<< Пред. стр. 692 (из 913) След. >>
Игра его была эмоционально приподнятой, насыщенной внутр. силой,отличалась высокой интеллектуальностью. С подлинным сарказмом играл он
Мозгля-кова ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1929). В 1930 С. создал
значительный образ Яго, сыграв его как человека острого ума, напряжённой
воли и страсти.
Среди др. ролей С. во МХАТе: Тальберг ("Дни Турбиных" Булгакова),
Иервен ("У врат царства" Гамсуна), Пьер ("Сестры Жерар" Деннери и
Кормона), Актёр ("На дне");Тибул ("Три толстяка" Ю. Олеши). г
СИНЙЦЫН, Константин Александрович [р. 13 (26).III.1912] - рус. сов.
актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1934 окончил театр. студию при Драм.
т-р им. М. Горького, работал затем в т-рах Камышина, Ташкента, в
Волгоградском ТЮЗе, с 1943 - в Волгоградском т-ре им. Горького.
Актёр яркого темперамента, С. играет преим. роли сильных,
мужественных людей: Черкун ("Варвары"), Забелин ("Кремлёвские куранты"),
Карл Моор; Иван Грозный ("Великий государь" Соловьёва), Астров, Сатин;
Максимов ("За тех, кто в море!" Лавренёва). Платон Кречет; Вагин
("Большой шаг" Шейнина), Маяковский ("Грозное оружие" Липовского),
Мастаков ("Старик" Горького), Рихард Зорге (о. п. Маклярского и
Раппопорта). В 1951 за исполнение роли парторга Аркадьева в пьесе
Чепурина "Совесть" С. присуждена Гос. пр. СССР. М. Т.
СИНКАБУКИ (япон., букв. -новый кабуки) -название новых пьес в
репертуаре т-ра Кабуки. Появились в 1890-х гг. Авторы их стремились
сблизить традиционный классич. т-р Кабуки с современностью. С. связаны с
движением за обновление япон. т-ра, возникшим в конце 19 в. Первая пьеса
С. - историч. драма Цубоу-ти Сёё "Кири хитоха" (соч. 1894). Среди др. С.
историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо ("Сюдзэндзи монога-тари",
"Торибэяма синдзю" и др.), Маяма Сэйка и др. Выдающимися исполнителями
пьес С. были Итикавл Садандзи II, Оноэ Кикугоро VI, Морита Канъя XIII,
Итикава Энноскэ II и др.
Лит. на япон. яз.: Кабуки кёгэн хякка, т. 5, Токио, 1960; "Гэйно
дзитэн", Токио, 1961. JJ. Г.
"СИНК‚ГЭКИДАШ - прогрессивный япон. т-р направления сингэки.
Организован в 1934 в Токио одним из руководителей движения за
пролетарский т-р Мураяма Томоёси. Труппа ставила япон. и переводные
пьесы, была популярна среди передовой интеллигенции. Деятельность "С."
имела большое значение в утверждении направления сингэки. В 1940 в связи
с милитаризацией Японии по распоряжению властей труппа была распущена и
мн. актёры арестованы. Среди лучших спектаклей "С.": "Перед рассветом"
Симад-заки Тосона (1934), "Вулканическое плато" Кубо Сакаэ (1938),
"Гроза"; "Фауст" Гёте. В 1946 т-р "С.", возглавлявшийся Мураяма Томоёси,
возобновил свою деятельность. Т-р ориентируется на рабочего зрителя,
стремится ставить спектакли жанра нар. драмы, во многом следует
принципам реализма. Здесь были пост. спектакли: "Под каштанами Праги"
Симонова (1946), "Враги", "Мать" по Горькому; "Вишнёвый сад"; "Улица без
солнца" Токунага Сунао (1947), "Мёртвое море" Мураяма Томоёси (1952) и
др. В 1959 труппа "С." объединилась с труппой "Тюгэй" и стала называться
"Токе гэйдзюцудза".
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960.
Л. Г.
СИНОДИНУ (2uvooivou), Анна (р. 21.XI.1927) - греч. актриса. В 1949
окончила театр. школу афинского Нац. т-ра. В 1950 дебютировала в Т-ре М.
Ко-топули. В 1954 в труппе Хадзискоса исполнила роль Джульетты ("Ромео и
Джульетта" Шекспира). В 1955-64 постоянно работала в Нац. т-ре. В 1965
возглавила труппу т-ра "Ли-кавиттос". Роли: Эст-релья ("Звезда Севильи"
Лопе де Вега), Дездемона; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира),
Три-севгени (о. п. Пала-маса). Обладает сце-нич. обаянием, гибким
голосом, выразительной пластикой жеста. Создала значит. образы в антич.
трагедии: Поликсена ("Гекуба"), Ифигения ("Ифигения в Авлиде" и
"Ифигения в Тавриде" Еврипида), Антигона, Электра (о. п. Софокла),
Елена, Андромаха, Алкестида (о. п. Еврипида) и др. В 1955 и 1959
получила премии им. М. Котопули. С 1954 снимается в кино. Д. С.
СИНТОИСТСКИЕ МИСТЕРИИ - см. Кагура. СИН ЧЭ Х‚ (6.П.1812-6.II.1884) -
корейский композитор. Придворный музыкант короля Кочжона. Упорядочил,
творчески развил и теоретически обосновал правила исполнения нар. муз.
драмы чхангык, осуществил муз. драматизацию классич. корейских повестей:
"Песнь о Чхун Хян", "Песнь о Сим Чхон", "Песнь о Хын Бу", "Песнь о
Красной скале", "Песнь о зайце" и др. Автор муз.-драм. произв.:
"Ненавистные иноземные варвары", "Песнь о цветке сливы и персика". В
"Песне о квандэ" сформулировал основные эсте-тич. требования к
исполнителям чхангык: умение петь и играть на муз. инструментах, лит.
талант в сочетании с мастерством рассказчика и т. д. Реформаторская
деятельность композитора положила начало профессиональной нац. опере в
Корее.
Лит. на кор. яз.: Х а н Х ё, Чосон ёнгыкса кэё (Очерк истории
корейского театра), Пхеньян, 1956; Ким Ч э Ч х о л ь, Чосон ёнгыкса
(История корейского театра), Сеул, 1933. Г. Ли.
СИНЬГЭЦЗЮЙ (букв. - новая опера) - жанр кит. муз. т-ра. Вначале так
называлась европ. опера, появившаяся на кит. сцене после Движения 4 мая
1919. С развитием этого раздела репертуара в оперы стали включать
обработки кит. нар. песен, заимствования из традиц. музыки т-ров банцзы,
кунъцюй и др. Среди ранних образцов С. - "Буря над Янцзы" Не Эра,
детские оперы Ли Цзинь-хуэя ("Совсем маленький художник" и др.). Часто в
С. перерабатывались классич. пьесы кит. т-ра (напр., "Западный флигель")
или европейские романы ("Любовь на море" по роману "Исландские рыбаки"
французского писателя П. Лоти).
После образования КНР (1949) жанр С. получил дальнейшее развитие
прежде всего в деятельности Экспериментального оперного т-ра в Пекине.
Новые произв. в жанре С. о кит. революции, о жизни кит. народа обычно
создаются коллективно: "Седая девушка" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу, Цюй Вэя,
Хуан Чжи, либр. Хэ Цзин-чжи и Дин И), "Великий поход" (композиторы Ли
Бо-чжао и др.), "Песня степей" (Жэнь Пина, композиторы Ло Цзун-сянь, Чжо
Мин-ли и Цзинь Чжэн-пин), "Женитьба маленького Эр хэя" по рассказу Чжао
Шу-ли (авторы - студенты оперного отделения Центр, театр. ин-та под рук.
Ма Кэ) и др. См. также Гэцзюй.
Лит.: Гайда И., Театр китайского народа, М., 1959; её же, Театральное
искусство КНР, "Вестник истории мировой культуры", 1958, .ј 6, с.
114-122; Театр за рубежом. Сб., [вып.] 1, М.-Л., 1958; Синь гэцзюй
вэньти таолунь цзи (Дискуссия по проблемам новой оперы), Пекин, 1958 (на
кит. яз.). Ал. Ж.
СИНЯВСКИЕ (сестры) - русские актрисы конца 18 - нач. 19 вв. 1) Мария
Степановна (по мужу-Сахарова; 1762-1829). В 1780- 1801 работала в
Петровском т-ре (Т-р Медокса). Крупнейшая трагедийная актриса, С.
обладала величественной фигурой, красивым лицом, мягким и звучным
голосом. По свидетельству современников, "декламация и игра Синявской
всегда были оживлены глубоким чувством", особенно удавались ей роли, где
"... господствовали страсти сильные и возвышенные" (Арапов П.
Н.иРаппольт А., Драматический альбом, М., 1850, с. XL VI). Лучшая роль
в. классицистском репертуаре - Дидона (о. п. Княжнина). Актриса,
обладавшая большой эмоциональностью, С. была одной из выдающихся
исполнительниц ролей в мещанской драме: Эмилия Галотти и графиня Орсино
("Эмилия Галотти" Лессинга) и др. В 1801 (вместе с мужем) перешла на
петерб. сцену. До 1807 играла гл. роли в трагедиях. Затем перешла на
роли благородных матерей и наперсниц. Занималась педаго-гич. работой.
Была режиссёром и педагогом крепостной труппы Н. П. Шереметева.
Др. роли: Зоа (о. п. Мерсье, 1786), Вителлин ("Титово милосердие"
Княжнина, 1786), Химена ("Сид", переделка о. п. Корнеля, 1791), Эйлалия
("Эйлалия и Мейнау" Циглера, 1794) и др.
2) Ульяна Степановна (гг. рожд. и смерти неизв.). Работала в
Петровском т-ре. Исполняла роли молодых героинь в трагедиях и драмах. Н.
М. Карамзин отмечал трепетность и проникновенность её игры. Лучшая роль
- Эмилия Галотти (о. п. Лессинга). Выступала в комедиях Я. Б. Княжнина и
др.
Др. роли: г-жа Деломер ("Уксусник" Мерсье, 1785), Соре-на ("Сорена и
Замир" Никол ева, 1785), Сервилия ("Титово милосердие" Княжнина, 1786),
Роза ("Бедность и благородство души" Коцебу, 1799) и др.
3) Александра Степановна (гг. рожд. и смерти неизв.). Играла в
Петровском т-ре. Характерная актриса, С. с большим юмором исполняла
разнообразные роли пожилых женщин в комедиях (аристократок, крестьянок,
помещиц и др.). Пользовалась симпатией публики (особенно
демократической).
Роли: Марцелина ("Фигарова женитьба" Бомарше, 1787), Чванкина
("Хвастун" Княжнина, 1786), г-жа фон Шмерлинг ("Только шесть блюд"
Гросмана) и др.
Лит.: Арапов П. Н., Раппольт А., Драматический альбом, М., 1850, с.
XLVI-XLVII; Кони Ф., Воспоминание о Московском театре при М. Е. Медоксе,
"Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч.1, с. 89-102; П ы
л я е в М. И., Старая Москва, СПБ. 1891, с. 128-37; ЛапкинаГ.А., Рус.
мысль конца XVIII-начала XIX в. об актёрском искусстве, "Уч. зап" Гос.
н.-и. ин-та театра и музыки", 1958,т. 1. Сектор театра, с. 221. Ю. Гл.
СИНЯЕВА, Эшреф (1892-1925) - татарская актриса. Одна из
основоположнип татарского т-ра. В 1912-16 училась в театр. школе А. Н.
Петровского в Петербурге. В 1917 поступила в передвижную театр. труппу
"Сайяр". Играла роли героинь.
Роли: Галябану (о. п. Файзи), .Елена ("Мещане"), Аня ("Вишнёвый
сад"); Оля ("Последний привет" Тинчурипа), Луиза ("Коварство и любовь")
и др. X. Г.
"СИНЯЯ БЛУЗА" - жанр эстрадно-театральных представлений.
Первоначально возник как инсценированная (живая) газета. Первый
коллектив "С. б." был создан . в 1923 в Моск. ин-те журналистики по
инициативе и под рук. Б. С. Южанина. С 1924 "С. б." перешла в ведение
МГСПС. Вскоре возникли ещё 15 таких групп. Коллективы "С. б." выступали
в красных уголках, клубах, домах культуры, на заводах во время обеденных
перерывов и т. д. Их программы отражали политич. жизнь, в них включались
материалы, построенные на местных темах (производственных и бытовых).
Программы "С. б." состояли из вступит, и заключит, парадов, ораторий,
лит.-художеств. монта-жей, обозрений, фельетонов, сценок, интермедий,
частушек, хоровых и танц. номеров. В выступлениях "С. б." сочетались
героика, патетика, сатира и юмор. Использовались формы коллективной
декламации, физкультурные номера. Внешнее оформление отличалось
предельным лаконизмом; актёры выступали в униформах (раб. костюмы -
синие блузы - отсюда назв. жанра). Программа шла без перерыва, в чётком
ритме и быстром темпе. Группы "С. б." давали представления по всему
Союзу, способствуя возникновению на местах аналогичных проф. и самодеят.
коллективов "С. б." ("Смычка" - Москва, "Стройка" - Ленинград, "Гайка" -
Баку, "Винтик" - Тбилиси, "У станка" - Харьков и лр.). "С. б."
гастролировала в рабочих клубах Германии, Польши, Скандинавии, Китая и
оказала влияние на рабочий революц. т-р за рубежом (особенно на нем.
т-р). Но схематизм, дидактика, присущие выступлениям "С. б.", и рост
куль-турно-политич. уровня рабочего зрителя, предъявлявшего к иск-ву
новые требования, привели к снижению популярности "С. б.". Назрела
необходимость её перестройки, усиления художеств. качества программ.
Отказавшись от приёмов театрализованной агитэст-рады и не приобретя
мастерства, "С. б." распалась в нач. 30-х гг.
Однако "С. б." оказала большое влияние на художеств. самодеятельность
и сов. эстраду. В 1926, к 9-й годовщине Окт. революции, коллективы "С.
б." ставили революц. гротеск В. В. Маяковского (совм. с О. М. Бриком)
"Радио-октябрь", к-рый в частично изменённом виде был напечатан под
назв. "Радио-май" в журн. "Синяя блуза" (1927, ј 5-6). В "С. б."
принимали участие молодые писатели, поэты, драматурги -H.A. Адуев, А. М.
Арго, В. Е. Ардов, В. М. Гусев, В. И. Лебедев-Кумач, В. Я. Типот;
актёры, режиссёры-М. Н. Гаркави, Е. П. Дарский, K.M. Коренева, Л. Б.
Миров, Б. М. Тенин, Н. М. Форег-гер, Б. А. Шахет; композиторы - М. И.
Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю.С.Милютин, Д.Я.Покрасс; деятели кино
- А. В. Мачерет, С. И. Юткевич; художники - Б. Р. Эрдман и мн. др.
Лит.: "Синяя блуза", 1924-28; "Советская эстрада и цирк", 1964, ј 5,
с. 9-11; Hoffmann L.,Hoffma n n-0 s t w a 1 d D., Deutsches
Arbeitertheater 1918-1933. Eine Dokumentation, B., 1961, S. 210-27. А.
Шн.
"СИНЯЯ БЛУЗА" - печатное издание МГСПС. Выходило в Москве в 1924-28;
подзаголовки и периодичность издания неоднократно менялись. Издание
предназначалось для "живой газеты" и коллективов "Синей блузы" на местах
и содержало тексты программ моск. групп "Синей блузы", а также др.
репертуарные материалы разл. жанров, методические указания,
режиссёрско-постановочные комментарии, иллюстрац. приложения. Подробный
список репертуара печатавшегося в "С. б.", помещён в ј 33 за 1926 и ј 1
3aU)27. " 7 А. Шн. 1 СЙПАРИС, Римантас Иозо (р.12.XI.1927) - литов. сов.
артист оперы (бас). Нар. арт. Лит. ССР (1964). В 1944-46 учился в драм.
студии в Вильнюсе. В 1948 окончил Вильнюсскую консерваторию, с этого же
года - солист Т-ра оперы и балета Лит. ССР. Лучшая партия - Борис
Годунов (Гос. пр. СССР, 1951).
Партии: Бумелис ("Марите" Рачюнаса), Гофманас, Пер-кунас ("Дочь",
"Вайва" Кловы), Тизенгаузас ("Даля" Дварио-наса), король Треф ("Любовь к
трём апельсинам" Прокофьева), Сальери ("Моцарт и Сальери"
Римского-Корса-кова), Гремин ("Евгений Онегин"), король Ренз
("Иоланта"),
Мельник, Галицкий; Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Мефистофель
("Фауст"), Нилаканта ("Лакме") и др.
Лит.: M a z е i k а V., Rimantas Siparis, LTSR teatro draugija,
Vilnius, 1964 (в печати). А. Руз.
СЙПАРИС, Юозас Винцо (р. 26.II.1894) - литов. сов. актёр. Нар. арт.
СССР (1954). Деп. Верх. Сов. СССР 3-го созыва. Сценич. деятельность
начал в 1920 в Каунасском сатирич. т-ре "Вилколакис". В 1923 дебютировал
в Нац. т-ре в роли Шарунаса (о. п. Креве-Миц-кявичюса). В 1926-40
работала Каунасском гос. т-ре. Среди лучших ролей этого периода:
Вышневский ("Доходное место"), Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера),
Земляника ("Ревизор"), Шути сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), Симон
("Гибель "Надежды"" Хейерманса) и др. С 1940- актёр Т-ра драмы Лит. ССР
(Вильнюс). С. - первый на лит. сцене создал образ Ленина в спектаклях
"Кремлёвские куранты" Погодина (1947) и "Незабываемый 1919-й"
Вишневского (1951; Гос. пр. СССР, 1952).
Роли: Харитонов ("Русские люди"), Урнежюс ("Новая борозда"
Даугуветиса), Вингис ("Невестка" по Жемайте). Шипучий ("Юбилей" Чехова),
Левшин ("Враги"), Павлин ("Егор Булычов и другие"), Восмибратов ("Лес"),
Миллер ("Коварство и любовь"), Кведарас ("Яблони зацветут" Хли" вицкаса
и Густайтиса), Кнуров ("Бесприданница"), Рома-нюк ("Калиновая роща"
Корнейчука), Дубровин ("Огненный мост" Ромашова), Герикас ("Доля
предрассветная" Сруоги) и др.
С. снимался в первых литов. кинофильмах "Марите" и "Рассвет над
Неманом". С 1945 ведёт педагогич. работу в драм. студии т-ра, с 1953 -
на театр. ф-те консерватории.
Лит.: Gricius A., Kleinas A., J. Siparis, Vilnius, 1954. Ал. Д.
"СИРАНб ДЕ БЕРЖЕРАК" ("Cyrano de Berjerac")- героическая комедия в 5
д. в стихах Э. Ростана. Соч.
1897. Пост. 28 дек. 1897 в т-ре Порт-Сен-Мартен (Сирано- Б. К. Коклен
старший). В дальнейшем широко ставилась во мн. т-рах мира; среди пост. в
40-50-х. гг. 20 в.: "Комеди Франсез" (iG, Сирано - Андре Брюно), "Олд
Вик", Лондон (1946, Сирано - Р. Ричардсон), Т-р Сары Бернар, Париж
(1956, Сирано - П. Дюкс). Первая пост. "С. де Б." в России -петерб. Т-р
лит.-художеств. об-ва (т- p Суворина,
1898. бенефис Яворской, пер. Щепкиной-Куперник; Сирано- Тинский,
Роксана - Яворская). Др. т-ры (в том же переводе): Харьковский т-р
(1898, Сирано - М. Петипа), Т-р Корша (1900, реж. Синельников;
Сирано"-А. Соколовский), Михайловский т-р в Петербурге (франц. труппа,
1900), моск. Камерный т-р (1915, реж. Таиров, худ. Симов; Сирано -
Петипа) и др. На сов. сцене "С. де Б." ставили: Петрогр. драм. т-р
(1920), Т-р б. Корш (1920, Сирано - Радин), Т-р им. Грибоедова (1936,
реж. Ридаль, худ. Вяч. Иванов;
Сирано - Смиранин), Воронежский т-р (1938, реж. Варшавский, худ.
Данилов; Сирано - Поляков), Архангельский Большой т-р (1939, реж.
Простов), Брянский т-р (1940, 1961), Куйбышевский т-р (1940, реж.
Ридаль; Сирано - Шс-буев, Бурэ, Роксана -Чекма-сова, Щеглова), Ленингр.
т-р им. Ленинского комсомола (1941, реж. В. Соловьёв, худ. Ходасевич;
Сирано - Честно-ков; 1964), Калининский т-р (1941, Сирано - Никаноров).
17 окт. 1942 в Омске "С. де Б." показал Т-р им. Вахтангова (премьера в
Москве 20 нояб. 1943; реж. Охлопков, худ. Рын-дин, комп. Голубенцов;
Сирано-Р. Симонов, позже-Астангов, Любимов, Роксана - Мансурова,
Кристиан - Кольцов, Рагно - Державин). 25 сент. 1943 пьесу пост. Моск.
т-р им. Ленинского комсомола (пер. В. Соловьёва, реж. Бирман, худ.
Пименов и Сахнов-ский; Сирано- Берсенев). Среди др. сов. пост.:
Читинский т-р (1944), Т-р им. Руставели (1944), Свердловский т-р (1946,
реж. Брилль, худ. Кузьмин;
Сирано - Ильин, Роксана - Амман-Дальская, Кристиан- Молчанов), т-р
"Эстония" (1947, реж. Сярев, худ. Хаас;
Сирано - К. Карм, Роксана - А. Тальви, Л. Ару), т-р "Красный факел"
(1955, Сирано - Глазырин), Саратовский ТЮЗ (1955), Владивостокский т-р
(1962), Рижский рус. т-р (1962, реж. Хомский; Сирано - Козелл, А.
Михайлов), т-р "Современник", Москва (1964) и мн. др. т-ры.
Издания: Первая франц. публикация - Париж, 1898;
Первое рус. изд.- "Сцена". Драматические сборники, 1898, ј 21; из
последующих изд. - Ростан Э., Полн. собр. соч., т.1, СПБ, 1914; из сов.
изд. - Ростан Э., Пьесы, М.,1958. А. Шн.
СИРАНУЙШ (наст. имя и фам. - Меробе К а н-т а р д ж я н) [25.V.1857,
Константинополь (Стам-()-УЛ) 10.VI.1932, Каир] - арм. актриса. Род. в
артистич. семье. В 1873 поступила в Т-р П. Магакяна в Стамбуле.
Исполнила в этом театре роли Кекел ("Пэпо" Сундукяна) и Амалии
("Разбойники"). Через 2 года С. поступила в театральную труппу А.
Вардовяна (там же), играла в арм. и тур. спектаклях. Выступала гл, обр.
в мелодрамах и арм. историч. трагедиях класси-цистич. направления. После
русско-тур. войны 1877-78, когда гонения султанского правительства
против армян особенно усилились, С. вместе с П. Адамяном и своей сестрой
Астхик переезжает в Тифлис (1879). Здесь С. творчески воспринимает
реалистические традиции арм. и рус. т-ра.
Роли; Катарина (Анджело" Гюго), Юлинька ("Доходное место"), Анани
("Ещё одна жертва" Сундукяна), Лидочка ("Свадьба Кречинского"), Софья
("Горе от ума") и др.
Через два сезона С. вместе с Астхик вернулась в Константинополь, но в
это время тур. пр-во закрыло все арм. т-ры. С. гастролировала по
Румынии, Болгарии, Греции и Египту, играя в драматич. и опереточных
спектаклях (с большим успехом исполняла роль Фатымэ в оперетте Т.
Чухаджяна "Леблебиджи Хор-Хор-Ага").
В 1897 С. была приглашена в арм. т-р Баку и с этого года её артистич.
судьба связывается с т-рами Кавказа; она выступает в Ереване,
Александрополе, Нов. Нахичеване, Шуше, часто в Тифлисе. В 1909 в Баку
было отмечено 35-летие артистич. деятельности С., в 1912 она во главе
группы арм. актёров гастролировала в Москве и Петербурге. Иск-во С.
получило высокую оценку М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сум-батова.
Лучшие роли: Рузан (о. п. Мурацана, 1892), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына, 1892), Иоанна, Мария Стюарт ("Орлеанская дева",
1892, о. п. Шиллера, 1899), Маргарит ("Супруги" Сундукяна, 1897), Медея
(о. п. А. Суворина и Буренина, 1898), Кручинина ("Без вины виноватые",