<< Пред.           стр. 673 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Лучшие роли: Васька Пепел ("На дне", 1932), Председатель Укома ("Шторм",
 1934), Пётр ("Лес", 1934), Чацкий (1937), Павел Корчагин ("Как
 закалялась сталь", 1938), Мортимер ("Мария Стюарт", 1940), Олег Кошевой
 ("Молодая гвардия", 1947), Ясон ("Медея" Еврипида, 1961), Платонов
 ("Океан" Штейна, 1961). Н. Вел.
  САМОЙЛОВЫ - семья русских актёров. 1) В а-силийМихайлович
 [6(17).IV.1782, Москва,- 11 (23) .VI 1.1839, Петербург] - артист оперы,
 родоначальник актёрской семьи. Род. в купеческой семье. Учился пению у
 А. М. Крутицкого. Дебютировал на петерб. сцене в 1803 в роли Инфанта
 ("Редкая вещь" Ма-ртин-и-Солера) и был принят в труппу петерб. Большого
 т-ра; работал здесь до 1839. Исполнял партии тенора; выступал в
 баритоновых партиях, играл драм. роли. Успехом пользовался в комич.
 опере (Жоконд - о. п. Изуа-ра). Владея иск-вом трансформации, С. нередко
 исполнял несколько ролей в одном спектакле (напр., три партии в опере
 "Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся" Париса, 1808). С
 наибольшей силой талант С.раскрылся в лирико-драм. и ге-роич. партиях:
 Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Мо-рены" Френцля, 1820), Матвей ("Иван
 Сусанин" Кавоса, 1815), Уберто ("Отец и дочь" Паэра, 1822).
  2)Софья Васильевна [урожд. Черникова, 1787 - 19.11 (3.III).1854]драм.
 и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Училась в Петерб. театр.
 уч-ще. Дебютировала в 1804 в роли Лизы ("Лиза, или Торжество
 благодарности" Ильина). Затем выступала преимущественно в оперном
 репертуаре: Маша ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Зю-лема (опера-водевиль
 "Забавы калифа" Писарева,музыка Алябьева, Верстовского и. Шольца, 1825).
 Исполняла рус. нар. песни. Оставила сцену в 1843.
  3) Василий Васильевич [13(25).1.1813, Петербург,-27.111(8.IV).1887,
 там же] - драм. актёр. Сын В. М. и С. В. Самойловых. Окончил Горный
 корпус (1829) и Лесной ин-т (1832). В 1834 дебютировал на петерб. сцене
 в партии Иосифа Прекрасного (опера "Иосиф" Мегюля). Однако, не имея
 достаточных вокальных данных, был зачислен в драм. труппу; работал в
 Александрийском т-ре в 1835-75. Большое место в репертуаре артиста
 заняли т.н. "водевили с переодеванием" (Макар Губкин - "Студент артист,
 хорист и аферист" Кони, 1839, Стружкин - "Актёр), Некрасова и др.).
 Отличит, свойства иск-ва С., всю жизнь работавшего над
 совершенствованием своей актёрской техники,- острота сценич. рисунка,
 блестящее мастерство внешнего перевоплощения. Уделяя особое внимание
 характерным внешним деталям, С. делал многочисл. зарисовки облика и
 грима своих будущих персонажей. В 1840-е гг., в период утверждения
 "натуральной школы" в рус. иск-ве, С. выступал в ролях "маленьких
 людей", представителей низших слоев общества. Однако и в этих ролях С.
 уделял гл. внимание передаче внешних черт героя: Пузырёчкин ("Отставной
 театральный музыкант и княгиня" Ефимовича, 1846), Крупа ("Машенька" по
 поэме А.Майкова, 1850). Од на из лучших ролей этого цикла- Комин
 ("Дипломат и наборщик" Фурмана, 1846). "Самойлов в роли наборщика,писал
 Ф. А. Кони,- показал, что он может исполнять характеры, которые основаны
 не на одном переодевании. Весёлость чувств, простодушие сменяются в его
 игре такой истинной и не натянутой простотой, что невольно возбуждает
 участие в зрителе" ("Репертуар и Пантеон", 1846, янв., с. 28). Высшее
 выражение это качество иск-ва С. получило в роли Вырина ("Станционный
 смотритель" по Пушкину, 1854). Большое место в репертуаре С. занимали
 роли в историч. пьесах. Исполняя роли Петра I ("Денщик Петра Великого"
 Кукольника, 1851), Кром-веля (о. п. Райпаха, 1861), Ришельё (о. п.
 Булвер-Лит-тона, 1866), С. достигал особого внешнего сходства с этими
 историч. персонажами. Среди лучших его ролей - Кречинский ("Свадьба
 Кре-чинского" Сухово-Кобылина, 1856), Ноздрёв ("Мёртвые души" по
 Гоголю), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного", 1867). Играл также Шейло-ка
 (1860), Гамлета (1863). В роли короля Лира (1858), полемизируя с
 трактовкой В. А. Каратыгина, придававшего этому образу величественность,
 С. старался показать истинно человеческие черты Лира. В то же время и в
 исполнении этой роли появилось стремление С. к внешним эффектам; особое
 внимание он уделял сцене безумия Лира. В 1850- 1860-е гг. С. часто
 выступал в пьесах из крестьянской жизни, мастерски передавая специфич.
 характер речи и поведения крестьян. Играя роли в пьесах
 Островского-Любим Торцов (1854), Оброшенов ("Шутники", 1864), Бессудный
 ("На бойком месте", 1865) и др., С. прежде всего стремился к бытовой
 верности деталей.
  Блестящий мастер трансформации, С. был основоположником т. н.
 "самойловской традиции" в рус. сценич. иск-ве, его игра отличалась
 остротой внеш. рисунка, виртуозностью, театр. выразительностью. После
 ухода из Александрипского т-ра играл в клубных спектаклях, гастролировал
 в провинции. В 1884 последний раз выступил на сцене Александрийского
 т-ра.
  Др. роли: Эдуард ("Артист" Скриба, 1839), Борзиков ("Лев Гурыч
 Синичкин" Д. Ленского, 1840), Чичиков ("Мёртвые души", 1842), Трише
 ("Модная лавка" И. Крылова, 1844), Митя ("Юрий Милославский" по
 Загоскину, 1846), Быстров ("Мертвец-шалун" Квитки-Основьянснко, 1847),
 граф Любин ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Перегоренский
 ("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину, 1857), Кур-чаев
 ("Испорченная жизнь" Чернышёва, 1861), Городулин ("На всякого мудреца
 довольно простоты", 1868), Раста-ковский ("Ревизор", 1870), Опольев
 ("Старый барин" Пальма, 1872).
  4) Вера Васильевна (Самойлова 2-я) [1824, Петербург,-8(20).XI.1880,
 там же] -драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых.Актёрскому иск-ву
 училась у своей сестры - театр. педагога Любови Васильевны С.
 Дебютировала в Александрийском т-ре в 1841; в 1842 была зачислена в
 труппу; работала здесь до 1853. Занимала амплуа молодых любовниц:
 Марианна ("Скупой", 1843), Эльми-ра ("Тартюф"), Ольга ("Владимир
 Заревский" Ефимовича, 1846). Наибольшим успехом пользовалась в ролях
 светских женщин в салонных комедиях. Иск-во С. отличалось лёгкостью,
 грациозностью, отточенным мастерством. Творчество С. высоко ценил И. С.
 Тургенев, написавший для неё комедии "Где тонко, там и рвётся" (1847) и
 "Провинциалка" (1851). В роли Дарьи Ивановны ("Провинциалка") С. тонко
 передала особенности тургеневского стиля, достигла "кружевного"
 мастерства ведения диалога. В 1853 С. вышла замуж за офицера А. М.
 Мичурина и оставила сцену. В 1861-63 преподавала в Петерб. театр. уч-ще.
 Дочь Веры Васильевны С. и Мичурина - Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова
 сын - Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов.
  5) Map и я Васильевна (1807-1880-е гг.)- оперная и драм. артистка.
 Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1828 на сцене петерб.
 Камен-ноостровского т-ра в роли Лизы ("Десять дней женитьбы", опера
 Буальдьё). Не обладая достаточно сильным голосом, перешла в драм.
 труппу. Служила в Александрийском т-ре в 1833-37; занимала амплуа
 молодых героинь.
  Роли: Мирандолина ("Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро",
 переделка Каратыгина пьесы Блума, сделанной по "Трактирщице" Гольдони,
 1833), Внучка ("Бабушка и внучка" Куликова, 1837), Нанета
 ("Сорока-воровка", опера Россини) и др.
  6) Надежда Васильевна (Самойлова 1-я) [6(18). I. 1818-18(30). II
 1.1899]-драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в
 1838 на сцене Александрийского т-ра в роли Веры ("Матушкина дочка",
 водевиль П. И. Григорьева). Обладая выразительной мимикой, хорошим
 голосом, С. занимала амплуа инженю в водевилях. После смерти В. Н.
 Асенковой (1841) заменила её во мн. ролях. Блестящая водевильная
 актриса, С. обладала исключит. даром имитации. В написанных для неё
 пьесках она копировала тогдашних театр. знаменитостей ("Мнимая Фанни
 Эльслер" П. И. Григорьева, 1848, и др.); в водевиле "Бедовая девушка"
 Куликова (1850) С. воспроизводила манеру пения итальянской гастролёрши
 Дж. Гризи, танцы Эльслер, пародировала игру актрис французской труппы -
 Вольнис и Арну-Плесси. Оставила сцену в 1859.
  Др. роли: Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1840), Анета ("Комедия
 с дядюшкой" П. И. Григорьева, 1841), Лелев ("Гусарская стоянка" Орлова,
 1844), Лизанька ("Жених, чемодан и невеста" П.И.Григорьева, 1845),
 Олинька ("Цыганка" Куликова, 1850), Капитанша ("Бойкая барыня" Турбина,
 1857), Вольская ("Средство исправлять женщин" Куликова, 1859).
  7) Николай Васильевич [Самойлов 2-й; 5(17).IX.1838 - 16(28).XII.1897]
 - драм. актёр. Сын Василия Васильевича С. (от брака с С. И. Дранше). В
 1869 (после отставки с военной службы) дебютировал в Александрийском
 т-ре в роли Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"). Играл
 характерные бытовые роли: Кисельников ("Пучина" Островского), Пенкин
 ("Мещанская семья" Авдеева, 1869), Палкин ("Виноватая" А. Потехина,
 1876) и др. Покинул сцену в 1883.
  8) Павел Васильевич [29.VI(11.VII). 1866-16.IV.1931] - драм. актёр.
 Засл. арт. Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. (от брака с М.
 А. Бибиковой, по сцене Споровой). Сценич. деятельность начал в 1888 в
 Петербурге под фам. Споров. Служил в антрепризах М. М. Бородая, А. Н.
 Дю-ковой. "Играл в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве
 (1891-93, Т-р Корша). В 1904-05 был актёром Т-ра В. Ф. Комиссаржевской
 (Петербург). В 1900-04 и 1920-24 - в труппе Александрийского т-ра (в
 сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Игра его была отмечена
 порывистым темпераментом, интеллектуальностью, высокой актёрской
 техникой. Творчество С. вобрало в себя черты актёрского иск-ва конца 19
 - нач. 20 вв. Герои С.- безвольные мечтатели, неспособные к реальным
 действиям. Нервозность и пассивность отличали его Фердинанда, Незнамова,
 Чацкого. Лучшие роли: Гамлет, Хлестаков, Карандышев, Жадов и др.
 Стремление С. к философскому осмыслению характера проявилось и в
 исполнении ролей: профессор Сторицин и Тот (о. п. и "Тот, кто получает
 пощёчины" Андреева), Арбенин, Уриэль Акоста. Играл также роли Освальда
 ("Привидения" Ибсена), Незнамова, Астрова. В 1923 С. выступил в роли
 рабочего-коммуниста Штарка в пьесе "Канцлер и слесарь" Луначарского .
  С о ч.: В. В. Самойлов в рассказе о начале своей артисти' ческой
 деятельности, "Русская старина", 1884, т. 44. Лит.: Арапов П., Летопись
 русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров,
 ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С в о б о д и н П., В. В. Самойлов (Очерк жизни
 и воспоминаний о нем), "Русская старина", 1887, т. 54; К р ы л о в В.
 А., Сестры Самойловы (из театральных воспоминаний), "Исторический
 вестник", 1898, т. 71, [кн.] 1-2; "Театр и искусство", 1899, ј 13
 [некролог];
  [Кугель А.Р.], Театральные заметки (о Павле Самойлове), там же, 1898,
 ј 29; Д е р ж а в и н К., Род Самойловых, в кн.: M и ч у р и н а-С
 амойловаВ.А., Полвека на сцене Александрийского т-ра, [Л.], 1935;
 Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.),
 "Искусство и жизнь", 1941, ј 4; Б е р е з а р к И. Б., В. В. Самойлов,
 Л., 1948; Розен таль Н., П. В. Самойлов, "Еженедельник петроградских
 гос. академич. театров", 1923, .ј 28; Корчагина-Александровская Е.,
 Страницы жизни. Сб., М., 1955, с. 39-45, 59-66; Гозенпуд А., Музыкальный
 театр в России, Л., 1959. АН. А.
  САМОСУД, Самуил Абрамович [2(14) .V.1884- 6. XI. 1964] - рус. сов.
 дирижёр. Нар. арт. СССР (1937). Окончил Тифлисскую консерваторию в 1906.
 В 1917-25 С. был дирижёром Мариинского т-ра (впоследствии-ГАТОБ), в
 1918- 1936 - гл. дирижёр и худ. руководитель Ленингр. Малого оперного, в
 1936-43 - Большого т-ров. В 1943- 1950 - гл. дирижёр Моск. муз. т-ра им.
 Станиславского и Немировича-Данченко. Одновременно С. вёл широкую
 концертную и муз .-обществ. деятельность. Основал и возглавил симф.
 оркестр Московской филармонии (1953- 1957) и онерно-симф. оркестр
 Всесоюзного радио и телевидения (с 1957).
  Музыкант огромного таланта и эрудиции, неиссякаемой энергии и
 темперамента, С. был художником-пропагандистом. С успехом выступал
 интерпретатором симфоний, опер и оперетт. С. хорошо знал законы оперной
 драматургии, специфику оперного иск-ва, своеобразие творчества
 актёра-певца. С именем С. неразрывно связано становление сов. оперного
 т-ра. Но советам С. авторы опер улучшали либретто, инструментовку,
 тесситуру вок. партий и пр. С. был выдающимся педагогом, работал с
 оркестром, хором, солистами. Являясь подлинным создателем муз.
 спектакля, С. придавал большое значение оперной режиссуре, сотрудничал с
 В. Э. Мейерхольдом, С. М. Эйзенштейном, Н. Н. Евреиновым.
  С. дирижировал операми М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П.
 Мусоргского, Н. А. Римского-Корса-кова, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Ш.
 Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Э. Кшепека, опереттами И. Штрауса, Ж.
 Оффенбаха, Ф. Легара, Ф. Зуппе.
  Руководил первыми пост. опер: в Ленинградском Малом оперном театре -
 "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича,
 "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон"
 (1935), "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947); в Большом театре -
 "Поднятая целина" (1937); там же, в новой сценич. ред. "Руслан н
 Людмила" (1937), "Иван Сусанин" (1939;
  Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940) и др.; в Моск. муз. т-ре им.
 Станиславского и Немировнча-Данченко - "Семья Тараса" Кабалевского (1-я
 ред., 1947; 2-я ред., 1951; Гос. пр. СССР, 1952).
  Лит.: Двадцать лет Гос. акад. Ленинградского Малого оперного театра,
 Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.:
 Театральный альманах, кн. 2, M., 1946; Борисов Г., С. А. Самосуд,
 "Музыка", 1937, ј 28; "Сов. музыка", 1937. ј 10-11, с. 95-98; "Муз.
 жизнь", 1965, ј2, с. 24 [некролог]. В. Ю.
  "САМСОН И ДАЛЙЛА" ("Samson et Dalila") - опера К. Сен-Санса, либретто
 Ф. Лемера по библейской легенде. Соч. 1868. Пост. 2 дек. 1877, Веймар
 (немецкий перевод Р. Поля). Во Франции целиком впервые пост. в 1890,
 Руан, "Т-р дез ар". В Париже пост. 23 нояб. 1892, "Гранд-Опера" (дирижёр
 Колонн; Далила-Дешен-Жехен, Самсон - Берне, Верховный жрец Дагона -
 Лассаль, Абимелех - Фурне, Старец - Шанбон). Опера ставилась в театрах
 многих стран.
  В России пост. на нтал. яз. 8 янв. 1894, Москва. 18 марта 1894,
 Петербург, в исполнении, франц. артистов (дирижёр Колонн). Впервые на
 рус. яз. пост. 19 нояб. 1896, Мариинский т-р (рус. пер. А. Горчаковой,
 дирижёр Направник, художники Шишков, Перминов, Левот; Далила - Славина,
 Самсон - Ершов, Верховный жрец Дагона - Яковлев, Абимелех - Фрей, Старец
 - Серебряков). 12 окт. 1897, Моск. частная рус. опера (дирижёр
 Рахманинов). В репертуаре Марипн-ского т-ра опера сохранялась до 1907.
  На сов. сцене пост. 3 дек. 1917, Большой т-р (дирижёр Купер, реж.
 Шкафер, художники Коровин, Вальц, Яковлев, балетм. Горский; Далпла -
 Обухова, Самсон - Дыгас, Верховный жрец Дагона - Павловский, Старец - В.
 Петров).
  Издания: "С. и Д."- клавир. Р., Durand, fs. d.], с рус. текстом,
 перевод А. Горчаковой, М., Гутхейль. [1893] Я. Г р.
  САМСОНОВ, Лев Николаевич [1839-13(25).X. 1882] - рус. актёр,
 писатель, театр. деятель. Учился в петерб. Главном педагогич. ин-те
 (окончил в 1860) одновременно с Н. А. Добролюбовым, оказавшим на него
 сильное влияние. Будучи студентом, позднее преподавателем ин-та, играл
 на любит, сцене. Вскоре оставил службу и посвятил себя т-ру. Выступал в
 провинции (Киев, Одесса, Николаев, Полтава, Курск и др.). Исполнял
 комедийные роли: Оргон ("Тартюф"), Репетилов ("Горе от ума"),
 Деликторскпн ("Испорченная жизнь" Чернышёва) и др.; выступал в амплуа
 резонёров, благородных отцов. Рассматривая сценич. иск-во с позиций
 революц. демократов, С. писал об общественном призвании рус. актёра,
 считал, что задача т-ра - не развлекать публику, а звать её "на горячее
 дело", показывать образцы "новых людей" (журн. "Русская сцена", 1865, т.
 III, јј 4-5). В 1875 (брошюра "Театральное дело в провинции") С.
 критиковал состояние театр. дела в рус. провинции, выступал против
 системы антрепризы, эксплуатации актёров. В 1876 организовал в Киеве на
 артельных началах труппу для гастрольных спектаклей. В 1880 участвовал
 там же в создании одного из первых нар. т-ров; был его режиссёром. В
 труппе этого т-ра играли М. Л. Кропивницкий, Н. X. Рыбаков и др.
 Вследствие нападок реакц. прессы и из-за финанс. трудностей т-р
 просуществовал недолго. С.- автор неск. пьес, ставившихся в провинции.
  Со ч.: Провинциальный актёр, драма, "Русский вестник", СПБ, 1862, кн.
 12: Очередная драма, "Русская сцена", СПБ, 1864, ј 10; Последний
 метафизик, комедия, там же, 1865, кн. 6-7; Пережитое. Мечты и рассказы
 русского актёра, СПБ, 1880.
  Лит.: Я р о н С., Воспоминания о театре, Киев, 1898;
  Николаев П., Драматич. театр в Киеве, Киев, 1898;
  Евсеев Б., Соратник Добролюбова, "Театр", 1963, JVs 6, с. 76-81. С.
 Г.
  САМУЙЛ‚НОК, Эдуард Людвигович [10(23) .VII. 1907-12.II.1939] -
 белорус. сов. писатель, драматург. В 935 написал пьесу "Сержант Дроб" о
 подрывных действиях иностр. разведки в Сов. Союзе (3-й Белорус. т-р).
 Наиболее значительное драматургич. произведение - пьеса "Гибель волка"
 (1939, Т-р им. Я. Купалы) о людях новой колхозной деревни, защищающих
 завоевания социализма в борьбе со шпионами и диверсантами.
  Соч.: Збор твора 2 тамах, М?нск, 1952; Гибель волка. Пьеса, М.-Л.,
 1940.
  Лит.: Вольск? В., Эдуард Самуйлёнак. Жыццё ? твор-часць, М?пск, 1951.
 Люд.Ш.
  САМЫШИНА, Надежда Николаевна [р. 7(20). IX. 1903] - сов. артистка
 оперы (лирико-колоратур-ное сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1947). В 1930
 окончила Бакинскую консерваторию по классу Н. И. Сперанского. В 1932-38
 работала в оперных т-рах Куйбышева, Перми, Саратова. В 1938-57 -
 солистка Т-ра оперы и балета им. Абая. С 1942 вела педагогич. работу, в
 1951-65 '- в Алма-Атинской консерватории (ныне ин-т иск-в).
  Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Татьяна,. Снегурочка,
 Розина, Джильда, Виолетта; Маргарита ("Гугеноты"), Маргарита ("Фауст"),
 Чио-Чио-сан; Антонина ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. Лит.: М е к и
 ш с в Б., Б и с е н о в а Г., Казахский гос. академический театр оперы и
 балета им. Абая, Алма-Ата, 1954, с. 79, 89; [Мессман В л.]. Музыкальный
 театр казахского народа, Алма-Ата, 1961, с. 90. Б. Е.
  САНАДЗЕ, Корнелий Барнабович (р. 2.X.1907)- груз. сов. театр.
 художник. Нар. художник Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с
 1947. В 1929 окончил Тбилисскую академию художеств (у проф. И. О.
 Шарлемана и Е. Е. Лансере). В 1924 начал работать в т-ре как художник.
 Оформил спектакли Т-ра оперы и балета им. 3. Палиашвили - "Мать и сын"
 Мачавариани (1945), "Даиси" Палиашвили, "Призыв гор" Торадзе (1947),
 "Кармен"; в Т-ре им. Руставели - "Под ивой" Бердзенишвили (1945); в Т-ре
 им. Марджанишвили - "Свадьба колхозника" Какабадзе
  (1938); в Кутаисском т-ре - "Вчерашние" Дадиани
  (1939), "Отелло" (1939) и др. Работал в кино (1936).
  С 1932 ведёт педагогич. работу в Тбилисской академии художеств и др.
 (с 1957 - профессор).
  Лит.: Джапаридзе Г., Корнелий Санадзе [монография], Тбилиси, 1958;
 Амиранашвили Ш., [Корнелий Санадзе], в кн.: Гос. музей искусств Груз.
 ССР. Живопись, М., 1960, с. XI-XII. Н. Ш.
  САНАНИ, Мовсум Садых оглы (р. 1900) - азерб. сов. актёр. Нар. арт.
 Азерб. ССР (1949). Впервые на сцене выступил в 1913 (играл женскую
 роль). До 1916 работал в составе Тифлисской мусульм. труппы. В 1919
 вошёл в труппу об-ва "Сафа", с 1920 - актёр бакинского т-ра азерб. драмы
 (ныне Т-р им. Азизбекова).
  Для иск-ва С. характерны простота, искренность, темперамент,
 жизнерадостность. Играл героич. и комедийные роли, преим. молодых людей
 в совр. репертуаре.
  Роли: Тогрул, Шариф ("Яшар", "Алмас" Джабарлы). Са-дыг ("Счастливцы"
 Рахмана), Гасан Ага ("Глазной врач" Сафарли), Эйваз ("В 1905 году"
 Джабарлы), Свердлов ("Грозовой год" Каплера), Степан Шаумян, Эльдар
 ("Ханлар", "Вагиф" Вургуна), Яго, Эдгар ("Отелло", "Король Лир"), Пепел

<< Пред.           стр. 673 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу