<< Пред.           стр. 769 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бурж. об-во выдвинуло художников, написавших консервативно-охранительные
 Т. (П. Клодель, П. Валери, Т. С. Элиот). Между этими двумя полюсами
 находятся драматурги, отразившие трагич. противоречия совр. мира,
 протестующие против несправедливости капиталистич. общества, но не
 примыкающие к революц. социали-стич. направлению в драматургии: У. Б.
 Йитс, Г. Гофмансталь, Дж. Мейсфилд.ТК. Жиро9г/,Дж.Синг, Ж. Ануй, Ж. П.
 Сартр и др. В пьесах этих авторов в значит, мере отражены трагич.
 противоречия совр. мира. Т. 20 в. не имеет устойчивых канонизированных
 форм, в ней используются традиции многовекового развития жанра, каждый
 драматург избирает наиболее близкие ему формы. Нек-рые драматурги
 возрождают античные мифы, другие - культивируют исто-рич. драму больших
 социальных масштабов; третьи ограничивают проблематику Т. узким кругом
 семейных отношений. Нек-рые авторы придают прозаич. речи персонажей
 большую поэтпч. выразительность (Вишневский, 0'Кейси, Брехт). Историзм,
 суровая правда реальной жизни и в то же время романтика, символика,
 аллегория - эти разнообразные элементы входят в ткань мн. совр. Т. Новые
 формы Т. получают выражение в драматургии "т-ра абсурда" (С. Беккет и
 др.), в к-рой утверждается бессмысленность жизни в бурж. обществе, а
 также в направлении документализма (Р. Хоххут, П. Вейс, А. Гат-ти),
 отражающем трагические события 20 в.: 2-я мировая война, массовое
 истребление людей фашистами и др.
  Лит.: Б о ре в Ю-, О трагическом, М., 1961; V о 1-k e 1 t J.,
 Aesthetik des Tragischen, 4 Aufl., Munch., 1923;
  Vaughan C. E., Types of Tragic drama, L., 1908;
  D i x o n W. M., Tragedy, 3 ed.. L., 1929; H e D n T. R., The harvest
 of tragedy, L., 1956; Mac С о 1 I o m W. G., Tragedy, N. Y., 1957; 01 so
 n E., Tragedy and the theory of drama, Deitroit, 1961; SewaU R. В., The
 vision of tragedy, New Haven, 1962. См. также лит. при ст. Драма. A.A.
  "ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В 17
 в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской драме А.
 Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я. Ленца и Ф. М.
 Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается как
 особый жанр. Наиболее ярким выразителем его был драматург Вернер,
 написавший драмы "24 февраля" и "Крест у Балтийского моря". Его
 продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В основе "Т. р." лежит
 идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью
 человека. "Т. р." во многом отражает сущность немецкого романтизма -
 уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок (фатум) является
 движущей силой в пьесах драматургов этого направления. Отличительные
 черты "Т. р." - запутанный сюжет, героев преследуют мистич. видения,
 роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.
  Лит.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936; Немецкая романтическая
 повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama seiner Zeit,
 B., 1933. Г. Гур.
  "ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16 в. Возник под
 влиянием творчества Сенеки. В произв. этого жанра изображались
 преступные страсти, зверские жестокости; пьесы изобиловали кровавыми
 сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т. у."-мрачная житейская
 философия; в них трактуются мотивы изменчивости судьбы, непрочности
 счастья, ничтожности всего существующего. Эти настроения выражали
 упадочные вкусы аристократич. общества в период феодально-католич.
 реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка" Джиральди Чинтпо (1541),
 "Канака" Сперонп (1542), "Марианна" Дольче (1565), "Далида" Грото
 (1572),
  ТРАГИК (трагедийный актёр, трагедийная актриса)-1) Сценич. амплуа;
 актёр (актриса), исполняющий трагедийные роли в класич. репертуаре.
 Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра (о. п.
 Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира),
 Мария Стюарт, Карл Моор, Арбенин, Любовь Яровая; Комиссар
 ("Оптимистическая трагедия") и др.
  Среди выдающихся актёров, исполнявших роли этого амплуа,- П. С.
 Мочалов, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. М.
 Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен (рус. театр); П. Адамян (арм.
 театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе, А. Хорава, В. Анджапаридзе
 (груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр);
  Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини, Э. Дузе
 (итал. театр); А. Лекуврёр, М. Дю-мениль, Клерон, Ж. Ф. Тальма, Э.
 Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США) и мн.
 др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн.
  ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дирижёр,
 хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дирижёр Гос. т-ра оперы п балета в
 Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван Сусанин", нац. опереттой
 "Рассвет" К. Коно. Р. К.
  "ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}).
  ТРАМ (Театр рабочей мол одёж и)- рус. сов, театр преимущественно
 самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее
 развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в
 Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930
 количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве,
 Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре,
 Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. -
 отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а
 также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках.
  В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молодёжи к
 иск-ву, её художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с
 комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич.
 спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в
 духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом,
 высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к
 насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы,
 социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали,
 культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь
 предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали
 передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на
 выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в
 заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является
 агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать
 "...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..."
  ("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких,
 интересных актёров, режиссёров, художников, композиторов. С Т. связано
 начало творческого пути актёров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловьёва,
 режиссёров-Б. И. Равенских, Ф. Е. Шишигина, композиторов - И. И.
 Дзержинского, Д. Д. Шостаковича, художников- И. Н. Вусковича, В. В.
 Дмитриева, киноактёра Н. А. Крючкова, кинорежиссёра И. А. Савченко.
  Противоречия трамовского движения, а впоследствии его кризис были
 обусловлены отказом от полноценной драматургии, противопоставлением Т.
 проф. т-рам. Спектакли Т. строились в основном на сценариях и вначале
 носили полуимпровизационный характер. Одним из гл. творч. тезисов
 руководителей Т. было требование к исполнителю (рабочему - юноше,
 девушке) играть самого себя, исполнитель роли должен был занимать по
 отношению к персонажу позицию либо "прокурора", либо "адвоката".
 Отсюдаориентация на упрощённость, схематизм в изображении человека,
 игнорирование принципа "перевоплощения". Сценич. средства, к-рыми
 пользовались актёры Т., были близки приёмам "Живой газеты", "Синей
 блузы". Многие принципы Т. были связаны с теорией Единого
 художественного кружка, с Пролеткультом.
  Режиссёры спектаклей Т. щедро пользовались броскими и острыми сценич.
 приёмами, стремились к максимальной доходчивости, публицистичности
 (широко использовались наплывы, прямое обращение к зрителям, музыка).
  Родоначальник Т.- Ленингр. т-р рабочей молодёжи (см. Т РАМ
 ленинградский) был создан в 1925 на основе самодеят. коллектива,
 работавшего при Доме коммунистического просвещения им. Глерона (в 1928
 т-р стал профессиональным). Ленингр. Т. оказал большое влияние на всё
 трамовское движение и его репертуар был повторен мн. коллективами.
 Художеств, метод Ленингр. Т. и общие принципы трамовского движения
 подверглись обсуждению на Всесоюзной трамовской конференции, а также на
 первом и втором пленумах Центр, совета Т. в 1929. В результате усилилась
 связь Т. с профсоюзной самодеятельностью, но еще долгое время давало о
 себе знать пренебрежение художеств. мастерством, влияние Пролеткульта.
  В Москве работало одновременно неск. Т.: Центральный, Замоскворецкий,
 Рагожско-Симоновского района. Моск. центральный Т. был организован в
 1927 (см. Московский театр имени Ленинского комсомола). Ещё раньше, в
 1926, возник Замоскворецкий Т., сразу попытавшийся, в отличие от др. Т.,
 установить связь (хотя и не во всём удачно) с литературой, драматургией,
 привлечь опытных режиссёров-реалистов. Здесь был показан спектакль
 "Поход 10 тысяч" по роману Серафимовича "Железный поток" (1927). К
 руководству были приглашены Б. Е. Захава и И. М. Толчанов, подготовившие
 "Вечер отрывков из классических произведений".
  Трамовское движение достигло наибольшего размаха в нач. 30-х гг.
 Среди лучших коллективов на Всесоюзной олимпиаде самодеят. иск-ва (1932)
 были отмечены моек. Центр. Т., Китайский Т. (Владивосток) и др. В связи
 с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке
 литературно-художественных организаций" со всей остротой встал вопрос о
 творч. перестройке Т. 4-й пленум Центрального совета Т. наметил задачи
 перестройки. В решениях пленума подчёркивалось, что пренебрежение
 драматургией было коренной ошибкой, к-рую необходимо исправить, надо
 создать конкретные образы героев социалистич. строительства, преодолевая
 поверхностную, схематическую трамовскую драматургию. Встал вопрос о
 нецесообразности существования особого трамовского движения. Самодеят.
 коллективы были переданы в ведение профсоюзов; проф. Т. (к 1932 их
 насчитывалось двадцать) стали государственными. Коллективам Т. были
 предъявлены требования - овладеть теоретич. и проф. знаниями, ставить
 классику и произведения сов. драматургов, создавать художеств.
 реалистич. спектакли. Многие актёры были направлены в театр. уч-ща. В
 ленингр. Т., куда пришли проф. режиссёры В. П. Кожич и Н. С. Ра-шевская,
 началось изучение системы Станиславского. К творч. методу МХАТа
 обратился моек. Центр. Т., художеств. рук. к-рого с 1933 стал И. Я.
 Судаков.
  В 1936 ленингр. Т. был слит с Красным т-ром и получил название
 Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. На базе моек. Центр. Т. был
 создан в 1938 Моск. т-р им. Ленинского комсомола. Проф. учёба, пересмотр
 актёрских составов, укрепление творч. руководства помогли многим Т.
 стать крепкими проф. коллективами (Т-р им. 20-летия ВЛКСМ - Куйбышев, Т.
 имени "Комсомольской правды"- Свердловск и др.). Часть коллективов была
 преобразована в ТЮЗы; Т., не решившие новых задач, рас' пались.
  Лит.: Маринчик П., Рождение комсомольского театра, [Л.-М., 1963];
 Сборник материалов к III пленуму Центрального совета ТРАМОВ при ЦК
 ВЛКСМ, М., 1930;
  За ТРАМ. [Сост. И. И. Чичеров, вступ. ст. А. В. Луначарского], М.,
 1929; Луначарский А., ТРАМ и проблема социалистического театра,
 "Искусство", 1929, ј 5-6; его же. Искусство и молодежь. Сборник, М.,
 1929; 3 о г-р а ф Н., Театральная самодеятельность [1921-1929 г. и
 1930-1934 г.], в кн.: Очерки истории русского советского драматического
 театра, т. 1, М., 1954. А.О.
  ТРАМ ленинградский- театр рабочей молодёжи. Открылся в Ленинграде в
 1925 пьесой "Сашка Чумовой" Горбенко. Был создан на основе самодеят.
 театр. коллектива Дома Коммунистич. воспитания молодёжи им. Глерона.
 Организатором и рук. коллектива и основным режиссёром Т. был М. В.
 Соколовский, к-рый за несколько лет до создания Т. выдвинул идею
 создания молодёжного т-ра нового типа, связанного с рабочей молодёжью, с
 её обществ. бытом, проблематикой и эстетич. требованиями. Развивая и
 совершенствуя опыт клубных постановок тех лет, работу "агитбригад" и
 "живых газет", стремясь сделать этот опыт достоянием проф. сцены,
 трамовцы направили свои усилия на создание спектаклей, гл. героем к-рых
 были молодые рабочие, комсомольцы, воинствующие строители новой жизни,
 утверждающие в быту и на производстве новое отношение к труду и новую
 мораль. Важное место в программе Т. принадлежало и новым принципам
 организационно-творч. жизни коллектива и самой форме спектаклей, к-рые
 должны были стать трибуной действенной по-литич. 'агитации, средством
 прямого и страстного вмешательства в жизнь. Этой общей задачей,
 выдвинутой т-ром, обусловлены были драматургич., режиссёрские и
 актёрские художеств. приёмы. Здесь впервые нашли применение т. н.
 "наплывы", "игра отношения к образу", разрушение непрерывности сценич.
 действия прямыми и неожиданными ораторскими обращениями в зрительный зал
 и др. На основании этих и подобных им приёмов возникли трамовские театр.
 теории, в к-рых делалась наивная попытка установить прямую связь между
 практикой трампов и положениями диалектич. материализма.
  Развивая опыт агитационного т-ра, Т. вместе с тем стремился создать
 свою собственную драматургию. Пьесы трамовских драматургов А. Горбенко,
 Н. Львова, С. Кашевника, И. Скоринко, П. Маринича разрабатывали вопросы
 быта и производств, жизни молодёжи, чаще всего обращаясь к этич.
 проблемам, утверждая новые жизненные принципы сов. молодого человека.
 Наиболее примечательными спектаклями этого т-ра были: "Плавятся дни" и
 "Клеш задумчивый" Львова, "Сашка Чумовой" Горбенко, трамов- ская
 оперетта "Дружная горка", музыка для к-рой была написана композитором В.
 Дешевовым. На сцене Т. были также поставлены сатирич. комедия "Выстрел"
 Безыменского (1929) и драма "На западе бой" Вс. Вишневского - одна из
 первых самостоят, работ режиссёра Р. Р. Сусловича (1932).
  В начале 30-х гг. этот т-р, как и др. Т. страны, начинает испытывать
 серьёзные творч. трудности, его эстетич. программа, в том её виде, в
 каком она сложилась при возникновении т-ра, в значит, степени изжила
 себя, стали остро ощущаться низкий проф. уровень актёров,
 прямолинейность, психологич. бедность и художеств. наивность
 драматургии. При обращении т-ра к классике ("Недоросль", 1933)
 обнаружилась несостоятельность при решении новых художеств. задач. Не
 могло изменить положения и привлечение к работе в т-ре крупных мастеров
 режиссуры В. Кожича, Б. В. Зона, Н. Рашевской. В 1936 Т. был слит с
 ленингр. Красным т-ром.
  Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, Л.-М-, 1959. С. Ц.
  ТРАМБЙЦКИЙ, Виктор Николаевич [р. 31. I {12.11). 1895] - рус. сов.
 композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Брал уроки музыки у
 проф. В. П. Калафати (с 1917 учился у него в Пет-рогр. консерватории). В
 1919-24 был дирижёром передвижных т-ров. Написал оперы: "Овод" (1929),
 "Ордена" (1934; 2-я ред. под назв. "За жизнь", 1938), "Гроза" (1943; 2-я
 ред. 1957) - все пост. в Свердловском т-ре оперы и балета; "Гнев
 пустыни" (соч. 1930), "Дни и ночи" (соч. 1950), "Кружевница Настя"
 (1963, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград). Автор музыки к
 спектаклям Свердловского ТЮЗа. В 1936-61 вёл педагогич. работу в
 Свердловской консерватории (с 1939-профессор). С 1961 живёт в
 Ленинграде.
  Лит.: Певзнер Б., Оперное творчество В. Н. Трам-бицкого,
 "Научно-методические записки Уральской Государственной консерватории",
 1959, вып. 3; его же, Композитор Трамбицкий, "Урал", 1959, ј 9; История
 русской советской музыки, т. 1-4, M., 1956-63 (см. указатель имён...).
 А. Ив.
  ТРАНДАФЙЛОВ, Владимир (р. 4. IX. 1897)-болг. актёр, режиссёр и
 педагог. Нар. арт. Н РБ (1951). Герой Социалистич. Труда (1966). Будучи
 гимназистом, начал выступать в спектаклях Нар. дома. В 1913-22 работал в
 Варне и Париже. С 1922-актёр Пар. т-ра в Софии. Т. - представитель
 героич. школы актёрского иск-ва. Романтич. направленность сочетается в
 его творчестве с реалистич. образностью. Т. обладает выразительной
 внешностью, красивым голосом, ярким темпераментом. В 1950 за исполнение
 ролей Дона Родриго ("Сил" Корнеля), Арбенина ("Маскарад"), Гарри Смита
 ("Русский вопрос") и в 1960 за исполнение роли Филиппа II ("Дон Карлос")
 в спектаклях софийского Нар. т-ра был дважды удостоен Днмптр. пр.
  Роли: Иванко (о. п. Друмева), Борислав, Ивайло (о. п. Вазова), Симо
 ("Борьба продолжается" Кюлявкова), Ра-дил ("Подвиг" Расцветникова), Кара
 Танас ("Перед восходом" Савова), Басов ("Дачники"), Отелло, Гамлет;
 Эгмонт (о. п. Гёте), Эрнани (о. п. Гюго) и др.
  Пост.: "Владимир" Страшимирова (1921, Перникский рабочий т-р),
 "Слава" Гусева (1940, София), "Марьяна Пи-неда" Гарсиа Лорки (1957, Нар.
 т-р, София) и др.
  Выступает и как чтец. С 1947 преподаёт в Высшем пн-те театр. иск-ва в
 Софии (с 1948 - профессор).
  Соч.: Мои роли в классическия репертоар, в сб.: Сто години български
 театър. С., 1956, с. 303-09.
  Лит.: "Театър", С., 1946, ј 3-4, с. 24-25; 1955, ј 1, с. 34-47; 1957,
 ј 9, с. 61-65; 1962, ј 9, с. 27-30.
  А. Ив.
  ТРАПЕЦИЯ (от греч. ???????? - столик) в ц и р-ковом искусстве- 1)
 Воздушно-гимнастический снаряд, подвешенный под куполом цирка
  (перекладина с двумя вертикальными соединениями). Как цирковой
 аппарат вошёл в употребление со 2-й пол. 19 в. Различают неподвижные Т.,
 в к-рых боковые соединения - железные, и подвижные Т. ("свободные",
 "летающие"), в к-рых соединениями служат канаты или стальные тросы.
 Неподвижные Т. предназначены только для воздушно-гимнастич. упражнений
 на месте, "свободные" - для полётов под куполом цирка. По размеру Т.
 бывают одинарные - для одного исполнителя, двойные и тройные (с тремя
 вертикальными соединениями по краям перекладины, одна - посередине) -
 для нескольких исполнителей. 2) Цирковой жанр: совокупность
 воздушно-гимнастич. упражнений, в т. ч. все разновидности воздушных
 полётов, демонстрируемых с Т. А. Шн.
  ТРАУБЕЛЬ (Traubel), Елена (р. 20. VL 1899)- амер. артистка оперы
 (драматич. сопрано). Пению училась в Сент-Луисе, где и начала концертную
 деятельность в 1925. Известность приобрела после выступления в операх
 Вагнера в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1939). Лучшие партии:
 Изольда ("Тристан и Изольда"), Брунгильда ("Гибель богов"), Эльза
 ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер") и др. Голос Т. отличался яркостью
 и блеском, теплотой и насыщенностью тона. Особенно удавались певице
 мощные кульминации - звуковые нарастания, форте. Оставила сцену в 1953.
 Выступала в симфонич. концертах с участием Тосканини. В с. Т.
  ТРАЭТТА (Traetta), Томмазо (30. II 1.1727 - 6. IV. 1779) - итал.
 композитор и капельмейстер. Учился музыке у Н. Порпоры и Ф. Дуранте в
 Неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето (1738-48). В Неаполе
 была пост. первая опера Т. "Фарнак" (1751, т-р "Сан-Карло"). В 1768-74
 руководил в Петербурге придворной оперной труппой. С 1775 жил в Италии.
 Т. углубил муз.-драматич. содержание итал. оперы-сериа, стал
 предшественником великих оперных реформаторов 18 в. Глюка и Моцарта.
 Оперы-буффа Т. отличались свежестью и непосредственностью мелодики,
 связанной с нар. истоками, живостью действия, яркой характерностью в
 обрисовке комич. персонажей, мастерски разработанными ансамблями.
  Т.-автор ок. 40 опер, в т. ч.: "Ифигения в Авлиде" (1753, Неаполь,
 т-р "Сан-Карло"),"Покинутая Дидона"(1757, Венеция, т-р "Сан-Мойзе"),
 "Олимпиада" (1758, Верона, т-? "Нуово"; 2-я ред. 1769, Петербург),
 "Ифигения в Тавриде" (1758, Вена), "Добрая дочка замужем" (1764, Парма,
 т-р "Дукале"), "Антигона" (1772, Петербург), "Амур и Псих-ея" (1773, там
 же), "Лючио Веро" ("Люций Вер", 1774, там же), "Странствующий рыцарь"
 (1778, Венеция, т-р "Сан-Мойзе")
  Лит.: Capruzzi V., Traetta e la musica, Napoli 1878; Schlitzer F., T.
 Traetta, L. Leo, V. Bellini Siena, 1952. Св. Г.

<< Пред.           стр. 769 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу