<< Пред.           стр. 748 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 здесь выступали труппы, возглавлявшиеся видными франц. актёрами П.
 Дюксом, Э. Попеско, Ю. Мале, Ж. Фабри и др. Спектакли ставили реж. Ж.
 Деваль, П. Вальд, выступали актёры Ф. Граве, Ж. Дюмениль, Ю. Дешан, Р.
 Дакур, Ш. Шарра, А. Жильбер и др. Бор. П.
  "ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ" (Theatre de la Republique) - наименование части
 труппы парижского "Т-ра нации" в 1793-99. Вскоре после опубликования
 Декрета о свободе т-ров революционно настроенная группа актёров,
 называемая "красной эскадрой" (Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ж. М.
 Монвель, Ж. Б. Ж. Граммон, М. Л. Вестрис и др.), ушла из "Т-ра нации" и
 составила ядро труппы нового "Т-ра Франсе" (официальное назв. т-ра
 "Комеди Франсез") на ул. Ришельё. Этот т-р открылся трагедией "Генрих
 VIII" Шенье. В 1792 он был назван "Т-ром свободы и равенства", в 1793 -
 "Т. Р.". В репертуар т-ра вошли трагедии "Жан Калас, или Урок судьям",
 "Кай Гракх" Шенье, "Робер, атаман разбойников" Ламартельера, "Страшный
 суд над королями" Марешаля и др. Деятельность т-ра была направлена на
 выполнение задач, поставленных якобинской властью. Характерная
 особенность творчества актёров этого т-ра, особенно Тальма, Дюгазона,
 Монвеля, - политич., революц. тенденциозность. Но в нек-рых спектаклях
 всё-таки звучал призыв к политич. терпимости. После контрреволюц.
 переворота 9 термидора (1794) на сцене т-ра появились антиякобинские
 пьесы. В 1799 в помещении "Т. Р." спектаклями "Сид" Корнеля и "Школа
 мужей" Мольера начала свою деятельность вновь объединённая труппа т-ра
 "Комеди Франсез" (т-р этот работает в здании "Т. Р." до наст. времени).
  ТЕАТР РСФСР 1-й - рус. сов. т-р, возглавлявшийся В. Э. Мейерхольдом;
 первый сов. т-р, провозгласивший программу, противостоящую бурж. т-ру, и
 выдвинувший лозунг борьбы с аполитичностью театр. иск-ва. Т-р открылся 7
 нояб. 1920 спектаклем "Зори" Верхарна (реж. Мейерхольд и В. М. Бебутов),
 1 мая 1921 т-р показал "Мистерию-Б уфф" Маяковского. Оба спектакля
 выражали принципы молодого т-ра: актуальность тематики, революц. пафос,
 агитацион-ность, публицистичность, плакатность, стремление к прямому
 контакту со зрителем. Это обусловило поиски новых изобразит, средств; в
 спектакль "Мистерия-Буфф" вводились цирковые, акробатич. номера, занавес
 отсутствовал, сцена сливалась с полом зрит. зала и действие частично
 переносилось в зал. Текст пьесы наполнялся злободневным материалом.
  В сент. 1921 т-р был закрыт. В это же время под рук. Мейерхольда
 открылись Гос. высшие режиссёрские (в дальнейшем - театральные)
 мастерские, при к-рых была образована Вольная мастерская Вс.
 Мейерхольда. Сюда вошла группа актёров Т. РСФСР 1-го. В нач. 1922
 Вольная мастерская объединилась с труппой Т-ра Незлобина и был
 организован Т-р актёра. В этом т-ре силами своей мастерской Мейерхольд
 пост. программный спектакль - "Великодушный рогоносец" Кроммелинка
 (1922). Осенью 1922 Гос. высшие театр. мастерские объединяются с Ин-том
 муз. драмы, образуют Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС), сюда же вливаются
 Вольная мастерская Мейерхольда и Опытно-героический театр. В результате
 слияния этих различных трупп образован Т-р ГИТИСа. В Т-ре ГИТИСа
 Мейерхольд пост. "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922),
 гротескно-эксцентрич. спектакль-балаган. В результате разногласий в
 ГИТИСе произошёл раскол; Мейерхольд, его мастерская и ряд студентов ушли
 оттуда и создали новое учебное заведение - Мастерскую Вс. Мейерхольда,
 к-рая сохранила за собой т-р, получивший назв. Т-р Вс. Мейерхольда. Тут
 была пост. "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), спектакль,
 носивший героико-сати-рич. характер. Осенью 1923 коллектив
 реорганизуется в Т-р им. Мейерхольда (ТИМ) под его руководством.
 Мастерская стала наз. Гос. экспериментальными театральными мастерскими
 (ГЭКТЕМАС) им. Вс. Мейерхольда.
  ТЕАТР САРЫ БЕРНАР (Theatre Sarah Bernhardt)- франц. т-р. Построен в
 1862 (арх. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Открылся под назв. "Т-р лирик".
 Здесь ставились оперы Ш. Гуно, Ж. Визе, Г. Берлиоза, Дж. Верди, В. А.
 Моцарта, О. Николаи и др. В 60-е гг. 19 в. на сцене т-ра выступали певцы
 - П. Виардо-Гарсиа, К. Нильсон, Карвальо (был и директором), Монжоз,
 Брюно-Лафлёр и др. Во время Парижской Коммуны здание сгорело. Было
 отстроено заново в 1874. С 1879 назывался "Т-ром Наций". В 1898 т-р был
 арендован Сарой Бернар и получил своё наименование. Здесь Сара Бернар
 сыграла впервые роли Гамлета (1899), герцога Рейхштадтского ("Орлёнок"
 Ростана, 1900), Гофолии (о. п. Расина, 1920) и др. После смерти Сары
 Бернар (1923) т-р некоторое время возглавлял её сын М. Бернар, затем он
 переходил к разл. антрепренёрам. В 1936 т-р вновь закрылся. Во время
 немецко-фашистской оккупации (1940-44) имя Сары Бернар было снято с
 фронтона т-ра и он был переименован в Городской т-р. В 1941 здесь начал
 работать реж. Ш. Дюллен, среди пост. к-рого выделяется спектакль "Мухи"
 Сартра (1943), призывавший к борьбе против насилия. В 50-е гг. большим
 успехом пользовался спектакль "Салемские колдуньи" Миллера, направленный
 против маккартизма. С 1954 в помещении т-ра работает "Т-р Наций"; с
 марта по июнь здесь проходят междунар. фестивали драм. иск-ва, на к-рых
 показывают спектакли т-ры разных стран. В остальное время на сцене т-ра
 выступают разл. франц. труппы.
  Лит.: Т p и о л e Э., Парижские театры, "Театр", 1955, .ј3;
 BeigbederM.,Le theatre en France depuis la liberation, [P., 1959]. Бор.
 П.
  ТЕАТР СТРУЙСКОГО - рус. т-р. Построен в Москве на Б. Ордынке
 антрепренёром, режиссёром и актёром П. П. Струйским в 1914. Был
 предназначен гл. обр. для обслуживания населения Замоскворечья. Наряду с
 пост. произв* классич. лит-ры (инсценировки "Обрыва" по Гончарову и
 "Анны Карениной" по Л. Н. Толстому, пьеса "Женитьба Белугина"
 Островского и Соловьёва и др.) здесь шли грубые фарсы, скетчи,
 сентиментальные декадентские драмы. Затем Т. С. превратился в Т-р
 миниатюр. В труппу входили драм. и опереточные артисты. Т-р славился
 сильным актёрским составом. В нём играли драм. актёры Л. С. Самборская,
 М. А. Моравская, В. И. Окунева, А" М. Самарин-Волжский; опереточные
 артисты - С. В. Бонч-Рутковская, Г. Г. Кара-Курбатов и др. После
 Октябрьской революции Т. С. был национализирован. На его сцене выступали
 с выездными спектаклями разл. оперные и драм. коллективы, давались
 эстрадные концерты. В 1922 в этом помещении организован районный т-р
 Замоскворецкого совета (Замоскворецкий т'р), директором к-рого был
 назначен П. П. Струй ский. В 1925 т-р переименован в Московский театр
 Ленсовета. А. Д.
  ТЕАТР СТУДИЙНЫХ ПОСТАНОВОК - рус. сов. драматическая театр. студия.
 Организована при губернском отделе просвещения в Костроме (1918 - конец
 20-х гг.); с 1920 находилась в ведении Центро-театра (Центр, театр.
 комитет при Наркомпросе) и получила назв. Т. с. п. Организатором,
 художеств. руководителем, основным режиссёром и педагогом Т. с. п. (до
 1923) был А. Д. Попов. В состав студии входила гл. обр. молодёжь,
 окончившая моек. театр. учебные заведения, и местные любители. Т. с. п.
 с начала своей деятельности сочетал работу над спектаклями с театр.
 учёбой, особое внимание уделялось изучению творч. метода Моск.
 Художеств, т-ра. Среди пост. студии: "Потоп" Бергера, "Сверчок на печи"
 по Диккенсу (оба в 1919), "Ученик дьявола" Шоу (1920), "Вечер памяти
 Парижской Коммуны" (1921), "Волки" Роллана (1923), "Воздушный пирог"
 (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова и др. Т. с. п. обслуживал
 рабочего зрителя Костромы, во время гастролей - зрителей мн. городов
 Поволжья и других р-нов. С 1927/28 Т. с. п. прекратил своё
 существование, влившись частично в Костромской гор. т-р. Л. Шн.
  ТЕАТР ТЕНЕЙ - см. Театр кукол.
  "ТЕАТР У МИКРОФОНА" - один из видов художеств. радиовещания: передача
 по радио театральных спектаклей, записанных на плёнку (спектакли
 записываются полностью или с сокращениями). В программу "Т. у м." входит
 также показ творчества ведущих актёров, режиссёров и отдельных т-ров.
  ТЕАТР ХПСРО (Театр Художествен-н о-п росветительного союза рабочих
 организаций). Создан в 1918 в Москве Ф. Ф. Комисса ржевским при
 сотрудничестве В. М. Бебутова. Первоначально наз. Театром-студией ХПСРО,
 затем (с 1919)-Новым театром ХПСРО. Работал до февр. 1920. Основатели
 т-ра стремились к созданию синтетич. спектаклей. Они считали, что гл.
 место в спектакле должно принадлежать актёру, умеющему владеть всеми
 художеств. средствами. Драматич. произв. рассматривались зачастую как
 "предлог" для создания театр. представления и иногда перерабатывались
 режиссёром. В т-ре ставились драм. и муз. спектакли: "Женитьба Фигаро"
 Бомарше, "Буря" Шекспира, "Брак по принуждению" Мольера, "Виндзорские
 проказницы" Николаи, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Паяцы" Леонкавалло,
 "Похищение из гарема" Моцарта и др. В труппе были В. В. Барсова, Н. Н.
 Озеров, А. Я. Закушняк, К. В. Эггерт, М. И. Бабанова, М. И. Жаров, И. В.
 Ильинский и др. После отъезда Комиссаржевского за границу (весна 1919) в
 т-ре работал В. М. Бебутов (т-р наз. "б. Новый театр"; пост. "Вильгельм
 Телль" Шиллера и др.). В 1920 здание т-ра (Большая Садовая ул., 20) было
 передано Т-ру РСФСР 1-му; туда же перешла большая часть труппы Т-ра
 ХПСРО.
  Лит.: К о м и с с а р ж e в с к и и Ф., Творчество актёра и теория
 Станиславского, П., [1916]; Ильинский И. В., Сам о себе, М., 1961. С. К.
  ТЕАТР ШЛЯХЕТНОГО (ШЛЯХЕТСКОГО) КАДЕТСКОГО КОРПУСА (от польск.
 szlachta - дворянство) - т-р, созданный при Шляхетном корпусе (учебное
 заведение для дворян, открыто в 1731). Для упражнения во франц. яз.
 здесь ставились спектакли, в к-рых участвовали кадеты. В 1747
 преподаватель корпуса (бывший его воспитанник) А. П. Сумароков пост.
 вместе с учениками свою первую трагедию "Хорев". В 1752 для подготовки к
 проф. актёрской деятельности в корпус были отданы приехавшие из
 Ярославля актёры-любители - И. А. Дмитревский, А. Ф. Попов, Ф. Г. и Г.
 Г. Волковы. На основе подготовленной здесь Сумароковым труппы в 1756
 учреждён первый рус. постоянный проф. публичный т-р. В Шляхетном корпусе
 учились М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, В. А. Озеров и др. рус.
 драматурги и деятели т-ра.
  Лит.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 195.3; Асеев Б.
 Н., Русский драматический театр XVII- XVIII вв., М., 1958. Ю. Д.
  "ТЕАТРАЛ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в
 Москве в 1895-98. Редактор-издатель Ф. А. Куманин, с 1896 (.ј 65) -
 редактор А. С. Сергеев, издатель О. К. Куманина. В "Т." печатались пьесы
 (преим. современные), а также театр. статьи, очерки и рассказы из театр.
 быта, театр. хроника, справочно-ин-формац. материал, ноты, портреты
 виднейших деятелей театр. иск-ва. А. Шн
  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ (в СССР)- массовые театрализованные
 зрелища. Организуются в разл. городах СССР с первых лет Октябрьской
 революции. В 1920 в Петрограде (Ленинграде) ставятся грандиозные Т.
 п.массовые инсценировки. В массовой инсценировке "К мировой коммуне"
 (реж. К. А. Марджанов, художник Н. И. Альтман), пост. на портале
 Фондовой биржи в июле 1920, приняли участие 4 тыс. рабочих и
 красноармейцев, число зрителей достигло 45 тыс. В 1920 в Т. п., посв.
 Октябрьской годовщине,-инсценировке "Взятие Зимнего дворца" (реж. Н. Н.
 Евреинов, художник Ю. П. Анненков), приняли участие 8 тыс. чел. Зрителей
 насчитывалось 100 тыс. чел. В 1923 в Иванове состоялся Т. п., посв. 8-й
 годовщине забастовки ивановских ткачей (были показаны забастовка
 рабочих, полицейская расправа, революц. демонстрация, аресты и т. д.).
 Инсценировка закончилась массовым театрализованным митингом.
  В Москве в 1925 проходил общемосковский карнавал книги. На
 декорированных машинах разыгрывались инсценировки, лит. композиции,
 отрывки из пьес.
  В Киеве в 1927 демонстрировалась театрализованная инсценировка
 "Восстание арсенальцев в 1917 году", показывающая эпизоды борьбы рабочих
 Арсенала. 10-летие Октябрьской революции было отмечено Т. п. и
 инсценировками во многих городах страны - Воронеже, Курске, Николаеве,
 Армавире, Тирасполе, Нахичевани и др. В Ленинграде осуществлена
 инсценировка "Победа труда над капиталом". Массовые Т. п. 20-х гг.,
 проводившиеся по преимуществу на городских площадях и улицах, строились
 на принципе активного импровизационного участия в них тысяч зрителей.
  В годы первых пятилеток углубляется содержание Т. п., обогащаются и
 разнообразятся их формы. По тематике и средствам художественного
 воплощения они делятся на: 1. Героико-революционные и патрио-тич.
 праздники (в т. ч. юбилеи - республик, городов). 2. Праздники труда. 3.
 Праздники дружбы. 4. Праздники лит-ры и иск-ва. 5. Молодёжные и
 спортивные праздники и др.
  Большой Т. п. был проведён в 1930 в моек. Центр. парке культуры и
 отдыха в дни XVI съезда ВКП(б). В Т. п. отражены такие важные события в
 жизни страны, как походы по Северному морскому пути, перелёты
 героев-лётчиков через Сев. полюс и др. Т. п.-карнавал под названием
 "Славим подвиг" был организован в Ленинграде в 1934 в честь возвращения
 челюскинцев и спасавших их сов. лётчиков. В Москве в эти дни Т. п.
 проходили на улицах и в парках.
  В 30-е гг. в парках систематически проводились Т. п., посв. победам
 передовиков труда - досрочному выполнению производственных планов
 заводами и фабриками (праздник моек. Электролампового завода в 1931 и
 др.).
  Среди праздников литературы и печати - Т. п., состоявшийся в 1934 в
 Центральном парке культуры и отдыха в дни 1-го Всесоюзного съезда
 писателей.
  В празднике приняли участие артисты многих театров, лучшие коллективы
 художественной самодеятельности. Праздник завершился театрализованным
 митингом-концертом в Зелёном т-ре Центрального парка.
  Праздники иск-в включали хоровые олимпиады, праздники песни, музыки*
 и танцев, праздники нар. талантов и др. Так, напр., в празднике, посв.
 Всесоюзной олимпиаде самодеятельного иск-ва в 1932 (Москва, Центр, парк
 культуры и отдыха), принимали участие свыше 10 тыс. чел.
  Карнавалы, проводившиеся в Центр, парке культуры и отдыха (Москва) в
 1935-36, положили начало карнавальным праздникам во мн. городах Сов.
 Союза.
  В 30-е гг. по мере развития и укрепления колхозов родились и сельские
 Т. п., связанные с природой и циклами сельскохозяйственных работ
 (праздник сева, праздник первой борозды, праздник урожая, праздник леса
 и птиц и др.).
  В послевоенные годы всенародный характер носили Т. п., посв.
 800-летию Москвы в 1947. В дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и
 студентов в Москве (1957) было проведено 17 Т. п., в т. ч. праздники
 открытия и закрытия фестиваля на стадионе в Лужниках, водный карнавал на
 Москве-реке, театрализованный концерт-митинг на Манежной площади,
 праздник девушек.
  Особое место заняли Т. п. песни и танца, проводимые с 1950 каждые 5
 лет в Прибалтийских республиках. Эти праздники, посв. годовщине
 восстановления Сов. власти в Латвийской, Литовской и Эстонской
 республиках, превращаются в грандиозные праздники иск-ва, в к-рых
 участвуют любительские хоры, оркестры, танцевальные коллективы и на
 к-рых присутствуют десятки тысяч зрителей.
  Т. п. были проведены в честь 250-летия Ленинграда (1957), 950-летия
 Ярославля (1960), 1100-летия Смоленска (1963) и др. юбилеев городов и
 республик.
  В 1964 был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль театрализованных
 праздников. Премиями были отмечены Праздник огней в моек. Центр, парке
 культуры и отдыха под назв. "Пусть светят только мирные огни",
 "Космический карнавал" в Ленинградском центр, парке культуры и отдыха
 им. Кирова, карнавал железнодорожников в Сокольническом парке Москвы.
  Лит.: Луначарский А. В., О народных празднествах, "Вестник театрам,
 1920, "ј62;ЦехновицерО., Демонстрация и карнавал. К 10-й годовщине
 Октябрьской революции, [М., 1927]; его же. Празднества революции, Л.,
 1931; Массовые праздники и зрелища, М., 1961; Режиссура массовых зрелищ,
 М., 1963. Б. Глан.
  "ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА" - 1) рус. ежемесячный журнал по вопросам
 драматургии и сценич. иск-ва. Издавался в Москве в 1879-80. Редактор Н.
 А. Шаповалов. В 1879 'вышло 4. номера, в 1880-2. 2) Ежемесячный журнал.
 Выходил в Москве в 1891-94 и 1896-98. Редакторами и издателями журнала в
 разное время были - А. Р. Гиппиус, Ф. А. Куманин, И. И. Петров, Е. Е.
 Корш, А. С. Куш-неров, А. С. Сергеев. В "Т. б." печатались пьесы,
 помещались списки разрешённых цензурой драм. произв., публиковались
 справочные сведения о сценич. деятелях (адреса, сообщения об
 ангажементах и т. п.). С 1896 в "Т. б." публиковались только тексты
 пьес. В 1894-95 выходило приложение к журн. "Справочный листок для
 сценических деятелей". 3) Ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге
 в 1907 (вышел 1 номер). Редактор-издатель А. В. Корецкий. 4)
 Двухнедельный лит.-художественный иллюстрированный журнал. Выходил в
 Москве в 1912 (всего 4 номера); в конце журнала давался "Театральный
 календарь" на 1913. А. Шн.
  "ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА" - вид творческих смотров в СССР: весенний показ
 достижений театр. иск-ва республики, края, области за истекший сезон.
 Проводится обычно в апреле-июне. Идея "Т. в." зародилась в Прибалтике
 (1956). Среди первых смотров:
  1956 - "Первая прибалтийская Т. в.", 1957 - "Первая московская Т.
 в.", "Волжская Т. в." (Куйбышев),
  "Закавказская Т. в." (Тбилиси), "Уральская Т. в." (Свердловск),
 "Казахская Т. в." (Алма-Ата) и др. С 1957 "Т. в." приобрели характер
 традиционных ежегодных показов. Их регулярно устраивают 'в
 прибалтийских, закавказских и др. республиках, в Москве. В 1958
 проведены "Первая украинская Т. в.", ле-нингр. "Т. в." ("Белые ночи").
 "Т. в." устраивались на Дальнем Востоке, в Новосибирской обл.,
 Красноярском крае. А. Шн.
  "ТЕАТРАЛЬНАЯ ГАЗ‚ТА-еженедельное иллюстрированное издание. Выходило в
 Петербурге с 4 июля по 26 дек. 1893 (вместо газеты "Театральный мирок").
 Редактор П. И. Вейнберг (он же - зав. театр. отделом); зав. ртделом
 музыки - Г. А. Ларош. Издатель Е. В. Остолопов. В газете печатались
 статьи по истории т-ра в России и Европе, критич. обзоры, библиография.
 Всего вышло 33 номера.
  Под назв. "Т. г." в разные годы выходило ещё неск. пе-риодич.
 изданий. Среди них- еженедельная газета (Москва, 1913-18). Редактор Э.
 М. Бескин, издатели Бескин и А. И. Ратнер. В 1913 вышло 14 номеров; в
 1916-17 -по 52 номера ежегодно; в 1918-40 номеров. Д. Шн.
  "ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕКАДА"-рус. журнал. Выходил в Москве в 1934-37. Орган
 Управления театрально-зрелищными предприятиями Наркомпроса РСФСР (1934),
 Управления т-рами Наркомпроса РСФСР (1935), Гл. управления т-рами
 Всесоюзного к-та по делам иск-в (с ј 6, 1936). В "Т. д." печатались
 рецензии на спектакли, хроника текущей театр. и концертной жизни Москвы,
 информация о предстоящих театр. и концертных событиях, беседы с
 деятелями иск-в, аннотации новых пьес и книг по т-ру и др. Журнал имел
 специальное приложение "Программа театров" (с кратким либретто пьес). С
 1938 его сменил журн. "Декада московских зрелищ" (1938-40). А. Шн.
  "ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ"-рус. сов. двухнедельный иллюстрированный журнал,
 посвящённый театр. жизни Российской Федерации. Орган Министерства
 культуры РСФСР, ВТО и Союза писателей РСФСР. Выходит в Москве с авг.
 1958. Гл. редактор Ю. А. Зубков. А. Шн.
  ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА - область лит. творчества, отражающая текущую
 деятельность т-ра. Т. к. существует в форме обобщающих статей (напр., о
 творч. пути отдельных т-ров, об отдельных проблемах театр. иск-ва и
 т.п.), рецензий на спектакли, творч. портретов актёров, режиссёров и т.
 п. Рассматривая многообразные связи сценич. иск-ва с действительностью,
 обобщая художеств. опыт т-ра, Т. к. определяет задачи, к-рые выдвигает
 перед т-ром жизнь, выявляет гл. тенденции его развития. Т. к.
 непосредственно соприкасается с театроведением и зависит от его уровня.
 В то же время она более злободневна, быстрее откликается на события

<< Пред.           стр. 748 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу