<< Пред. стр. 683 (из 913) След. >>
юноши" Грига), Анне Петерсдоттир (о. п. Вирс-Енсена), Раневская("Вишнёвый сад"), Медея (о. п. Ануя), Соня ("Раковина" Крога) и др.
Образы Агнес ("Бранд"), Хильде ("Йун Габриэль Боркман"), Эллиды
("Женщина с моря"), фру Альвинг и особенно Норы определили популярность
С. как крупнейшей совр. исполнительницы ибсеновского репертуара.
Лит.: Gjesdah1 Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957; S k a v l a n
E., Norsk teater. 1930-1953, Oslo, 1960.
Вл. M. СЕГУРА (Segura), Мануэль Асенсио (23.VII.1805- 18. X. 1871) -
перуанский драматург. В 1833 начал лит. деятельность комедией "Пепа"
(изд. 1953), сатирой на военно-полицейский строй Гамарра - президента
Перу. С.- автор стихотворных комедий: "Сержант Кануто" (1839, т-р
"Колисео де комедиа"), перекликавшейся с "Хвастливым воином" Плавта;
"Донья Кати-та" (1845, Т-р Национальной комедии, г. Лима), обличающей
алчность мещанской среды; "Три вдовы" (1862, т-р "Принсипаль") о тяжёлом
положении женщины, и др. Писал также сайнете, фарсы. В пьесах С.
выступали видные перуанские актёры - Т. Миранда, Э. Перес, Э. Саморано и
др.
Соч.: Comedias, Lima, 1924.
Лит.: U g а г t e Chamorro G., Manuel A. Segura, creador de la
comedia peruana. Lima, [1957] (на мимеографе). Ал. Р.
СЕДЕН (Sedame), Мишель Жан (4.VII.1719-17.V. 1797) - франц.
драматург. Чл. Франц. академии (с 1789). развивал принципы Ж. Ж. Руссо в
области комич. оперы. Автор либретто опер П. А. Монсиньи, пост. в т-ре
"Комёди Итальенн" (Париж): "Король и фермер" (1762), "Роза и Кола"
(1764), "Алина, королева Голконды" (1766, т-р "Опера"), "Дезертир"
(1769) и др. Ученик и последователь Д. Дидро. Наиболее значит. произв.
С.- мещанская драма "Философ, сам того не зная" (1765, т-р "Комёди
Франсез"), осуждающая дворянские сословные предрассудки и
характеризующаяся чёткой идейной направленностью, жизненностью образов,
увлекательным действием. Творчество С. способствовало демократизации
франц. т-ра и драматургии в духе бурж. просветит, идей.
В России оперы на либретто С., в т. ч. "Дезертир" ("Беглый солдат",
1781), "Царица Голкондская" (1786), "Панург" (1792), ставились в т-ре Н.
П. Шереметева и др. крепостных т-рах.
Соч.: Oeuvres choisies, Р., 1860; в рус. пер.-"Философ, сам того не
зная", в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957 (там
же см. ст. Мокульский С. С., Французская драматургия эпохи Просвещения).
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,
1939.
С‚ДЕРБЕРГ (Soderberg), Яльмар (2 .VII. 1869- 14. X. 1941) - шведский
драматург. Лит. деятельность начал в 1894. Большой популярностью
пользовалась драма С. "Гертруда" (1906, Драм. т-р, Стокгольм),
отражающая влияние драматургии Г. Ибсена и показывающая бунт женщины
против бурж. морали. В одноактном психологич. этюде "Вечерняя звезда"
(1912, там же) тема духовного кризиса либеральной интеллигенции окрашена
тоскливо-безысходной элегичностью. Пьеса "Роковая пора" (1922) отразила
растерянную угнетённость С. после 1-й мировой войны.
На рус. сцене ставилась пьеса "Гертруда" под назв. "Любовь - всё"
(1910, Малый т-р, Москва, труппа М. Ф. Багрова, Одесса).
С о ч.: Skrifter. 1919-1921, Bd I-X, Stockh., 1943; в рус.
пер.-Гертруда. Драма, М.изд. "Польза", В. Антик, [1908];
Amor-omnia (Любовь - всё), в сб.: Фиорды, СПБ, 1909. Лит.:
Веселовский Ю. А., Яльмар Сёдерберг, М, 1911; Bergman В., Hjalmar
Soderberg, Stockh., [1951]; Henriques A., Svensk litteratur. 1909-1940,
Kbh., 1942. Вл. М.
СЕДЕФЧЯН, Романос (1837-1905) - арм. актёр и драматург. Один из
старейших деятелей арм. "Восточного т-ра" в Константинополе (Стамбуле).
Автор историко-романтич. драм, ставившихся на сценах западноарм. т-ров:
"Айк богатырь", "Падение династии Рубинянов", "Вартан, спаситель
родины", "Тигран великий", "Ренегат Васак" и др. Б. А.
СЕДМАР (наст. фам. - Т а л ь я н), Мариам Григорьевна
[12(24).VI.1899-24.1.1958] - арм. сов. артистка оперы (меццо-сопрано).
Нар. арт. Арм. ССР (1950). Училась в Тифлисской консерватории у Б. Б.
Корсова. Сценич. деятельность начала в 1919 как артистка оперетты. С
1933 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Замечательная
исполнительница партии Графини ("Пиковая дама").
Партии: Нани ("Ануш" Тиграняна), Сона, Шушан ("На рассвете",
"Героиня" Степаняна) - первая исполнительница:
Шпаник ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Барбале ("Кето и Котэ" Долидзе),
Ольга и Няня ("Евгений Онегин"), Аксинья ("Тихий Дон"), Зибель
("Фауст"), Маддалена ("Риголетто"), Кар-н и др. Цн. Г.
СЕДОВА, Юлия Николаевна (р. 1880) - рус. артистка балета, педагог. В
1898 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс Э. Чеккетти) и была принята в
Ма-риинскийт-р; в 1903-16 - солистка балетной труппы этого т-ра. В
1911-14 выступала в Германии, Франции, США и др. совм. с E. В. Гельцер и
М. М. Мордки-ным. В 1918 эмигрировала во Францию. За рубежом работала в
разл. т-рах в качестве балетмейстера и педагога. С 20-х гг. руководит
школой танца в Ницце.
Партии: Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Аврора;
Пахита (о. п. Дельдевеза), Одетта-Одиллия; Китри ("Дон-Кихот"), Низия
("Царь Кандавл" Пуни) и др.
При несколько сухой, недостаточно выразительной внешней манере
исполнения С. была виртуозной танцовщицей, обладала большой элевацией.
Исполняла партии, требующие быстрых темпов.
Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 4, СПБ, 1917, с. 144;
Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2,
Л., 1939; Светлов В. Я., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 348-51; Фокин М.,
Против течения, Л.-М., 1962. П. Л.
СЕЗОН театральный- часть года, в течение к-рого театр систематически
показывает свои спектакли публике.
СЕИДБЕЙЛЙ, Гасан Мехти оглы (р. 22. X 11.1920) - азерб. сов. писатель
и драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич.
партии с 1955. В 1943 окончил Гос. ин-т кинематографии. Лит.
деятельность начал в 1942. В соавторстве с писателем И. Касумовым
написал пьесы: "На дальних берегах" (1956, Т-р им. Азизбекова), "Море
любит отважных" (1954, Бакинский рус. т-р) - о трудовых подвигах
бакинских нефтяников, "Зачем ты живёшь?" (1959, там же) - о моральном
облике сов. человека, "За закрытой дверью" (1961, Т-р им. Азизбекова),
"Экзамен" (1959, Азерб. ТЮЗ). Автор либретто муз. комедии
"Золотоискатели" (1960, Азерб. т-р муз. комедии), сценариев фильмов. К.
Кае.
СЕЙДЗАДЕ, Мехти Гасан оглы (р. 11.XI.1907) - азерб. сов. поэт и
драматург. Засл. деятель иск-в (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1945.
Лит. деятельность начал в 20-е гг. Автор пьес-сказок: "Нергиз" (1936),
"Аяз" (1937), "Золотая птица" (1938), пост. в Азерб. ТЮЗе. Для
кукольного т-ра написал пьесы:
"Горхмаз" (1943), "Гамер" (1944) - об отечественной войне,
"Хрустальный замок" (1945), "Мальчик с пальчик" (1955). В них
фантастика, сказочные мотивы сочетаются с реалистич. сюжетами. К. Кае.
СЕЙДОВА, Иззет Алиевна (р. 20.XI.1910) - азерб. сов. художник. Засл.
деятель иск-в Азерб. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1938
окончила ленингр. Академию художеств (театр. отдел живописного ф-та). С
1939 работает в Т-ре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова.
Оформила спектакли: "Пиковая дама" (1939); "Ануш" Тиграняна (1941),
"Красный цветок" (1940), "Демон" 1949); "Севиль" Дж. Джабарлы (1953,
совм. с Э.Алмасзаде), "Шах Исмаил Магомаева (1956), "Лейли и Медж-нун"
У. Гаджибекова (1958), "Сказки Гофманам Оф-фенбаха (1962), "Маскарад"
Зейдмана, "Вэтэн" Караева и Гаджиева (1945) и др. К. Кае.
СЕЙТОВ, Реимбай (р. 25. V.I 915) - каракалпакский сов. актёр и
режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1949.
Сценич. деятельность начал в 1936 в Кунграде. С 1944 - актёр
Каракалпакского т-ра (Нукус). Играет характерные роли
(Кошкинбай"Насильно мил не будешь" Ходжания-зова, 1957). Острой
сатиричностью отмечено исполнение ролей: Казый ("Проделки Майсары"
Хамзы, 1940), Гульда ("Русский вопрос", 1948), играл также героич. роли:
Алпамыс (о. п. Довкараева, 1944, 1961), Эрназар Алагоз ("Бердах"
Аймурзаева, 1958). Пост. спектакли: "Айша" Ходжаниязова (1944), "Дорогой
доктор" Аймурзаева (1960) и др. Т. Б.
СЕИДЛЬ, Зейдль (Seidi), Антон (7.V.1850- 28.III.1898) - австр.
дирижёр. В 1870-72 учился в Лейпцигской консерватории. В 1879 по
рекомендации Р. Вагнера стал капельмейстером Лейпцигской оперы. С 1882
был в составе труппы А. Неймана, исполнявшей "Кольцо Нибелунга" Вагнера.
Затем самостоятельно гастролировал в Германии, Голландии, Англии, Италии
и др. странах Европы. Был выдающимся интерпретатором произв. Вагнера. С
1885 выступал в Нью-Йорке в т-ре "Метрополитен-опера", на эстраде.
Исполнял вагнеровские оперы в Байрёйте (1886), Лондоне (1897) и т. д.
Лит.: Krehbiel Н. Е., A. Seidi, "Scribners Magazine", N. Y., 1898,
[v.] 23; A. Seidi. A memorial by his friends, N. Y., 1899; E w e n D.,
Dictators of the Baton, Chi.- N. Y., [1944]. Ал. М.
СЕЙДНИЯЗОВ, Мурад (p. 1915) - туркм. сов. актёр, режиссёр. Чл.
Коммунистич. партии с 1953. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). Сценич.
деятельность начал в 1934 в Туркм. драм. т-ре. Актёр яркого комедийного
дарования. Ведёт реж. работу.
Роли: Пикалов ("Любовь Яровая"), Кемине (о. п. Амано-ва), Сганарель
("Лекарь поневоле" Мольера), Крикун ("Фронт"), Бобчинский ("Ревизор"),
Миловзоров ("Без вины виноватые"), Пеленг ("На берегу Мургаба"
Мухтарова), Бср-ди ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева), Беркели ("Кто
преступник?" Мухтарова), Селимов ("Испытание" Аннануро-ва), Вахидов
("Ширванская красавица" Мамедханлы), Ра-хим ("Судьба" Деряева).
Пост. спектакли: "Семья Аллана" Мухтарова (Гос. пр. СССР, 1951),
"Озеро счастья" Аннанурова (1950), "Чужая тень" Симонова (1951),
"Счастливая молодость" Пурлиева (1952), "Земной рай" Васильева (1953),
"Больные зубы" Каххара (1956) и др. Снимался в кино. Перевёл на туркм.
яз. пьесы Островского, Голь-дони и др. Л. АН.
С‚ЙЛЕР (Sayler), Оливер Мартин (р. 23. X.I 887) - амер. театр. критик
и театровед. В конце 1910-х гг. выступил со статьями, разоблачающими
коммерч. направленность амер. т-ра, противопоставляя ей прогрессивную
деятельность т. н. "малых т-ров". Свои взгляды на т-р С. изложил в книге
"Наш американский театр" (1923). С. пропагандировал достижения лучших
европ. т-ров, в частности МХАТа, к-рый он называл "лучшим т-ром мира". В
1918 посетил Сов. Союз. В своих работах высоко оценил достижения рус.
т-ра ("Русский театр", 1922, "Русские актёры в Америке", 1923, и др.).
Соч.: The Russian theatre under the revolution, Boston, 1923; The
Russian theatre, N. Y., 1922, 2 ed., L., [1923]; Our American theatre,
N. Y., [1923]; Max Reinhardt and his theatre, N. Y., 1924; Inside the
Moscow Art theatre, N. Y., 1925;
Revolt in the arts, N. Y., 1930. К. Г.
СЕЙТЛЙЕВ, Кара (р. 1915) - туркм. сов. поэт, драматург. Чл.
Коммунистич. партии с 1950. Лит. деятельность начал в 1938. Написал
пьесу "Д жахан". В соавторстве с Г. Мухтаровым - комедии "Серебряный
портсигар", "Ответственный секретарь", "Дочь садовника", драму "Сын
пастуха", либретто оперы "Айна" (муз. А. Шапошникова и Д. Овезова). Л.
АН.
СЕЙФЙ, Алекпер Сейфулла оглы (р. 19.III.1901) - азерб. сов. актёр
драмы. Нар.'арт. Азерб. ССР (1961). Учился в студии при т-ре Руставели.
Проф. сценич. деятельность начал в 1921 в Тбилисском азерб. т-ре драмы.
В 1929-32 - актёр бакинского тюркского Рабочего т-ра (с 1933 в
Кировабаде), был директором этого т-ра. В период культа личности был
незаконно репрессирован. В 1956 вернулся к театр. деятельности, вновь
стал директором Кировабадского т-ра.
Играл характерные роли: Карамали ("Гаджи Кара" Ахундова), Мешади
Орудж ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Шейх Кабир ("Шейх Санан" Джавида),
Добчинский ("Ревизор"), Патер, Гофмаршал ("Разбойники", "Коварство и
любовь") и др. Перевёл на азерб. яз. ряд пьес. /f /f
СЕЙФУ ДЛИН, Сакен (май 1894- 9. X.I 939) - казах. сов. писатель,
драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Первую пьесу "Путь к счастью"
написал в 1917. Автор пьесы "Красные соколы" (1920) - первой
революционной драмы в казахской советской лит-ре. Пьеса эта широко вошла
в репертуар т-ров Казахстана и самодеятельных коллективов В 1937 С. был
незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно. Наз. Ш.
СЕЙФУ ЛЛИНА, Лидия Николаевна [22. Ill (3.IV). 1889-25.IV.1954] -
рус. сов. писательница. В 1906 была учительницей, в 1909-14 выступала
как актриса в провинции. Лит. деятельность начала в 1921. В 1925
написала повесть "Виринея", к-рую затем инсценировала (совм. с В. Правд
ухиным). Пьеса, поев. жизни сибирского села в первые годы революции,
была пост. в т-ре им. Вахтангова в 1925 (реж. А. Д. Попов, Виринея -
Алексеева, Павел Суслов - Щукин). Это сценич. произв. о героях совр.
деревни вошло в историю сов. т-ра. Др. пьесы: "Чёрный яр" (1931, совм. с
В. Правдухиным), "Попутчики" (1932, Т-р б. Корш). Соч.: Виринея, М.,
1959. Лит.: Головашенко Ю. А., Героическое начало в советской драме, Л.,
1957. Я. Мор.
СЕКАР-РОЖАНСКИЙ (наст. фам. - Р о ж а н-ский), Антон Владиславович
[6(18).V.1863-28.1. 1952] - рус. артист оперы (лирико-драматич. тенор).
В 1891 окончил Петерб. консерваторию по классу С. И. Габеля. С того же
года выступал в оперных т-рах Ростова-на-Дону, Харькова, Тифлиса. В
марте 1896 С.-Р. успешно дебютировал в Мариинском т-ре, но оставил
Петербург и поступил в мае того же года в труппу Моск. частной рус.
оперы. В 1910-14 выступал в Сибири. С.-Р. обладал мощным голосом,
особенно хорошо звучавшим в среднем регистре. Недостатки исполнения
артиста (плохая дикция, неточности интонирования) искупались
благородной, эмоциональной игрой, пылкостью темперамента. С.-Р. заслужил
высокую оценку Римского-Корсакова как первый исполнитель партий в его
операх: Садко (о. п., 1898), Лыков ("Царская невеста", 1899); композитор
написал для С.-Р. вставную арию Гвидона в 3-м действии "Сказки о царе
Салтане" (1900).
Др. партии: Голицын ("Хованщина"), Самсон ("Самсон и Далила"
Сен-Санса), Рауль ("Гугеноты"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно),
Тангейзер.
В 1914-19 С.-Р. был проф. Моск. консерватории. В 1920 уехал в Польшу,
был проф. Варшавской консерватории.
Лит.: Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания
1890-1930 гг., Л., 1936; Р и м с к и й-Корсаков Н. А., Летопись моей
музыкальной жизни, М., 1955; Левик С. Ю., Записки оперного певца, М.,
1955, 2 изд., М., 1962. Б. Яг.
С‚КВИЛЛ (Sackville), Томас (1536-1608) - англ. поэт и драматург, гос.
деятель. С 1598 - лорд-хранитель печати. В лит. произведениях пытался
разрешить прлитич. проблемы. В 1563 совм. с юристом Т. Нортоном написал
первую англ. "правильную" трагедию "Горбодук". По своей форме и мрачному
трагизму "Горбодук" - подражание трагедиям Сенеки. В основе сюжета -
легендарная история об англ. королек Горбодуке, к-рый разделил царство
между детьми, что привело его к гибели, а страну - к разорению.
Показывая гибельные последствия феодальной раздробленности государства,
пьеса утверждала идею единой монархии, власти.
Лит.: Сторожен ко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; G h amber
s E. K., The Elisabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. А. Б.
СЕКЕЙ (Szekely), Михай (8.V. 1901- 22. III. 1963)- венг. артист оперы
(бас). Нар. арт. ВНР (1949). Пению обучался в Будапештской
консерватории. С 1923 - солист Будапештского оперного т-ра. С большим
успехом гастролировал вомн. европ. странах, в СССР (1951) и США. Дважды
лауреат пр. Кошута.
Партии: Тиборц ("Банк-бан" Эркеля), Зарастро, Лепо-релло ("Волшебная
флейта", "Дон Жуан"), Филипп ("Дон Карлос" Верди), Погнер, Герман
("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Борис, Досифей
("Борис Годунов", "Хованщина"), Кончак ("Князь Игорь") и др. С.известный
исполнитель партии Синей бороды в опере "Замок герцога Синей бороды"
Бартока.
Лит.: Albert I., Szekely Mihaly, "Muzsika", 1961, 5 sz.; B r e n e r
J., Szekely Mihaly 40 eves operai jube-leuma, там же, 1962, ј 3; S z e n
t h e g y i I., Bucsu Szekely Mihalytol, там же, 1963. ff, Дубр.
СЕКСТЕТ (нем. Sextett, от лат. sex - шесть) - 1) ансамбль из 6
музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2) Муз.
произв. для 6 инструментов либо вок. соч. для 6 певч. голосов.
Инструментальный С., как и квартет,- один из видов камерной музыки. Вок.
С. встречается гл. обр. в операх, где является одной из
муз.-драматургич. кульминаций действия (С. в "Дон Жуане" Моцарта, два С.
в опере "Галька" Монюшко). С. как разновидность танц. ансамбля
встречаются и в балетах (С. в "Спящей красавице"). Р. Л.
СЕЛИВАНОВ, Пётр Иванович [р. 11(24).VI.1905]-рус. сов. артист оперы
(лирич. баритон). Нар. арт. РСФСР (1951). В 1931 окончил Центр, техникум
театр. иск-ва (ныне - ГИТИС). Работал в Свердловском т-ре оперы и балета
и в Моск. муз. т-ре им. Немировича-Данченко. В 1932-59 - солист Большого
т-ра (дебютировал в партии Валентина - "Фауст"). Гастролировал во мн.
городах Сов. Союза и за рубежом (ГДР, Польша, Франция, Норвегия).
Обладает красивым и сильным голосом. Исполнение С. отличается чистотой
интонации и чёткостью дикции.
Партии: Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Шакловитый,
Цыган ("Хованщина", "Сорочинская ярмарка" Мусоргского), барон Клодт
("Броненосец ,, Потёмкин"" Чиш-ко), Евгений Листницкий ("Тихий Дон"),
Трубецкой ("Декабристы" Шапорина), Митрич ("Никита Вершинин"
Кабалевского), Ваня Яркин ("От всего сердца" Жуковского), Мурман
("Абесалом и Этери" 3. Палиашвили), Дон Жуан, Альмавива (о. п., "Свадьба
Фигаро" Моцарта), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Жермон ("Травиата"),
Биберах ("Банк-бан" Эркеля) и др. А. Ив.
СЕЛЬВЙНСКИИ, Илья Львович [р. 12(24).X. 1899] - рус. сов. поэт и
драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1923 окончил юридич. ф-т
Моск. ун-та. Печатается с 1915. В 1926-30 возглавлял лит. группу
конструктивистов, нек-рые принципы к-рой отразились на первом
драматургич. произв. поэта - трагедии "Командарм 2" (1929, Т-р им.
Мейерхольда). Драматич. конфликт этой пьесы был построен на столкновении
революционной целесообразности со стихийным героич. порывом масс,
приводящим к гибели мн. бойцов. В пьесе "Умка - белый медведь" (1935,
Моск. т-р Революции; Умка - Д. Н. Орлов) С. показывает пробуждение
человеческого достоинства в невежественных и забитых людях. В 1944-57 С.
создаёт цикл "Россия", куда входят трагедии: "Ливонская война" (1944),
"От Полтавы до Гангута" (1956, Воронежский т-р), "Большой Кирилл" (1957,
Т-р им. Вахтангова). Стремление к философскому осмыслению эпохи С.
воплощает в романтически припод-яятых стихотворных трагедиях.
Др. пьесы: "Пао-Пао" (1931), "Рыцарь Иоанн" (1937), "Орла на плече
носящий" (1940), "Генерал Брусилов" (1943, Ярославский т-р), "Читая
Фауста" (1947-52). С.- автор переводов: с казахского - "Енлик и Кебек"
Ауэзова, с венгерского - "С завязанными глазами" И. Фейер (1959, Моск.
т-р им. Ленинского комсомола), "Человек выше своей судьбы" (1962, Т-р
им. Луначарского, Петропавловск-на-Камчатке).
Соч.: Лирика и драмы, М., 1947; Трагедии, М., 1952;
О трагическом и трагедийном, "Звезда", Л., 1954, ј 3; Драматург и
театр. "Театр", М., 1958, ј 5; "Театр поэта", М., 1965.
Лит.: Кедрина 3., Исторические трагедии И. Сель-винского, в кн.:
Литературно-критические статьи, М., 1956;
Огнев В., Илья Сельвинский - автор трагедии, "Театр", 1960, ј 5; М а
л ю г и н Л., Сельвинский-драматург, "Рабочий и театр". Л., 1936; ј 2; О