<< Пред. стр. 749 (из 913) След. >>
совр. жизни, даёт богатейший материал для театроведения. Т. к. связанатакже с лит. критикой и литературоведением. В Т. к. отражается состояние
эстетической мысли эпохи и сама она, в свою очередь, способствует
формированию различных театральных систем. Т. к. рассматривает и
оценивает значение т-ра на разных этапах его истории, репертуар, игру
актёров, режиссуру, декорационное оформление, организацию театрального
дела.
Театральная критика в России появилась в сер. 18 в. вместе с
возникновением проф. публичного т-ра. В это время она развивала принципы
франц. классицизма. Одной из ранних форм Т. к. были отчёты в
"С.-Петербургских ведомостях" о первом представлении топили иной пьесы,
состоявшемся в присутствии императрицы Екатерины II. Вопросов т-ра
касались в своей полемике о драме М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и В.
К. Тредиаковский. Распространённой формой Т. к. в это время были
стихотворные послания и сатиры. Так, в "Стихах Ивану Афанасьевичу
Дмитревскому" А. П. Сумароков анализировал игру Дмитревского в роли
Синава ("Синав и Трувор" Сумарокова). В 1770 в жури. "Пустомеля" были
помещены статьи Н. И. Новикова, посв. выступлению Дмитревского в Москве
и пост. "Синава и Трувора" в Петербурге. В журналах Новикова 1770-80-х
гг., подчёркивавших значение просветительской роли т-ра,
Т. к. утверждалась как самостоят, вид лит. творчества. Значит, место
занимала Т. к. в журн. "Почта духов", "Зритель", "Санкт-Петербургский
Меркурий", печатавшихся в типографской компании И. А. Крылова, И. А.
Дмитревского, П. А. Плавилыцикова и А. И. Клушина. О гражд. миссии
'театр. иск-ва писал И. А. Крылов. Он искал в т-ре "вероятность
изображаемых событий", естественность и логичность развития действия,
выступал против бесправного положения актёра. Борьбу за национальную
самобытность русского т-ра вёл на страницах "Зрителя" П. А.
Плавильщиков.
На рубеже 18-19 вв. упрочилась связь Т. к. с общественно-политич.
жизнью страны. Т. к. стала активнее откликаться на текущую театр.
практику. В издававшемся Н. М. Карамзиным "Московском журнале" в спец.
разделе ("Известия о театральных пьесах, представляемых на здешнем
театре, с замечаниями на игру актёров") анализировались драм. произв. и
актёрское исполнение. Придавая большое значение Т. к., Карамзин считал
её необходимым условием расцвета театр. иск-ва. Важным фактом культурной
жизни нач. 19 в. явилась пропаганда Карамзиным просветительской
драматургии Г. Лессин-га и традиций т-ра Шекспира. Выступая против
классицизма, утверждая сентиментализм как новое художеств. мышление,
Карамзин боролся против рационализма в иск-ве, отрицал дидактику,
пропагандировал новые жанры. Интерес Карамзина к духовному миру
человека, внимание к нравственным и психологическим проблемам
плодотворно сказались на формировании русской драматургии, театральный
мысли и критики. В журн. "Северный вестник", "Журнал российской
словесности", "Любитель словесности", "Лицей", "Цветник", издававшихся
"Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств" и др.,
имелись специальные театр. разделы. Театрально-критич. статьи членов
"Вольного об-ва" - А. П. Бенитцкого, Н. П. Брусилова, В. И. Красовского,
А. Е. Измайлова и др. были написаны под влиянием прогрессивных идей. В
них пропагандировалось иск-во, связанное с реальной жизнью, являющееся
"отголоском века", утверждалась мысль о необходимости постановки в
сценич. произв. острых социальных проблем, о значении сатирич.
драматургии. В этих статьях сказалось стремление к демократизации т-ра.
На ряду с требованием национальной самобытности сценического искусства в
Т. к. начала 19 в. появляются антикрепостнические мотивы.
Возникновение специальных театр. разделов в перио-дич. изданиях нач.
19 в. привело к расширению границ Т. к. и круга обсуждаемых проблем.
Критика классицизма, вопросы сентиментальной драмы, споры о рус.
трагедии, утверждение самоценности актёрского творчества - таковы осн.
темы театр. статей того времени. Значит, интерес представляли статьи В.
А. Жуковского о гастролях франц. актрисы Жорж и игре рус. актрисы Е. С.
Семёновой.
