<< Пред.           стр. 657 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 сов. сатирич. комедии создал В. В. Маяковский: "Клоп" (1929), "Баня"
 (1930, оба пост. в Т-ре им. Мейерхольда). Сатирич. комедия была
 представлена в эти годы в репертуаре т-ров также пьесами "Воздушный
 пирог" Ромашова (1925, Т-р Революции, т-р "Красный факел"), "Мандат"
 Эрдмана (1925, Т-р им. Мейерхольда). В этих спектаклях также, как и в
 постановке пьесы Луначарского "Яд" (1925, Ленингр. академич. т-р драмы),
 т-ры обратились к изображению совр. сов. быта, проблемам морали,
 сатирич. обличению пережитков прошлого. В произв. театр. иск-ва находили
 отражение и идеи международной солидарности трудящихся в их борьбе
 против империализма ("Лево руля" Билль-Белоцерковского, Малый т-р,
 1926). Лучшие сов. пьесы, впервые ставившиеся на сценах т-ров Москвы и
 Ленинграда, как правило, получали широкое распространение и в т-рах
 периферии. Рост рус. сценич. иск-ва в 20-30-е гг. связан с расширением
 театр. сети, с появлением новых видов т-ров.
  В конце 20-нач. 30-х гг. созданы постоянные рус. т-ры в столицах
 союзных республик-Киеве (1926, см. Киевский театр имени Леси Украинки),
 Ашхабаде (1926, см. Ашхабадский русский театр), Алма-Ате (1933, см.
 Алма-Атинский русский театр драмы), Ташкенте (1934, см. Ташкентский
 русский театр) и др. Были организованы новые т-ры в городах РСФСР:
 краевой т-р во Владивостоке (1931, см. Владивостокский театр).
 Ростовский т-р (см. Ростов-ский-на-Дону театр) и др. областные т-ры.
 Новых успехов добились старейшие Р. т.- Горъковский театр им. М.
 Горького, Казанский театр (с 1948 - им. В. И. Качалова), Ярославский
 театр имени Ф. Г. Волкова.
  В нач. 30-х гг. создаются специальные т-ры, предназначенные для
 сельского зрителя, - т. н. колхозно-совхозные театры, формируются первые
 т-ры Красной Армии, растёт число театров для детей.
  Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке
 литературно-художественных организаций" содействовало созданию ещё более
 благоприятных условий для развёртывания широкого и свободного творч.
 соревнования, направленного на дальнейший подъём реалистич. сценич.
 иск-ва. Коммуни-стич. партия указала пути этого подъёма, дав в нач. 30-х
 гг. глубокое научное определение осн. метода сов. лит-ры и иск-ва -
 метода социалистического реализма. Овладение марксистско-ленинским
 мировоззрением, являющимся идейной основой метода социа-листич.
 реализма, открыло для деятелей Р. т., как и всего сов. т-ра, новые пути,
 помогло им всесторонне и глубоко познавать закономерности общественного
 развития, правдиво отражать действительность и поднять своё иск-во на
 новую, высшую ступень.
  Важнейшее значение в упрочении позиций социали-стич. реализма в Р. т.
 имела деятельность Станиславского и Немировича-Данченко. С их творч.
 принципами прежде всего связано формирование школы сов. режиссуры,
 включающей богатство и разнообразие художеств. индивидуальностей. Связь
 с передовыми реалистич. традициями прошлого неотделима в их иск-ве от
 борьбы за подлинное реалистич. новаторство, за поиски новых форм,
 органически рождающихся из стремления отразить новое жизненное
 содержание. Выявление идейного содержания пьесы, стремление к целостному
 и последовательному раскрытию всех особенностей драмы, избранной для
 постановки, воплощение "жизни человеческого духа" как основы артистич.
 образа, - все эти принципы получили целостное выражение в творчестве и
 высказываниях Станиславского и Немпровича-Данченко. В сов. время
 Станиславский завершил создание своей творч. системы (см. Станиславского
 система). Его статьи "О ремесле" (1921), книги "Моя жизнь в искусстве"
 (1926) и "Работа актера над собой" (1938) обобщили достижения реализма в
 сценич. творчестве, оказали огромное влияние на становление рус. сов.
 режиссуры и актёрского мастерства. Преодолевая антиреалистич. тенденции,
 Мейерхольд приходит в лучших своих спектаклях 30-х гг. к пси-хологич.
 углублённой трактовке сценич. образов, подчиняя условные театр. приёмы и
 средства сценич. выразительности раскрытию большой
 социально-значительной мысли ("Вступление" Германа, 1933, Т-р им.
 Мейерхольда) и сближаясь в конце своего творч. пути со Станиславским.
  Для режиссёрского творчества А. Д. Попова, начавшего свою
 деятельность в МХТ, характерно было тяготение к широкому, порою эпич.
 охвату жизненного материала при углублённом, пристальном интересе к
 раскрытию индивидуального человеческого характера, типич. черт
 современника. С традициями МХАТа и Вахтангова связано творчество Ю. А.
 Завадского. В его пост. отчётливо проявились искания острой театр.
 формы, отвечающей главному идейному содержанию спектакля. От опыта
 Вахтангова идут в своём режиссёрском творчестве Р. Н. Симонов и Б. Е.
 Захава. Плодотворность принципов режиссуры, связанной в первоистоках с
 Художеств. т-ром, проявилась и в проникнутом острым восприятием
 действительности, оптимистическом иск-ве А. Д. Дикого.
  Искания монументальных форм нар.-героич. спектакля определяют осн.
 направление режиссёрского творчества Н. П. Охлопкова, связанного в
 основе своих устремлений с театр. поэтикой Маяковского и опытами
 Мейерхольда. Публицистич. направленность и психологич. глубина
 характеризуют режиссёрские работы Н. В. Петрова, Л. С. Вивъена. Острота,
 порой эксцентрич. подчёркнутость в пост. комедий-но-сатирич. спектаклей
 присуща работам Н. П. Акимова.
  Сближение с революц. действительностью, обращение к передовой сов.
 драматургии дало новую социальную опору программе синтетич. т-ра,
 выдвигавшейся А. Я. Таировым, усилило реалистич. тенденции в его
 режиссёрском творчестве.
  Среди виднейших представителей режиссуры, непосредственно связанных с
 режиссёрской школой МХАТа-Н. М. Горчаков, М. Н. Кедров, М. О. Кнебелъ,
 В. Г. Сахновский, Б. М. Сушкевич, И. Я. Судаков, Е. С. Телешова, И. М.
 Раевский.
  Большой вклад в развитие Р. т. внесли режиссёры, творчество к-рых
 объединялось поисками путей к раскрытию темы современности: И. Н.
 Берсенев, Л. А. Волков, К. А. Зубов, А. М. Лобанов, Е. А. Бриллъ, А. А.
 Брянцев, В. П. Редлих, К. П. Хохлов. Крупными режиссёрами, оказавшими
 большое воздействие на развитие т-ров в областных городах РСФСР, стали
 также Н. И. Соболъщиков-Самарин, Н. Н. Синельников, И. А. Ростовцев, А.
 И. Канин, В. С. Битюцкий, Н. А. Покровский и др.
  Деятели Р. т., представители старшего и младшего поколений, принимали
 активное участие в борьбе народа за строительство социалистич. общества.
 Жизнь сов. страны получила отражение в многообразных и по содержанию и
 по форме спектаклях 30-х гг. Гражданской войне, революц. прошлому были
 поев. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1933, моск. Камерный т-р,
 реж. Таиров; Комиссар - Ко-онен, Алексей - Жаров), "Первая конная"
 Вишневского (1930, Т-р Революции), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934,
 Центр, т-р Красной Армии), "Интервенция" Славина (1933, Т-р им.
 Вахтангова). Социалистич. перестройка деревни и новая колхозная
 действительность были показаны в пост. пьес "Хлеб" Киршона (1930, 1931,
 МХАТ), "После бала" Погодина (1934, моск. Т-р Революции, Горьковский
 драм. т-р). Идея союза рабочего класса с крестьянством выражена в
 спектакле "Земля" Вирты (1937, МХАТ). Тема социалистич. индустриализации
 страны, отражённая ещё в "Выстреле" Безыменского (1929, Т-р им.
 Мейерхольда), была развита в пост. пьес Н. Ф. Погодина- "Темп" (1930,
 Т-р им. Вахтангова), "Поэма о топоре" и "Мой друг" (1931 и 1932, моск.
 Т-р Революции, реж. Попов). Формирование нового мировоззрения сов.
 интеллигенции раскрывалось в спектаклях: "Страх" Афиногенова (1931,
 Ленингр. акад. т-р драмы, реж. Петров; Бородин - Певцов, Клара -
 Корчагина-Александровская; МХАТ, Бородин-Леонидов), "Платон Кречет"
 (1935, МХАТ, Платон-Добронравов, Берест-Топорков, Лида-Степанова);
 "Ску-таревский" Леонова (1934, Малый т-р). Советский патриотизм, люди
 Сов. Армии были показаны в пост. "Последний решительный" Вишневского
 (1931, Т-р им. Мейерхольда), "Бойцы" Ромашова (1934, Малый т-р, Центр,
 т-р Красной Армии), "Парень из нашего города" Симонова (1941, Моск. т-р
 им. Ленинского комсомола), "Слава" Гусева (1936, Малый т-р). О
 дальнейшем развитии жанра комедийно-сатирич. спектакля свидетельствовали
 пост. пьесы "В степях Украины" Корнейчука (1941, Малый т-р) и др.
  Крупнейшим достижением Р. т. явилось создание в 1937 спектаклей,
 воссоздающих образ В. И. Ленина- "Человек с ружьём" Погодина (Т-р им.
 Вахтангова, реж. Симонов; Ленин - Щукин; Воронежский т-р,
 ЛенинФлоринский и др.), "Правда" Корнейчука (Т-р Революции, Ленин -
 Штраух) и др. Решение задачи сценпч. воплощения образа вождя
 социалистич. революции было подготовлено всем предшествующим опытом сов.
 т-ра, выражало итоги исканий в создании героич. образа современника.
 Глубокое воздействие на развитие Р. т. оказали идейно-художеств.
 принципы и драматургия основоположника социалистич. литературы М.
 Горького. Среди выдающихся горьковских спектаклей, осуществлённых в
 30-нач. 40-х гг.:
  "Враги" (1935, МХАТ, реж. Немирович-Данченко;
  Николай Скроботов-Хмелёв, Захар Бардин-Качалов, Полина Бардина -
 Книппер-Чехова, Татьяна Луговая-Тарасова), "Егор Булычев и другие"
 (1932, Т-р им. Вахтангова, реж. Захава; Булычев - Щукин), "Достигаев и
 другие" (1933, там же), "Дачники" (1939, Ленингр. Большой драм. т-р им.
 Горького, реж. Б. А. Бабочкин), "Варвары" (1941, Малый т-р, 1943,
 Горьковский областной драм. т-р), "Мещане" (1935, Центр, т-р Красной
 Армии) и др. Умение раскрыть социально-философскую сущность образа,
 сочетать глубокую психологич. правду с острой социальной
 характеристикой, иск-во типизации, присущие лучшим горьковским
 спектаклям, способствовали утверждению метода социалистич. реализма,
 росту режиссёрского и актёрского мастерства. Важнейшее значение для
 последовательного идейно-художественного роста Р. т. имели
 театрально-эстетические принципы Горького, развитые им в 30-х гг. в
 статье "О пьесах" и др. выступлениях. Утверждая, что "... деятель,
 строитель нового мира и должен быть главным героем современной драмы"
 (Собр. соч., т. 26, 1953, с. 426), Горький подчёркивал социально
 организующее, действенное назначение драмы. Предупреждая об опасности
 упрощённого, вульгарно-социологич. подхода к созданию художеств. образа,
 он говорил о необходимости "... в каждой изображаемой единице найти,
 кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее
 характерен для нее и в конечном счёте определяет ее социальное
 поведение" (там же, с. 415). Эти мысли Горького стали основополагающими
 для формирования иск-ва актёра.
  Утверждение принципов социалистич. эстетики плодотворно сказалось в
 30-х гг. на творчестве представителей разных поколений. В МХАТе, наряду
 с такими корифеями, как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М.
 Леонидов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов и др., выросло второе поколение
 актёров, представленное Н. П. Хмелёвым, Б. Г. Добронравовым, О. Н. А
 ндровской, К. Н. Еланской, А.. К. Тарасовой, А. Н. Грибовым, Б. Н.
 Ливановым, В. А. Орловым, М. М. Яншиным и др. Новыми значит,
 достижениями была отмечена деятельность мастеров, связанных в
 первоистоках своего творчества со школой МХАТа,- И. Н. Берсенева, С. Г.
 Бирман, С. В. Гиацинтовой. В Малом т-ре, наравне с представителями
 старшего поколения - А. А. Яблочкиной, В. О. Мас-салитиновой, В. Н.
 Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, М. М. Климовым, А. А. Остужевым, П. М.
 Садовским (см. Садовские) и др. видное место заняли актёры, чьи
 дарования раскрылись уже в сов. время - В. Н. Пашенная, Е. Н. Гоголева,
 Н.А.Анненков, В.Э.Мейер, Н. А. Соловьёв и др. Плодотворное влияние на
 иск-во Малого т-ра оказали актёры, вступившие в его труппу в 30-е гг.,Д.
 В. Зеркалова, М. И. Жаров, А. И. Зра-жевский, И. В. Ильинский, М. И.
 Царёв. Ленингр. академич. т-р драмы объединил крупных мастеров,
 прошедших большой творч. путь ещё в дореволюционную пору (Е. П.
 Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов, Ю. М.
 Юрьев), с молодыми актёрами (А. Ф. Борисов, Н. К. Симонов, Б. А.
 Бабочкин, Н. К. Черкасов и др.). Творч. принципы, связанные со
 становлением иск-ва социалистич. реализма, дают возможность раскрытия
 многообразных художеств. индивидуальностей. Актёры, принадлежащие к
 разл. творч. направлениям, сохраняют своеобразие не только
 индивидуальной манеры, но и стиля определённой творч. школы. Вместе с
 тем их творчество объединяет стремление к социальной типизации, органич.
 проникновению в идейное содержание образа. Это проявилось и в иск-ве
 выдающегося актёра Б. В. Щукина, развивавшего вахтанговские традиции, и
 в творчестве артистов Т-ра Революции и Т-ра им. Мейерхольда - М. И.
 Бабановой, М. Ф. Астангова, Д. Н. Орлова, М. М. Штрауха, Ю. С. Глизер,
 С. А. Мартинсона, Э. П. Гарина, Театра им. МОСПС -В. В. Ванина, и в
 сценич. воплощениях артистки Камерного т-ра А. Г.Коонен, и в достижениях
 учеников Ю. А. Завадского - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я.
 Плятта, и в деятельности крупнейших артистов т-ров периферии - Б. Ф.
 Ильина и М. А. Токаревой (Свердловский драм. т-р), А. Д. Чуди-новой, С.
 Д. Ромоданова (Ярославский т-р), И. А. Сло-нова, С. М. Муратова
 (Саратовский т-р им. К. Маркса), А. В. Полякова (Воронежский т-р).
  Процесс преодоления формалистич., а также вуль-гарно-социологич. и
 натуралистич. тенденций, мешавших развитию социалистич. сценич. иск-ва,
 благотворно сказывался во всех областях работы т-ров, в частности при
 пост. пьес классич. драматургии. К числу новых наиболее значит,
 сценических воплощений Островского принадлежали постановки: "Таланты и
 поклонники" в МХАТе (1933), "На всякого мудреца довольно простоты" в
 Малом т-ре (1935), "Лес" в Ленингр. академич. т-ре драмы имени Пушкина
 (1936). Замечательными образцами раскрытия произв. классич. драматургии
 с позиций социалистич. реализма стали спектакли МХАТа, поставленные
 Немировичем-Данченко - "Воскресение" (1930, "от автора" - В. И. Качалов,
 Катюша Маслова - Еланская) и "Анна Каренина" (1937, Анна - Тарасова,
 Каренин - Хмелёв) по Л. Н. Толстому, "Три сестры" (1940, Маша -
 Тарасова, Ольга - Еланская, Ирина-Степанова). Мотивы "тоски по лучшей
 жизни", веры в приход светлого будущего определили поэтическое, глубоко
 совр. звучание чеховского спектакля.
  Значительный вклад в творч. освоение классич. наследия внесли и т-ры
 периферии ("Маскарад", 1936, Воронежский т-р и др.).
  Новые духовные богатства открыли рус. актёры и режиссёры в произв.
 зарубежной классич. драматургии. Постановки пьес Шекспира в 30-х гг.
 ознаменовали важнейший этап сцен-ич. воплощения наследия великого англ.
 драматурга. Новое толкование, проникнутое духом воинствующего гуманизма,
 получили произв. Шекспира: "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. С. Э. Радлов;
 в загл. роли - Остужев), "Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции, реж.
 А. Д. Попов;
  Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова), "Много шума из ничего"
 (1936, Т-р им. Вахтангова, Беатриче - Мансурова, Бенедикт - Р. Симонов),
 "Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. Попов; Катарина - Добржанская,
 Петруччио-Пестовский), "Как вам это понравится" (1940, Т-р им.
 Ермоловой, реж. Н. П. Хмелёв и М. О. Кнебель).
  Сценич. осуществления классич. драматургии в Р. т. 30-нач. 40-х гг.
 были разнообразны и по художественно-постановочным особенностям. Пафос
 свободолюбия пронизывал постановку трагедии "Уриэль Акоста" Гуцкова в
 Малом т-ре (1940, реж. И. Я. Судаков, в загл. роли - Остужев). Глубокое
 проникновение в своеобразную действенную природу мольеровской
 комедийно-сти характеризовало постановку "Тартюфа", начатую под рук. К.
 С. Станиславского (1939, МХАТ, реж.М.Н. Кедров и В. О. Топорков;
 Тартюф-Кедров, Оргон- Топорков). Острота сатиры Шеридана была тонко
 передана в изящном спектакле "Школа злословия" на сцене МХАТа (1940,
 рук. постановки В. Г.Сахновский, реж. Н. М. Горчаков и П. С. Ларгин; сэр
 Питер-Яншин, леди Тизл-Андровская). Иронич. заострением отличались
 спектакли Ленингр. т-ра Комедии "Собака на сене" (1936) и "Валенсианская
 вдова" Ло-пе де Вега (1939, реж. Н. П. Акимов). Подлинно ренес-сансная
 насыщенность красок была присуща "Испанскому священнику" Флетчера в
 МХАТе 2-м (1934, реж. С. Г. Бирман). Жизнерадостная одушевлённость
 отмечала сценич. передачу комедии Гольдони "Трактирщица" на сцене Т-ра
 им. Моссовета (1940, реж. Ю. А. Завадский; Мирандолина-Марецкая, Кавалер
 Рипафратта - Мордвинов).
  Р. т. 30-х гг. добился творч. достижений, к-рые имели огромное
 значение для будущего развития сов. театр. иск-ва. Вместе с тем в конце
 этого периода начали сказываться и нек-рые отрицательные тенденции,
 неоправданная квалификация тех или иных явлений, как якобы политически
 враждебных. Особенно резкой "про работе чной" критике подверглись Т-р
 им. Мейерхольда (закрыт в 1938) и Камерный т-р. Эти тенденции
 отрицательно сказывались на развитии театр. иск-ва, но не могли
 приостановить его развития.
  В период Отечеств, войны деятели Р. т. приняли активное участие
 средствами своего иск-ва в общей борьбе сов. народа против фашистского
 нашествия. Героич. патриотич- пафос и глубокая народность, характерные
 для лучших произв. рус. сов. т-ра на протяжении всех лет его развития,
 ярко проявились в постановках, наиболее примечательных для этого
 времени, В спектакле "Нашествие" Леонова (1942; 1943, Малый т-р,реж.
 Судаков; Фёдор-Н. Соловьёв, Таланов-П. Садовский, Таланова-Пашенная,
 Демидьевна-Массалитинова, Фаюнин - Межинский, Кокорышкин-Лебедев)
 звучала тема непобедимости сов. человека. Исто-рич. обречённость
 фашистских захватчиков стала гл. темой в воплощении той же пьесы на
 сцене Т-ра им. Моссовета (1943, реж. Ю. А. Завадский, О. И. Пыжова и Б.
 В. Бибиков; Фёдор - Астангов, Фаюнин- Ванин). Благородный характер рус.
 человека - патриота социалистич. Родины, раскрывался в постановке пьесы
 "Русские люди" Симонова в Моск. драм. т-ре (1942), МХАТе (1943), в
 Свердловском т-ре, Ярославском т-ре им. Ф. Г. Волкова. В пьесе "Фронт"
 Корнейчука, поставленной в 1942-43 в МХАТе, Малом т-ре, Т-ре им.
 Вахтангова (в роли генерала Горлова - Дикий), Калининском, Свердловском
 и др. т-рах, публицистически остро изобличались особенно пагубные в
 условиях войны приверженность к рутине, утрата чувства нового.
  В годы Отечеств, войны возрос интерес к историко-патриотич. темам.
 Опираясь на опыт работы над историческим спектаклем, приобретённый ещё в
 предвоенные годы ("Пётр I" А. Н. Толстого в Ленингр. академич. т-ре
 драмы им. Пушкина, 1935, "Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьёва в Т-ре им.
 Вахтангова, 1940, и др.), т-ры предприняли новые опыты осмысления
 событий далёкого прошлого. Однако в спектаклях на историч. тему особенно
 проявилось влияние культа личности Сталина ("Великий государь"
 Соловьёва, 1945, Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина, Т-р им.
 Вахтангова), стремление к идеализации прошлого.
  В пост. рус. классич. драматургии, осуществлённых в 40-х гг., актёры
 и режиссёры стремились отразить духовную стойкость, благородство и силу
 нар. характера: "Последняя жертва" (МХАТ, 1944), "Правда - хорошо, а
 счастье лучше" Островского (Малый т-р, 1941), "Горячее сердце"
 (Казанский т-р, 1944), "Дядя Ваня" (МХАТ, 1947, в загл. роли -
 Добронравов; Свердловский т-р, 1943).
  В послевоенные годы Р. т. продолжил работу над спектаклями,
 отражающими жизнь и борьбу сов. народа. Однако в деятельности т-ров
 обозначились и нек-рые ошибочные тенденции, к-рым была дана критич.
 оценка в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 "О репертуаре
 драматических театров и мерах по его улучшению". Постановление отмечало
 проникновение в репертуар слабых пьес, схематично рисующих облик
 современника, а также идеологически чуждых, буржуазных пьес и
 псевдоисторич. пьес, искаженно-идеализированно показывающих прошлое.
 Этим тенденциям противостояла ведущая героич. направленность лучших
 произв. театр. иск-ва этого времени. Создание образа сов. патриота -
 участника Великой Отечественной войны - определило пафос таких
 произведений театр. иск-ва, как героико-эпич. постановка "Молодой
 гвардии" по одноим. роману А. А. Фадеева в Моск. т-ре драмы (1947, ныне
 Т-р им. Вл. Маяковского, реж. Н. П. Охлопков), "Победители" Чирскова
 (1946, Ленинградский академический т-р драмы им. Пушкина; 1947, МХАТ),
 "За тех, кто в море!" Лавренёва (1947, Малый т-р).

<< Пред.           стр. 657 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу