<< Пред.           стр. 740 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Андижанском т-ре (1920- 1925), Асакинском колхозно-совхозном т-ре
 (1926-33). Руководил муз. ансамблем в Андижане (1933-44). Творчество Т.
 способствовало внедрению лучших традиций нар. т-ра и музыки в узбекский
 профессиональный т-р. М. К ад.
  ТБИЛ‚ЛИ, Марина Станиславовна (р. 25.X.1920)- груз. сов. актриса.
 Нар. арт. Груз. ССР (1966). В 1940 окончила Груз. театр. ин-т им.
 Руставели и была зачислена в Т-р им. Руставели. В 1944-45 - актриса
 Сухумского т-ра, с 1946 - Т-ра им. Марджанишвили. Игра Т. отличается
 темпераментом, задором, ярким комизмом, обаянием.
  Роли: Лизетта ("Невеста из афиши" Гольдони), Текла ("Герои Крцаниси"
 Шаншиашвили). Лаура ("Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега),
 Цисино ("Под ивой" Бердзенишвили), Елена ("Достойная награда"
 Келбакиани), Санатера ("Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки), Лариса
 ("Бесприданница"), Мария Антоновна ("Ревизор"); Поэма ("Не называя
 фамилий" Минко), Тасико ("Его звезда" Мо-сашвили), Марине ("Стрекоза"
 Бараташвили), Нино ("Незнакомая женщина" Шатберашвили), Мирандолина
 ("Хозяйка гостиницы"); донна Инесса ("Живой портрет" Морето), леди Анна
 ("Ричард III"); Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина) и др.
  С 1955 снимается в кино. Эт. Г.
  ТБИЛИСИ - столица Груз. ССР (825 тыс. жит. на 1966). После того как
 царь Вахтанг Горгасал (2-я пол. 5 в.) перенёс свою резиденцию из Мцхеты
 в Т., театр. иск-во начинает занимать заметное положение в обществ,
 жизни города. В эпоху раннего феодализма сохранялись театр традиции
 античной и эллинистич. эпох. Успехом пользовались танцы и мимы. Т. стал
 средоточием своеобразного груз. т-ра сахиоба, в к-ром сочетались слово,
 пение танец. Особого развития т-р сахиоба достиг в период расцвета груз.
 феод. культуры (11-13 вв.), когда Грузия становится сильнейшим
 государством Передней Азии. В Т. среди дворцовых построек имелись сахли
 сатамашо, сахли сал-хино (дом для зрелищ, дом для пиршеств), где
 давались представления как груз" так и странствующих иностр. трупп. '
 Около царского дворца был ипподром, на арене к-рого устраивались
 конно-спортивные игры и театр. зрелища. В т-ре сахиоба давались
 возвеличивающие феодалов представления кеба (восхваления), разыгрывались
 высмеивающие феод. знать сатирич. сцены басроба (поношения), комедии
 симгера сигодата, содержавшие эротич. любовные сцены. Сохранилось имя
 драм, поэта этой эпохи-Бистика. С 30-х гг. 13 в., после нашествия
 иноземных захватчиков зрелищная культура города пришла в упадок. В 17
 в., с усилением освободительного движения и общим возрож дением
 грузинской литературы и искусства, заметно оживилась театральная жизнь
 Т. Выступают труппы стран Востока.
  В 18 в. в Т. ставились школьные спектакли по образцу таких же пост. в
 укр. и рус. учебных заведениях. Существовал т-р сахиоба, возглавляемый
 актёром Д. Мачабели. Был создан новый т-р классицистского направления
 под рук драматурга Г. Авалишвили. Ставились оригинальные и переводные
 пьесы рус. и иностр. авторов. В Т. имелся общедоступный гор. т-р (под
 назв. "Палата"), где давались закрытые спектакли для дворцовой знати.
  Благотворное влияние на развитие театр. жизни оказало присоединение
 Грузии к России (1801). В начале 19 в. возникают любительские кружки,
 инсценируется поэма Руставели. В 1850 драматург Г. Эристави воссоздал
 груз. проф. т-р. В 1845 в Т. выступала русско-укр. труппа. В 1851 было
 построено театр. здание (на 800 мест) по проекту арх. Скудиери. Здесь
 давали спектакли т-р Эристави, рус. драм. труппа, состав к-рой был
 набран при помощи М. С. Щепкина, и итал. оперная труппа Барбиери. Здание
 сгорело в 1875, после чего спектакли ставились в помещении летнего т-ра.
 В 80-х гг. под т-р было оборудовано здание караван-сарая (ныне Т-р им.
 Грибоедова). В 1896 открыто здание оперного т-ра (ныне Т-р оперы и
 балета им. Палиашвили). Затем открыт т-р Артистич. об-ва (на месте, где
 теперь помещается Т-р им. Руставели), в 1909-т-р Нар. дома (где теперь
 Т-р им. Марджанишвили). В здании груз. т-ра с 1879 играла труппа
 Драматич. об-ва, к-рым руководили И. Чавчавадзе и А. Церетели.
 Реалистич. школа груз. актёрского иск-ва, возглавляемая В. Абашидзе,
 была представлена В. Алекси-Месхишвили, Н. Габуния, М.
 Сапаровой-Абашидзе, В. Гу-ния, К. Месхи, Е. Черкезишвили и др. В нач. 20
 в. в Т. большое развитие получает рабочий т-р, где воспитались видные
 актёры груз. т-ра Н. Гоциридзе, В. Нинидзе, М. Чиаурели, А. Хорава, У.
 Чхеидзе, П. Прангишвили, Н. Давиташвили и др.
  После установления Сов. власти в Грузии (1921) театр. иск-во получает
 бурное развитие. В 1967 в Т. работают 11 т-ров: Т-р оперы и балета им.
 3. Палиашвили, Т-р им. Руставели, Т-р им. Марджанишвили, рус. Т-р им.
 Грибоедова, армянский Т-р им. Шаумяна, Груз. ТЮЗ, Рус. ТЮЗ, Груз.
 кукольный т-р, Т-р музыкальной комедии. Рус. кукольный т-р. Груз. театр
 санитарной культуры. В 1939 в Т. был открыт груз. Театр. ин-т, с 1927 -
 театр. музей. В Т. имеется груз. Театр. об-во, издаются журн. "Сабчота
 хе-ловнеба" ("Советское иск-во"), "Театралури моамбе" ("Театральный
 вестник"), "Театралури Тбилиси" ("Театральный Тбилиси"), газ.
 "Литературули Сакартвело" ("Литературная Грузия"). Спектакли и концерты
 организовывают:
  Гос. филармония Грузии, драматич. классы Театр. ин-та, оперная студия
 Гос. консерватории, хореографич. школа, культурно-просветительные уч-ща.
 В Т. работают (1967):
  5 нар. т-ров (из них 3 груз., 1 рус., 1 осетинский), 3 самодеятельных
 т-ра кукол, 24 драматич. кружка, 14 агитбригад.
  Лит. см. при ст. Грузинский театр. Д- Д.
  ТБИЛИССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ГРИБОЕДОВА - рус. сов.
 т-р. Открылся в 1932. Труппа сформировалась из актёрского коллектива
 т-ра Тбилисского Дома Красной Армии и пополнилась актёрами,
 приглашёнными из разл. городов СССР. Для пост. первого спектакля "На
 дне" (1932) был приглашён режиссёр К. А. Марджанишвили.
  В 1933-45 т-р возглавлял К. Я. Шах-Азизов. В окт. 1934 т-ру было
 присвоено имя А. С. Грибоедова. Ставя рус. совр. и классич. драматургию,
 т-р большое внимание уделяет пропаганде груз. драматургии. На сцене т-ра
 были осуществлены спектакли "Великий Моурави" Вакели (1941), "Хевисбери
 Гоча" по Каз-беги (1957), "Пламенный мечтатель" Мревлишвили
  (1958), "Крот" Чиджавадзе (1959), "Во дворе злая собака" Буачидзе
 (1963) и др.
  Среди спектаклей т-ра: "Интервенция" Славина (1934, реж. А. Г.
 Ридаль), "Волки и овцы" (1936, реж. А. И. Рубин), "Дети солнца"; "Сирано
 де Бержерак" Ростана (оба в 1936, реж. Ридаль), "Провинциальная история"
 по Бальзаку (1938, реж. А. Д. Смиранин), "Человек с ружьём" (1938, реж.
 Рубин); "Дети Ванюшина" Найдёнова (1939, реж. Г. А. Товстоногов), "На
 всякого мудреца..." (1940, реж. Рубин), "Кремлёвские куранты" (1940,
 реж. Товстоногов), "Бешеные деньги" (1942, реж. Товстоногов), "Последняя
 жертва" (1944); "Так и будет" Симонова (1945) - реж. Рубин, "Старые
 друзья" Малюгина (1946, реж. А. А. Такаишвили), "Русский вопрос" (1947,
 реж. М. Г. Рат-нер); "Глубокие корни" Дж. Гоу и А. Д'Юссо (1947, реж. Д.
 А. Алексидзе), "Васса Железнова" (1949); "Калиновая роща" Корнейчука
 (1950), "Директор" Алёшина (1950)-все реж. Такаишвили, "Не называя
 фамилий" Минко (1953, реж. Г. Г. Гвиниашвили), "Дни Турбиных" Булгакова
 (1954, реж. Л. В. Варпахов-ский), "Каменное гнездо" Вуолийоки (1959),
 "Океан" Штейна (1963, реж. С. Ф. Челидзе), "Дневник Анны Франк" Гудрич и
 Хакетта (1964, реж. М. А. Кучухид-зе), "Снимается кино" Радзинского
 (1966, реж. Гинзбург) и др.
  В т-ре в разное время работали актёры: Л. А. Вруб-левская, В. В.
 Алексеева, Е. А. Сатина, А. И. Семёнова, Н. Ф. Шелехова, М. М. Белоусов,
 И. Н. Бодров, В. Д. Брагин, Б. В. Вяземский, К. А. Гарин, А. М.
 Гомиашвили, К. А. Добжинский, Д. А. Иванов, А. В. Загорский, А. С.
 Липницкий, П. Б. Луспекаев, К. К. Мюфке, И. А. Осипов, И. Н. Русинов, А.
 Д. Смиранин, Е. Ф. Фёдоров, Ю. Н. Шевчук и др. Пост. осуществляли
 режиссёры: А. -М. Августов, Д. А. Алексидзе, Л. В. Варпаховский, А. С.
 Любош, А. Д. Попов, М. Г. Ратнер, А. Г. Ридаль, А. Н. Рубин, А. А.
 Такаишвили, Г. А. Товстоногов, С. Ф. Челидзе и др.; художники -И. В.
 Штенберг, Вяч. Иванов, И. И. Гамрекели, Б. В. Локтин, В. В. Роберг, Д.
 М. Тавадзе, Р. Г. Налбандян и др.
  В труппе т-ра (1966): нар. арт. Груз. ССР Т. В. Бе-лоусова, Н. М.
 Бурмистрова, М. Я. Пясецкий, Д. Г. Славин; засл. арт. Груз. ССР Г. С.
 Волынец, В. Н. Захарова, Л. Н. Зверева, И. И. Злобин, М. С. Иоффе, М. С.
 Кебадзе, М. П. Минеев, А. Ф. Нирванов, Н. С. Сперанская, А. Л. Шмелёв;
 актёры Б. М. Казинец, Е. А. Килосанидзе, Л. Д. Крылова, В. И. Сёмина, А.
 В. Шенгелая. Гл. реж. т-ра - засл. деят. иск-в Груз. ССР С. Ф. Челидзе,
 гл. художник- засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. П. Донцова. Шал.
  ТБИЛИССКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - один из первых детских т-ров
 Закавказья. Открыт 18 апр. 1927 спектаклем "Гайавата" Огнева. Художеств,
 рук. т-ра со дня его основания до 1960- Н. Я. Маршак. Директором т-ра
 многие годы был М. Р. Русланов, в 50-е гг.-К. Н. Вайсерман.
  За этот период созданы значит, спектакли: "Хижина дяди Тома" по о. п.
 Бичер-Стоу (1929, реж. М. А. Вахнян-ский), "Женитьба" (1935, реж. Г. А.
 Товстоногов); "Приключения Тома Сойера" по о. п. Марка Твена (1935),
 "Голубое и розовое" Бруштейн (1936, реж. Маршак), "Разбойники" (1938,
 реж. Маршак); "Белеет парус одинокий" Катаева (1938, реж. Товстоногов),
 "Снежная королева" Шварца (1939, реж. Маршак), "Патара Кахи" Церетели
 (1941, реж. Маршак), "Коварство и любовь" (1944, реж. Маршак), "Молодая
 гвардия" (1947, реж. Маршак); "РВС" Гайдара (1947, реж. Вахнянский),
 "Ромео и Джульетта" Шекспира (1949, реж. Маршак), "Аттестат зрелости"
 Гераскиной (1950, реж. В. Н. Вольгуст), "В добрый час!" Розова (1955,
 реж. Маршак), "Семья" Попова (1957, реж. Р. Д. Шаптошвили), "Александр
 Пушкин" Дэля (1957, реж. Вольгуст), "Я тебя найду" Ошанина и Успенской
 (1958, реж. Вольгуст), "Домик на окраине" Арбузова (1959, реж.
 Шаптошвили), "За что?" Алексидзе (1959, реж. Вольгуст), "Доходное место"
 (1961, реж. Вахнянский).
  В 1935 при ТЮЗе создан Кукольный т-р.
  В 1963 т-р был на гастролях в Москве, где показал спектакли
 "Нацаркекия" Нахуцришвили (реж. Bax: нянский), "Пламя Пуэрто-Сорридо"
 Мина и Минч-ковского (реж. Вольгуст), "Майя из Цхнети" Канделаки (реж.
 И. С. Гвинчидзе и Вахнянский), "Журавлиные перья" Киносита (реж. Т: Г.
 Абашидзе), "Вовка на планете Ялмез" Коростылёва (реж. Вольгуст),
 "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусевич (реж. Шаптошвили). В 60-е
 гг. т-р поставил "Чинчрака" Нахуцришвили (реж. Гвинчидзе и Вольгуст),
 "104 страницы про любовь" Радзинского (реж. Шаптошвили), "Хозяйка
 гостиницы" (реж. Вольгуст); "Трёхминутный разговор" Левидовой (реж.
 Вольгуст), "Они и мы" Долининой (реж. Шаптошвили), "Недоросль" (реж.
 Эшба).
  В т-ре в разл. годы работали актёры Ю. Новиков, П. И. Нерясов, Л. С.
 Романов, Н. Я. Турманидзе-Гло-бенко, О. Я. Орёл, В. П. Урусов, Н. Д.
 Чонишвили, Ч. А. Кирова, М. А. Бубутейшвили. Спектакли т-ра оформляли
 художники И. В. Штенберг, М. Г. Гоцири-дзе, Н. И. Казбеги, Д. М. Нодия,
 Т. М. Самсонадзе и др. Музыку к спектаклям писал В. П. Бейер и др.
  В труппе т-ра (1967): засл. арт. Груз. ССР Е. А. Агаларова, И. РТ.
 Балла, О. Я. Беленко, Г. А. Малышева, Т. Д. Папиташвили, Ф. О. Степун,
 Ю. А. Суханов, А. Н. Энгельгардт, А. А. Юдин, актёры: Ю. М. Айвазов, С.
 П. Виноградов, И. Г. Виноградова, К. Е. Ефимов, С. Г. Евангелиди, Л. В.
 Закржевский, Я. М. Михайлов; худ. рук. (с 1962)- засл. деят. иск-в Груз.
 ССР И. С. Гвинчидзе.
  ТВАЛИАШВЙЛИ, Тамара Николаевна (р. 4. IV. 1906) - груз. сов. актриса.
 Засл. арт. Груз. ССР (1942). В 1924 окончила драм. ф-т при Тбилисской
 консерватории (педагоги К. А. Марджанишвили, А. Н. Пагава), в 1926 -
 Груз. драм. студию В. Мчед-лишвили при МХАТе. В 1926-27 - актриса
 тбилисского Красного т-ра и Батумского т-ра. В 1928 стала одной из
 основательниц Груз. ТЮЗа, проработала в этом т-ре до 1959.
  Роли: Фриц ("Фриц Бауэр" Can и Селиховой), Школяр ("Матрос и школяр"
 по Андерсену), Герда ("Снежная королева" Шварца), Джульетта ("Ромео и
 Джульетта" Шекспира), Полина ("Доходное место"); Мария Ивановна
 ("Капитанская дочка" по Пушкину), Зураб ("Сурамская крепости" по Д. Чон
 кадзе), Гоча (о. п. Дадиани) и др.
  Игра Т. отличалась непосредственностью, лиризмом, поэтичностью.
  Лит.: Г в и н и а ш в и л и А., Грузинский театр юного зрителя (к
 25-летнему юбилею театра), Тб., 1956, с. 1 74-83 (на груз. яз.). Эт. Г.
  ТВ‚РДОХЛБ, Иван Осипович (р. 24. VI.1899) - укр. сов. актёр. Нар.
 арт. УССР (1960). В 1923 начал сценич. деятельность в Харьковском нар.
 т-ре им. Шевченко при Наркомпросе. В 1924-29 работал в КиевскЬм т-ре им.
 Шевченко при Наркомпросе, харьковском Краснозаводском т-ре. С 1936 - в
 труппе Одесского т-ра им. Октябрьской революции. Играет гл. обр.
 характерные и комедийные роли. Сценич. образы, созданные Т., ярко
 самобытны, проникнуты сочным юмором: Швейк ("Похождения бравого солдата
 Швейка" по о. п. Гашека), дед Фортуна ("Пока солнце взойдёт..."
 Кропивницкого), Галушка ("Партизаны в степях Украины" Корнейчука),
 Черевик ("Сорочин-ская ярмарка" по о. п. Гоголя), Мальволио
 ("Двенадцатая ночь").
  Снимается в кино.
  Др. роли: боцман Бухта ("Гибель эскадры"); Васька Кныш ("Диктатура"
 Микитенко), Швандя ("Любовь Яровая"); Тарас ("Устим Кармелюк"
 Суходольского), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"
 Островского), Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Терешко ("Суета"
 Тобилевича), Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), Тевье
 ("Тевье-молочник" Шолом-Алейхема), Расплюев ("Смерть Тарелкина"
 Сухово-Кобылина), дед Ефим ("97" Кулиша). Л. Б.
  ТВЕР‚ЦСКИЙ, Пётр Васильевич [29.VI (12.VII). 1900-29.V.1963] - рус.
 сов. режиссёр. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1940). Сценич. деятельность
 начал в 1918 (саратовская т-р-студия "Народная опера", затем опера
 Политотдела Сев.-Кавказского воен. округа). С 1922 работал в Тифлисском
 оперном т-ре (впоследствии Т-р оперы и балета им. Палиашвили). В 1925-59
 Т.реж.-постановщик в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку). Пост. в
 этом т-ре оперы: "Пиковая дама" (1941), "Царская невеста" (1944);
  "Надежда Светлова" Дзержинского, "Маскарад" Зейд-мана (1945),
 "Проданная невеста" Сметаны (1951) и мн. др. С 1938 занимался педагогич.
 деятельностью в оперной студии при Т-ре оперы и балета им. Ахундова,
 затем в Азерб. консерватории. К. Кае. , ТВЕРСКОЙ (наст.
 фам.Кузьмин-Караваев), Константин Константинович [17. II 1.1890 -
 1944(?)j - рус. сов. режиссёр, педагог, критик. Засл. арт. Республики.
 Работал с В. Э. Мейерхольдом в студии на Бородинской и др. Режиссёрскую
 деятельность начал в Петрограде; пост. в т-ре Коммуны Коломенского р-на
 "Театр чудес" Сервантеса (1918), в Большом драматич. т-ре - "Дантон"
 Лёвберга (1919). Затем работал в разл. т-рах Ленинграда, в Гос. нар.
 доме, Лиговском драм. т-ре, в Красном т-ре и др. С 1927 - режиссёр, в
 1929-35 - гл. режиссёр и худ. рук. Большого драм. т-ра им. Горького. Т.
 пропагандировал сов. драматургию, пост. в Большом драм. т-ре спектакли:
 "Разлом"'(1927); "Человек с портфелем" Файко (1928), "Город ветров"
 Киршона
  (1929), "Заговор чувств" (1929) и "Три толстяка"
  (1930) Олеши, "Егор Булычев и другие" (1932, совм. с В. Люце); одна
 из значит, работ Т.- "Жизнь и смерть короля Ричарда III" ("Ричард III"
 Шекспира, 1935).
  С 1922 вёл педагогич. работу. С 1936 работал в Саратове, поставил
 спектакли в Т-ре им. К. Маркса и Т-ре оперы и балета им. Чернышевского
 ("Пиковая дама", "Тихий Дон"). Незаконно репрессирован, реабилитирован
 посмертно. Г. К.
  ТЕАТР (от греч. ?????? ? - место для зрелища; зрелище) - 1) род
 искусства; 2) представление, спектакль; 3) здание, где происходят театр.
 представления (см. Здание театральное). Театр. иск-во, как и другие
 иск-ва, является формой обществ, сознания. Т. имеет первостепенное
 значение в жизни общества, как способ художеств. отражения
 действительности и эстетич. воспитания масс. Историч. развитие Т.
 неотделимо от развития общества, от состояния культуры в целом. Расцвет
 или упадок Т., преобладание в нём тех или иных интересов, художественных
 тенденций, его роль в духовной жизни современности связаны с
 особенностями развития общества, к-рое через Т. судит о собственной
 жизни, осознаёт её конфликты.
  Как особый вид иск-ва, Т. обладает своей спецификой; отражение
 действительности, характеров, событий, конфликтов, их трактовка, оценка,
 утверждение определённых идей происходят в Т. посредством драматич.
 действия, возникающего в процессе игры актёра перед публикой. Актёры
 исполняют свои роли, следуя тексту пьесы, её положениям, а в иных
 случаях - сценарию, требующему импровизации. Игровая сущность Т.
 определялась исторически, при самом его возникновении из охотничьих,
 сельскохозяйственных и др. ритуальных празднеств. В основе этих
 празднеств лежало аллегорич. воспроизведение явлений природы или
 трудовых процессов более или менее обширной 'группой участников
 празднества. Обрядовый характер действия вначале заслонял собой игровую
 сторону представления. Однако по мере становления Т. как искгва его
 игровая, творческая сущность выступала всё более явственно, оформляясь в
 разл. театр. системах. Игровая природа Т. проявляется на всех этапах его
 развития: в античной трагедии, в нар. Т. (мим, фарс, скоморошьи
 представления, итал. комедия дель арт), в шекспировском и исп. т-ре, в
 т-ре классицизма, у романтиков 19 в., в ре-алистич. психологич. драме.
 Во всех случаях наличие игрового начала отличает простое повторение
 жизненных фактов от художеств. отражения их в специфичных для Т.
 действенных формах. В реалистич. Т. это игровое начало направлено на то,
 чтобы, сохраняя свойственную иск-ву поэтич. обобщённость, максимально
 приблизить развитие действия к формам самой жизни. Ключом к
 театральности реалистич. спектакля является, по определению К. С.
 Станиславского, вера актёра в "магическое если-бы", к-рая помогает ему
 правдиво вести себя в предлагаемых обстоятельствах пьесы, чувствовать
 то, что должно было бы чувствовать при данных условиях изображаемое
 лицо.
  Существуют театр. системы, в к-рых игровой принцип выдвинут на первый
 план. Художеств, правда не совпадает здесь всецело с правдой жизненных
 форм и отношений, но является её односторонне заострённым
 поэтически-обобщённым выражением. При всей своей "условности" сценич.
 образ остаётся, однако, вполне содержательным и понятным в системе
 спектакля. Классич. пример - нар. комедия масок (комедия дель арте) с её
 открытой условностью, подчёркнутой театральностью приёмов игры. В
 современном Т. оба принципа порой сочетаются друг с другом при решении
 сложных режиссёрских и актёрских задач.
  Как всякое иск-во, Т. отражает действительность через систему
 художеств. образов. Спектакль представляет собой произв. театр. иск-ва,
 обладающее образным единством. Единый образный строй спектакля создаётся
 гармонией всех его элементов. Здесь всё находится в соподчинении и
 сочетании, служит одной художеств. цели: драматургич. основа сценич.
 представления, стилистич. и жанровое решение спектакля, актёрское
 исполнение, организация сценич. действия во времени (ритм, темп,
 нарастания и спады эмоционального напряжения действия) и в пространстве
 (построение мизансцен, разработка сценич. площадки, принцип её
 использования, декорации), применение музыки, танца. В спектакле совр.
 Т. объединяется иск-во драматурга, актёров, режиссёра-постановщика,
 художника-декоратора, композитора, а также труд мн. других работников
 (осветителей, костюмеров, гримёров и т. д.).
  Театр. иск-во по природе своей синтетично. Это особенно ярко
 проявлялось на ранних стадиях историч. развития Т., когда в нар.
 празднествах драматич. действие, музыка, пение, танец существовали в
 нерасторжимом единстве. В последующие эпохи, в процессе дальнейшего
 развития и профессионализации всех видов иск-ва. Т. утрачивает свой

<< Пред.           стр. 740 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу