<< Пред. стр. 819 (из 913) След. >>
"Из истории новейшей русской литературы" (М., 1910) - первый опытсоциологич. изучения истории рус. т-ра. В 1924-25 в журн. "Рабочий
зритель" печатались его "Очерки по истории театра". В ряде своих работ
Ф. допустил вульгарно-социологич. ошибки.
Соч.: Театр в современном и будущем обществе в кн.: Кризис театра,
М., 1908; Леонид Андреев, М. 1909' Между трагедией и фарсом,
"Современный мир", 1911,о 2\ Мольер, М., 1913; Шекспир и Сервантес,
"Вестник воспитания", 1916, ј 4; Вильям Шекспир, М.- Л., 1926;
Социология искусства, М.- Л., 1926; Г. Э. Лессинг, "Искусство", 1929, ј
1-2; Шекспир, "Литература и марксизм" 1930, ј 1.
Лит.: Бродский Н., В. М. Фриче, как театровед "Современный театр",
1929, ј 37. '
ФРИШ (Frisch), Макс (р. 15.V.1911) - швейц. писатель, драматург.
Пишет на нем. яз. Был журналистом. По окончании в 1940 Высшего технич.
уч-ща (Цюрих) работал архитектором. Одновременно занимался лит.
деятельностью. В своей первой пьесе "Санта-Крус" (1944, т-р
"Шаушпильхауз", Цюрих, 1946) Ф. романтически воспевает несбыточные
мечты. В пьесах "И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946,
новая ред. 1955), "Когда закончилась война" (1949) (все пост. в
"Шаушпильхауз") звучит страстный протест против милитаризма, фашистского
мракобесия, осуждается тирания, стремление к поли-тич. и духовному
подчинению народа. Наибольшую популярность получили антифашистская остро
гротесковая "поучительная пьеса без поучения с эпилогом" "Бидерман и
поджигатели" (1958, там же) и драма "Андорра" (1961, там же). В первой
из них освещается центральная для творчества Ф. проблема ответственности
человека перед обществом, показываются трагич. последствия отказа от
борьбы, с поджигателями войны (эта мысль особенно подчёркивается в
эпилоге, специально написанном для пост. пьесы в т-рах Зап. Германии). В
"Андорре" Ф. утверждает, что распространению расистских идей
способствуют трусость, ханжество, антисемитские предрассудки. В пьесах
"Граф Одерланд" (1951), "Дон Жуан, или Любовь к геометрии" (1953),
"Великая ярость Филиппа Хоца" (1958) (все пост. там же) разрабатывается
коллизия, в к-рой герои оказываются совсем иными, чем о них думают все,
в т. ч. и они сами.
На драматургию Ф. оказали влияние разл. по своим художеств.
особенностям и философской направленности зап.-европ. и амер.
драматурги, в частности Т. Уайлдер, однако решающим было влияние Брехта.
Как и Брехт, Ф. считает, что театр. иск-во должно, развлекая, поучать, а
гл. задача драматургии - побуждать зрителя мыслить самостоятельно,
задавать себе вопросы о социальном устройстве совр. мира. Но в
драматургии Ф. проявились гуманистич. скепсис, принципиальный отказ от
окончательных выводов.
На сов. сцене пост. пьесы "Бидерман и поджигатели" и "Дон Жуан, или
Любовь к геометрии" (1965, 1966, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: Stiicke, Bd. 1-2, Fr./M., 1962; в рус. пер.-"Господин Бидерман
и поджигатели", "Иностранная литература", 1965, ј 5.
Лит.: Зингерман Б., Заметки комментатора, "Театр", 1963, JSTg 4;
ЗатонскийД., Homo Макс Фриш, "Иностранная литература", 1966, ј 4. Ii. ff
ФРОЛбВ, Владимир Васильевич [р. 13(26).VIII. 1917]- рус. сов. критик
и театровед. Чл. Комму-нистич. партии с 1942. В 1938 окончил лит. ф-т
Горь-ковского педагогич. ин-та, в 1951 - аспирантуру Академии обществ,
наук. Печатается с 1937, с 1948- в моек. прессе - "Правда", "Лит.
газета". Автор книг, посв. гл. обр. сов. драматургии. Занимается
педагогич. деятельностью; преподавал в ГИТИСе (1952-58), в Лит. ин-те
им. Горького. В 1958-60- зам. гл. редактора журнала "Октябрь".
Соч.: О советской комедии, М., 1954; Жанры советской драматургии, М.,
1957; Советская драматургия сегодня, М., 1963; Искусство открывает мир,
М., 1965.
ФРОЛОВ, Маркиан Петрович [24.Х1(6.ХП).1892- 30. X. 1944] - рус. сов.
композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Чл.
Коммунистич. партии с 1938. В 1924 окончил Ленингр. консерваторию (класс
И. С. Миклашевской). Автор оперы "Энхе-Булат батор" (1940, Бурят, т-р
оперы и балета), оратории "Поэма об Урале" (1932, Свердловский т-р оперы
и балета) и др. произв.
С 1924 вёл педагогич. работу в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев), в
1928-34 - в Свердловском муз. техникуме, с 1934 - в Уральской
консерватории (профессор с 1939, в 1934-37 и 1943-44-директор).
Лит.: Поляновский Г., Первая Бурят-Монгольская опера, в кн.:
"Энхе-Булат батор", М.-Л., 1940.
Л. Ив.
ФРОМАН (Frohman) - семья амер. театр. антрепренёров. Даниел Ф.
(22.VIII. 1851-26.XII. 1940) -театр. деятельность начал как журналист. В
1880 - управляющий т-ром "Мэдисон-сквер", с 1885 - т-ром "Лицеум", где
собрал хороший состав актёров и пригласил работать реж. Д. Беласко. В
1899 приобрёл т-р О. Дейли. Вместе с братом Чарлзом Ф. был крупнейшим
амер. антрепренёром. В 1912 совм. с А. Кьюкором организовал кинокомпанию
"Знаменитые актёры" ("Феймос плейере"). Автор мемуаров "Воспоминания
антрепренёра" (1911), "Даниел Фроман показывает" (1935) и "Ещё" (1937).
С 1906 был президентом "Актёрского фонда Америки". Чарлз Ф.
(17.VII.1860-7.V.1915)- брат Даниела Ф. В 1888 начал антрепренёрскую
деятельность. В 1890 организовал "Постоянную труппу Ч. Фромана", затем -
"Комедийную труппу Ч. Фромана" (1891). В 1893 построил т-р "Эмпайр", в
1910-х гг. владел в Нью-Йорке шестью т-рами и имел несколько т-ров в
Лондоне. Его деятельность способствовала окончательному утверждению
системы звёзд. В т-рах Ф. выступали крупнейшие актёры США - М. Адаме, Э.
Бар-римор, О. Скиннер, М. Робсон. Чарлз Ф. был членом Театр. синдиката и
во мн. содействовал утверждению коммерч. театр. системы в США, закрытию
постоянных провинциальных т-ров.
Соч.: Memories of a manager, L. -N. Y., 1911; Daniel Frohman
presents, N. Y., 1935; Encore, N. Y., 1937. fi\ /\
ФРбМАН, Маргарита Петровна [р. 27. X(8.XI). 1890]- югосл. артистка
балета, балетмейстер и педагог. По происхождению русская. В 1909
окончила балетное отделение Моск. театр. уч-ща и в том же году была
принята в балетную труппу Большого т-ра. Выступала в этом т-ре до 1913 и
затем в 1917-19. Партии: Пикилья и Китри ("Дон Кихот"), Мери-Амон ("Дочь
Фараона" Минкуса), Сванильда ("Коп-пелия"), Генриетта ("Раймонда"), фея
Сирени ("Спящая красавица") и др. В 1921 переехала в Югославию, где в
1921-27 руководила балетной труппой хорватского Национального т-ра в
Загребе, была её балетмейстером и ведущей танцовщицей, преподавала в
организованной ею балетной школе, к-рую возглавляла. В 1927-30 и 1937
работала в Белграде в балетной труппе Национального т-ра. Поставила
первые нац. югославские балеты-"Пряничное сердце" (1924, Загреб) и
"Имбрек с носом" (1937, Белград) Барановича, "Охридская легенда"
Христича (1947, Белград); "Щелкунчик" (1938, т-р "Ла Скала"). В 1950
переехала в США. С 1921 (с перерывами) ведёт педагогич. работу.
Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.
ФРбМАС-ГУЖУТИС, Александрас (12. XII. 1822-20.VIII.1900)-литовский
драматург. Родоначальник литовской драматургии. Писал
историко-роман-тич. пьесы: "Уничтожение Каунасской крепости" (1893,
постановка литов. театр. коллектива в Петербурге), "Ель - королева ужей"
(1893, пост. 1907" т-р "Канклес", Вильнюс), "Сон Гедиминаса" (1911 пост.
лит. театр. коллектива в Петербурге) и др. В историю литов. лит-ры вошли
его драмы: "Господин и мужик" (1893, пост. 1900 лит. театр. коллектива в
Петербурге), "Страшное время" (изд. 1895), отражающие борьбу литов.
народа против феодального строя. В комедии "Хитрая вдова" (изд. 1908)
показан быт и нравы литов. горожан в конце 19 в. Пьесы и повести Ф.-Г.
проникнуты пафосом нац.-освободит. идей. Его драматургия сыграла значит,
роль в формировании литов. нац. т-ра и драматургии.
Лит.: Fromas-Guzutis A.,Baisioji gadyn. (вступит, ст. Б. Пранскуса),
Vilnius, 1955. I], Дан.
"ФРОНТ"- пьеса в 3 действиях, 5 картинах А. Е. Корнейчука. Соч. 1942
(Гос. пр. СССР, 1942). Пост. 3 нояб. 1942 в Моск. т-ре драмы (реж.
Горчаков, Страдомская, худ. Волков; Иван Горлов - В. Любимов, Огнев -
Арский, Мирон Горлов - Дм. Орлов). Почти одновременно пьесу пост. Малый
т-р (5 нояб. 1942, реж. Судаков, Цыганков, Алексеев; Иван Горлов -
Шамин, Огнев - Царёв, Мирон Горлов - Зубов, Сергей Горлов - К. Назаров,
Хрипун - Владиславский, Крикун - Светловидов) и МХАТ (7 нонб. 1942, реж.
Хмелёв, Раевский, худ. Дмитриев; Иван Горлов-Москвин, Огнев - Ливанов,
Мирон Горлов - Кедров, Сергей Горлов - Яншин, Остапенко - Станицын,
Хрипун- Топорков), Т-р им. Франко (5 нояб. 1942, премьера в
Семипалатинске, реж. Юра; Горлов -Вату ля, Огнев-Добровольский).
Из др. пост. "Ф." в 1942-43: Т-р им. Вахтангова (премьJa в Омске;
реж. Р. Симонов, худ. Рындин; Иван Горлов- дкий, Огнев - А. Абрикосов,
Бабочкин, Мирон Горлов- убнов), Ленингр. гор. т-р, Ленингр. т-р драмы
им. Пушкина (премьера в Новосибирске, реж. Кожич, Даусон;
Иван Горлов - Жуковский, Огнев - Крюгер, Колос - Малютин, Орлик - А.
Борисов, Мирон Горлов - Толу-беев), Ленингр. Большой драматич. т-р им.
Горького (премьера в Кирове, реж. Рудник; Иван Горлов - Полицей-мако,
Огнев - Г. Самойлов, Мирон Горлов - Софронов), Ленингр. т-р Балтийского
флота, Центр, т-р Красной Армии (премьера в Свердловске, реж. А. Д;
Попов), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (премьера в Ташкенте, Мирон
Горлов - Берсенев), Т-р им. Моссовета (премьера в Алма-Ате, реж.
Завадский; Иван Горлов-Герага, Огнев-Мордвинов, Мирон Горлов - Б.
Оленин), Воронежский т-р (реж. Энгель-Крон; Иван Горлов - Викторов,
Гайдар- Флоринский), Ярославский т-р им. Волкова (реж. Ростовцев; Огнев
- Ромоданов). Пьеса Корнейчука прошла В очень мн. т-рах страны.
Издания: Первая публикация-"Правда", 1942, авг., ј 236- 239; К о р н
е и ч у к А., Пьесы, М., 1950, 1961;
Пьесы советских писателей, т. 7, М., 1955.
Лит.: Театр. Сб. статей, М., 1944; Советский театр. М., 1947. А. Шн.
ФРОНТОВАЯ БРИГАДА - сов. коллектив актёров, обслуживавших во время
войны военные и военно-морские части действующей армии и флота.
Репертуар Ф. б. составлялся гл. обр. из произв. т. н. малых форм, в
основном на злободневные темы. В него входили эстрадные рассказы и
фельетоны, монологи, сценки, миниатюры, скетчи, куплеты и частушки,
песенки, одноактные пьесы и отрывки из отдельных произведений,
танцевальные и цирковые номера и др. Ф. б. впервые возникли в годы
гражд. войны в Красной гвардии (затем в Красной Армии). Выступали в
период событий на озере Хасан (1938), войны с Финляндией (1939),
особенно активно в годы Отечеств, войны, когда работало 3800 Ф. б. А.
Шн,
ФРОНТОВЫЕ ТЕАТРЫ - проф. театр. коллективы, обслуживавшие во время
Великой Отечеств. войны сов. фронтовые воен. и военно-морские части,
части в прифронтовых полосах, военизированные тыловые учреждения и
организации (мобилизационные пункты, эвакопункты, военные госпитали и
лазареты). Первыми Ф. т., возникшими с начала Отечественной войны, были
Т-р Киевского военного округа (рук. Б. Н. Норд), Смоленский
драматический т-р (рук. Е. Т. Асеев, позже наз. Т-ром Западного фронта),
Т-р Краснознамённого Балтийского флота (рук. А. В. Пергамент),
Калининский драматический т-р, Орловский т-р. -Первым специально
созданным Ф. т. был Т-р народного ополчения
(вскоре - Агитвзвод Ленинградского дома Красной Армии), обслужиравший
защитников Ленинграда.
В начале своей деятельности Ф. т. носили характер известных еще со
времён гражд. войны фронтовых бригад, выступали с репертуаром так наз.
малых форм - с различными концертно-эстрадными и цирковыми программами.
Но постепенно, по мере организационного укрепления, работа Ф. т.
обогащалась, углублялась. Образовалась большая сеть Ф. т., среди к-рых
пять Ф. т. ВТО: 1-й (рук. Н. И. Рыбников), 2-й (рук. И. К. Липский), 3-й
- муз. т-р (рук. Б. Л. Афонин), 4-й - молодёжно-комсомольский т-р,
составленный из выпускников ГИТИСа (рук. И. М. Раевский), 5-й- т-р
"Весёлый десант" (рук. В. С. Поляков); Муз.-драм. т-р под рук. М. И.
Померанцева, Театр-студия под рук. А. Н. Арбузова и др.
Появились фронтовые филиалы отдельных стационарных т-ров - Т-р им.
Евг. Вахтангова (рук. А. А. Орочко), Малого т-ра (рук. С. П. Алексеев),
Ленингр. Большого драматич. т-ра им. Горького, Ленингр. драм. т-ра им.
Пушкина, Костромского т-ра, Ярославского т-ра им. Волкова,
Военно-театральная группа Ленингр. т-ра кукол под рук. Е. С. Дем-мени.
Центр, т-ра кукол и мн. др. К началу 1944 таких Ф. т. и фронтовых
филиалов существовало 25.
Репертуар Ф. т. состоял из сов. военно-исто рич. и героико-патриотич.
пьес, произв. рус. классич. драматургии и пьес прогрессивных зарубежных
драматургов. С успехом ставились пьесы (или монтажи по пьесам): "Шёл
солдат с фронта" Катаева, "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского,
"Парень из нашего города", "Русские люди"; "Чапаев" по Фурманову,
"Любовь Яровая"; "Двадцать лет спустя" Светлова, "Осада Лейдена" Штока,
"Ключи Берлина" Гуса и Финна, "Недоросль"; "Не всё коту масленица"
Островского, "Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва, "Профессор
Мамлок" Ф. Вольфа, "Ночь ошибок" Голд смита, "Хозяйка гостиницы", "Слуга
двух господ". Большую силу воздействия имели мон-тажи из произведений,
посв. воссозданию образа В. И. Ленина,-"Человек с ружьём" и "Кремлёвские
куранты"; "Ленин в 1918 году" Капле ра и Златогоро-вой, "Правда"
Корнейчука. Среди исполнителей роли В. И. Ленина в спектаклях Ф. т.: А.
А. Добротин, А. Г. Шеин, Ю. Б. Щербаков, Г. И. Юченков.
В 1942-45 при Комитете по делам иск-в СССР существовала специальная
Дирекция Ф. т. (с конца 1945 -была реорганизована в Объединение
передвижных т-ров).
В 1943 в Москве состоялся смотр Ф. т.
Лит.: Театр на фронте. Каталог выставки, M.-Л., 1942;
Театр. сб., М., 1945; "Театр", 1945, ј1, 1958, J\o 2, 1965, ј 5;
Ленинградские театры в годы Великой' Отечественной войны. Сб., Л.-М.,
1948; Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны, М.-Л., 1949; Д
о p о х и н Н., По дорогам войны, М., 1950; Дмитриев Ю. А., Фронтовые
театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра,
т. 2, М., I960; Максакова Л. В., В рядах воюющего народа, М., 1965, с.
236-61. Л. Шн.
ФРУНЗЕ - столица Кирг. ССР (370 тыс. жит. на 1966). До 1926 - город
Пишпек; переименован в честь М. В. Фрунзе, родившегося в этом городе. До
Октябрьской революции проф. т-ра не было. Рус., кирг. и др.
самодеятельные и полу-проф. театр. коллективы возникли в первые годы
Сов. власти (рус. и мусульманская показат. труппы при Художеств.
подотделе Пишпекского уездного отдела нар. образования, рус. муз.-драм.
кружок "Свобода", т-р клубакоммунистов). В 1926 создана первая Кирг.
театр. студия, дэЪобразованная в 1 930 в Кирг. драм. т-р, с 1 936 - в
Муз.-драм. т-р, а с 1 942- в Т-р оперы и балета (с 1959 - Кщ)г. ордена
Ленина акаде-мич. т-р оперы и балета). Постоянный Кирг. драм. т-р создан
в 1941 из числа выпускников ГИТИСа им. Луначарского и артистов Кирг.
муз.-драм. т-ра (ныне - Киргизский ордена Трудового Красного Знамени
драматич. театр).
В 1927 работала рус. проф. труппа Кирг. главполит-просвета, в 1928 -
ТРАМ, реорганизованный в Рабочий т-р Наркомпроса Кирг. АССР. (1930). В
1935 создан Рус. драм. т-р (ныне - Фрунзенский рус. драм. т-р им.
Крупской).
Во Фрунзе работают (1967): Кирг. т-р оперы и балета (здание построено
в 1955), Кирг. драм. т-р. Фрунзенский рус. драм. т-р им. Крупской, Т-р
кукол (рус. группа с 1938, кирг.- с 1947), Кирг. филармония им.
Токтогула Сатыл-ганова (1937), в составе филармонии: оркестр нар.
инструментов, ансамбль комузистов, бригада акынов, эстрадный коллектив,
ансамбль нар. танца, Нар. т-р при Дворце культуры завода им. Ленина
(1959). Д. Бр.
ФРУНЗЕНСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ-рус. сов. театр. Организован в
1935 из числа выпускников ГИТИСа. В 1939 т-ру присвоено имя Н. К.
Крупской.
Среди спектаклей т-ра: "Платон Кречет" (1935), "На бойком месте"
(1935). "Гибель эскадры" (1936), "Лес", "Человек с ружьём" (оба в 1937);
"Аристократы" Погодина (1938), "Мятеж" по Фурманову (1938), "Дядя Ваня",
"Свадьба Кречин-ского" (оба в 1940), "Парень из нашего города" (1941),
"Нашествие" (1942), "Русские люди"; "За тех, кто в море!" Лавренёва (оба
в 1943),"Русский вопрос" (1947); "Макар Дубрава" Корнейчука (1951),
"Персональное дело" Штейна (1955), "В поисках радости" Розова (1957),
"Гамлет" (1959); "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна
(1961), "Варвары" (1962); "Совесть" Павловой, "В день свадьбы" Розова
(оба JB 1964), "Ричард III" Шекспира, "Чти отца своего" Лаврентьева (оба
в 1965).
В т-ре ставились спектакли, в к-рых был воплощён образ В. И. Ленина:
"Семья" Попова (1950), "Кремлёвские куранты" (1956), "Третья
патетическая" 1962) Погодина, "Именем Революции" Шатрова (1963). Во всех
этих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял нар. арт. Кирг. ССР В. Ф.
Казаков.
Т-р ведёт работу с местными авторами, ставит пьесы кирг, драматургов.
В 1951 был осуществлён спектакль "Певец народа" ("Токтогул") Джантошева;
были 'пост. спектакли: "Сарынжи" Эшмамбетова (1939 и 1958), "Любовь
Михаила Астахова" Швембергера и Соколовского, "Любовь" Канделя (оба в
1956), "Свет в долине" Шукурбекова (1958), "Обжалованию не подлежит"
(1963) и "Священные камни" (1964) Абдумо-мунова, "Тополёк.мой, в красной
косынке" по одноим. повести Айтматова (1965).
Художеств, рук. т-ра были: Б. Г. Фельдман (1935- 1938), Н.Т.Чужбинин
(1938-39), Я.И.Уринов (1939- 1942), С.А.Малявин (1942-46), М.М.Маламуд
(1946- 1953 и 1956-61), Г. А. Рустамов (1953-56).
В труппе т-ра (1966): нар. арт. Кирг. ССР В. Ф. Казаков, К. А.
Гурьева, Г. Г. Каркоцкий, Л. Л. Ясиновский; нар. арт. Казах. ССР Н. К.
Ангаров; засл. арт. РСФСР М. С. Стряпкина; засл. арт. Кирг. ССР Т. А.
Варнавских, С. К. Кочеев, А. М. Крамер, В. С. Офицеров, В, П. Соболев;
засл. арт. Казах. ССР А. Т. Каменьков. Гл. режиссёр т-ра (с 1961)- засл.
деят. иск-в РСФСР Г. И. Иванов. Гл. худ. т-ра - засл. деят. иск-в Кирг.
ССР П. Д. Егоров.
Лит.: Государственный русский драматический театр им. Крупской,
Фрунзе, 1958. 77 ?p
"ФУДЗИВАРА КАГЭКИДАН" - япон. оперная труппа. Первая в Японии оперная
труппа, ставящая европ. оперы. Организована в 1934 певцом Фудзи-вара
Есиэ. Деятельность труппы имела значение для развития европ. оперного
т-ра в Японии. Здесь впервые в Японии были пост. классич. оперы
"Лоэнгрин", "Тангейзер"; "Фиделио" Бетховена, а также япон. оперы
"Журавлиные перья" Дан Икума и др. "Ф. к." не даёт регулярных
спектаклей. Обычно в течение года проходит несколько спектаклей в Токио
и в провинции. В послевоен. годы трижды выезжала на гастроли в США.
Ведущие солисты труппы: Мунахара Ми-тико, Кавати Сумиэ Кувабара Тэруко,
Тода Масако, Миямото ‚сихира и др. Л. Т.
ФУКС (Fuchs), Георг (15.VI. 1868-16.VI.1949)- нем. драматург,
режиссёр, теоретик т-ра. Вместе с архитектором М. Литманом, худ. Ф.
Эрлером и др. организовал Мюнхенский художественный театра
существовавший под его рук. один сезон (1907-08). Ф. пост. здесь
спектакли: "Двенадцатая ночь"; "Птицы" Аристофана, "Майская королева"
Глюка, собственную пьесу "Тиль Уленшпигель". Наиболее значит, из его
режиссёрских работ - "Фауст" Гёте (1-я часть).
В теоретич. работах "Сцена будущего" (1904), "Революция театра"
(1909, рус. пер. 1911) Ф. обосновывает свои художеств. принципы. Он
считал, что традиционный т-р устарел, переживает кризис, к-рый
проявляется в "просветительстве". Ф. выступал против "обличения" и
борьбы "партийных течений" на сцене. Целью т-ра, по его мнению, является