<< Пред.           стр. 696 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Др. роли: Байба ("Вей, ветерок!" Райниса), Беатриса ("Сестра
 Беатриса" Метерлинка, 1919). В. X.
  СКУЛТЭ, Адольф Петрович [р. 15(28).X.1909) ] - латыш, советский
 композитор, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1965). В 1934 окончил Рижскую
 консерваторию по классу практич. композиции Я. Витола. Первое соч. С.
 для муз. т-ра - опера "Будильник калифа" (не пост.). Автор балета "Сакта
 свободы" (по драме Райниса "Играл я, плясал", 1950, Т-р оперы и балета
 Латв. ССР; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред.-1955, там же), музыки к сказке
 А. Бригадере "Принцесса Гундега и король Брусу барда" (1948, Рижский
 ТЮЗ), к фильму "Райнис" (Гос. пр. СССР, 1950) и др. С 1936 ведёт
 педагогич. работу в Рижской консерватории (с 1952 - профессор по классу
 композиции) .
  Лит.: Крас и некая Л., Адольф Скултэ, М., 1959;
  Стумбре С., Балет А. Скултэ "Сакта свободы", Рига, 1955. А. Ив.
  СКУПА (Skupa), Йосеф (16.1.1892-8.1.1957) - чехословацкий театр.
 деятель, режиссёр, актёр, художник т-ра кукол. Нар. арт. ЧССР (1948).
 Сценич. деятельность начал в 1916 как художник Гор. т-ра в Пльзе-не (в
 1922-24- гл. художник этого театра). В 1917 впервые выступил как
 режиссёр, пост. "Пан Иоганнес" Ирасе-ка в Пльзеньском марионеточном
 "Т-ре дачных колоний". В этом же т-ре С. позднее работал кукловодом,
 выступал с куклой Каш-па рек, исполняя сати-рич. сцены. По рисункам С.
 резчик К. Носек сделал в 1920 куклу Спейбл, а в 1926 - лукавого сынишку
 Спейб-ла-Гурвинека. Выступая с этими куклами, С. приобрёл широкую
 популярность, имена кукол стали нарицательными. В 1930 С. организовал в
 Пльзене "Т-р Спейбла и Гур-винека" (Театрик сатиры и юмора). В
 спектаклях этого т-ра высмеивается мещанство, косность, зазнайство,
 лицемерие, стяжательство. Позднее С. создал новые персонажи: дочку
 Спейбла Маничку, бестолковую пани Дрболковую, собачку Жерика и др.
 Выступал вместе с женой-заел, арт. ЧССР И. Скуповой. В янв. 1944 был
 брошен гитлеровцами в тюрьму, откуда спасся бегством во время бомбёжки.
 В 1945 С. возобновил работу в Праге, в специально построенном для него
 театр. здании. С 1929 вместе с т-ром неоднократно гастролировал за
 рубежом, дважды т-р был в СССР (1949, 1963). С 1938 был президентом
 Между на р. союза кукольников (УНИМА). С. - лауреат Гос. пр. (1955),
 Нац. пр. мира (1955).
  Лит.: Sedesat let narodniho umelce J. Skupy, Praha, 1952;
  M a 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. C. Др.
  "СКУПОЙ" (L'Avare) - комедия в 5 д. Ж. Б. Мольера. Соч. 1668. Пост. 9
 сент. 1668 в т-ре Пале-Рояль, Париж (Гарпагон - Мольер). Среди известных
 исполнителей роли Гарпагона - Ф. Л. Шредер, А. В. Иффланд, Л. Дев-риент,
 Б. Дависон, И. Левинский, Коклен-старший, Кок-лен-младший, Э. Новелли,
 Э. Ферреро, Тофано, Л. Соль-ский, Ш. Дюллен.
  Первые пост. "С." в России: Петербургский придворный т-р (1757),
 петербургские Деревянный т-р (1789, 1791, 1795) и Каменный т-р (1799,
 1800, Гарпагон - Крутицкий, Рыкалов); моск. Малый т-р (1830, Гарпагон -
 Щепкин).
  Из пост. последующих лет: Александрийский т-р, 1843 (Гарпагон -
 Мартынов), 1870 (Гарпагон - П. Васильев), 1893 (Гарпагон - Федотов); Т-р
 Солодовникова, Москва, спектакль под рук. А. А. Бренко, 1880 (Гарпагон -
 Андрс-ев-Бурлак); Т-р Корша, 1886 (Гарпагон - Давыдов); моск. Малый т-р,
 1873 (Гарпагон - Берг), 1892 (Гарпагон- Правдин); Киевское рус. драм.
 об-во (1894) и ряд др. т-ров.
  На сов. сцене: Малый т-р (1918), Бакинский арм. т-р (1925), Моск.
 драм. т-р под рук. В. С. Смышляева (1935), Т-р им. Я. Купалы (1937,
 Гарпагон - Глебов), Ленингр. Новый т-р (1938, реж. Сушкевич), моск.
 Камерный т-р (1941), Казахский т-р драмы, Алма-Ата (1952, реж.
 Гольд-блат; Гарпагон-Кармысов), Ленингр. т-р Комедии (1962). "С." был
 пост. в Вологодском ТЮЗе, Харьковском т-ре для детей (обе пост. в 1938),
 Новосибирском (1939), Саратовском (1940), Кировском (1954) ТЮЗах и др.
  Издания: Первая франц. публикация "С."-1669. Первые рус. переводы -
 И. Кропотова, 1757, в кн.: Комедии из театра господина Мольера,
 переведённые Иваном Кропо-товым, т. 1, М., 1757 и 2 изд., 1788, - С. Т.
 Аксакова, 1828 в кн.: Аксаков С. Т., Полн. собр. соч., т. IV, СПБ 1886.
 Из позднейших изд.- Мольер Ж.-Б., Собр. соч. т. 2, СПБ, 1884; Мольер
 Ж.-Б., Полное собр. соч. т. 2, СПБ, 1912 (Б-ка великих писателей, под
 per,- С. А. Вен-герова). Из сов. изд.: Мольер Ж. - Б., Собр. соч., т. 3
 Л., 1939; Мольер, Комедии, М., 1953; Мольер Ж.-Б. Собр. соч., т. 2, М.,
 1957. А. Шн
  СКУРАТОВ, Павел Леонидович [наст. фам. - Новиков; р. 1861(?) - год
 смерти неизв.] - рус. актёр и антрепренёр. Окончил Петерб. консерваторию
 по кл. скрипки и композиции; здесь же прошёл курс драм. иск-ва под рук.
 Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене -с 1881. В 1882-84 играл в
 моск. Малом т-ре. С 1884 выступал в провинции. В 1905-26 работал преим.
 в Киеве. В Киеве построил т-р (1907) и открыл драм. курсы. Гастролировал
 в пе-терб. и моск. т-рах. Был антрепренёром опереточно-драм. труппы. В
 молодости С. исполнял роли героев:
  Гамлет, Отелло, Фердинанд; Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Чацкий,
 Незнамов и др. Яркий представитель актёрского иск-ва 80-х гг., С. играл
 просто, стремился к жизненной достоверности; но в то же время он обычно
 снижал героич. тему образа, подменяя её интеллигентской
 расслабленностью, меланхолией, порой переходившей в слезливость. В 90-е
 гг. перешёл на амплуа стариков. С.-автор статей и очерков на театр.
 темы, а также нескольких пьес. Занимался театраль-но-педагогич.
 деятельностью.
  С о ч.: Доклад актёра П. Л. Скуратова, в кн.: Труды 1 Всерос. съезда
 сценических деятелей, М., 1898; Театральная правда, Одесса, 1901; Жизнь
 ночью. Очерки из жизни искалеченных, Киев, 1902; Четыре театра, "Новая
 рампа", 1924, ј 24.
  Лит.: "Артист", 1889, ј 3, с. 241; "Театр и искусство", 1907, .ј 9; В
 e л и з a p и и М. И., Путь провинциальной актрисы, М., 1938; Курочкин
 Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; К рут и И.,
 Русский театр в Казани, М., 1958. А. Кл.
  СКУШАНКА (Skuszanka), Крыстына (р. 24.VII. 1924) - польский режиссёр.
 В 1945-46 училась в Кракове в театр. студии при "Т-ре Стары". В 1949
 окончила ф-т польской филологии Познаньского ун-та, в 1952 -
 режиссёрское отделение Гос. высшей театр. школы в Варшаве (ученица Л.
 Шиллера). В 1952 дебютировала как режиссёр в г. Ополе, пост. "Шторм"
 Билль-Белоперковского (Гос. пр., 1952). В 1953-55 - худ. рук. т-ра в
 Ополе, в 1955-63 - директор и худ. рук. "Т-ра Людовы" в г. Нова-Хута, в
 1963-64 - худ. рук. "Т-ра Польски" в Варшаве (совм. с С. Балицким и Е.
