<< Пред.           стр. 782 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ар-добус, а с 1935 - В.
 Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из
 нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки,
 написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй
 уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ.
 рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С.
 Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова
 (1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони,
 Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусре-пова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б)
 Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по
 к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный
 передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика
 т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935.
 В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане
 (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М.
 Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.
  Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор,
 историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров
 написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной
 уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич.
 судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет
 не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв.
 пьеса "Омак-Омрак" Абдули-на и Камалова (1938, Алма-Ата), совр.
 колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный
 колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и
 Санам" И. Саттарова п В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре
 т-ра.
  Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чили-ке, в содружестве с
 нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938),
 "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ"
 Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб. т-р
 в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д.
 Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин
 мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.
  В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз.
 драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными
 захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и
 герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова
 (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х
 гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна,
 Л Смоляниновой (1959),
  "Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о борьбе уйгуров
 Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М.
 Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная
 против пережитков прошлого, и др.
  От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой, натуралистич. и
 этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям
 разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них
 используются нац. муз. традиции, обогащённые новыми формами (музыка к
 спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956 на
 сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера,
 написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой
 - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал
 оперой уйгурский дирижёр Г. Ду-гашев.
  В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и
 зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух
 господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена,
 "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951),
 "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и
 батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);
  "Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу
 (1962), "Влюблённый Ташбол-та" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли -
 А. Шамиев) и др.
  Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы
 Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В
 Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили
 выпускники Ташкентского театр. нн-та. В 1964 при т-ре открылась
 актёрская студия.
  Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С.
 Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г.
 Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев;
 солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г.
 Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р.
 Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С 1955
 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. пск-в Казах. ССР С.
 Башоян.
  Лит.: Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза,
 "Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР",
 1954, вып. 20; К а н а п и н А. К., В а р ш а в с к и и Л. И., Искусство
 Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата,
 1961; Кужемьяров К., Уйгурский театр. "Огонёк", 1955, М 50; Виноградов
 В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м'арта. А. Ив.
  УКРАИНКА, Леся [наст. имя и фам. - Лариса Петровна Косач; 13(25).
 11.1871, Новгород-Волынский,- 19. VII(1. VIII). 1913, Сурами] - укр.
 поэтесса и драматург. Лит. деятельность начала еще в дет- . ские годы
 (1884). Принимала деятельное участие в освободительной борьбе против
 царизма, особенно во 2-й пол. 90-х гг. Болезнь (туберкулёз) заставляла
 У. в последние годы жизни почти постоянно быть вдали от родины (Италия,
 Египет и др.).
  К драматургии У. обратилась уже будучи известной поэтессой. Первая
 пьеса "Голубая роза" (1896, поставлена труппой М. Кропивницкого в 1898)
 полемически направлена против бытовизма и этнографизма, свойственных
 украинской драматургии 19 в. У. стремилась расширить тематику украинской
 драмы, ввести в неё проблемы, важные для передовой интеллигенции того
 времени.
  В дальнейшем в творчестве У. центр, место занимает жанр драматпч.
 поэмы'. Поэтесса использует сюжеты и образы мировой лит-ры, подчиняя их
 разработке проблем, близких передовой общественности её времени,
 потребностям революц. борьбы с царизмом. Особенность драматич. поэм
 У.высокое напряжение философской мысли, показ столкновения двух
 ан-тагонистич. начал, исход к-рого всегда трагический. В драматнч.
 поэмах "Вавилонский плен" (1903) и "На руинах" (1904), созданных на
 материале древней истории иудейского народа, У. призывает к борьбе
 против нац. угнетения. Накануне первой рус. революции она пишет
 фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие с красным знаменем
 вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только
 в сов. время).
  Большинство драматич. произведений У. написано в 1905-13. В них
 проявилась общественная чуткость поэтессы, её стремление отразить
 актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07 У. завершила
 драматич. поэму "В катакомбах" (1905), где создан образ раба первых
 веков христианства, к-рый порывает с христианской общиной и идёт к
 восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич. образ пророчицы,
 ей дано "знать правду", но не дано "управлять правдой", отвратить
 нависшую над её родиной смертельную опасность. Столкновение
 при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит в основе
 конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р" 1918, Т-р им.
 Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957).
  В драматургии У. важное место занимает проблема гуманизма, к-рая
 ставится в неразрывной связи с проблемами демократии, прогресса, роли
 народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905),
 этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла" (1909) У.
 осуждает слепое следование догмам, террор и тиранию, подчёркивает
 пагубность устранения от действенной по-литич. борьбы, пассивного
 подчинения деспотизму.
  Выдающимся художеств. созданием У. является драма-феерия "Лесная
 песня" (1911, пост. 1918, "Молодой т-р"), написанная на основе укр.
 (волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение тема
 противоречия между высоким призванием человека и повседневной житейской
 реальностью, между поэзией и действительностью. Любовь русалки к
 человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла в
 репертуар мн. укр. т-ров. По мотивам "Лесной песни" коми. М. А.
 Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу.
  Драма "Каменный властелин" (1912) представляет собой оригинальную
 интерпретацию образа Дон Жуана. В этом образе У. развенчивает бурж.
 анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает
 неизбежную закономерность превращения человека, отказывающегося от
 всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост. 1914 в т-ре Н.
 Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров).
  Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве.
  С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч. в 4 томах, М.,
 1956-57.
  Лит.: Леся Укранка. Публ?кац?, статт?, досл?дження, т. 1-3, К.,
 1954-60; КаспрукА., Леся Укранка. Л?тературний портрет, К., 1963;
 Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С.
  УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы заложены в многочисл. нар.
 укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба),
 в нар. играх.
  Древняя укр. драма связана со школьным образованием. Укр. школы,
 возникшие в конце 16 - нач.
  17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но воспринимая
 от иезуитских драм нек-рые образы, сюжеты, древняя укр. драма
 самостоятельно перерабатывала этот материал.
  Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос пасхон..." А.
 Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя нашего..." И.
 Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма получила в Киевской
 академии во 2-й пол. 17-1-й пол.
  18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные драмы
 делятся на 4 группы: 1) драмы на библейские сюжеты рождественского и
 пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества Христова"
 Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого" неизв. автора,
 1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья
 божия" М. Довгалевского, 1737, и др.);
  2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей, человек божий", 1673,
 "Комедия на Успение Богородицы" Туптало, конец 17 в.); 3) драмы
 аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем свете приисканных
 дел, мзды в будущей жизни вечной" В. Лащевского, 40-е гг. 18 в.,
 "Воскресение из мёртвых" Г. Конис-ского, 1747); 4) драмы на нсторич.
 сюжеты. Авторы этих пьес пытались приблизиться к современности,
 затрагивали злободневные вопросы. Трагедокомедия Феофана Прокоповича
 "Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя
 Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость божия, Украину
 от неудоб носимых обид лядскпх чрез Богдана Зиновия Хмельницкого,
 преславного войск запорожских гетмана, свободившая..." (неизв. автора,
 1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа против
 шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского - "Трагедия, сиречь
 печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении
 Сербского царства" (1733), исторнко-панетирич. драма "Благоутро-бпе
 Марка Аврелия" (1744). Самыми популярными были драмы первой группы.
 После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С. Мыслав-ский
 запретил всякие представления в стенах академии, школьная драма на
 Украине пришла в упадок.
  В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар. драмы -
 интермедии. Обычно это бытовые сцены из жизни народа, окрашенные
 искрящимся юмором, подчас острой сатирой (анонимные интермедии К'
 польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна Крестителя, показанной
 на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619; также девять интермедий из
 рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий
 к рождественской драме Митрофана Довгалевского "Комическое действие",
 1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме "Властотворный образ
 человеколюбия божия", 1737, пять интермедий к пасхальной драме Г.
 Ко-нисского "Воскресение из мёртвых", 1747, п пр.). Авторами интермедий
 были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они
 же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и сёлам Украины. В
 нек-рых интермедиях (напр., к драмам Довгалевского) звучит протест
 против социального и нац. порабощения укр. народа польской шляхтой.
 Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью
 диалога. В них использовались приёмы гротеска. В 17-18 вв. получает
 развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма состояла из канонич.
 рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной
 линией.
  В отличие от зап.-европ. и рус. драматургии, на Украине класспцпстич.
 драмы не было. Одна из особенностей укр. лит-ры нач. 19 в.- сочетание
 сентиментализма, романтизма и реализма - проявилась и в первых образцах
 новой У. д. В традициях укр. интермедий и в то же время в тесной связи с
 новой рус. комедией нач. 19 в. написан водевиль В. А. Гоголя-Яновского
 "Простак, или Хитрость женщины, перехитрённая солдатом" (ок. 1813, изд.
 1862) - бытовая картинка из жизни укр. села. Этот водевиль отличается
 народностью и богатством языка.
  Родоначальником новой У. д. явился И. П. Котля-ревский автор пьес
 "Наталка-Полтавка" и "Солдат-чародей" (1819). "Наталка-Полтавка"
 определена автором как "комическая опера". Но пьеса вышла далеко за
 рамки этого жанра; в ней нашли отражение нац. особенности характеров и
 нар. быта, она отличается большими сценическими достоинствами.
 "Солдат-чародей" - образец водевильного жанра. Яркий и живой язык пьес
 Котляревского, щедрое использование нар. песен и обрядов, пристальное
 внимание к подробностям крестьянского быта стали отличительными чертами
 укр. драмы 19 в.
  Под влиянием Котляревского в 30-40-е гг. появляется ряд укр. пьес,
 многие из к-рых построены по сюжетной схеме "Наталкн-Полтавки" ("Чары,
 или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских" К. Тополи,
 1834; "Любка, или Сватанье в с. Рихмах" П. Котлярова, 1835;
 "Черноморский побыт на Кубани" Я. Кухаренко, 1836; "Купала на Ивана" С.
 Писаревского, 1838, и др.). Но авторы их не смогли развить и углубить
 реалистич. традиции Котляревского. В этих пьесах усиливаются этнографич.
 элементы (напр., подробное изображение свадебного обряда), подменяющие
 реалистич. воспроизведение жизни.
  Важное место в У. д. занимает творчество Г. Ф. Квитки (Основьяненко).
 После нескольких сатирич. комедий на рус. яз., созданных в фонвизпн-ских
 традициях, он пишет комедии "Шельменко, волостной писарь" (соч. 1831) и
 "Шельменко-денщик" (1837), в к-рых все персонажи, кроме гл. героя,
 говорят по-русски. Эти пьесы явились резкой сатирой на общественные
 порядки, в частности на жизнь укр. дворянства. Строгость композиции,
 динамичность, жизненная правдивость пьесы "Шельменко-денщик" определяют
 интерес к ней совр. т-ров. Лучшей в драматургии Квитки-Основьянепко
 является его пьеса "Сватанье на Гончаровке" (1836) - реалистич. картина
 крестьянской жизни. Хотя она названа автором "оперой в трёх действиях",
 но она имеет больше черт оперетты и водевиля и развивает традиции
 Котляревского. Первая в У. д. комедия с переодеванием- водевиль
 Квитки-Основьяненко "Бой-жинка" (1839). Типичным образцом
 сентиментализма является его мелодрама "Искренняя любовь, или Милый
 дороже счастья" (1842).
  Романтич. направление У. д. получило выражение в исторнч. пьесах
 "Савва Чалый" (1838) и "Переяславская ночь" (1840) Н. II. Костомарова,
 слабых в сценич. отношении.
  Новый этап в развитии У. д. знаменовала собой историко-бытовая драма
 "Назар Стодоля" Т. Г. Шевченко (1843). В основе драматич. конфликта -
 столкновение двух противодействующих сил: казацкой верхушки и рядовых
 казаков, борющихся против угнетения. "Назар Стодоля" - пьеса большой
 жизненной правды и художеств. простоты, яркой театральносттг и острой
 сценичности. Главное в ней - развитие характеров и драматич. конфликта.
 Шевченко творчески использовал мотивы и образы нар. творчества, ввёл в
 пьесу картины нар. обычаев и обрядов. Язык персонажей - народный,
 образный. Шевченко проявил себя большим знатоком законов сцены, что
 обеспечило его пьесе успех в будущем.
  В 40-50-е гг. в У. д. господствует жанр водевиля ("Два брата с
 Санжаривкп, третий с Хорола" И. X. Дрейсига, 1846, "Кум-мельник, или
 Сатана в бочке" В. Дмитренко, 1850, водевили Г. Д. и С. Д. Карпенко, А.
 Ващенко-Захарченко и др.). Среди популярных пьес 60-х гг.: псторич.
 мелодрама "Гаркуша" А. П. Стороженко (1862), комич. опера "Запорожец за
 Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского (1863), комедия "Был конь, да
 уездился" Д. Костянтиновича (1864), водевили "Бывалыцина" А.
 Велисовского, "Покойник Опанас" А. Янковского (1862) и др.
  Колонизаторская политика царизма, циркуляры и указы правительства
 (1863, 1876) о запрете укр. лит-ры и т-ра тормозили развитие У. д.
 Разрешение на организацию спектаклей на укр. яз. в 1881 и создание,
 несмотря на запреты, укр. проф. трупп вызвали острую потребность в
 создании репертуара. Пьесы писали пионеры укр. т-ра, создатели проф.
 нац. трупп- М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий. Ещё в 70-е гг. они
 выступили продолжателями лучших традиций Котляревского п Шевченко.
 Представители романтпч. направления, они объединили в своих пьесах о
 жизни укр. народа социальные п нац. мотивы. Это проявилось в
 многочисленных переработках, инсценировках лит. произведений др.
 авторов, сделанных Кропивницким и Старицким, и в их оригинальных пьесах
 на бытовые темы: "Дай сердцу волю, заведёт в неволю" (1863), "Пока
 солнце взойдёт, роса очи выест" (1882) и др. Кропивницкого, "Ой не ходи,
 Грицю, тай на вечерницю" (1887), "Цыганка Аза" (1888) н др. Старицкого,
 а также в псторич. пьесах: "Невольник" (1872), "Тытаривна" (1891)
 Кропивнпцкого, "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка" (1897),
 "Тарас Бульба" (1897), "Оборона Буши" (1898), "Последняя ночь" (1899)
 Старицкого. В романтпч.-бытовых пьесах Кропивницкого и Старицкого
 элементы драматич. действия переплетались с вокально-музыкальными н
 хореографическими, в них трагическое чередовалось с комическим,
 этнографич. праздничность сочеталась с повседневностью. Для творчества
 этих драматургов характерна социальная направленность, пронизывающая все
 комич. и мелодраматич. ситуации. В нек-рых пьесах Старицкий ("Не
 суждено", 1881) и Кропивницкий ("Мироед, пли Паук", 1882, "Олеся", 1891)
 сосредоточивают своё внимание на новых конфликтах и общественных типах,
 рождённых интенсивным проникновением в деревню капита-лнстич. отношений.
 В конце своего гворч. пути эти драматурги приходят к реалистич. драме,
 углубляют психологич. характеристики героев. Старпцкий пишет пьесы из
 жизни интеллигенции ["Зимний вечер", 1888, "Разбитое сердце", 1891,
 "Судьба" ("Талан"), 1893], Кропивницкий отражает в драматургии события
 первой рус. революции ("Трудное время", "Беспорядок", 1906).
  Тему отношения интеллигенции к народу, поисков путей служения
 интересам народа разрабатывал с народнич. позиций Б. Д. Гринченко. В
 пьесах "Облекло тучами" (1895), "На общественной работе" (1898)
 положительным героем является интеллигент, отдающий себя делу
 просвещения и помощи угнетённому крестьянству. Романтпч. характер носят
 его исторпч. драмы: "Ясные звёзды" (1894), "Степной гость" (1897),

<< Пред.           стр. 782 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу