<< Пред.           стр. 812 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 народности иск-ва. Он явился прямым продолжателем
 революционно-демократич. эстетики Т. Г. Шевченко и В. Г. Белинского.
 Выступал за сближение театр. иск-ва с жизнью народа. Ф. в одинаковой
 мере интересовали школьная драма и народный т-р вертеп (17-18 вв.),
 театр нач. 19 в. и совр. ему т-р. Историю укр. т-ра Ф. рассматривал в
 неразрывной связи с рус., польским и зап.-европ. т-ром. Историч. очерк
 Ф. "Украинский театр" (1894) - первая обобщающая работа цо истории укр.
 т-ра с древнейших времён до 2-й пол. 19 в. Ф. был также блестящим
 знатоком рус. (Пушкин, Островский) и зап.-европ. драматургии (статьи о
 драмах Шекспира, Гёте, Шиллера, Ибсена, Гауптмана и др.).
  Ф. принадлежат переводы на укр. яз. мн. пьес мировой драматургии
 ("Антигона", "Электра", "Царь Эдип" Софокла, "Венецианский купец"
 Шекспира, "Фауст" Гёте, "Саламейский алкальд" Кальдерона, "Разбитый
 кувшин" Клейста, все драмы Пушкина и др.).
  Богатый материал для т-ра представляет поэтич. и прозаич. творчество
 Ф. По мотивам его произведений поставлены инсценировки: "Борислав
 смеётся" (1940, Одесский ТЮЗ; 1951, Львовский т-р им. М. Заньковецкой),
 "Бориславская трагедия" (1953, там же), "Ради семейного очага" (1956,
 там же), "Захар Беркут" (1956, Станиславский т-р), "Ой, пойду я в
 Бори-славку" (1956, Т-р им. Т. Шевченко), "Перекрёстные тропы" (1959,
 Днепропетровский укр. т-р) и др.
  По мотивам драмы "Украденное счастье" написали одноим. оперы чешский
 композитор В. Амброз (1925, оперный театр в Брно) и Ю. С.Мейтус (1960,
 Львовский т-р оперы и балета), по мотивам историч. повести "Захар
 Беркут" Б.Н.Лятошинский написал оперу "Золотой обруч" (1930, Т-р оперы и
 балета им. Шевченко); А. И. Кос-Анатольский по мотивам рассказа "Сойкино
 крыло" написал одноим. балет (1956, Львовский т-р оперы и балета).
  Соч.: Твори в 20 томах. К., 1950-56 (т. 9-Драматичн? твори, К., 1952,
 т, 16, 17 - Л?тературно-критичн? статт?. К., 1955); Про театр ?
 драматург?ю. Вибран? статт?, реценз? та висловлювання, К., 1957.
  Лит.: Б?лоштан Я., Драматург?я ?вана' Франка, К., 1956; Пархоменко
 М., Драматург?я ?вана Франка, Льв?в, 1956; К и р ч ? в Р., Комед? ?вана
 Франка, К., 1961. р. /7.
  ФРАНКОНИ (Franconi) - семья франц. цирковых артистов и
 предпринимателей. Работали в 1770-е - 1870-е гг. гл. обр. в области
 конных жанров ивоенно-историч. пантомимы. В 1807-34 Ф. владели самым
 крупным в Европе стационарным "Олимпийским цирком" в Париже.
  1)Антонио Ф. (1737 - г. смерти неизв.) - по нац. итальянец,
 основатель и руководитель цирка "Амфитеатр предместья Тампль"
 (1793-1805); дрессировщик лошадей, постановщик и участник пантомим. В
 70-х гг. 18 в. выступал как дрессировщик птиц и организатор нар. гуляний
 во французской провинции.'
  2)Лоренцо и Энрико- сыновья Анто-нио Ф., наездники, дрессировщики
 лошадей. С 1805 руководили цирком, организованным отцом. В 1807 назвали
 свой предприятие "Олимпийским цирком".
  3) Адольф - сын Энрико Ф., наездник. Руководил "Олимпийским цирком" в
 1827-34. Продал его затем Денсану.
  4) Виктор - сын Лоренцо Ф., наездник. До конца 70-х гг. 19 в.
 возглавлял зимний и летний стационарные цирки в Париже.
  Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. М. 3.
  ФРАНС (France), Анатоль (наст. имя и фам.- Жан Анатоль Т и б о;
 Tibault) (16.IV.1844, Париж,- 13. X. 1924, Сен-Сир-сюр-Луар) - франц.
 писатель. Член Франц. академии (1896). Автор мн. романов и новелл, Ф.
 впервые обратился к драматургии в 60-е гг. 19 в. (одноактные пьесы "Сэр
 Панч", "Превращения Пьеро", комедия "Лакей герцогини", совм. с К.
 Рикаром. стихотворная драма "Укротительница",
  COEM. c H. Каллиас). Драм. поэма "Коринфская свадьба" (1876, любит,
 кружок, 1884, т-р "Одеон", 1902) проникнута протестом против
 христианского фанатизма. Живой, остроумный диалог, тонкая ирония
 отличают пьесу "Чем чёрт не шутит" (1898, т-р "Ренессанс", 1906),
 написанную в жанре "комедии-лословицы". Наибольшую популярность имела
 "Комедия о человеке, который женился на немой" (1908, т-р "Ренессанс";
 1912, т-р "Порт-Сен-Мартен") на сюжет эпизода из романа Ф. Рабле
 "Гаргантюа и Пантагрюэль" (кн. 3, гл. 34). В 1910-11 эта комедия
 ставилась в петерб. и моек. т-рах под назв. "Немая жена". На основе
 своих лит. произв. Ф. написал (при участии актёра Л. Гитри) пьесы:
 "Кренкебиль" (1903), "Ивовый манекен" (1904) (обе пост. в т-ре
 "Ренессанс", главные роли играл Гитри). Нобелевская пр. (1921).
  С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-25, P., 1925-35 (v. 14, 18 1927 1929
 - о театре); в рус. пер.- Собр. соч., т. 5, M., 1958: И. Лил.
  ФРАНСА ЖУНИОР (Franca Junior), Жоакин Жозе (18. III. 183827.XI.1890)
 - браз. драматург. Окончил юридич. ф-т ун-та в Сан-Паулу. Занимался
 журналистикой. Многочисл. комедии Ф. Ж. представляют собой сатирич.
 обозрения политич. и обществ. жизни Бразилии. В них высмеивались:
 коррупция в административном аппарате-"Образцовая республика" (1861),
 "Как делался депутат" (1882), политиканство - "Министерство пало",
 крайности феминистского движения - "Докторши" (1889) и др. Я. Т.
  ФРАНСУА (Francois), Жаклин (наст. фам.- Г и и е-м о т о;
 Guillemautot) (р. 30.1.1922) - франц. эстрадная певица. Дебютировала в
 Париже в 1945. Гастролировала в Юж. Америке, Японии, странах Европы,
 Сов. Союзе (1964).
  Лит.: E г ie s J., Jacqueline Francois, "Music Hall", P., 1958, ј 38.
 Л. Б. П.
  ФРАНТЫ (польск., ед. ч. frant - плут, через fra-nciszek, от ср.-век.
 francus - француз) - польские бродячие актёры - нар. потешники. Первое
 упоминание о Ф. относится к 13 в. В 16 в. Ф. создали своё проф.
 объединение. К 1547 относится статут цеха Ф.- "Закон Ф.". Выступления Ф.
 преследовались церковью.
  ФРАНЦУЗСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывалась на основе первичных форм сценич.
 действа - церков-но-ритуального и народно-обрядового. Самый ранний
 образец литературно оформленного драматургич. текста - литургич. драма
 "Жених, или Девы мудрые и девы неразумные" (11 в.), к-рая разыгрывалась
 в церкви в цикле пасхальных инсценировок. Действенный элемент этой
 литургич. драмы заключался в диалогах двух полухорий - "мудрых" и
 "неразумных" дев, символически олицетворявших собой благочестие и
 нерадение. Церковное действо нарушалось комич. и бытовыми эпизодами, а
 латинская речь перемежалась репликами, произносимыми на провансальском
 диалекте. "Вольности", проникавшие в литургич. драму, противоречили
 строгому духу церковной службы и привели к запрещению показа литургич.
 драмы внутри храма. Но и перенесённая на паперть литургич. драма
 сохраняла религиозную тематику и оставалась под контролем церковных
 властей. Яркий образец второго этапа в развитии этого жанра - "Действо
 об Адаме" безымянного автора 12 в., написанное на норманнском диалекте
 франц. яз. Эта стихотворная инсценировка библейских эпизодов содержала
 острые драматич. ситуации, попытки обрисовки характеров. Сохраняя
 строгую религиозную мораль, "Действо" в отдельных местах смыкалось с
 бытом, включало развёрнутые карнавально-комедийные сценки (изображение
 ада).
  От народно-карнавальной ветви франц. ср.-век. т-ра получила развитие
 светская Ф. д., наиболее ярко представленная пьесами "Игра в беседке"
 (ок. 1262) и "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) Адама де ла А ля. Эти
 пьесы, возникшие в атмосфере площадного карнавала, были свободны от
 официальной церковной идеологии и пронизаны праздничным духом нар.
 увеселений с их бесстрашными сатирич. насмешками, вольным переходом из
 области быта в область фольклорной фантастики сельских игр. Но ранние
 ростки народно-комедийной Ф. д. не получили развития из-за Столетней
 войны (1337-1453) и связанного с ней упадка городской культуры. Широкое
 распространение получил (13 в.) новый жанр религиозной драматургии -
 миракль., сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением "чудес"
 святых ("Игра о св. Николае" Ж. Боделя, 1200, "Миракль о Теофиле"
 Рютбёфа, ок. 1261). В своём последующем развитии миракль переходит к
 показу более широкой социальной картины, нередко критикует феодальные
 нравы с позиций строгой бюргерской морали ("Миракль о Роберте-дьяволе" и
 др. из сб. "Сорок мираклей девы Марии", 14 в.).
  Наиболее всеобъемлющим жанром ср.-век. Ф. д., связанным с новым
 подъёмом городской культуры, была мистерия, воспринявшая опыт
 религиозной драмы и вместе с тем включавшая комедийные эпизоды, к-рые
 стали одним из исходных моментов возникновения фарса. Мистерия в
 жанровом отношении представляла собой сложное переплетение
 религиоз-но-патетич., комедийно-бытовых и пародийно-буффонных мотивов.
 Вмещая многочисл. драм. сюжеты, мистерия охватывала события от
 "сотворения мира" до современности. Основанная на церковной лит-ре
 мистериальная драматургия оформилась в три цикла:
  "Ветхозаветные мистерии", "Мистерии Нового завета" (наиболее значит,
 из них - "Мистерия страстей господних" А. Гребана, сер. 15 в.) и
 "Мистерии апостольских деяний". Помимо религиозных мистерий,
 существовали т. н. светские мистерии, написанные на историч. сюжеты.
 Замечательный образец этого жанра - "Мистерия об осаде Орлеана" (15 в.).
 Сохраняя религиозную идею о небесной предопределённости человеческих
 поступков, это произв. с большим числом историч. персонажей, богатое мн.
 событиями, давало яркую картину героич. защиты Орлеана от
 захватчиков-англичан.
  В 15 в. широкое распространение получил жанр моралите - дидактич.
 пьеса с аллегорич. персонажами. Показывая явления жизни, моралите
 утверждало принципы религиозной морали, осуждало пороки и
 пропагандировало христианские добродетели. В нек-рых моралите обличалась
 распущенность представителей высших слоев общества, сочувственно
 изображалось бедственное положение масс ("Благоразумный и неразумный",
 1436, "Торговля, ремесло, пастух", 1442, "Осуждение пиршеств" Н. де ла
 Шене, 1507). Реалистич. и сатирич. тенденции ср.-век. Ф. д. получили
 наиболее полное выражение в фарсе и примыкавшем к нему жанре комедийных
 пьес - соти (напр., "Игра о принце дураков и дурацкой матери" П.
 Гренгора, 1512). Подлинно нар. жанр, фарс связан в своих истоках с
 иск-вом бродячих народных актёров, жонглёров и карнавальными
 импровизациями. Формируясь внутри мистерии в виде комич.
 сценок-интермедий, фарс стал к сер. 15 в. самостоятельным жанром,
 ознаменовавшим победу нар. реалистич. направления во Ф. д. над
 религиозным. Многочисл. франц. фарсы (лучший из них - "Фарс об адвокате
 Патлене", 15 в.) с чисто галльским остроумием высмеивали хвастливость
 феодальной военщины, тупость судей, жадность богачей, развращённость и
 ханжество монахов. Этим сатирически очерченным персонажам
 противопоставлялся умный, ловкий простолюдин, к-рый побеждал своих
 противников с помощью хитрости, утверждал торжество здравого смысла,
 нар. смётки. Фарс заложил основу развития франц. нац. комедии.
  Ф. д. эпохи Возрождения развивалась в традициях раннего классицизма.
 и носила преим. академии, характер; это сказалось, в частности, в
 отрицании жанров нар. ср.-век. т-ра. Франц. авторы - гуманисты 16 в.
 стремились создать драматургию по образцам античных трагедий и комедий
 (трагедия "Пленённая Клеопатра" и комедия "Евгений" Э. Ж о деля, обе в
 1552; комедии Ж. \Гревена, Р. Белло, Ж. Л а Тая и др.; трагедии Р.
 Гарнъе на античные и библейские сюжеты, комедии П. Лариве,
 использовавшего сюжеты и приёмы итал. драматургии, и др.). Эти произв.
 были проникнуты героич. и антиаскетич. тенденциями. Недостатками новой
 драматургии были утеря связи с традициями нар. т-ра, отказ от нац.
 театр. форм, подражание античным и итал. образцам. Ф. д. эпохи
 Возрождения, рассчитанная на учёную и аристокра-тич. аудиторию, была
 чужда нар. т-ру. Трагедии периода религиозных войн (2-я пол. 16 в.)
 строились на мрачных "кровавых" сюжетах в духе Сенеки. Авторы комедий
 сохраняли ренессансное жизнелюбие, но утверждали гедонистич. отношение к
 жизни, подчёркнуто чувственно изображали совр. нравы.
  В нач. 17 в. появились пьесы, в к-рых старые ср.-век. формы
 сочетались с принципами гуманистич. драмы. Такие пьесы писал одиниз
 популярных драматургов этого времени А. Арди, создатель много-числ.
 трагикомедий, трагедий и пасторалей, постоянный драматург т-ра
 "Бургундский отель".
  В это время любимым жанром аристократич. публики становится
 пастораль, воспроизводившая в поэтич. сюжетах и образах идеализированный
 мир рыцарского благородства и прециозной красоты (пасторали О. Ракана,
 Ж. О. Гомбо, Ж. Скюдери, П. Дюрийе). Основываясь на традициях фарсовой
 драматургии и используя опыт исп. плутовской новеллы, писал свои
 бурлескные комедии П. Скаррон, предназначавший большинство из них для
 популярного буффонного комика Жодле.
  Новый период в развитии Ф. д., начавшийся с 30-х гг. 17 в., связан с
 эпохой утверждения абсолютизма и формирования стиля классицизма. Нац.
 характер классицистской драматургии определялся стремлением её авторов
 выражать в форме героич. трагедии и сатирич. комедии живое содержание
 совр. действительности, осн. конфликты времени. Классицизм на первом,
 исторически прогрессивном этапе развития абсолютизма имел общественно
 положит. значение. Утверждая главенство интересов гос-ва над интересами
 отдельной личности, подчинение страстей человека его разуму и долгу,
 классицизм, несмотря на присущую ему сословную ограниченность, выдвигал
 идею служения обществу, гуманистич. мораль. Создатели классицистской
 теории драмы, придерживаясь рационалистич. эстетики, требовали строгого
 разграничения жанров трагедии и комедии, типологич. характеристики
 образов, соблюдения законов трёх единств (единства места, времени и
 действия), чёткости композиционного построения, единого стихотворного
 размера (александрийский стих).
  Классицистская трагедия, подготавливавшаяся творчеством А.
 Монкретъена, Ж. Ротру, Ж. Мере, получила высшее выражение в творчестве
 П. Корне-ля, утвердившего новый жанр героич. трагедии, значительной по
 содержанию, совершенной по своей поэтич. форме. Лучшие трагедии Корнеля
 - "Сид" (1636), "Гораций" (1640), "Никомед" (1651) - пронизаны пафосом
 гражданских идеалов, выражают благородные душевные порывы героев, в них
 сталкиваются в острой открытой борьбе носители идеалов нравственности,
 чести, патриотич. доблести и преступные, честолюбивые натуры.
 Гуманистич. этика отличала творчество др. великого драматурга этого
 времени - Ж. Расина, в трагедиях к-рого обличение эгоистич. страстей,
 -деспотич. произвола сочеталось с прославлением моральной стойкости,
 личного достоинства человека - "Андромаха" (1667), "Федра" (1677),
 "Го-фолия" (1691) и др. По сравнению с драматургией др. стран Зап.
 Европы 2-й пол. 17 в. Ф. д. наиболее глубоко раскрывала внутр. мир
 человека, выражала языком высокой поэзии сложные душевные переживания
 героев.
  Создателем нового типа классицистской комедии был Мольер, величайший
 франц. драматург, положивший начало новому этапу развития мировой
 драматургии. Сохраняя и развивая лучшие стороны эстетики классицизма,
 Мольер сделал решительный шаг к реализму. Разрушив характерное для этой
 эстетики представление о комедии как о низменном жанре, Мольер создал т.
 н. высокую комедию - "Школа жён" (1662), "Тартюф" (1664-65), "Дон Жуан",
 "Мизантроп" (обе в 1665), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Плутни
 Скапена" (1671) и др. Развивая реа-листич. и сатирич. традиции нар.
 фарса, он внёс в комедию гуманистич. идейность, сблизил её с
 действительностью. Изображая социальные пороки аристократии и буржуазии,
 Мольер противопоставил им просвещённые взгляды разумных буржуа и гл.
 обр. моральную силу народа, его здравый смысл, оптимизм. Комедии Мольера
 сохраняли мн. черты нар. т-ра - динамизм, фарсовую красочность
 характеристик, карнавальные финалы, бытовые сюжеты. Творчество Мольера
 выдвинуло франц. комедиографию на передовые позиции по отношению ко всей
 европ. драматургии, способствовало формированию реалистич. комедии почти
 во всех странах Зап. Европы.
  На рубеже 17-18 вв. традиции мольеровской сатиры, в нек-рой степени
 сохранившиеся в комедиях Ж. Ф. Реньяра, Ф. Данкура, Ш. Дюфрени, получили
 социально заострённое выражение в комедии А. Р. Лесажа "Тюркаре" (1709),
 обличавшей паразитизм дворянства, хищничество буржуазии. Лирич. стихия
 комедий Мольера в значит, мере определила стилистику драматургии П.
 Мариво, к-рый ввёл в комедийный жанр тонкий психологизм Расина,
 моральные принципы раннего просветительства, создал новый тип изящной
 поэтич. комедии - "Игра любви и случая" (1730) и др.
  Бурный рост обществ, противоречий определил просветительский этап в
 развитии Ф. д. Франц. просветители, способствовавшие консолидации
 третьего сословия, идеологич. подготовке к революц. свержению
 феодального строя, боролись за создание нового театр. иск-ва, используя
 лучшие традиции героич. трагедии'и сатирич. комедии 17 в. Жанр
 классицистской трагедии развивал и обогащал Вольтер, обличавший в пьесах
 "Заира" (1732), "Магомет..." (1741) политич. деспотизм, религиозную
 нетерпимость. Как эпигон классицизма выступил П. Кребийон, создававший
 свои произв. по нормам "трагедии ужасов" и ориентировавшийся на
 аристократич. аудиторию.
  Процесс демократизации общества в эпоху Просвещения вызвал к жизни
 новый драматургич. жанр - т. н. мещанскую драму, создателями к-рой во
 Франции были Д. Дидро, М. Ж. Седен, Л. С. Мерсъе. Мещанская драма
 ознаменовала собой победу просветительского реализма, приближение
 тематики произв. драматургии к повседневной действительности. Осн.
 содержанием нового жанра была критика пороков дворянского общества,
 противопоставление им идеалов третьего сословия. Однако, наделяя своего
 положит. героя - буржуа - высокими гражданскими и моральными
 добродетелями, драматурги-просветители вносили в свои произв. черты
 идилличности и дидактизма. Особенно показательным в этом отношении был
 жанр "слезной комедии)), создатели к-рого П. К. Ни-вель де Лашоссе и Ф.
 Детуш, сочетая принципы классицистской комедии и англ. мещанской драмы,
 пытались компромиссно решать в своих пьесах противоречия между дворянами
 и буржуазией.
  Недостатки мещанской драмы и "слёзной комедии" были преодолены в
 комедиях П. О. Бомарше "Севиль-ский цирюльник" (1775) и "Женитьба
 Фигаро" (1784), в к-рых с новой силой ожили традиции Мольера, были
 воплощены лучшие черты просветительской эстетики. В центре обеих комедий
 - деятельный, остроумный человек из народа, борьба к-рого за своё личное
 и гражданское достоинство была ярким проявлением критич. отношения масс
 к социальному произволу, моральной распущенности дворянского общества в
 канун революции. Комедии Бомарше обладали огромной силой сатирич.
 обличения, ярким оптимизмом, революц. темпераментом.
  Героич. и гражданственные устремления просветительской драматургии с
 наибольшей силой раскрылись в период франц. бурж. революции конца 18 в.
 Трагедии М. Ж. Шенье, проникнутые антифеодальным пафосом ("Карл IX",
 1789, "Генрих VIII", 1791, "Жан Калас", 1791, "Кай Гракх", 1792), были
 образцами драматургии революц. классицизма. Во время революции
 развивается жанр "высокой комедии" ("Филинт, или Продолжение
 "Мизантропа"" Фабра д'Эглантина, 1790), в к-рой дано
 революционно-демо-кратич. решение моральных проблем, поставленных
 революцией. Развитие получили агитационные злободневные пьесы. В годы
 якобинской диктатуры создаются аллегорич. пьесы-оратории, воспевавшие
 подвиги народа, разум, республику, свободу и равенство ("Лагерь у
 Гран-Пре, или Триумф Республики" Шенье, 1793), политич. памфлеты, фарсы
 ("Страшный суд над королями" Марешаля, 1793).
  В годы революции сформировались жанры мелодрамы и водевиля. Революц.
 мелодрама ("Монастырские жертвы" Ж. М. Монвеля, 1791, "Робер, атаман
 разбойников" Ж. А. Ф. Лагмартельера, 1792) обличала преступления
 свергнутого строя. Эмоциональность, резкая контрастность положительных и
 отрицательных героев определялись пафосом негодования против носителей
 угнетения. Политич. сатирой и патриотизмом насыщен и водевиль революц.

<< Пред.           стр. 812 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу