<< Пред. стр. 727 (из 913) След. >>
Салливен А.СЯЛЛИК, Алфред (24.VI.1890-6.IX.1943)- эстонский артист оперы и
оперетты (лирич. тенор). Учился пению в Петерб. консерватории, позднее
совершенствовался в Германии и Италии. В начале творч. деятельности
выступал в драме. Роли: Кассио ("Отелло"), Арбенин ("Маскарад") и др. В
1910-28 и 1935-40 был артистом и режиссёром т-ра "Эстония". Иск-во С.
способствовало развитию эст.проф. муз. т-ра. Был первым исполнителем
партий в пост. рус. и зап.-европ. оперной классики на эст. сцене:
Ленский; Педро ("Долина" д'Альбера), Каварадосси, Канио, Альфред и др. С
большим успехом выступал в оперетте: Эдвин ("Сильва" Кальмана), Данило
("Весёлая вдова" Лега-ра), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Штефан
("Весёлый крестьянин" Фалля) и др. Выступал и как режиссёр. Пост. пьесы:
"Друг Джек" Моэма (1919), "Друзья молодости" Фульды и др.; оперы:
"Травиата" (1915), "Сельская честь", "Паяцы" (обе в 1919) и др.;
оперетты: "Продавец птиц" Целлера (1924), "Марица" (1925), "Баядера"
(1928) Кальмана и др.
X. Кыр., Леа Т.
СЯНЦЗЮЙ - кит. нар. муз.-драм. т-р провинции Хунань. Получил
распространение в 15-17 вв. (в период династии Мин). Сохранился как
театр. форма и в совр. кит. т-ре. В зависимости от территориального
распространения существуют разновидности С.: сев. С. (район г. Чанша), в
к-ром преобладают мелодии сев. части провинции, особый вид нерифмованной
декламации; хэньянский С. - более древнего происхождения, сохранил
влияние т-ра кунъцюй с преобладанием мелодий юж. части провинции;
дэчанский С. распространён в зап. провинции, для него характерно
использование струнных инструментов (в отличие от др. форм С., где
ведущий муз. инструмент - барабан); циянский С. популярен в Шаояне,
Линлине и в сев. части провинции Гуанси, близок т-ру ханъцзюй,
мелодически разнообразен и поэтому более широко распространён (особенно
в 50-60-е гг. 20 в.).
Все виды С. ставят старинные пьесы на буддийско-религ. сюжеты,
героико-патриотич. произведения традиционного ср.-век. т-ра: "Чжи тянь
чжуан" ("Приобретение поместья"), "Пань Гэ энь ци" ("Пань Гэ прощает
жену"), "Чжуй яо" ("Изгнание нечисти") и др. Сохранились видоизменённые
пьесы т-ра куньцюй:
"Ляньхуань цзи" ("Цепочка"), "Юй цянь цзи" ("Яшмовые шпильки") и др.
Лит.: Чжунго сицюй яньцзю цзыляо чуцзи, Пекин, 1956 (на кит. яз.).
Ал. Ж.
СЯО ДАНЬ - см. Дань.
СЯРЕВ, Андрес [р. 26.1(8.11). 1902] - эст. режиссёр и актёр. Засл.
арт. Эст. ССР. В 1920-22 учился на курсах сценич. иск-ва, руководимых К.
Юнгхоль-цем. В 1922 начал работать в т-ре "Угала" (г. Виль-янди). Затем
был актёром и режиссёром в пярнуских т-рах - "Эндла" (1926-28), Рабочем
т-ре (1928-30); в таллинских - Рабочем т-ре (1930-40) и т-ре "Эстония"
(1939-49). С 1949 -в Т-ре им. Кингисеппа (Таллин). С. внёс большой вклад
в развитие рабочих т-ров в бурж. Эстонии. Инсценировал произв. эст.
лит-ры(А. X. Таммсааре, Э. Вильде, О. Лутс). Режиссёрские работы С.
отличаются тщательным воссозданием атмосферы эпохи, точным чувством
стиля.
Пост.: "На задворках" Лутса (1934), "Отелло" (1936), "Платон Кречет"
(1938), "Ромео и Джульетта" (1938), "Укрощение строптивой" (1940);
"Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре (1940), "Связь" Вильде (1940),
"Васса Железнова" (1940), "Гамлет" (1945); "Жизнь в цитадели" Якобсона
(1946), "Сирано де Бержерак" Ростана (1947), "Берег ветров" (1951) и
"Король Каугатома" (1955) Хинта, "Варгамяэ" Таммсааре (1952, 1958).
Актёрские работы С. отмечены простотой выразительных средств,
продуманностью, психологич. глубиной.
Роли: Эско ("Сапожники Нумми" Киви, 1934), Отелло (1936), Пер Гюнт
(1936); доктор Мийлас ("Жизнь в цитадели", 1946). Автор либретто балетов
"Калевипоэг" Каппа (1954), "Тийна" Аустер (1950), детской оперы "Хитрый
Антс и Вана-паган" (1960).
Лит.: Naitejuhi kasiraamat, Tallinn, 1960. К. Каск.
СПИСОК НОВЫХ АВТОРОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
(СМ. ТАКЖЕ СПИСКИ АВТОРОВ В 1-3-М ТОМАХ)
А. Ал. - Александр Дмитриевич Алексеев (Москва)
А. Гр. - Александр Борисович Грибанов (Москва)
А. Дин. - Акива Эльяович Динер (Москва)
Аза X.- Аза Асламурзаевна Хадарцева (Орджоникидзе)
А. Кар. - Анатолий Анатольевич Карягин (Москва)
Ал. Б. - Александр Алексеевич Бронников (Москва)
Ал. Д. - Альфонсас Юозович Дудис (Вильнюс)
Ал. Ж. - Алексей Николаевич Желоховцев (Москва)
Альб. К. - Альбина Витальевна Каллош (Москва)
А М.-П. - [Александр Шамильевич Мелик-Пашаев(]у[осква)
А. Ник. - Алла Михайловна Никитина (Москва) Ан. С. - Анатолий
Викентьевич Соболевский (Минск) А. Рев. - Александр Иванович Ревякин
(Москва) А. Рум. - Александр Александрович Румнев (Москва) А. Сад. -
Александр Павлович Садовник (Черновцы) А. Чх. - Александр Семёнович
Чхеидзе (Тбилиси) А. Шор. - Аскерби Тахирович Шортанов (Нальчик) Б. Дис.
- Белла Григорьевна Дисман (Москва) В. Дон. - Владимир Григорьевич
Донадзе (Тбилиси) Вен. С. - Венера Архиповна Степанова (Минск) В. Кис. -
Василий Александрович Киселёв (Москва) В. Ком. - Виктор Григорьевич
Комиссаржевский (Москва) Влад. П. - Владимир Николаевич Прокофьев
(Москва) В. Над. - Вота Султановна Надирова (Баку) В. Ю. - Виктор
Аронович Юзефович (Москва) Г. Д. - Галина Николаевна Добровольская
(Ленинград) Г. Ког. - Григорий Михайлович Коган (Москва) Г. Ли -
Геннадий Васильевич Ли (Москва) Г. Р. - Галина Васильевна Рубцова
(Ленинград) Г. Pax. - Гулыпахназ Мамаджановна Рахманова (Москва) Г. Шум.
- Георгий Павлович Шумилов (Москва) Дм. ттт. - Дмитрий Петрович Шестаков
(Москва) Е. А. - Елена Владимировна Азерникова (Москва) Е. Кат. - Елена
Клементьевна Катульская (Москва) Ек. Л. - Екатерина Николаевна Луганская
(Киев) Ел. М. - Елена Ивановна Мурзина (Киев) И. В. - Инна Люциановна
Вишневская (Москва) Ив. М. - Иван Иванович Мартынов (Москва) И. Дюш. -
Игорь Борисович Дюшен (Москва) И. 3. - Ида Давыдовна Злотникова (Москва)
Из. Н. - Израиль Владимирович Нестьев (Москва) И. Лил. - Ирина
Александровна Лилеева (Москва) И. М. - Ирина Григорьевна Мягкова
(Москва) Ин. С. - Инна Наумовна Соломоник (Москва) Ир. М. - Ирма Юльевна
Марцина (Москва) И. Рос. - Иосиф Болеславович Ростоцкий (Москва) Ир. Т.
- Ирана Турска (Варшава) И. Шн. - Исаак Израилевич Шнейдерман
(Ленинград) Кн. Г. - Кнарик Геворговна Григорян (Ереван) Лад. П. - Лада
Панова (Болгария) Лил. П. - Лиана Джоджиковна Парзян (Москва) Л. Лаз.
-Лазарь Ильич Лазарев (Москва) Люд. А. - Людмила Александровна Аганина
(Москва) Люд. Д. - Людмила Сергеевна Данилова (Ленинград) Люд. Ш. -
Людмила Александровна Шрубок (Киев) Map. Т. - Марина Александровна
Турчинович (Москва) М. Ахм. - Махмуд Шарафович Ахмедов (Ташкент) М. Вал.
- Майму Хуговна Вальтер (Таллин) М. Д. - Михаил Семёнович Друскин
(Ленинград) М. Йос. - Микола Кузьмич Йосипенко (Киев) М. Мам. - Мехти
Мамедов (Баку) М. Ян. - Моисей Осипович Янковский (Ленинград) Над. М. -
Надежда Фёдоровна Мурыгина (Москва) Н. Войт. -Наталия Ричардовна
Войткевич (Москва)
Н Гор. [Николай Михайлович Горчаков (Москва)
Н. Ел. - Нина Генриховна Елина (Москва)
Н. Сац - Наталья Ильинична Сац (Москва)
Н. X. - Нэргиз Рамазановна Халилова (Баку)
О. Д. - Ольга Викторовна Домбровская (Москва)
О. И. - Олег Васильевич Иовса (Киев)
С. Гал. - Светлана Александровна Галкина (Москва)
С. и И. Йис. - Сима Герасимовна и Изидор Герасимович
Нисневич (Минск)
Сп. С. - Спартак Методиевич Савов (Москва) С. С. - Светлана Андреевна
Серова (Москва) Т. Пон. - Тамара Николаевна Пономарёва (Москва) Ф. В. -
Фарида Везирова (Баку) Эд. К. - Эдуард Самуилович Капитайкин (Ленинград)
Ю. В. - Юрий Борисович Виппер (Москва) Ю. Гл. - Юлия Сергеевна Глазунова
(Москва) Я. Каг. - Ян Яковлевич Каган (Москва)
ТАБАКОВА, Цветана (27.1.1905 - 5.XI.1938) - болг. артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). Окончила Софийскую консерваторию по классу
И. Н. Вульпе. Сценич. деятельность начала в софийской Нар. опере. В 1931
выступала в Лондоне (вместе с Шаляпиным) в партиях Ярославны ("Князь
Игорь") и Наташи ("Русалка"). Т. имела голос красивого тембра с
металлич. оттенком, тонко владела нюансировкой.
Партии: Татьяна, Лиза, Купава; Мария ("Царь Калоян" Владигерова),
Тоска; Мюзетта, Анджелика, Турандот ("Богема", "Сестра Анджелика" и о.
п. Пуччини),Элеонора, Леоно-ра ("Трубадур", "Сила судьбы" Верди), Агата,
Реция ("Вольный стрелок", "Оберон" Вебера), Сента, Эльза, Елизавета
("Летучий голландец", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера) и др.
Лит.: Андреев А., Първи български оперни певци и певици. С., 1961, с.
12. ffg
ТАБАРЕН (Tabarin; настоящее имя и фам. --Антуан Ж и р а р , Girard,
по др. источникам - Жан С а л о м о н, Salomon) (р. ок. 1584 - ум. 1626)
- франц. актёр нар. т-ра. Выступал на площадях Парижа в бродячей труппе
Мондора. Разыгрывал (при участии др. персонажей) короткие комедийные
сценки собств. сочинения, исполненные грубоватого юмора. С о ч.: Oeuvres
completes de Tabarin..., t. 1-2, P., 1858.
ТАБИБУЛЛАЕВ, Сагди (р. 1906) - узб. сов. актёр. Нар. арт. Узб. ССР
(1949). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Занимаясь в педагогич. техникуме
в Бухаре, был активным участником самодеятельного драм. кружка. В
1924-27 учился в Узбекской театральной студии в Москве; играл роль
Добчинского (в 1935 - Хлестакова). В 1927 вошёл в труппу Самаркандского
театра (впоследствии Т-р им. Хамзы).
Т. - яркий характерный актёр широкого диапазона. Он отбирает точные
детали, мастерски разрабатывает жест, интонации. С острой
разоблачительной силой играл Т. кулака Яхшибая ("Честь и любовь" Яшена,
1936), предателя Мансура ("Алишер Навои" Уй-гуна и Султанова, Гос. пр.
СССР, 1949), Ярового и Ели-сатова ("Любовь Яровая", 1937, 1952),
злобного реакционера Гияс Ходжа ("Хамза" Яшена и Умари, 1942), Бакиджана
("Дядя и племянники" Бабад-жана, 1959), взяточника Сух-сурова
["Последние экземпляры" ("Голос из гроба") Кахха-ра, 1962] и др.
Гуманизмом, лирикой проникнуты образы положительных героев, созданные
Т.: учёный Лученко ("Предатели" Фатхуллина, 1938), антифашист Пешек
("Дорогой бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), слепой, но сильный
духом нар. поэт, защитник угнетённых и обвинитель угнетателей Нурбобо
("Неизвестный" Султанова, 1963). Т. - первый исполнитель роли В. И.
Ленина на узб. сцене ("Человек с ружьём" Погодина, 1940). Актёр
виртуозно играет небольшие роли, в к-рых раскрывает тему забитого,
униженного, но чистого душой "маленького человека" - Телегин ("Дядя
Ваня" Чехова, 1957). Трагическим, жалким "маленьким человеком"
представал в его исполнении Гибнер ("Ревизор", 1952, 1962), горькими
раздумьями о жизни был исполнен образ Шута ("Король Лир", 1966),
сочетающий гуманизм, лирику, глубину анализа, присущие творчеству Т.
Лит.: Гос. ордена Ленина академич. узб. театр драмы им. Хамзы, Таш.,
1957; Олидор О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957; Уварова Г.,
Узбекский драматический театр. М., 1959; Фельдман Я., Характер народа и
сценические образы, Таш., 1962. Я. Ф.
ТАБЛИАШВЙЛИ, Вахтанг Валерианович (р. 16.V. 1914) - груз. сов.
режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с
1945. Окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа (1939). С 1940 - режиссёр и гл.
режиссёр Т-ра им. Марджанишвили. С 1956 - гл. режиссёр Т-ра оперы и
балета им. 3. Палиашвили.
Пост.: "Соломон Исакич Меджгануашвили" по повести Ардазиани (1940),
"Кремлёвские куранты" (1941), "Бесприданница" (1944); "Царь Ираклий"
(1942), "Непобедимые" (1945), "Давид Строитель" (1946) Готуа, "Ромео и
Джульетта" (1949), "Антоний и Клеопатра" (1951) Шекспира, "Пастырь" по
Казбеги (1948), "Майя из Цхнети" Канделаки (1955)в Т-ре им.
Марджанишвили; "Отелло" (1959)- в Батумском т-ре; Даиси" Палиашвили
(1957), "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Трубадур" Верди
(1962) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Снял фильм "Кето и Котэ"
(совм. с Ш. Гедеванишвили, 1948). Я. Ш.
ТАБОРДА (Taborda), Франсишку Алвиш да Силва (1 или 8.1.1824 -
5.III.1909) - португ. актёр. В детстве был учеником в типографии, затем
актёром-любителем. В проф. т-ре дебютировал в 1846 на открытии т-ра
"Жиназиу" (Лисабон) и за исключением неск. сезонов до конца жизни
выступал на сцене этого т-ра. Прославился исполнением комедийных ролей.
Играл в произв. нац. и зарубежной классич. драматургии. Особенную
известность получили его выступления в пьесах Мольера (напр., в "Лекаре
поневоле", 1894, Нац. т-р, Лисабон).
Лит.: R e b e l l o L. F., Teatro portugues: do romantismo aos nossos
dias, v. l-2, Lisboa, 1959-61. 3. П.
ТАВАДЗЕ, Дмитрий Матвеевич [р. 6(19).II.1911 ]- груз. сов. театр.
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с
1955. В 1930 окончил Тбилисскую Академию художеств по классу живописи
(класс проф. E. E. Лансере). Еще будучи студентом, с 1926 работал в Т-ре
им. Руставели.
Оформил спектакли: "Обруч" Самсонидзе (1932), "Осенние дворяне" Д.
Клдиашвили (1936), "Альказар" Мдивани (1937), "Поколение героев" С.
Клдиашвили (1937), "Потопленные камни" Мосашвили (1949; Гос. пр. СССР,
1951), "Испанский священник" Флетчера (1954), "Тариэл Голуа" Киачели
(1955), "Такая любовь" Когоута (1959), "Иркутская история" Арбузова
(1950), "Детиморя"Хухашвили (1961),"Сотворившая чудо" Гибсона (1963),
"Перед ужином" Розова (1963) и др.
Т. оформлял также в разные годы спектакли в т-рах им. Марджанишвили,
Батумском, Кутаисском, Т-ре им. Грибоедова, Моск. т-ре драмы им.
Пушкина, киевском им. Л. Украинки и др. Работы Т. характеризует острота
и лаконизм худ. формы, экспрессия, красочность, тонкое ощущение жанра,
ритмич. чёткость и рельефность. Эт. Г.
ТАВАДЗЕ, Тамара Георгиевна (р. 25.VII.1898) - груз. сов. художница.
Засл. художник Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Училась
в Москве в Студии художников (1916-17). В 1917-22 работала в Тбилисском
т-ре оперы и балета (ныне Т-р им. Палиашвили), оформила балетные
спектакли:
"Карнавал" (1920), "Польский бал" (1921), "Цветы Гренады" (1922),
пост. M. M. Мордкина. В 1924 участвовала в пост. оперы "Кето и Котэ"
Долидзе в Т-ре рабочих, солдатских и красноармейских депутатов (эскизы
костюмов). В 1928 окончила театрально-деко-рац. отд.
художественно-технич. ин-та в Москве. В 1927-36 работала в Большом т-ре.
Затем снова в т-рах Грузии; оформила спектакли: "Севильский цирюльник"
Россини (1938) в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, "Мнимый больной"
(1943) в Т-ре им. Марджанишвили, "Царь Ираклий" Готуа (1944) в Батумском
т-ре и др.
Работы Т. красивы по колориту и отличаются чётким композиционным и
планировочным решением. Лит.: Т. Г. Тавадзе. (Буклет), Тб., 1958. Я. Э.
ТАВРИЗИАН, Михаил Арсеньевич [14(27).V.1907- 17. X. 1957] - арм. сов.
дирижёр. Нар. арт. СССР (1956). Депутат Верх. Совета СССР 4-го созыва.
Окончил Ле-нингр. консерваторию как альтист (1932) и как дирижёр (1934,
класс А. В. Гаука). С 1925 работал альтистом в оперных и симф. оркестрах
Ленинграда. С 1934 - дирижёр Т-ра оперы и балета им. Палиашвили
(Тбилиси). С 1935 - дирижёр, с 1938 - гл. дирижёр Т-ра оперы и балета
им. Спендиарова (Ереван). Под рук. Т. в Т-ре им. Спендиарова были пост.
мн. рус. и зап.-европ. классич. оперы. Т. дирижировал пост. оперы "Аршак
II" Чухаджяна (1945), а также операми арм. сов. композиторов:
"Лусабацин" (1938) и "Героиня" (1950) Степаняна, "Давид-бек" Тиграняна
(1956), "Арцваберд" Бабаева (1*957, подготовил к пост.) и др. Выступал
как симф. дирижёр.
Живой артистич. темперамент, склонность к эмоц. контрастам сочетались
у Т. со сдержанностью и строгостью исполнения. Гос. пр. СССР, 1946-за
спектакль "Аршак II", 1951 - за спектакль "Героиня". В. Б р.
ТАВУЛАРИС (?????????,?), Дионисиос (1839- 1928) - греч. актёр. На
проф. сцене с 1858 (Константинополь). С 1866 играл в Афинах в труппе П.
Суцаса, с 1875 возглавил труппу "Менандр"; в 1901-08 был в составе
труппы "Королевского т-ра", вскоре после этого покинул сцену. Т. - один
из ведущих актёров греч. т-ра 70-90-х гг. 19 в. Обладал красивой внеш
ностью, был склонен к декламационной манере исполнения, к внешнему
пафосу. Иск-во Т. отразило переход от классицистского т-ра к
романтическому. С особым успехом выступал в ролях совр. ему греч.
драматургов.
Роли: император Константин ("Фауста" Вернардакиса), Пигмалион
("Галатея" Василиадиса), Митрос ("Возлюбленный пастушки" Коромиласа),
Тирезий ("Эдип-царь" Софокла), Гамлет, Отелло; Юлий Цезарь (о. п.
Шекспира), Эрнани (о. п. Гюго) и др.
СОЧ.: ???????? ??????????????, ????., 1930. Д С
ТАГЙ-ЗАДЕ НИЯЗЙ - см. Ниязи.
ТАГЙРОВ, Афзал Мухутдинович [ 13(25). X. 1890- дек. 1937] - башк.
сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1913. Чл. Президиума ВЦИК
СССР, председатель ЦИК Башк. АССР (с 1931), чл. бюро Башк. обкома
партии. В 1925-27 учился в Комакадемии (Москва). Лит. деятельность начал
в 1907; написал комедию "Бичура", высмеивающую невежество и суеверия
(ставилась учениками медресе в Казани). В пьесе "Янчура" (соч. 1912,
пост. 1917 башк. труппой в Оренбурге) героика нац.-освободительной
борьбы показана в абстрактно-романтич. форме. В годы гражданской войны
написал неск. агитпьес для первых тат.-башк. трупп, к-рые показывали их
на фронте ("Бедные и голодные" и др.). Октябрьской революции и
гражданской войне посв. пьесы Т. "В переходный период" (1923), "17-30"
(1929, Башк.т-р драмы) и "Ала-Тау" (1932, там же), индустриализации -
пьеса "Завод" (1932, там же), коллективизации - "Урняк" (1932,
Передвижной башк. т-р) и "Сибиряк Гильман" (1930, Башк. т-р драмы). Т.
принадлежат также драма "Вн-лочники" о кулацком восстании в Башкирии
(1920), комедия "От шутки к серьёзному", пьеса для детей "Рассказ
маленького Ахата" (соч. 1934). Пьесы Т. занимали важное место в
репертуаре башк. т-ра. В условиях культа личности Т. был незаконно
репрессирован. Реабилитирован посмертно.
С о ч.: Найланма эсэрсэр, т. 3, ???, 1959; Урнэк, ???, 1932;
Ала-tay, ???, 1935.
Лит.: МэЬэдиев М-, А. ТаЬиров пэм башкорт театры, "Октябрь", 1934,
5-6 Ьан; О творчестве Афзала Таги-рова, [сб.], Уфа, 1934; История
башкирской советской лит-ры. Очерки, ч. 1 (1917-1941), Уфа, 1963. A.
iifi.
ТАГЙРОВ, Фуат (р. 1917) - тат. сов. актёр. Засл. арт. Тат. АССР
(1956). Чл. Коммунистич. партии с 1957. В 1934 окончил студию при Т-ре
им. Камала и вступил в труппу ТЮЗа. С 1935 - актёр кукольного т-ра.
Исполняет преим. героико-характерные роли:
Дутан-Батыр (о. п. Хусни), Умет ("Лебедь и Умет" Хусни), Гвидон
("Сказка о царе Салтане" по Пушкину) и др. Автор пьес для т-ра кукол
("Друзья", "Коза и овца"). X
ТАГЙРОВА, Майя Авзаловна (р. 8.11.1931)-башк. сов. артистка балета.
Засл. арт. РСФСР (1955). В 1949 окончила Ленинградское хореографич.
уч-ще и в том же году была принята в балетную труппу Башкирского т-ра
оперы и балета (Уфа).
Партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Зайтунгул {"Журавлиная
песнь" Степанова), Эсмеральда, Жизель, Одет-та-Одиллия, Джульетта;
Ледяная дева ("Сольвейг" на муз. Грига) и др.
С 1962 преподает в хореографии, студии при Башкирском т-ре оперы и