<< Пред.           стр. 810 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  В 1958 т-р "Глобус" в Нью-Йорке был переименован вТ-р А. Ланта - Л.
 Фонтанн. В этом т-ре Ф. исполнила роль Клэр Цаханасян ("Визит пожилой
 дамы" Дюрренматта, 1958).
  Лит.: Freedley G., The Lunts..., L., 1957. К. Г. фбНТЕЙН (Fonteyn),
 Маргот (наст. фам.- Х у-к е м; Hoockam) (p. 18.V.1919) - англ. артистка
 балета. Училась в студии С. Астафьевой в Лондоне и в школе
 "Сэдлерс-Уэллс". В 1933 впервые выступила в труппе "Вик-Уэллс балле".
 Вначале Ф. удавались партии, требующие отделки мелких партерных
 движений, лирич. окраски. Начиная с 50-х гг. танец Ф. обрёл большую
 свободу и широту. Исполнительница стала стремиться к глубоким
 муз.-сценич. образам. Особое влияние оказало на Ф. иск-во Г. С. Улановой
  (гастроли балета Большого т-ра в Лондоне, 1956). Лучшая партия
 Ф.Аврора (1946). Особой выразительностью отличалось исполнение партий
 Ундины (о. п. Хенце, 1958), Маргариты ("Маргарита и Арман" на муз.
 Листа, 1963), Джульетты (1965), в .к-рых Ф. передавала средствами танца
 сложные оттенки человеческой психологии. С 1954 - президент Королевской
 академии танца. В 1956 ей присвоено почётное звание "Дейм". В 1961
 приезжала на гастроли в Москву и Ленинград с труппой Королевский балет
 (исполнила партии Ундины, Жар-Птицы).
  Партии: Одетта-Одиллия, Жизель; Сванильда ("Коп-пелия"). Балерина (в
 балетах "Балле империаль" на муз. Чайковского, "Симфонические вариации"
 на муз. Франка, "Петрушка" Стравинского), Хлоя ("Дафнис и Хлоя" Равеля),
 Невеста ("Поцелуй феи" Стравинского), Пери (о. п. Дюка),' Золушка;
 Жар-Птица (о. п. Стравинского), Сильфида ("Шопениана"), Жена мельника
 ("Треуголка" де Фальи) и др.
  Лит.: Fisher П., Margot Fonteyn, L., 1953 ("Dancers of today", series
 ј 1); M o n a h a n J., M. Fonteyn, L., 1957; Money K., The art of
 Margot Fonteyn, N. Y., 1966. Ham. P.
  ФОР (Faure), Жан Батист (15.1.1830-9.XI.1914) - франц. артист оперы
 (баритон). Окончил Парижскую консерваторию в 1852. В 1852-60-солист т-ра
 "Опера комик"; в 1861-76 - т-ра "Гранд-Опера". Ф.- первый исполнитель
 партий: Нелюско ("Африканка", 1865; эта партия была соч. Мейербером
 специально для Ф.), Гамлет (о. п. Тома, 1868), Паддок ("Кубок Фульского
 короля" Диаса, 1873) и др. Гастролировал в Лондоне, Брюсселе, Берлине и
 др. городах Европы.
  Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Мефистофель ("Фауст" Гуно),
 Яго ("Отелло" Россини), Дон Жуан (о. п. Моцарта) и др.
  В 1857-60- проф. Парижской, с 1871 - инспектор пения Брюссельской
 консерватории. Написал книги по вок. иск-ву. Автор песен, изданных в 4
 тетрадях.
  Соч.: La voix et le chant: traite pratique, P., 1886;
  Aux jeunes chanteurs, P., 1898.
  Лит.: Curzon H. de, Croquis d'artistes, P., 1898. Вл. О.
  ФОР (Fort), Поль (1.11.1872 - апрель 1960) - франц. поэт, драматург,
 театр. деятель. Представитель младшего поколения фрвнц. символистов;
 испытал влияние С. Малларме, П. Верлена, Ж. Мореаса. Ф. выступал против
 мещанской бульварной драматургии и т-ра, против натурализма в театр.
 иск-ве. Эти взгляды он изложил в манифесте, изданном при открытии
 "Театра o'ap" ("Художественный театр"), созданного им в 1890 в Париже. В
 своей творч. практике в этом т-ре Ф. поэтизировал упадочные настроения,
 характерные для "конца века", утверждал уход от действительности,
 сценические образы, являющиеся "символами вечных ценностей". Художеств.
 взгляды Ф. отражали эстетику символистского т-ра раннего периода его
 развития. Ф.- автор пьес: "Маленькое животное" (1890, "Т-р д'ар"),
 "Людовик XI, занятный человек" (1921, т-р "Одеон"), "Приятели короля
 Луи" (1926, т-р "Комеди Франсез"), "Золото" (1927, "Одеон") и др.
  Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.,
 Л.- М., 1939; К n о w I e s D., La reaction idealiste au theatre depuis
 1890, P., 1934. A. Я.
  ФОРА (итал. fora и fiori - вне, вперёд, наружу) - в итальянском
 театре возглас одобрения с требованием повторения (то же, что бис).
  ФОРБС - РОБЕРТСОН ( Forbes-Robertson), Джон-стон
 (16.1.1853-6.XI.1937) - англ. актёр и антрепренёр.В 1874 дебютировал в
 т-ре "Принсесс" (Лондон). Затем гастролировал с,Э. Терри. Играл в разл.
 лондонских т-рах, в т. ч. в труппе Банкрофтов. Первый крупный успехроль
 Данстэна Реншоу в пьесе Пинеро "Беспутный" (т-р "Гаррик"). В 1895 был
 одним из руководителей т-ра "Лицеум", где пост.: "Ромео и Джульетта"
 Шекспира (1895), "intona злословия" Шеридана (1806), "Гамлет" (1897),
 Жкбет" (1898). Партнёршей Ф.-Р. в этих спектаклях была Патрик Кэмп-белл.
 Театр. критика считала Ф.-Р. лучшим Гамлетом и Ромео своего времени.
 Образы, созданные актёром, отражали конфликты совр. ему эпохи. Иск-во
 Ф.-Р. сочетало эмоциональность и мастерство. В своих пост. уделял много
 внимания точности историч. атмосферы, цветовой гамме, костюмам, муз.
 оформлению спектакля. В 1898 гастролировал в Берлине. В том же году
 играл вместе с Кэмпбелл в Т-ре принца Уэльского, где пост. пьесу "Пелеас
 и Мелисанда" Метерлинка (исполнял роль Голо). Часто гастролировал в США.
 Был награждён титулом Кавалера Британской империи (1913). После 1915
 ушёл со сцены (выступал эпизодически). Снимался в кино.
  Соч.: A player under three reigns, L., 1925. Лит.: Бернард Шоу о
 драме и театре. М., 1963; Scott С., Some notable Hamlets of the present
 time..., L., 1900, p. 119-43; Agate J.. Those were the nights, L., 1947,
 p. 66-71 (Forbes-Robertson-Hamlet); I rv i n g L., Henry Irving..., L.,
 1951; Joseph В., The tragic actor, [L. 1959], p. 360-97. ф f{
  ФОРД (Ford), Джон (1586 - ок. 1639) - англ.' драматург. Один из
 последних представителей "золотого века" англ. драмы. Творч.
 деятельность начал как поэт, в 20-е гг. выступал как драматург совм. с
 Ф. Мессинджером, Б. Флетчером, Т. Деккером, У. Роули. Сохранилось св. 10
 пьес Ф. Наиболее значительные: "Меланхолия влюблённого" (1628, совм. с
 Деккером и Роули, т-ры "Блэкфрайерс" и "Глобус", Лондон), "Как жаль её
 развратницей назвать" (1632, т-р "Финикс", Лондон), "Разбитое сердце"
 (1629, т-р "Блэкфрайерс"), "Перкин Уорбек" (1633, т-р "Финикс", Лондон).
 Творчество Ф. типично для последнего периода англ. драмы эпохи
 Возрождения. Герои его пьес наделены яркой индивидуальностью, сильными
 страстями. С психологич. глубиной и тонкостью создавал женские образы.
 Сюжеты пьес Ф. построены на адюльтере, кровосмесительстве, в них нет
 комедийных сцен.
  Ф. пытался возродить забытый в его время жанр пьесы-хроники на сюжет
 из англ. истории ("Перкина Уор-бека"). Однако, в отличие от хроник
 Шекспира, Ф. в этих пьесах, так же как и в своих трагедиях, утверждает
 роковую силу страстей, непрочность счастья, неспособность людей
 противостоять силе обстоятельств. Ущербность, свойственная драмам Ф.,
 свидетельствует о кризисе гуманизма в поздний период англ. драмы
 Возрождения.
  Соч.: Works, ed. by W. Gifford, rev. by A. Dyce, v. 1-2, L., 1869;
 Dramatische Werke in Neudruck, hrsg. von W. Bang, Louvain, 1908;
 Dramatic works, ed. Jby H. de Vocht Louvain, 1927; The best plays, ed.
 by H. Ellis, L., 1888 (The Mermaid series); The broken heart, L., 1933;
 "Как жаль ее развратницей назвать", в кн.: Аксенов И. А., Елизаветинцы,
 вып. 1, М., 1916.
  Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.- Л., 1U45, с.
 133-37; Метерлинк М., Полн. собр. соч., т. 2, П., 1915,. с. 126-32;
 Leech С., John Ford and the drama of his time, L., 1957; SensabaughG.
 Г., The tragic muse of John Ford, N. Y., 1965 (reissue). A. A.
  ФОРЕ (Faure), Габриель (12.V.1845-4.XI.1924) - франц. композитор.
 Ученик Л. Нидермейера и К. Сен-Санса. С 1866 - органист в Ренне, с 1870
 - в Париже. В 1905-10 гастролировал как дирижёр в Англии, Бельгии,
 Германии, Испании, в 1910 - в России. В музыке Ф. преобладает лирика. Ф.
 - автор опер:
  "Пенелопа" (1913, Монте-Карло) и "Прометен" (1900, Безье); музыки к
 драматич. пьесам, в т. ч. к "Пелеа-су и Мелисанде" Метерлинка (1898,
 Лондон). Оркестровая сюита из музыки к драме "Маски и бергамаски" Р.
 Фошуа - одно из наиболее известных произв. Ф.
  Ф.- проф. парижской Консерватории (с 1896; директор в 1905-19). Один
 из основателей и руководителей Нац. муз. об-ва (осн. в 1871). Член Ин-та
 Франции (1909)., Среди учеников Ф.: М. Равель, Дж. Энеску, Щ. Кеклен, Ж.
 Роже-Дюкас и др.
  Лит.': Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводн.
 работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина,.
  M., 1938; J a n k e 1 e v i t с h V., Gabriel Faure, ses melodies,
 son esthetique, 2 ed., P., 1951. Ал. M.
  ФОРЕГТЕР, Николай Михайлович (наст. фам.- Грейфентурн)
 [6(18).IV.1892-8.VI.1939] - рус. сов. режиссёр и балетмейстер. В 1918
 начал театр. деятельность, организовал в Москве т-р "Четырёх масок", где
 пост. "Вечер французских фарсов", в спектакле принимали участие И. В.
 Ильинский, А. П.Кторов. Это представление характеризуется чёткой
 ми-зансценировкой, подчёркнутой выразительностью, буффонными приёмами. В
 1918-19 работал в Воронеже, откуда выезжал с агитпоездом на фронт. В
 20-х гг. создал мастерскую "Мастфор" ("Мастерская Фореггера"), где пост.
 "Близнецы" Плавта, "Танцы машин" - акробатика и танцы изображали
 производственные процессы. Для творчества Ф. характерны поиски,
 эксперименты. В пост., чаще всего формалистических, но весёлых, острых,
 Ф. использовал разл. виды эстрадно-циркового иск-ва - клоунаду,
 акробатику, эксцентрику, шумовой оркестр; пение, танец, пародию,
 памфлет. В 1924-27 работал в Москве, Ленинграде. В 1924-26 пост. цикл
 "Исторических танцев", "Конструктивный гопак", "Танец будённовской
 кавалерии", "Америка с Лиговки" и др. В 1929-34 - гл. режиссёр
 Харьковского т-ра оперы и балета, где пост. "Половецкие пляски" (в опере
 "Князь Игорь", 1929); балеты: "Футболист" Оранского (1930), "Ференджи"
 Яновского (1931, совм. с П. Кретовым); оперу "Машинист Гопкинс" Брандта
 (1931). В 1934-36 ставил спектакли в Т-ре оперы и балета им. Шевченко в
 Киеве ("Золотой обруч" Анто-шинского, "Гугеноты" и др.). В 1938-39 - гл.
 режиссёр и худ. рук. Куйбышевского т-ра оперы и балета, где пост. оперы
 "Тихий Дон" (1939), "Руслан и Людмила" (1939).
  Лит.- Марков П. А., Новейшие театральные течения (1898-1923), M.,
 1924; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961. А. Дин., Л. Сем.
  ФОРКХАММЕР (Forchhammer), Эйнар (19.VI. 1868- 15.VIII.1928) - дат.
 артист оперы (драматич. тенор). Пению учился в Копенгагене, Берлине,
 Лейпциге и Париже. В 1895 дебютировал в оперном т-ре Любека в партии
 Лоэнгрина; в 1896-1902 выступал в Дрезденской опере, где выдвинулся как
 исполнитель партий в операх Р. Вагнера. В 1906-12 - в т-ре
 Франкфурта-на-Майне, затем до 1916- в Висбадене. Лучшая партия
 Ф.Тангейзер. В 1919-26 работал как вок. педагог и музыкальный критик в
 Копенгагене. С 1926 жил в Мюнхене, где организовал вок. школу. Ал. М.
  ФОРМАЛИЗМ. В театре, как и в др. областях иск-ва, Ф. выражает
 стремление к противопоставлению внутренне замкнутого, эстетически
 самодовлеющего мира, созидаемого по воле художника, действительной
 жизни. Поэтому в своих конечных результатах Ф. ведёт к разрушению живого
 человеческого образа, к утверждению самоценности выразительных средств,
 в большей или меньшей степени утрачивающих свое изобразительно-смысловое
 значение. По этой же причине Ф. противостоит "школе переживания",
 требующей создания на сцене жизни человеческого духа, её отражения в
 художеств.-сце-нич. форме - т. e. отражения правды жизни. Ф., отрицая
 принцип жизненной правды, отрицает и принцип "переживания", смыкаясь тем
 самым с ремесленничеством. Ремесленник "...лишь передразнивает жизнь,
 человеческие чувства и образы раз и навсегда установленными приемами
 сценической игры" (Станиславский К. С.. Статьи. Речи. Беседы. Письма,
 1953, с. 423). Эти приёмы утрачивают свою содержательность и
 превращаются в мертвые, пустые штампы. Выхолащивая содержание, уничтожая
 или умаляя изобразительно-выразительные функции формы, Ф. по существу её
 разрушает. Отход от жизненной правды, превращение актёра в опустошённого
 бездушного лицедея, низведение его на положение марионетки в руках
 режиссёра ведут неизбежно к распаду т-ра.
  Разрушая форму, Ф. закономерно ведет также к уничтожению нац.
 своеобразия в иск-ве, к отрицанию значения передовых реалистич..
 традиций нац. художеств. культуры. Это особенно пагубно проявляется в
 иск-ве т-ра, призванном воссоздать образ человека во всей полноте и
 неповторимости его облика, неотделимого от специфич. особенностей быта,
 культуры, психич. склада, присущих каждому народу.
  Для Ф. характерно умаление значения драматургии в т-ре как ведущего
 начала, определяющего идейное содержание спектакля. В формалистич. т-ре
 пьеса рассматривается по преимуществу лишь как повод для создания внешне
 эффектного зрелища.
  Утверждая самоценность того или иного приёма, отрицая органич. жизнь
 актёра на сцене, Ф. приводит не только к обеднению, но в своих крайних
 проявлениях к полному уничтожению образа человека, превращает актёра в
 простой придаток вещественного оформления.
  Исторически Ф. связан прежде всего с антиреали-стич. тенденциями,
 особенно усилившимися в условиях кризиса бурж. культуры в период
 империализма. Проникновение в театр. иск-во идеалпстич. и даже мистич.
 веяний на рубеже 19-20 вв. способствовало развитию течений, отдававших
 дань Ф. Так Ф. проявился в театр. практике символизма. Утверждая
 подчинённость человека таинственным "потусторонним" силам, деятели т-ра,
 связанные с программой символизма, стремились к созданию на сцене
 особого, отрешённого от реальности мира, к подмене живого человеческого
 образа схемой, к превращению выразительных средств т-ра в систему
 отвлечённых условных знаков. Тенденции подобного рода нашли своё
 выражение, напр., в драмах раннего М. Метерлинка, в пост. мистич. пьес
 Ж. Пеладана в Театре розенкрейцеров (Париж, 1892-93). Яркий
 представитель символистских устремлений в т-ре Э. Г. Крэг приходил к
 идее замены живого актёра актёром "сверхмарионеткой".
  В России воздействие Ф. проявилось в нач. 20 в. в деятельности таких
 режиссёров, как В. Э. Мейерхольд (пост. пьес Метерлинка, С.
 Пшибышевского, Ф. Сологуба в Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1906-07), А.
 Я. Таиров, Н. Н. Евреинов, Ф. Ф. Ко-миссаржевский.
  Развитие сов. т-ра проходит в борьбе против Ф., проявления к-рого,
 как правило, связаны либо с пережитками антиреалистич. течений прошлого,
 либо с влияниями совр. бурж. иск-ва. В первые годы развития сов. т-ра Ф.
 зачастую был следствием упрощённого решения задачи создания нового
 революционного иск-ва. Как писал Станиславский, имея в виду нек-рые
 эксперименты 20-х гг., "в порыве увлечения новаторы приняли новую
 внешнюю форму за обновленную внутреннюю сущность..., в борьбе с бытом на
 сцене, увлеклись условностью". Преодоление пережитков Ф. в творчестве
 крупнейших мастеров сов. т-ра (напр., Мейерхольда) выразилось в отказе
 от одностороннего увлечения условностью, в сближении и упрочении связи с
 жизнью, с современностью. Работа над произв. передовой сов. драматургии
 вела к коренной творч. перестройке, к Отказу от формалистич. подхода к
 пьесе, как к предлогу к спектаклю.
  На протяжении всего пути формирования сов. театра Коммуннстич. партия
 постоянно направляла его деятелей на решительную борьбу против Ф.,
 что-нашло своё отражение в выступлениях В. И. Ленина" в "Письме ЦК
 РКП(б) "О Пролеткультах"" (1920) и в др. документах, помогавших
 утверждению метода социалистич. реализма в сов. театр. иск-ве.
  Лит.: Ленин о культуре и искусстве, М-, 1956; Калинин о литературе.
 Сборник..., [Л.], 1949; Крупская Н. К., Об искусстве и литературе. Л.М.,
 1963;
  О партийной и советской печати. Сб. документов, М., 1954;
  Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М.,
 1954; его ж е, О ложном новаторстве, там же, т. 4, М., 1957; его же, О
 различных направлениях в театральном искусстве, Из последнего разговора
 с Е. Б. Вахтанговым, там же, т. 6, М., 1959; Г а с с н e p Д ж., Форма и
 идея в современном театре, пер. с англ., М-, 1959. Б. Рос.
  ФОРНАРОЛИ (Fornaroli), Чиа (наст. имя и фам.- Лучия
 Форнароли-Тосканини; Fornaroli-Toscanini) (16.X.1888-16.VIII.1954) -
 итал. артистка балета, балетмейстер и педагог. Хореографич. образование
 получила в Академии танца при т-ре "Ла Скала" (Милан), к-рую окончила в
 1910 (ученица Э. Чекетти). В 1910-14 - солистка балетной труппы т-ра
 "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Гастролировала в разл. труппах, в т. ч.
 в труппе А. П. Павловой в Юж. Америке. Вернувшись в Италию в 1934, стала
 ведущей солисткой балета в т-ре "Л а Скала" и директором Академии танца.
 Ф.- одна из выдающихся итал. танцовщиц. Танец её отличался
 выразительностью, музыкальностью, пластич. экспрессивностью. Она
 придавала классич. танцу более совр. форму. Ф. боролась за возрождение
 итал. балета. Вместо традиц. выступлений с балеринами, исполнявшими
 партии мужчин, выступала только с танцовщиками. В 1934 ставила балетные
 спектакли в Сан-Ремо. Ф. была одним из первых европ. балетмейстеров,
 ставивших балеты на симфонич. муз. ("Весы" на муз. Вивальди, и др.).
 Была первой исполнительницей заглавной роли в балете "История Пьеро"
 Косты. Среди учениц Ф.: Н. Поли, А. Радиче, Т. Леньяни и др.
  Подвергалась преследованиям за антифашистские убеждения и в 1940
 эмигрировала в США, где преподавала в "Балле тиэтр". В 1941-50
 руководила собственной балетной школой в Нью-Йорке. Ham. P.
  ФОРРЕСТ (Forrest), Эдвин (9.III.1806- 12.XII. 1872) - амер. актёр.
 Род. в бедной семье. Сценич. деятельность начал в 1820. Ф.- один из
 выдающихся амер. актёров-трагиков; его иск-во формировалось под влиянием
 Дж. Кука и Э. Кина. Он был создателем дац. романтич. актёрской школы.
 Творчество Ф. явилось отражением идей амер. демократии 30-х гг. 19 в.
 Его исполнение резко отличалось от аристократич. манеры игры совр. ему
 англ. актёров-романтиков. Лучшие роли Ф.-сильные, мужественные,
 энергичные борцы за свободу: индеец Метамора - о. п. Стоуна (1829, т-р
 "Парк", Нью-Йорк), Спартак - трагедия "Гладиатор" Бёрда (1831, там же),
 вождь восставших Джэк Кэд - о. п. Конрада (1835). Ф. работал в т-рах
 Нью-Йорка, Питсбурга, Нового Орлеана, получив широкую известность.
 Деятельность Ф. способствовала развитию нац. амер. драматургии
 (организовывал конкурсы на лучшие нац. пьесы, к-рые затем вводил в свой
 репертуар). В 1826 исполнил роль Отелло (т-р "Парк", Нью-Йорк), завоевав
 славу первого трагика США. В 1836 и 1845 гастролировал в Англии. В 1853
 ушёл из т-ра, вернулся в 1863, но уже успеха не имел. Последнее
 выступление состоялось в 1872 в роли Ришельё (о. п. Булвер-Литтона, т-р
 "Глобус", Бостон).
  Среди др. ролей: Брут (о. п. Пейна), Джефьер ("Спасённая Венеция"
 Отуэя), Яго; Вильгельм Телль (о. п. Коуэлс, Лир; Марк Антоний, Ричард
 III, Макбет, Гамлет и др.
  Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Robins Е.,
 Twelve great actors, N. Y.-L., 1900; Winter W., The wallet of time, N.
 Y., 1913;
  Moses M. J., The fabulous Forrest, Boston, 1929. f{. Г. фбРСЕЛЛЬ
 (Forsell), Карл Юхан (Ю н) Якоб (6.XI.1868-30.V.1941) - швед. артист
 оперы (баритон) и вок. педагог. Чл. Швед. муз. академии (с 1906). Учился
 в Стокгольмской консерватории (1892-94) у Ю. Гюнтера и в Париже
 (1894-95) у Бакса. В 1896-1901 и 1903-09 - солист стокгольмской
 Королевской оперы; в 1924-39 - директор этого т-ра. Гастролировал в
 Англии, США, Германии, Австрии. После 1920 выступал эпизодически.
 Большой актёрский темперамент сочетался у Ф. с филигранной отделкой
 деталей.
  Лучшие партии: Дон Жуан (о. п.), Фигаро; Вильгельм Телль (о. п.
 Россини), Голландец ("Летучий голландец" Вагнера), Граф ди Луна, Яго
 ("Трубадур", "Отелло" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Йоканаан ("Саломея" Р.
 Штрауса), Вальдемар ("Сокровище Вальдемара" Халлена), Онегин.
  Ф. был тонким интерпретатором сканд. и нем . камерной музыки. С 1900
 занимался педагогич. деятельностью в Стокгольмской консерватории. Среди

<< Пред.           стр. 810 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу