<< Пред.           стр. 680 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 М. Бобышова), в том же году начал работать в Лени-наканском драм. т-ре
 им. Мравяна, с 1942-гл. художник этого т-ра. Сотрудничал с видными
 режиссёрами- А. Бурджаляном, В. Аджемяном, Т. Шамирханяном. Первое
 оформление - "Профессор Мамлок" Вольфа. Лучшие работы: "Слуга двух
 господ" (1942), "Двенадцатая ночь" (1944), "Свадьба Кречинского"; "Ара
 Прекрасный" Н. Зарьяна (1946) - Ленинаканский т-р; "Утёс" В. Папазяна
 (1944), "Монастырское ущелье" В агаршяна, "Страна родная" Демирчяна
 (1945)-Т-р им. Г. Сундукяна. Лаконизм, слияние скульптурных деталей с
 элементами живописи, выразительность художественного языка, яркая
 фантазия сделали С. одним из виднейших представителей
 театрально-декоративного иск-ва Армении. Выполненные в реалистич. манере
 работы С. отличаются эмоциональностью, жизнеутверждающим звучанием.
  Лит.: Халатян Л., Меликсет Свахчян, Ереван 1956 (на арм. и рус. яз.).
 Л. Хал
  СВАЧЯН,Арутюн [22.X(3.XI).1831-3(15).V.1874]- арм. публицист, лит. и
 театр. критик. Прогрессивный деятель нац. культуры. Соратник М.
 Налбандяна. Способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе
 (Стамбул) в 1861. Написал много статей о т-ре и историч. драму -
 "Аранцар Аматуни", противостоявшую арм. классицистич. псевдопатриотич.
 трагедиям. Б. А.
  СВЕЖАВСКИЙ (Swierzawski), Кароль Боромеуш (1731-1806) - польский
 актёр. В 1765 дебютировал в Варшаве в "Т-ре Народовы" в комедии Ю.
 Белявского "Докучные". Не имея специального образования, готовил дебют
 под рук. А. Чарторыйского, советами и указаниями к-рого пользовался и в
 дальнейшем. С. обладал хорошими внешними данными, красивым голосом,
 выступал преимущественно в комедийных ролях. Став ведущим комедийным
 актёром "Т-ра Народовы", получил от короля Станислава Августа
 Помятовского звание "Первого актёра Польши". Особую популярность
 завоевал в т. н. "кунту-шовых" ролях, требовавших выразительной передачи
 характерных особенностей польского быта (Староста - "Возвращение
 депутата" Немцевича; Богац-кий-"Школа злословия" Богуславского по
 Шеридану). Выступал в иностранном репертуаре (Арган- "Тартюф", Бартоло -
 "Севильский цирюльник" Бомарше). Б. Рос.
  СВЕНСЕН (Svendsen), Юхан Северин (30.IX.1840- 14.VI.1911) - норв.
 композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Лейпцигской консерватории. В
 1883-1908 был придворным капельмейстером в Копенгагене. Видный
 представитель романтизма в норв. музыке. Из произв. С. известны увертюры
 к пьесам "Сигурд Злой" Б. Бьёрнсона (1871), "Ромео и Джульетта" Шекспира
 (1876), камерная музыка.
  Лит.: R a v n О. Е., Johan Svendsen, [Oslo], 1944.
  Ал. М.
  СВЕНТИЦКАЙТЕ, Тамара Модесто (р.14.X.1922)- литов. сов. артистка
 балета. Нар. арт. Лит. ССР (1959). В 1932-38 училась в балетной студии в
 Каунасе. С 1938 - солистка Т-ра оперы и балета г. Каунаса (позднее
 Литов. т-р оперы и балета, Вильнюс).
  Исполняет ведущие партии в литов. балетах: Марите и Ванда ("Невеста"
 Пакальниса), Оне и Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Эгле ("Эгле,
 королева ужей" Бальсиса). Др. партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда,
 Жизель, Китри, Эсмеральда.
  В 1957-60 преподавала в Вильнюсской муз. школе (классич. танец).
 Гастролировала в Польше (1960), Румынии (1960), Болгарии (1962). Л. P
 уз.
  СВЕРДЛИН, Лев Наумович [р.З(16).Х1.1901 ]- рус. сов. актёр. Нар. арт.
 СССР (1954). В 1921 поступил в Театр. техникум им. А. В. Луначарского
 (курс В. Э. Мейерхольда), затем учился в Гос. театр. мастерских В. Э.
 Мейерхольда. С 1926 - актёр Т-ра им. Мейерхольда. В 1937-41 работал в
 Т-ре им. Вахтангова, с 1943 - в моск. Т-ре им. Маяковского. С. начал
 свой творч. путь преим. как комедийный, эксцентрич. актёр. Он виртуозно
 владел телом, достигал особой чёткости сценич. формы, был ассистентом
 Мейерхольда по "биомеханике". Уже первые комедийные роли С. выявили
 многоплановость его творч. индивидуальности, склонность к углублённому
 психологии, анализу образа. Хотя герои С. часто отличались внешней
 необычностью, экстравагантностью, им был присущ своеобразный
 проникновенный лиризм. В нек-рых ролях С. достигал острого драматизма.
 Большой удачей С. стало исполнение роли Счастливпева (1926), где
 бравурная театр. буффонада сочеталась с тонким раскрытием характера
 персонажа, мягким юмором и глубиной. Высокой поэзией и напряжённым
 драматизмом было проникнуто исполнение С. роли Нунбаха в спектакле
 "Вступление" Германа (1933). С годами игра С. обрела мудрую и ясную
 простоту, покоряющую естественность.
  С.- художник острой мысли, точного, полного и органич.
 перевоплощения. Играет преим. в сов. драматургии. Неисчерпаемое душевное
 богатство, нравственную чистоту, человечность, высокую принципиальность
 и безграничную преданность Родине раскрывает С. в образах современников
 - академик Верейский ("Закон чести" Штейна, 1949), директор завода
 Степанов ("Директор" Алёшина, 1952), работник обкома Павел Михайлович
 ("Сонет Петрарки" Погодина, 1957). Строгим к себе и к людям и
 одновременно душевным, самозабвенно влюблённым в свою профессию был в
 исполнении С. потомственный кораблестроитель Илья Журбин ("Журбины"
 Кочетова и Кара, 1954). Глубокую драму чувств человека, исключённого по
 ложному обвинению из партии, актёр гневно раскрыл в роли Хлебникова в
 спектакле "Персональное дело" Штейна (1955). Душевная чистота,
 стремление познать правду определяли образ писателя Косогорова в
 спектакле "Побег из ночи" б р. Тур (1958). Мудр, саркастичен,
 человеколюбив в исполнении С. судья Аздак ("Кавказский меловой круг"
 Брехта, 1964). В классич.репертуаре С. играл роли Тихона ("Гроза",
 1954), Полония ("Гамлет", 1955).
  С. снимается в кино. За исполнение ролей Валь-ко ("Молодая гвардия"),
 Верейского ("Закон чести"), парторга Залкинда ("Далеко от Москвы") С. в
 1947, 1949 и 1951 был удостоен Гос. пр. СССР. С 1924 С. ведёт педагогич.
 работу: в 1924-31 -вУзб. гос.дра-матич. студии в Москве, с 1962 - худ.
 рук. актёрского курса во ВГИКе, с 1963 - в ГИТИСе.
  Соч.: Разговор с товарищами по искусству, М., 1960.
  Лит.: ВелеховаН., Непростая простота, "Театрала ная жизнь". 1961, ј
 2. А. О
  СВЕРДЛОВСК (до 1924 -Екатеринбур г)- город в РСФСР, 897 тыс. жит.(на
 1964 ). Один из крупнейших центров театр. и муз. культуры РСФСР. Первая
 проф. театр. труппа, состоящая в основном из крепостных актёров, была
 создана в Екатеринбурге в 1843 антрепренёром П. А. Соколовым (ставились
 пьесы, оперы, оперетты). Центр, роли в спектаклях исполняла Е. А.
 Иванова. В 1845 в Екатеринбурге было построено театр. здание со зрит.
 залом на 625 чел. (в наст. время в этом здании помещается кинотеатр
 "Октябрь"). В 1878-79 т-р возглавлял антрепренёр П. М. Медведев -
 пропагандист классич. драматургии и реалистич. традиций в сценич.
 иск-ве. На сцене т-ра в разл. время выступали выдающиеся актёры.: П. А.
 Стрепе-това, М. Т. Иванов-Козельский, В. Н. Андреев-Бурлак. В 80-90-х
 гг. гастролировал В. Н. Давыдов.
  Наряду с проф. т-ром, в Екатеринбурге постоянно возникали
 любительские театр. кружки (одним из таких кружков руководил писатель Д.
 Н. Мамин-Сибиряк). В 1900 в городе был открыт Нар. дом или
 "Верх-Исетский нар. т-р" (со зрит. залом на 1100 мест), расположенный на
 окраине города и рассчитанный гл. обр. на рабочего зрителя. Цены на
 билеты здесь были более дешёвыми, чем в гор. т-ре, а репертуар - более
 демократичным. В 1912 в Екатеринбурге был открыт оперный т-р; дирижёр С.
 Барбини, реж. А. Я. Альтшулер. В 1917-18 т-р не функционировал, в 1919
 был вновь открыт.
  После Октябрьской революции роль города как театр. центра возросла. В
 20-х гг. здесь успешно гастролировали столичные коллективы - 2-я Студия
 МХАТ, Т-р МГСПС, Т-р Революции, выступали Большой драм. т-р им.
 Горького, Т-р "Красный факел". Впоследствии в С. был создан ряд т-ров
 разл. жанров. В 1930 в новом театр. помещении был открыт Свердловский
 драматич. т-р. В городе работают (1965): Свердловский театр оперы и
 балета имени А. В. Луначарского, Свердловский драматический театр
 (открыт в 1930), Свердловский театр музыкальной комедии (открыт в 1933),
 ТЮЗ и Театр кукол (оба с 1930), филармония, Уральский нар. хор,
 консерватория, театр., художеств. и муз. уч-ща.
  Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск,
 1957.' Ц, Мор.
  СВЕРДЛОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. театр. В 1930 в
 Свердловске сформировался постоянный драматич. т-р, ядро к-рого
 составили актёры передвижного коллектива, работавшего в Перми,
 выпускники Ленингр. театр. школы и др. Т-р был открыт 2 окт. 1930
 спектаклем "Первая конная" Вишневского. В труппе т-ра в 30-е гг. были М.
 А. Бец-кий, М. С. Борин, В. А. Бурэ, В. А. Нельский, Н. К. Петипа, Н. А.
 Покровский, В. Н. Ратомский, Б. П. Рылеев, Н. И. Слонова, Б. Ф. Ильин,
 тут работали режиссёры А. Д. Дикий, И. С. Ефремов, Г. А. Георгиевский,
 А. И. Кричко, В. К. Татищев, В. А. Чиркин. Спектакли т-ра отличались
 социальной остротой, динамичностью, их идейный замысел был подчёркнут
 точно найденной выразит, формой. В 1940-е гг. С. д. т. возглавлял реж.
 Е. А. Брилль, с 1952-В. С. Битюпкий. Наиболее значит, спектакли С. д. т.
 в 30-40-е гг.: "Страх" (1932, реж. Дикий), "Женитьба Фигаро" (1932, реж.
 Татищев), "Любовь Яровая" (1934, реж. Ефремов и Георгиевский), "Платон
 Кречет" (1935, реж. Кричко), "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого
 (1938, реж. Ефремов) и др. В 50-60-е гг. т-р ставил спектакли:
 "Мужество" Березко, "Сомов и другие" Горького (оба в 1953), "Униженные и
 оскорблённые" по Достоевскому (1956), "Антоний и Клеопатра" Шекспира
 (1957), "Дон Хиль Зелёные штаны" Тирсо де Молины (1963). Т-р работает
 над созданием репертуара о настоящем и прошлом Урала. Были поставлены
 спектакли "Дорога первых" (1949) и "Опасный спутник" (1953) Салынского,
 инсп. романов Майива-Сибиряка "Золотопромышленники" (1954) и "Горное
 гнездо" (1960).
  В т-ре работали режиссёры: Е. Агуров, Е. А. Брилль, Г. А.
 Георгиевский, И. С.Ефремов, В.К.Татищев. В труппе т-ра (1964): нар. арт.
 СССР Б. Ф. Ильин, нар. арт. РСФСР М. А. Буйный, засл. арт. РСФСР А.
 ДБерёзкин, К. П. Ветковская, Е. С. Захарова, 3. К. Малиновская, К. П.
 Максимов, Б. 3. Молчанов, Л. Д. Охлупин, В. М. Шатрова, засл. арт. Узб.
 ССР К. Г. Лампочкина. Гл. реж. т-ра (с 1952) - нар. арт. РСФСР В. С.
 Битюцкий, художники - заслуженный деятель иск-в РСФСР А. А. Кузьмин и М.
 С. Улановский. В зрит. зале т-ра 1170 мест.
  Лит.: 10 лет Свердловского драматического театра (1930- 1940),
 Свердловск, 1940; Панфилов А., Свердловский драматический театр.
 Свердловск, 1957. Я. Мор.
  СВЕРДЛОВСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ - крупнейший сов. периферийный
 т-р оперетты. Открылся 8 июля 1933. Труппа т-ра была сформирована на
 основе Передвижного т-ра Зап. области. В неё вошли артисты: М.К. Биндер,
 М. Г. Вике, Н. А. Дашков-ский, М. П. Днепровский, С. А. Дыбчо, П. А.
 Емельянова, А. Г. Маренич, А. М. Матковский и др.; режиссёрами были А.
 И. Орлов, Э. А. Высоцкий, А. И. Феона, А. И. Паверман и др., дирижёрами
 - Е. А. Си-нипын, С. Я. Орланский и др. В 1935-62 (с перерывами) т-р
 возглавлял реж. и актёр Г. И. Кугушев. Т-р широко ставит произв. сов.
 композиторов:
  "Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "Свадьба в Малиновке" Б.
 Александрова (1938), "Девушка из кофейни" Василенко, "На берегу Амура"
 Блантера, "Соловьиный сад" Заславского (1939), "Три встречи" (1942) и
 "Весёлый петух" (1944) Старокадомского, "Жених из посольства" (1942) и
 "Табачный капитан" (1944; Гос. пр" СССР, 1945) Щербачёва, "Бронзовый
 бюст" Ковнера (1945), "Горная криница" Кры-жановского (1947), "Чудесный
 край" Рябова (1949), "Шумит Средиземное море" Фельцмана (1951),
 "Огоньки" Свиридова (1953), "Марк Береговик" Кацман (1955), "Белая
 акация" Дунаевского (1956), "Поцелуй Чаниты" (1957) и "Цирк зажигает
 огни" (1961) Милютина, "Весна поёт" Кабалевского (1958), "Москва,
 Черемушки" Шостаковича (1959), "Мы большие друзья" Родыгина (1960),
 "Простор широкий" Казе-нина(1961), "Севастопольский вальс" Листова
 (1962), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1964) и др.
  Т-р уделяет большое внимание развитию сов. муз. комедии, воплощению
 образа современника, поискам новых художеств. решений. Т-р располагает
 талантливым актёрским ансамблем.
  В труппе т-ра (1964): нар. арт. РСФСР А. Г. Маренич, засл. арт. РСФСР
 В. М. Валента, М. Г. Вике, В. Б. Генин, П. А. Емельянова, А. А.
 Кузнецова, А. М. Матковский; артисты М. П. Днепровский, М. П. Мазаев и
 др. Гл. реж.- засл. арт. РСФСР В. А. Курочкин.
  Лит.: Янковский М. О., Советский театр оперетты. М.-Л., 1962, с. 273,
 277-81, 352-56, 454-61; Р и ф И., Свердловский театр музыкальной
 комедии, Свердловск, 1959. М. Кл.
  СВЕРДЛОВСКИЙ ТЕАТР бПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО
 (Свердловский государственный ордена Трудового Красного Знамени театр
 оперы и балета имени А. В. Луначарского). Осн. в 1912 под назв. Опера
 Екатеринбургской театральной дирекции. Совр. назв. т-р получил в дек.
 1919. В сов. время в т-ре работали: артисты Д. Г. Бадридзе, Г. В.
 Жуковская, А. П. Иванов, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Ф.
 С.Мухтарова, О. В. Петрусенко, А. С. Пирогов, Г. С. Пирогов, Н. Н.
 Середа, Е. Н. Сливинская, А. Н. Ульянов, Н. Ф. Щеголь-ков и др.;
 дирижёры - В. В. Бердяев, А. Э. Маргу-лян, А. М. Пазовский, И. П.
 Палиев, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг; режиссёры - Л. В. Баратов, Н. Н.
 Боголюбов, И. И. Келлер, В. А. Лосский, С. Л. Масловская; балетмейстеры
 - В. А. Кононович, М. Ф. Моисеев, С. Н. Сергеев, Г. И. Язвинский.
  Т-р пост. произв. сов. композиторов: оперы "Орлиный бунт" Пащенко
 (1926), "Прорыв" Потоцкого
  (1929), "Декабристы" Золотарёва, "Загмук" Крейна
  (1930), "Лёд и сталь" Дешевова (1931), "Разлом" Фе-мелиди (1933),
 "Тихий Дон" (1936), "Поднятая целина" (1937); балеты - "Красный мак"
 (1928); "Ференджи" Яновского (1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева
 (1936), "Золушка" Прокофьева (1965) и др. Здесь впервые были пост.:
 оперы - "Овод" (1929), "Орлёна" (1934), "Гроза" (1943) Трамбицкого,
 "Охоня" Бело-глазова (1954), "Половодье" Кацман (1962) и др.; балеты -
 "Каменный цветок" (1944); "Бесприданница" (1957) Фридлендера и др. Среди
 лучших спектаклей: классич. оперы "Вражья сила" Серова (1948),
 "Орлеанская дева" Чайковского (1957), "Хованщина" (1965), "Отелло"
 (1942; Гос. пр. СССР, 1945), "Симон Бокка-негра" (1955) Верди, "Манон"
 Массне (1956), "Богема" (1964).
  В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Я. X. Вутирас,
 Н. К. Даутов, И. П. Семёнов, В. М. Нестягина, засл. арт. РСФСР А. П.
 Бондарев, Г. М.Зелюк, Л. Т. Коновалова и др.; артисты балета- засл. арт.
 РСФСР Н. И. Меновщикова, В. И. Наумкин, С. Л. Тарановская, К. Г.
 Черменская и др. Гл. дирижёр - засл. деят. иск-в РСФСР и Тат. АССР К. К.
 Тихонов, дирижёры- засл. артист Каз. ССР Е.В.Ма-наев, И. Ю. Айзикович,
 Э. И. Красовицкий, гл. реж.- засл. деят. иск-в РСФСР М. Л. Минский, гл.
 хорм.- засл. деят. иск-в РСФСР Л. М. Рюмин, гл. худ.- засл. деят. иск-в
 РСФСР В. А. Людмилин. Ст. М.
  СВЕРХЗАДАЧА - термин, введённый К. С. Станиславским в его творческую
 систему и получивший распространение в сов. театре. С. - гл. идейная
 задача, цель, ради к-рой создаётся пьеса, актёрский образ, спектакль.
 Идейную цель Станиславский считал основой сценич. произв., а отсутствие
 её - катастрофой "... и для роли, и для самого артиста, и для всего
 спектакля" ("Работа актёра над собой", см. Собр. соч., т. 2, 1954, с.
 337). См. также ст. Станиславского система. Н. Гор.
  СВЕТ на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств.
 С. помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу,
 создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр. спектаклях С.
 является почти единственным средством оформления.
  Разл. виды декорац. оформления требуют соответствующих приёмов
 освещения. Плоскостные живописные декорации требуют гл. обр. общего
 равномерного освещения, к-рое создаётся осветительными приборами общего
 света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли, оформленные
 объёмными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения,
 создающего световые контрасты, подчёркивающего объёмность оформления.
 При использовании смешанного вида декорац. оформления соответственно
 применяется смешанная система освещения.
  Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким
 углом рассеяния света, последние наз. прожекторами и служат для
 освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В зависимости от
 расположения осветительное оборудование театр. сцены делится на
 следующие осн. виды:
  1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы
 (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько
 рядов по её планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения, служащая для
 освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения, к к-рой
 относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных
 кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура выносного
 освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в разл.
 частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5)
 Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов,
 устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля (в зависимости
 от требований). 6) Разл. специальные осветительные и проекционные
 приборы. В т-ре часто применяются также разнообразные осветительные
 приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы,
 свечи, фонари, костры, факелы), изготовляемые по эскизам художника,
 оформляющего спектакль.
  В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и др.)
 применяется цветная система освещения сцены, состоящая из светофильтров
 разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или плёночные.
 Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются: а) путём
 постепенного перехода с осветительных приборов, имеющих одни цвета
 светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких,
 одновременно действующих приборов; в) сменой светофильтров в
 осветительных приборах.
  Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С её
 помощью создаются разл. динамич. проекционные эффекты (облака, волны,
 дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолёты,
 плывущие корабли и пр.) или статич. изображения, заменяющие живописные
 или к.-л. др. детали декорац. оформления (т.н. светопроекционные
 декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С.
 в спектакле и обогащает его художеств. возможности. Иногда применяется
 также и кинопроекция.
  С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля лишь при
 наличии гибкой системы централизованного управления им. С этой целью
 электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии,
 относящиеся к отдельным осветительным устройствам или аппаратам и
 отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене бывает до
 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать, выключать
 и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так и в любой
 комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки,
 являющиеся необходимым элементом оборудования сцены. Регулирование
 светового потока ламп происходит при помощи автотрансформаторов,
 тиратронов, магнитных усилителей или полупроводниковых приборов,
 изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления
 многочисл. цепями освещения сцены существуют сложные механич.
 устройства, наз. обычно театральными регуляторами. Наибольшее
 распространение получили элект-рич. регуляторы с автотрансформаторами
 или с магнитными усилителями. В наст. время получают большое

<< Пред.           стр. 680 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу