<< Пред.           стр. 765 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 нравственного падения, об опасности компромисса с совестью. "Власть
 тьмы" сразу после её опубликования обошла сцены европ. т-ров (пост. в
 Париже, 1888, "Свободный т-р" А. Антуана; Берлине, 190, "Свободный т-р"
 О. Брама; Женеве, Брюсселе, Амстердаме; итал. трагики Э. Цаккони и Э.
 Но-велли включили пьесу в свой репертуар), ставится и в наст. время.
  Т. считал, что "...главное условие драматического произведения -
 иллюзия, вследствие которой читатель или зритель живет, чувствами
 действующих лиц" (Полн. собр. соч., т. 35, 1950, с. 251). И от
 исполнителей он требовал правдоподобия: если "...читатель видит
 автора,писал он, - зритель - актера, иллюзия исчезает..." (там же). Одна
 из гл. причин "неприятия" Толстым Шекспира - условность его произв.,
 "неестественность", по мнению Т., ситуаций и характеров. Протестуя
 против сценич. условности, требуя полной жизненной иллюзии, Т. отказался
 даже от монологов. Сатирич. заострения он добивался реалистич. приёмами
 (так, напр., в "Плодах просвещения" барский быт выступает в смешном,
 нелепом виде, через восприятие деревенских тружеников). Речь, манеры,
 поступки персонажей в драмах Т. соответствуют их характеру,
 темпераменту, возрасту, образованию, общественному положению. Драматич.
 характеры Т. обладают эпич. полнотой. Он раскрыл противоречия внутр.
 жизни ("диалектику души") в тесной связи с течением жизни. Поэтому пьесы
 Т. состоят из ряда картин, драматич. события обусловлены средой, в к-рой
 они происходят. Однако, приближая сцену к жизни, Т. опасался, чтобы
 "быт" не заслонял "духовной стороны" драмы. Он подчёркивал, что в драме
 главное - идея, мысль, а иллюзия жизни - это только способ, средство для
 "заражения" людей этой идеей. Нарушение этого драматургич. принципа
 приводило к неудачам при пост. пьес Толстого. Станиславский причину
 неудачи спектакля "Власть тьмы" в МХТ (1902) видел в том, что "духовной
 стороны пьесы... не дали" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 260).
  В драмах Толстого нет иносказательности, идея раскрывается в них
 непосредственно. Сторонник драмы "действия", Т. выступал против
 стремления заменить содержание драмы необъяснённым настроением,
 нравственное воздействие - раздражением чувств при помощи сценич.
 эффектов. Т, осуждал не только драматургию символистов, но даже
 чеховские драмы из-за их недоговорённости, хотя высоко ценил творчество
 А. П. Чехова в целом. "Произведение драматического искусства.. ь состоит
 в том, - писал Т.,-чтобы представить самых разнообразных по характерам и
 положениям людей и выдвинуть перед ними, поставить их всех в
 необходимость решения жизненного, нерешенного еще людьми вопроса и
 заставить их действовать, ... чтобы узнать, как решится этот вопрос"
 (Полн. собр. соч., т. 52, 1952, с. 78). Взгляды Толстого на драму
 сконцентрированы в его статьях "О Шекспире и о драме" (1903-04),"Что
 такое искусство" (1897-98).
  В 1880-1900-е гг. Т. работал над автобиографич. драмой "И свет во
 тьме светит" (варианты названий- "Свет мира", "Закваска", "Свет и во
 тьме светит", не закончена; опубл. в 1911; без цензурных изъятий- 1917.
 К пост. была запрещена, ставилась после революции - т-р Нар. дома в
 Петрограде, 1918, реж. Арбатов; Саратовский драм" т-р, реж. Ростовцев,
 1922).
  Как драматург Т. был очень требователен к себе, по многу раз
 переписывал свои пьесы (до 8 вариантов). Он утверждал, что драматург
 должен хорошо знать технику т-ра. Т. сам читал свои пьесы актёрам,
 обсуждал детали постановки. На репетициях он проверял сценичность пьес,
 переделывал роли, вводил новых персонажей. Т. много сделал для сближения
 сцены с жизнью, для демократизации т-ра, углубления реализма в драме. На
 драматургии Т. совершенствовалось мастерство крупнейших рус. актёров -
 О. О. Садовской и П. А. Стрепетовой (исполняли роль Матрёны - "Власть
 тьмы"), М. Г. Савиной (роль Акулины - там же), В. Ф. Комиссар-жевской
 (Бетси - "Плоды просвещения"), К. С. Станиславского (Звездинцев - там
 же), А. Р. Артёма (Старый повар - там же), И. М. Москвина, И-. Н.
 Берсенева, Н. К. Симонова, М. Ф. Романова (Федя Протасов - "Живой
 труп"), И. В. Ильинского (Аким - Власть тьмы") и др.
  Глубина и драматизм эпич. произв. Т. привлекают внимание т-ров. Еще
 при жизни Т. были пост. инсценировки его произв.: "Воскресение" (1902,
 т-р "Одеон", Париж, инсц. А. Батая), "Анна Каренина" (1907, Т-р Антуана,
 Париж, инсц. Э. Гпро). Событиями театр. жизни стали спектакли MX AT а
 "Воскресение" (инсц. Ф. Ф. Раскольников а, 1930, рук. пост. В. И.
 Немирович-Данченко; От автора-Качалов, Ма-слова - Еланская), "Анна
 Каренина" (1937, инсц. Н. Д. Волкова, реж. Немирович-Данченко; Анна -
 Тарасова, Каренин - Хмелёв). На сюжет "Войны и мира создана одноим.
 опера С. С. Прокофьева (1944). Мн. произв. Т. экранизированы.
  'Соч.: Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65 (т. 11-Драматические
 произведения т. 15 - Статьи об искусстве и литературе).
  .Лит.: Ленин В. И., Лев Толстой, как зеркало русской революции, Собр.
 соч., 4 изд., т. 15; его ж е, Л; Н. Толстой и его эпоха, там же,
 т.17;Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956; Гашкене Е.,
 Драматургия Л. Н. Толстого, Вильнюс, 1959 (Автореферат диссертации);
 Гатенян А., Театр Л. Н. Толстого, М." 1960; Ростоцкий Б., Л. Н. Толстой
 о драме и театре, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, 1955, Театр.
 М.,. 1955. Е.Г.-Ч.
  ТОЛУБ‚ЕВ, Юрий Владимирович [р.18.IV (I.V). 1906]-рус. сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1956). Театр. образование получил в Ленингр. ин-те
 сценич. ис-в" к-рый окончил в 1929 (педагог Л. С. Вивьен). С 1-го курса
 театр. ин-та (1926) начал работать в "Экспериментальном т-ре" под рук.
 В. Н. Всеволодского-Гернгросса. На протяжении ряда лет выступал в
 возглавляемых Ви-вьеном театр. коллективах ("Т-р актёрского мастерства",
 Т-р под рук. Л. С. Вивьена, Ленингр. т-р Красной Армии). В 1936 перешёл
 на работу в Красный т-р. В том же году этот т-р быд сдит с ТРАМом и
 получил назв. Т-р им. Ленинского комсомола; Т. работал здесь до 1941. В
 1942 вступил в труппу Ленингр. т-ра драмы им. А. С. Пушкина. Ещё будучи
 молодым актёром, Т. сыграл роли Барабошева ("Правда-хорошо, а счастье
 лучше", 1924), Егора Булычева (1933); Коломийцева ("Последние", 1936).
  Образы, создаваемые Т., всегда исполнены особой, внутренней правды.
 Актёр владеет виртуозным иск-вом внутр. преображения. Он выражает своим
 творчеством страстную веру в человечность, к-рая могущественнее уродств
 собственнического мира, сильнее присущих людям душевных слабостей и
 заблуждений. Характеристики, к-рые Т. даёт своим героям, всегда
 исчерпывающе аргументированы и вместе с тем освещены поэтич. мышлением
 пытливого, ищущего художника. Т. уделяет большое внимание и внешней
 выразительности, его сценич. образы отличаются яркой живописностью,
 чёткостью. Это относится к образам классической драматургии - Шмага
 (1938), Городничий (1952), Войнпцкий (1945); Сорпн ("Чайка", .1954),
 Бубнов ("На дне", 1956), Полоний ("Гамлет", 1954) и к ролям, сыгранным
 Т. в пьесах совр. сов. и зарубежной драматургии,- Терентий ("Жизнь в
 цвету" Довженко, 1947), Вилли Ломен ("Смерть коммивояжёра" Миллера,
 1959).
  Герои Т.-люди большого сердца и смелого ума. Актёр стремится раскрыть
 в своих героях черты социа-листич. морали, показать преданность сов.
 людей коммунистич. идеалу, их глубокий внутр. демократизм. Такими были в
 его исполнении генерал Пантелеев ("Победители" Чирскова, 1946),
 начальник строительства Литвинов ("На диком бреге" по о. п. Полевого).
 Т. выступал в этих спектаклях как актёр, утверждающий в своём творчестве
 высокие принципы социалистич. гуманизма. Играя роль анархиствующего
 Вожака ("Оптимистическая трагедия", 1955), он выступил как
 актёр-обличитель, гневно протестующий против злобного собственничества,
 бесчеловечности, жестокости эксплуататорского мира, породившего таких
 отщепенцев, как Вожак. Создавая этот образ, актёр показал своеобразную
 сложность этого человека - убийцы и труса, демагога и предателя. Работа
 Т, была подлинным исследованием сложного и страшного социального
 явления. За исполнение роли Вожака Т. присуждена Ленинская пр. в 1958.
  Снимается в кино:
  (Городничий -"Ревизор", Санчо Панса - "Дон Кихот", Петрович -
 "Шинель" и дА
  Др. роли: Медведев ("На дне"), Листрат ("Земля" Вирты, 1937),
 Лснчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова,1934),Цыганов ("Варвары", 1940),
 фельдмаршал Кутузов (о. п. Соловьёва, 1940), Ларцев ("Очная ставка" бр.
 Тур и Шейнина, 1937), Хлынов ("Горячее сердце", 1942), Мирон Горлов
 ("Фронт", 1942), Колесников (1943) и Фаюнин (1944) ("Нашествие"),
 Несчастливцев (1948).
  Соч.: Путь к образу, М., 1952.
  Лит.: Капралов Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов
 Ленинской премии Г. А. Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959; его же,
 Юрий Толубеев, Л.-М., 1961;
  Б ё н ь я ш Р., Без грима и в гриме, Л. - М., 1965. С. Ц.
  ТОЛЧАНОВ, Иосиф Моисеевич [р. 29. IV (11.V). 1891] - рус. сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1962). В 1911- 1914 учился в Льеж-ском ун-те. После
 Октябрьской революции поступил в т. н. Мамо-новскую студию (Москва),
 которой руководили Б. Е. Захава и Ю. А. Завадский. В 1918 группа
 студийцев, в т. ч. и Т., влилась в Студию Евг.
  Вахтангова (ныне Т-р им. Вахтангова). Под руководством Вахтангова Т.
 подготовил роли Нюнина и Калашникова ("Свадьба" и инсц. "Воры" Чехова),
 Бараха ("Принцесса Турандот" Гоцци). Важным этапом в творческой жизни Т.
 было исполнение роли старика Магары в спектакле "Вирн-нея" Сейфуллиной
 (1925), затем роли Савелия в пьесе "Барсуки" Леонова. А. В. Луначарский
 писал об исполнении Т. этой роли: "Нельзя не удивляться ажурнейшей,
 изящнейшей игре Толчанова в созданном им таком неуклюжем и ужасно
 симпатичном Савелии" ("Барсуки", см. "Красная газета", [Л.], 1927, 14
 окт., вечерний вып., с. 5). В дальнейшем Т. играл роли провокатора Азефа
 ("На крови" Мстиславского), начальника строительства Болдырева ("Темп"
 Погодина). В историю советского театра вошёл спектакль "Человек с
 ружьём" (1937), в котором актёр с высоким мастерством играл роль Ивана
 Шадрина. В этой работе ясно определились черты творческой манеры Т.:
 глубокое проникновение во внутр. мир героя, мастерство перевоплощения,
 чёткость и скупость внешнего рисунка. К лучшим ролям актёра относятся
 также: Арбенин ("Маскарад", 1941), Пп-но ("Заговор обречённых" Вирты,
 1949; Гос. пр. СССР, 1950), Иван Грозный ("Великий государь" Соловьёва,
 1945), Яков Маякин ("Фома Гордеев" по Горькому, 1956), Барон ["Маленькие
 трагедии" ("Скупой рыцарь") Пушкина, 1959J.
  Т. выступал и как режиссёр. В Т-ре им. Вахтангова пост. спектакли:
 "Партия честных людей" Ж. Ромена (1927), "Пятый горизонт" Маркиша
 (1932), "Далёкое" Афиногенова (1935). С 1920 занимается педагогич.
 деятельностью. Преподаёт в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1946-профессор).
 Снимался в кино. Дм. Д.
  ТОЛЧЙНСКИЙ, Марк Моисеевич [р. 13 (26). X. 1909] - рус. сов. актёр и
 режиссёр. Засл. деят. иск-в Map. ACCP (1955). Чл. Коммунйстич. партии с
 1943. В 1930-51 работал в т-рах Архангельска, Вологды, Котласа,
 Новочеркасска, Саранска. В 1952-64 - гл. режиссёр Марийского и
 Ставропольского драм. т-ров, с 1964 - драм. т-ра Каб.-Балк. ACCP.
  Пост.: "Как закалялась сталь" (1940), "Ревизор" (1941), "Парень из
 нашего города" (1942), "Платон Кречет" (1943), "Русский вопрос" (1946);
 "Макар Дубрава" Корнейчука (1949), "Три сестры" (1956); "На диком бреге"
 Полевого (1964), "Между ливнями" Штейна (1965). Автор пьес.
  ТОЛЧИФ (Tallchief), Мария (р. 24.1.1925) - амер. артистка балета. По
 происхождению индианка. Училась у Б. Ф. Нижинской и др. В 1942-47 и в
 1954 выступала в труппе "Русский балет Монте-Карло". В 1947 в
 "Гранд-Опера" исполнила партии Терпсихоры и Феи ("Аполлон Мусагет" и
 "Поцелуй феи" Стравинского). Затем работала в США в труппе "Балле тиэтр"
 (1948-49 и 1960), "Русский балет Монте-Карло" (1954) и др., в основном
 работала в труппе "Нью-Йорк сити балле", в к-рой выступает и теперь.
 Исполняла гл. партии в балетах балетм. Дж. Балан-чина - "Концертная
 симфония" на муз. Моцарта, "Аллегро бриллианте" на муз. Чайковского,
 "Шотландская симфония" на муз. Мендельсона.
  Др. партии: Жар-Птица (о. п. Стравинского), Одетта; фея Драже
 ("Щелкунчик") и др. Танец Т. отличается музыкальностью, превосходной
 техникой. Лит.. С h и J о у A., The New York City Ballet, N. Y., 1953.
 Е. С.
  ТОЛЬБА, Вениамин Савельевпч (р. 12. XI. 1909)- укр. сов. дирижёр.
 Нар. арт. Укр. ССР (1957). Окончил Харьковскую консерваторию в 1932
 (класс С. С. Богатырева). В 1931-33 и 1935-42 - дирижёр Харьковского
 т-ра оперы и балета, в 1934-35 и с 1943-Т-ра оперы и балета им. Шевченко
 (Киев). Дирижировал рус. и зарубежной оперной классикой, а также первыми
 пост. укр. сов. опер: "Наймичка" Вериковского (1943), "Честь" Жуковского
 (1947), "Молодая гвардия" (1947, 1953), "Заря над Двиной" (1955)
 Мейтуса, "Милана" (1957) и "Арсенал" (1960) Майбороды. С 1932 ведёт
 педагогическую работу (с 1960 - профессор Киевской консерватории). Гос.
 пр. СССР (1949, "Иван Сусанин"). К). С.
  ТОЛЬНАИ (Tolnay), Клари (р. 1914) - венг. актриса. Нар. арт. ВНР
 (1954). После освобождения Венгрии от оккупации (1945) работала в т-ре
 "Вигсинхаз". С 1949 - ведущая актриса Т-ра им. Мадача (Будапешт). Т.
 близки роли, требующие внутр. перевоплощения, психологич. раскрытия
 духовного мира героини (Лауренсия; Джульетта - "Ромео и Джульетта"
 Шекспира, Нора и др.). В рус. классич. репертуаре создала точные по
 психологич. рисунку образы:
  Любовь Андреевна ("Вишнёвый сад"), Ирина ("Три сестры"), Елена
 ("Мещане"). С большой силой исполнила трагедийную роль Матери в пьесе
 "Марта" П. Мюллера, написанной для Т. Одна из лучших ролей Т. в совр.
 зарубежной драматургии - Бланш ("Трамвай, именуемый "Желание""Теннесси
 Уильямса), в к-рой актриса показала трагедию т. н. "маленьких людей"
 совр. Америки. В 1966 вместе с Т-ром им. Мадача была на гастролях в Сов.
 Союзе. Выступала в трагич. роли Клитемнестры ("Электра" Борнемис-сы).
 Дважды лауреат пр. им. Кошута (1951 и 1952). Снимается в кино. А. Гер.
  Лит.: "Театр", 1965, ј 10, с. 133-40.
  ТОМА (Thomas), Шарль Луи Амбруаз (5.VIII.1811- 12.11. 1896) - франц.
 композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1832) у Ф. В. Калькбреннера
 (фп.) и Ж. Ф. Лесюэра (композиция), был удостоен Римской пр. за кантату
 "Герман и Кетти". В 1837 дебютировал в Париже как оперный композитор
 ("Двойная лестница", т-р "Опера комик"). Известность приобрёл в жанре
 лирич. оперы. Наиболее популярна "Миньон" по роману Гёте "Годы учения
 Вильгельма Мейстера" (1866, там же). Обращаясь к сюжетам классич.
 лит-ры, Т. снижал их социально-философское содержание, ограничиваясь
 личными, интимными переживаниями героев. Таковы - "Сон в летнюю ночь"
 (1850), "Гамлет" (1868, т-р "Гранд-Опера"), "Франческа да Римини" (1882,
 там же). Вместе с тем оперы Т. сценичны и музыка их отличается
 искренностью, мелодич. изяществом, тонкостью оркестровки.
  Др. оперы: "Парикмахер регентства" (1838); "Цветущая корзина" (1839),
 "Карлина" (1840, обе в т-ре "Опера комик"), "Граф Карманьола" (1841, т-р
 "Гранд-Опера"), "Анжелика и Медор" (1843), "Мина" (1843, обе в т-ре
 "Опера комик"), "Кади" 1849, т-р Лирич. оперы), "Двор Целимены" (1855),
 "Психея" (1857), "Карнавал в Венеции" (1857), "Роман Эльвиры" (1860, все
 в т-ре "Опера комик") и др.; балеты - "Цыганка" (1839), "Бетти" (1846),
 "Буря" (1889, все в т-ре "Гранд-Опера").
  С 1836 Т. вёл класс композиции в Парижской консерватории (с
 1852-профессор, в 1871-93 - директор). Среди учеников Т.-композитор Ж.
 Массне. Т.-чл. Ин-та Франции (1851).
  Лит.: Hanslick Ed., Die moderne Oper, В., 1880, Кар. VII; Delaborde
 H., Notice sur la vie et les ?uvres (TAmbroise Thomas, P., 1896; С u r z
 o n H. d e, A. Thomas, P- l. В. Ю.
  TOMAC (Thomas), Брандон (25.XII. 1856-19.VI. 1914)-англ. драматург,
 актёр. Автор фарса с переодеваниями "Тётка Чарлея" (1892),
 пользовавшегося длительной популярностью. Пьеса переведена на мн. языки,
 В 1921 в роли студента Чарлея выступал Дж. Гилгуд (Лондон). На рус.
 сцене пьеса впервые пост. в 1894 в Т-ре Корша, в роли Чарлея - П. Н.
 Ор-ленев, затем в этой же роли выступал С. Л. Кузнецов и др. крупные
 актёры. Из других пьес Т. (многие в соавторстве с др. драматургами)
 наиболее известна мелодрама "Цветной сержант" .(1885).
  Соч.: "Тётка Чарлея", "Сцена", 1894, вып. 17,г. 1-82;
  "Тётушка Чарлея", М., 1937.
  Лит.: Gielgud J., Early stages. L., 1939, p. 68- 70; Brande n-T h o m
 a s J., Charley's aunt's father, a life of Brandon Thomas, L., 1955;
 "Артист", 1895, ј 45, кн. 1, разд. XX, с. 206-07. Вл. Ш.
  ТОМАШЕВСКАЯ, Вера Дмитриевна [p.ll(24).VL 1907]-рус. сов. актриса.
 Нар. арт. Карел. АССР (1956). В 1929 окончила студию РТО в Ленинграде. В
 1929- 1937 работала в ленингр. т-рах "Синяя блуза", "Молодёжная сатира",
 Т-ре Санпросвета, Ленингр. обл. т-ре, в 1942-44 - актриса Ленингр. обл.
 филармонии. В 1937-40 и в 1944-63 работала в Петрозаводском т-ре. Совм.
 с А. М. Высоцким выступала в тематич. лекциях-концертах, посв.
 творчеству Островского, Пушкина, Гоголя и др.
  Роли: Мурзавецкая,Фетиния Мироновна ("Волки и овцы", "Не было ни
 гроша, да вдруг алтын" Островского), Анна Дмитриевна ("Живой труп").
 Мадам Пернель ("Тартюф"), Дуэнья (по о. п. Шеридана), миссис Кленэм
 ("Крошка Дор-рит" по Диккенсу), Берсенева ("Разлом"), Мария Сергеевна
 ("Золотая карета" Леонова), Анастасия Ефремовна, Клавдия Васильевна ("В
 добрый час!", "В поисках радости" Розова). А. Ив.
  ТОМАШЕВСКИЕ - евр. актёрская семья. Выходцы из России, играют в т-рах
 США. 1) Борис (р. 1886) - актёр, режиссёр, антрепренёр, драматург; один
 из основоположников евр. т-ра в США. Держал антрепризы и выступал как
 актёр в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Бостоне и др. городах
 США; вначале исполнял женские роли (Миреле - комедия-водевиль
 "Бобе-Яхне" Гольдфа-дена и др.). В дальнейшем играл роли: Уриэля Ако-сты
 (о. п. Гуцкова), Гамлета; Гдале Лурье (мелодрама "Братья Лурье"
 Гордина), Мефистофеля ("Фауст" Гёте). Выступал в опереттах, мелодрамах,
 комедиях-водевилях,
  2) Беси (урожд.- Кауфман; р. 1889). Жена Бориса Т. Играла вместе с
 мужем. Роли: Суламифь, Либеле, Миреле (о. п., "Цвей кунелемлех",
 "Бобе-Яхне" Гольдфадена), Хана ("Слушай, Израиль!" Дымова), Ива ("Цена
 любви" Золотаревского) и др. Держала антрепризы.
  Соч.: Томашевский Б., Театральные произведения, Нью-Йорк, 1908;
 Томашевская Беси, История моей жизни, Нью-Йорк, 1916 (обе книги на яз.
 идиш). А.Шн.
  ТОМБЕРГ, Елизавета Степановна [р. 15(28). I. 1909]-карельская сов.
 актриса. Нар. арт. СССР (1959). Депутат Верх. Совета СССР 6-го созыва. В
 1932 'начала сценич. деятельность в финском драм. т-ре в Ленинграде. В
 1940 перешла в Гос. финский т-р Карельской АССР в Петрозаводске.
 Т.-актриса большого обаяния. Её сценич. героини -значительные женщины,
 наделённые волей, умом. Иск-во актрисы отличается внутр. силой, широким
 диапазоном. Играет трагедийные и комедийные роли, ей близки героика и
 гротеск.
  Роли: Васса Железнова (1951); Мария Львовна ("Беспокойная старость"),
 Раневская ("Вишнёвый сад"). Хозяйка ("Женщины Нискавуори" Вуолийоки),
 Эльза ("Ветер с юга" Грина; Гос. пр.СССР, 1950),фру Бон("Люди с Дангора"
 Андерсена Нексе,1955), Меланья ("Егор Булычев и другие"), Марта
 ("Сельские сапожники" Киви, 1959),Майя ("Насплавной реке" Паккала,
 1945), Гурмыжская ("Лес"); Мария Ивановна ("Бессмертные звёзды" Гракова
 и Иванова, 1959), Екатерина Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова,
 1958), Бабушка
  ("Деревья умирают стоя" Касоны, 1960), Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и
 её дети" Брехта, 1966). С. Кол.
  ТОММ, Элеонора Николаевна [р. 13(26). IV.1915] - укр. сов, артистка
 оперы (меццо-сопрано). По национальности эстонка. Нар. арт. УССР (1964).
 Занималась пением у М. Г. Людвиг. В 1949 окончила Киевскую консерваторию
 (класс Д. Г. Евтушенко). В 1948 дебютировала на сцене Т-ра оперы и

<< Пред.           стр. 765 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу