<< Пред. стр. 769 (из 913) След. >>
Бурж. об-во выдвинуло художников, написавших консервативно-охранительныеТ. (П. Клодель, П. Валери, Т. С. Элиот). Между этими двумя полюсами
находятся драматурги, отразившие трагич. противоречия совр. мира,
протестующие против несправедливости капиталистич. общества, но не
примыкающие к революц. социали-стич. направлению в драматургии: У. Б.
Йитс, Г. Гофмансталь, Дж. Мейсфилд.ТК. Жиро9г/,Дж.Синг, Ж. Ануй, Ж. П.
Сартр и др. В пьесах этих авторов в значит, мере отражены трагич.
противоречия совр. мира. Т. 20 в. не имеет устойчивых канонизированных
форм, в ней используются традиции многовекового развития жанра, каждый
драматург избирает наиболее близкие ему формы. Нек-рые драматурги
возрождают античные мифы, другие - культивируют исто-рич. драму больших
социальных масштабов; третьи ограничивают проблематику Т. узким кругом
семейных отношений. Нек-рые авторы придают прозаич. речи персонажей
большую поэтпч. выразительность (Вишневский, 0'Кейси, Брехт). Историзм,
суровая правда реальной жизни и в то же время романтика, символика,
аллегория - эти разнообразные элементы входят в ткань мн. совр. Т. Новые
формы Т. получают выражение в драматургии "т-ра абсурда" (С. Беккет и
др.), в к-рой утверждается бессмысленность жизни в бурж. обществе, а
также в направлении документализма (Р. Хоххут, П. Вейс, А. Гат-ти),
отражающем трагические события 20 в.: 2-я мировая война, массовое
истребление людей фашистами и др.
Лит.: Б о ре в Ю-, О трагическом, М., 1961; V о 1-k e 1 t J.,
Aesthetik des Tragischen, 4 Aufl., Munch., 1923;
Vaughan C. E., Types of Tragic drama, L., 1908;
D i x o n W. M., Tragedy, 3 ed.. L., 1929; H e D n T. R., The harvest
of tragedy, L., 1956; Mac С о 1 I o m W. G., Tragedy, N. Y., 1957; 01 so
n E., Tragedy and the theory of drama, Deitroit, 1961; SewaU R. В., The
vision of tragedy, New Haven, 1962. См. также лит. при ст. Драма. A.A.
"ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В 17
в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской драме А.
Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я. Ленца и Ф. М.
Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается как
особый жанр. Наиболее ярким выразителем его был драматург Вернер,
написавший драмы "24 февраля" и "Крест у Балтийского моря". Его
продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В основе "Т. р." лежит
идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью
человека. "Т. р." во многом отражает сущность немецкого романтизма -
уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок (фатум) является
движущей силой в пьесах драматургов этого направления. Отличительные
черты "Т. р." - запутанный сюжет, героев преследуют мистич. видения,
роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.
Лит.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936; Немецкая романтическая
повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama seiner Zeit,
B., 1933. Г. Гур.
"ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16 в. Возник под
влиянием творчества Сенеки. В произв. этого жанра изображались
преступные страсти, зверские жестокости; пьесы изобиловали кровавыми
сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т. у."-мрачная житейская
философия; в них трактуются мотивы изменчивости судьбы, непрочности
счастья, ничтожности всего существующего. Эти настроения выражали
упадочные вкусы аристократич. общества в период феодально-католич.
реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка" Джиральди Чинтпо (1541),
"Канака" Сперонп (1542), "Марианна" Дольче (1565), "Далида" Грото
(1572),
ТРАГИК (трагедийный актёр, трагедийная актриса)-1) Сценич. амплуа;
актёр (актриса), исполняющий трагедийные роли в класич. репертуаре.
Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра (о. п.
Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
Мария Стюарт, Карл Моор, Арбенин, Любовь Яровая; Комиссар
("Оптимистическая трагедия") и др.
Среди выдающихся актёров, исполнявших роли этого амплуа,- П. С.
Мочалов, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. М.
Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен (рус. театр); П. Адамян (арм.
театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе, А. Хорава, В. Анджапаридзе
(груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр);
Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини, Э. Дузе
(итал. театр); А. Лекуврёр, М. Дю-мениль, Клерон, Ж. Ф. Тальма, Э.
Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США) и мн.
др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн.
ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дирижёр,
хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дирижёр Гос. т-ра оперы п балета в
Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван Сусанин", нац. опереттой
"Рассвет" К. Коно. Р. К.
"ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}).
ТРАМ (Театр рабочей мол одёж и)- рус. сов, театр преимущественно
самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее
развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в
Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930
количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве,
Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре,
Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. -
отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а
также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках.
В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молодёжи к
иск-ву, её художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с
комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич.
спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в
духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом,
высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к
насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы,
социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали,
культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь
предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали
передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на
выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в
заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является
агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать
"...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..."
("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких,
интересных актёров, режиссёров, художников, композиторов. С Т. связано
начало творческого пути актёров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловьёва,
режиссёров-Б. И. Равенских, Ф. Е. Шишигина, композиторов - И. И.
Дзержинского, Д. Д. Шостаковича, художников- И. Н. Вусковича, В. В.
Дмитриева, киноактёра Н. А. Крючкова, кинорежиссёра И. А. Савченко.
Противоречия трамовского движения, а впоследствии его кризис были
обусловлены отказом от полноценной драматургии, противопоставлением Т.
проф. т-рам. Спектакли Т. строились в основном на сценариях и вначале
носили полуимпровизационный характер. Одним из гл. творч. тезисов
руководителей Т. было требование к исполнителю (рабочему - юноше,
девушке) играть самого себя, исполнитель роли должен был занимать по
отношению к персонажу позицию либо "прокурора", либо "адвоката".
Отсюдаориентация на упрощённость, схематизм в изображении человека,
игнорирование принципа "перевоплощения". Сценич. средства, к-рыми
пользовались актёры Т., были близки приёмам "Живой газеты", "Синей
блузы". Многие принципы Т. были связаны с теорией Единого
художественного кружка, с Пролеткультом.
Режиссёры спектаклей Т. щедро пользовались броскими и острыми сценич.
приёмами, стремились к максимальной доходчивости, публицистичности
(широко использовались наплывы, прямое обращение к зрителям, музыка).
Родоначальник Т.- Ленингр. т-р рабочей молодёжи (см. Т РАМ
ленинградский) был создан в 1925 на основе самодеят. коллектива,
работавшего при Доме коммунистического просвещения им. Глерона (в 1928
т-р стал профессиональным). Ленингр. Т. оказал большое влияние на всё
трамовское движение и его репертуар был повторен мн. коллективами.
Художеств, метод Ленингр. Т. и общие принципы трамовского движения
подверглись обсуждению на Всесоюзной трамовской конференции, а также на
первом и втором пленумах Центр, совета Т. в 1929. В результате усилилась
связь Т. с профсоюзной самодеятельностью, но еще долгое время давало о
себе знать пренебрежение художеств. мастерством, влияние Пролеткульта.
В Москве работало одновременно неск. Т.: Центральный, Замоскворецкий,
Рагожско-Симоновского района. Моск. центральный Т. был организован в
1927 (см. Московский театр имени Ленинского комсомола). Ещё раньше, в
1926, возник Замоскворецкий Т., сразу попытавшийся, в отличие от др. Т.,
установить связь (хотя и не во всём удачно) с литературой, драматургией,
привлечь опытных режиссёров-реалистов. Здесь был показан спектакль
"Поход 10 тысяч" по роману Серафимовича "Железный поток" (1927). К
руководству были приглашены Б. Е. Захава и И. М. Толчанов, подготовившие
"Вечер отрывков из классических произведений".
Трамовское движение достигло наибольшего размаха в нач. 30-х гг.
Среди лучших коллективов на Всесоюзной олимпиаде самодеят. иск-ва (1932)
были отмечены моек. Центр. Т., Китайский Т. (Владивосток) и др. В связи
с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке
литературно-художественных организаций" со всей остротой встал вопрос о
творч. перестройке Т. 4-й пленум Центрального совета Т. наметил задачи
перестройки. В решениях пленума подчёркивалось, что пренебрежение
драматургией было коренной ошибкой, к-рую необходимо исправить, надо
создать конкретные образы героев социалистич. строительства, преодолевая
поверхностную, схематическую трамовскую драматургию. Встал вопрос о
нецесообразности существования особого трамовского движения. Самодеят.
коллективы были переданы в ведение профсоюзов; проф. Т. (к 1932 их
насчитывалось двадцать) стали государственными. Коллективам Т. были
предъявлены требования - овладеть теоретич. и проф. знаниями, ставить
классику и произведения сов. драматургов, создавать художеств.
реалистич. спектакли. Многие актёры были направлены в театр. уч-ща. В
ленингр. Т., куда пришли проф. режиссёры В. П. Кожич и Н. С. Ра-шевская,
началось изучение системы Станиславского. К творч. методу МХАТа
обратился моек. Центр. Т., художеств. рук. к-рого с 1933 стал И. Я.
Судаков.
В 1936 ленингр. Т. был слит с Красным т-ром и получил название
Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. На базе моек. Центр. Т. был
создан в 1938 Моск. т-р им. Ленинского комсомола. Проф. учёба, пересмотр
актёрских составов, укрепление творч. руководства помогли многим Т.
стать крепкими проф. коллективами (Т-р им. 20-летия ВЛКСМ - Куйбышев, Т.
имени "Комсомольской правды"- Свердловск и др.). Часть коллективов была
преобразована в ТЮЗы; Т., не решившие новых задач, рас' пались.
Лит.: Маринчик П., Рождение комсомольского театра, [Л.-М., 1963];
Сборник материалов к III пленуму Центрального совета ТРАМОВ при ЦК
ВЛКСМ, М., 1930;
За ТРАМ. [Сост. И. И. Чичеров, вступ. ст. А. В. Луначарского], М.,
1929; Луначарский А., ТРАМ и проблема социалистического театра,
"Искусство", 1929, ј 5-6; его же. Искусство и молодежь. Сборник, М.,
1929; 3 о г-р а ф Н., Театральная самодеятельность [1921-1929 г. и
1930-1934 г.], в кн.: Очерки истории русского советского драматического
театра, т. 1, М., 1954. А.О.
ТРАМ ленинградский- театр рабочей молодёжи. Открылся в Ленинграде в
1925 пьесой "Сашка Чумовой" Горбенко. Был создан на основе самодеят.
театр. коллектива Дома Коммунистич. воспитания молодёжи им. Глерона.
Организатором и рук. коллектива и основным режиссёром Т. был М. В.
Соколовский, к-рый за несколько лет до создания Т. выдвинул идею
создания молодёжного т-ра нового типа, связанного с рабочей молодёжью, с
её обществ. бытом, проблематикой и эстетич. требованиями. Развивая и
совершенствуя опыт клубных постановок тех лет, работу "агитбригад" и
"живых газет", стремясь сделать этот опыт достоянием проф. сцены,
трамовцы направили свои усилия на создание спектаклей, гл. героем к-рых
были молодые рабочие, комсомольцы, воинствующие строители новой жизни,
утверждающие в быту и на производстве новое отношение к труду и новую
мораль. Важное место в программе Т. принадлежало и новым принципам
организационно-творч. жизни коллектива и самой форме спектаклей, к-рые
должны были стать трибуной действенной по-литич. 'агитации, средством
прямого и страстного вмешательства в жизнь. Этой общей задачей,
выдвинутой т-ром, обусловлены были драматургич., режиссёрские и
актёрские художеств. приёмы. Здесь впервые нашли применение т. н.
"наплывы", "игра отношения к образу", разрушение непрерывности сценич.
действия прямыми и неожиданными ораторскими обращениями в зрительный зал
и др. На основании этих и подобных им приёмов возникли трамовские театр.
теории, в к-рых делалась наивная попытка установить прямую связь между
практикой трампов и положениями диалектич. материализма.
Развивая опыт агитационного т-ра, Т. вместе с тем стремился создать
свою собственную драматургию. Пьесы трамовских драматургов А. Горбенко,
Н. Львова, С. Кашевника, И. Скоринко, П. Маринича разрабатывали вопросы
быта и производств, жизни молодёжи, чаще всего обращаясь к этич.
проблемам, утверждая новые жизненные принципы сов. молодого человека.
Наиболее примечательными спектаклями этого т-ра были: "Плавятся дни" и
"Клеш задумчивый" Львова, "Сашка Чумовой" Горбенко, трамов- ская
оперетта "Дружная горка", музыка для к-рой была написана композитором В.
Дешевовым. На сцене Т. были также поставлены сатирич. комедия "Выстрел"
Безыменского (1929) и драма "На западе бой" Вс. Вишневского - одна из
первых самостоят, работ режиссёра Р. Р. Сусловича (1932).
В начале 30-х гг. этот т-р, как и др. Т. страны, начинает испытывать
серьёзные творч. трудности, его эстетич. программа, в том её виде, в
каком она сложилась при возникновении т-ра, в значит, степени изжила
себя, стали остро ощущаться низкий проф. уровень актёров,
прямолинейность, психологич. бедность и художеств. наивность
драматургии. При обращении т-ра к классике ("Недоросль", 1933)
обнаружилась несостоятельность при решении новых художеств. задач. Не
могло изменить положения и привлечение к работе в т-ре крупных мастеров
режиссуры В. Кожича, Б. В. Зона, Н. Рашевской. В 1936 Т. был слит с
ленингр. Красным т-ром.
Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, Л.-М-, 1959. С. Ц.
ТРАМБЙЦКИЙ, Виктор Николаевич [р. 31. I {12.11). 1895] - рус. сов.
композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Брал уроки музыки у
проф. В. П. Калафати (с 1917 учился у него в Пет-рогр. консерватории). В
1919-24 был дирижёром передвижных т-ров. Написал оперы: "Овод" (1929),
"Ордена" (1934; 2-я ред. под назв. "За жизнь", 1938), "Гроза" (1943; 2-я
ред. 1957) - все пост. в Свердловском т-ре оперы и балета; "Гнев
пустыни" (соч. 1930), "Дни и ночи" (соч. 1950), "Кружевница Настя"
(1963, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград). Автор музыки к
спектаклям Свердловского ТЮЗа. В 1936-61 вёл педагогич. работу в
Свердловской консерватории (с 1939-профессор). С 1961 живёт в
Ленинграде.
Лит.: Певзнер Б., Оперное творчество В. Н. Трам-бицкого,
"Научно-методические записки Уральской Государственной консерватории",
1959, вып. 3; его же, Композитор Трамбицкий, "Урал", 1959, ј 9; История
русской советской музыки, т. 1-4, M., 1956-63 (см. указатель имён...).
А. Ив.
ТРАНДАФЙЛОВ, Владимир (р. 4. IX. 1897)-болг. актёр, режиссёр и
педагог. Нар. арт. Н РБ (1951). Герой Социалистич. Труда (1966). Будучи
гимназистом, начал выступать в спектаклях Нар. дома. В 1913-22 работал в
Варне и Париже. С 1922-актёр Пар. т-ра в Софии. Т. - представитель
героич. школы актёрского иск-ва. Романтич. направленность сочетается в
его творчестве с реалистич. образностью. Т. обладает выразительной
внешностью, красивым голосом, ярким темпераментом. В 1950 за исполнение
ролей Дона Родриго ("Сил" Корнеля), Арбенина ("Маскарад"), Гарри Смита
("Русский вопрос") и в 1960 за исполнение роли Филиппа II ("Дон Карлос")
в спектаклях софийского Нар. т-ра был дважды удостоен Днмптр. пр.
Роли: Иванко (о. п. Друмева), Борислав, Ивайло (о. п. Вазова), Симо
("Борьба продолжается" Кюлявкова), Ра-дил ("Подвиг" Расцветникова), Кара
Танас ("Перед восходом" Савова), Басов ("Дачники"), Отелло, Гамлет;
Эгмонт (о. п. Гёте), Эрнани (о. п. Гюго) и др.
Пост.: "Владимир" Страшимирова (1921, Перникский рабочий т-р),
"Слава" Гусева (1940, София), "Марьяна Пи-неда" Гарсиа Лорки (1957, Нар.
т-р, София) и др.
Выступает и как чтец. С 1947 преподаёт в Высшем пн-те театр. иск-ва в
Софии (с 1948 - профессор).
Соч.: Мои роли в классическия репертоар, в сб.: Сто години български
театър. С., 1956, с. 303-09.
Лит.: "Театър", С., 1946, ј 3-4, с. 24-25; 1955, ј 1, с. 34-47; 1957,
ј 9, с. 61-65; 1962, ј 9, с. 27-30.
А. Ив.
ТРАПЕЦИЯ (от греч. ???????? - столик) в ц и р-ковом искусстве- 1)
Воздушно-гимнастический снаряд, подвешенный под куполом цирка
(перекладина с двумя вертикальными соединениями). Как цирковой
аппарат вошёл в употребление со 2-й пол. 19 в. Различают неподвижные Т.,
в к-рых боковые соединения - железные, и подвижные Т. ("свободные",
"летающие"), в к-рых соединениями служат канаты или стальные тросы.
Неподвижные Т. предназначены только для воздушно-гимнастич. упражнений
на месте, "свободные" - для полётов под куполом цирка. По размеру Т.
бывают одинарные - для одного исполнителя, двойные и тройные (с тремя
вертикальными соединениями по краям перекладины, одна - посередине) -
для нескольких исполнителей. 2) Цирковой жанр: совокупность
воздушно-гимнастич. упражнений, в т. ч. все разновидности воздушных
полётов, демонстрируемых с Т. А. Шн.
ТРАУБЕЛЬ (Traubel), Елена (р. 20. VL 1899)- амер. артистка оперы
(драматич. сопрано). Пению училась в Сент-Луисе, где и начала концертную
деятельность в 1925. Известность приобрела после выступления в операх
Вагнера в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1939). Лучшие партии:
Изольда ("Тристан и Изольда"), Брунгильда ("Гибель богов"), Эльза
("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер") и др. Голос Т. отличался яркостью
и блеском, теплотой и насыщенностью тона. Особенно удавались певице
мощные кульминации - звуковые нарастания, форте. Оставила сцену в 1953.
Выступала в симфонич. концертах с участием Тосканини. В с. Т.
ТРАЭТТА (Traetta), Томмазо (30. II 1.1727 - 6. IV. 1779) - итал.
композитор и капельмейстер. Учился музыке у Н. Порпоры и Ф. Дуранте в
Неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето (1738-48). В Неаполе
была пост. первая опера Т. "Фарнак" (1751, т-р "Сан-Карло"). В 1768-74
руководил в Петербурге придворной оперной труппой. С 1775 жил в Италии.
Т. углубил муз.-драматич. содержание итал. оперы-сериа, стал
предшественником великих оперных реформаторов 18 в. Глюка и Моцарта.
Оперы-буффа Т. отличались свежестью и непосредственностью мелодики,
связанной с нар. истоками, живостью действия, яркой характерностью в
обрисовке комич. персонажей, мастерски разработанными ансамблями.
Т.-автор ок. 40 опер, в т. ч.: "Ифигения в Авлиде" (1753, Неаполь,
т-р "Сан-Карло"),"Покинутая Дидона"(1757, Венеция, т-р "Сан-Мойзе"),
"Олимпиада" (1758, Верона, т-? "Нуово"; 2-я ред. 1769, Петербург),
"Ифигения в Тавриде" (1758, Вена), "Добрая дочка замужем" (1764, Парма,
т-р "Дукале"), "Антигона" (1772, Петербург), "Амур и Псих-ея" (1773, там
же), "Лючио Веро" ("Люций Вер", 1774, там же), "Странствующий рыцарь"
(1778, Венеция, т-р "Сан-Мойзе")
Лит.: Capruzzi V., Traetta e la musica, Napoli 1878; Schlitzer F., T.
Traetta, L. Leo, V. Bellini Siena, 1952. Св. Г.