<< Пред.           стр. 829 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 освобождение определял исполнение ролей: вождя восставших рабов Зер
 Сибане ("Загмук" Глебова, 1928), руководителя большевистского одесского
 подполья Бродского ("Интервенция" Славина, 1934), Шванди (1937). Играя
 роль Гая ("Мой друг" Погодина, 1934), X. выразил гражданственный
 темперамент, романтич. устремлённость борцов за выполнение пятилеток.
  Чувство современности, яркое своеобразие отличали трактовку актёром
 шекспировских образов. X. играл Гамлета (1935) пылким и смелым
 человеком, гневно обличающим лицемерие. В роли Отелло (1941) X.
 разрабатывал этич. проблемы, выражал страстную ненависть народа к
 неравенству, протест против антигуманизма, нац. гнёта, расовой
 исключительности. Выдающийся актёр-романтик, X. играл Отелло как
 человека глубокого ума, напряжённой мысли. Через всю роль X. пронёс тему
 большой поэтически возвышенной любви. Образы Гамлета и Отелло, созданные
 X., стали значительным событием нац. культуры.
  Важным этапом в творчестве актёра стали роли в историч. спектаклях, в
 к-рых проявилось слияние героико-романтич. пафоса с психологич.
 углублённостью, характерное для иск-ва X. Он играл Муканна (о. п.
 Алимжана, 1943) - вождя нар. восстания против арабских завоевателей (8
 в.) с шекспировским размахом, передавая его воинственную энергию и
 цельность чувств. Величие древней культуры Востока выражал образ
 великого поэта и борца за справедливость Алишера Навои (о. п. Уйгуна и
 Султанова, 1945; Гос. пр. СССР, 1949).
  Глубоко человечные, возвышенные, вдохновенные положительные герои X.
 контрастировали в его творчестве с жестокими, низменными, отрицательными
 персонажами, созданными актёром на сцене узб. т-ра: Вурм (1921),
 Городничий (1926), враги советского народа - Кокумбай ("Мятеж" по
 Фурманову, 1929), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко, 1930), Аман
 ("Вредители хлопка" Исмаилова, 1930), Арипов ("История заговорила"
 Сафарова и Сайда, 1931), Тоигбек ("Маска сорвана" Фатхуллина, 1932).
  Редкий по красоте и богатству интонаций голос, пластич. завершённость
 и красота движений, великолепное владение иск-вом монолога, сильный
 темперамент, глубочайшая искренность характеризовали иск-во X.,
 создателя крупных образов, выражавших высокий духовный мир людей.
  Лит.: Дейч А., Абрар Хидоятов, М.-Л., 19/i8; Авдеева Л., Абрар
 Хидоятов, Таш., 1960; Фельдман Я., Слово о выдающемся актёре, "Театр",
 1960, ј 2, с. 109- 114. Государственный ордена Ленина академический
 узбекский театр имени Хамзы, Т., 1957. . ф.
  ХИДОЯТОВА, Замира (р. 1909) - узб. сов. актр1ь са. Нар. арт. Узб. ССР
 (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончила Узб. театр. студию при
 Доме просвещения в Москве (1924-27) и стала актрисой Центр, образцовой
 узб. гос. труппы (ныне Т-р им. Хамзы).
  В первое десятилетие своей работы в т-ре X. исполняла разнообразные
 роли: Анна Андреевна ("Ревизор",
  1926),Фрозина ("Скупой"), Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927),
 Смеральдина ("Слуга двух господ",
  1927), Зина ("Человек с портфелем" Файко, 1930), Валя ("Мятеж",
 1929). Но уже в это время определяется гл. тема творчества X., её
 стремление воплотить на сцене образы своих современниц - Дильбар,
 Ульмас, Холбуви, мать Хамзы ("Два коммуниста", "Сожжём", "Честь и
 любовь", "Хамза" Яшена), Артыкова, Турае-ва ("Маска сорвана",
 "Предатели" Фатхуллина), Зух-ра ("История заговорила" Сафарова и Сайда).
 Другое направление иск-ва X.- сатирико-обличительное - раскрывало
 ханжество, жестокость, бесчеловечность представителей старого мира:
 Меланья ("Егор Булычев и другие", 1939), Кабаниха ("Гроза", 1938),
 Ходжиона ("Б an и батрак" Хамзы, 1939). Яркая типизация, могучая
 разоблачительная сила при исполнении ролей защитников старого порядка и
 вместе с тем глубокий лиризм, душевная мягкость в обрисовке
 положительных образов, определение индивидуальной неповторимости и
 одновременно обществ.сущности героинь, выражение общих черт
 национального характера - характерные черты иск-ва X.
  Лучшие роли в 40- 50-х гг.: Хадича ("Новбахор" Уйгуна), Хамбробиби
 ("Шёлковое сюзане" Кахха-ра), Рузван ("Сердечные тайны" Рахманова),
 Старуха ("Алжир, родина моя" по М. Дибу), Рисолат ("Люди с верой"
 Султанова).
  Лит.: Гос. ордена Ленина... узб. театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957;
 Уварова Г., Узбекский Драматический театр. М., 1959. Т". Б.
  ХИЗРОЕВА, Патимат Хизриевна (р. 20. III. 1925) - аварская сов.
 актриса и общественный деятель. Нар. арт. Даг. АССР (1955), засл. арт.
 РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1960. Деп. Верх. Совета Даг.
 АССР (1958-62). Пришла в т-р из самодеятельности (1943). Начала
 сценическую деятельность в Аварском т-ре им. Г. Цадасы. Выдающаяся
 исполнительница нар. песен, непосредственная и темпераментная актриса,
 X. умно и талантливо играет разл. роли - комедийные, лирические,
 характерные и трагедийные.
  Роли: Сусан ("Честь" Ширван-Заде, 1948), Марина ("Вдохновенная
 певица" Залова,1956), Вера Васильевна ("Горянка" Гамзатова, I960),
 Ханича ("Покаяние Хирача" Алиевой, 1964), Дездемона ("Отелло", 1955),
 Луиза ("Коварство и любовь", 1952), Графиня ("Женитьба Фигаро", 1957),
 Корин-кина ("Без вины виноватые". 1949), Лида ("Платон Кречет", 1952),
 Ксения Ивановна ("Палата" Алёшина, 1963) и ДР. Л. Ним.
  ХИЕМЕТ НАЗЫМ - см. Назым Хикмет.
  ХИКС (Hicks), Эдуард Сеймур (30.1.1871-6.IV. 1949) - англ. актёр,
 театр. предприниматель. Начал сценич. деятельность в 1887 (т-р "Гранд",
 Ислингтон). Играл эпизодич. роли в разл. лондонских т-рах, затем
 гастролировал с труппой У. и М. Кендал, работал в т-ре "Гейетн"
 (1894-1902), выступая преим. в муз. комедиях. Постоянной партнёршей X.
 была его жена актриса Э. Террис. X. известен также как артист
 мюзик-холла (танцовщик и певец). Совм. с Ч. Брук-филдом написал и пост.
 в Лондоне первое ревю "Под часами" Джонса (1893, т-р "Корт"). В 190() X.
 открыл т-р "Хикс" (ныне т-р "Глобус"), предоставив помещение труппе Ч.
 Фромана.
  С о ч": Twenty-four years of an actor's life, by himself, L., 1910;
 Between, ourselves, L., 1930; Me and my missus; fifty years on the
 stage, L., 1939; Acting. A book for amateurs, L., 1931.
  Лит.; Macqueen-Pope W., Gaiety, theatre of enchantment, L., 1949; его
 же, Nights of gladness, L., 1956; Short E. H., Sixty years of theatre,
 L., 1951. ф.К,
  ХЙЛФЕРДИНК-ГРЕВЕЛИНК (Hilverdink Greve link), Гертруда Якоба
 (урожд.Хилфердинк) (1786-28.VIII.1827) - голл. актриса. В юности была
 балериной, затем играла в драм. труппе У. Бингли. С 1808, уже будучи
 известной актрисой, выступала на сцене т-ра "Схаубург" (Амстердам).
 Создала лирич., одухотворённые образы Корделии ("Король Лир"), Джульетты
 ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Офелии. После смерти выдающейся голл.
 актрисы И. Зисенис-Ваттир (1827) к Х.-Г. перешли её осн. трагедийные
 роли: Аталия (о. п. Расина), леди Макбет, Мария Стюарт и др. Основала
 Об-во декламации (в 1821) в Амстердаме - первую школу актёрского иск-ва
 в Нидерландах. Вл. О.
  ХЙЛЬБЕРГ (Hillberg), Карл Вильгельм Эмиль (1852-1929)-швед. актёр. В
 1873 дебютировал в Стокгольмском драм. т-ре, затем в течение ряда лет
 выступал в разл. швед. т-рах. В 1901 организовал пе- редвижную труппу, с
 к-рой объездил всю страну (особенно сельские местности). Г. был
 талантливым актером-реалистом. Он пропагандировал творчество Г. Ибсена.
 Играл роли Бранда (о. п.), Штокмана ("Враг народа"), Берника ("Столпы
 общества"), Бренделя ("Росмерсхольм"). Любимым драматургом X. был также
 А. Стриндберг, в его драмах Г. сыграл роли: Густава Вазы (о. п.), Герта
 ("Мастер Улоф"), Ротмистра ("Отец") и др. Оставил сцену в 1919.
  Лит.: Kunst og diktning. Var tids i Skandinavia, bd 3. Sverige, Oslo,
 1948. Вл. M.
  ХИЛЬ-И-CAPATE (Gil y Zarate), Антонио (I.XII;
  1793-27.1.1861) - исп. драматург, обществ, деятель. Активный участник
 революции 1820-23. В годы реакции подвергался преследованиям за
 либеральные убеждения. Драматургич. деятельность начал как автор
 переводов и переделок пьес франц. авторов. В 1816 написал комедию
 "Комикомания", затем писал семейно-бытовые комедии в духе Л. Моратина:
  "Каталанская семья" (1822), "Назойливый" (1825), "Будьте осторожней с
 невестами, или Школа молодости" (1826), "Через год после свадьбы" (1826,
 т-р "Де ла Крус", Мадрид). Бытовая сатира сочетается в нек-рых пьесах
 Х.-и-С. с политической. Антитиранич. и просветительские тенденции
 отчётливо выражены в классицистских трагедиях "Родриго, король готов" и
 "Бланка Бурбонская" (соч. 1829), запрещённых цензурой ("Бланка
 Бурбонская" пост. в 1835, т-р "Принсипе", Мадрид). Вернувшись к
 драматургии в 1837, Х.-и-С. стал одним из крупнейших представителей
 романтич. направления. В 1837 пост. антиклерикальная и
 антиабсолютистская драма Х.-и-С. "Карл II околдованный" (т-р
 "Принсипе"), вызвавшая ожесточённые нападки на автора со стороны
 реакции. Затем написал историко-романтич. драмы: "Розмунда" (1839, т-р
 "Лисео", Мадрид), "Дон Альваро де Луна" (1840), "Великий Капитан"
 (1843), патриотич. трагедию "Гусман Доблестный" (1849, т-р "Принсипе") и
 др. Во всех этих пьесах Х.-и-С. утверждает буржуазно-демократич. идеалы.
  Соч.: Obras dramaticas, Р., 1850 (Coleccion de los mejores autores
 espanoles, t. 50).
  Лит.: F e r r e r del R i o A., Galeria de la literatura espanola,
 Madrid, 1846; S a i n z de Robles F. С., El teatro espanol Historia y
 antologia. El teatro espanol, t. 6, Madrid, 1943. 3. П.
  ХЙЛЬФЕРДИНГ фон В e вен (Hilverding von Wewen), Франц Антон Христоф
 (1710, Вена,- 10. III. 1768, там же) - австр. артист балета и
 балетмейстер. Сын ярмарочных танцовщиков. Окончил школу при Венском
 придворном т-ре, затем учился в Париже. В 30-х гг, 18 в.-танцовщик и
 балетмейстер Венского придворного т-ра. В 1740 пост. первый балет -
 "Брп-танник" (по Ж. Распну), где преим. внимание уделял пантомиме. В
 50-х гг. X. приобрёл популярность в Австрии и за рубежом. В 1759 был
 приглашён в Россию, где пост. более 20 балетов в Петербурге и Москве.
 Среди них: "Прибежище добродетели" (1759), "Свойства богини цветов",
 "Победа Флоры над Бореем" (1760), "Амур и Психея" (1762), "Остров
 дураков", "Пигмалион", "Зефир и Флора" и др. К созданию балетных
 спектаклей X. привлекал драматурга А. П. Сумарокова и композиторов И.
 Штарцера и Г. Рау-паха. В балетных пост. X. использовались диалог и
 пение. Б России X. вёл также и педагогия, деятельность. Мн. рус.
 танцовщики брали у него уроки (Т.С. Бубликов и др.). Пребывание X. в
 России ознаменовало новый этап в развитии хореографии - появление
 балетного спектакля с сюжетом и пантомимой. В 1765 X. возвратился в
 Вену. В 1766 арендовал венский т-р "Кернтнертортеатр", где пост. балет
 "Торжество Весны". Вскоре после прихода в венские т-ры Ж. Ж. НовераиГ.
 Вестрнса (1767) ушёл из т-р а.
  X. был одним из первых балетмейстеров, боровшихся с бессюжетными
 балетами, он считал, что музыка, танец, пантомима, оформление и костюмы
 должны служить единой цели - созданию "действенного балета".
 Современники отмечали в его пост. выразительность мимики, действенность
 пантомимы, разнообразие групповых построений, новую трактовку
 характерных танцев (ставил не как комич. танцы, а как "серьёзные"). По
 содержанию балеты X. делятся на "серьёзные", пантомимные ("Идоменей",
 "Алезира", "Британник"), "полусерьёзные", в к-рые вводились нар. танцы
 ("Дон Кихот", "Времена года и дня", "Голубой балет"), и гротесковые,
 комич. балеты ("Игра в фанты", "Кема, подай мне туфли", "Амур,
 покровительствующий любовникам").
  Лит.: Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России в XVIII веке, пер. с
 нем.. Л., 1935; П о p о ш и н С., Записки, 2 изд., СПБ, 1881; Светлов
 В., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки, СПБ, 1906, с. 132-34, 136-37;
 Кра-совская В., Русский балетный театр от возникновения и до середины
 XIX в., Л.-М., 1958; Y u n k V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930. E.
 A.
  ХЙНДЕМИТ (Hindemith), Пауль (16.XI.1895- 28.XII.1963) - нем.
 композитор, дирижёр и альтист. Учился у А. Мендельсона и Б. Секлеса во
 Франкфурте-на-Майне. С 1915-концертмейстер оркестра Франкфуртского
 оперного т-ра, участник ансамблей, в частности струнного квартета Л.
 Амара, с к-рым в 1929 посетил СССР. В 1934 уехал в Турцию, в 1940
 эмигрировал в США. Последние годы жил в Швейцарии. Универсально
 образованный музыкант, X. видел в музыке средство выражения глубоких
 философских идей. Возглавил неоклассици-стское направление в нем.
 музыке. Раннее творчество X., проходившее под знаком отрицания романтич.
 традиций, не свободно от черт экспрессионизма, соединяющихся с
 конструктивизмом. К этому периоду творчества X. относятся оперы "Убийца,
 надежда женщин". (1921, Штутгарт), "Святая Сусанна" (1922,
 Франкфурт-на-Майне), "кукольная опера" "Нуш-Нуши" (1921, Штутгарт),
 рождественская сказка "Туттифентхен" (1922, Франкфурт-на-Майне),
 балетная пантомима "Демон" (1923, Дармштадт), комич. опера "Туда и
 обратно" (1927, Баден-Баден), "весёлая опера" "Новости дня" (1929, Опера
 Кролля, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), музыка к "Назидательной пьесе"
 Брехта (1929, Баден-Баден). Опера "Кардильяк" (1926, Дрезден; 2-я ред.,
 1952, Цюрих) по новелле Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери" - самое
 значительное произв. X. этого периода. Здесь поставлена проблема
 отношения иск-ва к жизни. Последующее творчество X. характеризуется
 утверждением новых гуманистич. принципов. Композитор отходит от сухости
 письма, придаёт своей музыке лиризм и выразительность. Оперы Х.насобств.
 текст - "Матис-живописец" (1938, Цюрих) о нем. художнике эпохи
 Реформации Грюневальде и "Гармония мира" (1957 Мюнхен) по биографии нем.
 астронома И. Кеплера-представляют собой философские драмы. Вера в
 гармонию, лежащую в основе жизни, пронизывает, несмотря на весь трагизм
 событий, произв. зрелого периода творчества X. Среди них: оратория
 "Бесконечное" (1931), хореографич. легенда "Благороднейшее видение"
 (1938, Лондон, т-р Друрн-Лейн), балет "Четыре темперамента" (1946,
 Нью-Йорк). X. принадлежит редакция оперы К. Монтеверди "Орфей" (1954,
 Вена).
  С 1927 X. преподавал в Высшей музыкальной школе Берлина, с 1934 - в
 Анкаре, с 1940 - профессор Иельского и Гарвардского, с 1951 - Цюрихского
 университетов.
  Соч.: Komponist in seiner Welt, Weiten und Grenzen Freib., 1959.
  Лит.: Леонтьева О., Карл Орф и Пауль Хинде-мит, в сб.: Музыка и
 современность, вып. 1, M., 1962; е ё ж с, Западноевропейские композиторы
 середины XX века, М., 1964; S t r o b е 1 H., Paul Hindemith, 3 Aufl.,
 Mainz, [19481;
  Paul Hindemith. Zeugnis in Bildern, Mainz, 1955, 2 Aufl." 1961;
 Schilling L., Die beiden Fassungen des Cardillac von P. Hindemith.
 Diss., Freib., 1957.
  ХИНДИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - театр и драматургия народов Индии,
 говорящих на хинди. Драматургия хинди развивалась на основе лит-рЫу
 имевшей многовековую традицию. Как и драматургия на др. новоиндийских
 языках, она целиком восприняла классич. схему построения санскритской
 драм ы, предписанную трактатом "Натьяшастра". К нач. 2-го тыс.
 санскритская драма и т-р пришли в упадок и драма превратилась в лит-ру
 для чтения. Драматургия хинди представляла собой инсценировку эпизодов
 эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". В позднее средневековье (15-18 вв.)
 идеи реформаторского антибрахманского и антикастового движения находят
 выражение в пьесах: "Манас" (1574), "Драма о Хану-мане" (1623), "Ананд
 из рода Рагху" (1700), а также в переложении классич. образцов, напр.
 "Сказание о Шакунтале". В этих стихотворных пьесах действующие лица
 произносят авторский текст (ремарки также передаются в авторской речи).
 Во 2-й пол. 19 в. в пьесах драматурга Б. Харишчандры впервые появляются
 сюжеты и темы, в какой-то мере отражающие совр. жизнь. Драматургия
 Харишчандры характерна для классицистского периода, когда возросло
 национальное самосознание и была создана совр. оригинальная драматургия,
 в к-рой нац. традиции органически сочетались с новыми идеями, с новыми
 драматур-гнч. формами.
  Творчество драматурга Дж. Прасада знаменует начало романтич. периода.
 Драматургии 30-40-х гг. присуща реалистич. направленность. С нач. 20 в.
 и до 40-х гг. ведущее место занимают исторнч. пьесы и пьесы 'на
 мифологич. сюжеты, к-рым часто придаётся совр. осмысление. В период
 подъёма нац.-освободит. движения драматурги Дж. Прасад ("Скан-дагупта",
 1928, "Чандрагупта", 1929), У. Бхатт ("Победа Сагара"), Р. Варма ("Глаза
 Притхвираджа"), X. Преми ("Повязывание ракхи", 1934), С. Говинд-дас
 ("Харша") и др. использовали сюжеты из истории героич. борьбы народа
 Индии. В 30-е гг. в произв. Л. Мишры, Говинддаса, У. Ашка ("Перед
 бурей") появляется совр. герой. Действ, лицами являются представители
 разных социальных слоев и групп населения, в пьесах отражается политич.
 борьба партий и религиозных общин. В 30-х гг. зарождается психоло-гич.
 драма (Л. Мишра), отразившая настроения страха и растерянности части
 инд. интеллигенции, выдвигается идея индо-мусульманского единства.
 Подъём нац.-освободит, движения в нач. 40-х гг. способствовал появлению
 гражданской патриотич. драматургии и т-ра.
  С 70-х гг. прошлого века и до сер. 2-го десятилетия 20 в. т-р
 находился в руках предпринимателей парсов (см. Парсов театр) и был
 превращён в развлекательное зрелище. С развитием кино т-р приходит в
 упадок. Драматурги снова пишут пьесы только для чтения, с 30-х гг. т-р
 хинди сохраняется как любитель-скип (гл. обр. студенч. коллективы). В
 нач. 40-х гг. возникает Ассоциация народных театров Индии (ИПТА), для
 к-рой писали Ашк, X. А. Аббас, К. Чан-дар и др. Нар. т-ры ставят
 социальные, злободневные пост., посв. антиимпериалистич. и
 антифеодальной борьбе. Они разрабатывали темы солидарности с народами
 стран, борющихся против фашизма за свое освобождение, позже возникает
 тема борьбы за мир. В 50-е гг. в ряде городов создаются полупроф.,
 полу-люб??гельские коллективы, среди них - "Хиндустани тиэтр" в Дели
 (создан драматургом М. Мишрой). Здесь пост. "Шакунтала" Калидасы,
 "Глиняная повозка" Шудраки, как нар. представление наутанки, и др.
 Значит, место в театр. жизни Сев. Индии в 40-е гг. занимает труппа
 Капура Притхвираджа, здесь ставились пьесы, посв. индо-мусульманскому
 единству ("Патхан", "Стена", "Художник" и др.).
  После провозглашения независимости страны (1947) правительство
 предприняло ряд мер, направленных на развитие т-ра и драматургии. В 1953
 создана Индийская академия музыки и драмы. В задачу этой о ргани-зации
 входит поощрение творчества драматургов, подготовка актёров и
 режиссёров. При академии создан Нац. ин-т драмы, руководимый педагогом и
 режиссёром И. Алькази. Ин-т готовит руководителей театр. коллективов при
 колледжах и для любительской сцены. Здесь ставятся произведения инд.
 классич. драматургии и пьесы Л one де В era, У. Шекспира, А. П. Чехова,
 Ж. Ануя, Э. Ионеско. В 60-х гг. любительская оперная труппа в Дели пост.
 муз. драмы Шейлы Бха-тип - "Зов долины", "Притхвирадж Чаухан", "Сонни
 Махпваль". В "Хиндустани тиэтр" пост. в эти годы пьесы Б. Брехта и совр.
 драматургов хинди Ашка, Вармы, Бхатта, к-рые пишут в популярном в Индии
 жанре одноактной пьесы. В пьесах совр. драматургов в центре внимания -
 человек с его сложным внутренним миром, его характер раскрывается через
 поступки и взаимоотношения с людьми разных классов и судеб.
  Большое значение в театр. жизни народов, говорящих на хинди (в городе
 и деревне), имеют нар. представления - мистерии рам лила и раслила,
 ярмарочные фарсы и т-р кукол раджастханских марионеток (см. Индийский
 театр и драматургия).
  Лит. (на яз. хинди): Х а з а р и п р а с а д Д в и-в е д и, Хинди
 Натак, Дели, [б. r.j; Д ж а я н а т х Н а -л и н. Хинди натаккар, Дели,
 1952; С и н х Г а у р Ф., Хамаре лекхак, Аллахабад, 1954;ГуптаС., Хинди
 натак сахитья ка итихас, Амахабад, 1951; Mulk Raj Anand, The Indian
 theatre, L., [s. a.];Sangeet Natak Akademi. Report 1953-1958, New Delhi,

<< Пред.           стр. 829 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу