<< Пред.           стр. 831 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 "Мёртвый бог" Зарудного (1961), "Океан" Штейна (1962), "Испанцы"
 Лермонтова (1965), "Человек со звезды" Вит-лингера (1964), "Мужики"
 Реймонта (1964).
  В составе труппы (1966): засл. арт. УССР Д. Чайковский, Н.
 Колесникова, С. Колчинский, Г. Фнгур-ский; артисты В. Андриенко, Н.
 Балабан, Г. Белецкая, М. Манойло, И. Богданович, В. Будный, Л. Гущэн-ко,
 В. Ковтун, В. Грищенко, В. Павленко, Ю. Пине-вич, М. Салин, А. Боричко,
 И. Шулкевский, В. Иванов, Л. Иванова, В. Калинина, Р. Крыжановская, А.
 Куриленко, Н. Наталова и др.
  ХОВАНСКИЙ (наст. фам.- У л у п о в), Александр Панкратьевич
 [19(31).III.1890-12.XII.1962] - рус. сов. актёр. Нар. арт.,РСФСР (1954).
 Творч. деятельность начал в 1908 в Архангельском т-ре, затем служил в
 Вильнюсе, Владивостоке, Воронеже, Петроградском академич. т-ре драмы
 (1919-24), Саратове. Сыграл роли: Чацкого, Незнамова, Каранды-шева,
 Жадова, Хлестакова, Фердинанда, Барона, Шванди. Создал сатирич. образ
 Семёна Рака ("Воздушный пирог" Ромашова). С 1933 - в Центр, т-ре Красной
 Армии (ныне Центр, т-р Советской Армии); в 1944-46 одновременно работал
 в МХАТе.
  Роли: Ленчицкий ("Бойцы" Ромашова), Фёдор Таланов ("Нашествие"),
 Кобза ("Гибель эскадры"), Скундрел ("Голос Америки" Лавренёва), Нельсон
 ("Флаг адмирала" Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Глумов ("На всякого
 мудреца довольно простоты"). Беркутов ("Волки и овцы"), Тарелкин
  "Дело" Сухово-Кобылина), Прохор ("Васса Железнова"), Эрскин ("Он
 сказал нет" Хьелланна), Гарднер ("Профессия миссис Уоррен" Шоу).
  X. обладал ярким темпераментом, мастерством сце-нич. речи, его
 сценич. образы отличались точностью и выразительностью формы. М. Лифш.
 "ХОВАНЩИНА" - опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского, его
 же либр. на историч. сюжет (из времён стрелецких бунтов конца 17 в.).
 Начата в 1872, завершена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым в 1883.
 Впервые пост. 9 февр. 1886 силами Музыкально-драматич. кружка любителей,
 Петербург (дирижёр Гольд-штейн). 27 окт. 1893 - силами артистов Рус.
 оперного товарищества, Петербург; 1897, Москва, Рус. частная опера
 дирижёр Эспозито, худ. Васнецов, Коровин, Малютин;
  Иван Хованский - Бедлевич, Марфа - Селюк, Досифей - Шаляпин, Голицын
 - Карклин, Шакловитый - Соколов, Андрей Хованский - Иноземцев, Эмма -
 Антонова); 1910, Москва, Оперный т-р Зимина (дирижёр Палицын, реж.
 Оленин, худ. Маторин; Иван Хованский - Запорожец, Голицын -
 Секар-Рожанский, Марфа - Петрова-Званцева, Досифей - Петров, Шакловитый
 - Шевелёв); 1911, Мари-инский т-р (дирижёр Коутс, пост. Шаляпина, реж.
 Мельников, худ. Коровин; Иван Хованский - Шаронов, Марфа - Збруева,
 Досифей - Шаляпин, Голицын - Ершов, Шакловитый - П. Андреев, Андрей
 Хованский - Лабинский);
  1912, Большой т-р (дирижёр Похитонов, пост. Шаляпина, худ. Коровин,
 балетм. Горский); 1913 Петербург, Т-р муз. драмы (дирижёр Бихтер). Пост.
 также в Киеве (1892, 1909) а Тифлисе (1912). За рубежом: 1913, Париж,
 "Театр Ели-сейских полей" (на рус. яз., силами артистов антрепризы С.
 Дягилева, в ред. Стравинского и Равеля, дирижёр Купер, худ. Федоровский;
 Досифей - Шаляпин, Марфа - Петренко); там же, 1923. "Гранд-Опера" (на
 франц. яз.); Лондон (1913, т-р "Друри-Лсйп", на рус. яз.); там же, 1917
 и 1919 (англ. пер. Р. Ньюмарч); Барселона (1923, на рус. яз.), Франкфурт
 (1924), Милан (1926, т-р "Ла Скала"), Дрезден (1927), Загреб (1926),
 Филадельфия (1928), Буэнос-Айрес (1929), Лион (1930, на рус. яз.),
 Нью-Йорк (1931, на рус. яз.), Турин (1931, на рус. яз), София (1933),
 Люб-ляна (1934), Будапешт (1937), Женева (1954), Берлин (1959), Афины
 (1961), Ницца (1962), Лондон (1963, т-р "Ковент-Гарден").
  На сов. сцене пост. 27 сент. 1918, Мариинский т-р, Петроград (дирижёр
 Похитонов, пост. Шаляпина, худ. Коровин); в 1928, Москва, Большой т-р
 (дирижёр Сук, реж. Лапицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин); там же,
 1939, в ред. Римского-Корсакова, с включением сцены "Казнь стрельцов"
 (дирижёр Штейнберг, реж. Раппопорт, худ. Юон, балетм. Долинская; Досифей
 - Батурин, Марфа - Давыдова, Иван Хованский - Лубенцов, Голицын -
 Евлахов, Шакловитый - Политковский); там же, 1950 (дирижёр Голованов,
 реж. Баратов, худ. Федоровский, балетм. Корень, хорм. Шорин); 1960,
 Ленинград, Т-р оперы и балета им. Кирова (в ред. Ламма и инструментовке
 Шостаковича; дирижёр Ельцин, пост. Баратова, худ. Федоровский, хорм.
 Михайлов; Иван Хованский - Кривуля, Марфа - Кузнецова, Досифей -
 Константиновский, Голицын - Ульянов, Шакловитый - Лаптев, Андрей
 Хованский - Матвеев, Эмма - Шубина). Среди выдающихся сов. исполнителей:
  Рейзен, И. Петров, Яшугин (Досифей); Обухова, Максакова, С.
 Преображенская, Борисенко, Авдеева (Марфа). В 1959 опера экранизирована
 в новой оркестровке Шостаковича. Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов
 (1941), Новосибирск (1952), Пермь (1953), Киев (1963), Горький (1963),
 Свердловск (1964)
  Издания: "X."- партитура, ред. Н. А. Римского-Корсакова, СПБ,
 Бссссль, [1883, литогр. ]; ред. П. Ламма, оркестровка Д. Шостаковича,
 М., Музгиз, 1964; клавир - ред. Н. А. Рпмского-Корсакова, СПБ. Бессель,
 [1883]; то же, М., Музгиз, 1960; сост. и проработал по автографам
 композитора П. Ламм, М., Музгиз, 1931 (Полн. собр. соч т- 2). Н. Г р.
  ХОВЕЛЬЯНОС, Ховельяно с-п-Р а м и р e с (Jovellanos у Ramirez),
 Гаспар Мельчор де (5.1.1744- 27.XI.1811)-исп. поэт, драматург, обществ,
 и полптич. деятель. Один из крупнейших исп. философов-просветителей,
 автор поэтич. произв. в духе революционного патриотич. классицизма. В
 1769 написал трагедию "Пелайо" о героич. борьбе испанцев против мавров
 (изд. в 1779, пост. под назв. "Мунуса", т-р "Принсипе", 1792, Мадрид).
 Под влиянием теории мещанской драмы Д. Дидро написал драму "Честный
 преступник" (1774, т-р в Аранхуэсе) о проблеме смертной казни. Этич. и
 гражданский пафос определили успех этой пьесы в Испании, Франции, Англии
 и Германии. В "Докладной записке об игрищах, представлениях и публичных
 развлечениях" (1790) X. дал обзор развития исп. т-ра и с позиций
 просветительского классицизма осудил драматургию Ф. Лопе де Вега и его
 современников, сделав исключение лишь для П. Каль-дерона и А. Морето.
  Соч.: Obras escocidas, v. 1-3, Madrid, 1935-46 (Clasicos castellanos,
 t. 110, 111, 129); Obras publicados e ineditas, Madrid, 1858-59. 1956
 (Biblioteca de autores espanoles, v. 46, 50, 85-87).
  Лит.: Artinano y Galdacano G. de. Jovellanos y su Espana, Madrid,
 1913; Garcia P u e г t a s М., Jovellanos, Montevideo, 1954. j, jJ
  ХОДАСЕВИЧ, Валентина Михайловна [р. 13(25). 111.1894] - рус. сов,
 театр. художница. Училась в художеств. студиях в Москве (у Ф. И.
 Рерберга), в Мюнхене (1910-11), Париже (1911-12; мастерская К. ван
 Донгена и Ж. Англада). Первая работа для т-ра - оформление спектакля
 "Дерево превращений" Гумилёва (1919, Театр-студия петрогр. Театр.
 отдела). В 1918-21 - гл. художник т-ра Народная комедия (ей принадлежат
 декорации к спектаклю - "Работяга Словотеков" Горького и пьесам Мольера,
 Кальде-рона и др.). В т-рах Ленинграда X. оформила спектакли: "Близнецы"
 Плавта и "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (1923, оба в Большом драм.
 т-ре), "Отелло" (1927, Академич. т-р драмы), "Вольпоне" Бена Джонсона
 (1927, т-р "Комедия"), "Холопка" Стрельникова (1929, Т-р муз. комедии) и
 др. В 1925 X. оформила спектакль "Лукреция" Кавиккиоли в т-ре Пиранделло
 в Риме.
  Не стремясь к иллюзорности декораций, X. создавала
 театрально-условное оформление сценич. площадки, лёгкое, удобное для
 актёров, праздничное по краскам, отмеченное ироничностью. Вкус,
 изобретательность, чувство стиля, присущие X., особенно ярко проявились
 в области сценич. костюма; избегая перегруженности декоративными
 элементами, используя броские детали, X. достигала в костюме чёткой
 образной характеристики персонажа, остроты, современности формы.
  В дальнейшем X. работала гл. обр. в муз. т-ре. В 1932-36 была гл.
 художником Ленингр. академич. т-ра оперы и балета им. Кирова. Оформила
 здесь спектакли: "Золотой век" Шостаковича (1930), "Бахчисарайский
 фонтан" Асафьева (1934, возобн. 1946), "Эс-меральда" Пуни (1935), "Дочь
 народа" ("Татьяна") Крейна (1947), "Спартак" Хачатуряна (1956) и др.
  Др. работы: "Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1931, Ленингр.
 госцирк), "Бахчисарайский фонтан" (Большой т-р, 1944 и 1954),
 "Ломоносов" Вс. Иванова (1953), "Двенадцатая ночь" (1955)-МХАТ и др.
  "Лит.: Валентина Ходасевич. Сб. статей М. Кузьмина, С. Радлова, С.
 Мокульского, А. Мовшенсона, Л., 1927;
  Каталог выставки работ художницы В. М. Ходасевич. 15 лет в театре.
 Вступ. ст. С. Радлова, Л., 1934; Мин Е., Творческие этапы Валентины
 Ходасевич..., "Рабочий и театр", 1935, ј 1, с. 10-11. М. П.
  ХОДЖАЕВ, Алим [р. 24.1Х(7.Х). 1910] - узб. сов. актёр. Нар. арт. СССР
 (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета Узб. ССР
 6-7-го созывов. Во время обучения в Бухарском ин-те просвещения
 участвовал в театр. самодеятельности. В 1929 вступил в труппу Т-ра им.
 Хамзы. В 1951 окончил режиссёрские курсы в Москве.
  Роли первого периода творчества - Козлов и Шегабут-динов ("Мятеж" по
 Фурманову, 1929), Гафарзаде ("Исто-'рия заговорила" Сайда и Сатарова,
 1931), Урман ("Сожжём" Яшена, 1932), Эльбай ! .'("Маска сорвана"
 Фатхулли-на, 1932), Пулат ("Два коммуниста" Яшена, 1929), Розен-кранц
 ("Гамлет", 1935), Анучкин ("Женитьба", 1935), Фердинанд (1936); Лаэрт
 ("Гамлет", 1936), Яровой (1937); Низамов (1938, "Предатели" Фатхуллина)
 и др. Уже в первый период проявились пытливость, трудолюбие артиста, его
 склонность к аналитич. методу работы над ролью. Особое место в
 творчестве X. заняли образы представителей передовой интеллигенции.
 Играя эти роли, X. передаёт глубину размышлений своих героев о жизни,
 выявляет присущее им интеллектуальное начало, окрашивает свои образы
 мягкой задушевной лирикой. X. создал образы выдающихся представителей
 узб. народа - поэтов Алишера Навои (Гос. пр. СССР, 1949) и Хамзы
 Хаким-заде Ниязи (1942, 1949, 1960). В этих образах раскрывается одна из
 основных тем творчества X.- художник и народ.
  Большое значение для творчества X. имела его работа над образом
 Гамлета (1939, 1949), трактовка к-рого отличалась философской глубиной.
 Играя роли положительных героев, X. выражал во многих из них черты
 характера сов. интеллигенции на разных этапах истории сов. государства:
 Бродский ("Интервенция" Славина, 1934), Умар ("Полёт орла" Султа-нова,
 1942), Забелин ("Кремлёвские куранты", 1947), Клобуков ("За тех, кто в
 море!", 1947), Кедров ("Генерал Рахимов" Яшена, 1950), Саттар
 ("Сердечные тайны" Рахманова, 1953), Полторацкий ("Путеводная звезда"
 Яшена, 1958), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады, 1961), Садик Сахибович
 ("Убийца" Уйгуна, 1965). Одна из лучших работ X.- образ профессора
 Юлдаша Камилова ("Люди с верой" Султанова, 1960), показывающий моральную
 силу сов. человека.
  Мастерство перевоплощения, разоблачительная острота проявились в
 ролях отрицательных персонажей: Яго (1941), Паратов ("Бесприданница",
 1944), Пётр Бессеменов ("Мещане" Горького, 1951), Гульд ("Русский
 вопрос", 1947), Сало-хиддин ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Среди
 других ролей актёра:
  Карл Моор ("Разбойники", 1955), Нолинак-ха ("Дочь Ганга" по Тагору,
 1956), король Лир (1966), Нияз ("Неизвестный" Султанова, 1963) и др.
 Иск-во X. отмечено лиризмом и и н т е ллектуальностью. Его игра
 отличается тонкостью и изяществом выразительных средств, музыкальностью
 речи, грацией, пластикой движений.
  X. выступает и как режиссёр; пост. в т-ре имени Хамзы спектакль
 "Пролитая чаша" (1954) и др. Снимается в кино.
  Лит.: Фельдман Я. С., Олим Хужаев, Тош., 1962 (на узб. яз.); его же,
 Алим Ходжаев, Таш., 1963 (на рус. яз.);
  Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; О л ид о р О., В
 борьбе за сценический реализм, М., 1957; Государственный ордена Ленина
 акад. узбекский театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957. Я. Ф.
  ХОДЖАЕВ, Кудрат
  (p.lO.V.1911) - узб. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР
 (1959). Окончил актёрский ф-т ГИТИСа (1936). Творч. деятельность начал в
 узб. ТРАМе (1930-32). С 1936 - актёр Т-ра им. Хамзы. В 1942 начал
 режиссёрскую работу, был гл. реж. узб. т-ров в Самарканде (1943),
 Намангане (1949-52), Ташкентского ТЮЗа (1947). В 1952 вернулся в Т-р им.
 Хамзы.
  Творчество X. отмечено остротой мысли, высоким техническим
 мастерством. Особенно значительны сатирич. образы X. Исполнение этих
 ролей характеризуется оригинальностью трактовки, точностью и остротой
 рисунка.
  Роли: Вурм ("Коварство и любовь", 1951), Камиль ("Рассказ о Турции"
 Хикмета, 1953), Ильхам ("Сердечные тайные Рахманова, 1953), Хаким
 ("Священная кровь" по Айбеку 1954), Франц Моор (1955), Джоген ("Дочь
 Ганга" по Тагору, 1956), Поэт ("Ходжи эфенди женится" Камала, 1956),
 Комиссар ("Алжир, родина моя!" по М. Дибу, 1957) Юлпй Цезарь (о. п.
 Шекспира, 1958), Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы, 1958), Серебряков
 ("Дядя Ваня", 1958), Генералгубернатор ("Фуркат" Авезова и Т. Ходжаева,
 1959), Сакоки /"Мирза Улугбек" Шейхзаде, 1961), Хаким ("Почта" Тагора,
 196)), Аслзода Саидхон ("Кровавый мираж" Азимова, 1964), Турсунов ("Я
 вижу звёзды" Азимова, 1965).
  С 1936 занимается педагогич. работой, с 1952 ведёт курс актёрского
 мастерства в Ташкентском театр.-художеств. ин-те.
  Лит. (на узб. яз.): Театр им. Хамзы, Тош. 1957, с. 152-154. В. Д.
  ХОДЖАЕВ, Саиб Ходжаевич (р. 5.XIL1910) - узб. сов. артист. Нар. арт.
 Узб. ССР (1939). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1927 начал сценич.
 деятельность в Кокандском узб. драм. т-ре, затем перешёл в Андижанский
 т-р. С 1939 работает в Т-ре им. Мукими. X.- яркий комедийный актёр,
 сохраняющий в своём творчестве традиции нар. т-ра кызыкчи. Среди ролей:
 Мулладост ("Проделки Майсары" Хамзы), Хузур Ходжа ("Нурхон" Яшена), Вели
 ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Ташболта ("Влюблённый Ташболта" Гуляма),
 Нарходжа ("Сын женится" Гуля-мова). Г. Pax.
  ХОДЖАЕВ, Ташходжа Умарович (р. 1.IX.1922) - узб. сов. режиссёр,
 театр. педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
 1944. В 1951 окончил режиссёрский ф-т Ташкентского театр.-худож.
 института. Режиссёрскую деятельность начал в 1950 в Т-ре им. Хамзы (в
 1958-60 и с 1966 - главный режиссёр этого т-ра).
  Пост.: "Семья" Попова (1952), "Дорогой бессмертия" Брагина и
 Товстоногова (1952), "Шёлковое сюзане" Ках-хара (совм. с А. Гинзбургом,
 1952), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953), "Священная кровь" (собств.
 инсц. романа Айбека, 1954), "Персональное дело" Штейна (1956),
 "Путеводная звезда" Яшена (1958), "Хуррият" Уйгуна (1958), "Фуркат"
 (собств. пьеса, совм. с Б. Авезовым, 1959), "Тополёк мой, в красной
 косынке" по повести Ч. Айтматова (1964), "Жизнь женщины" ("Украденная
 жизнь") Моримото Каору (1965), "Монсерра" Роблеса (1967).
  Перевёл на узб. яз. ряд произв. рус. и зарубежной классич.
 драматургии, пьес рус. сов. драматургов, книгу К. С. Станиславского
 "Работа актёра над собой". Ведёт педагогич. работу в Ташкентском
 театр.-худож. ин-те. А. Р.
  ХОДЖАЕВА, Лола (р. 18.IX. 1923) - сов. артистка цирка, наездница.
 Выступала с 8 лет в узб. цирковых представлениях. Ввела в традиционный
 цирковой номер новые, более сложные трюки (перепрыгивала на спине лошади
 через широкое полотно, в то время как лошадь брала барьер). Своеобразие
 номера - в сочетании традиционного циркового жанра с нац. узб.
 оформлением (костюм, характерные движения).
  Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.
  ХОДЖАЕВА, Халида (р. 9. V.I 912) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб.
 ССР (1956). В 1930 окончила узб. драм. студию в Москве и поступила в
 узб. т-р Бухары. С 1933 - актриса Т-ра пм. Хамзы.
  Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы),
 Санобар ("Сердечные тайны" Рахманова), Рахбар ("Настоящая любовь"
 Якубова), Гульсун ("Священная кровь" по Айбеку). Э. К.-Я.
  ХОДЖАНИЯЗОВ, Сапар (р. 15.1.1910) - каракалпакский сов. писатель,
 драматург, актёр и режиссёр. Засл. арт. Узб. ССР (1955), засл. деят.
 иск-в Кара-калп. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Сценич.
 деятельность начал в 1935 в Каракалпакском т-ре в качестве актёра. В
 1936-39 учился в Кара-калп. студии ГИТИСа. Лит. деятельность начал в
 1938 драмой "Айша". В годы войны X. написал пьесу "Бзинг бахадыр" (1944,
 ТЮЗ) о героизме сов. людей. В драматургии X. осн. место занимает тема
 труда, образы современников, борьба передовых людей с пережитками
 старого. Автор муз. комедий "Зияда" (1948), "Молодые сердца" (1953),
 "Талуас" (1962), "Девушки" (1963), "Насильно мил не будешь" (1957). Муз.