Подъём нац. самосознания в эпоху Отечеств, войны 1812 и
декабристского движения способствовал развитию т-ра и Т. к.
В периодич. изданиях декабристского направления ("Сын отечества",
"Соревнователь просвещения и благотворения", "Невский зритель",
"Полярная звезда") вопросы драматургии и т-ра занимали видное место.
Декабристская Т.к. боролась за самобытность рус. т-ра, утверждала иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности. Большое значение в
истории рус. Т. к. имели выступления поэта-переводчика и театр. деятеля
Н. И. Гнедича, защищавшего идейно-прогрессивное, эмоциональное иск-во
т-ра и уделявшего значит. внимание вопросам актёрской игры. Высокое
гражданское назначение драматургии и т-ра отстаивал
П. А. Катенин. Оживлению театр. мысли способствовал организованный в
1808 А. А. Шаховским журн. "Драматический вестник", посв. почти целиком
драме и т-ру. На страницах этого журнала освещались проблемы актёрского
творчества, стиля спектакля; в конце 10-х гг. здесь была развёрнута
полемика между сторонниками и противниками классицизма о задачах и
художеств. принципах драматургии, о стиле актёрского исполнения.
Программа рус. романтич. т-ра нашла отражение в статьях А. А. Бестужева,
В. К. Кюхельбекера, О. М. Сомова. Пропагандистом романтизма в театр.
иск-ве был журн. "Московский телеграф" Н. А. Полевого. Ведущий театр.
критик журн. В. А. Ушаков стремился демократизировать критику,
предназначая её "для многих читателей".
Первостепенное значение для формирования реали-стич. Т. к. и
театроведения имели театр. взгляды А. С. Пушкина, В ранней статье "Мои
замечания об русском театре" (1820) он выдвинул осн. требования к
актёрскому иск-ву. Взгляды Пушкина, на иск-во актёра оказали влияние на
всю прогрессивную Т. к. Пушкинские наброски предисловия к "Борису
Годунову", статья "О народной драме и драме "Марфа Посад-ница" (1830)
так же, как и мысли о драматургии и т-ре, содержащиеся в письмах поэта,
выявили важнейшие тенденции развития рус. критич. мысли. Пушкин
сформулировал осн. принципы народности и историзма в драме и т-ре,
впервые чётко определил проблемы создания нац. типич. характера,
затронул вопрос о правде и условности театр. иск-ва.
Если в 10-20-е гг. борьба в области Т. к. проходила в осн. в пределах
лит.-художеств. направлений, то с нач. 30-х гг. среди театр. критиков
происходит резкое поли-тич. размежевание. Прогрессивная Т. к. вела
борьбу с реакц. критикой газеты "Северная пчела", к-рую представляли Ф.
В. Булгарин и Р. М. Зотов. В Т. к. конца 20-х - нач. 30-х гг.
проявляется интерес к определению природы актёрского творчества. С. Т.
Аксаков в статье "Мои замечания о театре и театральном искусстве" (1825)
ставил перед актёрами задачу проникнуть в жизнь героя, верно обрисовать
приметы его быта и отразить его внутр. мир. Аксаков первый в Т. к. дал
сравнительный анализ игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина,
предвосхитил оценку обществ, смысла актёрского иск-ва, выдвинутую
впоследствии Н. И. Надеждиным и В. Г. Белинским. Важным моментом в
театр.-критич. деятельности Аксакова была защита гоголевской драмы.
Статьи С. Т. Аксакова и Н. И. Надеждина заложили основы реалистич.
теории т-ра, развитой впоследствии В. Г. Белинским.
Основоположник эстетики революц. демократов Белинский считал гл.
задачей Т. к. оценку обществ. роли сцепич. иск-ва, отражение в т-ре
коренных проблем жизни. В своих статьях (""Гамлет", драма Шекспира.
Мочалов в роли Гамлета" и др.) Белинский затрагивал осн. вопросы рус.
т-ра в период 30-40-х гг. Критика мелодрам, псевдопатриотич. трагедий,
бессодержательных водевилей сочеталась у него с защитой гоголевского
направления в рус. т-ре. Высказывания Белинского о П. С. Мочалове, В. А.
Каратыгине, М. С. Щепкине, А. Е. Мартынове оказали большое влияние на
дальнейшее развитие сценического иск-ва, Т. к. и театроведения.
В русле передовой демократич. критики проходила театр. деятельность
Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова, выступавшего против реакц.
охранит, направления в т-ре и поддерживавшего актёров-реалистов - М. С.
Щепкина, А. Е. Мартынова, Ю. Н. Линскую. Ф. А. Кони был
редактором-издателем журнала, выходившего под разл. названиями
("Репертуар и пантеон театров", "Пантеон и репертуар русской сцены" и
др.), где он регулярно выступал с театр.-критич. статьями. Участвуя в
театр. дискуссиях 40-х гг., Некрасов выступал против представителей
"чистого искусства", спорил с В. А. Боткиным и А. В. Дружининым. Большое
влияние на развитие Т. к. оказал А. И. Герцен. В своих статьях и
высказываниях он отстаивал принципы критич. реализма в театр. иск-ве,
называл т-р трибуной, к-рая может разрешать живые вопросы современности,
говорил о воспитательном воздействии т-ра, о его месте в истории мировой
театр. культуры. Традиции Белинского и Герцена были развиты Н. Г.
Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Н. А.
Некрасовым, журналом "Современник". Защита Чернышевским "критич.
направления" в рус. иск-ве, выступления Добролюбова со статьями об
Островском ("Тёмное царство", 1859, и "Луч света в тёмном царстве",
1860), критика псевдообличит. драматургии связывали драматургию с
революц. идеологией и революц. борьбой, определяя развитие Т. к. и
театроведения. Идеи революц.-демократич. критики Белинского,
Чернышевского, Добролюбова лежали в основе статей И. И. Панаева. Высоко
оценивал обществ, значение т-ра М. Е. Салтыков-Щедрин, требовавший от
художника ясности мировоззрения, наличия общественных идеалов,
боровшийся против драматургии либерально-охранительного направления,
засилья оперетты.
Одним из самых значит, театр. критиков 50-х-нач. 60-х гг. был А. А.
Григорьев, печатавший теоретич. статьи о т-ре, помещавший в периодич.
изданиях си-стематич. обзоры спектаклей моек. и петерб. трупп. Считая
художника проповедником высоких истин, борясь с "искусством для
искусства", Григорьев в то же время отказывался от социально-политич.
выводов, рассмотрения классовых проблем. Однако эстетика и Т. к.
Григорьева претерпели существенную эволюцию - от полемики со статьёй
Добролюбова "Тёмное царство", защиты идей патриархальной самобытности до
тезиса, к к-рому он пришёл в конце жизни, - "где поэзия там протест".
Ценя "тревожную" и "протестующую" ноту в актёрском творчестве, Григорьев
считал образцом иск-во Т. Сальви-ни, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, А.
Е. Мартынова, П. В. Васильева и оставил подробные описания их игры.
В 60-е гг. с театр.-критич. статьями выступали: А. С. Гиероглифов, П.
И. Шпилевский, П. Д. Боборыкин, В. П. Буренин. Значит, интерес
представляли статьи А. Н. Баженова. Издатель театр. газеты "Антракт",
единственного тогда в России периодич. органа, посв. т-ру, Баженов
боролся за укрепление и развитие реалистич. театр. иск-ва, высоко
оценивал произв. Островского, пропагандировал зап.-европ. классич.
драматургию, выступал (вслед за Добролюбовым) против псевдообличительных
пьес. Баженов был одним из первых рус. театр. критиков, поднявших вопрос
о необходимости повышения режиссёрской и постановочной культуры
спектакля.
В 60-70-е гг. широкое распространение получили театр. рецензии в виде
пародий и эпиграмм, откликавшиеся на актуальные явления театр. жизни.
Среди авторов театр. пародий - Н. А. Некрасов, поэты-искровцы Д. Д.
Минаев, Г. Н. Жулев, В. И. Богданов. Театрально-юмористич. статьи писали
К. М. Станюкович, Н. А. Лейкин. В 70-е гг. в качестве газетных
рецензентов выступали Д. В. Аверкиев, Н. А. Поте-хин, В. А. Крылов
(псевд. В. Александров), А. С. Суворин и мн. др. В журналах
систематически публиковались театр. обзоры (за месяц, 3 месяца, сезон).
Однако в Т. к. этого периода не поднимались важные вопросы обществ,
жизни (как это было в критич. статьях революц. демократов). Авторы
ограничивались конкретным анализом драм. произв., критикой текущего
репертуара и т. п.
Оживление театр. жизни после отмены монополии имп. т-ров (1882)
способствовало развитию Т. к. Появилось мн. новых театр. изданий:
"Зритель", "Театр", "Театральный мирок" - в Петербурге; "Артист",
"Сезон", "Театр и жизнь" - в Москве. Большое место вопросам т-ра
уделялось в общих периодич. изданиях. Т. к. в этот период продолжают
заниматься писатели (А. Н. Плещеев, П. И. Вейнберг, П. Д. Боборыкин, Н.
С. Лесков), литературоведы (Н. И. Стороженко, И. Иванов), юристы и
судебные деятели (А. И. Урусов, А. Ф. Кони). Одним из ведущих театр.
критиков был С. В. Флеров (Васильев), развивавший в Т. к. принципы А.
Н.. Баженова. Флеров выступал против засорения репертуара Малого т-ра,
писал о необходимости создания т-ра для народа, поддерживал МХТ в первые
годы его работы. Среди проф. театр. критиков конца 19 в. в Петербурге-В.
О. Михневич, сотрудничавший ок. 20 лет (1877-94) в
либерально-демократич. газ. "Новости и биржевая газета", в Москве - В.
М. Дорошевич позже С. Яблоновский (С. В. Потресов). Во 2-й пол. 19 в.
начинает развиваться Т. к. в провинции. Появляются статьи С. Т.
Герцо-Виноградского, И. И. Гольц-Миллера, С. И. Сычевского (Одесса), А.
С. Га-циского (Нижний Новгород), А. Н. Кремлёва (Казань, Ярославль), Л.
А. Куперника, П. М. Ярцева (Киев). В сезоне 1895/96 в "Самарской газете"
с театр. фельетонами выступал М. Горький (псевд. - Иегу-диил Хламида).
Новый этап в рус. Т. к. определила деятельность Моск. Художеств, т-ра
(открыт в 1898), с его высокой культурой постановки спектакля,
мастерством актёрского ансамбля. С этого времени в театр. рецензиях,
наряду с анализом пьесы и оценкой игры отдельных участников, большое
место начинает уделяться режиссёрской трактовке драм. произв.,
слаженности исполнения актёров, декорац. оформлению и т. п. Однако не
все критики сумели оценить новаторскую сущность МХТ, значение
совершённой им реформы театр. иск-ва. Наряду с пропагандистами молодого
т-ра - Н. Е. Эфросом, Л. Я. Гуревич и др. - в печати выступали также
сторонники старого "актёрского" театра. Наиболее значит, представителем
этого направления в Т. к. был А. Р. Кугелъ (псевд. Ното по-уи ),
редактор журнала "Театр и иск-во", мастер блестящих актёрских портретов.
Тонким ценителем творчества актёра был также Ю. Д. Беляев, критика
к-рого, однако, была ограничена консервативностью его обществ. взглядов.
В нач. 20 в. в период сложных поисков новых путей в иск-ве,
стремления к расширению стилевых возможностей т-ра возникает
символистская Т. к. В кри-тич. высказываниях В. Я. Брюсова, А. А. Блока,
Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, А. Л. Волынского и др. оценки конкретных
явлений т-ра сочетались с постановкой общеэстетич. вопросов,
рассмотрением проблем условного т-ра. Но уже к 1907-08 Брюсов и Блок
преодолевают символистские тенденции и выступают за обществ, назначение
т-ра, демократизацию иск-ва (статья Блока "О драме" и др.).
В эпоху первой рус. революции формируется большевистская Т. к. Статья
В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905)
открыто связала иск-во с пролетариатом, обосновала принцип партийности в
иск-ве. Ленинская газета "Искра", уделявшая серьёзное внимание
драматургии и т-ру, выступала с поддержкой совр. прогрессивного театр.
иск-ва, раскрывала большое общественно-политич. значение пьес Горького
"Мещане" и "На дне". В кри-тич. статьях А. В. Луначарского, В. В.
Воровского, Г. В. Плеханова последовательно защищались демо-кратич.
принципы рус. т-ра, критиковались упаднические тенденции, ограниченность
бурж. т-ра. На страницах большевистских изданий ("Правда", "Звезда",
"Новая жизнь") велась борьба за высокохудожественное реалистич. театр.
иск-во. Традиции до-революц. большевистской Т. к. были продолжены и
развиты в сов. время. АН. А.
Советская театральная критика получила развитие в первые же годы Сов.
власти. Основываясь на принципах марксистско-ленинской эстетики, сов. Т.
к. активно воздействует на театр. практику, способствуя развитию сов.
театр. иск-ва. Она характеризуется углублённым анализом явлений иск-ва,
способностью к обобщениям, теоретич. обоснованию оценок.
Для сов. Т. к. характерна постоянная тесная связь с театроведением,
что составляет одно из её существенных преимуществ перед дореволюц. Т.
к. Крупнейшие сов. театроведы одновременно выступают в качестве театр.
журналистов, а многие театр. критики серьёзно занимаются вопросами
театроведения. В результате взаимосвязи театроведения и критики театр.
рецензия эволюционировала в сов. годы как жанр. Театр. критики стремятся
глубоко анализировать все основные компоненты спектакля как единого
целого и делать на основе разбора спектакля идейно-политич. и
худо-жественно-эстетич. обобщения.
Расширился тематич. диапазон сов. Т. к. Наряду с центр,
темой-изучение и разбор практики совр. сов. драматургии и т-ра - многие
критики занимаются разработкой вопросов совр. зарубежного т-ра, делают
предметом своего исследования новые виды театр. иск-ва (т-р для детей,
т-р кукол), самодеятельное творчество, эстраду, цирк.
Происходит профессионализация Т. к. Помимо вовлечения в сферу Т. к.
литера-торов, занимающихся смежными иск-вами, сформировалась большая
группа критиков, окончивших театроведческие ф-ты ГИТИСа (Москва),
Ленингр. и др. театр. ин-тов.
Расширяются жанры Т. к. Помимо рецензий на отдельные спектакли,
публикуются статьи, освещающие творческий путь т-ра за определённый
период, статьи-портреты мастеров сцены - режиссёров, актёров, театр.
художников. Специальное внимание уделяется творчеству молодых актёров и
режиссёров, новым т-рам, студиям и т. п. Среди театр. критиков
выдвинулись специалисты по отдельным темам и жанрам т-ра, знатоки драмы,
оперы, балета, оперетты, т-ра малых форм и т. п.; нек-рые критики
специализируются на исследовании театрально-декорац. иск-ва.
Становление Т. к. шло в постоянном взаимодействии со становлением
всего сов. т-ра. Театр. критики объединялись вокруг специальных
периодич. изданий, к-рые с первых же лет после революции выходили в
Москве, Петрограде и на периферии (см. Журналы театральные). Нек-рые из
этих критиков печатались еще до революции: Э. М. Бескин, Л. Я. Гуревич,
М. Б. Загорский, И. А. Крути, А. Р. Кугель, П. И. Новицкий, Р. А.
Пельше, Ю. В. Соболев, Н. Е. Эфрос, С. Н. Дурылин. Появились новые,
впоследствии ставшие виднейшими, театр; критики: Б. В. Алперс, В. И.
Блюм (Садко), Н. Д. Волков, А. А. Гвоздев, К. Н. Державин, С. С.
Игнатов, Е. М. Кузнецов, М. И. Ле-видов, О. С. Литовский (Уриэль), П. А.
Марков, С. С. Мокульский, А. И. Пиотровский, Ю. И. Слонимский, Д. Л.
Тальников, В. А. Филиппов, А. В. Февральский и др. Много внимания уделял
вопросам т-ра и систематически выступал как театр. критик А. В.
Луначарский.
Сов. Т. к. неизменно занималась поисками новых творч. и
организационных форм. Ещё в 1918 газета "Жизнь искусства" (ј 1)
обратилась ко всем рабочим с просьбой писать в газету о жизни своих
т-ров. На местах охотно откликнулись на этот призыв; появилось много
театр. рабочих корреспондентов (теараб-коров) и целые теарабкоровские
кружки. Заметки и рецензии теарабкоров в местной и центр, печати были
ещё недостаточно квалифицированными, но они звучали искренне, верно
отражали настроение, мнение рабочих зрителей.
Наряду со статьями в периодич. печати практиковалась устная критика -
публичные диспуты о путях строительства нового т-ра, диспуты, посв.
театр. сезону (в моек. Политехническом музее и др.). В них, помимо
критиков, участвовали творч. работники т-ров {режиссёры, актёры,
художники), политич. деятели, широкие круги зрителей.
В первые послеоктябрьские годы значит, часть те-ятр. критиков
энергично поддерживала идеи Пролеткульта и Театрального Октября",
согласно к-рым сценич. иск-во в прежних исторически сложившихся формах
должно было исчезнуть и уступить место т-ру нового типа - гл. обр.
"массовым действам", открыто-тенденциозным, агитационно-нропагандистским
представлениям. На страницах "Вестника театра", "Зрелищ" и "Жизни
искусства" В. И. Блюм, Э. М. Бескин, М. Б. Загорский и др. горячо
поддерживали все начинания "левых" т-ров, особенно искания Мейерхольда,