<< Пред. стр. 782 (из 913) След. >>
актёром Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ар-добус, а с 1935 - В.Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из
нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки,
написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй
уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ.
рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С.
Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова
(1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони,
Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусре-пова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б)
Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по
к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный
передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика
т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935.
В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане
(Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М.
Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.
Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор,
историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров
написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной
уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич.
судьбе уйгурской бедноты, её борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет
не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв.
пьеса "Омак-Омрак" Абдули-на и Камалова (1938, Алма-Ата), совр.
колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный
колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и
Санам" И. Саттарова п В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре
т-ра.
Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чили-ке, в содружестве с
нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938),
"Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ"
Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб. т-р
в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д.
Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин
мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.
В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз.
драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными
захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и
герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова
(1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х
гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна,
Л Смоляниновой (1959),
"Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о борьбе уйгуров
Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М.
Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная
против пережитков прошлого, и др.
От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой, натуралистич. и
этнографич. характер, нац. т-р постепенно перешёл к совр. спектаклям
разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них
используются нац. муз. традиции, обогащённые новыми формами (музыка к
спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956 на
сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера,
написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой
- музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал
оперой уйгурский дирижёр Г. Ду-гашев.
В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и
зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух
господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена,
"Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951),
"Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и
батрак" Хамзы (1954), "Её друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);
"Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу
(1962), "Влюблённый Ташбол-та" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли -
А. Шамиев) и др.
Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы
Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В
Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили
выпускники Ташкентского театр. нн-та. В 1964 при т-ре открылась
актёрская студия.
Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С.
Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г.
Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев;
солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г.
Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р.
Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С 1955
Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. пск-в Казах. ССР С.
Башоян.
Лит.: Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза,
"Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР",
1954, вып. 20; К а н а п и н А. К., В а р ш а в с к и и Л. И., Искусство
Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата,
1961; Кужемьяров К., Уйгурский театр. "Огонёк", 1955, М 50; Виноградов
В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м'арта. А. Ив.
УКРАИНКА, Леся [наст. имя и фам. - Лариса Петровна Косач; 13(25).
11.1871, Новгород-Волынский,- 19. VII(1. VIII). 1913, Сурами] - укр.
поэтесса и драматург. Лит. деятельность начала еще в дет- . ские годы
(1884). Принимала деятельное участие в освободительной борьбе против
царизма, особенно во 2-й пол. 90-х гг. Болезнь (туберкулёз) заставляла
У. в последние годы жизни почти постоянно быть вдали от родины (Италия,
Египет и др.).
К драматургии У. обратилась уже будучи известной поэтессой. Первая
пьеса "Голубая роза" (1896, поставлена труппой М. Кропивницкого в 1898)
полемически направлена против бытовизма и этнографизма, свойственных
украинской драматургии 19 в. У. стремилась расширить тематику украинской
драмы, ввести в неё проблемы, важные для передовой интеллигенции того
времени.
В дальнейшем в творчестве У. центр, место занимает жанр драматпч.
поэмы'. Поэтесса использует сюжеты и образы мировой лит-ры, подчиняя их
разработке проблем, близких передовой общественности её времени,
потребностям революц. борьбы с царизмом. Особенность драматич. поэм
У.высокое напряжение философской мысли, показ столкновения двух
ан-тагонистич. начал, исход к-рого всегда трагический. В драматнч.
поэмах "Вавилонский плен" (1903) и "На руинах" (1904), созданных на
материале древней истории иудейского народа, У. призывает к борьбе
против нац. угнетения. Накануне первой рус. революции она пишет
фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие с красным знаменем
вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только
в сов. время).
Большинство драматич. произведений У. написано в 1905-13. В них
проявилась общественная чуткость поэтессы, её стремление отразить
актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07 У. завершила
драматич. поэму "В катакомбах" (1905), где создан образ раба первых
веков христианства, к-рый порывает с христианской общиной и идёт к
восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич. образ пророчицы,
ей дано "знать правду", но не дано "управлять правдой", отвратить
нависшую над её родиной смертельную опасность. Столкновение
при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит в основе
конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р" 1918, Т-р им.
Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957).
В драматургии У. важное место занимает проблема гуманизма, к-рая
ставится в неразрывной связи с проблемами демократии, прогресса, роли
народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905),
этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла" (1909) У.
осуждает слепое следование догмам, террор и тиранию, подчёркивает
пагубность устранения от действенной по-литич. борьбы, пассивного
подчинения деспотизму.
Выдающимся художеств. созданием У. является драма-феерия "Лесная
песня" (1911, пост. 1918, "Молодой т-р"), написанная на основе укр.
(волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение тема
противоречия между высоким призванием человека и повседневной житейской
реальностью, между поэзией и действительностью. Любовь русалки к
человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла в
репертуар мн. укр. т-ров. По мотивам "Лесной песни" коми. М. А.
Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу.
Драма "Каменный властелин" (1912) представляет собой оригинальную
интерпретацию образа Дон Жуана. В этом образе У. развенчивает бурж.
анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает
неизбежную закономерность превращения человека, отказывающегося от
всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост. 1914 в т-ре Н.
Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров).
Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве.
С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч. в 4 томах, М.,
1956-57.
Лит.: Леся Укранка. Публ?кац?, статт?, досл?дження, т. 1-3, К.,
1954-60; КаспрукА., Леся Укранка. Л?тературний портрет, К., 1963;
Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С.
УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы заложены в многочисл. нар.
укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба),
в нар. играх.
Древняя укр. драма связана со школьным образованием. Укр. школы,
возникшие в конце 16 - нач.
17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но воспринимая
от иезуитских драм нек-рые образы, сюжеты, древняя укр. драма
самостоятельно перерабатывала этот материал.
Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос пасхон..." А.
Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя нашего..." И.
Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма получила в Киевской
академии во 2-й пол. 17-1-й пол.
18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные драмы
делятся на 4 группы: 1) драмы на библейские сюжеты рождественского и
пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества Христова"
Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого" неизв. автора,
1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья
божия" М. Довгалевского, 1737, и др.);
2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей, человек божий", 1673,
"Комедия на Успение Богородицы" Туптало, конец 17 в.); 3) драмы
аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем свете приисканных
дел, мзды в будущей жизни вечной" В. Лащевского, 40-е гг. 18 в.,
"Воскресение из мёртвых" Г. Конис-ского, 1747); 4) драмы на нсторич.
сюжеты. Авторы этих пьес пытались приблизиться к современности,
затрагивали злободневные вопросы. Трагедокомедия Феофана Прокоповича
"Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя
Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость божия, Украину
от неудоб носимых обид лядскпх чрез Богдана Зиновия Хмельницкого,
преславного войск запорожских гетмана, свободившая..." (неизв. автора,
1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа против
шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского - "Трагедия, сиречь
печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении
Сербского царства" (1733), исторнко-панетирич. драма "Благоутро-бпе
Марка Аврелия" (1744). Самыми популярными были драмы первой группы.
После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С. Мыслав-ский
запретил всякие представления в стенах академии, школьная драма на
Украине пришла в упадок.
В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар. драмы -
интермедии. Обычно это бытовые сцены из жизни народа, окрашенные
искрящимся юмором, подчас острой сатирой (анонимные интермедии К'
польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна Крестителя, показанной
на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619; также девять интермедий из
рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий
к рождественской драме Митрофана Довгалевского "Комическое действие",
1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме "Властотворный образ
человеколюбия божия", 1737, пять интермедий к пасхальной драме Г.
Ко-нисского "Воскресение из мёртвых", 1747, п пр.). Авторами интермедий
были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они
же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и сёлам Украины. В
нек-рых интермедиях (напр., к драмам Довгалевского) звучит протест
против социального и нац. порабощения укр. народа польской шляхтой.
Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью
диалога. В них использовались приёмы гротеска. В 17-18 вв. получает
развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма состояла из канонич.
рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной
линией.
В отличие от зап.-европ. и рус. драматургии, на Украине класспцпстич.
драмы не было. Одна из особенностей укр. лит-ры нач. 19 в.- сочетание
сентиментализма, романтизма и реализма - проявилась и в первых образцах
новой У. д. В традициях укр. интермедий и в то же время в тесной связи с
новой рус. комедией нач. 19 в. написан водевиль В. А. Гоголя-Яновского
"Простак, или Хитрость женщины, перехитрённая солдатом" (ок. 1813, изд.
1862) - бытовая картинка из жизни укр. села. Этот водевиль отличается
народностью и богатством языка.
Родоначальником новой У. д. явился И. П. Котля-ревский автор пьес
"Наталка-Полтавка" и "Солдат-чародей" (1819). "Наталка-Полтавка"
определена автором как "комическая опера". Но пьеса вышла далеко за
рамки этого жанра; в ней нашли отражение нац. особенности характеров и
нар. быта, она отличается большими сценическими достоинствами.
"Солдат-чародей" - образец водевильного жанра. Яркий и живой язык пьес
Котляревского, щедрое использование нар. песен и обрядов, пристальное
внимание к подробностям крестьянского быта стали отличительными чертами
укр. драмы 19 в.
Под влиянием Котляревского в 30-40-е гг. появляется ряд укр. пьес,
многие из к-рых построены по сюжетной схеме "Наталкн-Полтавки" ("Чары,
или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских" К. Тополи,
1834; "Любка, или Сватанье в с. Рихмах" П. Котлярова, 1835;
"Черноморский побыт на Кубани" Я. Кухаренко, 1836; "Купала на Ивана" С.
Писаревского, 1838, и др.). Но авторы их не смогли развить и углубить
реалистич. традиции Котляревского. В этих пьесах усиливаются этнографич.
элементы (напр., подробное изображение свадебного обряда), подменяющие
реалистич. воспроизведение жизни.
Важное место в У. д. занимает творчество Г. Ф. Квитки (Основьяненко).
После нескольких сатирич. комедий на рус. яз., созданных в фонвизпн-ских
традициях, он пишет комедии "Шельменко, волостной писарь" (соч. 1831) и
"Шельменко-денщик" (1837), в к-рых все персонажи, кроме гл. героя,
говорят по-русски. Эти пьесы явились резкой сатирой на общественные
порядки, в частности на жизнь укр. дворянства. Строгость композиции,
динамичность, жизненная правдивость пьесы "Шельменко-денщик" определяют
интерес к ней совр. т-ров. Лучшей в драматургии Квитки-Основьянепко
является его пьеса "Сватанье на Гончаровке" (1836) - реалистич. картина
крестьянской жизни. Хотя она названа автором "оперой в трёх действиях",
но она имеет больше черт оперетты и водевиля и развивает традиции
Котляревского. Первая в У. д. комедия с переодеванием- водевиль
Квитки-Основьяненко "Бой-жинка" (1839). Типичным образцом
сентиментализма является его мелодрама "Искренняя любовь, или Милый
дороже счастья" (1842).
Романтич. направление У. д. получило выражение в исторнч. пьесах
"Савва Чалый" (1838) и "Переяславская ночь" (1840) Н. II. Костомарова,
слабых в сценич. отношении.
Новый этап в развитии У. д. знаменовала собой историко-бытовая драма
"Назар Стодоля" Т. Г. Шевченко (1843). В основе драматич. конфликта -
столкновение двух противодействующих сил: казацкой верхушки и рядовых
казаков, борющихся против угнетения. "Назар Стодоля" - пьеса большой
жизненной правды и художеств. простоты, яркой театральносттг и острой
сценичности. Главное в ней - развитие характеров и драматич. конфликта.
Шевченко творчески использовал мотивы и образы нар. творчества, ввёл в
пьесу картины нар. обычаев и обрядов. Язык персонажей - народный,
образный. Шевченко проявил себя большим знатоком законов сцены, что
обеспечило его пьесе успех в будущем.
В 40-50-е гг. в У. д. господствует жанр водевиля ("Два брата с
Санжаривкп, третий с Хорола" И. X. Дрейсига, 1846, "Кум-мельник, или
Сатана в бочке" В. Дмитренко, 1850, водевили Г. Д. и С. Д. Карпенко, А.
Ващенко-Захарченко и др.). Среди популярных пьес 60-х гг.: псторич.
мелодрама "Гаркуша" А. П. Стороженко (1862), комич. опера "Запорожец за
Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского (1863), комедия "Был конь, да
уездился" Д. Костянтиновича (1864), водевили "Бывалыцина" А.
Велисовского, "Покойник Опанас" А. Янковского (1862) и др.
Колонизаторская политика царизма, циркуляры и указы правительства
(1863, 1876) о запрете укр. лит-ры и т-ра тормозили развитие У. д.
Разрешение на организацию спектаклей на укр. яз. в 1881 и создание,
несмотря на запреты, укр. проф. трупп вызвали острую потребность в
создании репертуара. Пьесы писали пионеры укр. т-ра, создатели проф.
нац. трупп- М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий. Ещё в 70-е гг. они
выступили продолжателями лучших традиций Котляревского п Шевченко.
Представители романтпч. направления, они объединили в своих пьесах о
жизни укр. народа социальные п нац. мотивы. Это проявилось в
многочисленных переработках, инсценировках лит. произведений др.
авторов, сделанных Кропивницким и Старицким, и в их оригинальных пьесах
на бытовые темы: "Дай сердцу волю, заведёт в неволю" (1863), "Пока
солнце взойдёт, роса очи выест" (1882) и др. Кропивницкого, "Ой не ходи,
Грицю, тай на вечерницю" (1887), "Цыганка Аза" (1888) н др. Старицкого,
а также в псторич. пьесах: "Невольник" (1872), "Тытаривна" (1891)
Кропивнпцкого, "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка" (1897),
"Тарас Бульба" (1897), "Оборона Буши" (1898), "Последняя ночь" (1899)
Старицкого. В романтпч.-бытовых пьесах Кропивницкого и Старицкого
элементы драматич. действия переплетались с вокально-музыкальными н
хореографическими, в них трагическое чередовалось с комическим,
этнографич. праздничность сочеталась с повседневностью. Для творчества
этих драматургов характерна социальная направленность, пронизывающая все
комич. и мелодраматич. ситуации. В нек-рых пьесах Старицкий ("Не
суждено", 1881) и Кропивницкий ("Мироед, пли Паук", 1882, "Олеся", 1891)
сосредоточивают своё внимание на новых конфликтах и общественных типах,
рождённых интенсивным проникновением в деревню капита-лнстич. отношений.
В конце своего гворч. пути эти драматурги приходят к реалистич. драме,
углубляют психологич. характеристики героев. Старпцкий пишет пьесы из
жизни интеллигенции ["Зимний вечер", 1888, "Разбитое сердце", 1891,
"Судьба" ("Талан"), 1893], Кропивницкий отражает в драматургии события
первой рус. революции ("Трудное время", "Беспорядок", 1906).
Тему отношения интеллигенции к народу, поисков путей служения
интересам народа разрабатывал с народнич. позиций Б. Д. Гринченко. В
пьесах "Облекло тучами" (1895), "На общественной работе" (1898)
положительным героем является интеллигент, отдающий себя делу
просвещения и помощи угнетённому крестьянству. Романтпч. характер носят
его исторпч. драмы: "Ясные звёзды" (1894), "Степной гость" (1897),