<< Пред. стр. 763 (из 913) След. >>
драматич. и характерные роли. Сценич. образы Т. отличаютсяэмоциональностью, драм. силой, ярким темпераментом: Василиса ("На дне"),
Татьяна ("Враги"), Кукушкина ("Доходное место"), Огудалова
("Бесприданница"), Шамирам ("Ара Прекрасный" Заряна), Мария Тюдор (о. п.
Гюго), Филумена Мартурано (о. п. Де Филиппе), Медея (о. п. Еврипида). '
Б. А.
ТОВСТОНОГОВ, Георгий Александрович [р. 15 (28).IX.1915] - рус. сов.
режиссёр. Нар. арт. СССР (1957). Сценич. деятельность начал в 1931 как
актёр и ассистент режиссёра в рус. ТЮЗе (Тбилиси). В 1938 окончил ГИТИС
(реж. ф-т, педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов). В 1938-46- режиссёр
Тбилисского русского т-ра им. Грибоедова. Пост. здесь спектакли "Дети
Ванюшина" Найдёнова (1939), "Кремлёвские куранты" (1940), "Парень из
нашего города" (1941); "Школа злословия" Шеридана (1942), "Лёнушка"
Леонова (1943), "Лисички" Хелман (1945). В 1946-49 работал в Москве, в
Центр, детском т-ре, пост. спектакли "Где-то в Сибири" Ирошниковой
(1949), "Тайна вечной ночи" Луковского
(1949) и др. В 1950-56 Т. - гл. реж. Ленингр. т-ра им. Ленинского
комсомола. С 1956 - гл. реж. Ленингр. Большого драм. т-ра им. Горького.
Отдельные пост. осуществлены Т. в Ленингр. т-ре им. Пушкина, в Ленингр.
т-ре Комедии и др.
Яркая гражданственность, пафос жпзнеутвержде-ния, присущие иск-ву
режиссёра, проявились в пост. историко-революц. пьес - "Гибель эскадры"
(1952, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и особенно в спектакле
"Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. т-р им. Пушкина, Ленинская
пр., 1958), получившем широкое общественное признание. Монументальность
и строгая простота формы в этпх спектаклях сочетаются с высоким лиризмом
в трактовке тра-гич. героич. событий. Пластически выразительный,
эмоциональный образ народа складывается в спектакле из резко очерченных
судеб отдельных героев. Лирико-героическим, страстно-публицистическим
был пост. в Т-ре им. Ленинского комсомола спектакль "Дорогой
бессмертия", по произв. Ю. Фучика "Слово перед казнью" (инсценировка Т.
совм. с В. Д. Браги-ным, 1951; Гос. пр. СССР, 1951).
Эпич. и лирич. начала сочетаются в спектаклях Т., посв. современной
сов. действительности, - "Первая весна" Николаевой и Радзинского (1955),
пост. в форм,е своеобразного спектакля-концерта пьеса "Иркутская
история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Моя старшая сестра"
Володина (1961). В центре режиссёрского замысла спектакля "Поднятая
целина" по Шолохову (1964) - духовный рост людей, поднимающихся к новой
жизни.
Творч. поиски режиссёра широки и многообразны. В жанре, близком
трагикомедии, осуществил Т. спектакль "Варвары" (1959), показав остроту
столкновения смешного и драматического в человеческих характерах и в
российской действительности в целом. С одухотворённой силой выражены им
гуманистич. темы творчества Достоевского в спектакле "Идиот" (1957 и
1966). Острота сатирич. обличения, граничащая с гротеском, отличала
спектакль "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр.
т-р Комедии). Значит, событием театр. жизни явился спектакль "Горе от
ума" (1962). Обращаясь к совр. зарубежной прогрессивной драматургии, Т.
создал герои-ко-философские спектакли - "Лиса и виноград" Фи-гейреду
(1957) и "Не склонившие головы" по сценарию Дугласа и Смита (1961).
Поставленный в 1964 спектакль "Три сестры" передаёт большую любовь к
людям, гневный протест Чехова против пошлости, бесчеловечности и
мещанства. В 1966 Т. пост. "Мещане".
Т. предъявляет к исполнителям требование сочетать в своей игре точные
психологич. характеристики, острую эмоциональность и высокую
интеллектуальность. В спектаклях Т. раскрылись дарования актёров И. М.
Смоктуновского, Т. В. Дорониной, К. Ю. Лаврова, Е. А. Лебедева, С. Ю.
Юрского и др.
Т. занимается педагогич. деятельностью, преподавал в Театр. ин-те им.
Руставели (Тбилиси), зав. кафедрой режиссуры и актёрского мастерства
(профессор) в Ленингр. театр. ин-те им. Островского.
Др. пост.: "Гроза" (1951); "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), ' "Новые
люди" (по роману Чернышевского "Что делать?", 1953), *На улице
Счастливой" Принцева (1954)- пост. в Ленингр. т-ре им. Ленинского
комсомола; "Безымянная звезда" Себастьяна (1956), "Синьор Марио пишет
комедию" Николаи (1958), "Воспоминания -о двух понедельниках" Миллера
(1960), "Пять вечеров" Володина (1961), "Сколько лет, сколько зим"
Пановой (1966).
Соч.: Режиссёрский замысел, в кн.: Записки о театре, Л.-М., 1960;
Современность в современном театре. Беседы о режиссуре, М.-Л., 1962; О
профессии режиссёра, М., 1965;
Мера гражданственности, "Театр", 1965, ј 8, с. 3-7.
Лит.: Б e н ь я ш Р., Георгий Товстоногов, [Л.- М., 1961]; Капралов
Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов Ленинской премии Г. А.
Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959. А. О.
ТОГАТА (лат. comoedia togata или fabula togata, букв. - комедия тоги)
- разновидность др.-римской комедии. Назв. происходит от римской тоги
(род одежды). В отличие от паллиаты, Т. были написаны не на греч., а на
местные римско-италнйскпе сюжеты. Предположительно основоположником Т.
является римский поэт Невий (3 в. до н. э.); расцвет её относится ко
времени роста обществ, самосознания в широких кругах италийского
населения п развития самобытных нац. тенденций в рпм. культуре 2-й пол.
2 в.- нач. 1 в. до н. э. Т. пришла на смену комедиям Те-ренция и стала
новым этапом в развитии римского сце-нич. иск-ва. Сохранились небольшие
отрывки из Т. драматургов Титинпя, Афрання, Атты (2-1 вв. до н. э.).
Обычные сюжеты Т. - семейные и бытовые конфликты, место действия -
Лациум и др. италийские города; действ, лица, как правило, ремесленники:
сапожники, ткачи, валяльщики, портные и т. д. В Т. заметно влияние
комедий Плавта и Теренция. Нек-рые комедии Атты п Афрания шли на рим.
сцене вплоть до времён Нерона.
Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Scaenicae
romanorum poesis fragmenta, v. l, Lipsiae, 1871; [Kroll W.], Togata, в
кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der classischen
Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbbd 12, Stuttg., 1937, Kol.
1660-1662. Лид. Ф.
ТОДИ (Todi) (урожд.- д'А г ь я p, (PAgmar), Луиза Роза (9.1.1753 -
1.Х.1833) - португ. артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась у Д.
Переса в Лисабоне. Артистич. деятельность начала там же в качестве
драматич. актрисы в 1768. Европ. известность получила после выступления
в Париже (1778). Гастролировала в Германии, Франции и Италии, в России
(1784-89). Оставила сцену в 1796. Т. - одна из величайших певиц 18 в. Её
голос покорял современников красотой тембра, гибкостью, чистотой п
блеском. С лёгкостью и изяществом Т. исполняла сложнейшие фиоритуры,
поражала слушателей инструментальной беглостью и совершенством техники.
Лучшие партии в операх: "Олимпиада" Паизиелло, "Армида" Сарти,
"Андромеда" Райхардта, "Медея" Неймана и др. Вс. Г.
ТОДИКОВА, Анастасия Ивановна (р. 15.V.1922) - хакасская сов, актриса.
Засл. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1956 окончила
актёрский ф-т Ленингр. театр. ин-та. В 1942-52 и с 1956 - артистка
Хакасского обл. драм. т-ра им. Лермонтова (Абакан). С особым успехом
исполняла роли матерей в нац. и отечественном репертуаре.
Роли: Торгай ("Акун" Кокова), Хорды ("Одураченный Хорхло" Топанова и
Зингеровского), Мать, Айша ("Тополёк мой в красной косынке",
"Материнское поле" Айтматова), Айша ("Обжалованию не подлежит"
Абдумомунова), Степанова ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Наталья
Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Эльвира ("День рождения Терезы"
Мдивани), Кабаниха ("Гроза"), Bacca Железнова; Куикли, Мария
("Виндзорские проказницы", "Двенадцатая ночь" Шекспира), Анна Николаевна
("Нашествие"), Аверина, Клавдия Васильевна ("В добрый час!", "В поисках
радости" Розова) и др. А. Ив,
ТОДОРОВ, Михаил (Мишо) (р. 15.IX.1890) - болг. композитор, дирижёр,
педагог. В 1912 окончил Женевскую консерваторию. В 1912-31 написал 12
оперетт. Среди них: "Маленькая продавщица спичек", "Ветряная мельница"
(1915, "Шуменское опереточное товарищество"), "Мудрый царь" (1915, там
же), Т. - автор двух опер, пост. в Слпвене: "Севдалина" и "Иван-ко"
(незаконч., исполнялся 1-й акт). Писал музыку к спектаклям Сливенского
т-ра. После освобождения страны от фашизма выступил инициатором создания
любительской оперы в Сливене. Дирижировал операми: "Трубадур",
"Риголетто", "Русалка", "Проданная невеста"; "Цвета" Атанасова п др.
Лит.: Качулев И., Един заслужил музикален деятел, "Българска музика",
1960, ј 9, с. 27-28. А.Ив.
ТОДОРОВ, Петко Юрданов (26. IX. 1879 - 14. II. 1916) - болг. писатель
и драматург. Учился во Франции, Швейцарии, Германии. Лит. деятельность
начал в 1894. В 1899 написал первую пьесу "Строители" (1907, Народный
т-р, София) - философ-ско-бытовую драму о жизни и борьбе болг. крестьян
в 18 в. против нац. гнёта. По мотивам нар. легенд написаны: одноактная
драма "Страхил, страшный гайдук" (соч. 1903), драмы "Самодива" (соч.
1904, пост. 1920, Народный т-р, София) и "Свадьба Змея" (1910, там же).
Лучшая пьеса Т. - "Первые" (1907, там же), посв. борьбе болг. народа
против нац. бурж. в сер. 19 в. В этой пьесе сказалось влияние
драматургии Г. Ибсена. Отмеченные поэтпч. талантом, пьесы Т. выражают
протест против отрицательных последствий развития капитализма в
Болгарии, но не выдвигают положительной социальной программы. Т. - автор
статей о т-ре: "Ибсен у нас" (1906), "О драме и о Шекспире" (1912) п др.
Соч.: Драми, С., 1910; Събрани произведения, т. 2, С.,
1957;"Първите", С., 1961.
Лит.: "Театър", С., 1958, кн. 3, с. 12-23; К а р а к о с-то в С.,
Максим Горки и българската литература. Влияние и връзки. С., 1947,с.
103-18; Д е р ж а в и п К., Болгарский театр. Очерки истории,
М.-Л.,1950, с. 175-96.
А. Ив. ТОДОРОВА, Анна (р. 1893) - болг. артистка оперы
(меццо-сопрано). Засл. арт. НРБ (1950). Муз. образование получила в
Софийской муз. школе у И. Н. Вульпе. Затем совершенствовалась в Италии и
Франции. В 1910-20 - артистка "Болг. оперного товарищества", в 1921-23 -
т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Пела в оперных т-рах Болгарии, Франции,
Германии, Бельгии, Италии, Египта. Т. обладала мощным голосом с
металлич. тембром, одинаково красиво звучавшим по всему диапазону. Т.
исполняла также контральтовые партии. В её репертуаре: Кармен, Амнерис;
Азучена ("Трубадур"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Иродиада
("Саломея" Р. Штрауса) и др. Лит.: Опера в Болгарии, С., 1962. А. Ив.
ТОЙДЗЕ, Александра Моисеевна (р. 28.X.1907) - груз. сов. актриса. Нар.
арт. Груз. ССР. С 1937 - актриса Т-ра им. Руставели. Актриса, обладающая
прекрасной сценической внешностью, Т. создала ряд поэтических женских
образов. Играет роли драматические и остро характерные.
Роли: Дездемона,Кор-делия; Роксана ("Сира-но де Бержерак" Ро-стана),
Марина ("Борис Годунов" Пушкина), Гая-не ("Измена" Сумбатова-Южина),
Пайхош ("Родина" Эристави), Екатерина ("Николоз Бараташвили"
Мревлишвили), Буткевич ("Незабываемый 1919-й" Вишневского), Варвара
Карповна ("Во дворе злая собака" Буачидзе), Кэйт ("Ночь ошибок"
Голдсмита), Ра-шель ("Васса Железно-ва") и т. д.
С 1925 снималась в кино. Шал
ТбКА,Салчак Калбакхорекович (р. 15.XII. 1901)- тувинский сов.
писатель и драматург, партийно-государственный деятель. Чл. Коммунистич.
партии с 1929. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Деп. Верх. Совета
РСФСР .2-6-го созывов. В 1929 окончил Коммунпстич. ун-т трудящихся
Востока (Москва). В 1932-44 - первый секретарь ЦК Тувинской
нар.-революц. партии, с 1944 - первый секретарь Тувинского обкома КПСС.
Лит. деятельность начал в 1931. Т.- один из зачинателей тувинской
драматургии. Его первая пьеса - "Женщина" - посв. перемене в судьбе
женщины и всего тувинского народа в результате нар. революции. Комедия
"Узун-Кара п Семпс-Кара" рассказывает о встрече Первого мая в Туве. Обе
пьесы исполнялись в 1934-35 участниками драм. кружков в Кызыле под рук.
автора. Одним из лучших произв. тувинской лит-ры яв- ляется пьеса Т.
"Тонгур-оол", отражающая период классовой борьбы в новой Туве (пост. в
1936 в нац. театре-студии в Кызыле). Историческая драма "Осуществлённая
мечта" посв. вхождению Тувы в состав СССР (1954, Тувинский
музыкально-драматич. т-р, Кызыл).
Соч.: Хегеегец, Kyzil, 1935; Uzun-Kara, Semis-Kara, в сб.: ii nomu,
Kyzil, 1937; Y-yr dargazcnga u сэ1 pol-dum, Kyzil, 1938; Боттанган
кузел, Кызыл, 1962.
Лит.: И з ы н е е в а М., Салчак Тока, "Ученые записки Тувинского
научно-исслед. ин-та языка, лит-ры и истории", Кызыл, 1961, вып. IX, с.
156-64; Кал-зан А., Тувинская драматургия периода ТНР, там же, 1958,
вып. VI, с. 115-36; его же, Тувинская советская драматургия, там же,
1959, вып. VII, с. 118-33. А. Ив.
ТОКАЕВ, Асахмет Инусович (р. 15.V. 1910)- осетинский сов. драматург.
Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР(1946). Чл. Коммунистич. партии с 1941.
В 1931-35 учился в осетинской студии ГИТИСа. В 1935-41 работал в
Сев.-Осет. драм. т-ре (Орджоникидзе) актёром и режиссёром (в 1937-38 -
директор), в 1944-48 - зав. лит. частью т-ра. Перевёл на осет. яз. ряд
произв. рус. и зап.-европ. драматургии. В 1949 Осетинский т-р пост.
комедию Т. "Женихи", посв. новой жизни осетинской колхозной деревни,
дружбе и любви молодёжи. Эта пьеса (пер. на рус. яз. В. В. Шкваркина)
пост. многими т-рами СССР. Т.- автор пьес: "Цена доверия" (1957),
"Крылатые" (1960), драмы "Зарета" (1964), обличающих пережитки старого
уклада в совр. жизни, одноактных пьес ("Боевая ночь"-о борьбе передовой
молодёжи с религиозными предрассудками и "Бессмертный"). Много-актные
пьесы Т. пост. Сев.-Осет. драм. т-ром.
Соч.: Женихи. Комедия, пер. с осетинского В. Шкваркина и автора,
Орджоникидзе, 1955; Влюблённые. Комедия, в 3 д., в сб.: Современная
драматургия. Альманах, Л7., 1961, с. 147-206. Е. Ж.
ТОКАРЕВ, Владимир Николаевич [р. 18 (31).XIL 1911]-рус. сов.
режиссёр, драматург. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Окончил
режиссёрский ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та (1932). В 1929-35 работал
как актёр и режиссёр в т-рах Харькова. В 1935-38 - актёр Моск. т-ра
драмы п комедии. В 1939-43 - режиссёр и актёр Моск. обл. ТЮЗа. В 1946-50
- гл. режиссёр т-ра Сов. Армии Даль-невост. воен. округа (Юж. Сахалин).
Пост.: "Кот в сапогах" Маляревского (1942, ТЮЗ), "Власть тьмы" (1954,
Ивановский т-р), "Оптимистическая трагедия" (1955, Рязанский т-р); "Царь
Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1958, Горьковский т-р) и др. Т.- автор
инсценировок: "Жизнь и преступление Антона Шелестова" (по повести
"Честь" Медынского, 1961), "Совесть" (по роману Павловой, 1963) и др.,
"До свиданья, мальчики!" (совм. с Б. И. Балтером, 1964).
ТОКАРЕВА, Александра Владимировна (1859- 1939?)-рус. сов. актриса.
Засл. арт. Республики (1924). Творч. деятельность начала в 1877 в труппе
Ставропольского т-ра. Затем работала в т-рах Курска,
Чернигова, Ни/кнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Тифлиса, Таганрога,
Харькова, Саратова, Одессы. В 1906-17 играла в т-ре Соловцова в Киеве,
одновременно преподавала в драматич. студии при этом т-ре. С 1917актриса
т-ра Корша.
Роли: Ирина Лавровна ("Последняя жертва"), Паша ("Майорша"
Шпажинского), Юлинька ("Доходное место"), фон Туррау ("Слесарь и
канцлер" Луначарского), Рыдлова ("Джентельмен" Сумбатова), Атуева
("Свадьба Кречин-ского"). Кукушкина ("Доходное место"), Бабушка ("Обрыв"
по о. п. Гончарова).
ТОКАРЕВА, Мария Александровна [25.III(6.IV). 1894-27.1.1964)- рус.
сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). На проф. сцену поступила в 1912 в
Симферополе. Первая значит, роль - Марина Мнишек ("Борис Годунов"
Пушкина). Т. играла в т-pax мн. городов:
Тбилиси, Могилёв, Николаев, Брянск, Иванове, Ярославль. С 1931
работала в Свердловском т-ре.
Широчайший творч. диапазон и глубина дарования определили создание
ярких, интересных образов:
Лариса, Луиза Миллер; Катерина ("Гроза"), леди Мильфорд, Любовь
Яровая, Анна Каренина; Настя ("На дне"), Регана ("Король Лир"). Первая
на рус. сцене Т. сыграла роль Матери в пьесе Чапека "Мать". С высоким
мастерством воплотила многие образы драматургии Горького: Шура ("Егор
Булычев и другие"), Софья ("Зыковы"), Полина Бардина ("Враги"), Анна
Сомова ("Сомов и другие"). Наиболее близки актрисе драматич. и
трагедийные роли. Мягкость, передача тончайших оттенков чувств,
благородство отличали игру актрисы. Играла роли Марии Александровны
("Семья" Попова), Натальи Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Елены
Кошевой ("Молодая гвардия").
Др. роли: Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Л. Андреева), Рита ("Чёрная
пантера" Винниченко), Трильби (о. п. Ге), княжна Мстиславская, Ирина
("Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого), Верочка ("Осенние скрипки"
Сургучё-ва), Лиза ("Горе от ума").
Лит.: Рябинин Б., Народная артистка РСФСР М.А. Токарева, Свердловск,
1960; Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск, 1957.
М. Т.
ТОКАРЬ, Софья Семёновна [р. 17 (30).XI. 1905]- рус. сов. актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1956). В 1920 поступила в театр. студию
харьковского Крас-нозаводского т-ра, работала в этом т-ре. Затем в т-рах
Владивостока, Иркутска, Магнитогорска, Казани, Смоленска, Севастополя. С
1938 - актриса Рус. т-ра им. М. Горького, Махачкала.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Глафира ("Волки и овцы"), Машенька (о. п.
Афиногенова), Татьяна ("Враги"), Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова),
Катарина ("Укрощение строптивой"), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия"),
Мария Антоновна и Анна Андреевна ("Ревизор")" Любовь Яровая, Панова,
Дунька ("Любовь Яровая"), пани Дуль-ская ("Мораль пани Дульской"
Запольской). Е. X.
ТОКИО-экономич., политич. и культурный центр Японии (11 миллионов
жит. на 1966). В 17-18 вв. центр театр. жизни стал перемещаться из
старой столицы Киото, где находилась резиденция императора, в новый
экономич. и политич. центр-Эдо (старое назв Токио). Здесь выступала
труппа Но. Ведущим театр. жанром в этот период был т-р Кабуки. Труппы
Кабуки польеовались широкой популярностью среди горожан и самураев.
Военно-феодальное правительство, недовольное распространением культуры
зарождавшейся городской буржуазии, всячески препятствовало её развитию.
Всевозможные правительственные ограничения касались и т-ра:
регламентировался состав трупп, репертуар, число т-ров, их размещение,
количество представлений и др. В 1651 правительство ограничило число
т-ров в Эдо четырьмя - "Накамурадза", "Итимурадза", "Моритадза",
"Ямамурадза". Имелось также 8 небольших трупп, дававших представления на
площадках перед храмами. В 1714 остались только т-ры:
"Накамурадза", "Итимурадза" и "Моритадза". После 1841 эти т-ры были
переведены в отдалённый район города Асаку-са. После бурж. революции
Мэйдзи (1867-68) правительство отменило систему регламентации т-ров. В
т-рах Т. проявилось стремление к европеизации. В 1872 Морита Канъя,
владелец т-ра "Моритадза", построил в квартале Синто-мимати первый т-р
европ. типа - "Синтомидза". Для этого т-ра драматург Каватакэ Мокуами
создавал т. н. дзан-гири - пьесы на темы совр. действительности. Видное
место среди новых т-ров занял жанр симпа, возникший в конце 19 в.
Распространение европ. драматургии и европ. сценич. иск-ва связано с
направлением сингэки, получившим развитие в т-рах, созданных в Т. в
1909: "Бунгэй кёкай" (осн. театр. деятелем Цубоути Сёё) и "Дзию гэкидзё"
(осн. Осанаи Каору и Итикава Садандзи II). Среди ведущих т-ров сингэки
Т. нач. 20 в.: "Цукидзи сёгэкидзё" (осн. в 1924 Осанаи совм. с Хидзиката
‚си) и Синцукидзи гэкидан (осн. в 1929 Хидзиката). В 20-е гг. возникло
движение за пролетарский т-р. В 1917 драматург Савада Сёдзиро создал в