<< Пред.           стр. 817 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 выразительности была пантомима. Последователи Новера, сохраняя верность
 его осн. принципам, постепенно развивали действенность самого танца.
 Значит, произведения балетного т-ра были созданы балетм. Ж. Добервалем
 ("Тщетная предосторожность", 1789, "Дезертир", 1784, "Ветреный паж" на
 сюжет "Женитьбы Фигаро", 1788). Освобождение танца от канонов
 придворно-аристократич. т-ра способствовало развитию виртуозной танц.
 техники: возникли новые виды вращательных и прыжковых движений,
 исполняемых сначала мужчинами, затем женщинами. Широкую известность
 приобрели танцовщики Доберваль Г. и О. Вестрис, М. и П. Гардель,
 танцовщицы М. Гимар, Теодор л др. Успехи развития франц. балета в конце
 18 в. подготовили почву для возникновения в 30-х гг. романтич. балета,
 знаменовавшего наибольший подъём балетного иск-ва во Франции. В
 романтич. спектаклях, где удавалось достигнуть соответствия между
 классич. танцем и содержанием романтич. образов, танец возникал
 естественно и закономерно. В балетах, пост. Ф. Талъони ("Сильфида"
 Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" Адана, 1896, и др.), гл. действующими
 лицами были фантастич. существа, хрупкие, отрешённые от всего земного,
 гибнущие от соприкосновения с реальной действительностью (создательница
 этих образов - дочь балетмейстера - М. Талъони), осн. выразит, средством
 стал танец, стилистически отличный от танца драматич. пантомимных
 балетов. Высокого развития достигла прыжковая техника, введён был
 женский танец на пальцах, что позволило создавать ощущение невесомости,
 парения в воздухе. Балеты Тальони подготовили появление знаменитого
 балета той эпохи-"Жизелъ" Адана (1841, балетм. Ж. Перро, и Ж. Коралли).
 В 40-50-е гг. балетм. Ж. Перро создаёт многочисл. балеты, близкие
 романтич. поэзии эпохи революционных подъёмов, исполненные героич.
 пафоса, эмоциональной силы ("Корсар" на сюжет о. п. Байрона,
 "Эсмеральда" на сюжет "Собора Парижской богоматери" Гюго, и др.). Среди
 исполнителей балетов Перро были Ф. Эльслер, К. Гризи и др. С упадком
 романтизма (2-я пол. 19 в.) балет начинает деградировать. Обращение к
 балету франц. композиторов Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Массне, К. Сен-Санса
 не оказало решающего воздействия на развитие этого вида иск-ва. К нач.
 20 в. балетный спектакль превращается в одноактный дивертисмент,
 придаток к оперному спектаклю.
  Возрождение балета во Франции происходит под непосредственным
 влиянием рус. балета и связано с "Русскими сезонами", к-рые проводились
 С. П. Дягилевым в Париже (с 1908), а также с деятельностью труппы
 "Русский балет С. П. Дягилева", выступавшей во Франции в 1913-29 (здесь
 работали известные артисты и балетмейстеры, мн. из к-рых надолго связали
 свою судьбу с франц. балетным т-ром: Л. Ф. Мя-син, Б. Ф. Нижинская, Дж.
 Баланчин, С. Ли-фарь). Деятельность этой труппы возродила во Франции
 интерес к балетному иск-ву. Франц. художники, композиторы, живописцы,
 литераторы начинают работать для этой труппы (П. Пикассо, А. Матисс, Ф.
 Ле-же, А. Дерен). Здесь ставились балеты с муз. К. Дебюсси, М. Равеля,
 Э. Сати, Д. Мийо, Ж. Орика, Ф. Пуленка и др. После 1-й мировой войны в
 Париже рус. балерины - О. И. Преображенская, М. Ф. Кше-синская, В. А.
 Трефилова, Л. Н. Егорова открыли балетные школы, воспитавшие мн. франц.
 артистов балета. После смерти Дягилева на основе его антрепризы были
 созданы новые коллективы, работавшие преимущественно во Франции:
 "Русский балет Монте-Карло" (организ. в 1932 под рук. Р. Блюма и де
 Ба-зиля), с 1936 была переименована в "Русский балет де Базиля" (в
 1938-51-"Оригинальный русский балет"). В 1936 балетм. Блюм создал др.
 труппу "Русский балет Монте-Карло" (после оккупации немцами Франции
 обосновалась в США). Много работала во Франции "Труппа маркиза де
 Куэвас".
  Влияние рус. балетного иск-ва способствовало оживлению деятельности
 балетной труппы "Гранд-Опера", находившейся в начале 20 в. в состоянии
 застоя. К участию в постановках были привлечены композиторы - И. Ф.
 Стравинский, А. Руссель, Ж. Ибер, П. Дюка, Г. Пьерне; художники - Р.
 Дюфи, М. Бри-аншон, И. Брейе, Л. С. Бакст, М. Детома. Новые пост.
 осуществлял балетм. Л. Статс ("Пчёлы" на муз. Стравинского, 1917;
 "Сидализ и козлоногий" Пьерне, 1923). Известность получили танцовщики:
 К. Зам-белли, А. Авелин, Г. Рико, с 20-х гг.- С. Лорсиа, С. Шварц, С.
 Перетти. В 1929 труппу возглавил С. Лифаръ (рук. до 1958, с перерывом в
 1944-47), к-рый был одноврем. ведущим танцовщиком т-ра. Он ставил
 балеты, используя античные, библейские сюжеты, старинные легенды: "Икар"
 на ритмы Шифера (1935), "Торжествующий Давид" на муз. Дебюсси и
 Мусоргского в обр. Риети (1936), "Истар" д'Эн-ди (1941), "Жоан из
 Цариссы" Эгка (1942), "Федра" Орика (1950) и др. Пост. Лифаря присущи
 рационализм, высокопарность и ложный пафос, однако деятельность Лифаря в
 "Гранд-Опера" способствовала возрождению франц. балета-он воспитал мн.
 танцовщиков. В 30-50-е гг. известность получили танцовщицы Л.
 Дарсонваль, И. Шовире, К. Бесси, М. Ла-фон, К. Воссар, Л. Дейде, Ж.
 Амьель; танцовщики М. Рено, М. Боззони и др. Однако стремление Лифаря
 ограничить репертуар "Гранд-Опера" своими пост., надуманность,
 схоластичность его спектаклей побудили мн. молодых артистов балета и
 балетмейстеров послевоенного поколения уйти из "Гранд-Опера". В 50-х гг.
 в т-ре работали балетмейстеры Ж. Скибин ("Идиллия" Серрета, 1954, и
 др.), X. Лан-нер ("Этюды" на муз. Черни, 1952, и др.). В 1963 труппу
 возглавил М. Декомбе ("Гол" Кастереда, 1963, и др. пост.), к-рый
 пригласил в т-р балетмейстеров разных направлений. В 1964-65 здесь
 работал балетм.-экспериментатор М. Бежар ("Свадебка" и "Байка про
 лису..." Стравинского и др.), в 1965-Р. Пти ("Собор Парижской
 богоматери" Жарра). В 60-е гг. известность получили молодые артистки
 балета: К. Мот, Ж. Рейе, М. Власси, Н. Ти-бон; артисты: А. Лабис, Ж. П.
 Андреани, С. АтанаCOR И Др.
  В послевоенные годы в Париже возникло несколько балетных трупп:
 "Балет Елисейских полей" (1944-50), где ставили свои первые балеты Пти
 ("Бродячие актёры", Core, 1945; "Юноша и смерть" на муз. Баха, 1946, и
 др.), Ж. Шарра ("Игра в карты" Стравинского, 1945), выдвинулись артистки
 Р. Жанмер, Э. Пагава, Н. Филиппар, В. Верди, Н. Вырубова, И. Скорик;
 артисты Ж. Бабиле, Ю. Алгаров и др. В 1948 Пти организовал труппу
 "Парижский балет", к-рая периодически прекращала своё существование и
 вновь возникала. Для этой труппы и её ведущей артистки Р. Жанмер Пти
 поставил свои лучшие балеты - комедийные ("Пожирательница бриллиантов"
 Дамаза, 1950), трагич. ("Волк", либретто Ануя, муз. Дютийё, 1953,
 "Кармен" на муз. Визе) и др.
  В 1951 Шарра создала труппу "Балет Жанин Шарра". В своих пост.
 балетмейстер стремится объяснить противоречия, страхи, сомнения,
 присущие человеку "атомного века" ("Водоросли" Бернара, 1953, и др.).
 Под влиянием Шарра сформировалось дарование М. Бежара, к-рый организовал
 в 1954 труппу "Балет Звезды" (с 1957 - "Балетный т-р Мориса Бежара"). В
 его пост., отмеченных интеллектуализмом, часто возникает тема судьбы
 человеческой личности в совр. обществе. Бежар стремится выразить идеи
 современности, используя конкретную музыку ("Симфония для одного
 человека" \нри и Шеффера, 1955), обращаясь к сюжетам совр. драматургии
 ("Соната для трёх", балет на муз. сонаты для 2 фортепьяно и ударных
 инструментов Б. Бартока и на сюжет пьесы Ж. П. Сартра "При закрытых
 дверях", 1961) и к музыке композиторов прошлого (балет на муз. 9-й
 симфонии Бетховена, 1964). Стремление отразить в танце внутренний мир
 совр. человека свойственно почти всем совр. франц. балетмейстерам. Они
 часто обращаются к совр. франц. лит-ре, драматич. т-ру, работают в
 содружестве с совр. композиторами, художниками.
  В 60-х гг. активизировалась деятельность балетной труппы "Опера
 комик",'где с нач. 20 в. балетные спектакли ставились редко. После 2-й
 мировой войны здесь работали Ж. Ж. Эчевери, Шарра, П. ван Дейк, М.
 Декомбе, Ф. Флиндт.
  В крупнейших провинциальных городах Франции большие балетные труппы
 существовали ещё в 18- 1-й пол. 19 вв. (Бордо, Лион и др.). Позднее в
 труппах оперных т-ров имелось небольшое число танцовщиков для
 выступления в оперных спектаклях. В 60-х гг. балет в провинции
 возродился. Балетные спектакли ставятся в т-рах Бордо, Лиона,
 Страс-бура, Марселя, Руана, Ниццы.
  Франц. балетная школа была осн. в 1713 при Академии музыки. Здесь
 преподавали танцовщики:
  Ж. Б. Лани, П. Гардель, Г. Вестрис, Л. Мерант, М. Тальони, К.
 Замбелли. С 1963 школу возглавляют Ж. Гийо и И. Шовире.
  В 20-х гг. большое значение получили частные студии, к-рые
 возглавляли рус. танцовщики (Преображенская, Кшесинская, Волинин и др.).
 Преподавательскую деятельность ведут X. Ланнер, В. Гзов-ский, Б. Князев,
 Р. Хайтауэр, основавшая в 1962 Центр классич. танца в Канне.
  Лит.: Классики хореографии. Сб., Л.- М., 1937;
  Н о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, пер.. Л.- М., 1965;С
 лонимский Ю., Мастера балета, М.- Л., 1937; Худяков С., История танцев,
 ч. 1-3, СПБ-П., 1913-15; Слонимский Ю., Жизель, Л., 1926; его же,
 "Сильфида", Л., 1927; И о ф ь e в М., Профили искусства..., М., 1965, с.
 179-200; P r u n i-eres H., Le Ballet de cour en France avant Bense-rade
 et Lully, P., 1914; Guest I., The ballet of the Second Empire, v. 1-2,
 L., 1953-55; К о с h n о В., Le ballet [Le ballet en France du quinzieme
 siecle a nos jours], P., 1954; L i d o v a I., Dix-sept visages de la
 danse francaise* P., 1953; Reyna F., Des origines du ballet. P., 1955:
 его же, Histoire du ballet, P., 1964; T u gal P., Jean Georges Noverre.
 Der gro?e Reformator des Ballets В., 1959; V a i l l a t L., Ballets de
 l'Opera de Paris, P. 1947; Laurent J., SazonovaJ., Serge Lifar,
 renovateur du ballet francais (1929-1960), P., 1960; L i f a r S.,
 Giselle, apotheose du ballet romantique. P., 1942; Lobet M., Le ballet
 francais d'aujourd'hui, Brix.-P.; 1958; Beaumont С. W., Three French
 dancers of the 18 century:
  Camargo, Salle, Guimard L., 1934; его же, The romantic ballet in
 litographs of the time, L., 1938. E. C.
  ФРАСКЙНИ (Fraschini), Гаэтано (16.11.1816- 23.V. 1887) - итал. артист
 оперы (тенор). Пению учился у Ф. Моретти в Павии. Дебютировал в опере
 "Джемма ди Вержи" Доницетти (Павия, 1837). В последующие годы пел в
 разл. городах Италии, в т. ч. в Милане (т-р "Ла Скала", 1840), Неаполе.
 С успехом гастролировал в Лондоне, Вене, Мадриде, Париже. В 1873 оставил
 оперную сцену. Ф.- один из выдающихся певцов 19 в., обладал сильным
 голосом светлого, серебристого тембра, с блестящим верхним регистром.
 Был певцом романтич. направления, особенно ему удавались партии героев в
 операх Беллини, Доницетти, Верди.
  Партии: Шарль, Дженнаро, Полиевкт, Эдгар, Фернандо ("Линда ди
 Шамуни", "Лукреция Борджиа", о. п., "Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка"
 Доницетти), Поллион ("Норма" Беллини), Эрнани, Арриго, Манрико, Ричард,
 Герцог, Альфред (о. п., "Сицилийская вечерня", "Трубадур",
 "Бал-маскарад", 1-я пост., Рим, т-р "Аполло"; "Риголетто", "Травиата"
 Верди), Роберт, Рауль ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера).
  Лит.: Panofka E., Voci e cantanti, Firenze, 1871;
  Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, [1929 J. Св. Г.
  ФРАТЕЛЛИНЙ (Fratellini) - 1) Итал. цирковая семья; сыновья акробата,
 наездника, клоуна Г у-с т а в о Ф. (1842-1905): Луи (1868-1909), Поль
 (1877-1940), Франсуа (1879-1951) и А л ь-б e p (p. 1886). До 1905
 существовал клоунский дуэт Луи и Поль Ф. С 1905 в течение десяти лет бр.
 Ф. выступали вчетвером, после смерти Луи - втроем (Франсуа, Поль и
 Альбер). Гастролировали в Европе и ' Америке.
  Франсуа был "белым клоуном", Поль и Альбер - "рыжими" (Поль - ближе к
 нем. паяцу, Альбер следовал англ. клоунам-мимам).
  2) Трио клоунов, сыновей Франсуа Ф., выступавших как клоуны под
 фамилией Ф., а как эксцентрики- под псевд. "Краддок" (в 1958
 гастролировали в СССР). Лит.: M а р и е л ь П., Жизнь трёх клоунов. Л.,
 1957;
  Р е м и Т., Клоуны, М., 1965, гл. XIV, с. 163-83. А. Шн.
  ФРАШЕРИ (Frasheri), Наим (р. 15.VIII.1923) - алб. актёр. Нар. арт.
 НРА (1961). Творч. деятельность начал в 1943 в Партизанском т-ре. С 1944
 - ведущий актёр Народного т-ра в Тиране.
  Роли: Фёдор ("Нашествие"), Боровский ("За тех, кто в море!"
 Лавренёва), Ван дер Лю ("Лейпциг 1933" Ком-панейца и Кронфельда),
 Рыбаков ("Кремлёвские куранты"), Фердинанд ("Коварство и любовь"),
 Скоробога-тов ("Враги"), Гамлет; Селим ("Семья рыбака" Питарки), Махмут
 ("Халиль и Хайрия" Яковы) и др.
  С 1958 снимается в кино. Р. К. ФРЕДЕРЙК-ЛЕМЕТР (Frederick-Lemaitre),
 наст. имя и фам. -Антуан Луи Проспер Л е м е т р (29.VII.1800,
 Гавр,26.1. 1876, Париж),- франц. актёр. Крупнейший представитель
 демократич. романтизма и зачинатель кри-тич. реализма во франц. т-ре. В
 16-летнем возрасте начал выступать в жанре пантомимы в парижских театрах
 бульваров ("Варьете-амюзант", "Фюнамбюль", "Цирк Олим-пик").
 Одновременно (с 1818) учился в драм. классе Консерватории (класс
 Лафона). В 1820 вступил в труппу т-ра "Одеон". Но в привилегированном
 т-ре с классици-стским репертуаром Ф.-Л. играл лишь роли "наперсников".
 В 1823 он вновь перешёл
  "на бульвары" и до конца жизни остался актёром демократич. т-ров
 "Амбигю комик", "Порт-Сен-Мартен", "Гете" и др. Роль беглого каторжника
 Робера Маке ра в мелодраме "Постоялый двор Ад ре" Антье, Сент-Амана и
 Полианта (1823, т-р "Амбпгю комик") сделала Ф.-Л. лучшим актёром Парижа;
 он проявил блестящее импровизационное дарование, превратил мрачный
 мелодраматич. образ в сатирич. эксцентриаду, высмеивающую представителей
 власти Бурбо-нов. В 1827 Ф.-Л. сыграл роль Жоржа Жермани в мелодраме
 "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа (т-р "Порт-Сен-Мартен").
 Несмотря на мелодраматизм драматургич. образа, исполнение Ф.-Л. поразило
 современников правдивостью, реа-листич. показом характера героя. Среди
 ролей раннего периода - роль извозчика Руль-Пари в мело драме "Извозчик"
 Бенжамена и Рубена (1825), в трактовке к-рой проявился демократизм
 взглядов Ф.-Л.
  Решающее значение для творчества Ф.-Л. имела революция 1830. Образы,
 созданные Ф.-Л. в период Июльской монархии, характеризуются чёткой
 поли-тич. направленностью, усилением протестующего, критич. начала. В
 1834 Ф.-Л. создал новый вариант образа Робера Макера в комедии,
 написанной им при участии Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа (т-р "Фоли
 драматик"). Герой этой комедии - бандит и аферист, становится
 председателем акционерного общества и проникает в высшие финансовые
 сферы. Обобщающая, разоблачит, сила игры Ф.-Л. была так велика, что имя
 Робера Макера стало для современников нарицательным, оно символизировало
 явления, порождённые Июльской монархией, властью финансовой
 аристократии. Худ. О. Домье издал в 1837-38 и в 1840-41 серию сатирич.
 рисунков, навеянных игрой Ф.-Л. Маркс назвал короля Луи Филиппа "...Робе
 ром Макером на троне" (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 7, с. 10).
 Спектакль был восторженно принят демократическими зрителями, но в нач.
 1836 пьеса была запрещена, и Ф.-Л. смог возобновить спектакль лишь в
 1848.
  Принципы критич. реализма, получившие блестящее выражение в образе
 Робера Макера, были развиты Ф.-Л. в ролях Ричарда Дарлингтона (о. п.
 Дюма-отца, 1831), Вотрена (о. п. Бальзака, 1840), углубивших обличит,
 направление творчества Ф.-Л. Видное место в иск-ве актёра занимали также
 роли романтич. героев-мечтателей, бунтарей, восстающих против
 преступности и аморальности правящих верхов,- Дженнаро ("Лукреция
 Борджа" Гюго, 1833, т-р "Порт-Сен-Мартен"), Кин("Кин, или Беспутство и
 гений" Дюма-отца, 1836, т-р "Варьете"), Рюи Блаз (о. п. Гюго, 1838, т-р
 "Ренессанс"), Сезар де Базан ("Испанский дворянин" Дюмануара и Деннери,
 1844, "Порт-Сен-Мартен"). С большой теплотой и драм. силой играл Ф.-Л.
 роль доброго, самоотверженного бедняка - папаши Жана в мелодраме
 "Парижский тряпичник" Пиа (1847, т-р "Порт-Сен-Мартен").
  Вместе с M. Дорваль и П. Бокажем Ф.-Л. осуществил реформу франц.
 т-ра, отказавшись от класси-цистского принципа идеализации образов, от
 обветшалых правил и норм классицистского т-ра, от сословного
 разграничения жанров, от строгого соблюдения амплуа. Ему были одинаково
 доступны эксцентрика и трагизм, поэзия романтич. идеала и реа-листич.
 типизация характера, раскрытого с жизненной достоверностью. Творчество
 Ф.-Л. основывалось на сценич. переживании, психологич. индивидуализации
 образа, выявлении черт бытовой и социальной типизации персонажа. Иск-во
 Ф.-Л., великого актёра-гуманиста, отразило настроения демократич. масс
 периода борьбы против Реставрации и Июльской монархии. Критич.,
 протестующая устремлённость его творчества вызывала вражду со стороны
 театр. предпринимателей и реакц. бурж. критиков. Высокую оценку
 творчества Ф.-Л. дали В. Гюго, А. И. Герцен, И. С. Тургенев и др. Ф.-Л.
 был автором неск. пье;: "Узник-любитель" (совм. с Дартуа, Девомберу-сом
 и Лалу), "Старый художник, или Обольщение" (совм. с Шаванжем,
 Декомберусом и Майяром) и др.
  Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963,
 Финкельштейн E. Л., Фредерик Леметр и первая редакция "Робер Макера", в
 кн.: О театре. Сб. статей, Л. - М., 1940, с. 41 - 73; Д а н и л и н KL,
 Робер Макер, "Театр", 1939, ј 9; Записки Фредерика Леметра, газ.
 "Суфлер", 1880, .ј 25, с. 5 и др.; Souvenirs de Frederick-Lemaitre,
 publies par son fils, 2 ed., P., 1880; L e с о m-te L., Un comedien au
 XIX siecle..., v. 1-2, P., 1888;
  S i 1 v a i n E., Frederick Lemaitre, P., 1926; Descotes M., Le drame
 romantique et ses grands createurs, P., 1955;
  B a l d i c k R., The life and times of Frederick Lemaitre, L., 1959;
 "Les cent et un Robert Macaire", composes et dessines par M. H. Daumier
 sur les idees et les legendes de M. Ch. Philipon. Texte par M. Alhoy et
 L. Huart, P., 1843; J a n i n J., Histoire de la litterature dramatique,
 v. 6, P., 1858; его же. Critique dramatique, v. III, P., 1877;
  Gautier Th., Histoire de l'art dramatique en France depuis vingt-cinq
 ans.... v. 1-6, Lpz.- Brux., 1858-1859. E. Ф.
  ФРЕДРО (Fredro), Александр (20.VI.1793, Сурохово ок. Ярослава,15.VII.
 1876, Львов) - польский комедиограф, поэт. Род. в шляхетской семье. В
 1809- 1814 служил в наполеоновской армии. После службы в армии начал
 драматур-гич. деятельность. Первые пьесы (периода 1817-35) были написаны
 под влиянием французской комедии, драматургии Мольера и теоретич.
 взглядов на т-р Ф. Шиллера. В этих пьесах автор в сати-рич. форме
 осмеивает шляхетскую аристократию, к-рой противопоставляет молодого
 героя, побеждающего в борьбе с косностью. Наиболее значит. пьесы этого
 периода: "Интрига на скорую руку" (1817, "Т-р Польски", Львов), на её
 основе Ф. написал комедию "Новый Дон Кихот, или Сто безумцев" (1822,
 Львов). Ф. принадлежат пьесы: "Пан Гельдхаб" (1821, "Т-р Народовы",
 Варшава), "Сварливость и упрямство" (1819), "Муж и жена" (1821),
 "Иностранщина" (1824), "Дамы и гусары" (1825, Львов), "Друзья-" (1826),
 "Пан Йовяль-ский" (1832, Львов), "Девичьи обеты, или Магнетизм сердца"
 (1833), "Месть" (1834, Львов), "Тётушка" (1834), "Пожизненная рента"
 (1835), "Караул, что творится!" (1835, Львов).
  Ф. развивал традиции польской просветительской комедии 18 в. Точный и
 острый реализм, мастерство социальных характеристик отличают драматургию
 Ф. этого периода. В 1835-54 Ф. занимался общественной и политич.
 деятельностью. Наиболее значит. пьесы последнего периода его творчества:
 "Две родственницы" (1857), "Револьвер" (1861), "Последняя воля" (1867),
 "Из Перемышля в Пшешов" (1867-("8). Здесь появляются новые герои и новые
 темы, но по своим художеств! качествам /и по идейно-социальной
 направленности они уступают произведениям раннего периода.
  Яркость сценич. образов, мастерство построения диалога, комизм
 характеров и ситуаций, занимательность сюжета и изящество интриги,
 совершенство композиции - делают комедии Ф. шедеврами комедийного и
 водевильного жанра, школой для мн. поколений польских актёров.
  Комедии Ф. сохраняются в репертуаре совр. польских т-ров. Среди

<< Пред.           стр. 817 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу