<< Пред. стр. 7 (из 913) След. >>
Глейх, Бёйерле и Мейсль явились подлинными предшественниками крупнейшихавстр. драматургов Ф. Раймунда и II. Н. Нестроя.
В нач. 19 в. в связи с развитием капитализма в Австрии и под влиянием
франц. буржуазной революции 1789-94 пробуждается нац. самосознание
австр. буржуазии, что нашло отражение в произв. наиболее значительных
австр. драматургов 19 в. Ф. Грилъпарцера, Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя,
творчество к-рых сформировалось в период, последовавший после Венского
конгресса 1814-15. Эти драматурги подняли в своих произв. наиболее
острые проблемы современной им жизни. В пьесах Раймунда "Девушка из
страны фей, или Крестьянин-миллионер" (1826), "Король Альп, или
Человеконенавистник" (1828), "Расточитель" (1833) отражён процесс
разложения феодальных отношений и развития бурж. культуры, распад
аристократич. общества, показана судьба простого человека-труженика.
Драматич. произв. Грильпарцера подлинно гуманистичны, их осн. тема -
борьба человека за светлые и справедливые идеалы. В период реакционного
режима Меттерниха Грильпарцер выступал против деспотизма, нац. гнёта,
бесправия человеческой личности, несмотря на то, что его собственные
политич. убеждения были более чем умеренными. Лучшие произв.
Грильпарцера - "Праматерь" (1816), "Сафо" (1817), "Верный слуга своего
господина" (1825), "Сон есть жизнь" (1834), "Счастье и гибель короля
Оттокара" (1825), "Горе лжецу" (1838), "Еврейка из Толедо" (соч. 1857,
пост. в 1872 в Праге). Герои пьес Грильпарцера исполнены пафоса,
страстного стремления к индивидуальной свободе, это - активные,
деятельные натуры, ищущие путей к счастью человека. В его пьесах
показано, что реальная действительность, а не личные качества героев
приводят их к отказу от борьбы, к забвению своих идеалов, но драматург
не понимал необходимости решительных изменений в обществ, жизни и боялся
открытых революционных выступлений. Деятельность Грильпарцера была
неразрывно связана с "Бургтеатром" (Вена), где ставились его пьесы, с
руководителями т-ра И. Шрейфогелем и Г. Лаубе. Романтич. характер
произв. Грильпарцера и Раймунда, демократич. направленность, введение в
пьесы элементов фантастики, постановка проблемы борьбы добра и зла были
определены прямой связью творчества этих драматургов с нар. традициями
австр. культуры.
Творчество Нестроя, сложившееся в условиях бур-жуазно-демократич.
революции 1848, явилось новым этапом в развитии австр. реалистич. драмы.
В период подготовки революции Нестрой выступил с сатирич. комедиями
"Злой дух Лумпацивагабундус" (1835), "Незначительный" (1847). В комедии
"Свобода в Кре-винкеле" (1848) отражены революц. дни в Вене, отношение
различных групп населения к революции, осмеивается бурж. лозунг
"собственность священна". После 1848 творчество Нестроя носило умеренно
либеральный характер. Высокое драматургич. мастерство Нестроя, умение
строить интригу, сталкивать различные, ярко очерченные характеры придают
его пьесам импровизационную лёгкость, непринуждённость. Благодаря связи
с совр. жизнью, верности демократич. традициям австр. т-ра, произв.
Раймунда и Нестроя-классиков А. д., входят в репертуар австр. т-ров до
наст. времени.
Во 2-й пол. 19 в. в придворном т-ре ставились пьесы "Сын мрака"
(1842), "Равеннскиц боец" (1857)
Ф. Гальма, в к-рых социальные конфликты подменялись абстрактной
борьбой добродетельных героев со злом. В комедиях Э. Бауэрнфелъда
изображалась жизнь великосветских и буржуазных салонов Веньу-А.
Вильбрандт писал пьесы - "Аррия и Мессалина" (1874), "Мастер из
Пальмиры" (1889), выражавшие мещанские ограниченные интересы
буржуазно-бю-рократич. слоев Австро-Венгрии. Крупнейший драматург
70-80-х гг. 19 в. Л. Анценгрубер в пьесах "Крестьянин-клятвопреступник"
(1871), "Четвёртая заповедь" (1877) ставил острые соц. вопросы,
касавшиеся жизни австр. крестьянства, выступал против остатков
средневековья, растущей капиталистич. эксплуатации, засилия клерикалов.
Однако, резко критикуя совр. общество, Анценгрубер не видел силы,
способной изменить его, и ограничивался призывом к нравственному
усовершенствованию.
В конце 19 - нач. 20 вв. в Австро-Венгрии усилилось рабочее и
национально-освободит. движение. Кризис буржуазной культуры
Австро-Венгрии накануне 1-й мировой войны ярко выражен в пьесах венских
драматургов декадентского направления - А. Шницлера, автора пьес
"Анатоль" (1893), "Зелёный попугай" (1899) и др., и Г. Гофмансталя -
"Безумец и смерть" (1893), "Электра" (1903), героями к-рых были
пресыщенные, эстетствующие личности. В их пьесах проповедовалась идея
иск-ва для иск-ва, культ смерти, безысходность.
Во время 1-й мировой войны в Австрии получил развитие экспрессионизм
крупнейшим представителем левого крыла к-рого был Ф. Верфелъ - автор
драм "Человек из зеркала" (1920), "Швейгер" (1922), "Хуа-рец и
Максимилиан" (1925) и др. С экспрессионизмом связаны и произв.
Гофмансталя - "Зальцбургский большой театр жизни" (1921), "Башня"
(1925).
Захват Австрии гитлеровской Германией (1938) нанёс большой урон
развитию австр. драматургии; лучшие писатели эмигрировали, т-ры были
закрыты. В период 2-й мировой войны крупными прогрессивными австр.
драматургами являлись Ю. Зойфер, Ф. Брукнер. После освобождения Австрии
(1945) деятели австр. т-ра и лит-ры выступают за создание нац.
демократич. культуры. Заметное место занимает творчество Э. Т. Чокора -
автора пьесы "Калипсо" (1942) и др., прошедшего путь от экспрессионизма
к психологич. реализму. Большинство пьес совр. австр. драматургов
проникнуто пессимизмом и стремлением уйти от действительности. Среди
них: "Одиссей снова пускается в путь" К. Клингера, "Его последнее
призвание" (1957) Г. Шварца, и др. Крупным драматургом совр. Австрии
является Ф. Хохеельдер развивающий традиции демократич. культуры
Австрии. Его пьесы "Коммерческий отель" (1946), "Гостиница" (1955)
ставятся многими австр. т-рами, в т. ч. "Бургтеатром".
Лит.: Huppert H.. Osterreichs Literaturmisere, "Oster-richisciies
Tagebuch", W., 1948, ј12; Enziner M., Die Entwicklung des Wiener
Theaters vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, В., 1918-19; Reimann
Р., Probleme und Gestalten der Osterreichischen Literatur, в его кн.:
Uber realistische Kunstauffassun?, B., 1952; M e p и н г Ф.,
Литературно-критические статьи, т. 2, M.- Л., 1934. Л. Лоб.
АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР. В 14-15 вв. на террто рии будущей Австр. империи
были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным
богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. А. т.
начинает формироваться в 16 в., со вре-мени образования
многонационального австр. государства. Многочисл. бродячие труппы
актёров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акроба-тич. и танц.
номера, странствовали по городам вд сёлам Австрии. Гл. действующим лицом
в этих цедсхав-лениях был Гансвурст. В отличие от нем. Гьнсвуретэ ,
выродившегося в грубую театр. маску, в.стр.. %тёр ы выражали в этом
образе черты характера простого народа. Бродячие актёры исполняли комич.
сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на развитие А. т.
значит, влияние оказало иск-во актёров итал. комедии делъ арте; итал.
сценарии, достижения актёрской техники способствовали совершенствованию
иск-ва австр. бродячих актёров. В период феод.-католич. реакции,
господствовавшей в Австрии в конце 16-17 вв., возникли т-ры при
иезуитских коллегиях, целью к- рых являлась проповедь покорности церкви
и императору. Театр иезуитов широко использовал технику итал. т-ра,
спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост.
спектакля "Побеждающее благочестие" Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный
т-р, так же как и т-р иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов
и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена.
В нач. 18 в. большое значение для развития А. т. имела деятельность
актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего в Вене первый
стационарный австр. т-р (1712, в здании "Кернтнертортеатра"), актёры
к-рого успешно конкурировали с итал. и франц. актёрами, выступавшими в
придворном т-ре. Стра-аицкий использовал опыт нем. народного т-ра и
итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации,
был автором "главных и государственных действ" - пьес (гл. обр.
трагикомедий), насыщенных бытовыми сценками, в к-рых ведущая роль
принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в т-ре Страницкого, успех
к-рого определялся его близостью к народу, злободневностью спектаклей,
смелостью сатирич. выступлений против князей и церкви. Преемниками
Страницкого были актёры Г. Прегау-зер и И. Кури. В конце 18 в. в
предместьях Вены открывается ряд т-ров: "Леопольдштадттеатр" (1781),
"Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В этих т-рах
ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием
Гансвур-ста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В т-рах предместий
импровизац. выступления актёров часто отражали оппозиц. настроения
австр. населения, что вызвало усиление цензурного гнёта и запрещение (в
1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей т-ров предместий
были весёлые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники - Бернар-дон
(актёр И. Курц), Кашперль (актёр К. Ларош), Штаберль (актёр И. Шустер).
В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший
название "Бургтеатра". Создание этого т-ра связано с реформами,
проводившимися Марией Терезией и Иосифом II в целях укрепления
дворянско-абсолютистского государства. Иск-во "Бург-театра"
формировалось в напряжённой борьбе между аристократич. и демократич.
направлениями. Развитию т-ра препятствовала цензура, ограничивавшая его
репертуар, стремившаяся сделать т-р средством прославления монархии.
Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австр. театр. культуры
определили мн. поколения актёров, создавших подлинно реа-листич.
традиции австр. театр. иск-ва. Под рук. журналиста и режиссёра И.
Шрейфогеля в т-ре работали крупнейшие австр. актёры: С. Шредер, М. Корн,
Г. Ангиюц, К. Фихтнер и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произв.
драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли
т-ры предместий, деятельность к-рых в это время была связана с
Ф.Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и актёры Австрии
создали своеобразный жанр нац. комедии, продолжили и развили лучшие
традиции демократич. т-ра. После революции 1848, с наступлением бурж.
реакции, т-ры предместий теряют свой демократич. характер, ставят гл.
обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при "Бургтеатре" была открыта
актёром И. Мюллером первая театр. школа, к-рую в 60-80-е гг.'19 в.
возглавлял И. Ле-винскии (в 1909 школа была реорганизована в Академию
музыки и изобразительного иск-ва).
Во 2-й пол. 19 в. "Бургтеатр" занимал ведущее место в театр. жизни
Австрии. Руководителю т-ра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене
клао-сику и прежде всего произведения Шекспира, добиться снятия
цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу театра актёрами А.
Зонненталем, И. Ле-винским, Ш. Вольтер, ставшими крупнейшими деятелями
австр. сцены. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил реж. Ф. Дингельштедт,
осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы Л.
Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в т-рах Австрии ставились
пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная борьба.
В австр. иск-ве усиливаются ан-тидемократич. тенденции. В лит-ре и
драматургии ведущее место занимала группа декадентов - Г. Бар, А.
Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы к-рых получили широкое распространение в
т-рах Австрии. Отсутствие художественно-значительного совр. репертуара
отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество к-рого
становится узкоакадемическим. Наиболее значит, явлением театр. иск-ва
этого периода было творчество актёра И. Кайнца, к-рый сумел приблизить
А. т. к прогрессивным обществ. кругам. Большое значение для развития
реа-листич. театр. иск-ва Австрии имели гастроли Моск. Художественного
т-ра в 1906.
В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь Австрии представляла собой пёструю,
идейно противоречивую картину. Реа-листич. тенденции сосуществовали с
экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в Австрии работали
демократич. и бурж.-развлекательные т-ры, ставилась классика и пошлые
бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное иск-во вёл "Йозефштадттеатр" (в
1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в репертуар к-рого входили пьесы Шоу,
Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время т-р ставил и пьесы Ф. Мольнара
и др. бурж. драматургов.
С 1918 происходит подъём творч. деятельности "Бургтеатра",
руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. Здесь работали актёры Г.
Реймерс, М. Дев-риент, Р. Аслан, Э. Балъзер, М. Эйс и др., отстаивавшие
лучшие реалистич. традиции т-ра от влияния бурж. модернизма и
формализма. В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократич.
деятели австр. культуры подвергались преследованиям. Мн. театры были
закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено.
После освобождения Австрии Сов. Армией (1945) началась борьба
демократич. сил за нац. и культурную независимость страны. В борьбе с
низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на нац.
и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в
"Бургтеатре" в 1946 спектаклей "Горе от ума" Грибоедова, "Натан Мудрый"
Лессинга, "Калипсо" Чокора, "Егор Булычев и другие" Горького. Новое
истолкование получили в "Бургтеатре" лучшие пьесы Ф. Раймунда и И. Н.
Нестроя. В филиале "Бургтеатра"-"Академи-театре" идут переводные пьесы
О'Нила, Жироду, Кокто, Ануя.
В 1948 в Вене открылся прогрессивный, демократич. т-р "Скала", в
к-ром наряду с нем. и австр. классикой ставились пьесы Брехта, Гоголя,
Л. Толстого, Горького, Корнейчука. Спектакли "Враги", "Мещане", "Дети
солнца", пост. руководителем т-ра В. Хейн-цем, явились крупным событием
в театр. жизни Австрии. Т-р пользовался большой популярностью среди
рабочих. В 1956 "Скала" из-за конкуренции коммерч. т-ров и травли со
стороны реакц. прессы закрылся. Последний его спектакль "Жизнь Галилея"
Брехта прозвучал как протест против милитаризма. "Йо-зефштадттеатр"
(руководимый в первые годы после войны последователем M ХАТ Р.
Штейнбеком) вначале ставил произв. австр. классики, а также пьесы Л.
Толстого, Чехова, Шоу, Ибсена. Постепенно репертуар т-ра стал носить
случайный характер, лучшие актёры ушли в "Бургтеатр". С конца 50-х гг.
т-р вновь обратился к произв. классич. драматургии - "Коварство и
любовь"; "Власть тьмы" Л. Толстого и совр. австр. авторов - "Поднимите
камень" Чокора, и др. Успешно работает "Фолькстеатр" (рук. Л. Эпп). За
последние годы в т-ре шли "Ревизор", пьесы Шекспира, Гёте, Нестроя,
Раймунда, Анценгрубера. Т-р регулярно даёт спектакли в рабочих районах.
В Вене работают т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), носящие
полупроф. характер. Среди видных деятелей А. т.: Э. Бальзер/А. Скода,А.
Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Э. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э.
Лотар, А. Ротт. Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театр.
фестиваль, открывающийся по традиции, начатой в 1920 M. Рейнхардтом,
спектаклем "Каждый человек" Гофмансталя. В 1960 здесь выстроено
специальное театр. здание (вмещает св. 2000 зрителей).
В Вене существует Ин-т театроведения (при университете), занимающийся
научно-исследовательской работой в области изучения австр. и европ.
театра (руководитель - историк т-ра Г. Киндерман).
В венской Академии музыки и изобразит, иск-ва, в к-рой в 1931 M.
Рейнхардт организовал актёрское и режиссёрское отделения, работает
семинар М. Рейн-хардта. Семинар является высшим театр. учебным
заведением, где ведётся теоретич. и практическая подготовка австр.
актёров и режиссёров.
Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового
времени, М.-Л., 1940; Enzinger M., Die Entwicklung des Wiener Theaters
vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, W., 1918-19; Gregor J., Wiener
szenische Kunst, Bd Г1] - 2, W., 1924-[1925]; Laube H., Das Burgtheater,
B.-Lpz., 1868; Те ube r 0., Das Hofburgtheater seit seiner Begrundung,
W., 1896 (Die Theater Wiens, Bd 2); Romme l 0., Die Alt Wiener
Volkskomodie, W., 1952; Fontane 0., Wiener Schauspieler von Mitterwurzer
bis Marie Eis, W., 1948. Л. Лоб.
Музыкальный театр. Возникновение муз. театра в Австрии связано с
развитием итал. (венецианской) оперы. В сер. 17 в. в Вене итал.
музыканты создали труппу, ставшую основой будущего придворного оперного
т-ра. Оперы ставились на итал. языке, постановки отличались роскошью. В
Австрии работали композиторы: М. А. Чести, Д. Сенси, А. Драги, А.
Бертали, П. Циани и др. В первое десятилетие 18 в. выдвинулся австр.
композитор И. И. Фукс - автор 20 опер. Среди его учеников были И.
Зеленка, Ф. Кон-ти, автор известной комич. оперы "Давид", и др. В этот
период расширяется труппа придворного т-ра, в 1711 завершается
строительство нового здания т-ра с двумя залами (один для исполнения
комич. опер и итал. драм. пьес, другой- для исполнения опер-сериа), и
Вена становится одним из крупнейших муз. центров Европы.
К сер. 18 в. складывается нац. оперный стиль, в основе к-рого был
зинггипилъ, родившийся в т-рах венских предместий. Прообразом зингшпиля
были имп-ровизац. сценки-бурлески, исполнявшиеся в венском
"Кернтнертортеатре" актёром И. Курцем. Зарождаются элементы жанра
оперетты ("Хромой бес" Гайдна, 1752, "Бастиен и Бастиенна" Моцарта,
1768). В 1778 осн. Придворный нац. оперный т-р, в к-ром работали
выдающиеся артисты и музыканты. Здесь ставились нар. комич. оперы
популярных композиторов:
И.Умлауфа, оперой к-рого "Горнорабочие" был открыт т-р, К.
Диттерсдорфа - автора комич. оперы "Доктор и аптекарь" (1786),
содержащей сатирич. описание провинц. быта, И. Шенка - опера
"Деревенский цирюльник" (1796), [.Вейгля, опера к-рого "Швейцарское
семейство" (1809) пользовалась большой популярностью во мн. странах, в
т. ч. в России. Позднее выдвигаются Л. Гасман и А. Эберль, Ф. Кауэр -
автор оперы "Дунайская девушка" (1795), П. Враницкий-ро-мантич.
зингшпиль "Оберон" (1789), В. Мюллер - опера-сказка "Волшебная цитра"
(1791), и др. Для венского т-ра Моцарт написал одну из лучших своих опер
- "Похищение из сераля" (1782); в 1791 здесь пост. "Волшебная флейта"
Моцарта. С развитием нар. т-ра большие перемены происходят в Придворной
опере, капельмейстером к-рой в 1754 становится X. В. Глюк. В
сотрудничестве с талантливым либреттистом Р. Калъцабиджи он начинает
осуществлять оперную реформу, стремясь освободить оперу от ложной
пышности, внешней зрелищности, самодовлеющей вокальной виртуозности.
Драматизация оперы, подчинение выразительных средств раскрытию глубоких
конфликтов, стремление к строгой простоте получают воплощение в его
опере "Орфей и Эвридика" (1762). Огромную роль в развитии А. т. сыграло
творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, чьи оперы ставились в венском
оперном т-ре и в частных т-рах. Творчество Моцарта оказало большое
влияние на мн. австр. композиторов, в т. ч. на В. Ригини, бывшего в 80-х
гг. директором итал. оперы в Вене,- автора оперы "Армида", И. Рейнхарда,
написавшего оперу "Бреню", и др. Для венского оперного т-ра написал своё
единств, сценич. произв. Бетховен - оперу "Фиде-лио" (1805).
В конце 18 - нач. 19 вв. появляются первые представители австр. нац.
оперной школы: певицы - Р. Минготти, К. Унгер, певцы - И. Фогель, А.
Мат-тервурцер и др. Наряду с Веной в нач. 19 в. значит. муз. центрами
становятся Зальцбург, Эйзенштадт, Эстерхаза и др. австр. города, где
также ставятся оперные спектакли. Австр. оперная культура испытывала
влияние муз. центров, входивших в состав Австрийской империи,- Праги,
Будапешта и др. Во 2-й пол. 18 в. широкое распространение получили
комедии с муз. номерами. Большое значение в развитии нац. муз. т-ра имел
венский нар. т-р, крупнейшими деятелями к-рого были актёры, драматурги и
режиссёры Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой, актёры Т. Кронес, И. Шустер, И.
Корнтейер, композиторы В. Мюллер и Т. Дрехслер, работавшие в венском
"Леопольдштадттеатре". Их деятельность подготовила создание т. н.