 Красовским). В т-ре Нова-Хута (совм. с реж. Е. Красовским) С. стремилась
 воспитывать нового рабочего зрителя. В своих спектаклях ставила совр.
 политич. и моральные проблемы; вводила в репертуар т-ра пьесы совр.
 драматургов (А. Камю, Т. Манн) и классич. драматургию (Шекспир,
 Словацкий, Мицкевич, Гоцци, Мольер). Спектакли С. отличаются смелостью
 режиссёрского решения, зре-лищностью, выразительностью постановочных
 средств.
  Пост.: "Имена власти" Брошкевича (1958), "Буря" Шекспира (1959),
 "Серебряный сон Саломеи" Словацкого (1959), "Тартюф" (1962); "Дзяды"
 Мицкевича (1962, совм с Е. Красовским; Гос. пр.), "Фиоренца" и "Марио и
 чародей"Т. Манна (1964).
  Соч.: "Театр", 1962, ј 3, с. 136-37, ј 12, с. 62-63. Лит.: "Театр",
 1964, ј 2, с. 131-32; Timoszewicz J., Kral A., Teatr Ludowy. Nowa Huta.
 1955-1960, Kr., 1962. Еж. Т.
  СКЬЕЛЛЕРУП (Schjelderup), Герхард (17.XI.1859-29.VII.1933) - норв.
 композитор, муз. писатель. Учился в Осло, затем в Париже (в т. ч. у Ж.
 Массне) и Карлсруэ у Ф. Мотля. Представитель романтич. направления в
 сканд. музыке. Писал оперы на собств. тексты (на нем. и норв. яз.). В
 1893 в Мюнхене под упр. Г. Леви была пост. муз. драма С. "Воскресное
 утро". С.-автор опер "Норвежская свадьба" (1900, Нем. т-р, Прага),
 "Весенняя ночь" (Дрезден, 1908;
  2-я ред.- 1934, Любек), "Буревестник" (1926, Шве-рин), "По ту сторону
 солнца и луны", "Народ в нужде", "Красный цветок" (все три не пост.),
 оперы-сказки "Сампо", балета-сказки "Волшебный рог", а также книг о Э.
 Григе (совм. с В. Ниманом) и Р. Вагнере.
  Лит.: S a n d s i k O. M., G. Schjelderup, "Schweize-rische
 Musikzeitung", Z., 1948, Bd 88.
  СКЮДЕРЙ(8сш1егу), Жорж де (1601-14.V.1667)- франц. поэт, драматург.
 Чл. Франц. академии (с 1650). С 1630 посвятил себя лит. деятельности.
 С.- один из инициаторов спора о "Сиде" Корнеля в к-ром он выступил
 против драматурга; автор "Замечаний о "Сиде"" (1637). Лит. творчество С.
 было прециозным (см. Прециозный стиль) по своему духу. Для т-ра С.
 написал комич. пьесу "Комедия комедиантов" (1632), трагедии "Смерть
 Цезаря" (1635), "Дидона" (1636), трагикомедии "Благородный вассал"
 (1632), "Великодушный поклонник" (1636), "Тираническая любовь" (1638),
 "Ибрагим" (1642) и др., ставившиеся в т-рах "Mape" и "Бургундский
 отель". В трагикомедиях, изобилующих мелодраматич. эффектами, чуждых
 психологич. правде, С. использовал преим. сюжеты галантно-героич. и
 пасторальных романов.
  Лит.: В a t e r e a u A., G. de Scudery als Dramatiker, Lpz., 1902.
 fo, B.
  "СЛАВА" - пьеса в стихах в 3 д., 8 карт. В. М. Гусева. Соч. 1935.
