<< Пред. стр. 761 (из 913) След. >>
цельное представление, но шутки, миниатюры, интермедии этого эстрадногодуэта выходят за пределы конферанса и являются самостоятельными номерами
программы. Репертуар Т. и Б. (осн. авторы В. Бахнов и Я. Костюковский)
злободневен, остро ставит разл. темы. Артисты осмеивают бюрократов,
взяточников, очковтирателей, демагогов. Соединение рус. (Березин) и укр.
(Тимошенко) языков помогает использовать богатство юмора обоих народов,
иллюстрирует их дружбу, подчёркивает различие изображаемых актёрами
характеров. Среди программ Т. и Б. в 50-60-х гг.-"Двадцать с гаком". Т.
и Б. неоднократно снимались в кино. Тимошенко удостоен Гос. пр. СССР
(1950, фильм "Падение Берлина").
Лит.: Бахнов В., Костюковский Я., Тара-пунька и Штепсель, М., 1957;
Мартич Ю., Откуда возникает искра, "Театральная жизнь", 1964, ј 6;
Дмитриев Ю., Двадцать с гаком, "Театр", 1955, ј 5. М. 3.
ТИНН, Олев Эдуардович (р. 3.IX.1920) - эст. сов. актёр. Засл. арт.
Эст. ССР (1962). Чл. Коммунистпч. партии с 1958. В детстве участвовал в
спектаклях эст. т-ра "Драмастудио" (Таллин), сценич. деятельность начал
в 1941-44, работая в эст. нац. художеств. ансамблях (Ярославль). С 1944
- актёр Т-ра им. В. Кингиссепа. В 1950 окончил Таллинский театр. пн-т.
Начав с ролей молодых героев (Масленников "Дни и ночи" по Симонову и
др.), Т. вскоре перешёл на характерные роли. С успехом играет комедийные
и сати-рич. роли: Присыпкин ("Клоп" Маяковского), Фарфу-рпди
("Потерянное письмо" Караджале), Муна ("Авария" Паньта), Таску ("Венская
почтовая марка" Лий-веса). Выступает по телевидению и на радио. С. Лев.
ТИНН, Эдуард Янович (р. 1899) - эст. сов. режиссёр и актёр. Засл.
арт. Эст. ССР (1947). Сценич. образование получил в 1918 в Петрограде в
школе под рук. Л. С. Вивьена, в 1924-27 в Таллинской эст. драматич.
студии. Затем работал в эст. т-ре "Драмастудио" (1927-32) и в т-ре
"Эстония" (1932-34). С 1936 - художеств. руководитель т-ра "Угала" в г.
Вильянди, где пост. "Платон Кречет" (1936), "Андрее и Пэару" по
Таммсааре (1938), "Отелло" (1939), "Чапаев" (1940). Исполнял в этих
спектаклях гл. роли. В годы Отечеств, войны участвовал в работе эст.
художеств. ансамблей в Ярославле. С 1944 работает в Т-ре им. Кингисеппа.
Роли: Полежаев ("Беспокойная старость", 1947), Забелин ("Кремлёвские
куранты", 1947), Шадрин ("Человек с ружьём", 1949), Курт Шнейдер
("Шакалы" Якобсона, 1951), Неизвестный ("Маскарад", 1954) и др.
ТЙНСКИЙ, Яков Сергеевич (1862-1922)-рус. актёр. На сцене с 1881
(Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892 играл преим. в провинции
(Екатеринбург, Казань, Киев, Самара, Саратов, Баку, города Сибири и
др.), затем в Петербурге. В 1896-1906 и 1915-16-актёр петрогр. Т-ра
Лит.-художеств. об-ва. Т. пользовался большим успехом в ролях
героев-любовников, позднее перешёл на роли пожилых героев и характерных
резонёров. Выступал также как чтец, занимался антрепренёрской
деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.
Роли: Борис Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович", 1898, и "Смерть Иоанна
Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си-рано де Бержерак (о. п. Ростана,
1898), Калгуев "Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, 1899), Чацкий,
Арбенин; Бушуев ("Не последняя" Плещеева), Ждарский ("Ради счастья"
Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек" Колышко, 1909, и др.).
А.Шн.
ТИНЧУРИН, Карим (15.IX.1887-7.V.1947) - тат. сов. драматург, актёр,
режиссёр. Учился в медресе. Был исключён за участие в демократич.
шакирд-ском (студенческом) движении 1905-07. В 1906 написал первую
комедию "Дискуссия". С 1910 - актёр, затем и режиссёр труппы "Сайяр"
(Казань), написал для этой труппы пьесы на совр. сюжеты: "Опасный шаг"
(1912-14), "Первые цветы" (1913, там же, 1914), "Капризный жених",
"Голодный влюблённый" (1915), "Последний привет", "Ветрогоны" (1916).
Герои этих пьес находят смысл жизни в служении народу.
После Октябрьской революции Т. стал одним из создателей тат. сов.
т-ра; с 1918-руководитель б. труппы "Сайяр", в 1922 участвовал в
создании Гос. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Г. Камала). Т., одному из
первых деятелей тат. сцены, присвоено звание засл. арт. Тат. АССР
(1926). Т. принадлежат первые сов. комедии на совр. сюжеты: "Юсуф и
Зулейха" (1918), "Попугай" (1919), высмеивающие приспособленцев. Гибели
старого мира посв. комедии "Американец" (Тат. гос. т-р, 1924) и "Без
ветрил" (там же, 1927). Вместе с композитором С. Сайдашевым Т.
способствовал развитию жанра муз. драмы: его муз. пьесы - "Голубая шаль"
(1926), "Рой" (1929) и др. - пост. в Тат. академич. т-ре и др. т-рах. В
пьесах "На реке Кандре" (соч. 1930), "Жаворонок" (совм. с Р. Ишмуратом,
1932), "Семья деда Булата" (совм. с К. Наджи, 1932, Тат. академич. т-р)
и "Их было трое" (1935, там же) созданы образы современников, активных
строителей новой жизни. Пьесы Т. отличаются нац. своеобразием, они
насыщены юмором, написаны сочным нар. языком. Т. выступал в печати по
вопросам театр. иск-ва.
Роли: Тагир ("Тагир и Зюгра" Бурнаша), Фердинанд, Вурм, Хлестаков;
Гали ("Молодая жизнь" Кулахметова). В своих пьесах он играл роли Магзума
("Потухшие звёзды"), Батырхана ("Без ветрил"), Жантимира ("Рой"),
Искандера ("Америк анец"). Булата ("Голубая шаль"), Сафаргали ("Юсуф и
Зулейха").
Пост. спектакли: "Голубая шаль" (1926), "На дне" (1932), "На реке
Кандре" (1933), "Ревизор" (1932);
"Банкрот" Г. Камала (1932), "Враги" Сайфи-Казанлы (1934) и т. д. В
1937 Т. был незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован. Его
произв. приобрели вторую сценич. жизнь.
Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1956.
Лит.: Г и з з а т Б., Предисловие к указанному выше изданию; Ишмурат
Р., Талантливый драматург, "Совет эдабияты", 1957, ј 9 (на тат. яз.);
Минский Г., Мастер сцены и пера, там же; Ишмуратов Р., Карим Тинчурин,
"Советская Татария", 1957, 15 сентября (на рус. яз.); История татарской
советской литературы, М., 1965. ф. Г.
ТЙПОТ, Виктор Яковлевич (16. III. 1893-12. X. 1960) - рус. сов.
драматург, режиссёр. Сотрудничал в "Синей блузе", автор произв. для
эстрады, один из инициаторов создания Моск. т-ра Сатиры. Писал (в
соавторстве с А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Д. Г. Гутманом и др.)
обозрения, шедшие на сценах т-ра Сатиры и др., - "Москва с точки зрения"
(1924), "Спокойно, снимаю!" (1925), "Насчёт любви", "Мишка, верти!",
"Любовь и всё остальное" (все в 1926), "Вечерний выпуск", "Игра" (оба в
1927), "Универмаг и волшебник" (1928). Т. является также соавтором
либретто мн. сов. муз. комедий и оперетт: "Свадьба в Малиновке" (1937),
"На берегу Амура" (1939)г "Беспокойное счастье", "Вольный ветер" (обе в
1947), "Девичий переполох", "Сын клоуна" (обе в 1950).
Т. ставил эстрадные номера, обозрение "Приготовьте билеты" (Т-р
обозрений моек. Дома печати, 1929); был сорежиссёром пост. "Я вас люблю"
(1935) и "Год 1919" (1936) Прута в Центр, т-ре Красной Армии.
Л. Шн.
ТИРАСПОЛЬСКАЯ, Надежда Львовна (9.V.1867- 30. V. 1962) - рус. сов.
актриса. Засл. деят. пск-в РСФСР (1931). В 1892 окончила Муз.-драм.
уч-ще Моск. филармонич. об-ва (ученица А. И. Южина). В том же году
начала играть в провинции. В 1895- 1902 - актриса Малого т-ра. Затем (до
1956; с небольшими перерывами) работала в Александрийском т-ре (в сов.
время - Ленингр. т-р им. Пушкина). Автор театр. мемуаров.
Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Юдифь ("Уриэль
Акоста" Гуцкова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Елена
Кармина ("Женитьба Белугина"), Варвара ("Гроза"), Раневская ("Вишнёвый
сад"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) и
др.
Соч.: Из прошлого русской сцены, М., 1950; Жизнь актрисы, Л.-М.,
1962. Я. 3.
ТЙРСО ДЕ МОЛЙНА (Tirso de Molina, наст. имя и фам. - Габриель Т e л ь
e с, Tellez) (ок. 1583, Мадрид, - 12.III.1648, Серия) - исп. писатель,
драматург. Учился в ун-те Алькала-де-Энареса, в 1600 вступил в
монашеский орден мерсенариев. Первая пьеса - "Стыдливый во дворце"
(1605-06). В 1625 по решению церковных властей, выразивших недовольство
тем, что Т. де М. пишет светские пьесы, он был временно выслан из
Мадрида, но прекратил драматургпч. деятельность лишь ок. 1638, выпустив
в 1627-36 несколько сборников своих пьес (чч. 1-5). В предисловии к 3-й
ч. указывалось, что Т. де М. написал 400 пьес (сохранилось только 84
комедии и 5 "ауто").
Последователь и ученик Лопе де Вега, Т. де М. призывал к развитию
нац. драматургии (новелла в сборнике "Толедские виллы", 1624). Присущие
испанской ренессансной драме интерес к жизни страны, соединение
элементов трагического и комического в одной пьесе, динамика действия
характерны и для драматургии Т. де М. Вместе с тем его творчество
завершало развитие ренес-сансного театра в Испании, в нём заметны
признаки кризиса гуманизма. Т. де М. принадлежат пьесы, написанные в
духе "комедии плаща и шпаги". В этих пьесах рассказывается о борьбе
молодых людей за право на любовь и счастье. Однако драматург не верит в
высокую нравственную природу человека. Движущим мотивом поступков
большинства его героев являются эгоизм, стремление к обогащению. В своих
лучших комедиях Т. де М. обличает совр. ему дворянское общество:
"Наказание легкомыслия" (соч. 1613), "Любовь и ревность заставят
поумнеть" (1616, труппа Валь-деса), "Правда всегда помогает" (1623,
труппа X. Б. Валенсиано в Кордове), "Любовь-целительница" (1625?), "Дон
Хиль Зелёные штаны" (изд. 163о), "Благочестивая Марта" (изд. 1636). В
этих пьесах Т. де М. хитроумно усложняет сюжет, усиливает роль внешней
интриги. В немногочисл. пьесах, посв. событиям истории, Т. де М.
утверждает патриотич. идею величия Испании (трилогия о конкистадорах
Писар-ро). В драме "Осмотрительность женщины" (изд. 1634) призывает к
объединению страны вокруг королевской власти для борьбы против своеволия
феодальной знати. В героич. комедии "Антона Гарсиа" (изд. 1635) Т. де М.
показал народ, поддерживающий королевскую власть, но драматурга
привлекает не гражданское самосознание людей из народа, а черты
патриархальной наивности, преклонение перед личностью монарха. Особенно
ясно ослабление темы нар. героики в таких пьесах Т. де М., как 1-я часть
"Святой Хуаны" (1614), "Богородица оливковой рощи" (изд. 1636), где
автор, осуждая насилие феодалов над крестьянами, утверждает в то же
время, что люди из народа неспособны на активный протест. Несколько
выделяется драма "Севпльский обольститель" (1630) - первая драм.
обработка легенды о Дон-Жуане. Опираясь на фольклорные источники, автор
создаёт сложный и противоречивый образ героя, в к-ром хищничество
аристократа сочетается с героизмом, черты насильника-феодала - с дерзким
вольнодумством. Откровенная назидательность, прямолинейность
религиозно-поучительного замысла, особенно отчётливо проявляющиеся в
финале драмы, сближают её с религиозно-философскими пьесами -
"Осуждённый за недостаток веры" (изд. 1635) и др. Т. де М. принадлежит
также большое число религ. пьес - "комедий о святых" и "ауто". В нек-рых
из них, напр. "Лучшая жница" (изд. 1634), "Жена, повелевающая в доме"
(изд. 1635), драматург обличает совр. ему жизнь, но одновременно
проповедует пассивное ожидание вмешательства провидения.
В России драматургия Т. де М. пользовалась большой популярностью с
конца 19 в. "Благочестивая Марта" переводилась С'. А. Юрьевым (1878), М.
В. Ватсон (1898), Т. Л. Щепкиной-Куперник (1935). Пост. этой пьесы
осуществлены в Т-ре Горевой (1889), Александрийском т-ре (1898),
Михайловском т-ре (1915), Киевском рус. драм. т-ре (1937), Большом Драм.
т-ре в Ленинграде (1938) и Т-ре Ленсовета в Москве (1938);
"Севпльский обольститель" переведён А. Н. Бежецким (1890) и В. А.
Пястом (1923), пост. в 1890 Малым т-ром;
"Дон Хиль Зелёные штаны", пер. В. А. Пястом (1923) и М. Л. Лозинским
(1944), пост. в Ленингр. драм. т-ре (1955), Свердловском драм. т-ре
(1963) и др.
Соч.: Comedias, por E. Cotarelo у Mori, v. l-2, Madrid, 1906-07
(Nueva biblioteca de autores espanoles, 1. 4, 9); Obras dramaticas
completas, ed. critica por Blanca de los Rios, v. 1-3, Madrid, 1946-58;
в рус. пер. - Театр. М.-Л., 1935 (предисловие Ф. В. Кельина); Три
испанские "комедии, М.- Л., 1951 (пер. пьесы "Дои Хиль Зелёные штаны").
Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского,
т. 1, М., 1956; К p ж e в с к и и Б. А., Статьи о зарубежной литературе,
М.- Л., 1960; В u s h e e A. Н., Three centuries of Tirso de Molina,
Phil.- L., 1939; Cotarelo у Mori E., Tirso de Molina. Investigaciones
bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A. de.
Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л.
ТИТЙНИЙ (Titinius; 2-1 вв. до н. э.) - др.-рим. комедиограф. Видный
представитель тогаты. Сохранилось 15 назв. его комедий и отрывки из них
(ок. 80 стихов): "Сестра-близнец", "Валяльщики", "Адвокат-ка",
"Падчерица" и др. Исследования стилевых и лек-сич. особенностей дошедших
фрагментов показывают, что Т. был последователем Плавта.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; [W e i n s t
о с k St.], Titinius, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der
classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbd 12, Stuttg., 1937,
Kol. 1540-46. Лид. Ф.
ТИТОВ, Григорий Иванович [р. 1(14).1.1907] - удм. сов. певец (бас),
актёр муз. т-ра. Нар. арт. Удм. АССР (1949). Засл. арт. РСФСР (1950). В
1933-39 Г, -солист хора Удм. радиокомитета и Удм. ансамбля песни и
пляски. В 1947 окончил Моск. консерваторию (класс Н. И. Сперанского). В
1947-50 - артист Удм. муз.-драм. т-ра; играл роль Камита Усманова в о.
п. И. Г. Гаврилова с муз. Н. М. Греховодова.
С 1951- солист Удм. филармонии, совершил ряд концертных поездок по
стране. В 19-61 исполнил партию Ивана Шестерикова в первой нац. удм.
опере "На-' таль" Корепанова. Т. обладает сильным, густым, мягкого
тембра голосом; исполнение его просто и задушевно.
Лит.: КостелянецГ., Заря над Камой, "Театральная жизнь", 1961, ј 15,
с. 16-17. А. Ив.
ТИТОВ, Иван Иванович (1876-1941) - рус. сов. театр. деятель. Герой
Труда (1938). Р;рупный специалист в области сценич. техники. С 16 лет
был рабочим сцены в т-рах Москвы (в "Эрмитаже" у М. В. Лентов-ского, в
Моск. частной рус. опере и др.). Работал под рук. известного
машиниста-декоратора Большого т-ра К. Ф. Вальца. Принимал участие в
спектаклях, оформлявшихся крупнейшими художниками - К. А. Коровиным, В.
М. Васнецовым, Б. Д. Поленовым, А. Я. Головиным, М. А. Врубелем, а после
1917 - В. В. Дмитриевым, П. В. Вильямсом, В. Ф. Рынди-ным. С 1897
работал в Об-ве пск-ва и лпт-ры под рук. К. С. Станиславского и
художника В. А. Спмова. Со дня открытия Моск. Художеств, т-ра (1898) был
рабочим сцены, а с 1906 (до конца жизни) - машинистом сцены этого т-ра.
Руководил монтировкой почти всех спектаклей МХАТа этого периода.
Новаторство Т. заключалось в усовершенствовании технологии и техники
монтировки, а главное в выработке своеобразных приёмов обучения и
воспитания рабочих сцены. Т. давал консультации по строительству сцен
т-ров, клубов. Деятельность Т. имела большое значение для повышения
постановочной культуры советского театра.
Лит.: Станиславский в Обществе искусства и литературы, в сб.: О
Станиславском, М., 1948; Г p e м и с л u в-ский И. Я., И. И. Титов -
главный машинист сц-сны, в кн.: Ежегодник МХТ. 1943, М., 1945, с. 791- 9
i; 3 а и в-л и н Г. А., И. И. Титов, в кн.: Ежегодник MX AT. 1951- 1952,
M., 1956, с. 375-96. Гр.З.
ТИТОВА, Мария Андреевна [р. 17(29).XII. 1899] - рус. сов. актриса.
Нар. арт. РСФСР (1948). В 1920 окончила драматич. студию имени
Грибоедова, в 1922 -24 - актриса 2-й Студии МХАТа. Дебютировала на сцене
МХАТа в 1922 (играла роль Воды в спектакле "Синяя птица" Метерлинка).
Свежестью и непосредственностью отличаются сценич. образы, созданные Т.
в первый период её творчества: Марианна ("Сестры Жерар" В. 3. Масса по
мелодраме Деннери и Кормона), Тоня ("Квадратура круга" Катаева), Наташа
("На дне"), Валентина ("Страх") и др. В последующем играла драматич.
роли, создавала характерные образы:
Косова ("Земля" Вирты)у Марина ("Глубокая разведка" Крона), Матрёна
Терентьевна ("За власть
Советов" Катаева). Эмоциональная сила отличала исполнение роли
Паулины ("Зимняя сказка" Шекспира). Гос. пр. СССР (1950) за участие в
спектакле "Чужая тень" Симонова.
Лит.: Ежегодник МХТ. 1943, М., 1945. Н. Мор. ТИТОВЫ - семья рус.
музыкантов. 1) Николай Сергеевич (1-я пол. 18 в.-1776) - антрепренёр,
драматург, композитор, поэт. Содержал т-р в Москве (1766-69), в к-ром
начали проф. деятельность впоследствии известные актёры - В. П. и А. Л.
Померанцевы, вышедшие из университетской труглы (см. Университетский
театр}, И. И. Кали-граф (Иванов), А. Г. Ожогин, Е. Залышкин.
Представления давались в деревянном Головинском дворце в Лефортове. В
1769 Т. отказался от содержания т-ра из-за недостатка денежных средств.
Написал неск. комедий, в т. ч. "Обманутый опекун" (изд. 1767), "Истинный
друг" (изд. 1795), "Наследники" (изд. 1799), "пустельгу"-"Смотр невест,
или Гуляние на Красном пруду", текст и музыку к "нац. рус.
представлению"-"Новый год, или Встреча Васильева вечера" (соч. 1768). Я.
Вир.
2) Алексей Николаевич [12(23).VII.1769- 8(20). X'l. 1827] -
композитор и скрипач. Сын Н. С. Титова. Автор св. 10 опер, в т. ч.
трилогии на текст А. Я. Княжнина - "Ям, или Почтовая станция" (1805,
Петербург), "Посиделки" (1808, Петербург), "Девишник, или Филаткина
свадьба" (1809, Петербург); музыки к драм. пьесам ("Суд царя Соломона"
А. И. Клушина, 1803, и др.); балетов ("Бланка, или Брак из отомщения" на
сюжет "Жиль-Блаза" Ле-сажа, 1803, Петербург, и др.); мелодрам (в т. ч.
"Андромеда и Персей", 1802, Петербург, текст А. Я. Княжнина). Лучшие
образцы музыки Т. насыщены нар. песенными оборотами. Дом Т. был одним из
центров театр., муз. и лит. жизни Петербурга.
3) Сергей Николаевич (1770-1825) - композитор, виолончелист. Сын Н.
С. Титова. Автор балета "Новый Вертер" (1799, петерб. Большой Каменный
т-р), оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814) и др.
Лит.: [Ф и и д е и з е н Н. ], ... Семья Титовых..., в кн.:
Музыкальная старина. Сборник, вып. 2, СПБ, 1903;
Прокофьев В с.. Из истории русского просвещенного музыкального
дилетантизма... Алексей Николаевич Титов ..., в сб.: Институт истории
искусств. Временник Отдела истории и теории музыки, вып. 3, Л., 1927;
Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956; Г о-з е н п у д
А., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959;
Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, "Уч. зап. Гос. н.-и.
ин-та театра, музыки и кинематографии", 1958, т. 2. В. Бр.
ТЙТТА РУФФО - см. Руффо, Титта. ТЙТЬЕНС (Titiens, Tietjens), Тереза
(17.VIL1831- З.Х.1877) - нем. артистка оперы (сопрано). Дебютировала в
1849 на сцене Гамбургской оперы. Впоследствии выступала в оперных т-рах
Франкфурта-на-Майне, Вены, Лондона, Парижа и др. городов Европы,
гастролировала в США. Особый успех имела в героич. партиях: Валентина
("Гугеноты"), Фиделио (о. п. Бетховена), Медея (о. п. Керубини).
Др. партии: Графиня, Донна Анна ("Свадьба Фигаро", "Дон"Жуан"
Моцарта), Норма (о. п. Беллини), Семирамида (о. п. Россини), Леонора
("Трубадур"),
Лит.: L.ahee' Н. С., Famous singers..., Boston, 1898. : -.: : " . Вл.
О. ЙХАЧЕК (Tichatschek, Tichacek), Йосеф Алоис
SVILlii-18.I.1886) - чеш. артист оперы (тенор). 1830 работал хористом
в "Кернтнертортеатре" (Вена). Йак солист дебютировал в 1837 в Граце. В
1838-70 был ведущим солистом Дрезденсюой придворной оперы, исполнял
партий лирич. и героич. тенора. Т. был другом Вагнера, первым
исполнителем партий Риенци и Тангейзера в одноим*.'операх композитора.
Сила и красота голоса Т., его высокая музыкальность были отмечены мн.
современниками, в т. ч. Вагнером и Берлиозом.