<< Пред. стр. 724 (из 913) След. >>
"Эстония" (Таллин, 1928-30). С 1934 до конца жизни - актёр Эст. драм.т-ра. С. придавал особое значение выявлению философского содержания
роли, боролся против сценич. штампов, стремился находить новые,
неожиданные приёмы для реалистич., психологически точного раскрытия
душевного состояния своих героев. Один из основоположников эст. т-ра для
детей.
Роли: Сатин; Коперник ("Цезарь и человек" Новачин-ского), епископ
Николае, Боркман ("Борьба за престол", "Йун Габриель Боркман" Ибсена),
Иоханаан ("Саломея" Уайльда), Тиресий ("Эдип-царь" Софокла) и др. Д\
Каск.
СУН ЧЖИ-ДИ (1914-17.IV.1956) - кит. драматург. Чл. К ПК (с 1948). В
1931, будучи студентом рус. отделения экономич. ф-та Пекинского ун-та,
создал студенч. т-р "Баолиба" ("Борьба"), где ставил патри-отич. пьесы.
В 1932 вступил в Лигу левых театр. деятелей, редактировал бюллетень
"Сицзюй синь-вэнь" ("Новости т-ра"). В 1933, переехав в Шанхай, создал
группу "Синьди цзюйшэ" ("Новая земля").
В 1935 написал для труппы "Сибэй цзюйшэ" ("Северо-запад") пьесу
"Шуйды цзуй?" ("Чьё преступление?"). В начале антияпон. войны (1937)
вступил в театр. бригаду, участвовал в коллективной работе над
патриотич. пьесой "Цюань минь цзун дунъюань" ("Мобилизуем весь народ"),
пост. в этой бригаде. В 1940 написал пьесы "Син" ("Казнь") и "У Чунцин"
("Туманный Чунцин"); пост. в г. Чунцине. В 1941 создал театр.
объединение "Л юй Сян цзюйжэнь сехуй". В 1943-45 написал пьесы "Цзу-го
цзай хухуань" ("Родина призывает"), "Чуньхань" ("Весенние холода"),
"Сицзюй чуньцю" ("Театральная летопись") и др., к-рые ставились в
Чунцине. Пьеса "Айгочжэ" ("Патриоты", 1942) была пост. почти во всех
т-рах страны. В 1950 С. Ч.-д. - гл. редактор журнала "Цзефан цзюнь
вэньи" ("Литература и искусство Народно-освободительной армии"). Пьеса
"Баовэй хэпин" ("Защитим мир") рассказывает о войне в Корее. Автор
одноактных пьес, статей и очерков о т-ре.
Соч. (на кит. яз.): Сун Чжи-ди цзюйцзо сюань, Пекин, 1958; Баовэй
хэпин, Пекин, 1956. Ал. Ж.
СУПЕРВЙА (Supervia), Кончита (8.XII.1899- 30.III.1936) - исп.
артистка оперы (контральто). Артистич. деятельность начала в 14-летнем
возрасте. Европ. известность принесли ей выступления в Италии (Турин,
Милан, Рим) в сер. 1920-х гг. С успехом пела в т-рах Парижа
("Гранд-Опера", "Опера комик", Т-р Елисейских полей), Мадрида, Брюсселя,
Копенгагена, Барселоны, Чикаго. С 1934 выступала гл. обр. в т-ре
"Ковент-Гарден". Была популярна как исполнительница исп. нар. песен.
С. обладала редким голосом-колоратурным контральто обширного
диапазона (исполняла партии меццо-сопрано). Виртуозное вок. мастерство
позволило С. стать единственной в 20 в. преемницей крупнейших
"россиниевских" певиц прошлого - И. Коль-бран, М. Марколини, А.
Маланотте. Лучшие партии С.: Розина; Золушка, Изабелла ("Золушка",
"Итальянка в Алжире" Россини), Октавиан ("Кавалер роз" Р. Штрауса),
Кармен. Вс. Т.
СУРГУЧ‚В, Илья Дмитриевич [15(27). II.1881- 19.XI.1956] - рус.
писатель, драматург. Окончил Петерб. ун-т. Лит. деятельность начал в
1910. В 1917 эмигрировал. Первая пьеса С.- "Торговый дом" (о
разрушительном влиянии власти денег; 1913, Александрийский т-р; 1914,
Малый т-р). Наибольшей популярностью пользовалась пьеса С. "Осенние
скрипки", рассказывающая о любовных переживаниях стареющей женщины
(1915, МХТ, реж. В. И. Немирович-Данченко; Варвара - Книппер-Чехова,
Дмитрий - Вишневский). Драматургия С. эклектична. Он подражал
писательской манере Достоевского и Чехова. Пьесы С. были лишены глубоких
характеров, жизненной правды, их успех определялся мнимой
"проб-лемностью", эффектностью, выигрышностью гл. ролей.
Соч.: Сочинения, тт. 1, 3, 4, М., [1915-17]. С. Гал.
СУРЕНЯН (наст. фам.- Мартиросян), Су-рен Мартиросович
[8(20).IV.1899-4.XI.1939] - арм. сов. актёр. Сценич. деятельность начал
в 1918 в Пятигорском арм. т-ре. С 1938 -в Ленинаканском т-ре Играл
лирич. и драматич. роли: Левинсон ("Разгром" по Фадееву), Руководящее
лицо ("Мой друг" Погодина), Актёр ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна),
Фердинанд ("Коварство и любовь"), Сейран ("Намус" Ширванзаде), Платон
("Платон Кречет"), Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина), Михаэл ("Ещё
одна жертва" Сундукяна), Коме Эммануэль (о. п. Араксма-няна), Басанио
("Венецианский купец").
Лит.: А б а д ж я н Г. А., Сурен Суренян, Ер., 1959 (на арм. яз.). Б.
А.
СУРЕНЯНЦ, Вардкес Акопович (27.II.1860-6.IV. 1921) - арм. живописец,
график, театр. художник, переводчик. В 1876-79 учился в моск. Уч-ще
живописи, ваяния и зодчества. В 1885 окончил Мюнхенскую Академию
художеств. Лучшие пост.: оформление 2-го акта балета А. Адана "Корсар" и
оперы "Демон" (1900,1901, Мариинский т-р). В МХТ оформил пост.
одноактных пьес М. Метерлинка "Слепые", "Непрошенная", "Там, внутри"
(1904), новую пост. "Чайки" (1905, совм. с Н. Колупаевым), "Трагедию
любви" Гейборга (1907, Т-р В. Комиссаржевской). Переводил на арм. яз.
трагедии и комедии Шекспира. Лит.: К а заря н М., Вардкес Суренянц, М.,
1962. Л. Хал.
СУРКбВ, Евгений Данилович [р. 18(31).X.1915] - рус. сов. журналист,
театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1936 окончил
Горьковский педаго-гич. ин-т. Начал журналистскую деятельность в 1930. В
1942-48-начальник Репертуарного отдела Комитета иск-в СССР. В
1953-55-заместитель гл. редактора газеты "Советская культура". Чл.
редколлегии журнала "Знамя". Основные работы С. посвящены теории и
истории сов. драматургии (монография, поев. творчеству К. А. Тренёва) и
др. Преподавал в Лит. ин-те им. Горького (1953-57), с 1957 преподаёт в
Академии обществ, наук.
Соч.: Горьковский областной театр драмы, Л., 1937;
К. А. Тренев, М., 1953, М., 1955; На драматургические темы, М., 1962;
Чехов и театр. М., 1961 (сост., автор вступ. ст. и комментариев); О
красоте подлинной и мнимой, в сб.: На сцене - современник, М., 1963;
Новое дополнение к старой дискуссии, "Театр", 1963, ј 2, Драматургия
победившей человечности, там же, 1963, ј 10; Путь к Брехту, в кн.:
Брехт Б., Театр. т. 5, М., 1965.
Лит.: Рогачевский М., В боевом строю, "Театр", 1963, ј3; Громов Н.,
Голос критика, "Театр. жизнь", 1963, ј 18. Э. К.
СУРКОВА, Надежда Александровна (р. 27. IV. 1914) - рус. сов. актриса.
Нар. арт. Коми АССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1932
окончила театр. техникум в Куйбышеве. В 1932-33 - актриса Куйбышевского
ТЮЗа. В последующие годы работала в т-рах Тулы, Кемерова, Воронежа,
Таганрога. С 1942 - в Республиканском муз.-драм. т-ре Сыктывкара.
С.- актриса яркого комедийного дарования. Наиболее значит, работы:
Лиза ("Горе от ума"), Миран-долина ("Хозяйка гостиницы"), Беатриче
("Много шума из ничего"), Диана ("Собака на сене" Лоне де Вега), Пани
Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), пани Анеля ("Дамы и
гусары" Фред-ро). С. Я.
СУРКЯВИЧУС, Ионас Ионо (р. 10.II.1911) -ли-тов. сов. театральный
художник. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1959). Окончил Художеств. уч-ще в
Каунасе (1937). В 1940-41 работал в Шяуляйском т-ре. В 1941-50-в
Паневежском т-ре. С 1950- художник, а с 1957 - гл. художник Т-ра драмы
Лит. ССР (Вильнюс).
Оформил спектакли: "Платон Кречет" (1940, Шяуляйский т-р); "Жизнь в
цитадели" Якобсона (1947), "Поднятая целина" по Шолохову (1964) -
Паневежский т-р; "Правда кузнеца Игнотаса" (1950), "Невидимое оружие"
(1958) Гудай-тиса-Гузявичуса, "Дядя Ваня" (1954); "Доля предрассветная"
Сруоги (1956), "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1957), "Мария Стюарт"
(1958), "Блинда" Ландсбергиса-Жемкальниса (1958), "Иркутская история"
Арбузова (1960), "Всеми забытый" Хикмета (1960), "Владельцы ключей"
("Поворот ключа") Кундеры (1963), "На дне" (1964) - Т-р драмы Лит. ССР,
"Владыка" Миколайтиса-Путинаса (1964, Клайпед-ский драм. т-р) и др. \
Ал, Д.
СУРТУБАЕВ, Мулюк (р. 5.XI.1917) - казах, сов. актёр. Нар. арт. Казах.
ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1933 поступил в студию при
Карагандинском ТРАМе. С 1936 - актёр Карагандинского т-ра драмы. В 1957
вступил в труппу Казах, т-ра драмы (Алма-Ата). Актёр самобытного
дарования, С. достигает яркой реалистич. образности. В Карагандинском
т-ре играл гл. обр. героев в пьесах нац. драматургии - Тулиген, Козы
("Кыз-Жибек", "Козы Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова); в переводной
драматургии - Яровой, Фердинанд. Выступал и как комедийный актёр -
Хлестаков ("Ревизор"), Труффальдино ("Слуга двух господ"). В
Алма-атинском т-ре играет драматич. и остро характерные роли: Кебек
("Енлики Кебек" Ауэзова), Абай (о. п. Ауэзова), Жалмукан ("Трагедия
поэта" Мусрепова), Сляй ("Укрощение строптивой" Шекспира). Люд. Б.
СУТЮШЕВ, Макмун Галеевич [р. 2(15).XI.1906] - тат. сов. театральный
художник. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с
1943. В 1931 окончил Казанское художеств. уч-ще. В 1932- 1934 работал в
Тат. рабочем т-ре в Казани, в 1939-41- художник декоратор, с 1944 - гл.
художник Т-ра им. Камала.
Оформил спектакли: "Тукай" (1939), "Каюм Насыров" (1945), "Муса
Джалиль" (1957), "Галиябану" (1954), "Фархад тт Ширин" (1955), "Анджело"
(1953), "Враги", "Банкрот" (1962. "Вне закона" (1963). X. К.
СУТЯГИН. Александр Василтезчч [р. 12(25). VIII. 1915J-CCB. артист
оперы (лирик о-драматич. баритон).
Нар. арт. РСФСР (1955) и Башк. АССР (1949). Учился в Уфимском муз.
уч-ще и б.ашк. студии Моск. консерватории. В 1943-56 - солист Башк. т-ра
оперы и балета, с 1957 - Ленингр. Малого оперного т-ра.
Партии: Онегин, Мазепа, Грязной; Алеко (о. п. Рахманинова), Бес
("Черевички" Чайковского), Клод Фролло ("Эсмеральда" Даргомыжского),
князь Игорь; Амонасро, Яго ("Аида", "Отелло" Верди), Риголетто, Фигаро,
Эска-мильо; Скарпиа ("Тоска"), Голландец ("Летучий голландец" Вагнера),
Леандр ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Борис Тимофеевич
("Катерина Измайлова" Шостаковича), Гутар ("Первая весна" Жуковского),
Пугачёв ("Салават Юлаев" Исмагилова), Максим ("Азат" Мурта-зина) и др.
А. Ив.
СУУРОРГ, Аро (наст. имя и фам. - Арнольд Гроссталь;
18.VII.1903-3.1.1960) - эст. сов. актёр. Нар. арт. Эст. ССР (1954). В
1926 окончил театр. школу "Драмастудио" и был принят в труппу т-ра
"Драмастудио" (с 1937 - Эст. драм. т-р). Затем работал в Т-ре драмы им.
Кингисеппа. С. был ярким, своеобразным, характерным актёром; его
творчеству присущи мягкий юмор, острая ирония и глубокий драматизм.
Особенно удавались С. характеры сильных, энергичных людей.
Роли: Сууркикас ("Благодать потрясённого разума" Ра-удсепа, 1932,
1957), Фаюнин ("Нашествие", 1945), Лембиту ("Псы-рыцари" Сютисте, 1945),
Тийт Кондор ("Борьба без линии фронта" Якобсона, 1947), Юрка ("Новый
сатана из Пыр-гупыхья" Таммсааре, 1945, 1953), Городничий (1949, 1953);
профессор Рени ("Старый дуб" Якобсона, 1955), Пунтила ("Господин Пунтила
и его слуга Матти" Брехта, 1958).
К. Каск. СУФЛ‚Р (франц. souffleur, от souffler - дуть, поддувать) -
работник т-ра, следящий за ходом репетиции и спектакля по выверенному
тексту пьесы (суфлёрский экземпляр) и подсказывающий актёрам, в случае
необходимости, текст роли. В муз. т-ре С. следит за спектаклем по
клавиру. С. находится в суфлёрской будке, расположенной у линии занавеса
(или в одной из боковых кулис) и скрытой от зрителей небольшим
щитом-раковиной. В дорево-люц. т-ре (в особенности в провинции), когда
антрепренёры, преследуя коммерческие цели, показывали неск. новых
спектаклей в месяц (каждый спектакль подготавливался в течение 2-3
репетиций), представление шло зачастую под С. В сов. т-ре тщательная,
серьёзная работа коллектива над спектаклем по существу исключает
необходимость суфлирования; за С. сохраняются лишь подсобные функции (во
время репетиций и др.).
"СУФЛЕР" -рус. театр., художеств. и литературная газета. Выходила в
Петербурге с окт. 1878 по 1886 вкл. Основана Н. П. Кичеевым, к-рый
выпустил один номер. Затем газету редактировали А. И. Уткин и А. А.
Соколов (с 1882 один Соколов). В 1886 вышло девять номеров, и "С."
прекратил существование.
СУХАРЕВСКАЯ, Лидия Павловна [р. 17(30).VIII. 1909] - рус. сов.
актриса. Засл. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт. РСФСР (1950). В 1931
окончила Первую художеств. студию в Ленинграде. Работала в Ленингр.
т-рах, в 1933-44 - актриса Ленингр. т-ра Комедии. Играла здесь роли
Наташи ("Замужняя невеста" Шаховского и Грибоедова), Урбана
("Вален-сианская вдова" Лоне де Вега), Бетти ("Опасный поворот"
Пристли), Юлии Джули ("Тень" Шварца), Эллен ("Дорога в Нью-Йорк"
Малюгина) и др. С 1944 работает в Москве. В 1946-63 -в Т-ре-студии
киноактёра. Роли: Софья Ковалевская (о. п. бр. Тур), Гедда Габлер (о. п.
Ибсена), Ольга Ивановна ("Попрыгунья" Чехова), Антонина ("Несущий в
себе" по сценарию С. "Жизнь"). Одновременно С. выступала на сцене Моск.
т-ра драмы и Т-ра Сатиры (Хизиона-"Дом, где разбиваются сердца" Шоу). С
1963 - актриса Моск. драматич. т-ра; сыграла роль Матери в пьесе Чапека
"Мать" и роль Симы в пьесе Максимова "Жив человек". С.-актриса
своеобразной индивидуальности, особенно интересно играет роли мятущихся
женщин сложной судьбы. Актриса раскрывает внутр. драматизм характера,
скрывающийся за эксцентрикой и бравадой - Эллен ("В понедельник, в 8"
Фербера и Кауфмана), Эдит ("Скончался г-н Пик" Пейре). С. наиболее
близка современная драматургия. Творчество её отличает филигранное
мастерство, умение находить тонкие нюансы, раскрывающие душевный склад
её героинь.
С. снималась в кино: "Мусоргский" (Гос. пр. СССР, 1951).
Соч.: Жизнь. Сценарий, "Искусство кино", 1960, .ј12 (совм. с Н.
Коварским).
Лит.: Лидия Сухаревская, Л., 1939. 3. Вл.
СУХИШВЙЛИ, Илья (Илико) Ильич (р. 4.IV. 1907) - груз. сов. артист
балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
1944. В 1924 окончил Студию груз. нар. танцев (педагог А. Алексидзе). В
1926 поступил в Тбилисский т-р оперы и балета (ныне Груз. т-р оперы и
балета им. Палиашвили), в спектаклях к-рого исполнял груз. нар. танцы; в
1928-32 - ведущий танцовщик и балетмейстер этого т-ра. Пост. танцы и
исполнил их в операх :"Цисана" Долидзе (1929), "Абесалом и Этери"
Палиашвили (1930), "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1930), "1905
год"Магвинет-Ухуцеси (1931). Ставил также груз. танцы в Киевском т-ре
оперы и балета им. Шевченко,
Киевском т-ре муз. комедии (в 1939), Муз. т-ре им. Станиславского и
Немировича-Данченко и Ленингр. т-ре муз. комедии. С 1954 перестал
выступать как танцовщик.
В 1945 организовал совм. с Н. Рамишвили Ансамбль народного танца
Груз. ССР. Является директором и УД- руководителем этого ансамбля. На
основе танц. гру. фольклора создал танцы "Лекури", "Хоруми", "Картули",
"Хаджелури", "Кинтоури" и др. Гос. пр. СССР (1949). Вместе с ансамблем
гастролировал в Венгрии, Дании, Италии, США и др. странах. Ст. М.
СУХОВО-КОБЫЛИН, Александр Васильевич [17 (29).IX.1817,
Москва,-11(24).III.1903, Болье, Франция] - рус. драматург. Выходец из
старой дворянской семьи. Окончил физико-математич. отделение Моск. ун-та
(1838). В 1838-42 занимался в Гейдель-бергском и Берлинском ун-тах,
изучал философию и право. Был дружен с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым.
В 1850-е гг. был заподозрен в убийстве своей гражданской жены
француженки Л. Симон-Диманш. Однако многолетний судебный процесс над
С.-К. закончился его оправданием. Испытав на себе во время следствия
чиновничий произвол, бюрократизм. наглое вымогательство,'
взяточничество, унижение чело веч. достоинства, С.-К. отразил это в
своих пьесах. Автор трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть
Тарелкина". Первая пьеса С.-К. "Свадьба Кречинского" (начата за границей
в 1852, закончена в 1854 в Тульской тюрьме) была пост. в 1855 в Малом
т-ре, в 1856 в Александрийском т-ре. В ней показана моральная деградация
дворян, стремящихся любыми средствами сохранить возможность жить в
роскоши и безделье. Драма "Дело", написанная С.-К. в 1861 (изд. в том же
году в количестве 25 экз. в Лейпциге), была пост. с большими купюрами
под назв. "Отжитое время" лишь в 1882 (Малый т-р). Комедия "Смерть
Тарелкина" (создана в 1869) пост. в 1900 в т-ре Лит.-художеств. об-ва
(Петербург). Вся трилогия изд. в 1869 под назв. "Картины прошедшего". В
пьесах "Дело" и "Смерть Тарелкина" С.-К. с огромной сатирич. силой
показал коррупцию, взяточничество, обман, царящие среди чиновников и
приводящие к тому, что честный человек, сталкивающийся с бюрократизмом,
канцелярской тупостью, произволом, волокитой, вымогательством, круговой
порукой, обречён на неизбежную гибель. Писатель-сатирик, С.-К. прибегал
к гротеску, гиперболе, эксцентрике. Однако сатирич. персонажи в пьесах
С.-К., персонифицировавшие отвратительные пороки, сохраняли в то же
время живые черты характера, не превращались в маски. Пьесы С.-К.
отмечены глубиной психологич. анализа. Речь персонажей отличается
остротой, афористичностью, С.-К. постоянно прибегает к алогизмам, метким
эпитетам и метафорам.
Сатирич. сценка С.-К. "Торжественное соглашение батюшки с миром, или
Тариф на раздробительную продажу духа святого" (1892) и его памфлет
"Квартет" (1900) для сцены не предназначались.
В 1902 С.-К. был избран почётным академиком по разряду изящной
словесности.
С о ч.: Трилогия, М., 1938, то же, М.-Л., 1959. Лит.: Гроссман Л. П.,
Театр Сухово-Кобылина, М.-Л., 1940; Р у д н и ц к и й К., А. В.
Сухово-Кобылин, М., 1957; Клейнер И. М., Драматургия Сухово-Кобылина.
М., 1961. Ю. Д.
СУХОДОЛЬСКИЙ, Владимир Алексеевич (4. VI. 1899-20.XI.1962) - укр.
сов. драматург. Первая пьеса-"Накануне" ("Степь ожидает", 1930), затем
написал пьесы: "На повестке дня" (1930), "Электроток" (1931). В 1933
сделал инсценировку "Сорочинской ярмарки" по Гоголю (изд. 1935),
вошедшую в репертуар т-ров УССР. В 1936 написал драму "Устим Карма-люк",
затем пьесы: "Тарасова юность" (1938), "Десант" (1939), "Хвала жизни"
(1940). В 1943 вышел сб. одноактных пьес "Дни войны". В 1946-62 написал
драмы:
"Соната", "Наследство Фреда Стауна", "Дальняя Елена", "Мечтатели из
Степного", "Арсенал", ряд одноактных пьес. Автор книги о М.
Заньковецкой..
Лит.: Писатели Советской Украины, Киев, 1960, с. 464- 465;
"В?тчизна", Кив, 1959, .ј 7, с. 169-71; "Л?тературна газета", 1959, 19
червня, ј 50; "Радянська культура", 1959, 18 травня, ј 48. Л. Б.
СУХОДОЛЬСКИХ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
(Московский драматический театр)- рус. театр. существовавший в Москве
в 19141919 (Каретный ряд, сад "Эрмитаж"). Открылся 8 сент. 1914
спектаклем "Последняя жертва". В С. д. т. были пост. спектакли:
"Укрощение строптивой", "Бедность не порок"; "Дворянское гнездо" по
Тургеневу, "Пигмалион" Шоу, "Женитьба"; "Завтрак у предводителя"
Тургенева, "Павел Первый" Мережковского, "Касатка" А. Н. Толстого, "Грех
да беда на кого не живёт" Островского, "Тот, кто получает пощёчины" Л.
Андреева, "Вера Мирпева" У рванцева и др. В т-ре в разное время работали
актёры: Н. В. и В. В. Алексеевы-Месхиевы, Б. С. Борисов, Н. М. Ра-дин,
Е. А. Полевицкая, М. М. Блюменталь-Тама-рина, В. О. Топорков, И. И.
Мозжухин, Н. Н. Сос-нин, М. М. Петипа, И. Н. Певцов и др.; режиссёры:
А. А. Санин, Ю. Э. Озаровский, А. Л. Зиновьев, И. Ф. Шмидт и др. В
конце 1919 на базе С. д. т. был создан Гос. показательный т-р. С. Г,
СУХОНЬ(8испоо), Эуген(р. 25.IX.1908) - словацкий композитор. Отец С.
был органистом, мать-пианисткой. В 1031 окончил консерваторию в
Братиславе, в 1931-33 учился у В. Новака в Праге. С.- ведущий словац.