<< Пред. стр. 828 (из 913) След. >>
Ьавказского фронта, затем т-рами "Палас" и "Вольным т-ром" в Москве. С1923 снова выступал на эстраде; читал фельетоны М. М. Зощенко и др. В
1928-34 работал в Моск. т-ре оперетты. В 1934 вступил в труппу Моск.
т-ра Сатиры. В этом т-ре X. создал ряд значительных ролей: Труффальдино
("Слуга двух господ"), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского),
Безгольдер ("Дорога цветов" Катаева), Зайчик ("Неравный брак" бр. Тур и
Шейнина). Поло-жителыше герои X. отличались мягким лирич. юмором,
большим обаянием: Максим Максимович ("Весенний смотр"
Шкваркпна), Понцер ("Большая семья" Финна). Творчество X. отмечено
мастерством перевоплощения, щедростью актёрской фантазии, неистощимым
юмором.
Лит.: Михоэлс С., Статьи. Беседы. Речи, М., 1960;
Утёсов Л., С песней по жизни, М., 1961; H e ж н ы и И., Былое перед
глазами, М., 1963. ff MOD'
ХЕННИНГ (Henning), Кнут Уно (р. 14.IX. 1895) - швед. актёр. В 1917
окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм) и был зачислен в
труппу этого т-ра. В 1927-35 работал в др. стокгольмских т-рах. X.
развивает реалистпч. традиции швед. сценич. школы. Для его исполнения
характерны романтич. одухотворённость, экспрессия внешнего рисунка,
глубокое раскрытие внутр. мира героев, их органич. взаимосвязи с
окружающей действительностью.
Роли: Кассио, Брут, Кориолан ("Отелло", "Юлий Цезарь" о. п.
Шекспира), Мортимер ("Мария Стюарт"), Калаф ("Прин цесса Турандот"
Гоцци), мастер Улоф, Олаус Петри, Адвокат, Морис (о. п., "Густав Ваза",
"Игра мечты", "Преступление и преступление" Стриндберга), Каннинг
("Гертруда" Сёдерберга), Йеста Берлинг ("Сага о Йесте Берлинге" по
Лагерлёф), Симонид ("Философский камень" Лагерквиста), Вилли Ломен
("Смерть коммивояжёра" Миллера) и др.
Лит.: Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst Stockh., 1963. Вл.
М.
ХЕНСЛО (Henslowe), Филип (год рожд. непзв.- 6.1.1616) - англ. театр.
антрепренёр. Построил т-ры "Роза" (1587), "Фортуна" (1600), перестроил
арену для травли медведей под т-р "Надежда" (1614). X. принадлежали т-ры
"Ньюингтон Бате", "Лебедь". Субсидировал труппу "Слуги лорда-адмирала",
сдавал ей свои помещения, покупал и заказывал для неё пьесы. В 1845
англ. театр. и лит. критик Дж. П. Коль-ер опубликовал в издании
"Шекспировского общества" дневник X. "Henslowe 's diary" (не полностью).
В дневнике даны сведения об организации театр. дела в Англии
шекспировской эпохи. Совр. научные издания дневника осуществил У. У.
Грег.
Соч.: Ph. Henslowe's diary, ed. J. P. Collier, L., 1845;
Henslowe's diary, ed, W. W. Greg", v. l-2, L., 1904-08;
Henslowe papers: being documents supplementary to Henslowe's diary,
ed. W. W. Gres, L., 1907.
Лит.: А н и к с т А., Театр эпохи Шекспира, М., 1965;
Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. l, Oxf [1923J. ф. к[
ХЕНЦЕ (Henze), Ханс Вернер (р. I.VII.1926)- нем. композитор. Учился в
Гейдельберге (1946) у В. Форт-нера и в Париже (1948) у Р. Лейбовпца. В
1950- 1953 - худ. рук. балета в Висбадене. Затем переселился в Италию.
Испытал сильное влияние Шёнберга. Среди многочисл. произв. X.- оперы:
"Чудесный театр" по Сервантесу (1949, Гейдельберг), "Бульвар
Одиночества" (1952, Ганновер), "Король-Олень" (1956, Берлин, Городская
опера; 2-я ред., 1963, Кассель), "Принц Гомбургский" (1960), "Элегия о
молодых возлюбленных" (1961, фестиваль, Шветцингец), "Молодой лорд"
(1965); камерные оперы:
"Сила обстоятельств" (1959, Сполето), "Соловей императора" (1959,
Венеция); радиооперы: "Сельский врач" (по Ф. Кафке, 1951, Гамбургское
радио), "Конец мира" (1953, там же); балеты: "Джек Паддинг" (1951,
Внсбаден), "Идиот" (1952, Берлин), "Ундина" (1958, Лондон) и др. Ал. М.
ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич [25.Х(5.Х1). 1733- 27. IX(9.X). 1807] -
рус. писатель, поэт, драматург. Один из выдающихся рус. поэтов 18 в.
Образование получил в Сухопутном шляхетном корпусе в Петербурге.
Печататься начал в 1756. X.- зачинатель и крупнейший представитель
дворянского сентиментализма в драматургии. Черты сентиментализма
проявились уже в его ранних пьесах (написанных ещё в классицистском
духе). В них вместо "благородных героев" классицпстской трагедии
выведены простые люди, осуждается насилие, автор призывает к признанию
"естественных прав" простого человека, к моральному
самоусовершенствованию. Первое драм. произв. X. - трагедия "Венецианская
монахиня" (1758) - обличает религиозный фанатизм, но осуждает и
человеческие страсти. Драм. действие построено в этой пьесе на
случайностях, эффектах (приём, ставший впоследствии обычным для X.).
Следующая пьеса X.- "Безбожник" (1761) - написана в традициях школьного
т-ра. Реакционные черты мировоззрения X. с наибольшей силой выражены в
его "слёзных драмах": "Друг несчастных" (1774) и"Гонимые" (1775).
Показывая в них несчастья честных людей, тяжёлую жизнь городской
бедноты, X. утверждал мысль, что смирение и добродетель всегда приводят
к заслуженному счастью. Все социальные противоречия сводились автором к
конфликтам между хорошими и дурными людьми. В идейном и художеств.
отношениях к "слёзным драмам" X. близки его комич. оперы "Добрые
солдаты" (1779) и "Милана" (1786). В последнем драм. произв. X.-
трагедии "Освобождённая Москва" (1798) - проводится мысль о священном
характере самодержавной власти. Пьесы X. ставились на придворной сцене в
Петербурге, в Москве, в домашних т-рах. Особенным успехом у публики
пользовались его "слёзные драмы", насыщенные внешними эффектами,
уводившие зрителя от жестокой действительности в мир добродетельных
дворян, гуманных чиновников и преданных им чувствительных простых людей.
X. руководил т-ром при ун-те, положившим начало проф. т-ру в Москве
(см. Университетский театр).
Соч.: Творения, ч. 1-12, M., 1796-1803. Лит.: Асеев Б. Н., Русский
драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Русские драматурги
XVIII- XIX века, т. 1, Л.-М., 1959; Благой Д. Д., История русской
литературы XVIII века, 4 изд., М., 1960; Лонги н о в М., М. М. Херасков,
"Русский архив", 1873, кн. 2, с. 1453-79. С. Г.
Х‚РБИГЕР (Horbiger) - семья австр. актёров. А т т и л а X. (р.
21.IV.1896) - ученик М. Рейнхардта. Учился в театр. школе при Нем. т-ре
в Берлине. В 1919 - актёр т-ра в Штутгарте, в 1921-22 - "Рай-мундтеатра"
(Вена), в 1928-50 - "Йозефштадттеатра" (Вена), с 1950-ведущий актёр
венского "Бургтеатра". Лучшие роли: Петруччио ("Укрощение строптивой"),
Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Николай ("И свет во тьме светит" Л. Н.
Толстого), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера). На фестивалях в Зальцбурге
играл Человека ("Каждый человек" Гофмансталя, реж. М. Рейнхардт, 1936)
Фауста (о. п. Гёте). В 1961 сыграл Галилея ("Жизнь Галилея" Брехта) в
"Бургтеатре". X.- актёр высокой сценич. культуры. Его иск-во отличается
глубокой человечностью, искренностью, высокий драматизм сочетается с
тонким юмором. Сценич. герои X. активны, действенны. Игра его исполнена
экспрессии. Снимается в кино.
Пауль Х.(р.29.1У.1894)-брат Аттилы X.В 1919-26 работал в Нем. т-ре в
Праге, в 1926-38 - в Берлине, в т-рах М. Рейнхардта, в 1940-46-в венском
"Бургтеатре". Выдающийся характерный комик, X. исполнял роли Валентина
(:Расточитель" Раймунда), Цвирна ("Злой дух Лупмацивагабундус" Нестроя)
и др. Снимается в кино.
Лит.: Fontana О. M., Wiener Schauspieler von Mit-terwurzer bis Marie
Eis, W., 1948. д. Лоб.
Х‚РЛЯ (Herlea), Николае (р. 1927) - рум. артист оперы (лирико-драм.
баритон). Нар. арт. СРР (1962). В 1950 окончил Бухарестскую
консерваторию. Творч. деятельность начал в 1947 как солист муз.
ансамблей. В 1950 дебютировал на сцене Рум. т-ра оперы и балета в
Бухаресте в партии Сильвио ("Паяцы"). Сильный и гибкий голос певца
отличается богатством красок, тёплым и красивым тембром. Гастролировал в
Советском Союзе (1955, 1959, 1963), Чехословакии, ГД P, Югославии,
Болгарии, Турции, Австрии; пел на сценах т-ров - "Ла Скала" (Милан),
"Ковент-Гар-ден" (Лондон), "Гранд-Опера" (Париж), "Метрополитен - опера"
(Нью-Йорк) и др.
Партии: Риголетто, Жермон, маркиз Поза, граф Луна, Форд (о. п.,
"Травиата", "Дон Карлос", "Трубадур", "Фальстаф" Верди), Фигаро;
Тонио ("Паяцы"), Эскамильо; Валентин ("Фауст), Онегин, Елецкий и др.
Гос. пр. СРР (1964). Лауреат 'меж-дунар. конкурсов в Женеве (1955),
Бельгии (1957) и др.
Лит.: Селиванов П., Хромченко С., Гастроли румынского певца, "Муз.
жизнь", 1959 ј 21; J.-V. Р., Nicolae Herlea, "Muzica", 1964, Яа 1, р.
40-41; "Muzica", 1965, ј 6, p. 29-3U. А. Ив.
XEPH (Herne), Джеймс А. [наст. фам.- А х е p н (Ahern); 1.11.1839-2.
VI.1901] - амер. драматург и актёр. Театр. деятельность начал как актёр
т-ра Болдуин в Сан-Франциско. Здесь же начал драма-тургич. деятельность;
инсценировал роман Ч. Дпк-кенса, переделывал популярные переводные
пьесы. Ранние пьесы X.- романтич. мелодрамы, изобилуют сценич.
эффектами. Наиболее известны: "На дюйм от жизни" (1879, т-р Болдуин, по
роману Э. Габорио), "Храбрые люди" (1879, там же; совм. с Д. Беласко).
Позднее X.использовал сюжеты из истории США,писал о совр. жизни: "Солдат
народной милиции 1774-75" (1886, т-р Честнат, Филадельфия), "Мэри,
рыбацкая дочь" (1888, Нью-Йорк). В творчестве X. сказалось влияние
произведений Г. Ибсена и Л. Толстого. Драма'"Маргарет Флемминг",
написанная под воздействием "Норы", была одной пз первых реалпстпч.
амер. пьес. X. сам пост. её в 1891 в Бостоне. В 1893 пост. пьесу "Ферма
у моря" в т-ре "Бостон мьюзеум" (в пьесе показана жизнь фермеров в
период проникновения капитализма в с. х-во). X. изображал в своих пьесах
жизнь простых людей США - фермеров, рыбаков, горожан. Историч. драма
"Преподобный Гриф-фит Давенпорт" (1899) - единственная амер. драма 19
в., в к-рой исторически верно изображена Гражданская война 1861-65. Как
актёр X. стремился к реалистич. трактовкам, восставал против романтич.
преувеличений и натуралистич. крайностей, оставаясь верным требованию
"правды жизни". X. был одним из лучших характерных актёров США тех лет.
Играл роли добрых, простых, честных людей. В собств. пьесах исполнял
роли Рейбена Фольксглава ("Солдат народной милиции 1774-75"), дяди Ната
("Ферма у моря"), Давенпорта в одноим. пьесе.
Соч.: The early plays of James A. Herne, Princeton, 1940 (America's
Lost Plays, v. 7).
Лит.: Q u i n n A. H., A history of the American drama since the
Civil War to the present day, N. Y., 1945. /f. Г.
ХЕРСОНСКИЙ, Хрисанф Николаевич [р. 20.VI (2. VII). 1897] - рус. сов.
театровед и театр. критик. Учился в Гос. высших театр. мастерских
(1922-23). Был актёром Гос. показательного т-ра, Т-ра РСФСР 1-го, т-ра
"Романеск". С 1917 выступает в печати.
Соч.: Вахтангов, М., 1940; Беседы о Вахтангове, М.-Л., 1940; Борис
Щукин. Путь актёра, М., 1954; Вахтангов, М., 1963. Я. Мор.
ХЕРХЕУЛЙДЗЕ, Шалва Георгиевич [р. 8(21).V. 1908] - груз. сов. актёр.
Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1951. С 1925 играл
в спектаклях в любительских кружках нар. т-ров, рабочих клубов. С 1933
начал проф. сценич. деятельность; 'работал в т-рах гг. Поти, Местии,
Сигнахи, Зугдиди, Боржоми, Хашури. В 1933-34 - режиссёр т-ра в Местии
(Сванетия). С 1941-актёр Горий-ского т-ра. Иск-во X. отличается
яркостью, сочностью, сатирич. остротой.
Роли: Кваркваре, Харитон ("Кваркваре Тутабери", "Свадьба колхозника"
Какабадзе), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Кречинский ("Свадьба
Кречинского"), Антипа Зыков ("Зыковы"), Акоп ("Ханума" Цагарели),
Президент и Гофмаршал ("Коварство и любовь") и др. Эт. Г.
С 1954 снимается в кино.
ХЕРЦ (Hertz), Хенрик (27.VIII.1798-25.II.1870)- дат. драматург.
Учился в Копенгагенском ун-те. Лит. деятельность начал в 1827 комедией
"Г-н Бурхардт и его семейство", пост., как и следующие его пьесы,
Королевским т-ром в Копенгагене. Комедии: "Любовь и полиция" (1827),
"Наследники" (1829), "Проделки Амура" (1830), "Однажды на острове Альс"
(1832), "Единственная ошибка" (1835), "Дебаты с другом полиции" (1835),
"Зоопарк для бедняков" (1836) и др. воссоздают мещанскую среду и далеки
от глубоких социальных обобщений. Исключение составляет комедия
"Сберегательная касса" (1836), в к-рой алчность и моральная
беспринципность купеч. семьи изображены с гротесковой силой, а персонажи
целостностью их страстей и пороков напоминают сатирич. образы Л.
Хольберга. Гуманизм, органич. связь с нац. поэтич. традицией,
проникновенный лиризм отличают романтич. драмы "Дом Свена Дюринга"
(1837), "Дочь короля Рене" (1845, положена в основу либретто оперы
Чайковского - "Иолан-та"), "Нинон" (1848). Лучшие комедии и драмы X.
входят в репертуар совр. дат. т-ров.
Соч.: Дочь короля Рене (Иоланта), пер. [с датск.], М., 1911; Udvalgte
dramatiske v?rker, bd 1-8, Kbh., 1897.
Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр. в кн.: История
западноевропейского театра, т. 4, М., 1964, с. 515-48;
Brondsted M., Henrik Hertzes teater, Kbh., 1946; B i 1-1 e s k o v S
a n's e n F. J., Danmarks digtekunst, bog III. Romantik Of romantisme,
Kbh., 1958. Вл. М.
ХЕРЦБЕРГ (Hertzberg), Брита (р. 19.Х. 1901)- швед. артистка оперы
(сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1943). Училась в Стокгольме и
Берлине. С 1924 - солистка Королевской оперы в Стокгольме. С 1950 пела
партии меццо-сопрано. Гастролировала во мн. городах мира. Оставила сцену
в 1954. X. обладала красивым голосом широкого диапазона, большой муз. и
сценич. культурой. Исполнение её отличалось поэтичностью. Первая
исполнительница партий: Элизив ("Адильс и Элизив" Петерсон-Бергера,
1927), Юдифь ((c). п. Н. Берга, 1936), Биргитта (о. п. Н. Берга, 1942),
Унн ("Отверженный" Линдберга, 1943); первая швед. исполнительница партии
Катерины Измайловой (о. п. Шостаковича, 1935).
Др. партии: Изольда ("Тристан и Изольда" Вагнера), Татьяна, Тоска;
Черсти ("Невеста короля" Рангстрёма). Вл. О.
ХЕССИН, Александр Борисович [7(19).Х.1869-ЗЛУ. 1955] - рус. сов.
дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Окончил Петерб.
консерваторию (1899, класс композиции Н. Ф. Соловьёва).
Совершенствовался как дирижёр у А. Никиша в Лейпциге (1899-1900), затем
у Ф. Мотля в Карлсруэ (1900). В 1904-05 - директор Моск. филармонич.
уч-ща; с 1910-худ. рук. и гл. дирижёр Муз.-историч. об-ва А. Д.
Шереметева; в 1915-17 - оперный дирижёр Нар. дома в Петрограде; в
1918-19 дирижировал рядом спектаклей в Мариинском т-ре (Петроград). В
1922 стал одним из организаторов Моск. филармонии; с 1935 - худ. рук. и
гл. дирижёр Оперной студии Моск. консерватории. В 1943-53 руководил
Ансамблем сов. оперы ВТО (Москва), где подготовил к концертному
исполнению более 20 новых сов. опер, в т. ч.: "Война и мир" Прокофьева
(1944), "Севасто-польцы" Коваля (1948), "Фома Гордеев" Касьянова (1946)
и др., а также ряд опер, отсутствовавших в репертуаре моек. т-ров:
"Орестея" Танеева (1945), "Порги и Бесс" Гершвина (1945), "Зачарованный
замок" Монюшко (1946), "Далибор" Сметаны (1944) и др. С 1924 вёл
педагогич. работу (ГИТИС).
Соч.: Из моих воспоминаний, М., 1959. В. Ю.
ХЕТАГУРОВ, Коста (Константин Леванович) (15. Х.1859, сел. Нар,
-1.IV.1906, сел. Георгиево-Осетин-ское, ныне Хетагуров) - осетинский
писатель. Основоположник осетинской художеств. лит-ры и лит. языка.
Занимался в петерб. Академии художеств. Написал комедию "Курсистка",
заложившую основу осет. драматургии, в 1895 - новый вариант этой комедии
под назв. "Дуня" (был опубликован в газете "Северный Кавказ"). В
драматургии Х.,так же как и во всём его творчестве, проявились
революционно-демократические тенденции.
Соч.: "Дуня", М.-Л., 1940. Д. Ним.
Х‚ФЛИХ (Hoflich), Люция (20.II.1883-9.X. 1956)-нем. актриса.
Дебютировала в городском т-ре Бромберга (1899-1901). Играла в
"Раймундтеатре" (Вена). С 1903 (с перерывами)-в Нем. т-ре (Берлин) под
рук. М. Рейнхардта. Здесь её партнёром по мн. спектаклям был Э.
Винтерштейн, к-рый оставил описание игры X. в своих мемуарах "Моя жизнь
и моё время". В Берлине играла также на сцене "Штатстеатра" (1926-29).
Исполняла роли в классич. нем. драматургии: Луиза ("Коварство и
любовь"), Амалия ("Разбойники"), Маргарита ("Фауст" Гёте), Франциска
("Минна фон Барнхельм" Лессинга), а также в пьесах Шекспира: Корделия
("Король Лир"), Виола ("Двенадцатая ночь"), Катарина ("Укрощение
строптивой"). Большой успех X. принесло исполнение ролей в пьесах
Гауптмана: Роза Бернд (о. п.), Ханна ("Возчик Геншель"), фрау Ион
("Крысы"). Выступала также в пьесах Ибсена (Нора; Ребекка -
"Росмерсхольм"), Хеббеля (Мария Магдалина - о. п.) и др. Актриса
продолжила лучшие реалистич. традиции школы О. Брама.
Большой сценич. темперамент, страстность исполнения сочетались в игре
X. с тонкой нюансировкой. Естественность и простота определили успех X.
при исполнении ролей женщин из народа, к-рые она играла в совр. нем.
драмах (Эрнестина Пушек - "Болезнь молодёжи" Брукнера и др.). В знак
протеста против преследований прогрессивных артистов после захвата
нацистами власти в Германии X. демонстративно покинула Нем. т-р. В 1933
организовала театр. школу-студию, где преподавала. С 1940 работала в
"Шиллер-театре".
В 1946-50 возглавляла Мекленбургский гос. т-р в Шверине (ГДР),
руководила театр. студией. За театрально-педагогич. деятельность ей было
присвоено звание профессора. Снималась в кино. И. Я.
ХИДЗИКАТА, ‚си (1898-4.VI.1959) - японский режиссёр и театральный
деятель. Чл. Коммунистич. партии Японии с 1946. Окончил Токийский ун-т.
В 1919, будучи студентом, организовал любительскую театр. труппу
"Томодатидза", тогда же познакомился с Осанаи Каору и под его рук.
изучал иск-во режиссуры. В 1923 совм. с Осанаи Каору пытался создать
япон. т-р совр. драмы (в 1924 организовали и в дальнейшем руководили
т-ром "Цукидзи"). Спектакли, пост. X., посв. совр. социальным
конфликтам. В 1929, после раскола труппы "Цу-кидзи сёгэкидзё",
организовал новую труппу "Синцу-кпдзи гэкидан". В своих творч. поисках
X. был близок творч. принципам сов. т-ра, методу социалистич. реализма.
В 1938-41 работал в моек. Т-ре Революции. В 1941 вернулся в Японию, где
был арестован (освобождён в 1945). С 1948 - директор Центр, театр. школы
(Токио). С 1950, после слияния школы с Академией сценич. иск-ва ("Бутай
гэйдзюцу гакуин"),- зам. директора академии. Деятельность X. оказала
большое влияние на развитие совр. т-ра Японии.
Пост.: "Сон в летнюю ночь" (1949), "Ромео и Джульетта" Шекспира
(1950), "Власть тьмы" (1954); "Фукудзава Юкити" Маяма Сэйки
(1953),"Сказание о Хорюдзи" Танидзаки Дзюнъ-итиро (1958).
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер., М., 1960; на япон.
яз.- Энгэки хякка дайдзитэн, Токио, 1963. Л. Г.
ХИДОЯТОВ, Абрар (1900-З.Х.1958) - узб. сов. актёр. Нар. арт. СССР
(1945). Чл. Коммунистич. партии.
В 1918 вступил в театр. коллектив, возглавляемый М. Уйгуром (с 1919 -
Труппа им. Карла Маркса), выезжал на фронты гражданской войны. В 1924-27
учился в Узб. студии в Москве, с 1927 - актёр Центр, образцовой узб.
гос. труппы (с 1929 Т-р им. Хамзы). X. создавал масштабные, крупные
образы положительных героев, выражавшие передовые общественные идеи.
Сценич. образы X. стали художеств. летописью развития характера сов.
людей в Узбекистане: большевик Арслан ("Два коммуниста" и "Разгром"
Яшена, 1929, 1934), бывший партизан Сарымсак ("Сожжём" Яшена, 1932) и
др. Характер узб. народа, его историч. путь в предреволюц. годы нашли
выражение в образе батрака Гафура ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), ставшего
борцом с насилием. Образ Гафура в исполнении X. стал эпич. фигурой,
символизирующей пробуждение сил порабощённого народа. Призыв к борьбе за