 Пост. 26 янв. 1936 в Магнитогорском т-ре (реж. Тункель, худ. Кулешов;
 Мотылькова - Мануйлова, Мотыльков - Бобин, Черных - Муратов). 10 марта
 1936 "С." пост. Центр, т-р Красной Армии (Мотылькова - Раневская,
 Мотыльков - Бельский, Елена - Добржанская, Медведев - Коновалов, Маяк -
 А. Гусев, Очерет - Фре-лих), 14 OKT. 1936 -Малый т-р (реж. К. Хохлов;
 Мотылькова - Блюменталь-Тамарина, Турчанинова, Мотыльков- Анненков,
 Елена -Белёвцева, Медведев - Н. Яковлев, Маяк - Лепштейн, Очерет -
 Межинский). В том же 1936 "С." поставили более чем 250 т-ров:
 Воронежский, Ивановский (режиссёр и исполнитель роли Медведева -
 Курский), Ленинградский Большой драм. т-р (реж. Мор-щихин; Мотылькова -
 Никритина, Мотыльков - Поли-цеймако, Медведев - Софронов, Очерет -
 Лариков), Ле-нингр. Новый т-р, Ростовский-на-Дону т-р, Саратовский т-р
 (реж. Тункель; Мотыльков - А. Денисов, Медведев - Несмелов, Очерет -
 Слонов, Черных - Карганов), Свердловский т-р (реж. Рощин; Мотыльков - Б.
 Ильин, Медведев - Ратомский, Маяк - Бурэ), Харьковский рус. т-р (реж. Н.
 Петров; Мотыльков - Крамов) и мн. др. т-ры. Пьеса Гусева продолжала
 ставиться и в последующие годы.
  Издания: Первая публикация "С.", "Красная новь", 1936, ј 3; из
 позднейших изд.: М.-Л., 1940, в сб.:
  Советская драматургия, т. 3, М.-Л., 1948, в кн.: Пьесы советских
 писателей, т. 4, М., 1954; Гусев В.. Сочинения, т. 2, М., 1955; Пьесы,
 M., 1959. А. Шн.
  СЛАВЕЙКОВ, Пенчо Петков (8.V.1866-28.V.1912)- болг. поэт, театр.
 деятель. Сын П. Р. Славейкова. В 1892-98 учился в Лейпцигском ун-те. В
 1908-09, будучи директором Нар. т-ра в Софии, стремился к утверждению
 сценич. ансамбля, требовал от актёров глубокого проникновения в
 психологию сценич. героев, добивался чистоты сценич. речи. В 1908-09 С.
 пост.: "Дядя Ваня", "Укрощение строптивой"; "Враг народа"
 Ибсена,."Инспектор училища" Эрнста, "Одинокие" Гаупт-мана, "Молодость"
 Хальбе. Свои взгляды на театр. иск-во изложил в статье "Нац. т-р"
 (1910). Написал драматич. сцены "Радоил" (1898, Русе, Столичная драм.
 труппа под рук. Н. Ф. Штырбанова).
  Лит.: Николов М., Пенчо Славейков, живот, личность и ДБЛО, С., 1940;
 "Театър", С., 1956, [.ј] 2, с. 51-55. А. Ив.
  СЛАВЕЙКОВ, Петко Рачев (17.XI.1827-I.VII. 1895) - болг. поэт и
 драматург. В 1842-43 учился в Свиштовской школе. Здесь же начал лит.
 деятельность. С.- один из первых авторов своеобразного драматургич.
 жанра сатирич. диалогов: "Деньги и наука, или Спор между двумя
 соучениками Петром и Михаилом" (1850, Трявна), "Разговор Ивана и
 Стоя-на" (1852), "Разговор между одним философом и мальчишкой" (1859).
 Диалоги С.- миниатюрные комедии, имевшие распространение на любительской
 сцене. Болгары, жившие в России, также ставили их. С. - автор одного из
 первых болг. драматургич. произведений - комедии "Кринолин" ("Малаков"),
 в к-рой с юмором описал сельских модниц и сварливых жен (1870,
 Стара-Загора). С. приписывают авторство комедий "Нынче не торговля" и
 "Зима 1874 года" (обе в 1874). В 1873 С. перевёл на болг. яз. комедии
 Мольера "Скупой" и "Тартюф", к-рые затем вошли в репертуар первых болг.
 театр. трупп. А. Ив.
  СЛАВЕНСКА (Slavenska), Миа [наст. фам.- Ч о-рак (Corak) ] (р.
 1914)-югославская артистка балета, балетмейстер. Дебютировала в 1929 в
 Хорватском нац.оперном т-ре (Загреб), где затем заняла положение первой
 танцовщицы. С 1933 выступает в разл. труппах. В 1944-45 организовала
 труппу "Балле вариант" (существовала до 1950 с перерывами), в 1952 совм.
 с Ф. Франклином- труппу "Франклин- Сла-венска балле", в к-рых пост.
 "Романтический концерт" на муз. Листа (1950), "Симфонические вариации"
 на муз. Франка (1950), "Портрет балерины" на муз. До-наньи (1952) и др.
  Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мельхола
 ("Давид-триумфатор" на муз. Дебюсси), Цыганка ("Испанское каприччио" на
 муз. Римского-Корсакова), принцесса Ливен ("Вена, 1814" на муз. Вебера)
 и др.
  Ведёт педагогич. деятельность: в 1960 - в Далласе (США, шт. Техас), с
 1964 - в Нью-Йорке.
  Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
  СЛАВИН, Лев Исаевич [р. 15(27).X.1896]-рус. сов. писатель, драматург.
 Учился в Новороссийском ун-те в Одессе. С 1920 выступает как журналист,
 автор романов и повестей. Среди драматургич. произв. С. большим успехом
 пользовалась пьеса "Интервенция" (1933, Т-р им. Вахтангова), отражающая
 историч. события иностранной интервенции 1918-20 в Одессе. Острая
 драматургич. форма, яркость характеров и жанровых сцен способствовали
 популярности пьесы.
  Др. пьесы С.: "Битва за счастье" (1948, Липецкий т-р), "Сильное
 чувство" (1954), "Обещалкин" (1954), "Эляна" (по повести Г. Корсакена
 "Первый год", 1960), "Тихий старичок" (1962) и др.
  С. принадлежат сценарии "Возвращение Максима" (1937, совм. с реж. Г.
 М. Козинцевым и Л. 3. Траубергом), "Частная жизнь Петра Виноградова".
  Соч.: Избранное, М., 1957.
  Лит /Шкловский В., К 60-летию Льва Славина, "Театр", 1957, ј 2. Е. X.
  СЛАВИНА, Мария Александровна (1858-1951) - рус. артистка оперы
 (меццо-сопрано). В 1877 окончила Петерб. театр. уч-ще, в 1879 - Петерб.
 консерваторию по классу К. Эверарди. В 1879-1917 - солистка Мариинского
 т-ра (дебютировала в партии Амнерис). После 1917 жила за границей.
 Обладала звучным голосом густого бархатистого тембра, безупречной
 дикцией и разносторонним драм. дарованием. Артистке одинаково удавались
 трагич. пафос и тонкий юмор. При первой пост. "Пиковой дамы" (1890,
 Мариинский т-р) С. создала выразительный образ Графини.
  Партии: Ганна (1880); Княгиня ("Чародейка" Чайковского, 1887),
 Кончаковна ("Князь Игорь", 1890) - первая исполнительница; Кармен (1885)
 - первая исполнительница на рус. сцене; Ратмир; Рогнеда (о. п. Серова),
 Морозова, Ольга, Любовь ("Опричник", "Евгений Онегин", "Мазепа"
 Чайковского), мистрис Квикли ("Фальстаф" Верди), Ортруда ("Лоэнгрин"),
 Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия" Вагнера), Далила ("Самсон и Далила"
 Сен-Санса) и др.
  Лит.: С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера.
 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69. Б. Яг.
  СЛАВИН-КУЦИН, Даниил Григорьевич (р. 9. XII.1907) - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1943. С 1927актёр
 Харьковского рус. драм. т-ра.
  Роли: Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Галушка ("В степях Украины"
 Корнейчука), Фрол Баев ("Земля" Вирты), Ковалёв ("Павел Греков"
 Войтехова и Ленча), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Макар
 Дубрава (о. п. Корнейчука), Бублик ("Платон Кречет"), Репетилов ("Горе
 от ума"), Телегин ("Дядя Ваня"), Дорн ("Чайка"), Мадзимура ("На той
 стороне" Барякова), Окаёмов ("Машенька").
  С.-К. исполнял роль В. И. Ленина в спектакле "Кремлёвские куранты".
  СЛАВЙНСКИЙ, Пётр Михайлович [р. 16(28).Х. 1899]- рус. сов. дирижёр.
 Нар. арт. Башк. АССР (1944), засл. арт. РСФСР (1944). В 1930 окончил
 дирижёрский ф-т Моск. консерватории. С 1930 - дирижёр МХАТа. Нек-рое
 время был дирижёром Большого т-ра, оперных т-ров в Перми, Ташкенте,
 Харькове, Куйбышеве. В 1939-45 - худ. рук, и гл. дирижёр Башк. т-ра
 оперы и балета. В 1950-60 - дирижёр и гл. дирижёр Муз. т-ра им.
 Станиславского и Неми-ровича-Данченко, с 1960 - зав. муз. частью МХАТа.
 Под рук. С. впервые на сов. сцене пост. оперы: "Мэр-гэн" Эйхенвальда
 (1940), "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас" Чемберджи (1941), "Акбузат"
 Заимова и Спадавеккиа (1942, все - в Башк. т-ре оперы и балета), "Заря"
 (1956) и "Улица дель Корно" (1960) Молчанова, а также 2-я редакция опер
 "В бурю" Хренникова (1952) и "Емельян Пугачёв" Коваля (1959, все-в Муз.
 т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко).
  Др. пост.: "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1952, Муз. т-р им.
 Станиславского и Немировича-Данченко), "Аида" (1946), "Демон" (1948)
 (обе - в Куйбышевском т-ре оперы и балета). 4 . Ив.
  СЛАВКОВ, Иван (г. рожд. неизв.-ум. после 1906)- болг. артист оперы
 (тенор). В 1890 окончил муз. школу в Праге по классу проф. Ф. Пивода. В
 том же году, вернувшись в Софию, основал совм. с Д. Казаковым и А.
 Букорещлиевым оперное отделение при "Столичной драматическо-оперной
 труппе". Был солистом и пом. директора этой труппы. С 1899 работал в
 России, в оперных товариществах в Петербурге, Томске и др. городах.
 Обладал не сильным, но приятным голосом. Для сценич. манеры С.
 характерна динамич. выразительность. Партии: Ленский; Фауст (о. п.
 Гуно), Манрико ("Трубадур") и др. Роли: Пётр ("Иванко" Друмева) и др. А.
 Ив.
  СЛАВЯНОВА, Зинаида Михайловна (г. рожд. неизв.-1941) - рус. сов.
 актриса, режиссёр, театр. деятель и драматург. Засл. арт. РСФСР (1934).
 Сценич. деятельность С. начала в 1903 в Тамбове, в антрепризе Леонова.
 Играла гл. обр. роли героинь в т-рах Саратова, Перми, Екатеринбурга,
 Баку, Самары, участвовала в гастрольных поездках П. Н. Орленева. В
 19071918 держала антрепризы в Самаре, Екатеринбурге, Кинешме. В 1917
 была избрана первым председателем Самарского союза работников иск-в, в
 1918 назначается гл. режиссёром гор. т-ра и с этого времени ведёт
 режиссёрскую и педагогич. работу в т-ре. В Казани С. заведует ТЕ О
 Наркомпроса Татарии, создаёт здесь рус. и тат. театр. техникумы,
 участвует в постановке массовых зрелищ и др. С 1924 работала в
 Смоленском гор. драм. т-ре режиссёром, директором и гл. режиссёром.
 Пост. спектакли: "Мистерия-Буфф" Маяковского (1923), "Озеро Люль" Файко
 (1924), "Бойцы" Ромашова (1930), "Егор Булычев и другие" (1933), "Платон
 Кречет" (1935); "Аристократы" Погодина (1935), "Семья Волковых" Давурина
 и др. С.- автор пьес: "Памяти Парижской Коммуны", "Александр II" и др.
  Соч.: Рабоче-крестьянский театр. Казань, 1921; Четырнадцать
 спектаклей, "Советский театр", 1936, ј 9.
  С. Г. СЛАДКОПЕВЦЕВ, Владимир Владимирович (2.1. 1876-28.X.1957) -
 рус. сов. актёр, чтец, педагог. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Сценич.
 деятельность начал в 1904 в Одессе. С 1907-актёр т-ра Лит.-художеств.
 об-ва в Петербурге. Играл характерные и комедийные роли. Одновременно
 преподавал в театр. уч-щах. В 1918-23 - проф. Киевского муз.-драм. ин-та
 им. Н. В. Лысенко. С 1927-педагог Ленингр. техникума сценич. иск-в
 (позже Ленингр. театр. ин-т). Среди учеников С.- М. А. Чехов, Г. М.
 Ярон, В. М. Чабукиани, В. В. Куза и др. С. был известен как блестящий
 рассказчик (исполнял гл. обр. собственные рассказы). Снимался в кино.
  Соч.: Искусство декламации, СПБ, 1909 (Энц. сцен. самообр., т. 3); 2

<< Пред.           стр. 696 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу