<< Пред.           стр. 685 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 повести Б. Л. Горбатова Непокорённые". Пост. 2 нояб. 1947, Моск. муз.
 т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (дирижёр Самосуд, пост.
 Маркова и Златогорова, худ. Волков; Тарас - Канделаки,
 ЕфросиньяГольдина, Степан - Аникиенко и Юницкий, Назар - Пермяков и
 Ценин). Во 2-й ред. пост. 1950, Т-р оперы и балета' им. Кирова (дирижёр
 Хайкин, пост. Шлепянова, худ. Вир-саладзе, хорм. Кропивницкий;
 Тарас-Яшугин, Ефросинья- Мшанская, Степан - Шашков, Андрей - В.
 Ульянов,. Антонина - Кашеварова, Настя - Каляда, Назар - Мищенко, Семён
 - Луканин). 1951, Моск. муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко (дирижёр Самосуда режиссёры Баратов и Кемарская,
 худ. Волков; Тарас -, Канделаки, Ефросинья - Янко, Настя - Юдина, Павлик
 - Матвеев, Назар - Ценин, Степан - Юницкий, Андрей - Белугин). Пост. в
 др. городах Сов. Союза: Горький, Саратов," Куйбышев, Свердловск (1951),
 Рига, Казань, Ташкент, Харьков (1952), Душанбе (19S3). Пост. за рубежом:
 София (1952L Вроцлав (1954).
  Издания: "С. Т."- клавир, М., Муэфонд СССР, 1952,. М., Музгиз, 1955.
 , Я, Гр СЕМЯТОВА, Марьям Тохтахонновна [р. 9(22) .V. 1916] -уйгурская
 сов. артистка. Нар. арт. Казах. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
 1942. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го созыва. В 1937 занималась в
 студии при Уйгурском муз.-драм. т-ре в Алма-Ате. В 1935-64 работала в
 этом т-ре. Выступала в драм. пьесах, муз. драмах и в концертах (была
 солисткой уйгурского вок.-танц. ансамбля т-ра).
  Роли: Гульзара ("Анархан" Садырова и Асимова), Зухра ("Тахир и Зухра"
 Абдуллаева), Ширин ("Фархад и Ширин" Назыма Хикмета), Баян-Слу
 ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова), Мария Александровна Ульянова
 ("Семья" Попова) и др.
  Лит.: Канапин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана,
 Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. Фотоальбом, Алма-Ата. 1961. Б. E.
  СЕН-ДЕНЙ (Saint Denis), Рут (наст. фам.-Д ен н и с;
  Dennis) (р. 20.1.1878)- амер. танцовщица. В 1906 начала выступать с
 танцами народов Вост. Азии. Успешно гастролировала в Европе. В 1914
 совм. с Т. Шоуном основала "Школу пластики Дени-Шоун". Среди её
 учеников: Ч. Вейдман, известные танцовщицы-М. Грэхем, Д. Хэмфри и др. В
 отличие от А. Дункан, танцы к-рой основывались на пластике Др. Греции,
 С.-Д. воспроизводила в танцах ритмо-пластику народов Вост. Азии.
 Творчество С.-Д. оказало большое влияние на развитие в США
 ритмико-пластич. танца. С.-Д.- автор биографич. книги ("An unfinished
 life", 1939).
  Лит.: Сидоров А. А., Современный танец, M., 1922, разд.З.с.37-38; S
 haw n Т., Ruth Saint Denis, pioneer and prophet, S. Francisco, 1920;
 Brandenburg H., Der moderne Tanz. Munch., 1921. Ham. P.
  СЕНЕЗЙНО (Senesino; наст. имя - Франческо Бернард и; Bernardi)
 (1680-1750) - итал. артист оперы (альт). Один из знаменитых итал.
 кастратов-певцов 18 в. Пению обучался в Болонье. В 1719 выступил на
 сцене Придворного т-ра в Дрездене. Здесь его услышал Гендель и пригласил
 с собой в Лондон, где С. дебютировал в 1720. Пел в операх Генделя
 "Флори-дант" и "Муций Сцевола". В 1735 возвратился в Италию. Был первым
 исполнителем мужских гл. партий в операх Генделя: "Оттон", "Флавий"
 (1723), "Юлий Цезарь", "Тамерлан" (1724),"Роделинда" (1725),"Сципион",
 "Александр" (1726), "Адмет" (1727), "Кир", "Птоломей" (1728), "Аэпий"
 (1732), "Орландо" (1733). Св. Г.
  CEHEKA (Seneca), Луций Анней (4-65 н. э.) - др.-рим. философ и
 драматург. Учился в Риме философии, риторике, судебному красноречию. За
 приверженность республ. идеям и участие в аристократич. оппозиции был
 сослан имп. Клавдием на о. Корсику. С приходом к власти Нерона (49)
 вернулся в Рим, стал претором и воспитателем молодого императора. Нерон
 назначал С. на высокие должности, но впоследствии отстранил его,
 заподозрив в причастности к заговору. По приказанию императора С. вскрыл
 себе вены.
  С. принадлежат трагедии: "Агамемнон", "Геракл Этейский", "Геракл
 безумный", "Медея", "Федра", "Эдип, "Фиест", "Троянки", "Финикиянки";
 трагедия "Октавия", вероятно, написана неизвестным современником и
 подражателем С. Это единств, сохранившийся образец претексты. Трагедии
 С. созданы по мотивам и на материале др.-греч. трагедий. В них также
 соблюдаются единства места, времени, действия, участвует хор. По своим
 филос. убеждениям С. принадлежал к стоической школе; проповедь аскетич.
 морали п идей монотеизма, составляющие гл. содержание его трактатов и
 писем, проникла и в драматургию. Особенность трагедий С.- углублённый
 психологизм, склонность к патологии. В морально-дидактич. целях С.
 изображает гибельную силу страстей, побеждающих разум, ("Федра",
 "Медея"), могущество рока ("Эдип"), иллюзорность счастья ("Фиест"),
 необходимость освобождения и очищения души. Такая трактовка традиц. тем
 чаото требует перемещения центр, образов; так, в отличие от Еврипида
 ("Ипполит"), С. сосредоточивает внимание на переживаниях Федры в о. п.,
 на изображении ненависти в "М'едее". Преувеличенно и односторонне
 изображаются положит. герои - Геракл, стоически переносящий боль
 ("Геракл Этейский"), Поликсена в момент казни ("Троянки"). Речь
 персонажей насыщена афоризмами и сентенциями, часто содержит политич.
 намёки, положения стоицизма. Отдельные сцены трагедий С. не приемлемы
 для постановки.
  Трагедии С. были первыми известными в Европе образцами античной
 драмы, поэтому они оказали значит, влияние на развитие европ.
 драматургии. Наиболее заметно это влияние в творчестве Т. К ид а, в
 нек-рых произв. Шекспира ("Тит Андроник", "Макбет") и Б. Джонсона.
 Изысканность формы трагедий С., обилие сентенций, патетика привлекли
 внимание драматургов эпохи классицизма-П. Корнеля, Ж. Расина и др. С.
 высоко ценил Г. Э. Лессинг.
  Соч.: Tragedies. Teste etabli et trad. par L. Heermann, t. l-2, P.,
 1924-26; в рус. пер.- Трагедии, М.-Л., 1933 (вступ. ст. Н. Ф. Дератани).
  Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; История
 римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М.-Л.,
 1962. Лид. Ф.
  CEHKAP (Szenkar), Эуген (р. 9.IV.1891) - дирижёр. По национальности
 венгр. Сын органиста и композитора Фердинанда С. Учился музыке у своего
 отца, а затем в Муз. академии в Будапеште. С 1911 - концертмейстер
 Будапештской оперы, дирижёр т-ров Праги, Будапешта, Зальцбурга,
 Франкфурта-на-Майне и др. городов. С 1923-"генеральмузикдиректор" Нар.
 оперы в Берлине, с 1924 - оперного т-ра в Кёльне. В 1934-37, эмигрировав
 из Германии, жил в СССР, был художеств. руководителем Моск. филармонии.
 В 1939-49 дирижировал Бразильским симф. оркестром и пост. Муниципального
 т-ра Рио-де-Жанейро. С 1950 выступает в ФРГ - в театрах Мангейма
 (1950-52), Дюссельдорфа (1952-56), в "Нем. опере на Рейне" (Дуйсбург и
 Дюссельдорф; с 1959). , Ал. М.
  CEH-JIEOH (Saint-Leon; наст. имя и фам.- Шарль Виктор Артюр Мишель;
 Michel) (17.IX.1821-2.IX. 1870) - франц. артист балета и балетмейстер,
 скрипач, композитор и либреттист. Сын танцовщика А. Мишеля. Учился
 танцам у А. Декомба. 17 лет дебютировал в Брюсселе, затем гастролировал
 в Германии, Италии, Англии. В 1847 дебютировал в Париже как танцовщик и
 балетмейстер. С.-Л. был технически сильным танцовщиком-виртуозом,
 блестяще исполнял классич. и характерные партии. Танец С.-Л. отличался
 элегантностью и тонким вкусом, пластической орнаментикой, но был лишён
 глубокого содержания. С.-Л. был также скрипачом-виртуозом (в балете
 "Скрипка дьявола" Пуни танцевал, одновременно играя на скрипке),
 выступал с сольными концертами, писал музыку и сочинял балетные
 сценарии. Универсальность дарования и огромная энергия выдвинули С.-Л. в
 число ведущих деятелей балетного иск-ва в период, когда в зап.-европ.
 балете наметились признаки упадка. Стремясь завоевать популярность у
 зрителей, С.-Л. ставил эффектные спектакли, уделял большое внимание
 танц. технике. Используя фольклор, он обращался к стилизации, проявлял
 внимание к жанровым эпизодам, юмор его был основан на комедпйности
 ситуации, а не характеров. С.-Л. был мастером сольных форм, но ему
 недоставало поэтич. фантазии в пост. танцев кордебалета. В 1859-69 С.-Л.
 работал в России (дебютировал в Петербурге балетом "Жовита, или
 Мексиканские разбойники" Лабарра), периодически уезжая в Париж и др.
 города Зап. Европы. В России С.-Л. ориентировался на реакц. круги рус.
 общества. Особенно чётко это проявилось в одной из наиболее известных
 пост. С.-Л. "Конёк-Горбунок" Пуни (1864, Петербург), отказавшись от
 сатирич. мотива сказки П. П. Ершова, балетмейстер в последнем акте
 показал единение России под эгидой самодержавия. Ещё большему искажению
 подвергся балет "Золотая рыбка" Минкуса (по Пушкину, 1867, Петербург),
 не имевший почти ничего общего с первоисточником. Передовые деятели рус.
 культуры, в т. ч. M. E. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, В. С. Курочкин,
 беспощадно разоблачали приспособленчество и реакционность деятельности
 С.-Л. и его последователей.
  В России С.-Л. пост. также балеты: "Сальтарелло, или Страсть к
 танцам" (соч. С.-Л., 1859), "Грациелла" Пуни (1859), "Пакеретта" Бенуа и
 Пуни (1860), "Се-вильская жемчужина" Пинта и Пуни (1861), "Маркитантка"
 Бенуа и Пуни (1861), "Фиаметта" Минкуса (1864) и др. В 1869 дирекция
 имп. т-ров не возобновила контракт с С.-Л. Он вернулся в Париж, где в
 1870 пост. свой лучший балет - "Коппелию".
  Соч.: La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire prompte-ment la
 danse..., P., 1852.
  Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, Л., 1937, с. 133-167; Красовская
 В., Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963; G u e s
 t I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2, L., 1953-55.
  CEH-CAHC (Saint-Saens), Камиль (9.X.1835, Париж, - 16.XII.1921,
 Алжир) - франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. писатель и
 обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа и Ф.
 Галеви. Выступал во мн. странах как пианист и дирижёр (в России впервые
 в 1874). Один из основателей Нац. муз. об-ва (1871). Творчество С.-С.
 способствовало обновлению и подъёму музыкальной жизни Франции в
 1870-80-х гг., исторически подготавливая деятельность целого поколения
 франц. музыкантов (Г. Форе, П. Дюка, Э. Шабрие и др.). Лучшие произв.
 С.-С. отличаются яркой выразительностью мелодий, гармо-нич. изяществом и
 красочностью оркестровки. С.-С. многое заимствовал из совр. ему нем.
 музыки, творчество его не свободно от эклектики. Написал оперы "Жёлтая
 принцесса" (1872, т-р "Опера комик", Париж), "Серебряный колокольчик"
 (1877, "Т-р лирик", Париж; 2-я ред., 1914, т-р "Де ла Монне", Брюссель),
 "Самсон и Далила" (1877, Веймар), "Этьенн Марсель" о вожде восстания
 парижских ремесленников в 14 в. (1879, "Гран-театр", Лион),
 "Прозерпина"(1887, т-р "Опера комик"), "Фрпна" (1893, там же), "Асканий"
 (1890), "Генрих VIII" по Каль-дерону (1893), "Варвары" (1901, все - т-р
 "Гранд-Опера"), "Елена", поев. певице Н. Мелба (1904), "Предок" (1906,
 обе Монте-Карло). Наиболее известные оперы С.-С. - "Самсон и Далила" и
 "Этьенн Марсель" до сих пор сохраняются в репертуаре оперных т-ров.
  С.-С. принадлежат также: балет "Жавотта" (1896, "Гран-театр"), музыка
 к пьесам Софокла ("Антигона", 1893, т-р "Комеди Франсез"), Расина
 ("Андромаха", 1903,Т-р Сары Бер-нар, Париж) и совр. драматургов,
 симфонии, концерты, сюиты (в т. ч. "Карнавал животных", в к-рую входит
 муз. пьеса "Лебедь", получившая известность в хореографич. гост. М. М.
 Фокина "Умирающий лебедь") и др., хоровые и камерно-инструмент. соч.
 С.-С. завершил (совм. с П. Дюка) оперу Э. Гиро "Фред егонда" (1895, т-р
 "Гранд-Опера"), реконструировал музыку Люлли к "Сицилийцу" Мольера
 (1892, т-р "Комеди Франсез") и др. произв., издавал соч. Рамо. С.-С. -
 автор муз.-критич. и теоретич. работ, неск. пьес и др.
  Лит. соч.: Portraits et souvenirs, P., 1900.
  Лит.: Французская музыка 2-й половины XIX в. Сб. переводных работ,
 вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Р о л л а н Р., Музыканты
 наших дней, пер. с франц., М., 1938; Кремлев Ю., К. Сен-Санс и его
 эстетика, "Сов музыка", 1955, ј 6; D a n d e 1 о t A., La vie et
 l'oeuvre do Saint-Saens, P., 1930; Chantavoine J., C. Saint-Saens p1947.
 АЛ.М\
  СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ.
 иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего
 Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия
 и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре
 внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления
 общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав.
 В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех
 крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр.
 394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С.
  С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр.
 иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "слёзной комедии,
 мещанской драмы.
  Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма
 ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского
 реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты
 создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки
 драматургии показом частной жизни человека, разработкой
 семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением
 максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах
 изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется
 прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки не
 только конкретизируют место действия, но и подчёркивают эмоциональное
 состояние героев. Вместо условных неизменных классицистских декораций
 (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии)
 появляются сельские виды, уединённые хижины, детали обстановки,
 окружающей "простолюдина".
  Обществ, содержание С. неоднородно. Наряду с демократич. иск-вом,
 направленным против существующей действительности, утверждающим нового
 героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция к
 идеализации, примирению социальных противоречий.
  С. возник в Англии, уже пережившей в 17 в. бурж. революцию, в
 творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга - автора программного
 трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Своё название направление
 получило от романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768). В
 драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский купец", 1731,
 "Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок", 1753), Р. Камберленда
 ("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался в условиях кризиса
 Просвещения, в нём преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к
 замкнутому внутр. миру человека.
  Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей на пороге
 бурж. революции конца 18 в. Элементы С. проявились уже в "слёзных
 комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо - родоначальник
 "руссоизма", выразитель наиболее радикальных устремлений третьего
 сословия. Театрально-эстетич. взгляды Руссо неотделимы от его
 враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу
 о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему франц. т-ра,
 условностей и фальши чуждого народу классицизма, к-рому он
 противопоставляет массовые нар. празднества, вскоре осуществлённые
 якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во многом дополнена Л.
 С.Мерсье, создавшим на совр. и историч. материале яркие образцы
 социальной драмы, проникнутой чувствительностью ("Дезертир", 1771,
 "Неимущий", "Жан Аннюйе", обе в 1772, "Портрет Филиппа II, короля
 Испании", 1885). Трактат Мерсье "О театре, или Новый опыт о
 драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и т-ра
 классицизма, призывающий следовать Шекспиру, утверждающий демократич.,
 эмоционально насыщенное иск-во, стал манифестом мн. деятелей т-ра,
 оказал большое влияние на т-р 2-й пол. 18 в. Элементы С. заметны в
 драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет.
  В отсталой феодальной Германии С. был проникнут протестом против
 сословных оков. Незрелость бюргерства обусловила неопределённость
 положительных идеалов нем. сентименталистов, трагич. разрешение
 Конфликта между могучей, рвущейся к свободе личностью и убогой
 действительностью. Тенденции С. прозвучали- в теоретич. сочинениях
 представителей т. и. "швейцарской школы" - И. Я. Бодмера, И.
 Брейтингера, а также Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гер-дера ("О немецком
 характере и искусстве", 1773). Особенно ярко нем. С. проявился в
 деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера ("Близнецы",
 1776, "Буря и натиск", 1777), Я. Ленца ("Солдаты", 1776, "Гувернёр",
 1778) и др., создавших многочисл. мещанские драмы, проникнутые
 антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца
 "Замечания о театре" (1774), написанный под влиянием трактата Мерсье.
 Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Гёте и Ф. Шиллера.
  Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности
 классицизма дали возможность актёрам 2-й пол. 18 в. углублённо
 раскрывать внутр. мир героев, вносить динамику в развитие образа,
 передавать интонации живой взволнованной речи. Всё это способствовало
 утверждению реали-стич. тенденций и в разл. степени проявилось в
 деятельности выдающихся актёров этого времени. Д. Гар-рик возродил на
 англ. сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его
 драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии "Бури и натиска" и
 Шекспиру, осуществил репертуарную реформу нем. т-ра.
 Проникновенно-чувствительные образы создал И. Ф. Брокман. Влияние С.
 испытало даже иск-во франц. актёров, тесно связанное с поэтикой
 классицизма.
  В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с
 ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской драматургии
 получили выражение антикрепостнич. мотивы, тема обличения городской
 цивилизации, любовное изображение сельской жизни, противопоставление
 богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина
 ("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский
 набор", 1803), В. М. Фёдорова ("Лиза, или Следствие гордости и
 обольщения", 1803), Ф. Ф. Иванова ("Награждённая добродетель, или
 Женщина, каких мало", С. Н. Глинки ("Наталья, боярская дочь", 1806).
 Влияние С. в рус. актёрском иск-ве сказалось на творчестве А. Д.
 Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
  Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн.
 собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958;
  Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
 живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его кн.: Искусство и
 литература, М., 1948;
  История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.- Л., 1945, ч. V,
 отд. II, гл. V; История французской литературы, т. 1, М., 1946, отд.
 III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл.
 2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С.
 С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939; Хрестоматия по
 истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т.
 2, 2 изд., М., 1955; Мокульский C.C., Французская драматургия эпохи
 Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, М., 1957;
 Бомарше, Очерк о серьёзном драматическом театре, Избр. произв., пер. с
 франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем., М.- Л., 1959;
 История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
 2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического
 театра, М.- Л., 1948, гл. XII;
  Mercier L. S., Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique,
 Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л.
 Лев.
  СЕНТПЕТЕРИ (Szentpeteri), Жигмонд (31.VII. 1798-13.XII.1858) - венг.
 актёр. Сын священника-кальвиниста. В юности ушёл из семьи и стал актёром

<< Пред.           стр. 685 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу