<< Пред.           стр. 809 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Солдат на чужбине" Штока (1963), "Коллеги" Аксёнова (1962), "Поднятая
 целина" Шолохова (1964, Краснодарский т-р), "104 страницы про любовь"
 Радзинского (1965) Д. П.
  ФОКИН, Михаил Михайлович [11(23).IV.1880- 22.VIII.1942] - рус. артист
 балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще, где учился у
 П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен
 танцовщиком в балетную труппу Ма-риинского т-ра. Танец Ф. отличался
 высоким лёгким прыжком, благородной грациозной манерой. С начала своей
 творч. деятельности Ф. стремился осмыслить и индивидуализировать
 классич. партии, из к-рых лучшими были:
  Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире ("Спящая красавица"), Люсь-ен
 ("Пахита" Дельдеве-за и Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Соло p
 ("Баядерка" Минкуса), Жан дё Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое
 озеро") и др.
  Исполнял также характерные танцы, а позднее партии в своих
 постановках: Рэнэ дё Божанси ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Амун
 ("Египетские ночи" Аренского), Юноша ("Шо-пениана"), Пьеро и Арлекин
 ("Карнавал"), Негр ("Исла-мей" на муз. Балакирева), Эрос (о. п. на муз.
 Чайковского) и др.
  Первые балеты Ф. пост. для учеников Петерб. театр. уч-ща ("Ацис и
 Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 190.6).
 Затем пост. в Мариинском т-ре спектакли: "Эвника" Щербачёва, "Павильон
 Армиды" (1907), "Египетские ночи", "Шопе-ниана" (1908). В этих
 спектаклях Ф. выступил Как балетмейстер-новатор и реформатор Опираясь на
 искания современной живописи и т-ра, он противопоставил отвлечённым
 образам классического балета конкретные человеч. характеры.
  Ф. работал в содружестве с художниками А. Н. Бе-нуа, Л. С. Бакстом,
 Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским. Использовал
 симфоническую музыку Н. А. Римско-го-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И.
 Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. В.
 Рахманинова. В своих пост. балетмейстер стремился отразить многообразие
 и сложность жизни. В светлую, праздничную атмосферу балетов Ф.
 диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных
 страстей, призрачных грёз о счастье и др. Эти темы потребовали новых
 выразительных средств. Ф. пришёл к отрицанию классич. танца как системы
 художеств. мышления и пользовался им в отдельных случаях, когда это
 содействовало выражению определённых характеров или эмоций. В его
 балетах нац. колорит, передача атмосферы эпохи достигались включением
 изобразительного иск-ва, пластики, нар. танца. Ф. часто обращался к
 стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные гравюры.
 Но при этом он всегда стремился выразить в своих пост. совр.
 мироощущение. В. 1905 (в Петерб. театр. уч-ще) начал педагогич.
 деятельность, к-рую продолжал до конца жизни. Его учениками были Е. М.
 Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и
 др.
  В 1909 начались триумфальные гастроли Ф. за рубежом в "Русских
 сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем балетной
 труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918
 Ф. уехал в Стокгольм, а затем - в США. В 1936-39 работал в труппе
 "Русский балет Монте-Карло" (спектакли этого периода сохраняются в
 репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 пост. спектакль "Русский
 солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героич. сов. воинам.
  Пест.: "Половецкие пляски" в опере "Князь '"торы) (1909, т-р "Шатле",
 Париж), "Карнавал" (зал Павловой, Петербург), "Шехеразада"
 ("Гранд-Опера", Париж), "Жар-Птица" Стравинского (там же) - все в 1910,
 "Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля
  (1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, Мариинский
 т-р, Петроград), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же),
 "Испытания любви" на муз. Моцарта (1936, Казино, Монте-Карло), "Дон
 Жуан" на муз. Глюка (1936, т-р "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на муз.
 Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден", Лондон), "Синяя борода" на муз.
 Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мексика) и др.
  Соч.: Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма,
 Л.М., 1962. '
  Лит.: Иванов И., М. Фокин. П., 1923; Светлов В., Современный балет,
 СПБ, 1911; Левинсон А., Старый и новый балет. П., 1914; Борисоглебский
 М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2 Л., 1939;
 Стравинский И., Хроника моей 'жизни' Л., 1963; Beaumont С., Michel
 Fokine and his bal-lets, L., 1935. p д
  ФОКИН, Николай Сергеевич [р. 6(19). XII. 1912 j- укр. сов. артист
 оперы (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с
 1953. Окончил Киевскую консерваторию в 1946. С 1937 работал на Киевском
 радио; в 1938-41 - солист оперной студии Киевской консерватории; в
 1941-45 - Ансамбля песни и танца Киевского военного округа; в
 19461948-Ансамбля красноармейской песни и пляски сов. войск в Германии.
 В 1948-54 - солист Львовского т-ра оперы и балета, с 1954 - Т-ра оперы и
 балета им. Шевченко.
  Партии: Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива,
 Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Петро ("Наталка-Полтавка" Лысенко),
 Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Сергей Тюленин ("Молодая
 гвардия" Мейтуса) и др.
  Выступает в концертах как исполнитель камерных вок. произв. и укр.
 нар. песен. С. 3.
  ФОКУСНИК (от нем. Hokuspokus - фокус) -артист цирка или эстрады,
 демонстрирующий появление, исчезновение, превращение разл. предметов.
 Номера Ф. строятся на быстрых, точных, незаметных движениях. Ф. называют
 также манипулятором, санжи-ровщиком, престидижитатором. Др. вид
 Ф.иллюзионисты, применяющие сложные механизмы, крупную аппаратуру,
 широко использующие для обмана зрения законы оптики (свет, цвет,
 зеркала), химию, электричество. Номера иллюзионистов превращаются порой
 в целую программу с большим числом участников, использованием балета,
 дрессированных животных, нарядных костюмов, фейерверков, с включением
 театрализованных сценок. Ф. строит свои трюки на учёте психологии
 публики, в частности на умении отвлечь её внимание в нужный момент.
 Среди сов. Ф.-Э. Т. Кио, Д. Читашвили, А. Ако-пян, А. Фурманов, 3. А.
 Тарасова, А. Г. Шаг, А. Г. и Р. М. Сокол, П. Нассо. Среди Ф. за рубежом
 - Бу-ден, Кефало Данте Каланаг.
  Лит.: К и о. Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и-мов А., Искусство
 фокуса, М., 1959. j[f g
  ФОЛ‚СКУ(Ро1е8си), Джордже (17.IX.1884- 17.XL 1939) - рум. артист
 оперы (бас). В 1910 окончил Бухарестскую консерваторию. В 1909-39 -
 солист, в 1924-31 - председатель об-ва "Кармен" в Бухаресте. В 19.11
 дебютировал на сцене Брашовского т-ра. В 1914 стал одним из создателей
 "Студенч. оперы", а в 1919-"Рум. оперы". Был солистом Бухарестского т-ра
 оперы и балета. Выступал на гастролях во Франции, Германии, Польше.
 Обладал сильным и высоким басом красивого тембра, драматич. дарованием.
  Партии: Драгош ("Трагическая свадьба" Катарджи), Ион, Иеромонах
 ("Напастью, "Константин Брынковяну" Дрэгоя), Постум ("Бландузийский
 источник" Космовича), Борис Годунов, Галипкий, Дон Базилио; Мефистофель
 (о. п. Бойто, "Фауст"), Нилаканта ("Лакме"), Фальстаф (о. п. Верди),
 Лепорелло, Зарастро, Осмин ("Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Похищение
 из сераля" Моцарта), Рокко ("Фиделио" Бетховена) и др.
  Профессор Бухарестской консерватории (1924-28, 1930-34).
  Лит.: Colfescu A., George Polescu, "Muzica", Вис., 1958, JMs 3; G o s
 m a V., 25 de ani de la moartea lui Gheorghe Folescu, там же" 1964э JSTs
 12. А. Цв"
  "ФОЛЬКСБЮНЕ" (нем. Volksbuhne - народная сцена) - нем. театр.
 общество. Осн. в 1890 в Берлине литератором Б. Вилле под назв. "Фрейе
 фольксбюне" ("Свободная народная сцена"). Провозгласив своим лозунгом
 "искусство для народа", общество сочетало практику рабочих т-ров и нар.
 ун-тов. Для членов-пайщиков из среды рабочих, ремесленников и мелкой
 буржуазии устраивались театр. представления (по сниженным ценам) силами
 актёров разл. берлинских т-ров (сначала по воскресеньям, затем в будни).
 Ставились пьесы классич. репертуара (Шекспир, Шиллер, Г. Э. Лессинг, В.
 Гёте, Гоголь) и совр. пьесы, содержащие элементы социального протеста
 (Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой). Об-во организовывало также муз.
 и лит. вечера, популярные лекции по вопросам иск-ва. Усиление влияния
 с.-д. партии на деятельность "Ф." способствовало процессу идейной
 дифференциации среди её членов. В 1892 Вилле вышел из союза и основал
 "Новую свободную народную сцену" (Neue Freie Volksbuhne), а "Ф."
 возглавили сначала выдающийся деятель герм. рабочего движения Ф. Меринг,
 позже К. Шмидт. В 1913 обе группы объединились вновь и в 1914 открыли в
 рабочем квартале Берлина т-р "Народная сцена", работавший на средства
 пайщиков. По примеру берлинского об-ва возникли подобные организации и в
 др. городах Германии. На основе их в 1920 было создано объединение об-в
 "Ф.".
  Распространение оппортунистич. течений в германской с.-д. партии
 привело "Ф." к компромиссу с бурж. иск-вом. Против мелкобурж. влияния в
 союзах "Ф." активно боролась молодёжная оппозиция, сформировавшаяся
 внутри объединения (20-е гг.). В период господства фашистов (1933-45)
 объединение было ликвидировано.
  В ГДР объединение "Ф." вновь учреждено в 1947. Его деятельность была
 направлена на укрепление экономич. базы гос. и коммунальных т-ров,
 ставших подлинными очагами нар. культуры. После выполнения этой задачи
 объединение "Ф." в 1953 было распущено. В ФРГ общества "Свободной нар.
 сцены" существуют, но т-ры по своему характеру не отличаются от обычных
 коммерческих.
  "ФОЛЬКСОПЕР" (нем. Volksoper - народная опера) - оперный т-р в Вене
 (Австрия). Открыт в 1904 как частный оперный т-р Р. Симонса. Дирижёры -
 А. фон Цемлинский (1906-08), Ф. Вейнгартнер (с 1919), Ф. Штидри (с
 1924), затем Л. Блех. В репертуаре т-ра- оперы Р. Вагнера, Дж. Верди,
 Дж. Пуччини, Ю. Битне-ра, В. Кинцля, Р. Штрауса. В 1924 в т-ре была
 пост. опера Шёнберга "Счастливая рука". В 1929-31 здесь работала
 драматич. труппа, в 1931 снова оперная, названная "Оперный т-р города
 Вены". Среди солистов т-ра: Г. Гроб, X. Херц, Г. Этти, Л. Велич. Дирижёр
 - Р. Колиско. В репертуаре - оперы нем. и итал. композиторов, классич.
 оперетты. Осенью 1944 т-р был закрыт, а в 1945 снова начал
 функционировать. С 1950 т-р стал второй сценой Венской гос. оперы
 (Staatsoper in der Volksoper). Руководитель -X. Юх. В репертуаре т-ра:
 "Свадьба Фигаро", "Богема" (1945); "Бал-маскарад" Верди, "Багдадский
 цирюльник" Корне-лиуса, "Джанни Скикки" Пуччини (1946); "Цыганский
 барон", "Летучая мышь", "Ночь в Венеции" И. Штрауса (1948), "Нищий
 студент" Миллёкера (1949), "Бер-науэрин" Орфа, "Святая с Бликер стрит"
 Менотти, "Новости дня" Хиндемита (1955), оперетты Ж. Оффен-баха, Ф.
 Легара, Л. Фалля и др. С 1955 гл. дирижёр т-ра - Ф. Зальмхофер.
  Лит.: G i е l e r E., Die Geschichte der Volksoper in Wien von
 Rainer-Simmons bis 1945, W., 1961. Ал, М.
  "ФОЛЬКСШТЮК" (Volksstuck) - жанр нем. драматургии; пьесы на сюжет из
 нар. жизни. Часто носят гротескно-комический или сатирич. характер.
  "Ф." обычно исполнен юмора, жизне утверждения, изобилует нар/танцами,
 комич. ситуациями. Большинство этих пьес тесно связано с традициями
 областнической лит-ры. В 18-19 вв. получил особое распространение в юж.
 Германии (Мюнхен) и Австрии (Вена). Различаются анонимные "Ф.",
 ставившиеся непрофессиональными актёрами, и литературные драмы,
 ставившиеся на проф. сцене, гл. обр. небольшими т-рами предместий. "Ф."
 писали австрийские драматурги И. Страницкий, И. Н. Нестрой, Л.
 Анцен-грубер. В 20 в. мастер "Ф."-нем. драматург К. Цук-майер.
  Лит.: N a d l e r J., Das osterreichische Volksstuck, Baden, 1922; R
 o m те 1 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie. Ihre Geschichte ... bis zum
 Tode Nestroys, W., 1952; R e u s-chel K., Das deutsche Volksschauspiel,
 Bielefeld, 1922;
  Schmidt L., Das deutsche Volksschauspiel. In zeitgenossischen
 Zeugnissen vom Humanismus bis zur Gegenwart, B., 1954; его же,
 Volksschauspiel, W., 1957. Harn. B.
  ФОМИН, Евстигней Ипатович [5 (16).VIII.1761- конец апреля (ст. ст.)
 1800] - рус. композитор, один из создателей рус. оперы. В 1767-82 учился
 в петерб. Академии художеств (с 1776 в муз. классах). Был послан в
 Италию (1782-85), занимался у Дж. Мартини и С. Маттеи в Болонской
 филармонич. академии, членом к-рой был избран в 1785. Ф.- крупнейший
 рус. оперный композитор конца 18 в. Его опера "Ямщики на подставе"
 ("Игрище невзначай", 1787) - вершина рус. песенной оперы. Возвышенным
 трагизмом отличается мелодрама Ф. "Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792,
 пост. 1800, обе в Петербурге). Ф.- автор оперы-балета "Новгородский
 богатырь Боеславич" (1786, Эрмитажный т-р, там же), комич. опер -
 "Американцы" (1788, пост. 1800, Каменный т-р, там же) на текст И. А.
 Крылова и "Золотое яблоко" (1803, Петербург), хора к трагедии "Яро полк
 и Олег" В. А. Озерова (1798). Музыка его опер -"Вечеринки, или Гадай,
 гадай, девица" (соч. 1788), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. 1791),
 "Клоридаи Милон" не сохранилась.
  Лит.: Финагин А. В., Евстигней Фомин..., в сб.:
  Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927;
  Доброхотов Б., Е. И. Фомин, М.-Л., 1949.
  В. Бр.
  ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14). IV. 1745, Москва,- l (12). XI
 1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В 1755
 поступил в гимназию при Московском университете, откуда в 1760 был
 переведён на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х гг. служил секретарём
 кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась публицистич. и лит.
 деятельность Ф. Он становится одним' из крупнейших рус. просветителей
 2-й пол. 18 в. Гневно, со злой саркастической иронией изобличал Ф.
 деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был секретарём Н. И.
 Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел.
  Первый драм. опыт Ф.- перевод трагедии Вольтера "Альзира, или
 Американцы" (1762). В 1764 Ф. написал комедию в стихах "Корион",
 представлявшую собой переделку "на рус. нравы" франц. драмы "Сидней"
 Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию рус. нац. комедии, написав в
 конце в0-х гг. пьесу "Бригадир". Здесь изображался рус. быт; типы
 петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы рус.
 читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие, дикость нравов
 провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор
 в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился на
 столкновении помещиков-крепостников с молодыми деятелями дворянского
 просвещения России. Написанная с соблюдением классицистских правил
 (единство места, времени и действия, резкое деление героев на
 положительных и отрицательных и т. д.), комедия эта благодаря живому,
 подлинно разговорному языку, жизненности образов стала новшеством на
 рус. сцене не только по сравнению с классицистскими комедиями А. П.
 Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами В. И. Лукина. Впервые
 пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном
 Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра.
  В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла первое место в
 рус. сатирич. лит-ре екатерининского времени. Проблема воспитания
 молодого поколения рус. дворянства, поставленная в центре пьесы,
 привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание комедии выходило
 за пределы этого вопроса. В ней Ф. затронул важнейшие
 социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем жесто
 костей и беззакония крепостного права, призывал к ограничению власти
 помещиков над крестьянами. В образах Простаковой, Скотинина,
 Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков, те обществ,
 пороки, против к-рых боролся Ф. Мн. имена персонажей комедии
 (Митрофанушка, Скотинин и др.) вскоре стали нарицательными.
 Помещикам-самодурам в "Недоросле" противостоят образы Правдина,
 Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей.
  Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в
 рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич. драмы. Несмотря на
 то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц.
 правила классицистской комедии, эта пьеса по своей внутр. сути
 "взрывала" идейно-художеств. принципы классицизма: её герои - не
 отвлечённые носители идей, а живые люди, поставленные в конкретную
 бытовую среду, их язык строго индивидуализирован. Появление комедии
 стало важнейшим событием в рус. художеств. и обществ, жизни. Гоголь
 видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл
 эту пьесу "народной сатирой". Первая пост. "Недоросля" состоялась 24
 сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского т-ра Книпера на
 Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского (исполнял роль Стародума;
 Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор). В Москве эта
 пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели большой
 успех. Последняя пьеса Ф.- "Выбор гувернёра", посвящённая воспитанию
 молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно уступает
 "Бригадиру" и "Недорослю".
  Ф. оказал огромное влияние на рус. т-р и драматургию. "В его
 лице,отмечал Белинский,- русская литература как будто даже
 преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью..."
 (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 11). Ф. "...была начата,- писал
 Горький,великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная
 линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая" ("История
 рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с. 25). Традиции Ф.
 были продолжены в последующее время Н. В. Гоголем и
 М.Е.Салтыковым-Щедриным.
  Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн.
 собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888.
  Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И.
 Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский
 В. О., "Недоросль" Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной
 пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959;
  Асеев' Б. Н., Возникновение русской реалистической драмы. Д. И.
 Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М.,
 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII
 века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б е
 р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура, в сб.: Русские
 классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л.,
 1961. ' Д, А*л., И. Рос.
  ФОНТАНН (Fontanne), Линн (р. 6.ХП.1887) - амер. актриса. В 1905
 дебютировала в т-ре "Друри-Лейн" в пантомиме "Золушка". Затем играла в
 разл. т-рах Англии. В 1910 впервые выступила в Нью-Йорке. В 1916
 вторично приехала в США, играла в труппе Л. Тейлор и др. т-рах США. В
 1922 вышла замуж за актёра А. Ланта, к-рый стал её партнёром. Особое
 значение имела деятельность Ф. в т-ре "Гилд" (1924- 1929), где она и
 Лант были ведущими актёрами постоянной труппы. В этом т-ре Ф. играла
 роли: Актриса ("Гвардеец" Мольнара, 1924), Раина и Элиза ("Оружие и
 человек", 1925, и "Пигмалион", 1926, Шоу), Гру-шенька ("Братья
 Карамазовы" по Достоевскому,
  1927), Нина Лидс ("Странная интерлюдия" О' Нила,
  1928). После ухода из т-ра "Гилд" Ф. и Лант стали популярными
 актёрами Бродвея. С успехом играли в лёгких совр. комедиях С. Бермана,
 Т. Реттигена, Н. Коуарда; игра их отличалась элегантностью, остротой,
 высоким мастерством. Ф. выступала и в т-ре "Гилд". Роли: Катарина
 ("Укрощение строптивой", 1935); Ирена ("Восторг идиота" Шервуда, 1936),
 Алк-мена ("Амфитрион 38" Жироду, 1937), Аркадина ("Чайка", 1938);
 Миранда ("Не будет ночи" Андерсена, 1940).

<< Пред.           стр. 809 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу