<< Пред.           стр. 804 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 в 1889 вышла замуж за H. H. Фигнера. В 1887-1912 - солистка Мариинского
 т-ра в Петербурге. Выступала на сцене до 1923, затем занималась
 педагогич. работой. В 1930 уехала за границу, умерла в Париже. Ф.
 обладала редким по красоте и широте диапазона голосом и драматич.
 дарованием. Под рук. П. И. Чайковского подготовила партии Лизы ("Пиковая
 дама") и По-ланты (о. п.), была их первой исполнительницей.
  Партии: Дездемона ("Отелло" Верди), Маргарита ("Фауст"), Кармен;
 Брунгильда ("Валькирия" Вагнера), Валентина ("Гугеноты"), Мими, Татьяна;
 Наташа ("Опричник" Ч;ш-ковского) и др.
  Соч.: Мои воспоминания, СП Б, 1912.
  Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера.
 1890-1910, M.- Л., 1940. Г ал. Б.
  ФИГНЕР, Николай Николаевич [9(21).II.1857 - 13. XII. 1918] - рус.
 артист оперы (лирпко-драма-тич. тенор). Закончил в 1878 Морское училище
 (Петербург). Учиться пению начал, выйдя в отставку (в чине лейтенанта),
 у педагогов Петерб. консерватории И. П. Прянишникова и К. Эверарди.
 Уехал в Италию, не завершив BOK. образования. В Италии занимался у ряда
 педагогов, в т. ч. у Де Роксаса. В 1882 с большим успехом дебютировал в
 Неаполе. Гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887-1907
 - солист Мариинского т-ра в Петербурге; до 1910 пел на сценах частных
 опер, в Большом т-ре, в собственных антрепризах (Тифлис, Нижний
 Новгород); в 1910 -15 -директор и солист Оперной труппы Народного дома
 (Петербург). В 1915 оставил сцену.
  Исполнительская деятельность Ф. - одна из блестящих страниц в истории
 рус. оперного иск-ва. Не обладая от природы выдающимися вок. данными
 (суховатый тембр, "белый" звук), Ф. мастерски владел голосом, иск-вом
 тонкой муз. фразировки. Он обладал особой чистотой дикции в кантилене,
 большим сценич. темпераментом, тщательно продумывал мельчайшие детали
 исполнения. Один из первых оперных артистов, Ф. был не только
 вокалистом, но и "играющим певцом". Под рук. П. И. Чайковского
 приготовил партию Германа ("Пиковая дама") и был её первым исполнителем.
 Среди ярких и разнохарактерных муз.-сценич. образов, созданных Ф.:
  Ленский; Андрей Морозов ("Опричник" Чайковского), Самозванец ("Борис
 Годунов"), Князь ("Русалка"), Владимир ("Дубровский" Направника), Ромео
 ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альфред; Отелло (о. п Верди), Фра-Дьяволо
 (о. п. Обера), Рауль ("Гугеноты" Мейербера), Хозе, Радамес, Канио,
 Лоэнгрин и др. Вёл педагогич. работу с 1915, в т. ч. в Киевской
 консерватории.
  Лит.: "Русская музыкальная газета", 1912, ј 1;
  С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910,
 M.- Л., 1940; Л е в и к С., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.
 Гал. Б.
  ФИГУРА (фр. figure, от лат. figura - образ, фигура, очертания) - в
 бальном танце и балете сочетание неск. танц. шагов {па), связанных между
 собой и расположенных на известное количество тактов музыки; исполняется
 двумя и более танцовщиками. Термин "Ф.", вошедший в употребление в кон.
 17 - нач. 18 вв., первоначально относился к хореографич. записи, дающей
 последовательное графич. изображение шествии кавалеров и дам в бальном
 танце. К концу 18 в. термин "Ф." в том же значении переходит в балет. А.
 И.
  ФИГУРАНТ, фигурантка [от фр. figurant (-ante)-фигурант (-ка), солист
 (-ка)] - в балете 18- 1-й половине 19 вв. одно из наименований
 кордебалетных танцовщиков и танцовщиц, исполнявших танц. антре. В драме
 и опере - актёр, исполняющий роль без слов (статист). А. И.
  ФЙГУШ-БЙСТРИ (Figus-Bystry), Вилиям (28.11. 1875-11. V. 1937) -
 словацкий композитор и органист. В 1914 окончил Будапештскую муз.
 академию. Ученик 3. Кодая. Собиратель народных песен, автор первой оперы
 на словацком яз.-"Детван" (1928, Братислава), кантаты "Словацкая песня"
 (1913) и др. соч. Ал. М.
  "ФИДЕЛИО", "Фиделио, или Супружеская любовь" ("Fidelio, oder Die
 eheliche Liebe"),-опера Л. Бет;х-овепа,либр. Ж. H. Буйи, в нем. переводе
 и обработке И. Зонлейтнера, пост. 20 ноября 1805, Вена, "Театр ан дер
 Вин" [дирижёр Бетховен; Флорестан - Д ем-мер, Леонора (Фиделио) -
 Мильдер, Рокко - Роте, Мар-целина - Мюллер, Пизарро - Мейер, Фернандо -
 Вейн-копф, Жакино -Каше]; 2-я ред., обработка либретто С. фон Брёйнинга,
 пост. в 1806, Вена; 3-я ред. пост. в 1814, Вена. Затем опера шла на мн.
 сценах мира, в т. ч.: Прага
  (1814, под упр. К. М. Вебера), Берлин (1815), Париж (1829, на нем.
 яз.), Лондон (1832, на нем. яз.), Нью-Йорк (1856, на нем. яз.) и др.
  В России шла на нем. яз. в Петербурге, Большой т-р, 1863; там же,
 Итал. оперная труппа. Впервые на рус. яз. в переводе О. Лепко пост. в
 1880, Москва, силами учащихся Моск. консерватории; 1905, Петербург,
 Марпинский т-р [дирижёр Направник, пост. Палечека, худ. Ламбин;
  Фернандо - Григорович, Пизарро - Шаронов, Флорестан - Ершов, Леонора
 (Фиделио) - Черкасская, Рокко - Серебряков, Марцелина - Михайлова]. На
 сов. сцене пост. 7 ноября 1918, Москва, Оперный т-р Моск. Совета рабочих
 и крест, депутатов (б. Зимина) (дирижёр Орлов, реж. Комиссаржевский,
 худ. Федотов; Пизарро - Пирогов); 1954, Москва, Большой т-р [дирижёр
 Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ. Константиновский, хорм. Рыбнов и
 Савва; Леонора (Фиделио) - Покровская, Вишневская, Флорестан - Нэлепп,
 Ивановский; Пизарро - А. Иванов, Киселёв, Рокко -Щегольков, Николау,
 Марцелина - И. Масленникова, Звездина, Джоакино - Чекин, Орфёнов,
 Фернандо - Тютюнник]; 1958, Ленинград, Малый оперный т-р (новая ред.
 текста Н. Бирюкова; дирижёр Зандерлинг, пост. Лапирова, худ. В. Купер и
 Лещинский).
  Издания: "Ф." партитура - L. van Beethoven Werke, Serie 20, Bd
 l,Lpz., Breitkopf 8c Hartel, [s. а.]; клавир с рус. текстом, М., Музгиз,
 1960. Н. Г р.
  ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Понятие, термин, введённый Станиславским в
 театр. практику и педагогику. Является результатом изучения
 Станиславским природы действия, как способа вызывать переживание и как
 средства выражения в актёрском иск-ве. Всякое практически осуществляемое
 человеком действие есть Ф. д. Поэтому деление действий на физические и
 психические условно. Но иногда то, что действие реализуется физически (и
 то, в каких именно мускульных движениях), не имеет существенного
 значения и игнорируется. В таких случаях действие рассматривается как
 психологическое. Так обычно определяются относительно длительные
 процессы действия, цели к-рых сложны (напр., сквозное действие,
 устремлённое к сверхзадаче). Чем короче отрезок действия и чем проще его
 цель, тем яснее видно, что оно может быть осуществлено только
 посредством мускульных движений. Поэтому Ф. д. называют обычно, действия
 простые, протекающие в пределах малой длительности, направленные к их
 ближайшей цели. Психологич. действие всегда состоит из ряда Ф. д.
 Отдельно взятое Ф. д. обычно менее содержательно, но зато оно конкретно
 и определённо. Психологич. действие менее конкретно; оно может быть
 осуществлено при помощи разных Ф. д. В том случае, когда средством
 воздействия служит слово (речь), Ф. д. переплетается и даже сливается с
 действием словесным, подготавливает его и отражается на характере его
 осуществления; результат выполнения словесного действия также
 сказывается на последующих Ф. д. Таким образом, сложное психологич.
 действие выражает те или иные переживания человека во взаимосвязи с Ф.
 д., к-рые подготавливают почву для словесного действия.
  В актёрском иск-ве переживания предлагаемые обстоятельства
 (обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные
 режиссёром и созданные воображением актёра) побуждают актёра совершать
 определённые действия, воплощающие образ, и все они могут быть
 конкретизированы как ряд логически вытекающих одно из другого Ф. д., как
 линия Ф. д. Поэтому "жизнь человеческого духа" образа (мысли, чувства,
 отношения, устремления сценич. персонажа) обнаруживается в линии Ф. д.,
 в жизни тела актёра. Эта закономерность легла в основу метода Ф. д.,
 созданного Станиславским (он называл его также "методом физических и
 словесных действий"). Сущность этого метода заключается в создании жизни
 человеческого духа роли через правильную организацию жизни человеческого
 тела актёра в предлагаемых обстоятельствах. Это значит, что в
 репетиционной работе любые самые сложные творч., психологич.,
 философские задачи доводятся до полной конкретности через чёткую и ясную
 линию Ф. д., выполнение к-рой одновременно служит формированию у актёра
 верного переживания, соответствующего его творч. устремлениям, и
 выразительному воплощению этого переживания.
  Основная трудность в пользовании методом Ф. д. заключается в том,
 чтобы, устанавливая линию Ф.д., видеть самые значительные, решающие в
 идейно-художественном отношении предлагаемые обстоятельства и, исходя из
 их совокупности, связывать их с конкретными ближайшими обстоятельствами,
 определяющими каждый данный момент поведения актёра. Нельзя допускать
 подмены Ф. д. физическим движением, к-рое может быть воспроизведено
 формально, механически, в то время как Ф. д. определяются целью, к-рая
 не только объективна, но и является фактом субъективной жизни человека.
 Одно и то же Ф. д. разные люди выполняют в разных случаях разными
 движениями, и одни и те же движения, выполняемые разными людьми, могут
 входить в состав различных Ф. д. Актёр и режиссёр, согласно методу Ф.
 д., занимаются физич. реализацией психич. процессов, отказываясь от
 механич. условных движений, лишённых психологич. содержания, не
 направленных к достижению цели действующего лица в предлагаемых
 обстоятельствах. Метод Ф. д. не разъединяет психическое и физическое, а
 доводит психическое до конкретной физической определённости.
  Метод Ф. д. повышает требования к театральной педагогике. По
 выражению Станиславского, "актёр- это мастер Ф. д.". Изучение мастерства
 в театр. школе начинается с умения совершать чётко, ясно, определённо
 ("распроультранатурально" - Станиславский) простейшие Ф. д. по заданию
 режиссёра-педагога; затем будущий актёр учится связывать эти действия в
 единую линию Ф. д. в более сложных предлагаемых обстоятельствах; и,
 наконец,- строить линию Ф. д. с учётом самых сложных
 обстоятельств-создавать образ.
  Работа над ролью по методу Ф. д. базируется на том же принципе: от
 простого к сложному. Она начинается с нахождения и выполнения грубой
 схемы Ф. д. на основе немногих определяющих поведение персонажа
 предлагаемых обстоятельств, и идёт путём постепенного усложнения и
 обогащения этой схемы, достигая охвата самых сложных предлагаемых
 обстоятельств, влияющих на жизнь человеческого духа образа в её развитии
 на каждом этапе. Если актёр живёт в образе, то выполнение малых и
 мельчайших Ф. д. диктуется его подсознанием и интуицией, для пробуждения
 к-рых и строились схема и линия Ф. д. на репетициях. При определении
 наиболее существенных предлагаемых обстоятельств на каждом данном этапе
 жизни образа метод Ф. д. выступает как метод действенного анализа пьесы
 и роли. Без такого анализа построение верной линии Ф. д. невозможно.
 "... Творческий процесс актеров начинается с углубления в драму",- писал
 Станиславский (Собр. соч., т. 6, 1959, с. 232). Но только в немедленной
 (доступной актёру на данном этапе работы) реализации каждой данной схемы
 Ф. д. обнаруживается, насколько она приближает актёра к вере в
 предлагаемые обстоятельства и к правде. Если правды и веры не возникает,
 то это значит, что либо установленная в анализе линия Ф. д. неверна,
 либо актёр не умеет её выполнить. В этом случае ему приходится разлагать
 линию Ф. д. на составляющие её элементы и осваивать каждый из них по
 отдельности, добиваясь правды в логике "...самых ничтожных действий"
 (см. К. С. Станиславский. Статьи. Речи. Беседы. Письма, 1953, с. 657).
 Станиславский пришёл к заключению, что наиболее надёжным путём к творч.
 вдохновению является точное выполнение актёром верно найденной линии Ф.
 д. Он писал: "Мы делаем физические действия объектом, материалом, на
 котором проявляем внутренние эмоции, хотения, логику,
 последовательность, чувство правды, веру, другие "элементы
 самочувствия", "я есмь". Все они развиваются на физических действиях, из
 которых создается линия жизни человеческого тела" (Собр. соч., т. 4,
 1957, с. 339). Если тело актёра фальшивит, то он не может правдиво жить
 на сцене, но верно найденная, прочно усвоенная и точно выполняемая линия
 Ф. д. создаёт эту правду "телесного" поведения.
  Этот вывод Станиславского в основе своей близок к одному из
 режиссёрских принципов В. И. Немиро-вича-Данченко: "наживание"
 психофизического самочувствия актёром, является основным процессом
 "нахождения образа" (см. "Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию",
 1965, с. 103). Добиваясь на репе-тициях нужного физич. самочувствия,
 Немирович-Данченко был настойчиво требователен к физич. поведению
 актёра, к физич. самочувствию, иными словами, к сложному комплексу, к
 определённой линии тщательно отобранных Ф. д. В. Э. Мейерхольд также
 уделял большое внимание телесноп, физич. стороне актёрского иск-ва.
 Развивая выразительность актёра, он ввёл в руководимом им т-ре
 "биомеханику"- систему тренировочных упражнений, развивающих культуру
 движения актёра. Но практика показала, что как бы ни было высоко
 мастерство актёра в области движения само по себе, если оно не
 превращается в мастерство действий, оно чуждо природе актёрского иск-ва
 школы переживания*
  В методе ?. д. Станиславский нашёл путь к решению одной из наиболее
 острых проблем реалистич. актёрского иск-ва - проблемы выразительности
 переживания на сцене. Он открыл перспективу дальнейшей разработки теории
 и научно обоснованного метода творч. практики и театр. педагогики.
  Лит.: Станиславский К. С., Режиссерский план "Отелло", ?.-Л., 1945;
 Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского, М.,
 1961, с. 84-137, 474-75; Топорков В., Станиславский на репетиции.
 Воспоминания, М., 1949; его же, Действие, слово, сверхзадача, "Театр",
 1950, ј 11; его ж е, О технике актера, М., 1954, 2 изд., М., 1959; е г о
 же, "Импровизация" в творчестве актера, "Театр", 1964, ј 7, его же,
 Стоп! Не верю, "Культура и жизнь", 1965, .ј 1;
  Прокофьев В., В спорах о Станиславском, М., 1962;
  Ершов П., Технология актёрского искусства, М., 1959;
  ere же. Что такое метод физических действий?, "Театр", 1950, ј 7; его
 же, Об ошибках в толковании системы Станиславского в теории и на
 практике, там же, 1950, ј 11. См. также лит. при ст. Станиславский и
 Станиславского система, ff, E.
  ФИЛАТОВ, Валентин Иванович (р. 1920) -рус.сов. артист цирка;
 дрессировщик. Нар. арт. РСФСР (1958). Род. в цирковой семье. Выступал в
 цирке с шестилетнего возраста (партерный акробат и эквилибрист в номерах
 Г. Гордеева "Икарийские игры" и "Японская лестница"). С 1935 - ассистент
 дрессировщика слонов А. Н. Корнилова, затем дрессировщик животных в
 передвижных зверинцах. С 1940 выступал с дрессированными медведями. В
 1949 создал аттракцион "Медвежий цирк". В 1956 выступал в Австрии,
 Бельгии, ГДР, Италии, Канаде, Польше, США, Франции, Японии, Югославии и
 др. Последователь и продолжатель сов. школы гуманной дрессировки, Ф.
 добился в этой области значительных результатов. В номере Ф. медведи
 выступают как партерные акробаты, жонглёры, воздушные гимнасты,
 канатоходцы, эквилибристы, наездники, роликобежцы, боксёры,
 велофигуристы, мотоциклисты. Программа (подготовленная в содружестве с
 И. В. Немчинским и Г. С. Венециановым) отличается мастерством дрессуры,
 блистательным артистизмом, яркой выдумкой. На первом Всемирном фестивале
 циркового иск-ва в Варшаве (1951) Ф. был награждён Золотой медалью и
 удостоен звания лауреата.
  Лит.: ФилатовВ., Аронов А., Медвежий цирк, М., 1962. А. Шн.
  ФЙЛДИНГ (Fielding), Генри (22.IV.1707, Шарпем-Парк, Гластонбери,- 8.
 X.I 754, Лисабон) - англ. писатель, драматург. Род. в обедневшей
 аристократич. семье. Окончил Итонский колледж, в 1728-29 учился на
 филологич. ф-те Лейденского ун-та. Затем получил юридич. образование.
 Ф.- один из крупнейших англ. романистов и автор 25 комедий. Первые пьесы
 Ф.- "Любовь в различных масках" (1728, т-р "Друри-Лейн")," Щеголь из
 Темпла" (1730, т-р "Гудменс-Филдс") близки комедии нравов и комедии
 эпохи Реставрации, однако в них уже выражены просветительские идеи.
 Влиянием сентиментальной комедии отмечены пьесы:
  Современный супруг" (1731, "Друри-Лейн"), "Всеобщий любезник" (1735,
 там же), "День свадьбы" (1735, там же) и др. Из ранних комедий нравов
 наибольшую известность получила пьеса "Политик из кофейни, или Судья в
 собственной ловушке" (1730, т-р "Хеймаркет"; в 1953 пост. в Ленингр.
 т-ре Комедии, в 1954 в Моск. т-ре Сатиры под назв. "Судья в ловушке").
  Ф. писал лит. пародии:
  "Авторский фарс" (1730, т-р "Хеймаркет") и "Мальчик с пальчик" (1730,
 там же, в сохранившемся варианте "Трагедия трагедий, или
  Жизнь и смерть Мальчика с пальчик Великого"), пародировавшая трагедию
 17-18 вв. Успех имел фарс "Старик, наученный мудрости, или Разоблачённая
 девица" (1735, "Друри-Лейн"). Социальная и политич. сатира усиливаются в
 балладной опере Ф. "Опера Граб-стрита, или У жены под башмаком" (1751,
 т-р "Хеймаркет"), направленной против премьер-министра Р. Уолпола. Этому
 жанру близка и комедия "Дон Кихот в Англии" (1734, там же).
  В нач. 1736 Ф. руководил т-ром "Хеймаркет", где пост. две свои
 комедии в жанре "репетиции" - "Паек-вин" (1736) и "Исторический
 календарь за 1736 год" (1737). В этих комедиях Ф. подвергает критике
 совр. нравы, иск-во, социальные и политич. порядки. Пьесы Ф. послужили
 поводом к изданию правительством Уолпола закона о театр. цензуре (1737),
 что заставило Ф. покинуть т-р "Хеймаркет" и отойти от драматургии.
  Соч.: The works, complete in one volume, L., 1845;
  Complete works, v. 1-16, L., 1905; в рус. пер.- Комедии, M., 1954;
 Избр. произведения в двух томах, М., 1954 (т. 1- Пьесы).
  Лит.: Е л и с т p а т о в а А.. Фильдинг, М., 1954; её же.
 Драматургия Фильдинга, в кн.: Ежегодник института истории и теории
 искусств. М., 1948; "Театр", 1954, ?? 10, с. 144-50; Cross W. L., The
 history of Henry Fielding, v. 1-3, L., 1918; Homes, Dudden F., Henry
 Fielding. His life, works and times, Oxf., 1952, f0, f{.
  ФИЛЕМОН (??????) (ок. 361-263 до н. э.') -' др.-греч. драматург. Род.
 в Сиракузах, жил в Афинах. Ок. 341 до н. э. впервые выступил на
 драматич. состязаниях; в 327 до н. э. одержал первую победу. Написал 97
 комедий (сохранились назв. более 60 и небольшие отрывки). Был соперником
 Менандра, к-рого нередко побеждал. Ф.- выдающийся представитель
 новоаттич. комедии. Современники ценили его произв. за увлекательность
 фабулы, чувство меры, изящество стиля. Комедии "Купец", "Сокровище" и,
 возможно, "Привидение" использованы Плавтом.
  Тексты: Edmonds I. М., The fragments of Attic comedy, v. IITA,
 Leyden, 1961.
  Лит.: [Korte A.], Philemon, в кн.: Paulys-Wissovva Realencyclopadie
 der classischen Altertums-wissenschaft, Halbbd 38, Stuttg., 1938, Kol.
 2137-45. В. Я.
  ФИЛИДОР (наст. фам.- Д а н и к а н -Ф и л и-д о p, Danican Philidor),
 Франсуа Андре (7.IX. 1726-24.VIII.1795) - франц. композитор. Один из
 создателей франц. комич. оперы. Произв. Ф. отличались сценичностью,
 остротой муз. характеристик. Ф. написал неск. десятков комич. опер.
 Первая из них - "Блез-сапожник" (1759, т-р "Опера комик", Париж) -
 наиболее популярна.
  Др. оперы: "Солдат-волшебник" (1760). "Садовник и его господин"
 (1761), "Кузнец" (1761), "Санчо Панса на своем острове" (1762),
 "Дровосек, или Три желания" (1763), "Колдун" (1764), "Том Джонс" (1765;
 все в т-ре "Опера комик"); "Эрнелинда, принцесса Норвежская" (1767, т-р
 "Гранд-Опера", Париж; второй вариант - "Сандомир, принц датский", 1774,
 Брюссель); "Садовник из Сидона" (1768), "Разоблачённый любовник" (1769),
 "Новая школа жён" (1770; все в т-ре "Опера комик"); "Семира и Мелид"
 (1773, Фонтенбло), "Отмщённые женщины" (1775, т-р "Опера комик"),
 "Источник любви" (1780, т-р Булонского леса), "Деревенская дружба"

<< Пред.           стр. 804 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу