<< Пред. стр. 746 (из 913) След. >>
Обретая нац. окраску, Т. к. формируют свой репертуар, вырабатываютсистемы кукол, но всем им присущи бунтарский воинственный характер гл.
героя, близость настроениям народа (в Чехии представления Т. к.,
дававшиеся на чеш. яз., были запрещены завоевателями). Нар. Т. к.
разыгрывают пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценируют
"бродячие сюжеты"- пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте (Гёте заимствовал
сюжет трагедии из представлений кукольников). В Англии кукольники играли
нар. комедию "Панч и Джуди".
В сер. и конце 19 в. нар. сатирич. Т. к. приходит в упадок. В европ.
странах возникает новая форма - любительские, полупроф. представления,
организуемые художеств. интеллигенцией. Для Т. к. пишут Г. Клейст, Т.
Гофман, Ж. Занд, А. Франс, М. Метер-линк, Б. Шоу и др. В ряде
высказываний романтиков и символистов о Т. к. звучат мотивы идеалистич.
философии, ухода от жизни, мистич. настроения - уподобление человека
беспомощной марионетке, управляемой силами рока.
Накануне 1-й мировой войны рождается проф. Т. к. для детей
(Чехословакия, Германия), получающий широкое распространение в 20-е
гг.("Т-р фериаль-ных колоний", "Царство кукол" в Чехословакии и др.).
Эти т-ры ставят также спектакли для взрослых. Попытка определить
специфич. законы Т. к., утвердить гражданственность его художеств. задач
была предпринята выдающимся кукольником - И. Скупой в его т-ре в Праге -
"S-Н" ("СатираЮмор"), спектакли с участием персонажей Спейбла и
Гурвинека высмеивали пороки бурж. общества, предпринимательство, наживу,
мещанство. В 30-40-е гг. значит, вклад в борьбу с фашизмом внесли
прогрессивные деятели Т. к. Испании, Чехословакии, Польши, Франции и др.
Исп. Т. к. "Ла Таррумба" под рук. худ. М. Прие-до разыгрывал фарс Ф.
Гарсиа Лорки "Балаганчик дона Кристобаля" перед солдатами
республиканской армии. В годы гитлеровской оккупации творчество Скупы
приобретает боевой антифашистский характер. В 1940-44 пражский Т. к.
"Пульс" нелегально играл сатирич. антифашистские миниатюры К. Чапека и
Я. Малика.
После 2-й мировой войны в странах нар. демократии повсеместно
создаются гос. Т. к. Эти т-ры формируются под влиянием сов. и чеш. Т.
к.; они широко используют репертуар, школу режиссуры сов. Т. к., методы
оформления спектаклей, принятые в чещ. Т. к. Традиции нац. культуры
стали основой творчества ведущих европ. Т. к.: "Цэндэрикэ" (Бухарест,
гл. реж. и директор - М. Никулеску), варшавского т-ра "Лялька" (худ.
рук. Я. Вильковский), Центр, т-ра кукол Болгарии (София, реж. А. Илков,
Н. Георгиева, Н. Дочева, Ю. Огнянова), Центр, т-ра кукол Венгрии (худ.
рук. Д. Силади).
Просветительские Т. к., созданные при школах и др. учебных
заведениях, существовали в Англии, Швеции и др. странах.
В ряде стран и в 20 в. сохранились остатки культового религиозного Т.
к. (индейские племена Сев. Америки, Т. к. Чили и др.), действуют
бродячие нар. т-ры (Т-р братьев Ди Мауро в Аргентине).
О популярности Т. к. свидетельствуют многочисл. памятники,
установленные во мн. городах разл. стран: в Чехословакии -Кашпареку (под
г. Лужница и мемориальная доска в Пльзене); во Франции - Гиньолю (в
Лионе, в честь столетия куклы, созданной Л. Мурге в 1804-08).
Деятельность Т. к. нашла отражение в произв. классиков мировой лит-ры.
"Забавным приключениям с неким кукольником" посвящены 3 главы "Дон
Кихота" Сервантеса (на их сюжет написана опера М. де Фальи "Кукольный
театр маэстро Педро").* Среди пьес Б. Джонсона есть комедия для
марионеток "Каждый в своём праве", в комедии "Варфоломеевская ярмарка"
один из героев - знаменитый кукольник 16 в. Летерхед. Оперы для
марионеток писал И. Гайдн ("Филемон и Бавкида", 1773;
"Наказанный мститель", 1777; "Покинутая Дидона" и др.), пьесу для Т.
к. "Празднества на ярмарке Плун-дерсвейлер" - И. В. Гёте, цикл пьес для
сен-жер-менского ярмарочного Т. к.- А. Р. Лесаж, "Оду Пан-чу" - Дж.
Свифт. Классич. пьеса чеш. Т. к. "Олдр-жих и Вожена" увековечена
увертюрой Б. Сметаны и гравюрами М. Алеша.
Особым путём развивался Т. к. народов Азии и Ближнего Востока, где с
глубокой древности существуют традиционные нац. формы Т. к. В этих
странах был создан и получил развитие теневой т-р. В Индонезии в
представлениях 11-12 вв. действовали тро-стевые куклы (в 30-е гг. 20 в.
эти куклы используются европ. Т. к.). Существует предположение, что
прародителем центр, героя европ. нар.-сатирич. Т. к.- Пульчинеллы,
Петрушки, Панча и др. был популярный комедийный герой классич. инд. т-ра
большеголовый, крючконосый, горбатый шут-озорник и острослов Видушака.
Этой кукле близок герой тур. Т. к. и т-ра теней - Карагёз. Образы инд.
классич. эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата" сохраняются в представлениях
бродячих кукольников Индии и Индонезии. В индийском Т. к. куклу ведут
два кукловода (один, спрятанный за ширмой, держит бамбуковый шест, на
к-рый насажена кукла, а другой - на виду у зрителей управляет её руками
и головой). Куклами индонез. т-ра еаянг управляет один человек -даланг,
рассказывающий в сопровождении оркестра-гамела-на - о событиях,
развёртывающихся на экране, где движутся цветные тени, отбрасываемые
искусно вырезанными из кожи или дерева плоскими фигурками, к-рые даланг
передвигает. Традиционное иск-во индо-нез. Т. к. имеет разновидности:
ваянг-кулит (теневой т-р кожаных плоскостных фигур), ваянг-келитик
(теневой т-р плоских тресте вых фигур), ваянг-голек (т-р объёмных
кукол). Воссоздавая образы нар. фольклора и героику старинных эпич.
сказаний, даланг нередко перемежает рассказ злободневными шутками. В
30-е гг. 20 в. были пост. совр. спектакли, рассказывающие о событиях
новой истории ("Суракаттский ваянг-вахан", посв. вождю нар. восстания
против голландских колонизаторов Дипо Негоро; "Ваянг-сулух", в 1947 в
Мадиуне, рассказывающий о Бан-дунгской конференции).
Старинные япон. гравюры свидетельствуют о наличии в Японии в 11 в.
своеобразных нац. форм Т. к. (дзёрури). Основные виды япон. Т.
к."Авадзи" (возник в 15 - 16 вв.) и "Бунракудза" (известен с 1872). В
этцх т-рах используются большие куклы (в 2/ человеческого роста), к-рыми
управляют актёры, одетые в чёрное платье. Т-ры "Авадзи" и "Бунракудза"
работают чаще на открытой эстраде. "Авадзи" сохраняют ширму. Драматург
Тикамацу Мондзаэмон написал для Т. к. св. 100 пьес. Форму и характер
представлений Т.к. воспринял т-р Кабукц. Наряду с т-рами, инсценирующими
традиционные героико-романтич. повествования "дзёрури", в совр. Японии
возникают новые Т. к., стремящиеся отразить современность. Среди них -
популярный токийский т-р "Пук" (рук. Таидзи Ка'вад-зири), применивший
систему перчаточных кукол для антивоен. постановки "Годзирано Тамаго"
("Яйцо дракона", 1949).
Широкое развитие получил Т. к. в Китае, где насчитывается до 200
разновидностей Т. к., обусловленных разными приёмами игры и театр.
формами, принятыми в разл. провинциях. Упоминание о Т. к. в Китае
относится к 1 в. до н. э. Теневой т-р развивается в эпоху Тан (7-9 вв.).
Популярны и кукольные представления с перчаточными, тростевыми и
марионеточными куклами. По репертуару и по изобразительным приёмам
традиционный кит. т-р кукол во многом совпадает с классич. кит. драмой.
Распространены традиционные муз.-драматич. и пантомимич. представления
жанра "бэйюй", "кунъцюй" и представления пекинской музыкальной драмы
("цзинси"). В Т. к. ставятся инсценировки классич. романов "Речные
заводи", "Троецарствие", "Путешествие на Запад" ("Переполох в небесном
царстве") и др. Популярный герой представления Т. к.- "царь обезьян",
оборотень Сунь У-кун. После образования КНР (1949) были созданы гос. Т.
к. В 1954 в Пекине осн. 1-й гос. художеств. Т. к, ставивший традиц.
классич. драмы и новые произв. кит. авторов. В 60-е гг. "новый курс",
связанный с культом личности Мао Цзэ-дуна, воинствующим шовинизмом,
губительно сказался и на судьбе кит. Т. к., ставящего антихудожеств.,
шовинистич. спектакли (выступления Т. к. провинции Хунань на 3-м
Меж-дунар. фестивале Т. к. в Бухаресте, 1965).
Русский и советский Т. к. Первое свидетельство о рус. Т. к.- в
записях и зарисовках нем. путешественника-учёного А. Олеария (1636).
Старинный рус. Т. к. неразрывно связан с деятельностью скоморохов, он
неотделим от традиционной обрядности, гл. обр. языческого происхождения.
Позднее Т. к. сближается с нар.-сатирич., бесцензурным Т. к. европ.
стран. Наибольшее распространение в рус. Т. к. 17-19 вв. получила
"Комедия о Петрушке" - пьеса-обозрение, гл. герой к-рой (Петрушка, он же
Пётр Иванович Уксусов, Самоваров, Ванька Рататуй, на юге - Ванька
Ру-тю-тю) "...побеждает всех и все: полицию, попов, даже черта и смерть,
сам же остается бессмертен. В грубом и наивном образе этом трудовой
народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он
преодолеет все и всех" (Г. о р ь к и и М., Собр. соч., т. 24, 1953, с.
494).
В представлениях "Комедии о Петрушке" участвует 1-2 исполнителя. На
смену гуслярам, гудочникам, сопровождавшим в 18 в. выступления
кукольников, в конце 19 - нач. 20 вв. пришёл шарманщик. Сцену заменяли
фартуки (привязанные на поясе кукольников и поднятые над головой),
примитивные ширмы (плоские одностворчатые или трёхстворчатые), реже
"домик". Ширму заменяла также верёвка, натянутая на две палки с
перекинутой через неё простыней. Использовались перчаточные (верховые)
куклы, Крупная голова, вырезанная из дерева (иногда из тряпок, картона),
надевалась на указательный палец. Аллегорич. характер представления
определял яркую обобщённость поведения кукол, исключающую мелкое
натуралистич. правдоподобие. В поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо" имеется описание комедии "с Петрушкою... не мудрая, однако и не
глупая, квартальному хожалому не в бровь, а прямо в глаз", смотря к-рую,
зрители из народа "хохочут, утешаются, и часто в речь Петрушкину
вставляют слово меткое".
В зап. и юго-зап. областях России с конца 16 -нач. 17 вв. получил
распространение религиозно-мисте-риальный т-р - вертеп (Украина),
батлейка (Белоруссия). Первоначально иллюстрируя евангельский сюжет о
рождении Христа, Т. к. Украины и Белоруссии к сер. 18 в. всё больше
наполняется светским, бытовым содержанием, в спектаклях действуют
"москаль", цыгане, польский пан, шинкарка, разбитной казак-запорожец (в
вертепе), крестьянин Мосей (в батлейке) и др.
Сатирич. герой средневековых представлений арм. нар. кукольников -
Карагёз (пришедший из тур. Т. к.), приобрёл ряд характерных черт
(выступал с жезлом - "псоглавым фаллом", являющимся атрибутом сценич.
костюма у гусанов-мимосов и др.-арм. т-ре). Еще в нач. 7. в.
существовали кукольные представления полусветского характера, носившие
социальную, сатирич. окраску. Представления на бытовые комедийные сюжеты
обличали пороки и также отмечались социальным характером. В груз. нар.
Т. к. использовались разл. куклы (кукна, чупра, де-допала, тикина,
тоджина и др.)- марионетки, перчаточные и теневые куклы, изготовленные
из верблюжьей кожи, картона. В 19 в. Т. к. Грузии носил антиклерикальный
характер. Широкое распространение получил Т. к. в Ср. Азии. В
Узбекистане существовали 2 вида Т. к.: чодир хаёл (палатка привидений) -
марионеточный стационарный т-р, и демок-ратич. передвижной (даст
кугирчак, кол кугирчак или кугирчак-уюн), использующий перчаточные
куклы. Гл. герой этого Т. к.- острослов и балагур Пал-ван качаль
(Плешивый богатырь), близок Петрушке. С традицией уличных представлений
нар. комедиантов "масхарабозов" связаны спектакли нар. тадж, Т. к.
"зочабози", "лухтабози".
К нач. 20 в. т-р Петрушки, как и Т. к. др. народов, населяющих
Россию, приходит в упадок, архаизм сатирич. направленности традиционной
комедии приводит к утрате остроты общественно-социальной сатиры.
Бродячие кукольники подвергаются преследованиям, крушение терпят попытки
революционно-демократич. писателей обновить репертуар Т. к. (запрещение
цензурой сатирич. пьесы "Принц Лутоня" В. С. Курочкина и др.).
Охранительские реакционные организации (казённые "попечительства о
трезвости") безуспешно пытаются использовать Т. к. для отвлечения народа
от политич. борьбы. В 1916 в Петрограде художники "Мира искусствам
создают "Кукольный т-р" (под рук. Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова),
показавший в февр. 1916 спектакль "Силы любви и волшебства" (реж.
Сазонов). Несмотря на высокий уровень изобразительного решения кукол и
декораций (худ. К. А. Сомов, С. X. Маховский, Н. К. Калмаков, А.
Сомова-Михайлова), т-р не вышел за пределы эстетски-любительского опыта.
Рождение сов. Т. к. тесно связано с общим процессом культурной
революции. Сов. Т. к. возник в 1918 первоначально в двух формах: т-р для
детей и т-р агитационный. В 1918 "Сказкой о царе Салтане" открылся
петрогр. гос. т-р марионеток под рук. Л. В. Шапориной-Яковлевой. В том
же году открывается Моск. Т. к., в к-ром работали две группы- спектакли
с куклами-Петрушками и теневые спектакли. Этот т-р возглавляли худ. И.
С. Ефимов и Н.Я. Си-манович-Ефимова (в репертуаре - басни И. А. Крылова,
нвр. и лит. сказки, сцены с Петрушкой). Вторая группа - т-р марионеток
(А. П. Седов, В. А. Фаворский и др., в репертуаре "Давид и Голиаф").
Начало агиттеатру положил спектакль "Война карточных королей" Оболенской
и Кандаурова, показанный 7 нояб. 1918 на открытии артистич. клуба
"Красный петух". В годы гражд. войны получил широкое распространение
агиттеатр. Развитию этого жанра способствует деятельность т-ров:
"Революционный Петрушка" (рук. Д. Г. Гутман), т-ра Политотдела 1-й
Революц. армии Туркестанского фронта (рук. Н. Г. Шалимов), Крымского Т.
к. (рук. И. М. Оленин), Киевского т-ра "Арлекин", создателями к-рого
были Г. М. Козинцев, А. Я. Каплер, С. И. Юткевич. В репертуаре этих
т-ров- злободневные частушки, сценки, пародии, лубки, инсценировки
произв. В. В. Маяковского, Д. Бедного, В. И. Лебедева-Кумача и др. Среди
первых сов. т-ров (после установления Сов. власти): "Кооперативный
Петрушка" (рук. Д. Н. Липкин, Москва), Т-р кукол Межигорского
художеств.-керамич. техникума, т-р Воронежского ун-та (рук. Н.
Беззубцев), Моск. т-ры "Красный Петрушка" (рук. Н. А. Надеждина),
"Сан-Петрушка" (рук. О. Л. Аристова) и др. Для этих т-ров пишут пьесы А.
Архангельский, М. Д. Вольпин, Ю. Н. Юрьин, В. Д. Марков, Г. Я. Градов,
А. Гераськин и др. Здесь сотрудничают художники Кукрыниксы, резчик кукол
Н. Ф. Солнцев, реж. Л. Н. Свердлин. Особое место среди агиттеатров
занимает Т-р детской книги им. А. Б. Халатова (организован 1929, Москва,
рук. А. М. Витман), иск-во к-рого получило высокую оценку М. Горького и
Р. Роллана.
В становлении сов. Т. к. большое значение имела организация в 1924
т-ра Петрушки (руководитель Е. С.,Деммени), к-рый в 1930 объединился с
т-ром марионеток под рук. Л. В. Шапориной-Яковлевой и получил назв.
Ленинградский театр кукол под рук. Е. С. Деммени. Т-р привлёк к работе
проф. драматургов, композиторов, художников, скульпторов, разрабатывал
основы проф. режиссуры Т. к. В 1925 Ленингр. Т. к. под рук. Е. С.
Деммени объявил первый конкурс на лучшую пьесу для Т. к., в 1927 открыл
первые курсы в Сов. Союзе, к-рые готовили режиссёров, художников,
актёров и др. творч. работников для Т. к. В 30-е гг. при Ленингр. Т. к.
под рук. Деммени организуется колхозно-совхозный филиал. Здесь ставятся
инсценировки произведений сов. лит-ры ("Дед Щукарь" по Шолохову, 1936),
переделки произв. мировой классики. Под влиянием этого т-ра создаются
новые Т. к. в Ленинграде (1931, ныне носит назв. Большой Т.к.),
Ярославле (1928), Горьком (1929), Самаре (1932), Архангельске (1933),
Рыбинске (1933), Иванове (1934), Кирове (1935), Ростове-на-Дону (1935),
Ижевске (1935) и др. городах. Для Т. к. пишут пьесы Е. И. Васильева, Ю.
А. Гауш, С. Я. Маршак ("Кошкин дом" и др.), Е. Л. Шварц ("Сказка о
потерянном времени", "Кукольный город"). Также ставятся инсценировки
произв. классич. лит-ры (для взрослых): "Свадьба" Чехова (1928),
"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" по
Гоголю (1929), "Бляха ј 64" по рассказу А. Франса "Кренкебиль" (1933).
Новый этап в развитии Т.к. связан с деятельностью организованного в
1931 Центрального театра кукол под рук. С. В. Образцова (ЦТК). В
спектаклях этого т-ра впервые получили разработку средства сценич.
выразительности, присущие Т.к., раскрывались особенности образной стихии
Т. к. Деятельность ЦТК практически доказала, что не только жанровые
признаки, но и весь характер оформления и "материализации" спектакля,
система кукол, их масштаб, пропорции и др. диктуются идеей и
своеобразием стиля пьесы, особенностями её образного строя. Практика
т-ра утвердила необходимость для актёра Т. к. владеть не только техникой
кукловождения, нои мастерством актёра драматич. т-ра (иск-во
перевоплощения, умение показать эволюцию образа и др.). Спектакли ЦТК
"По щучьему велению" Тараховской (1936), "Волшебная лампа Аладина"
Гернет (1940), "Король-Олень" Сперанского по Гоцци (1943),
"Необыкновенный концерт" (1946) определили новаторство сов. Т. к.
Принципы, выявленные ЦТК, легли в основу деятельности ленингр. "Т-ра
сказки" (осн. в 1944), Волгоградского (1936), Вологодского (1938),
Красноярского (1944), Калининского (1944), Курского (1944) Т. к. и др.
В годы Отечественной войны Т. к., возрождая лучшие традиции
агиттеатра первых лет революции, организуют фронтовые бригады, выступают
с антифашистским репертуаром, обслуживают детей тыла.
Значит, обновление иск-ва сов. Т. к. происходит в конце 50-х - нач.
60-х гг. К числу ведущих Т. к. страны прибавляются Т. к. Латв. ССР
(Рига), Эст. ССР (Таллин), Харьковский Т. к. Создаются новые совр.
пьесы, к работе в Т. к. привлекаются драматурги
И. В. Шток, С. С. Прокофьева, У. Лейес, Г. Кангеля-ски и др.
Осуществляются пост. произв. совр. лит-ры: инсценировки "12 стульев" и
"Золотого телёнка" Ильфа и Петрова (Ленингр. Большой и Харьковский Т.
к.), ставятся "Трёхгрошовая опера" Брехта (Рига), "Клоп" Маяковского
(Пермь) и др. Сов. Т. к. участвуют в Междунар. фестивалях Т. к. и
марионеток. На 1-м Междунар. фестивале в Бухаресте (1958) ЦТК
("Необыкновенный концерт", пост. Образцова) удостоен серебряной медали,
на 2-м Междунар. фестивале в Бухаресте (1960) Ленингр. Большой Т. к. ("В
золотом раю" Чапека, пост. Королёва) - золотой медали. На Междунар.
фестивале в Варшаве (1962) Т. к. Латв. ССР ("Тип и Тап" Стерсте, пост.
Херцбер-га, "Дядя мусор" Андриевича и Прокофьевой, пост. А. Бурова)
занял 1-е место. На 3-м Междунар. фестивале в Бухаресте (1965) спектакли
ЦТК под рук. Образцова "Божественная комедия" Штока и "Мис-тер-Твистер"
Маршака отмечены дипломом Междунар. ин-та т-ра.
Деятели сов. Т. к. реформировали ширму, расширили представление о
системах театр. кукол. Деммени впервые применил многоплановую ширму,
своеобразный "крупный план" (высвечивание отдельных героев, отдельных
сцен), нарушил фронтальное построение мизансцен. И. С. и Н. Я. Ефимовы
применили тростевую куклу. Образцов ввёл условную куклу (голова-шарик,
едва обозначены черты лица) и сложную модернизированную механич. куклу,
"разрушил" и обновил плоскую ширму, использовал выразительные средства
кино, трюковой механич. записи и др. Всё более разнообразным по жанрам
стал репертуар Т. к. Популярностью пользуются пьесы-сказки, комедии,
басни сов. писателей С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Е. Л. Шварца, А.
М. Барто, Н. В. Гернет, С. В. Михалкова, Г. А. Ландау, Е. В.
Сперанского, Г. А. Матвеева, Н. Н. Носова, Е. Б. Борисовой, Ю. Н.
Елисеева, Л. Т. Браусевич, Т. Г. Габбе, Б. Сударушкина, С. С.
Прокофьевой, У. Лейеса и др. Т-ры ставят пьесы нац. драматургов,
инсценировки классики, фольклора, пьесы зарубежных авторов (Я. Малик, И.
Калаб, Дж. Родари и др.).
В СССР (на 1966) св. 100 гос. Т. к., ставящих спектакли на 25 яз.
нар. СССР, 55 гос. Т. к. играют в стационарных специально оборудованных
помещениях. Для развития сов. Т. к. имели большое значение фестивали
1923 и 1927,Всероссийская конференция кукольников в 1930, Всесоюзный
смотр Т. к. в 1937, Всесоюзный фестиваль т-ров в ознаменование 40-летия
Октябрьской революции в 1957-58. Подготовка творч. кадров для Т. к.
ведётся на спец. отделении Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии
(осн. в 1959), в студиях при Горьковском, Московском, Минском,
Свердловском, Тбилисском Т. к., на Высших режиссёрских курсах в Москве.