<< Пред.           стр. 704 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (1961) - гимн человеческой любви, человеческому единению,
 самоотверженности. Во "внебродвейских т-рах" порой ставятся пьесы амер.
 драматургов, использующих новейшее направление "антитеатра",
 представляющего собой крайнюю степень разложения театр. иск-ва (А.
 Копит-"О папа, бедный папа, мама повесила тебя в чулане и мне так
 грустно"; М. Роберт-"Девы и любовницы в зверинце";
  Э. Олби -"История в зверинце"). Однако в творчестве драматургов
 нового поколения всё смелее утверждаются тенденции, противостоящие
 реакционной декадентской драматургии. Человечностью проникнуты
 семей-но-бытовые драмы У. Инджа, в к-рых драматург правдиво показывает
 жизнь "маленьких людей" Америки. Фантастич. сатирич. комедия Г. Видала
 "Визит на малую планету" (1957) направлена против поджигателей войны,
 сатирич. пьеса "Лучший человек" (1960) разоблачает предвыборную борьбу
 за президентское место. Даже среди потока легковесных произведений,
 по-прежнему заполняющих репертуар "бродвейских т-ров", появляются пьесы,
 критикующие амер. образ жизни. Так, муз. драма "Вестсайдская история" А.
 Лорентса и Л. Бернстайна (1957), проникновенно расскавывающая о совр.
 Ромео и Джульетте, ставит важные социальные проблемы преступности
 подростков и расовой нетерпимости; пьеса Б. Стэвиса "Стальные знамена",
 поев. событиям гражданской войны (этому же драматургу принадлежит пьеса
 о Джоне Хилле - "Человек, который никогда не умирал", 1954), и "Чудеса в
 гостиной" Лоусона разоблачают агрессивную реакционную политику США,
 "холодную войну" и призывают к единению прогрессивных сил.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 2-3, М., 1957-1963; История американской литературы, т.
 1,М.-Л., 1947; The Cambridge history of American literature, v. 1, N.
 Y., 1917; D i c-k i n s о n Th. H., Playwrights of the New American
 theatre, N. Y., 1925; Q u i n n A., A history of the American drama from
 the beginning to the Civil War, N. Y., 1946; его же, A history of the
 American drama from the Civil War to the present day, N. Y., 1945; К г u
 t с h J., The American drama since 1918. An informal history, N. Y.,
 1957; American plays, ed. by A. G. Halline, N. Y., [1935]; Sixteen
 famous American plays, ed. by B.Cerft, H. Cartmell, N. Y., [1941];
 Representative American plays, ed. A. Quinn, N. Y., 1925; The best
 plays, N. Y., 1956. Я. Б. СОЕДИН‚ННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ТЕАТР.
  Ранние сведения о т-ре Сев. Америки относятся к 17 в., когда
 миссионеры, приехавшие из Европы, устраивали мистериальные
 представления, служившие целям религиозной пропаганды. Светское театр.
 иск-во, нар. игры, праздничные увеселения преследовались пуританами. В
 18 в. в Америке гастролировали иностранные,преим. английские, труппы.
 Одной из ранних форм светских театр. представлений были любительские
 спектакли учащихся колледжей, ставивших в основном произведения англ.
 драматургов ("Смерть Катона" Аддисона в исполнении студентов Виргинского
 колледжа, 1736). Эти представления устраивались гл. обр. в юж. штатах,
 где пуритане не имели большого влияния. Первое театр. здание было
 построено в Уиль-ямсбурге (Виргиния) в 1716. Здесь же 15 сент. 1751
 спектаклем "Венецианский купец" открылся т-р Л. Халлема. Эта англ.
 труппа положила начало проф. театр. иск-ву Сев. Америки. На сцене т-ра
 Халлема ставились пьесы Шекспира и др. англ. драматургов. После смерти
 Халлема (с 1758) труппу возглавил актёр Д. Дуглас, успешно боровшийся с
 пуританским обскурантизмом.
  Во время войны за независимость (1775-83) театр. представления были
 запрещены. В 1785 в Нью-Йорке возобновила свою деятельность труппа Л.
 Халлема младшего. Основой репертуара по-прежнему была англ. драматургия.
 К концу 18 в. начинают ставиться и пьесы амер. авторов, гл. обр. У.
 Данлепа, к-рый в 1796-1812 был антрепренёром т-ров "Старая американская
 компания" и "Парк". Лучшие актёры Америки
  18 в. были англичанами (Т. Уигнелл, Дж. Хочкин-сон, У. Уоррен, Дж.
 Феннелл, Т. Купер и др.).
  В 1820-30-х гг. в крупных городах создаются т-ры, возглавляемые
 дельцами-антрепренёрами, строятся спец. театр. помещения. Среди этих
 т-ров "Парк", "Четем", "Бауэри" - в Нью-Йорке, "Честнат Стрит"- в
 Филадельфии, "Тремонт" - в Бостоне и др. Художеств. уровень спектаклей
 был низким. Обычно представления состояли из цирковых номеров, пантомим,
 мелодрам и др. В 1-й пол. 19 в., несмотря на сопротивление пуритан и
 части буржуазии, театр. иск-во развивается, растёт уровень
 исполнительского мастерства, определяются осн. черты нац. актёрской
 школы (демократизм, правдивость). В 19 в. выдвинулась плеяда мастеров
 сцены: Дж. Бутс, Э. Форрест, Ш. Кашмен, А. Олдридж, д. Бутс, Дж.
 Джефферсон, М. Фиск, М. Адаме, Дж. Марло, семья Барримор, Р. Мансфилд и
 др. Организуются труппы, наз. менестрели. Возникает новый жанр
 спектаклей, включающий скетчи и концертные выступления. Этот жанр,
 утвердившийся на сцене т-ров варьете, стал характерным для т-ра США.
 Популярность получили также бурлеск и пародия. Во 2-й пол. 19 в.
 количество т-ров увеличивается, но эти т-ры являются преим.
 передвижными, т. н. бродячими. Популярностью пользовались т. н. плавучие
 т-ры, возникшие еще в нач.
  19 в. Эти т-ры, передвигавшиеся по реке Миссисипи на пароходах,
 давали представления в селениях, расположенных на её берегах. Капитан
 парохода зачастую был и руководителем труппы. "Плавучие т-ры" показывали
 наивные мелодрамы, переводные или написанные неизвестными любителями. С
 1850-60-х гг. установился порядок, при к-ром антрепренёры, или ведущие
 актёры передвижных трупп набирали труппу для постановки одной пьесы и
 разъезжали с этой труппой по городам до тех пор, пока постановка делала
 сборы, после чего труппа обычно распадалась. Такой же характер носила и
 деятельность англ. трупп, гастролировавших в США в 18 в. Подобная
 практика способствовала возникновению в нач. 19 в. системы "звёзд", при
 к-рой актёры становились рук. и владельцами всего театр. имущества. В
 спектаклях они, занимавшие ведущее положение в труппах, стремились
 выделиться за счёт др. исполнителей. Эта система оказывала пагубное
 влияние на актёрское иск-во, разрушала ансамбль, высокие гонорары
 "звёздам" оплачивались за счёт сокращения сумм на постановку спектаклей.
 Система "звёзд" окончательно утвердилась в США на рубеже 19-20 вв. в
 коммерч. т-рах Бродвея (Нью-Йорк).
  Во 2-й пол. 19 в. в крупных городах США возникают стационарные т-ры,
 организаторами к-рых часто были актёры из "плавучих т-ров". Спектакли
 этих т-ров отличались более высоким художеств. уровнем- т-р Дж. Дрю в
 Филадельфии (осн. в 1860); т-р Л. Кин (там же, 1869) и др.
  По мере развития империализма, на рубеже 19- 20 вв. монополистич.
 капитал проникает и в театр. иск-во, превращая его в источник дохода.
 Возникают т-ры, принадлежащие трестам. Стремительно расширяя сферу
 своего влияния, эти театры поглощают мн. стационарные т-рЫу остальные
 деградируют и погибают, не выдерживая конкуренции трестов. Т-ры,
 объединённые в тресты, обычно работали по системе "серийный бег": одна
 пьеса ставилась во всех т-рах, принадлежавших тресту до тех пор, пока
 она делала сборы. Постановки подобных театров в большинстве случаев
 отличались консервативностью, в них преобладали стандарты, штампы. Делая
 ставку на кассовый успех, т-ры постепенно превращались в коммерческие
 предприятия, пропагандировавшие империалистич. идеологию. В 1896
 театральные тресты объединились в театр. синдикаты (в Филадельфии,
 Нью-Йорке), к-рые давали разрешения на аренду театр. помещений и
 организацию спектаклей. Фирмы синдиката контролировали деятельность
 т-ров по стране, получали отчисления от спектаклей и, хотя отдельные
 драматурги и деятели т-ров стремились сохранить независимость (Мансфилд,
 Фиск), сопротивление их подавлялось синдикатом. В конце 19 в. возникли
 коммерч. т-ры Бродвея ("бродвейские театры"). Репертуар этих т-ров
 состоял преим. из муз. комедий, водевилей, ревю. Театр. помещения на
 Бродвее принадлежали отдельным предпринимателям. Для постановки пьесы
 набиралась труппа, арендовалось здание, спектакль ставился до тех пор,
 пока он делал сборы; как только сборы падали, труппа распускалась.
  На рубеже 19-20 вв. прогрессивная художеств. интеллигенция пытается
 противодействовать практике Т-ров Бродвея. Попытки возродить
 репертуарный т-р, имеющий в текущем репертуаре неск. пьес, в т. ч.
 классические, предпринимали нек-рые богатые любители т-ра ("Новый т-р" в
 Нью-Йорке) и актёры (т-ры Фиска, Дж. Джефферсона и др.). Но эти т-ры не
 выдерживали конкуренции т-ров, объединённых в тресты, и быстро
 закрывались. Более долговечными были т-ры "Республиканский" и "Беласко",
 принадлежавшие режиссёру и антрепренёру Д. Беласко. Около 10 лет он вёл
 борьбу с театр. синдикатом. Однако по своей деятельности его т-ры были
 сходны с т-рами Бродвея. Беласко не пропагандировал распространённые на
 Бродвее ревю и муз. комедии, но, идя навстречу мещанским вкусам бурж.
 зрителя, ставил гл. обр. банальные мелодрамы собственного сочинения,
 широко использовал систему "звёзд". Беласко был первым крупным
 режиссёром США, испытавшим влияние натурализма. Положит. значение его
 деятельности выразилось в том, что он поднял культуру спектакля,
 использовал световые и шумовые эффекты, технически усовершенствовал
 сцену.
  Наиболее действенной и прогрессивной формой протеста против
 бродвейского коммерч. иск-ва было движение т. н. малых театров,
 начавшееся в первом десятилетии 20 в. и принявшее широкий размах после
 1-й мировой войны. Эти коллективы боролись за общедоступный репертуарный
 т-р, за развитие и утверждение нац. драматургии, режиссуры,
 популяризацию классики, создание ансамбля, новаторство в выборе
 художеств. средств, синтез различных иск-в в спектакле. Они стремились
 возбудить интерес к театр. иск-ву среди широких слоев населения. Но
 деятельность мн. малых т-ров ("Нейборхуд плейхаус" и др.) была
 противоречива, в их спектаклях реалистич. принципы сочетались с
 модернистскими устремлениями. Эти т-ры возникли как любительские
 коллективы во мн. частях страны, выступали в клубах, общественных
 зданиях, иногда даже в деревенских сараях. Постепенно мн. любительские
 труппы становились профессиональными, в т. ч.: т-ры "Вашингтон Сквер
 плейере" (1916-18), реорганизованный впоследствии в "Гилд-тиэтр" (1919),
 "Провинстаун плейере" (1916-29). Новаторство, прогрессивные обществ.
 устремления малых т-ров (встречи со зрителями, конференции, смотры,
 конкурсы) способствовали обновлению театр. иск-ва США в 1920-30-е гг.
 "Груп-тиэтр" пропагандировал идеи Станиславского, осваивал опыт М.
 Рейнхардта и др. передовых режиссёров. Движение малых т-ров встретило
 поддержку высших учебных заведений, провинциальных муниципалитетов.
 Крупнейшие ун-ты начали подготовку деятелей т-ра, открывали театр. ф-ты,
 вводя в преподавание театр. дисциплины, организовывали семинары для
 начинающих драматургов, театр. лаборатории для постановки их пьес
 (напр., осн. в 1912 "47-я мастерская" проф. Беккера в Гарвардском
 ун-те). Открывались учебные, т. н. университетские театры (т-р Иельского
 ун-та, осн. в 1926; ун-та в Айове, осн. в 1934; колледжа Уильямса, осн.
 в 1941, и др.). С деятельностью малых и университетских т-ров тесно
 связано творчество крупнейших драматургов: Ю. 0'Нила, С. Хоуарда, П.
 Грина, Э. Раиса, А. Мальца, Дж. Лоусона и др.; режиссёров: А.Хопкинса,
 Ф. Мёлле-ра, X. Клермена, Л. Страсберга, Э. Казана, Р. Маму-лянаидр.;
 актёров: А. Ланта, Л. Фонтанн, К. Кор-нелл, X. Хейс, Е. Ле Галъенн, Дж.
 Барримора, М. Гилмор, Л. Адлера и др.; театр. художников: Р. Джонса, Л.
 Саймонсона, Н. Бел-Геддиса, С. Хью-ма, М. Горелика, Д. Милзинера, Р.
 Питерса и др. Передовые деятели амер. т-ра способствовали утверждению в
 нац. иск-ве реалистич. тенденций. В конце 30-х гг. П. Грин организовал в
 штате Сев. Каролина спектакли на открытом воздухе, положившие начало
 новой театр. форме - фестивалю.
  После 1-й мировой войны и особенно в период эко-номич. кризиса
 1929-33 усиливается процесс формирования пролетарской театр. культуры. В
 1927 возникает "Театр новых драматургов", созданный Дж. Лоусоном, М.
 Голдом и др. Они ставили пьесы, посвящённые острой социальной тематике
 ("Хобокен Блюз" Голда, "Интернационал" Лоусона и др.). Несмотря на то,
 что т-р этот существовал только три года, он оказал большое влияние на
 формирование передового театр. иск-ва. В 1929 работало более 200
 агитпропгрупп (агитбригад). Разъезжая по стране, они показывали на
 заводах (на митингах, во время забастовок) небольшие пьесы - "летучки",
 посвящённые жизни и борьбе рабочего класса. Широкую популярность
 приобрела группа Дж. Рида в Филадельфии, "Пролетарская сцена" нем.
 рабочих в Нью-Йорке и др. В 1930 мн. агитпропгруппы объединились в
 "Рабочий лабораторный т-р". Большое значение для развития рабочего т-ра
 имела Всеамериканская олимпиада (1932), после проведения к-рой была
 сформирована Лига рабочих т-ров, входившая в Междунар. объединение
 рабочих т-ров (МОРТ) в Москве. Лига открывала студии и театр. школы для
 обучения рабочих актёрскому мастерству, режиссуре. К работе в
 агитпропгруппах привлекались прогрессивные деятели т-ра. Возникли и
 стационарные рабочие т-ры; они ставили пьесы - "Матросы из Катарро"
 Вольфа, "Грузчик" Питерса и Склара, "Судный день" Раиса (1932, т-р
 "Юнион"), "Достигаев и другие" и "Егор Булычев и другие" Горького (т-р
 "Артеф", возник в конце 1920-х гг.). Большое влияние на развитие
 американского театра оказал приезд в 1923-24 МХАТа. С этого времени
 принципы МХАТа, система Станиславского оказывают решающее воздействие на
 передовой амер. т-р. Под влиянием МХАТа был создан "Гражданский
 репертуарный театр", утверждавший высокое качество репертуара,
 лаконичность формы, установивший умеренные цены на билеты.
  В годы кризиса (1929-33) количество т-ров в стране резко сократилось,
 закрылись и репертуарные т-ры, т-р "Гилд" превратился в коммерческий.
 Безработица среди актёров заставила пр-во в 1935 субсидировать
 федеральные театры. Возникло 158 федеральных т-ров. Они были первыми в
 истории Америки гос. т-рами. Эти т-ры возглавляли X. Фленаган, Э. Райе и
 др. Наряду с постановкой классич. и совр. прогрессивной драматургии
 федеральные т-ры использовали газетный материал; ставились злободневные
 спектакли типа "живой газеты". По мере того как всё отчётливее
 становилась передовая направленность федеральных т-ров и росла их
 популярность у массового зрителя, усиливалось наступление реакции,
 правительств, субсидия сокращалась и в 1939 выдача её прекратилась.
 Прогрессивные тенденции выражал и созданный в 1931 т-р "Груп". В течение
 10 лет своей деятельности (закрылся в 1941) т-р следовал по пути МХАТа,
 ставил реалистические спектакли. Здесь работали режиссёры Страсберг,
 Клермен, Казан, художник Горелик
  Обострение междунар. и внутриполитич. обстановки в конце 30-х гг.
 (экономич. кризис 1937, наступление реакции, 2-я мировая война) усилило
 спад театр. иск-ва. Закрылись рабочие, федеральные и многие малые т-ры
 (т-р "Гилд" превратился в обычный "бродвейский т-р"). После окончания
 войны разгул мак-картизма затормозил развитие передового иск-ва. На
 Бродвее господствовали муз. комедии и ревю, сенсационные боевики, но всё
 же прогрессивные тенденции пробивали себе дорогу. В это время началось
 возрождение и возникновение новых любительских и проф. театр. трупп,
 противостоявших политич. реакции. Многие из них участвовали в борьбе за
 мир; объединения "Народная драма", труппа "Интерплейерс" и др. принимали
 участие в митингах протеста, направленных против реакционной цензуры и
 др. В нач. 50-х гг. возникли объединения "Новые драматурги", "Народные
 актёры" и др., в к-рые входят различные т-ры, студии, театр. школы. Они
 ставят в основном прогрессивные пьесы совр. амер. драматургов.
  В 1946 Е. Ле Гальенн и режиссёр М. Уэбстер основали "Американский
 репертуарный т-р" в Нью-Йорке, просуществовавший около года. Т-р этот
 ставил преимущественно классические произведения. В 1955 в пригороде
 Нью-Йорка открылся первый в США Шекспировский т-р.
  В 60-е гг. усиливается значение небольших любительских
 полупрофессиональных и проф. т-ров, растёт их количество. Вместо термина
 "малые т-ры" всё чаще употребляются термины "гражданские", или
 "общественные" т-ры (напр., "Экторс У оркшоп" в Сан-Франциско, т-р
 "Элли" в Хьюстоне и др.). Профессиональные, полупрофессиональные и
 любительские театр. коллективы развивают традиции малых т-ров в
 Нью-Йорке, к-рый по-прежнему остаётся центром театральной жизни США. Эти
 тенденции в той или иной форме проявляются в творческой практике т-ров,
 преследующих не коммерческие, а просветительские цели. После 2-й мировой
 войны возник термин "вне Бродвея" ("off Broodway"), применяющийся к
 т-рам, противостоящим иск-ву Бродвея и преследующим художественные, а не
 коммерч. цели ("внебродвейские т-ры"- "Крикет", "Гринуич-Мыоз","Ливинг",
 "Шеридан Сквер плейхаус" и др. работают в небольших помещениях, обычно
 их вместимость не св. 300 мест). Они ставят классич. исовр. пьесы (А.
 Миллера, Ш. 0'Кейсиидр.), отвергаемые Бродвеем, предоставляют свои
 подмостки безработным актёрам. Среди режиссёров и актёров этих т-ров: Н.
 Хоутон, Ж. Кинтеро, Ю. Малина, С. Холм, Э. Бенкрофт, 3. Мостель, Г.
 Бернгоф, Д. Уи-нард, Р. Херрис и др. Т-ры "вне Бродвея" выступают против
 системы постановки одной пьесы, против системы "звёзд", стремятся к
 созданию актёрского ансамбля. Мн. постановки "внебродвейских т-ров"
 отличаются высоким профессионализмом. Так, напр., т-р "Финикс" (осн. Н.
 Хоутоном и Т. Хемблтоном в 1953) располагает постоянной труппой и
 помещением, имеющим, в отличие от др. т-ров, 1180 мест. Он существует на
 членские взносы-абонементы. Здесь ставятся классич. драматургия
 (Шекспир, Шиллер, Мольер, Расин, Тургенев, Чехов), пьесы совр.
 авторов-Б.Шоу, Б. Брехта, 0'Нила, К. Чапека и др. Художеств. метод т-ра
 - психологич. реализм. Во главе т-ра - режиссёр Хоутон (знаток рус.
 т-ра, пропагандирует идеи Станиславского). Другой известный т-р "вне
 Бродвея" - т-р "Ливинг" (осн. реж. Ю. Малина и худ. Ю. Бэком в 1948)
 ставит преим. новейшую драматургию, ищет новые формы театр.
 представления. В спектаклях этого т-ра условность сочетается с
 натурализмом. Спектакли т-ров "вне Бродвея" отличаются камер-ностью,
 импровизапионностью, лаконичностью оформления. "Внебродвейские т-ры"
 доступны трудовым слоям населения, стоимость билета в них невысокая. Но
 отсутствие чёткой направленности творчества снижает обществ. значение
 этих т-ров, в их репертуар проникает упадочнич. драматургия, пьесы
 драматургов "антитеатра" (С. Беккета, Э. Ионеско), а поиски внешнего
 решения спектакля часто приводят к формалистич. экспериментам (т-р
 "Свободного выра жения"). Одновременно усиливается проникновение
 передовых тенденций в коммерческие "бродвейские т-ры". На их сценах
 появляются спектакли, посвящённые общественно-значимой проблематике.
 Так, напр., в одном из коммерч. т-ров Нью-Йорка была поставлена пьеса С.
 Левитта "Андерсонвильское дело" (на сюжет гражд. войны между Севером и
 Югом), в к-рой ставится актуальный вопрос о долге и ответственности
 человека перед обществом. Перемены коснулись и та кого специфически
 "бродвейского" жанра, как "мьюзикал" - полуэстрадное муз. представление,
 состоящее из песенок и танцев. В жанре "мьюзикал" была поставлена муз.
 комедия "Моя прекрасная леди" по пьесе Шоу "Пигмалион", а затем
 хореографич. драма "Вестсайдская история" (муз. Л. Бернстайна,
 реж.-балетмейстер Дж. Роббинс) - первый "мьюзикал", трагический по
 ситуации и по атмосфере, насыщенный острыми социальными мотивами,
 протестующий против расовой нетерпимости.
  В 1957 в Нью-Йорке была организована лига "внебродвейских т-ров". Для
 60-х гг. характерен процесс сближедия т-ров Бродвея и "внебродвейских
 т-ров", часто одни и те же актёры и режиссёры работают и в тех и в
 других, ставят пьесы одних и тех же авторов, используют сходные сценич.
 формы. Всё это с особой остротой выдвигает задачу создания репертуарного
 т-ра с постоянной труппой. В 1964 в Нью-Йорке открылся "Постоянный театр
 Линкольнского центра искусств". Ле Гальенн возглавила "Национальный
 т-р", совершивший гастрольную поездку по многим городам США, и поставила
 пьесы Шекспира и Чехова. С 1947 в Нью-Йорке существует "Актёрская
 студия", финансируемая частными лицами. Она была основана продюсером Ч.
 Крофорд и режиссёрами Э. Казаном и Р. Люисом (в прошлом - деятели т-ра
 "Груп"). С 1951 худ. рук. студии является режиссёр Л. Страс-берг. Мн.
 актёры-любители и профессионалы (М. Брандо, С. Страсберг, К. Хантер, Д.

<< Пред.           стр. 704 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу