<< Пред. стр. 821 (из 913) След. >>
(1957). Вёл класс композиции в Пражской консерватории. Ал. М.ХАБАРОВСКИЙ ТЕАТР (Хабаровский краевой театр драмы). С 1893 в
Хабаровске систематически ставились любительские спектакли. В 1896
любительский драм. кружок объединился с музыкальным, образовав Об-во
любителей сценич. и муз. иск-ва. С этого времени в городе начались
регулярные выступления профессиональных трупп. В сов. время до начала
Отечеств, войны Хабаровск и Владивосток обменивались труппами. В 1946
был открыт Хабаровский краевой т-р драмы. Т-ром руководили П. Б. Харлип,
К. А. Ведерников, С. А. Бенкендорф и др. В труппе т-ра (1966): засл.
артисты РСФСР М. П. Барашкова, В. И. Гаврилов, А. 3. Егоров, В. А.
Калинченко, В. А. Шаврин; засл. арт. Бурят. АССР П. И. Консон, артисты
М. Ф. Воробьёв, Р. А. Каненко, Б. И. Ильясов, Е. Н. Паевская и др. Гл.
реж.-засл. арт. Арм. ССР Я. С. Цп-циновский. Гл. худ.- Б. И. Стёпин.
Спектакли: "Грех да беда на кого не живёт" А. Н. Островского (1946),
"Молодая гвардия" по Фадееву (1947)" "Васса Железнова" (1951), "Егор
Булычев и другие" (1962),* "Сергей Лазо" Бондаревой (1951), "Порт-Артур"
Степанова и Попова (1953), "Океан" Штейна (1961), "Человек с ружьём"
(1955), "Кремлёвские куранты" (1959) и "Третья патетическая" (1963)
Погодина, "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого (1962), "Костёр
епископа" ТТТ 0'Кейси. В содружестве с местными драматургами были
созданы спектакли: "День рождения" Александровского (1958), "Этих дней
не смолкнет слава" Рудого (1952), "Июнь - Карань" Рогаля (1954),
"Разбуженная совесть" (1962), "Чудесное превращение" (1963), "Семья"
Плахова (1964), "Девушка с улицы Надежды" Шаврина (1964), "Ярость" Е.
Яновского (1965) и др.
Лит.: Хабаровский краевой театр драмы, М., 1965. А. Ив.
ХАБИБУЛЛИН, Габдрахман Сулейманович [р. 25. XII. 1903 (7. I.
1904)]башк. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. Башк. АССР (1947), нар.
арт. РСФСР (1955). Деп. Верх. Совета Башк. АССР 4-го созыва. В 1938
окончил башк. студию Моск. консерватории (класс проф. Е. А. Милькович) и
стал солистом Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). X. исполняет героич. и
драматич. партии, но особенно ему удаются нац.-характерные образы комич.
амплуа. X. обладает выразительной мимикой, чёткой дикцией, острым
ощущением ритма. Голос его низкий, сильный, гибкий, отличается мягкостью
в кантилене.
Партии: Юлай Азналин ("Салават Юлаев" Исмагилова), Серлибай ("Айхылу"
Пейко), Султан ("Аэат Муртазина)" Старшина ("Карлугас" Чемберджи),
Тапкырхан ("Мэргэн" Эйхенвальда), Аблай ("Качкын" Жиганова), Султанбек
("Аршин мал алан" Гаджибекова), Собакин ("Царская невеста"), Кончак
("Князь Игорь"), Чуб ("Черевички" Чайковского), Кутайсов ("Холопка"
Стрельникова), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе), граф Лососино-Островский
("Цирк зажигает огни" Листова) и др.
Лит.: Х а и р у л л и н Р., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа,
1963, с. 17-24. А. Ив.
ХАБИБУЛЛИН, Загид Валеевич [р. 7 (20). IX.' 1910]- тат. сов.
композитор. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950). Окончил Казанский муз.
техникум (1932, класс скрипки) и Татарскую студию при Моск.
консерватории (1940, класс композиции М. Ф. Гне-сина, Г. И. Литинского).
,К. - автор балета "Весенние ветры" (соавтор Н. И. Пейко, по роману К.
Надж-ми, соч. 1950) и первого тат. балета для детей "Рау-шан" по мотивам
тат. нар. сказок и произв. Г. Тукая (1961, Т-р оперы и балета им. Мусы
Джалиля, Казань), а также ряда произв. для скрипки и фп.
Лит.: 3 и г а н ш и н а М., 3. В. Хабибуллин, в сб.:
Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957; ТТТ ум-екая Н:,
"Раушан", "Сов. музыка", 1961, ј 6. ffp, Г.
ХАБЙРОВ, Ильдус Хайбуллинович (р. 10.X.1935)- башк. сов. артист
балета, балетмейстер. Засл. арт. Башк. АССР (1963). В 1955 окончил
Ленингр. хоре-ографич. уч-ще и в том же году был принят в балетпую
труппу Башк. т-ра оперы и балета (Уфа). Ставит хореографич. сцены в
оперных спектаклях, концертные номера.
Партии; Альберт ("Жизель"), Ленни ("Тропою грома" Караева), Юмагул
("Журавлиная песнь" Степанова), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"),
Зигфрид ("Лебединое озеро") и др. Ст. М.
ХАГУС, Вернер Александрович (р. 13.VII. 1909)- эст. сов. артист
балета. Засл. арт. Эст. ССР (1957). С 1928 - солист балетной труппы т-ра
"Эстония" (с 1949 - Т-р оперы и балета "Эстония", Таллин). С 1964-на
пенсии.
Партии: Ли Шан-фу ("Красный мак"), Кратт (о. п. Ту-бина), Калевипоэг
(о. п. Каппа), Клод Феролло ("Эсмераль-да"), Ротбарт ("Лебединое
озеро"),* Надсмотрщик ("Тийна" Аустер), Ромео ("Ромео и Джульетта") и
др. Леа. Т.
ХАДАРАВИЧЮС, Мечис Пятро (20. IV. 1902- З.Х. 1'949) - литов. сов.
актёр. Засл. арт. Лит. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1947.
Сценич. деятельность начал в 1923 как актёр и режиссёр самодеятельных
коллективов. В 1931 окончил драм. студию и был принят в Каунасский гос.
т-р. С 1940- актёр Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).
Роли: Том ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Алексис ("Дни портных в
Силмачах" Блаумана), Храповицкий ("1831 год" Венуолиса), Клаузен ("Перед
заходом солнца" Гаупт-мана), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Гаев
("Вишнёвый сад"), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Несчастливцев ("Лес")
и др.
Лит.: С i u n i s L., Mecys Chadaravicius, Vilnius,
1964. Ал. Д.
ХАДЖАЛИЯ, Шота Иванович [р. 5 (18).V.1917]- груз. сов. актёр. Нар.
арт. Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1939 окончил
лит. ф-т Горийского педагогич. ин-та. В 1939-52 - актёр Горийского т-ра,
с 1952 - Кутаисского т-ра. X. обладает большим обаянием. Многие его
сценич. образы отличаются душевной чистотой, благородством. Играет и
остро характерные роли, исполнение к-рых отмечено юмором, остротой
формы.
Роли: Уча ("Уча Учардия" Патарая), Расплюев ("Свадьба Кречинского"),
Котэ ("Молодая учительница" Келбакиа-ни), Яго; дон Сезар де Базан (о. п.
Дюмануара и Ден-нери), Карандышев ("Бесприданница"), Гегела ("Земляки"
Джапаридзе), доктор Штоль ("Человек со звезды" Вит-лингера). Эт. Г.
ХАДЖИГЕОРГИЕВ, Димитр - см. Георгиев, Димитр.
ХАДЖИЕВ, Парашкев (р. 14. IV. 1912)-болг. композитор. Нар. арт. НРБ
(1965). Сын Т. Хаджиева. Муз. образование получил в Софии, Вене, Берлине
(класс фп. и композиции). Произв. X. посвящены истории, быту и фольклору
болг. народа.
Автор опер: "Жил-был когда-то" (1957, Муз. т-р им. С. Македонского,
София), "Буйный смельчак" (1960, Софийская нар. опера), "Албена" (1963,
Старозагорская нар. опера), "Июльская ночь" (1964, Варненская нар.
опера), "Пять миллионов с гаком" (1965, Муз. т-р им. С. Македонского),
"Мастера" (соч. 1963); оперетт: "Деляна" (1952, Муз. т-р им. С.
Македонского), "Аика" (1955, там же), "Мадам Сан-Жен" (1958, там же);
балета "Серебряные туфельки" (1961, Варненская нар. опера); музыки к
спектаклям т-ра кукол и др. соч.
С 1940 - преподаватель, а с 1947-профессор Софийской консерватории.
Димитр. пр. 1948.
Лит.: Цибулка К., "Имало едно време', "Българска музика", 1957, ј
5-6; М а н к о в а Л., "Юлска нощ", там же, 1964, ј 8; Съветско мнение
за "Луд гидия", там же,
1965. ј 3. К. Др., А. Ив.
ХАДЖИЕВ, Тодор (14. VIII. 1885-9.Х.1956)- болг. дирижёр и композитор.
Засл. арт. НРБ (1950). В 1902 окончил Пражскую консерваторию. X.- первый
болг. оперный дирижёр. Принял активное участие в создании "Болг.
оперного товарищества", организовал оперный оркестр, руководил женским
хором. В 1908 под рук. X. артисты "Болг. оперного товарищества"
исполнили отрывки из опер "Евгений
Онегин" и "Русалка". Автор оперетты "Софийцы под Бухарестом" (Ш6,
София) и др. соч. В 1931-33- худ. рук. Софийской нар. оперы (с
1908-дирижёр). Работал также в Варне и Пловдиве.
Дирижировал операми: "Демон" (1910); "Камен и Цена" Иванова и
Кауцкого (1910), "Тахир-беговица" Хаджигеор-гиева (1911), "Фауст"
(1910), "Травиата" (1911), "Проданная невеста" (1912); "В колодце"
Блодека (1912), "Аида" (1914), "Свадьба Фигаро" (1912); "Беднячка"
Манолова (1917), "Евгений Онегин" (1919); "Далибор" Сметаны (1924),
"Искатели жемчуга" Бизе (1927), "Похищение из сераля" Моцарта (1928) и
др.
Лит.: Попдимитров К., Творческият път на Тодор Хаджиев, "Българска
музика", 1957, Л 4, с 56-58
А. Ив.
ХАДЖО (Haxho), Зоица (р. 28.III.1933) - алб. артистка балета. В 1945
окончила Моск. хореографич. уч-ще и с этого года стала солисткой Гос.
т-ра оперы и балета в Тиране.
Партии: Долина (о. п. Задеи, пр. Республики, 1965), Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Лола (о. п.
Василенко), Марин ("Бахчисарайский фонтан") и др. Р К
ХАЖАКЯН, Гаруш (Карапет) Хачатурович [р. 10(23).X. 1913] - арм. сов.
актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1931
окончил студию при Ленинаканском т-ре. В 1931-36 работал в Ереванском
рабочем т-ре, с 1936 - актор Т-ра им. Сундукяна.
Роли: Масисян ("Хатабала" Сундукяна), Александр ("Утёс" Папазяна),
Гагик ("Страна родная" Демирчяна), Эрекле ("Измена" Южина-Сумбатова),
Фердинанд ("Коварство и любовь"), Эдгар ("Король Лир"), Незнамов ("Без
вины виноватые"), Карандышев ("Бесприданница"), Звездич ("Маскарад"),
Кошевой ("Молодая гвардия"), Директор ("Деревья умирают стоя" Касоны),
Рубен ("Эти звёзды наши" Тер-Григоряна; Гос. пр. СССР, 1950).
X. создаёт образы, отмеченные чёткостью сценич. формы. Большое
внимание уделяет речевой характеристике персонажа. Б. А.
ХАЙ ВАХИТ (наст. имя и фам.- Абдулхай Каю-мович В а х и т о в) (р.
20.XII.1918) - тат. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1952.
Автор пьес "Трутни" (1938), "Кровавые руки" (1939), драмы "Скрытые
следы" (1956, Тат. передвижной т-р). В 1960 за пьесу "Первая любовь"
(Т-р имени Г. Ка-мала) X. В. присуждена республиканская Тукаев-ская пр.
Комедия "Первая любовь" ставилась в тат., башк. т-рах, узб. Т-ре им.
Хамзы и др. В 1962 в Т-ре им. Г. Камала и Башкирском академич. т-ре была
пост. комедия "Добро пожаловать", в 1963 - драма "Где же ты?". Пьеса
"Полёт ласточки" (1965) пост" в Т-ре им. Г. Камала и др. т-рах. X. В.
написал либр. опер "Самат" (1957) и "На берегу Дёмы" (1965), пост. в
Т-ре им. М. Джалиля.
Соч.: "Беренче мэхэббэт", Казан, 1962; "Рохим ите-гез!", Казан, 1963;
"Кайда сон син?", Казан, 1964; "Карлы-гач канат кага". Казан, 1965. X.
К.
ХАЙДУЦКАЯ ДРАМА (болг. хайдук, от венг. hajdu-воин, тур. haydut -
разбойник)- особый вид болг. драматургии, сюжетной основой к-рой были
легенды и предания о борьбе партизан-хайдуков против тур. ига. Получила
развитие в нач. 2-й пол. 19 в. Выражала идеи нац.-освободит, борьбы.
Ранняя X. д. "Стоян-Воевода" (имя автора неизвестно, 1866) призывает
народ к вооружённой борьбе против поработителей. Пьеса была запрещена
тур. властями. X. д. писали мн. болг. революционеры-демократы: Л.
Каравелов ("Хаджи Димитр Ясенов")" Бачо Киро Петров ("Бедняк Танчо"). Д.
Войников, первый болг. комедиограф, написал пьесу "Ди-манка, или Верная
первая любовь", А. Узунов- "Цвятко-Вобвода". Эти произведения явились
одним из истоков болг. реалистич. драматургии, с её ярко выраженной
социальной направленностью.
Лит.: Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър,
ч. 1, С., 1959; его же. Българската драматургия до Освобождението, в
кн.: Христоматия по история на българския драматически театър, С., 1962;
Ста години български театър. 1856-1956, С., 1956, с. 42, 98 рус. пер.М..
1962). Я. Кон.
ХАЙКИН, Борис Эммануилович [р. 13(26).Х. 1904] - рус. сов. дирижёр.
Нар. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1928 окончил
Моск. консерваторию по дирижёрскому классу у Н. А. Малько и К. С.
Сараджева, по классу фп. у А. Ф. Гедике. В 1928-35 - дирижёр Оперного
т-ра им. Станиславского (Москва, с 1933 - зав. муз. частью, в 1935 - гл.
дирижёр). В 1936-43 - худ. рук. Ленингр. Малого оперного т-ра;
дирижировал операми: "Царская невеста" (1936), "Евгений Онегин" (1937),
"Борис Годунов" (1939), "Пиковая дама" (1942), "Иоланта" (1943; Гос. пр.
СССР, 1946);
"Кола Брюньон" Кабалевского (1938), "Мятеж" Ходжа-Эйнатова (1938) и
др. В 1943-53 - гл. дирижёр Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград),
где дирижировал операми: "Дуэнья" Прокофьева (1946), "Семья Тараса"
Кабалевского (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Декабристы" Шапорина (1953),
"Орлеанская дева" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Мазепа" Чайковского
(1950), "Хованщина" (1952) и др. С 1954 - дирижёр Большого т-ра
(Москва). Дирижировал операми: "Евгений Онегин" (1960, гастроли труппы
Большого т-ра, Прага, Брно, Братислава), "Хованщина" (1963, Флоренция,
т-р "Кому-нале"), "Пиковая дама" (1964, Лейпцигский оперный т-р).
Выступает и как симф. дирижёр. Гастролировал в Будапеште, Берлине,
Бухаресте, Антверпене, Яссах и др. городах Европы.
С 1935 - профессор Моск. и Ленингр. консерваторий. В. Ю.
ХАЙТАУЭР (Hightower), Розелла (р. 30.1. 1920)- амер. артистка балета.
По происхождению индианка. В 1938 дебютировала в труппе "Русский балет
Монте-Карло", где выступала до 1941. В 1941 - 46 и в 1955- 1957-в труппе
"Балле тиэтр", в 1946-47-"Оригинальный русский балет Марковой-Долина", в
1947-62- ведущая танцовщица труппы "Балет маркиза де Куэ-вас". В нач.
60-х гг. организовала в Канне балетную студию-Центр классич. танца.
Х.-одна из ведущих амер. танцовщиц классич. школы. Её танец отличается
виртуозной техникой. С особым успехом испол-вяет партии, требующие
динамики, силы, экспрессии. Исполняла также романтич. партии.
Партии: Уличная танцовщица ("Петрушка" Стравинского), Гера ("Елена
Троянская" на муз. Оффенбаха), Тальони "Па-де-катр" Пуни),
Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора;
Инее де Кастро (о. п. Серра), Морфида ("Световая западня" Дамаза) и
др. Выступала и как балетмейстер; пост. балеты "Саломея" на муз. Р.
Штрауса (1950), "Скарамуш" Сибе-лиуса (1951) и др. Е. С.
ХАЙЧЕНКО, Григорий Аркадьевич (р. 18.X. 1923) - рус. сов. театровед,
педагог. Чл. Коммунистической партии с 1942. В 1952 окончил ГИТИС. С
1958 преподаёт в ГИТИСе историю советского театра. С 1958 - учёный
секретарь Института истории искусств.
Соч.: Основные этапы развития советского театра. М. 1962;Игорь
Ильинский, М.,1962; Великий волшебник театра М., 1964; Страницы истории
советского театра, М., 1965 Главы о театре, в кн.: Всемирная история, т.
7 и 9, М. 1960-62. . А.Ив
ХАКАССКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Рождение X. т. и д. относится к тому
периоду в истории социалистич. гос-ва, когда в результате завоеваний
Октября начинается стремительный рост культуры т. н. "малых" народов. В
конце 20-х - нач. 30-х гг. хакасский народ переживает значит, социальные
преобразования. Рождение социалистич. Хакасии сопровождалось острой
классовой борьбой в улусах, борьбой против пережитков родовых и
феодальных отношений.
В конце 20-х и нач. 30-х гг. формируется нац. лит-ра, оплодотворяемая
идеями социализма и нар. творчества хакасов. В нач. 30-х гг. в Хакасской
авт. обл. создаются первые агитбригады, деятельность к-рых была сходна с
деятельностью "Синей блузы". В составе первой агитбригады, руководимой
поэтом и драматургом А. М. Топановым, кроме актёров, были чатханисты
(исполнители нар. песен в сопровождении муз. инструмента чатхана).
В 1931 создаётся самодеятельный нац. т-р, появляется первая 3-актная
пьеса А. М. Топанова "Чертополох" (1932) на хакасском яз. В последующих
пьесах Топанова "От ружья к трактору", "Классовые враги" (обе в 1933)
показана классовая борьба в улусе, столкновение между старым,
отживающим, и новым, революц. миром.
Большое влияние на формирующиеся X. т. ид. оказывала классич. и сов.
драматургия. В 1932- 1937 были пост. спектакли: "Свои люди - сочтёмся",
"Хозяйка гостиницы"; "Шестеро любимых" Арбузова, "Первая Конная"
Вишневского и др. В 1937 Хакасский колх.-совх. т-р был преобразован в
театр-студию. В 1939 в Хакасской авт. обл. создаётся рус. т-р, а
Хакасский т-р становится профессиональным.
Развитие X. т. ид. связано с появлением нар. героич. драмы М. Кокова
"Акун" (1940) о борьбе хакасской бедноты за победу Сов. власти в улусе.
Гл. роли играли воспитанники студии А. А. Шурышев и Е. П. Начинова. В
нач. 40-х гг. рождается нац. комедия, осмеивающая проявления
бюрократизма, родовые и феодальные пережитки. Первая хакасская комедия
"Одураченный Хорхло" А. М. Топанова и Н. М. Зингеровского (1942)
показывает нравственное превосходство людей из народа над лицемерными и
самодовольными баями. Комедия пронизана музыкой и песенностью
(композитор А. А. Кенель), к-рые характерны и для др. пост. т-ра. Среди
ведущих актёров хакасского т-ра в 30-е гг. были: Е. П. Натчинова, А. М.
Топанов, Н. И. Коков, А. С. Саргова, А. А. Шурышев и др.
В годы Отечественной войны были пост. пьесы Топанова ("Юный герой",
"Стальные сердца", "Кровь за кровь", "Сын хакасского народа"), посв.
воен. событиям, а также "Женитьба" (1942), "Разлом" (1941), "Русские
люди" (1943), "Нашествие" (1944). Среди спектаклей 50-х гг.: "Всходы" М.
Е. Кильчичакова (1952)- драма о коллективизации хакасских улусов, о
борьбе с баями и бандитами, и лирич. комедия "Медвежий лог" того же
автора (1955), посв. изображению жизни улуса, людей хакасского колхоза,
разоблачающая антидемократич. практику единоличного руководства делами
колхоза. Комедия ставилась мн. рус. и нац. т-рами (переведена на рус.
яз. драматургами В. 3. Массом и М. А. Червинским). Вхождению Хакасии в
состав РСФСР посв. муз. драма И. Кычакова "Птица-счастье" (1955) и
драматич. поэма "Ах Тигей" Н. Доможакова (1958). Люди совр. Хакасии
показаны в пьесах: "Дорога к звёздам" Г. Сарожакова (1962), "У подножья
тасхыла" С. Чаркова (1961). В 50 - 60-х гг. были пост.: "Белый лотос" по
Шудраке (1957), "Двенадцатая ночь" (1956), "Отелло" (1963), "Виндзорские
проказницы" (1964), "Васса Железнова" (1962);
"В добрый час" (1956), "В поисках радости" (1957) Розова, "Легенда о
любви" Назыма Хикмета (1961), "Материнское поле" (1965) и "Тополёк мой,
в красной косынке" (1966) по Айтматову и др.
В труппе т-ра (1967): засл. арт. РСФСР А. И. То-дикова, А. А.
Шурышев, К. С. Чаркова, А. В. Щукин, А. Т. Щетинин. В 1956 в труппу
вошла группа молодых актёров, окончивших Хакасскую студию при Ленингр.
театр. ин-те,-В. Чебодаева, Н. Баи-нова, Г. Саражков, Д. Килижеков, А.
Тодикова. Гл. реж. т-ра-А. В. Тугужеков, комп.-А. А. Кенель, художник-Л.
А. Алексеев. Т-р ставит спектакли на хакасском и рус. яз.
Лит.* К о к о в М. С., Акун, в кн.: Коков М. С. [и др.]. Сборник
художественных произведений, Абакан, 1949 (на хакасском яз.);
Кильчичаков М., Всходы, Медвежий лог. Пьесы, Абакан, 1958; Топанов А.,
Хызыл чазы ("Красная степь ). Сб., Абакан, 1961; его же, Ала-хтыртхан
Хорхло, в кн.: "Красная степь", Абакан, 1961 (на хакасском яз.);
Самохвалов П., Записки режиссёра. Из истории Хакасского национального
театра, Абакан, 1958;
Литература Советской Хакасии. Сб. критич. статей, Абакан, 1962. Я. А.
ХАКЕТТ (Hackett), Чарлз. (4.XI.1889-1.1.1942)- амер. артист оперы
(тенор). Пению учился у А. Хаб-барда (Бостон) и В. Ломбарди (Флоренция).
С 1908 выступил как концертный певец. В 1915 дебютировал в Италии в
партии Фауста ("Мефистофель" Бойто). Затем пел в крупнейших т-рах
Италии, Бразилии и Уругвая. В 1919-22 и с 1934 - в т-ре
"Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в 1922 - в т-ре "Ла Скала" (Милан); в
1923-34- в Чикагской опере.