<< Пред.           стр. 76 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 его творчества, высоко оценивает исключит. роль Щепкина в "сфере
 общественного понимания искусства". В Щепкине Б. видит наиболее
 совершенный тип актёра, в к-ром глубокое знание жизни, беззаветное
 служение добру и истине сочетаются с самобытностью, эмоциональной
 искренностью и всесторонним мастерством. Б. указывал на способность
 Щепкина непрерывно изучать и совершенствовать свои роли от спектакля к
 спектаклю, как на достоинство, отличающее настоящего актёра-художника.
 "Его игра - творческая, гениальная. Он не помощник автора, но соперник
 его в создании роли",- писал Б. ("Петровский театра, 1838). Признавая
 аюёра "самостоятельным художником", Б. вместе с тем обусловливал
 развитие актёрского иск-ва состоянием отечественной драматургии. Он
 писал: "...Драматические поэты творят актеров. Нам нужно иметь свою
 комедию, и тогда у нас будет свой театр" ("Московский театр", 1838). Б.
 указывал на отрицат. влияние на театр. искусство мелодрамы и
 развлекательного водевиля, прививающих актёрам ходульность, штампы. Он
 подчёркивал значение реалистич. драмы для развития актёрского иск-ва и
 театр. культуры в целом. Так, по поводу исполнения "Ревизора" Гоголя в
 моек. т-ре Б. отмечает такие важные качества спектакля, как "общность
 игры", "естественность", объясняя их правдивостью пьесы, её близостью к
 рус. действительности. В 1838 Б. пишет свою вторую и последнюю пьесу
 "Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" (пост. на моек. сцене в
 том же году), к-рая по форме приближается к психологич. драме. Своё
 общее понимание драмы Б. высказывает в то время в связи с анализом
 творчества Шекспира; её смысл Б. видит "...в игре взаимных отношений и
 интересов всех лиц драмы...", а не только в раскрытии образа одного
 главного героя.
  Прямое отношение к т-ру имеют высказывания Б. о типическом. Типизм
 есть один из основных законов творчества,- утверждает Б. Но типическое
 лицо должно быть одновременно лицом конкретно индивидуальным. Для Б.
 индивидуальное - форма проявления типического. В этом утверждении уже
 содержится известная полемика с романтич. культом исключительного героя,
 к-рая получает развитие в последующие годы. Б. вводит в свой анализ
 актёрского исполнения понятия субъективной и объективной игры. Первая
 манера является выражением частного, личного представления актёра о роли
 и недостаточна для выполнения всей художеств. задачи. Гораздо выше
 объективная игра, к-рая основана на овладении актёром общей идеей роли и
 пьесы в целом, содержит более широкий охват жизни ("Г. Сосницкий на
 московской сцене в роли городничего", 1838).
  Уже в 30-е гг. в центре внимания Б. находятся проблемы народности,
 единства содержания и формы в иск-ве, проблемы историзма, художеств.
 правды и др. Однако связь эстетики Б. с концепциями совр. идеалистич.
 философии (Шеллинг, Гегель) мешает ему выработать метод, необходимый для
 верного решения этих центральных эстетич. проблем, и приводит к
 противоречиям с собственными убеждениями (напр., к отрицанию сатиры).
 Тем не менее через все искания Б. чётко проходит идея единства иск-ва и
 жизни, к-рая в новой обществ, обстановке 40-х гг. приобретает матери
 алистич. обоснование. В эти годы Б. переходит к углублённой разработке
 вопросов реалистич. эстетики. Со всей последовательностью он стремится
 направить рус. драматургию по пути гоголевской "натуральной школы",
 неустанно борется за демократизацию русского т-ра, за его насыщение
 социальной проблематикой эпохи, за укрепление реалистич. основ
 актёрского творчества. Утверждая новое художеств. направление -
 "натуральную школу", осн. принципами к-рой являются реализм, интерес к
 правдивому изображению жизни простого народа, Б. развивает традиции
 Пушкина и Гоголя, требует от т-ра раскрытия драматического и прекрасного
 в их обыденных формах. Б. осознаёт необходимость усиления критич. начала
 в рус. иск-ве, полностью преодолевая свои прежние колебания по этому
 поводу. На этой почве обостряется борьба между Б. и представителями т.
 н. "официальной народности", реакционного романтизма и славянофильства.
 Б. обличает художеств. фальшь пьес Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника, П.
 Г. Ободовского и др. авторов напыщенных мелодрам и псевдоисторич. драм,
 борется с реакционными тенденциями в водевиле. Он горячо ратует за
 создание нац. рус. комедии, реалистич. психологич. драмы, требует от
 художников серьёзного отношения к жизни. Б. считает, что искусство и
 литература больше чем когда-нибудь сделались выражением "общественных
 вопросов". Причину этого явления Б. видит в пробуждении народного
 сознания и в общей демократизации рус. культуры.
  Неудовлетворённость методом романтич. иск-ва, переживающего в 40-х
 гг. кризис, сказывается в выступлениях Б., критикующих Мочалова за его
 субъективность, неровность, недостаток мастерства. В эти годы Б.
 особенно страстно поддерживает проявление реализма в актёрском
 творчестве. Он разгадывает гениальный талант А. Е. Мартынова (к-рый в
 этот период еще выступал в водевильном репертуаре), способствует
 распространению принципов щепкин-ской школы, постоянно применяя её
 творч. критерии в своих статьях о т-ре. Непримиримость и вы-сскую
 принципиальность Б. в борьбе за реализм характеризует его открытое
 "Письмо к Гоголю" (1847).
  В театрально-критических статьях Б. содержится множество высказываний
 о таких высоко ценимых им драматургах, как Шекспир, Мольер, Шиллер, Гюго
 и др. Особенно велика была любовь Б. к Шекспиру, которого он ценил
 наряду с Пушкиным как величайшего реалиста, постигшего тайну
 художественной конкретности и высокой поэтичности.
  Рассматривая искусство в его отношении к действительности, сочетая
 теорию с историч. подходом к явлениям лит-ры и т-ра, Б. охватывал весь
 творческий процесс в целом, что было недоступно его предшественникам. Б.
 основывал свою критику па критериях, выдвигаемых интересами обществ,
 развития эго времени. Именно поэтому критика Б. была подлинно передовой,
 историчной и научной, исполненной публицистич. страстности, поэзии и
 вдохновения. Отражая рост демократич. начал в рус. обществ. жизни
 30-40-х гг., Б. не только выступал продолжателем лучших идейных традиций
 предшествующих лет (Радищева и декабристов), но и подвёл рус.
 общественно-эстетич. мысль к новому этапу её развития, ознаменованному
 появлением ре-волюционно-демократич. критики 50-60-х гг., утверждением
 материалистич. мировоззрения в эстетике. Этим определяется огромное
 значение критич. деятельности Б. в развитии рус. культуры и в частности
 театрального искусства.
  Соч.: Полное собр. соч., т. 1-11, под ред. С. А. Венге-рова, СПБ -
 П., 1900-1917; т. 12-13 под ред..В. С. Спиридонова, М.-Л., 1926-48;
 Собрание соч. в трех томах, т. 1-3, M., 1948; Полное собр. соч., т.
 1-13, M., 1953-59; Белинский о драме и театре. Сборник, M.-Л., 1948.
  Лит.: Летопись жизни и деятельности Белинского, М., 1958; История
 русской литературы, М.-Л., изд. АН СССР, 195 8, т. VII (глава о
 Белинском); Лаврецкий А., Белинский, в кн.: История русской критики, т.
 l, M.-Л., 1958; Поляков М., Белинский в Москве. 182-1839, [M.], 1948;
  Смирнова 3. В., Вопросы художественного творчества в эстетике русских
 революционных демократов, М., 1958;
  Кастелин М. А., Белинский - театральный критик, М., 1950; Островская
 Б. (Вступ. статья), Белинский-театральный критик, в сб.: Белинский о
 драме и театре, М.-Л., 1948. Т. Р.
  БЕЛЙЦКИЙ, Илларион Сергеевич [р. 26. VI (9. Vil). 1911] - русский
 советский театральный художник. С 1932 работает в т-рах Ленинграда и
 Ле-нингр. области. Оформил спектакли: "Любовь Яровая"; "Пролог" Штейна,
 "Обрыв" по Гончарову (1951, 1953, 1956, Большой драм. т-р), "Тропою
 грома" по Абрахамсу (1954, Областной драм. т-р) и др. М. П.
  ЬЕЛКОТ (Belcot), Казимир (14. IV. 1885-19. V. 1917) - румынский
 актёр. Учился на драм. отделении Бухарестской консерватории (класс
 К.Ноттара).В 1906 начал выступать на провинциальной сцене, с 1907- 19Э8
 - в бухарестском Национальном т-ре. Создал образы: Данданаке
 ("Потерянное письмо" Караджа-ле), Постум ("Бландузийский фонтан"
 Александри), Полоний ("Гамлет"), Сганарель ("Брак поневоле").
 Естественная и правдивая игра Б. способствовала утверждению реализма в
 рум. актёрском иск-ве. Был переводчиком комедий и оперетт на румынском
 языке, автором куплетов для эстрадных представлений.
  Лит.: Almanahul teatrului Rominesc, Buc., 1942; "Teatrul", Buc.,
 1957, ј 5, Mai. Я. Р.
  БЕЛЛА (Bella), Ян Лево-слав (4. IX. 1843 - 26. V. 1936) -
 чехословацкий композитор. Почёгный доктор Ун-та им. Коменского в
 Бра-тиславе. Музыке обучался в Вене у С/ Зехтера. В 1883- 1923 жил в
 Трансильвании, с 1923- в Братиславе. Автор опер "Кузнец Виланд"
 (Бра-тислава, 1926, Нац. т-р), "Ярослав" (неоконч.), симф. и др. соч. В
 1881-1921 был муз. директором оперного т-ра в Германштадте.
  Лит.: Orel D., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1924;
  Zavarsky Е., Jan Levoslav Bella, Bratislava, 1955.
  Л. Т., Я. Я. БЕЛЛАМИ (Bellamy), Джордж Энн (ок. 1727- 16. II. 1788) -
 английская актриса. В 1742 дебютировала на сцене т-ра "Ковент-Гарден" в
 роли мисс Прю ("Любовь за любовь" Конгрива). В 1744 играла роль Монимии
 ("Сирота" Отуэя). Вскоре заняла ведущее положение в т-ре "Друри-Лейн",
 где постоянно выступала с Д. Гарриком; в 1750 играла Джульетту (роль
 Ромео играл Гаррик). В последние годы сценич. деятельности снова
 работала в т-ре "Ковент-Гарден", исполняла преим. трагедийные роли.
 Оставила сцен% в 1785. Б.- автор мемуаров (1785), представляющих интерес
 для изучения театр. жизни её времени.
  Соч.: An apology for the life of Gr.A. Bellamy, v. 1-5 L., 1786. А.
 А., Ф. K.
  БЕЛЛИНГ (Belling), Том (Томас) (р.1830-г. смерти неизв.)-цирковой
 артист; клоун. Сын циркового артиста и предпринимателя. Род. в США, но
 еще в юности переселился в Европу. Начал выступать в цирке как наездник.
 Отличаясь комедийным дарованием, принимал участие в комич. конных
 сценках. В 1860, работая в Берлине в цирке Ренца как униформист, сочетал
 эту работу с различными комич. проделками, клоунскими трюками, имевшими
 успех у публики. Б. создал новый тип клоунады, образ т. н. ковёрного.
 Вошёл в историю цирка как создатель маски рыжего клоуна - Августа -
 простодушного, неуклюжего неудачника, безуспешно стремящегося помогать
 окружающим. Выступал как Август в Парижском цирке Франкони. Вскоре
 появились многочисл. подражатели Б. В 80-х гг. ушёл из цирка и перешёл в
 варьете, где выступал как фокусник.
  БЕЛЛИНИ (Bellini), Винченцо [3. XI. 1801, Катания (Сицилия),-23/24.
 IX. 1835, Пюто, близ Парижа] - итальянский композитор. Один из виднейших
 мастеров итал. оперы 19 в. Отец и дед Б. были музыкантами. Б. окончил
 консерваторию в Неаполе. Автор 11 опер, в т. ч. "Пират" (1827, "Ла
 Скала", Милан), "Капулетти и Монтекки" (1830, т-р "Фениче", Венеция),
 "Сомнамбула" (1831, т-р "Кар-кано", Милан), "Норма" (1831, "Ла Скала",
 Милан), "Пуритане" (1835, "Театр Итальен", Париж), а также симф. и др.
 соч. Творчество Б. связано с расцветом итал. музыки. В его операх
 отразились настроения и чаяния итальянского народа, поднимавшегося на
 нац.-освободит, борьбу. В певучих маршеобразных хорах "Нормы" - лучшей
 оперы Б. (на сюжет из эпохи восстания галльского племени друидов против
 Рима) - звучат скорбный пафос и воинственный подъём, вызывавшие во время
 спектаклей патриотич. демонстрации публики. Творчество Б.
 характеризуется выразительностью мелодии, полнозвучностью вокальной
 кантилены; своими истоками оно связано с песенным иск-вом итал. народа.
 Лирик по характеру дарования и романтик по мироощущению, Б. вошёл в
 историю музыки как один из крупных мастеров-композиторов итал. стиля
 бель канто. В 19 в. его оперы ставились на всех европ. сценах.
  Лит.: Серов А., Беллини, его деятельность и значение, "Пантеон",
 1854, ј 5; Р i z z e t t i J., Vincenzo Bellini, Mil., 1936.
  БЕЛЛИНЧОНИ (Bellincioni), Джемма (18. Vili. 1864 - 23. IV. 1950) -
 итальянская артистка оперы (сопрано), педагог и муз.-обществ, деятель.
 Пению обучалась у своего отца, педагога Г. Кореи. Дебютировала в Неаполе
 в 1881. Пела на сценах итал. оперных т-ров, а также в Германии, Австрии,
 Португалии, Франции, Юж. Америке, России и др. странах. Партии:
 Виолетта, Джильда; Дездемона ("Отелло" Верди), Линда ("Линда ди Шамуни"
 Доницетти) и др. Исполняла также партии на премьерах большинства опер
 композиторе в-веристов (в т. ч. партию Сантуццы в опере "Сельская честь"
 Масканьи, 1890). Оставила сцену в 1911. В этом же году основала школу
 пения в Берлине. В 1929-30 была художеств. руководителем муз.-сценич.
 курса в Международном экспериментальном т-ре в Риме. В 1930 открыла
 школу пения в
  Вене. С 1932 работала педагогом Эысшей муз. школы в Сиене, а также в
 консерватории в Неаполе.
  Соч.: Scuola di canto. Gesangschule..., В., [1912]; lo e il
 palcoscenico..., Mil., 1920.
  Лит.: M o n a 1 d i Gr., Cantati celebri, Roma, 1929; Stagno В.,
 Roberto Stagno e Bellincioni Gemma, Firenze, 194. Л. M.
  БЕЛЛОТИ-БОН (Bellotti-Bon), Луиджи (17. IV. 1820 - 31. I. 1883) -
 итальянский актёр, театральный деятель, драматург. Сценич. деятельность
 начал 17 лет как исполнитель ролей любовников. В 1845 выступал в труппе
 Г. Модены, выявившего дарование Б.-Б. как комедийного актёра. С 1854
 вместе с А. Ристори, Э. Росси и др. гастролировал в Париже, Берлине,
 Дрездене и др. городах. В 1859 создал собственную театр. труппу. Особую
 популярность приобрёл спектакль этого т-ра "Подлинный герб" Дель Тесты
 (1863), в к-ром Б.-Б. принимал участие как актёр, а также "Мужья"
 Торелли (1867). Б.-Б. был одним из первых актёров Италии, стремившихся к
 созданию исполнительского ансамбля, уделял боль' шое внимание
 репетициям, добиваясь от актёров тщательной работы над ролью. Б.-Б.
 отказался от принятой в итал. труппах практики выступать длительное
 время с одним спектаклем. Он привлёк крупных драматургов (П. Феррари, Р.
 Кастельвеккьо и др.), работал с ними над расширением репертуара своего
 т-ра. В 1873 организовал ещё три труппы, к-рые закрылись из-за
 финансовых затруднений. В 50-е гг. написал комедии: "Студент из
 Саламанки" (1854, т-р в Турине), "Искусство сделать состояние",
 "Улетающая шляпа" и др.
  Лит.: "Театрал", М., 1897, .ј 131 -(приложение), с. 13-17. Ал. С.
  БЕЛОВ, Виктор Иванович (р. 3. I. 1906) - русский советский актёр.
 Нар. артист Молд. ССР (1958). Член КПСС с 1945. Сценич. деятельность
 начал в 1921 в Мелекесском т-ре. С 1949 - актёр Кишинёвского русского
 театра. Роли: Телегин ("Хождение по мукам" Толстого), Петруччио
 ("Укрощение строптивой"), Антипа, Тетерев ("Зыковы", "Мещане"), Кошкин
 ("Любовь Яровая"), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Вершинин ("Три
 сестры"), Кряж ("Весёлка" Зарудного), Осадчий ("После разлуки" бр. Тур),
 Орлов ("Пушкин в Молдавии" Сумарокова и Комаров-ского). Д. П.
  БЕЛОВ, Григорий Акинфович [р. 6(18). XII. 1895]- русский советский
 актёр. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1942. Депутат Верх. Совета
 РСФСР 4-го созыва. Род. в семье сельского учителя. Сценич. деятельность
  начал в 1917 (Губернский показательный т-р, г. Череповец Вологодской
 обл.). Первая роль - Нил ("Мещане"). В 1922-23 работал в театрах Твери,
 Ярославля, Владикавказа, Махачкалы, Екатерипослава, Казани и других
 городов. В 1933-40 - актёр Архангельского т-ра. С 1945 - в труппе
 Ярославского т-ра им. Волкова. Иск-во Б. отличается глубиной мысли,
 мастерством перевоплощения, точностью психологич. характеристик, простотой, лаконизмом. Значит, место в гворч. жизни артиста занимают
 роли в пьесах Горького: Пётр ("Последние", 1936), Влас ("Дачники",
 1937), Черкуп ("Варвары", 1939), Васька Пепел, Сатин и Барон ("На дне"),
 Сомов ("Сомов и другие", 1953) и др. В пьесах сов. драматургов создал
 образы: Вершинина ("Бронепоезд 14-69"), Чапаева; Шванди ("Любовь
 Яровая", 1935), Воропаева {"Счастье" Павленко, 1950), Плакуна
  ("Вечный источник" Д. Зорина, 1956); в классич. репертуаре - Ж адова
 ("Доходное место"), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты"),
 Бориса Годунова ("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, 1956), Ромео,
 Гамлета, Яго (1936) и др. Играя роль судебного следователя в спектакле
 "Живой труп" (1954), Б. показал себя мастером эпизодич. роли. Широко
 известен как киноактёр (Мичурин, Ст. пр. 1949, Римский-Корсаков - в
 одноим. фильмах, и др.).
  Лит.: "Огонёк", 1952, J 40, с. 28-29; "Театральная жизнь", 1960, ј
 16, с. 29-30.
  БЕЛОВ (наст. фам.- Белоцерковский), Евгений Николаевич [р. 19. VIII
 (1.IX). 1902]-русский советский режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР
 (1957). Член КПСС с 1938. Окончил драм. студию под рук. П. Л. Скуратова
 в Киеве (1923). Был активным участником красноармейской художеств.
 самодеятельности. В 1924 начал работу как проф. режиссёр и актёр (т-ры в
 Новозыбкове, Речице, Клинцах; до 1929). Был худ. руководителем и
 режиссёром Сызранского ТРАМа (1929-32) и Куйбышевского т-ра имени
 20-летия ВЛКСМ (1932-39), обл. драм. т-ров Читы (1940), Пензы (1941-48),
 Иванова (1948-53); с 1953 - гл. реж. т-ра в Комсомольске-на-Амуре.
  Среди лучших работ Б.: "Аристократы" (1935), "Оптимистическая
 трагедия" (1936); "Павел Греков" Вой-техова и Ленча и "Овод" по Войнич
 (1939) в Куйбышевском т-ре; "Живой труп" (1945); "Сирано де Бер-жерак"
 Ростана (1943), "Нашествие", "Молодая гвардия" (1947) в Пензенском т-ре;
 "Три сестры" (1949);
  "Семья" Попова (1951) в Ивановском т-ре; "Мракобесы" А. Н. Толстого
 (1954), "Ромео и Джульетта" (1959), "Третья патетическая" Погодина
 (1958) в т-ре Комсо-мольска-на-Амуре. А. Шн.
  БЕЛОГРАДСКАЯ, Елизавета Осиповна (р. 1739 - г. смерти неизв.) -
 русская певица (сопрано). Пению обучалась у своего отца, певца О.
 Белоградского. Была камерной певицей при дворе императрицы Елизаветы
 Петровны. В 1755 выступила в партии Прокрис в онере "Цефал и Прокрис"
 Арайи - первой опере, сочинённой на рус. текст и исполненной рус.
 артистами. Пела также в вок. прологе к балету "Прибежище добродетели", в
 опере "Альцеста" Рау-паха и в операх др. композиторов. Обладала
 подвижным голосом и хорошей техникой, позволяющей исполнять технически
 сложные партии в итальянских операх. Участвовала в придворных концертах
 и празднествах как певица и исполнительница на клавесине.
  Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2,
 М.-Л.. 1929.
  БЕЛОКУРОВ, Владимир Вячеславович [р. 25. VI (8. VII). 1904] - русский
 советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончил театр. отделение
 Высшего ин-та нар. образования в Казани. Проф. сценич. деятельность
 начал в 1918 в Казани в труппе И. Н. Певцова. Первая роль - поручик
 Долгорукий ("Павел I" Мережковского). В 1919-23 играл в Казанском т-ре
 [роли: Костылёв ("На дне"), Яша ("Вишнёвый сад"), Кудряш ("Гроза"),
 Шприх ("Маскарад")]. В 1924-36 - актёр Моск. т-ра Революции. Роли:
 Бе-логубов ("Доходное место"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"). С 1936 -
 в труппе МХАТа. Актёр смелой и резкой характерности, уверенной техники,
 Б. сыграл в МХАТе ряд разнообразных ролей классич. репертуара, вскрывая
 социальное и психология. "зерно" образа: Чичиков ("Мёртвые души" по
 Гоголю), Молчалин ("Горе от ума"), Григорий ("Плоды просвещения"), Яша
 ("Вишнёвый сад"). Большое место в творческой жизни Б. занимают образы в
 произв. советских драматургов. Свежестью и наблюдательностью было
 отмечено исполнение Б. ролей Алёши ("Земля" Вирты), Веретенникова
 ("Офицер флота" Крона). Сильными крупными мазками рисует Б. образы
 Гетманова ("Глубокая разведка" Крона), Гвоздилина ("Третья патетическая"
 Погодина). Выступает также как режиссёр.
  Б. снимается в кино (Чкалов - "Валерий Чкалов", Чаплыгин-"Жуковский",
 Ст. пр. 1951, и др.). Ведёт педагогич. работу (в 1934-48-ГИТИС, с
 1946ВГИК), с 1946 - профессор. Л. М.
  БЕЛОРУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Профессиональная белорусская драматургия
 начала развиваться со 2-й четверти 19 в. До того времени известны
 произведения устного нар. творчества: скоморошьи сценки ("Кобылка",
 "Ульяна", сценки с медведем и др.), нар. драмы ("Лодка", "Царь
 Максимилиан"), сюжеты батлеечных представлений ("Царь Ирод", "Матей",
 "Антон с козой и Антониха", "Вольский - купец польский", "Цыган и

<< Пред.           стр. 76 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу