<< Пред.           стр. 662 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 окончил Муз. техникум при Бакинской консерватории, в 1932 -Бакинский
 педагогич. ин-т. С 1931 - гл. дирижёр оркестра азерб. нар. инструментов.
 Автор муз. комедий на совр. темы: "Пятирублёвая невеста" (1939), "Дурна"
 (1947), "Жена начальника" (1961) (все пост. в Азерб. т-ре муз. комедии);
 музыки к спектаклям Т-ра им. Азизбекова, Бакинского рус. т-ра; массовых
 песен (Гос. пр. СССР, 1951) и др. соч. Творчество Р. тесно связано с
 азерб. нар. муз. иск-вом, муз. фольклором. Ведёт муз.-обществ, и
 педагогич. (с 1959 - в Бакинской консерватории) деятельность. Я. Кас.,
 Н. X.
  "РУСЬКА БЕС?ДА" (Украинский народный театр общества "Руська бес?-д
 а") - профессиональный музыкально-драматический передвижной т-р Зап.
 Украины (Галиция, Буковина). Основан при культурно-просветительском
 обществе "Руська бес?да" во Львове. Открылся 29 марта 1864 спектаклем
 "Маруся" по о. п. Г. Квитки-Осно-вьяненко. Организаторами труппы были
 известные актёры польско-украинских трупп Е. Бачинский (директор и
 режиссёр) и Т. Бачинская (драматич. актриса). Репертуар т-ра уже в
 первые годы составляли гл. обр. пьесы укр. драматургов:
 "Наталка-Полтавка", "Москаль-чаровник" Котляревского, "Сватанье на
 Гончаровке", "Шельменко-денщик", "Искренняя любовь" Квитки-Основьяненко,
 "Назар Сто доля" Шевченко, "Гаркуша" Стороженко, "Подгоряне" Гушале-вича
 и др., а также "Карпатские горцы" ("Верховин-цы"), "Окно на первом
 этаже" Корженевского и др. В 1869-73, когда во главе т-ра стоял А.
 Моленец-кий, были пост. "Ревизор" и "Женитьба". В 1874-80 т-р
 возглавляла актриса Т. Романович. Это был период творч. подъёма, к-рому
 способствовало пребывание в труппе выдающегося актёра и режиссёра М.
 Кро-пивницкого. Учеником и последователем его стал молодой режиссёр и
 актёр И. Гриневецкий, поставивший лучшие образцы рус. и зап.-ев роп.
 классики: "Ревизор" и "Женитьба", "Гроза", "Свадьба Кречинского",
 "Разбойники", "Коварство и любовь" и др. В эти годы выдвинулись лучшие
 актёры - М. Романович, К. Ляс-ковский, А. Людкевич, М.
 Коралевич-Душинский и др. Высокого проф. уровня достиг т-р в 1882-92,
 когда во главе его встали опытный организатор И. Биберович и видный
 режиссёр И. Гриневецкий. Процесс тесного единения зап. укр. т-ра с т-ром
 восточной Украины получил в эти годы самое яркое выражение. Репертуар
 пополняется новыми пьесами укр. драматургов: М. Кропивницкого ("Мироед,
 или Паук", "Дай сердцу волю, заведёт в неволю", "Остались в дураках",
 "Невольник"), М. Старицкого ("Не суждено!", "Ой, не ходи, Грицю...",
 "Черноморцы"), И. Карпенко-Ка-рого ("Наймичка", "Бесталанная", "Мартын
 Боруля"), Панаса Мирного ("Лымеривна") и др. Наряду с укр. драматургией
 идут пьесы Гоголя, Островского, западных драматургов: "Забавный случай"
 Гольдони, "Разбитый кувшин" Клейста, "Адриенна Лекуврёр" Скри-ба, "Пан
 Бенет" Фредро, "Крупные рыбы", "Открытый дом", "Свояки" Балуцкого и др.
 Важное место в репертуаре театра 80-х годов занимала оперетта
 ("Цыганский барон" и "Весёлая вдова" Штрауса, "Корне-вильские колокола"
 Планкетта, "Зелёный остров" Лекока, "Гаспарон" Миллёкера, "Микадо"
 Салливена, "Золотой мопс", "Янош Иштенгази", "Молодая пани из Боснии"
 укр. композитора и драматурга И. Вороб-кевича, а также оперы "Запорожец
 за Дунаем"; "Рождественская ночь" Лысенко, "Сельская честь" Мае каньи).
 В это десятилетие получили признание мастера укр. сцены И. Биберовичева,
 А. Осиповичева, С. Сте-фурак, В. Плошевский, А. Стечинский, К.
 Подвысоц-кий, С. Янович, М. Ольшанский и др. В первой половине 90-х гг.
 в деятельности т-ра принимал активное участие И. Франко, к-рый боролся
 за реалистич. репертуар т-ра как театр. критик и рецензент. Тогда были
 пост. пьесы Франко "Украденное счастье", "Учитель", "Рябина", "Каменная
 душа". Вторая половина 90-х гг. была периодом организационного и
 идейно-художественного упадка т-ра, но в эти годы в труппу пришла
 талантливая молодёжь, с к-рой связан дальнейший расцвет т-ра: И.
 Стаднык, И. Рубчак, В. Юр-чак, К. Рубчакова, С. Стадникова и др. Новый
 этап жизни т-ра связан с деятельностью выдающихся мастеров укр. сцены Н.
 Садовского и М. Заньковецкой (1905-06). И. Стаднык, возглавивший т-р в
 1906-13, следовал режиссёрским принципам Н. Садовского. Он пост.
 спектакли "Чумаки", "Житейское море" Карпенко-Карого, "Доходное место",
 "На дне", "Мещане", "Вишнёвый сад"; "Вильгельм Телль" Шиллера, "Ганнеле"
 Гауптмана, "Гибель "Надежды"" Хейерманса, "Привидения". Главное место в
 репертуаре занимала опера: "Рождественская ночь" Лысенко, "Катерина"
 Аракса, "Роксоляна" Сичинского, "Евгений Онегин"; "Галька" Монюшко,
 "Проданная невеста" Сметаны, "Травиата", "Фа уст", "Кармен". Лучшие
 певцы: Ф. Лопатинская, А. Гаек, И. Шиман-ский, И. Григорович и др. На
 сцене т-ра дебютировали А. Бучма и Л. Курбас. Первая мировая война
 прервала деятельность т-ра. В 1915 бывшие члены этого коллектива создали
 два новых т-ра - "Украинский народный театр" под руководством Василия
 Доссака во Львове и "Тернопольские театральные вечера" под руководством
 Л. Курбаса. В 1919 оба коллектива соединились в Новый Львовский т-р,
 ставший в 1920 участником создания укр. Т-ра им. И. Франко. Многие
 артисты б. т-ра общества "Р. б." работали в театр. труппах,
 существовавших назап. землях Украины в 20-30-е гг., после воссоединения
 укр. земель (1939) вошли в состав Львовского укр. драм. т-ра им. Леси
 Украинки, а после войны-во Львовский укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой.
  Лит.: Франко . Я., Про театр ? драматург?ю, Кив, 1957; Б?лоштан Я.
 П., Драматург?я ?вана Франка, Кив, 1956; Чарнецький С., Нарис ?стор?
 укранського театру в Галичин?, в его кн.: Вибране, Льв?в, 1959. Р. 77.
 РУТКАИ (Ruttkay), Ева (р. 1927) - венг. актриса. В 1945 дебютировала в
 Будапештском т-ре сатиры. В 1948-51 работала в Нац. т-ре, с 1951 -
 актриса Венг. т-ра Нар. Армии (ныне "Вигсинхаз"). Р.-лирич. актриса,
 обладающая большим сценич. обаянием.
  Роли: Зилия ("Немой витязь" Хельтаи), Баби Лонтаи ("Завтра
 прояснится" Дьярфаша), Джо ("Вкус мёда" Дела-нп), Нина Заречная
 ("Чайка"). Лисистрата (о. п. Аристофана), Жанна д'Арк ("Святая Жанна"
 Шоу), Катарина ("Укрощение строптивой"), Маргарита ("Фауст" Гёте).
  Р.- лауреат премий им. Ясаи (1955, 1959) и им. Кошута (1960, за
 исполнение роли Наташи Ростовой в спектакле "Война и мир" Пискатора и
 Неймана по Толстому). Ведёт педагогич. деятельность в Театр. ин-те
 (Будапешт).
  С 1948 снимается в кино. Лит.: "Венгерские новости", 1960, июнь, с.
 18-19;
  "Театр", М., 1962, ј 4, с. 179. А. Ив.
  РУТКОВСКИЙ, Юрий Людвигович [р. 9(21).XI. 1891 ] - сов. артист,
 режиссёр оперы и драмы. По происхождению поляк. Засл. деят. иск-в Казах.
 ССР (1954). В 1914 окончил студию при художеств. ("Артистичном") т-ре
 (Варшава) и начал там же сценич. деятельность. С 1918 работал в рус.
 т-рах Ташкента, Новосибирска, Омска, Чернигова, Киева и др. городов. В
 1933-38-гл. режиссёр Алма-Атинского рус. т-ра драмы, где пост.
 спектакли: "Страх" Афиногенова (1934), "Любовь Яровая" (1935), "Разлом"
 (1936) и др. В Казах, т-ре драмы пост.: "Тунги сарын" ("Ночные раскаты")
 Ауэзова (1935), "Аристократы" Погодина (1937), "Ревизор" (1946),
 "Человек с ружьём" (совм. с Ш. Аймановым, 1947). С 1941 -режиссёр Т-ра
 оперы и балета им. Абая.
  Пост,: "В бурю" Хренникова (1941, 1956), "Отелло" Верди (1943),
 "Евгений Онегин" (1943), "Кармен" (1944), "Царская невеста" (1946),
 "Молодая гвардия" (1952), "Трубадур" (1954), "Пиковая дама" (1955) и др.
 Б. Е.
  РУФФО (Ruffe), Титта, Титта Руффо (9.VI.1877, Пиза, - 6.VII. 1953,
 Флоренция),- итал. артист оперы (баритон). Пению учился в Милане.
 Дебютировал в 1898 на сцене римского т-ра "Костанци". Затем пел в Генуе,
 Парме, Милане ("Ла Скала"). Гастролировал в Буэнос-Айресе, Каире,
 Лондоне, в Одессе и Петербурге (1904), Лисабоне, Чикаго, в Нью-Йорке
 ("Метрополитен-опера", 1921-29) и др. городах. После 1931 оставил сцену.
 Вместе с Э. К ару зо и Ф. И. Шаляпиным Р. является наиболее выдающимся
 певцом 1-й пол. 20 в. Обладал голосом, совершенным по красоте и
 богатству тембра, по широте диапазона и полноте звучания, необычайным по
 длительности звука дыханием. Актёр-реалист, Р. вносил в сценическое
 исполнение бурный темперамент, пламенный порыв, порою резкость и
 остроту, в противовес бытовавшей у баритонов бель канто тенденции
 "облагораживать" персонажи.
  Партии: Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Гамлет (о. п. Тома), Скарпиа
 ("Тоска"), То-нио ("Паяцы"), Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Каскар
 ("За-за" Леонкавалло), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти),
 Нелуско ("Африканка" Мейербера), Эскамильо и др.
  Соч.: Le mia parabola, MiL, 1937; Моя парабола, "Сов. музыка", 1964,
 ј 8.
  Лит.: M o n a 1 d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;
  L a u г i-V o 1 p i G., Voci parallele, Mi!.. 1955. Св. Г.
  РУХУЛЛА [псевд. Сидги Рухулла; наст. имя и фам.-Фатулла оглы Ахундов)
 [28.111(9.IV). 1886 -5. V. 1959] - азерб. сов. актёр. Нар. арт. СССР
 (1949). Сценич. деятельность начал в 1900 в азерб. драматич. труппе
 (Баку). Учился актёрскому мастерству у основоположников национального
 т-ра - Дж. Зейналова, Г.Араблинского, используя опыт рус. театр. иск-ва.
 С 1924- ведущий актёр Т-ра им. М. Азизбекова. Крупнейший мастер
 национальной сцены, Р. создал многогранные образы как в азерб., так и в
 рус. и мировой классич. драматургии. Игра его отличалась жизненной
 правдивостью, глубоким раскрытием внутр. мира сценич. персонажей,
 высокой эмоциональностью и выразительностью. Р. много гастролировал в
 городах Ирана, Армении, Грузии, Туркмении, Узбекистана, Дагестана,
 Татарии; выступал в Москве, Ленинграде, Харькове, Астрахани,
 Ростове-на-Дону и др.
  Роли: Ara Мухаммед-шах Каджар (о.п.Ахвердова), Гаджц Кара (о. п.
 Ахундова), Рустам бек и Фахреддин ("Горе Фахред-дина" Везирова), Каджар
 ("Вагиф" С. Вургуна), Надир ("Надир-Шах" Нариманова), Сулейман ("Хаят"
 Ибрагимова), Городничий; Франц ("Разбойники"), король Лир, Яго, Отелло;
 Агаларов ("Утро Востока" Э. Мамедханлы; Гос. пр. СССР, 1948) и др. 7f.
 Kac.
  РУЧЬ‚В (наст. фам.- 3 и л ь б e p), Александр Александрович [р.
 1(13).III.1899] - рус. сов. композитор. В 1926-29 учился в Ленингр.
 консерватории по классу композиции проф. В. В. Щербачёва. В 1928-31 -
 зав. муз. частью и дирижёр ленингр. Красного т-ра. В 1942-44 - зав. муз.
 частью Горно-Алтайского т-ра. Автор опер: "Жиль Блаз" по А. Ле-сажу
 (соч. 1936), "Бекет", либр. М. Ауэзова по собств. поэме (1940, Т-р оперы
 и балета им. Абая), "Василий Тёмный" на собств. либр. (1946, концертное
 исполнение, Моск. оперно-драм. т-р им. Станиславского), "Капитан
 Гастелло" на собств. либр. (соч. 1954), "Машенька" на собств. либр. по
 мотивам о. п. Афиногенова (1958, Ленингр. Малый оперный т-р); муз.
 комедий "Роман и Юлия" (соч. 1936), "Как её зовут" (1938, Краснодарский
 т-р). Писал музыку к спектаклям ленингр. Красного т-ра. А. Ив.
  РУШЕ (Rouche), Жак (16.XI.1862-7.XI.1957)- франц. театр. деятель,
 режиссёр. В 1889 начал рабо-гать в т-ре. В 1910 написал книгу
 "Современное театральное искусство" о творч. поисках реж. Г. Крэга, Г.
 Фукса, А. Аппиа, М. Рейнхардта, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда.
 В этом же году открыл и Париже "Театр дез Ар" ("Т-р иск-в"), в к-ром
 утверждал принципы символистского т-ра (П. Фор, О. М. Люнье-По). Р.
 стремился к созданию синтетич. спектаклей, в к-рых, по его мнению,
 одинаково важное место должны занимать актёрское иск-во, музыка и
 декорац. оформление. Но осн. внимание в этом т-ре уделялось изощрённой
 фантазии режиссёра и художника. С конца 1913 был директором т-ра
 "Гранд-Опера", к-рый возглавлял до 1945. Участвовал в пост. опер:
 "Легенда о св. Кристофе"д'Энди (1920), "Троян-цы" Берлиоза (1921),
 "Пармская обитель" Core (1939), "Медея" Мийо (1940), "Антигона" Онеггера
 (1943) и др. Большое место в деятельности Р. занимало иск-во балета; по
 его инициативе на сцене "Гранд-Опера" выступали балетная труппа С. П.
 Дягилева, балерины А. П. Павлова, И. Архентина и др.
  Соч.: L'art theatral moderne. P., 1910.
  Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
 Л.-М.. 1939; Boil A., Jacques Rouche, P., 1937. А. Я.
  РУЭДА (Rueda), Лопе де (ок. 1510, Севилья,- ок. 1565, Кордова) - исп.
 актёр, драматург. Ремесленник по профессии, Р. увлёкся т-ром и примкнул
 к бродячей актёрской труппе, к-рую в 1544 возглавил, писал для неё
 пьесы. Труппа Р.- один из первых проф. актёрских коллективов, известных
 в Испании.Пьесы Р. были частично опубликованы после его смерти (в 1567 и
 1570). В наст. время известны 4 комедии, 3 "пастушеские беседы" и св. 20
 пасос. Сюжеты и структура комедий и пасторалей "Эуфемия", "Армелина",
 "Обманутые", "Камила", "Тимбрия" и др. заимствованы из итал. источников.
 Творчески восприняв приёмы "учёной комедии", Р. пытается сочетать их с
 традициями нар. т-ра в пасос (комич. бытовые интермедии) "Оливы",
 "Приглашённый", "Страна Хауха", "Маска", "Довольный рогоносец" и др.,
 выс- меивающих быт и нравы совр. Р. Испании. Мн. образы пасос являются
 вариантом одного и того же типа, напр. образ "простака" или "глупца",
 сценич. воплощением к-рого прославился сам Р. Создав яркие реалистич.
 характеры, наделив героев живой нар. речью, Р. сделал драматургию и
 театр. иск-во достоянием народа. Именно поэтому творчество Р. высоко
 ценил М. Сервантес, а Лопе де В era считал Р. подлинным зачинателем исп.
 нац. т-ра.
  Соч.: Obras, v. 1-2, Madrid, 1895-96; Teatro, Madrid, 1958 (Clasicos
 castellanos, v. 59); в рус. пер.- Оливы, П., 1919; Приглашенный, в кн.:
 Записки ГИТИСа им. Луначарского, М.-Л., 1940, с. 242-46; Страна Хауха и
 Оливы, в кн.: Мокульский С. С. (сост.). Хрестоматия по истории
 западноевропейского театра, т. 1,2 изд. М. 1953, с. 266-69, 293.
  Лит.: Cotareloy Mori E., Lope de Rueda y el teatro espanol de su
 tiempo, Madrid, 1901; S a 1 a z a r S., Lope de Rueda y su teatro,
 Santiago de Cuba, 1911, 2 ed., Habana, 1912. . 3. ?J
  РЫБАКОВЫ - семья рус. актёров. 1) Николай Хрисанфович [7(19).V.1811,
 Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм. актёр. Был мелким чиновником
 Курской казённой палаты. В 1826 дебютировал на сцене Курского т-ра,
 возглавляемого И. Ф. Штейном. После раскола труппы Штейна (сезон
 1833/34) вошёл в часть труппы, к-рую возглавил Л. Ю. Млотковский.
 Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р. играл здесь до 1841.
 Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России и Поволжья. Решающее
 идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С.
 Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях к-рых он неоднократно
 принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал в 1839 образ
 Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в исполнении Р. Гамлет -
 благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками.
 Однако в отличие от Мочалова, подчёркивавшего в образе Гамлета активное
 начало, Р. выделял тему скорбного раздумья о жизни. С успехом Р.
 исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п. Шекспира), Карла Моора,
 Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но осн.
 место в репертуаре Р. в течение долгого времени занимала мелодрама, в
 к-рую актёр стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли
 Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман и Нино ("Смерть или честь" и
 "Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п. Ефимовича), Кин ("Кин,
 или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р. дебютировал в Малом, в
 1854 - в Александрийском т-рах. Однако вследствие столкновения с
 директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был. Столичные
 дебюты сыграли положит. роль в жизни актёра, дав ему возможность *]
 ознакомиться с иск-вом мастеров Малого и Александрийского т-ров, с
 первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь Р.
 протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872 - в
 Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76 - в Общедоступном
 т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом Островским. Р.
 выступал как сознательный пропагандист рус. классич. репертуара и
 драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма и
 произвола, беспощадностью сатиры, глубоким обличит. пафосом было
 проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в пьесах Островского:
 Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Ахов ("Не всё коту масленица"),
 Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил
 образ Несчаст-ливцева, созданный Р. (сам Р. как человек и художник
 послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти
 и вместе с тем веру в торжество справедливости вкладывал актёр в
 монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности образа,
 современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей в пьесах
 Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"), Грибоедова (Скалозуб -
 "Горе от ума"), Пушкина (Мельник- "Русалка", Вырин - "Станционный
 смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др.
 Актёр пламенного, одухотворённого высокой идеей вдохновения, Р. обладал
 зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вошёл не
 только как крупнейший художник-реалист, но и как человек, чуждый
 торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему всей
 своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых актёров -
 Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и др. Один
 из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем
 демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником П.М.
 Садовского, А. Е. Мартынова, П. В. Васильева и др. крупнейших рус.
 актёров-реалистов 19 в.
  2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) - драм.
 и оперная артистка. Жена Н. X. Рыбакова. Дочь известного провинц.
 антрепренёра и актёра К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг. преим.
 в тех же труппах, что и её муж (в Харькове, Николаеве, Екатеринославе,
 Одессе, Ставрополе, Ярославле и др. городах). Исполняла роли молодых
 героинь в водевилях, мелодрамах, операх: Габриэль ("Девушка-гусар"
 Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение"
 Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых старух" в
 совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский.
  3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. актёр. Сын Н. X. и П.
 Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе. Вместе
 с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в 1873-76 -в
 Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р.
 в 1876-81 снова работал в провинции. С 1881 до конца жизни - актёр
 Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич. ролях.
 Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей темпераментом,
 пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. перешёл на бытовые
 роли в русском репертуаре. Большое влияние на формирование
 реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение ролей
 в пьесах А. Н. Островского, советы самого Островского, помощь Г. Н.
 Федотовой - партнёрши и близкого друга Р. Игра Р. отличалась сценич.
 правдой, простотой и естественностью, была отмечена острой
 наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов ("Лес",
 1876), Кудряш ("Гроза"), Незнамов (1884, роль написана Островским
 специально для Р.), Несчастливцев; Большов ("Свои люди - сочтёмся"),
 Васильков ("Бешеные деньги"), Прибытков ("Последняя жертва"), Юсов
 ("Доходное место"), Кнуров ("Бесприданница"). В течение мн. лет Р.
 готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный
 представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли
 в сценич. историю этих пьес в Малом т-ре. К значительным ролям Р.
 относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"), Ревякин ("Кручина"
 Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял иск-во M
 XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и пропагандистом критич.
 реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене.
  4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X. и П.
 Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции.
  Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях,
 СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н., Рассказ
 о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н. X. Рыбаков и старый русский

<< Пред.           стр. 662 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу