<< Пред. стр. 765 (из 913) След. >>
нравственного падения, об опасности компромисса с совестью. "Властьтьмы" сразу после её опубликования обошла сцены европ. т-ров (пост. в
Париже, 1888, "Свободный т-р" А. Антуана; Берлине, 190, "Свободный т-р"
О. Брама; Женеве, Брюсселе, Амстердаме; итал. трагики Э. Цаккони и Э.
Но-велли включили пьесу в свой репертуар), ставится и в наст. время.
Т. считал, что "...главное условие драматического произведения -
иллюзия, вследствие которой читатель или зритель живет, чувствами
действующих лиц" (Полн. собр. соч., т. 35, 1950, с. 251). И от
исполнителей он требовал правдоподобия: если "...читатель видит
автора,писал он, - зритель - актера, иллюзия исчезает..." (там же). Одна
из гл. причин "неприятия" Толстым Шекспира - условность его произв.,
"неестественность", по мнению Т., ситуаций и характеров. Протестуя
против сценич. условности, требуя полной жизненной иллюзии, Т. отказался
даже от монологов. Сатирич. заострения он добивался реалистич. приёмами
(так, напр., в "Плодах просвещения" барский быт выступает в смешном,
нелепом виде, через восприятие деревенских тружеников). Речь, манеры,
поступки персонажей в драмах Т. соответствуют их характеру,
темпераменту, возрасту, образованию, общественному положению. Драматич.
характеры Т. обладают эпич. полнотой. Он раскрыл противоречия внутр.
жизни ("диалектику души") в тесной связи с течением жизни. Поэтому пьесы
Т. состоят из ряда картин, драматич. события обусловлены средой, в к-рой
они происходят. Однако, приближая сцену к жизни, Т. опасался, чтобы
"быт" не заслонял "духовной стороны" драмы. Он подчёркивал, что в драме
главное - идея, мысль, а иллюзия жизни - это только способ, средство для
"заражения" людей этой идеей. Нарушение этого драматургич. принципа
приводило к неудачам при пост. пьес Толстого. Станиславский причину
неудачи спектакля "Власть тьмы" в МХТ (1902) видел в том, что "духовной
стороны пьесы... не дали" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 260).
В драмах Толстого нет иносказательности, идея раскрывается в них
непосредственно. Сторонник драмы "действия", Т. выступал против
стремления заменить содержание драмы необъяснённым настроением,
нравственное воздействие - раздражением чувств при помощи сценич.
эффектов. Т, осуждал не только драматургию символистов, но даже
чеховские драмы из-за их недоговорённости, хотя высоко ценил творчество
А. П. Чехова в целом. "Произведение драматического искусства.. ь состоит
в том, - писал Т.,-чтобы представить самых разнообразных по характерам и
положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в
необходимость решения жизненного, нерешенного еще людьми вопроса и
заставить их действовать, ... чтобы узнать, как решится этот вопрос"
(Полн. собр. соч., т. 52, 1952, с. 78). Взгляды Толстого на драму
сконцентрированы в его статьях "О Шекспире и о драме" (1903-04),"Что
такое искусство" (1897-98).
В 1880-1900-е гг. Т. работал над автобиографич. драмой "И свет во
тьме светит" (варианты названий- "Свет мира", "Закваска", "Свет и во
тьме светит", не закончена; опубл. в 1911; без цензурных изъятий- 1917.
К пост. была запрещена, ставилась после революции - т-р Нар. дома в
Петрограде, 1918, реж. Арбатов; Саратовский драм" т-р, реж. Ростовцев,
1922).
Как драматург Т. был очень требователен к себе, по многу раз
переписывал свои пьесы (до 8 вариантов). Он утверждал, что драматург
должен хорошо знать технику т-ра. Т. сам читал свои пьесы актёрам,
обсуждал детали постановки. На репетициях он проверял сценичность пьес,
переделывал роли, вводил новых персонажей. Т. много сделал для сближения
сцены с жизнью, для демократизации т-ра, углубления реализма в драме. На
драматургии Т. совершенствовалось мастерство крупнейших рус. актёров -
О. О. Садовской и П. А. Стрепетовой (исполняли роль Матрёны - "Власть
тьмы"), М. Г. Савиной (роль Акулины - там же), В. Ф. Комиссар-жевской
(Бетси - "Плоды просвещения"), К. С. Станиславского (Звездинцев - там
же), А. Р. Артёма (Старый повар - там же), И. М. Москвина, И-. Н.
Берсенева, Н. К. Симонова, М. Ф. Романова (Федя Протасов - "Живой
труп"), И. В. Ильинского (Аким - Власть тьмы") и др.
Глубина и драматизм эпич. произв. Т. привлекают внимание т-ров. Еще
при жизни Т. были пост. инсценировки его произв.: "Воскресение" (1902,
т-р "Одеон", Париж, инсц. А. Батая), "Анна Каренина" (1907, Т-р Антуана,
Париж, инсц. Э. Гпро). Событиями театр. жизни стали спектакли MX AT а
"Воскресение" (инсц. Ф. Ф. Раскольников а, 1930, рук. пост. В. И.
Немирович-Данченко; От автора-Качалов, Ма-слова - Еланская), "Анна
Каренина" (1937, инсц. Н. Д. Волкова, реж. Немирович-Данченко; Анна -
Тарасова, Каренин - Хмелёв). На сюжет "Войны и мира создана одноим.
опера С. С. Прокофьева (1944). Мн. произв. Т. экранизированы.
'Соч.: Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65 (т. 11-Драматические
произведения т. 15 - Статьи об искусстве и литературе).
.Лит.: Ленин В. И., Лев Толстой, как зеркало русской революции, Собр.
соч., 4 изд., т. 15; его ж е, Л; Н. Толстой и его эпоха, там же,
т.17;Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956; Гашкене Е.,
Драматургия Л. Н. Толстого, Вильнюс, 1959 (Автореферат диссертации);
Гатенян А., Театр Л. Н. Толстого, М." 1960; Ростоцкий Б., Л. Н. Толстой
о драме и театре, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, 1955, Театр.
М.,. 1955. Е.Г.-Ч.
ТОЛУБ‚ЕВ, Юрий Владимирович [р.18.IV (I.V). 1906]-рус. сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1956). Театр. образование получил в Ленингр. ин-те
сценич. ис-в" к-рый окончил в 1929 (педагог Л. С. Вивьен). С 1-го курса
театр. ин-та (1926) начал работать в "Экспериментальном т-ре" под рук.
В. Н. Всеволодского-Гернгросса. На протяжении ряда лет выступал в
возглавляемых Ви-вьеном театр. коллективах ("Т-р актёрского мастерства",
Т-р под рук. Л. С. Вивьена, Ленингр. т-р Красной Армии). В 1936 перешёл
на работу в Красный т-р. В том же году этот т-р быд сдит с ТРАМом и
получил назв. Т-р им. Ленинского комсомола; Т. работал здесь до 1941. В
1942 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Ещё будучи
молодым актёром, Т. сыграл роли Барабошева ("Правда-хорошо, а счастье
лучше", 1924), Егора Булычева (1933); Коломийцева ("Последние", 1936).
Образы, создаваемые Т., всегда исполнены особой, внутренней правды.
Актёр владеет виртуозным иск-вом внутр. преображения. Он выражает своим
творчеством страстную веру в человечность, к-рая могущественнее уродств
собственнического мира, сильнее присущих людям душевных слабостей и
заблуждений. Характеристики, к-рые Т. даёт своим героям, всегда
исчерпывающе аргументированы и вместе с тем освещены поэтич. мышлением
пытливого, ищущего художника. Т. уделяет большое внимание и внешней
выразительности, его сценич. образы отличаются яркой живописностью,
чёткостью. Это относится к образам классической драматургии - Шмага
(1938), Городничий (1952), Войнпцкий (1945); Сорпн ("Чайка", .1954),
Бубнов ("На дне", 1956), Полоний ("Гамлет", 1954) и к ролям, сыгранным
Т. в пьесах совр. сов. и зарубежной драматургии,- Терентий ("Жизнь в
цвету" Довженко, 1947), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжёра" Миллера,
1959).
Герои Т.-люди большого сердца и смелого ума. Актёр стремится раскрыть
в своих героях черты социа-листич. морали, показать преданность сов.
людей коммунистич. идеалу, их глубокий внутр. демократизм. Такими были в
его исполнении генерал Пантелеев ("Победители" Чирскова, 1946),
начальник строительства Литвинов ("На диком бреге" по о. п. Полевого).
Т. выступал в этих спектаклях как актёр, утверждающий в своём творчестве
высокие принципы социалистич. гуманизма. Играя роль анархиствующего
Вожака ("Оптимистическая трагедия", 1955), он выступил как
актёр-обличитель, гневно протестующий против злобного собственничества,
бесчеловечности, жестокости эксплуататорского мира, породившего таких
отщепенцев, как Вожак. Создавая этот образ, актёр показал своеобразную
сложность этого человека - убийцы и труса, демагога и предателя. Работа
Т, была подлинным исследованием сложного и страшного социального
явления. За исполнение роли Вожака Т. присуждена Ленинская пр. в 1958.
Снимается в кино:
(Городничий -"Ревизор", Санчо Панса - "Дон Кихот", Петрович -
"Шинель" и дА
Др. роли: Медведев ("На дне"), Листрат ("Земля" Вирты, 1937),
Лснчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова,1934),Цыганов ("Варвары", 1940),
фельдмаршал Кутузов (о. п. Соловьёва, 1940), Ларцев ("Очная ставка" бр.
Тур и Шейнина, 1937), Хлынов ("Горячее сердце", 1942), Мирон Горлов
("Фронт", 1942), Колесников (1943) и Фаюнин (1944) ("Нашествие"),
Несчастливцев (1948).
Соч.: Путь к образу, М., 1952.
Лит.: Капралов Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов
Ленинской премии Г. А. Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959; его же,
Юрий Толубеев, Л.-М., 1961;
Б ё н ь я ш Р., Без грима и в гриме, Л. - М., 1965. С. Ц.
ТОЛЧАНОВ, Иосиф Моисеевич [р. 29. IV (11.V). 1891] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. СССР (1962). В 1911- 1914 учился в Льеж-ском ун-те. После
Октябрьской революции поступил в т. н. Мамо-новскую студию (Москва),
которой руководили Б. Е. Захава и Ю. А. Завадский. В 1918 группа
студийцев, в т. ч. и Т., влилась в Студию Евг.
Вахтангова (ныне Т-р им. Вахтангова). Под руководством Вахтангова Т.
подготовил роли Нюнина и Калашникова ("Свадьба" и инсц. "Воры" Чехова),
Бараха ("Принцесса Турандот" Гоцци). Важным этапом в творческой жизни Т.
было исполнение роли старика Магары в спектакле "Вирн-нея" Сейфуллиной
(1925), затем роли Савелия в пьесе "Барсуки" Леонова. А. В. Луначарский
писал об исполнении Т. этой роли: "Нельзя не удивляться ажурнейшей,
изящнейшей игре Толчанова в созданном им таком неуклюжем и ужасно
симпатичном Савелии" ("Барсуки", см. "Красная газета", [Л.], 1927, 14
окт., вечерний вып., с. 5). В дальнейшем Т. играл роли провокатора Азефа
("На крови" Мстиславского), начальника строительства Болдырева ("Темп"
Погодина). В историю советского театра вошёл спектакль "Человек с
ружьём" (1937), в котором актёр с высоким мастерством играл роль Ивана
Шадрина. В этой работе ясно определились черты творческой манеры Т.:
глубокое проникновение во внутр. мир героя, мастерство перевоплощения,
чёткость и скупость внешнего рисунка. К лучшим ролям актёра относятся
также: Арбенин ("Маскарад", 1941), Пп-но ("Заговор обречённых" Вирты,
1949; Гос. пр. СССР, 1950), Иван Грозный ("Великий государь" Соловьёва,
1945), Яков Маякин ("Фома Гордеев" по Горькому, 1956), Барон ["Маленькие
трагедии" ("Скупой рыцарь") Пушкина, 1959J.
Т. выступал и как режиссёр. В Т-ре им. Вахтангова пост. спектакли:
"Партия честных людей" Ж. Ромена (1927), "Пятый горизонт" Маркиша
(1932), "Далёкое" Афиногенова (1935). С 1920 занимается педагогич.
деятельностью. Преподаёт в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946-профессор).
Снимался в кино. Дм. Д.
ТОЛЧЙНСКИЙ, Марк Моисеевич [р. 13 (26). X. 1909] - рус. сов. актёр и
режиссёр. Засл. деят. иск-в Map. ACCP (1955). Чл. Коммунйстич. партии с
1943. В 1930-51 работал в т-рах Архангельска, Вологды, Котласа,
Новочеркасска, Саранска. В 1952-64 - гл. режиссёр Марийского и
Ставропольского драм. т-ров, с 1964 - драм. т-ра Каб.-Балк. ACCP.
Пост.: "Как закалялась сталь" (1940), "Ревизор" (1941), "Парень из
нашего города" (1942), "Платон Кречет" (1943), "Русский вопрос" (1946);
"Макар Дубрава" Корнейчука (1949), "Три сестры" (1956); "На диком бреге"
Полевого (1964), "Между ливнями" Штейна (1965). Автор пьес.
ТОЛЧИФ (Tallchief), Мария (р. 24.1.1925) - амер. артистка балета. По
происхождению индианка. Училась у Б. Ф. Нижинской и др. В 1942-47 и в
1954 выступала в труппе "Русский балет Монте-Карло". В 1947 в
"Гранд-Опера" исполнила партии Терпсихоры и Феи ("Аполлон Мусагет" и
"Поцелуй феи" Стравинского). Затем работала в США в труппе "Балле тиэтр"
(1948-49 и 1960), "Русский балет Монте-Карло" (1954) и др., в основном
работала в труппе "Нью-Йорк сити балле", в к-рой выступает и теперь.
Исполняла гл. партии в балетах балетм. Дж. Балан-чина - "Концертная
симфония" на муз. Моцарта, "Аллегро бриллианте" на муз. Чайковского,
"Шотландская симфония" на муз. Мендельсона.
Др. партии: Жар-Птица (о. п. Стравинского), Одетта; фея Драже
("Щелкунчик") и др. Танец Т. отличается музыкальностью, превосходной
техникой. Лит.. С h и J о у A., The New York City Ballet, N. Y., 1953.
Е. С.
ТОЛЬБА, Вениамин Савельевпч (р. 12. XI. 1909)- укр. сов. дирижёр.
Нар. арт. Укр. ССР (1957). Окончил Харьковскую консерваторию в 1932
(класс С. С. Богатырева). В 1931-33 и 1935-42 - дирижёр Харьковского
т-ра оперы и балета, в 1934-35 и с 1943-Т-ра оперы и балета им. Шевченко
(Киев). Дирижировал рус. и зарубежной оперной классикой, а также первыми
пост. укр. сов. опер: "Наймичка" Вериковского (1943), "Честь" Жуковского
(1947), "Молодая гвардия" (1947, 1953), "Заря над Двиной" (1955)
Мейтуса, "Милана" (1957) и "Арсенал" (1960) Майбороды. С 1932 ведёт
педагогическую работу (с 1960 - профессор Киевской консерватории). Гос.
пр. СССР (1949, "Иван Сусанин"). К). С.
ТОЛЬНАИ (Tolnay), Клари (р. 1914) - венг. актриса. Нар. арт. ВНР
(1954). После освобождения Венгрии от оккупации (1945) работала в т-ре
"Вигсинхаз". С 1949 - ведущая актриса Т-ра им. Мадача (Будапешт). Т.
близки роли, требующие внутр. перевоплощения, психологич. раскрытия
духовного мира героини (Лауренсия; Джульетта - "Ромео и Джульетта"
Шекспира, Нора и др.). В рус. классич. репертуаре создала точные по
психологич. рисунку образы:
Любовь Андреевна ("Вишнёвый сад"), Ирина ("Три сестры"), Елена
("Мещане"). С большой силой исполнила трагедийную роль Матери в пьесе
"Марта" П. Мюллера, написанной для Т. Одна из лучших ролей Т. в совр.
зарубежной драматургии - Бланш ("Трамвай, именуемый "Желание""Теннесси
Уильямса), в к-рой актриса показала трагедию т. н. "маленьких людей"
совр. Америки. В 1966 вместе с Т-ром им. Мадача была на гастролях в Сов.
Союзе. Выступала в трагич. роли Клитемнестры ("Электра" Борнемис-сы).
Дважды лауреат пр. им. Кошута (1951 и 1952). Снимается в кино. А. Гер.
Лит.: "Театр", 1965, ј 10, с. 133-40.
ТОМА (Thomas), Шарль Луи Амбруаз (5.VIII.1811- 12.11. 1896) - франц.
композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1832) у Ф. В. Калькбреннера
(фп.) и Ж. Ф. Лесюэра (композиция), был удостоен Римской пр. за кантату
"Герман и Кетти". В 1837 дебютировал в Париже как оперный композитор
("Двойная лестница", т-р "Опера комик"). Известность приобрёл в жанре
лирич. оперы. Наиболее популярна "Миньон" по роману Гёте "Годы учения
Вильгельма Мейстера" (1866, там же). Обращаясь к сюжетам классич.
лит-ры, Т. снижал их социально-философское содержание, ограничиваясь
личными, интимными переживаниями героев. Таковы - "Сон в летнюю ночь"
(1850), "Гамлет" (1868, т-р "Гранд-Опера"), "Франческа да Римини" (1882,
там же). Вместе с тем оперы Т. сценичны и музыка их отличается
искренностью, мелодич. изяществом, тонкостью оркестровки.
Др. оперы: "Парикмахер регентства" (1838); "Цветущая корзина" (1839),
"Карлина" (1840, обе в т-ре "Опера комик"), "Граф Карманьола" (1841, т-р
"Гранд-Опера"), "Анжелика и Медор" (1843), "Мина" (1843, обе в т-ре
"Опера комик"), "Кади" 1849, т-р Лирич. оперы), "Двор Целимены" (1855),
"Психея" (1857), "Карнавал в Венеции" (1857), "Роман Эльвиры" (1860, все
в т-ре "Опера комик") и др.; балеты - "Цыганка" (1839), "Бетти" (1846),
"Буря" (1889, все в т-ре "Гранд-Опера").
С 1836 Т. вёл класс композиции в Парижской консерватории (с
1852-профессор, в 1871-93 - директор). Среди учеников Т.-композитор Ж.
Массне. Т.-чл. Ин-та Франции (1851).
Лит.: Hanslick Ed., Die moderne Oper, В., 1880, Кар. VII; Delaborde
H., Notice sur la vie et les ?uvres (TAmbroise Thomas, P., 1896; С u r z
o n H. d e, A. Thomas, P- l. В. Ю.
TOMAC (Thomas), Брандон (25.XII. 1856-19.VI. 1914)-англ. драматург,
актёр. Автор фарса с переодеваниями "Тётка Чарлея" (1892),
пользовавшегося длительной популярностью. Пьеса переведена на мн. языки,
В 1921 в роли студента Чарлея выступал Дж. Гилгуд (Лондон). На рус.
сцене пьеса впервые пост. в 1894 в Т-ре Корша, в роли Чарлея - П. Н.
Ор-ленев, затем в этой же роли выступал С. Л. Кузнецов и др. крупные
актёры. Из других пьес Т. (многие в соавторстве с др. драматургами)
наиболее известна мелодрама "Цветной сержант" .(1885).
Соч.: "Тётка Чарлея", "Сцена", 1894, вып. 17,г. 1-82;
"Тётушка Чарлея", М., 1937.
Лит.: Gielgud J., Early stages. L., 1939, p. 68- 70; Brande n-T h o m
a s J., Charley's aunt's father, a life of Brandon Thomas, L., 1955;
"Артист", 1895, ј 45, кн. 1, разд. XX, с. 206-07. Вл. Ш.
ТОМАШЕВСКАЯ, Вера Дмитриевна [p.ll(24).VL 1907]-рус. сов. актриса.
Нар. арт. Карел. АССР (1956). В 1929 окончила студию РТО в Ленинграде. В
1929- 1937 работала в ленингр. т-рах "Синяя блуза", "Молодёжная сатира",
Т-ре Санпросвета, Ленингр. обл. т-ре, в 1942-44 - актриса Ленингр. обл.
филармонии. В 1937-40 и в 1944-63 работала в Петрозаводском т-ре. Совм.
с А. М. Высоцким выступала в тематич. лекциях-концертах, посв.
творчеству Островского, Пушкина, Гоголя и др.
Роли: Мурзавецкая,Фетиния Мироновна ("Волки и овцы", "Не было ни
гроша, да вдруг алтын" Островского), Анна Дмитриевна ("Живой труп").
Мадам Пернель ("Тартюф"), Дуэнья (по о. п. Шеридана), миссис Кленэм
("Крошка Дор-рит" по Диккенсу), Берсенева ("Разлом"), Мария Сергеевна
("Золотая карета" Леонова), Анастасия Ефремовна, Клавдия Васильевна ("В
добрый час!", "В поисках радости" Розова). А. Ив.
ТОМАШЕВСКИЕ - евр. актёрская семья. Выходцы из России, играют в т-рах
США. 1) Борис (р. 1886) - актёр, режиссёр, антрепренёр, драматург; один
из основоположников евр. т-ра в США. Держал антрепризы и выступал как
актёр в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Бостоне и др. городах
США; вначале исполнял женские роли (Миреле - комедия-водевиль
"Бобе-Яхне" Гольдфа-дена и др.). В дальнейшем играл роли: Уриэля Ако-сты
(о. п. Гуцкова), Гамлета; Гдале Лурье (мелодрама "Братья Лурье"
Гордина), Мефистофеля ("Фауст" Гёте). Выступал в опереттах, мелодрамах,
комедиях-водевилях,
2) Беси (урожд.- Кауфман; р. 1889). Жена Бориса Т. Играла вместе с
мужем. Роли: Суламифь, Либеле, Миреле (о. п., "Цвей кунелемлех",
"Бобе-Яхне" Гольдфадена), Хана ("Слушай, Израиль!" Дымова), Ива ("Цена
любви" Золотаревского) и др. Держала антрепризы.
Соч.: Томашевский Б., Театральные произведения, Нью-Йорк, 1908;
Томашевская Беси, История моей жизни, Нью-Йорк, 1916 (обе книги на яз.
идиш). А.Шн.
ТОМБЕРГ, Елизавета Степановна [р. 15(28). I. 1909]-карельская сов.
актриса. Нар. арт. СССР (1959). Депутат Верх. Совета СССР 6-го созыва. В
1932 'начала сценич. деятельность в финском драм. т-ре в Ленинграде. В
1940 перешла в Гос. финский т-р Карельской АССР в Петрозаводске.
Т.-актриса большого обаяния. Её сценич. героини -значительные женщины,
наделённые волей, умом. Иск-во актрисы отличается внутр. силой, широким
диапазоном. Играет трагедийные и комедийные роли, ей близки героика и
гротеск.
Роли: Васса Железнова (1951); Мария Львовна ("Беспокойная старость"),
Раневская ("Вишнёвый сад"). Хозяйка ("Женщины Нискавуори" Вуолийоки),
Эльза ("Ветер с юга" Грина; Гос. пр.СССР, 1950),фру Бон("Люди с Дангора"
Андерсена Нексе,1955), Меланья ("Егор Булычев и другие"), Марта
("Сельские сапожники" Киви, 1959),Майя ("Насплавной реке" Паккала,
1945), Гурмыжская ("Лес"); Мария Ивановна ("Бессмертные звёзды" Гракова
и Иванова, 1959), Екатерина Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова,
1958), Бабушка
("Деревья умирают стоя" Касоны, 1960), Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и
её дети" Брехта, 1966). С. Кол.
ТОММ, Элеонора Николаевна [р. 13(26). IV.1915] - укр. сов, артистка
оперы (меццо-сопрано). По национальности эстонка. Нар. арт. УССР (1964).
Занималась пением у М. Г. Людвиг. В 1949 окончила Киевскую консерваторию
(класс Д. Г. Евтушенко). В 1948 дебютировала на сцене Т-ра оперы и