владивостоке (1931, см. Владивостокский театр).
Ростовский т-р (см. Ростов-ский-на-Дону театр) и др. областные т-ры.
Новых успехов добились старейшие Р. т.- Горъковский театр им. М.
Горького, Казанский театр (с 1948 - им. В. И. Качалова), Ярославский
театр имени Ф. Г. Волкова.
В нач. 30-х гг. создаются специальные т-ры, предназначенные для
сельского зрителя, - т. н. колхозно-совхозные театры, формируются первые
т-ры Красной Армии, растёт число театров для детей.
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке
литературно-художественных организаций" содействовало созданию ещё более
благоприятных условий для развёртывания широкого и свободного творч.
соревнования, направленного на дальнейший подъём реалистич. сценич.
иск-ва. Коммуни-стич. партия указала пути этого подъёма, дав в нач. 30-х
гг. глубокое научное определение осн. метода сов. лит-ры и иск-ва -
метода социалистического реализма. Овладение марксистско-ленинским
мировоззрением, являющимся идейной основой метода социа-листич.
реализма, открыло для деятелей Р. т., как и всего сов. т-ра, новые пути,
помогло им всесторонне и глубоко познавать закономерности общественного
развития, правдиво отражать действительность и поднять своё иск-во на
новую, высшую ступень.
Важнейшее значение в упрочении позиций социали-стич. реализма в Р. т.
имела деятельность Станиславского и Немировича-Данченко. С их творч.
принципами прежде всего связано формирование школы сов. режиссуры,
включающей богатство и разнообразие художеств. индивидуальностей. Связь
с передовыми реалистич. традициями прошлого неотделима в их иск-ве от
борьбы за подлинное реалистич. новаторство, за поиски новых форм,
органически рождающихся из стремления отразить новое жизненное
содержание. Выявление идейного содержания пьесы, стремление к целостному
и последовательному раскрытию всех особенностей драмы, избранной для
постановки, воплощение "жизни человеческого духа" как основы артистич.
образа, - все эти принципы получили целостное выражение в творчестве и
высказываниях Станиславского и Немпровича-Данченко. В сов. время
Станиславский завершил создание своей творч. системы (см. Станиславского
система). Его статьи "О ремесле" (1921), книги "Моя жизнь в искусстве"
(1926) и "Работа актера над собой" (1938) обобщили достижения реализма в
сценич. творчестве, оказали огромное влияние на становление рус. сов.
режиссуры и актёрского мастерства. Преодолевая антиреалистич. тенденции,
Мейерхольд приходит в лучших своих спектаклях 30-х гг. к пси-хологич.
углублённой трактовке сценич. образов, подчиняя условные театр. приёмы и
средства сценич. выразительности раскрытию большой
социально-значительной мысли ("Вступление" Германа, 1933, Т-р им.
Мейерхольда) и сближаясь в конце своего творч. пути со Станиславским.
Для режиссёрского творчества А. Д. Попова, начавшего свою
деятельность в МХТ, характерно было тяготение к широкому, порою эпич.
охвату жизненного материала при углублённом, пристальном интересе к
раскрытию индивидуального человеческого характера, типич. черт
современника. С традициями МХАТа и Вахтангова связано творчество Ю. А.
Завадского. В его пост. отчётливо проявились искания острой театр.
формы, отвечающей главному идейному содержанию спектакля. От опыта
Вахтангова идут в своём режиссёрском творчестве Р. Н. Симонов и Б. Е.
Захава. Плодотворность принципов режиссуры, связанной в первоистоках с
Художеств. т-ром, проявилась и в проникнутом острым восприятием
действительности, оптимистическом иск-ве А. Д. Дикого.
Искания монументальных форм нар.-героич. спектакля определяют осн.
направление режиссёрского творчества Н. П. Охлопкова, связанного в
основе своих устремлений с театр. поэтикой Маяковского и опытами
Мейерхольда. Публицистич. направленность и психологич. глубина
характеризуют режиссёрские работы Н. В. Петрова, Л. С. Вивъена. Острота,
порой эксцентрич. подчёркнутость в пост. комедий-но-сатирич. спектаклей
присуща работам Н. П. Акимова.
Сближение с революц. действительностью, обращение к передовой сов.
драматургии дало новую социальную опору программе синтетич. т-ра,
выдвигавшейся А. Я. Таировым, усилило реалистич. тенденции в его
режиссёрском творчестве.
Среди виднейших представителей режиссуры, непосредственно связанных с
режиссёрской школой МХАТа-Н. М. Горчаков, М. Н. Кедров, М. О. Кнебелъ,
В. Г. Сахновский, Б. М. Сушкевич, И. Я. Судаков, Е. С. Телешова, И. М.
Раевский.
Большой вклад в развитие Р. т. внесли режиссёры, творчество к-рых
объединялось поисками путей к раскрытию темы современности: И. Н.
Берсенев, Л. А. Волков, К. А. Зубов, А. М. Лобанов, Е. А. Бриллъ, А. А.
Брянцев, В. П. Редлих, К. П. Хохлов. Крупными режиссёрами, оказавшими
большое воздействие на развитие т-ров в областных городах РСФСР, стали
также Н. И. Соболъщиков-Самарин, Н. Н. Синельников, И. А. Ростовцев, А.
И. Канин, В. С. Битюцкий, Н. А. Покровский и др.
Деятели Р. т., представители старшего и младшего поколений, принимали
активное участие в борьбе народа за строительство социалистич. общества.
Жизнь сов. страны получила отражение в многообразных и по содержанию и
по форме спектаклях 30-х гг. Гражданской войне, революц. прошлому были
поев. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1933, моск. Камерный т-р,
реж. Таиров; Комиссар - Ко-онен, Алексей - Жаров), "Первая конная"
Вишневского (1930, Т-р Революции), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934,
Центр, т-р Красной Армии), "Интервенция" Славина (1933, Т-р им.
Вахтангова). Социалистич. перестройка деревни и новая колхозная
действительность были показаны в пост. пьес "Хлеб" Киршона (1930, 1931,
МХАТ), "После бала" Погодина (1934, моск. Т-р Революции, Горьковский
драм. т-р). Идея союза рабочего класса с крестьянством выражена в
спектакле "Земля" Вирты (1937, МХАТ). Тема социалистич. индустриализации
страны, отражённая ещё в "Выстреле" Безыменского (1929, Т-р им.
Мейерхольда), была развита в пост. пьес Н. Ф. Погодина- "Темп" (1930,
Т-р им. Вахтангова), "Поэма о топоре" и "Мой друг" (1931 и 1932, моск.
Т-р Революции, реж. Попов). Формирование нового мировоззрения сов.
интеллигенции раскрывалось в спектаклях: "Страх" Афиногенова (1931,
Ленингр. акад. т-р драмы, реж. Петров; Бородин - Певцов, Клара -
Корчагина-Александровская; МХАТ, Бородин-Леонидов), "Платон Кречет"
(1935, МХАТ, Платон-Добронравов, Берест-Топорков, Лида-Степанова);
"Ску-таревский" Леонова (1934, Малый т-р). Советский патриотизм, люди
Сов. Армии были показаны в пост. "Последний решительный" Вишневского
(1931, Т-р им. Мейерхольда), "Бойцы" Ромашова (1934, Малый т-р, Центр,
т-р Красной Армии), "Парень из нашего города" Симонова (1941, Моск. т-р
им. Ленинского комсомола), "Слава" Гусева (1936, Малый т-р). О
дальнейшем развитии жанра комедийно-сатирич. спектакля свидетельствовали
пост. пьесы "В степях Украины" Корнейчука (1941, Малый т-р) и др.
Крупнейшим достижением Р. т. явилось создание в 1937 спектаклей,
воссоздающих образ В. И. Ленина- "Человек с ружьём" Погодина (Т-р им.
Вахтангова, реж. Симонов; Ленин - Щукин; Воронежский т-р,
ЛенинФлоринский и др.), "Правда" Корнейчука (Т-р Революции, Ленин -
Штраух) и др. Решение задачи сценпч. воплощения образа вождя
социалистич. революции было подготовлено всем предшествующим опытом сов.
т-ра, выражало итоги исканий в создании героич. образа современника.
Глубокое воздействие на развитие Р. т. оказали идейно-художеств.
принципы и драматургия основоположника социалистич. литературы М.
Горького. Среди выдающихся горьковских спектаклей, осуществлённых в
30-нач. 40-х гг.:
"Враги" (1935, МХАТ, реж. Немирович-Данченко;
Николай Скроботов-Хмелёв, Захар Бардин-Качалов, Полина Бардина -
Книппер-Чехова, Татьяна Луговая-Тарасова), "Егор Булычев и другие"
(1932, Т-р им. Вахтангова, реж. Захава; Булычев - Щукин), "Достигаев и
другие" (1933, там же), "Дачники" (1939, Ленингр. Большой драм. т-р им.
Горького, реж. Б. А. Бабочкин), "Варвары" (1941, Малый т-р, 1943,
Горьковский областной драм. т-р), "Мещане" (1935, Центр, т-р Красной
Армии) и др. Умение раскрыть социально-философскую сущность образа,
сочетать глубокую психологич. правду с острой социальной
характеристикой, иск-во типизации, присущие лучшим горьковским
спектаклям, способствовали утверждению метода социалистич. реализма,
росту режиссёрского и актёрского мастерства. Важнейшее значение для
последовательного идейно-художественного роста Р. т. имели
театрально-эстетические принципы Горького, развитые им в 30-х гг. в
статье "О пьесах" и др. выступлениях. Утверждая, что "... деятель,
строитель нового мира и должен быть главным героем современной драмы"
(Собр. соч., т. 26, 1953, с. 426), Горький подчёркивал социально
организующее, действенное назначение драмы. Предупреждая об опасности
упрощённого, вульгарно-социологич. подхода к созданию художеств. образа,
он говорил о необходимости "... в каждой изображаемой единице найти,
кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее
характерен для нее и в конечном счёте определяет ее социальное
поведение" (там же, с. 415). Эти мысли Горького стали основополагающими
для формирования иск-ва актёра.
Утверждение принципов социалистич. эстетики плодотворно сказалось в
30-х гг. на творчестве представителей разных поколений. В МХАТе, наряду
с такими корифеями, как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М.
Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов и др., выросло второе поколение
актёров, представленное Н. П. Хмелёвым, Б. Г. Добронравовым, О. Н. А
ндровской, К. Н. Еланской, А.. К. Тарасовой, А. Н. Грибовым, Б. Н.
Ливановым, В. А. Орловым, М. М. Яншиным и др. Новыми значит,
достижениями была отмечена деятельность мастеров, связанных в
первоистоках своего творчества со школой МХАТа,- И. Н. Берсенева, С. Г.
Бирман, С. В. Гиацинтовой. В Малом т-ре, наравне с представителями
старшего поколения - А. А. Яблочкиной, В. О. Мас-салитиновой, В. Н.
Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, М. М. Климовым, А. А. Остужевым, П. М.
Садовским (см. Садовские) и др. видное место заняли актёры, чьи
дарования раскрылись уже в сов. время - В. Н. Пашенная, Е. Н. Гоголева,
Н.А.Анненков, В.Э.Мейер, Н. А. Соловьёв и др. Плодотворное влияние на
иск-во Малого т-ра оказали актёры, вступившие в его труппу в 30-е гг.,Д.
В. Зеркалова, М. И. Жаров, А. И. Зра-жевский, И. В. Ильинский, М. И.
Царёв. Ленингр. академич. т-р драмы объединил крупных мастеров,
прошедших большой творч. путь ещё в дореволюционную пору (Е. П.
Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М.
Юрьев), с молодыми актёрами (А. Ф. Борисов, Н. К. Симонов, Б. А.
Бабочкин, Н. К. Черкасов и др.). Творч. принципы, связанные со
становлением иск-ва социалистич. реализма, дают возможность раскрытия
многообразных художеств. индивидуальностей. Актёры, принадлежащие к
разл. творч. направлениям, сохраняют своеобразие не только
индивидуальной манеры, но и стиля определённой творч. школы. Вместе с
тем их творчество объединяет стремление к социальной типизации, органич.
проникновению в идейное содержание образа. Это проявилось и в иск-ве
выдающегося актёра Б. В. Щукина, развивавшего вахтанговские традиции, и
в творчестве артистов Т-ра Революции и Т-ра им. Мейерхольда - М. И.
Бабановой, М. Ф. Астангова, Д. Н. Орлова, М. М. Штрауха, Ю. С. Глизер,
С. А. Мартинсона, Э. П. Гарина, Театра им. МОСПС -В. В. Ванина, и в
сценич. воплощениях артистки Камерного т-ра А. Г.Коонен, и в достижениях
учеников Ю. А. Завадского - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я.
Плятта, и в деятельности крупнейших артистов т-ров периферии - Б. Ф.
Ильина и М. А. Токаревой (Свердловский драм. т-р), А. Д. Чуди-новой, С.
Д. Ромоданова (Ярославский т-р), И. А. Сло-нова, С. М. Муратова
(Саратовский т-р им. К. Маркса), А. В. Полякова (Воронежский т-р).
Процесс преодоления формалистич., а также вуль-гарно-социологич. и
натуралистич. тенденций, мешавших развитию социалистич. сценич. иск-ва,
благотворно сказывался во всех областях работы т-ров, в частности при
пост. пьес классич. драматургии. К числу новых наиболее значит,
сценических воплощений Островского принадлежали постановки: "Таланты и
поклонники" в МХАТе (1933), "На всякого мудреца довольно простоты" в
Малом т-ре (1935), "Лес" в Ленингр. академич. т-ре драмы имени Пушкина
(1936). Замечательными образцами раскрытия произв. классич. драматургии
с позиций социалистич. реализма стали спектакли МХАТа, поставленные
Немировичем-Данченко - "Воскресение" (1930, "от автора" - В. И. Качалов,
Катюша Маслова - Еланская) и "Анна Каренина" (1937, Анна - Тарасова,
Каренин - Хмелёв) по Л. Н. Толстому, "Три сестры" (1940, Маша -
Тарасова, Ольга - Еланская, Ирина-Степанова). Мотивы "тоски по лучшей
жизни", веры в приход светлого будущего определили поэтическое, глубоко
совр. звучание чеховского спектакля.
Значительный вклад в творч. освоение классич. наследия внесли и т-ры
периферии ("Маскарад", 1936, Воронежский т-р и др.).
Новые духовные богатства открыли рус. актёры и режиссёры в произв.
зарубежной классич. драматургии. Постановки пьес Шекспира в 30-х гг.
ознаменовали важнейший этап сцен-ич. воплощения наследия великого англ.
драматурга. Новое толкование, проникнутое духом воинствующего гуманизма,
получили произв. Шекспира: "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. С. Э. Радлов;
в загл. роли - Остужев), "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции, реж.
А. Д. Попов;
Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова), "Много шума из ничего"
(1936, Т-р им. Вахтангова, Беатриче - Мансурова, Бенедикт - Р. Симонов),
"Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. Попов; Катарина - Добржанская,
Петруччио-Пестовский), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им.
Ермоловой, реж. Н. П. Хмелёв и М. О. Кнебель).
Сценич. осуществления классич. драматургии в Р. т. 30-нач. 40-х гг.
были разнообразны и по художественно-постановочным особенностям. Пафос
свободолюбия пронизывал постановку трагедии "Уриэль Акоста" Гуцкова в
Малом т-ре (1940, реж. И. Я. Судаков, в загл. роли - Остужев). Глубокое
проникновение в своеобразную действенную природу мольеровской
комедийно-сти характеризовало постановку "Тартюфа", начатую под рук. К.
С. Станиславского (1939, МХАТ, реж.М.Н. Кедров и В. О. Топорков;
Тартюф-Кедров, Оргон- Топорков). Острота сатиры Шеридана была тонко
передана в изящном спектакле "Школа злословия" на сцене МХАТа (1940,
рук. постановки В. Г.Сахновский, реж. Н. М. Горчаков и П. С. Ларгин; сэр
Питер-Яншин, леди Тизл-Андровская). Иронич. заострением отличались
спектакли Ленингр. т-ра Комедии "Собака на сене" (1936) и "Валенсианская
вдова" Ло-пе де Вега (1939, реж. Н. П. Акимов). Подлинно ренес-сансная
насыщенность красок была присуща "Испанскому священнику" Флетчера в
МХАТе 2-м (1934, реж. С. Г. Бирман). Жизнерадостная одушевлённость
отмечала сценич. передачу комедии Гольдони "Трактирщица" на сцене Т-ра
им. Моссовета (1940, реж. Ю. А. Завадский; Мирандолина-Марецкая, Кавалер
Рипафратта - Мордвинов).
Р. т. 30-х гг. добился творч. достижений, к-рые имели огромное
значение для будущего развития сов. театр. иск-ва. Вместе с тем в конце
этого периода начали сказываться и нек-рые отрицательные тенденции,
неоправданная квалификация тех или иных явлений, как якобы политически
враждебных. Особенно резкой "про работе чной" критике подверглись Т-р
им. Мейерхольда (закрыт в 1938) и Камерный т-р. Эти тенденции
отрицательно сказывались на развитии театр. иск-ва, но не могли
приостановить его развития.
В период Отечеств, войны деятели Р. т. приняли активное участие
средствами своего иск-ва в общей борьбе сов. народа против фашистского
нашествия. Героич. патриотич- пафос и глубокая народность, характерные
для лучших произв. рус. сов. т-ра на протяжении всех лет его развития,
ярко проявились в постановках, наиболее примечательных для этого
времени, В спектакле "Нашествие" Леонова (1942; 1943, Малый т-р,реж.
Судаков; Фёдор-Н. Соловьёв, Таланов-П. Садовский, Таланова-Пашенная,
Демидьевна-Массалитинова, Фаюнин - Межинский, Кокорышкин-Лебедев)
звучала тема непобедимости сов. человека. Исто-рич. обречённость
фашистских захватчиков стала гл. темой в воплощении той же пьесы на
сцене Т-ра им. Моссовета (1943, реж. Ю. А. Завадский, О. И. Пыжова и Б.
В. Бибиков; Фёдор - Астангов, Фаюнин- Ванин). Благородный характер рус.
человека - патриота социалистич. Родины, раскрывался в постановке пьесы
"Русские люди" Симонова в Моск. драм. т-ре (1942), МХАТе (1943), в
Свердловском т-ре, Ярославском т-ре им. Ф. Г. Волкова. В пьесе "Фронт"
Корнейчука, поставленной в 1942-43 в МХАТе, Малом т-ре, Т-ре им.
Вахтангова (в роли генерала Горлова - Дикий), Калининском, Свердловском
и др. т-рах, публицистически остро изобличались особенно пагубные в
условиях войны приверженность к рутине, утрата чувства нового.
В годы Отечеств, войны возрос интерес к историко-патриотич. темам.
Опираясь на опыт работы над историческим спектаклем, приобретённый ещё в
предвоенные годы ("Пётр I" А. Н. Толстого в Ленингр. академич. т-ре
драмы им. Пушкина, 1935, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьёва в Т-ре им.
Вахтангова, 1940, и др.), т-ры предприняли новые опыты осмысления
событий далёкого прошлого. Однако в спектаклях на историч. тему особенно
проявилось влияние культа личности Сталина ("Великий государь"
Соловьёва, 1945, Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина, Т-р им.
Вахтангова), стремление к идеализации прошлого.
В пост. рус. классич. драматургии, осуществлённых в 40-х гг., актёры
и режиссёры стремились отразить духовную стойкость, благородство и силу
нар. характера: "Последняя жертва" (МХАТ, 1944), "Правда - хорошо, а
счастье лучше" Островского (Малый т-р, 1941), "Горячее сердце"
(Казанский т-р, 1944), "Дядя Ваня" (МХАТ, 1947, в загл. роли -
Добронравов; Свердловский т-р, 1943).
В послевоенные годы Р. т. продолжил работу над спектаклями,
отражающими жизнь и борьбу сов. народа. Однако в деятельности т-ров
обозначились и нек-рые ошибочные тенденции, к-рым была дана критич.
оценка в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 "О репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению". Постановление отмечало
проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисующих облик
современника, а также идеологически чуждых, буржуазных пьес и
псевдоисторич. пьес, искаженно-идеализированно показывающих прошлое.
Этим тенденциям противостояла ведущая героич. направленность лучших
произв. театр. иск-ва этого времени. Создание образа сов. патриота -
участника Великой Отечественной войны - определило пафос таких
произведений театр. иск-ва, как героико-эпич. постановка "Молодой
гвардии" по одноим. роману А. А. Фадеева в Моск. т-ре драмы (1947, ныне
Т-р им. Вл. Маяковского, реж. Н. П. Охлопков), "Победители" Чирскова
(1946, Ленинградский академический т-р драмы им. Пушкина; 1947, МХАТ),
"За тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Малый т-р).