 драма "Бахыт" (1957) показывает борьбу народа за установление Сов.
 власти в Каракалпакии.
  Один из осн. мотивов произв. X.- тяжёлая судьба каракалпакских женщин
 в дореволюц. время. Пьесам X. присуща сатирич. острота. В них
 используются нар. пословицы и поговорки, образные выражения" обряды,
 юмор.
  Роли: Митя ("Бедность не порок"), Байсары ("Алпамыс" Давкараева),
 Макдональд ("Голос Америки" Лавренёва), Хожа Багман ("Гарин ашик"
 Бегимова и Алланазарова) и др.
  Пост.: "Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзаева (1 948), "Козы Корпеш и
 Баян Слу" Мусрепова (1950), "Алтын куль"' Уйгуна (1950), "Бай и батрак"
 Хамзы (1951), "Больные зубы" Каххара (1955), "Кыз-Жибек" Мусрепова
 (1951), "Мой авторитет" Калимбетова (1962) и др.
  Соч.: "Суймегенге суйкенбе", Сайланды пьесэлэр тон-ламы, Некие, 1960.
 f?
  ХОДЖА-ЭЙНАТОВ, Леон Александрович [10(23).' III.1904-7.X.1954] - сов.
 композитор. По национальности армянин. Засл. деят. иск-в Арм. ССР
 (1945). В 1926-28 учился у А. А. Спендиарова в Ереване. В 1931 окончил
 Центр, муз. техникум в Ленинграде (класс композиции П. Б. Рязанова). В
 1931-36 - дирижёр и зав. муз. частью в драм. т-рах Ленинграда. Автор
 опер: "Шлюз" (1931, Ленингр. дом иск-в), "Мятеж" по Фурманову (1938,
 Малый оперный т-р, Ленинград), "Семья" (1940, Одесский т-р оперы и
 балета), "Намус" ("Честь", 1945, Т-р оперы и балета им. Спендиарова,
 Ереван) и др.; оперетты (совм. с М. Я. Фер-кельманом) "Моя любимая"
 (1938, Ленингр. т-р муз. комедии); музыки к драм. спектаклям. Х.-Э.
 принадлежит редакция и инструментовка опер "Аршак 11у Чухаджяна (1945),
 "Давид-бек" Тиграняна (1950).
  Лит.: "Намус", [Ер.], 1945 (на рус. и арм. языках);
  Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956; Д р ус к и
 н М., Леон Александрович Ходжа Эйнатов, Л., 1956. Кн. Г., А. Ив.
  ХОДЖЙКОВ, Кулахмет (р. 22.XI.1914)-казах, сов. театр. художник. Засл.
 деят. иск-в Казах. ССР (1966). В 1936 окончил Художеств, студию в
 Ленинграде. В 1931 начал работать в Казах. т-,ре драмы. Х.-рер-вый
 казах, театр. художник-декоратор. С 1943 - художник-постановщик на
 киностудии "Казахфильм".
  Оформил спектакли: "Енлик и Кебек" Ауэзова (1932), "Мстислав Удалой"
 Прута (1933), "Документ" Рахманкулова, "Хан Кене" Ауэзова, "Талтанбай"
 Май-лина (все в 1934), "Отелло" (совм. с М. Ускенбаевым и Симкиным,
 1939), "Абай" Ауэзова и Соболева (эскизы костюмов), "Не всё коту
 масленица" Островского (оба в 1940), "Евгения Гранде" по Бальзаку,
 "Марабай" Хусаинова, "Товарищи" Абишева (все в 1941), "Абай" Жубанова и
 Хамиди (1944) и др. К.Н.
  ХбДОТОВ, Николай Николаевич [2(14).11.1878- 16.II.1932]- рус. актёр.
 С детства увлекаясь т-ром, участвовал в домашних и гимназич. спектаклях,
 позднее - в представлениях любительских трупп. В 1895 поступил на Драм.
 курсы Петерб. театр. уч-ща (класс В. Н. Давыдова), по окончании к-рых в
 1898 был принят в Александрийский т-р. Хорошие сценич. данные, обаяние,
 красивый голос тёплого тембра, передающий малейшие оттенки настроений
 сценич. персонажа, искренность и теплота исполнения сразу привлекли
 внимание к молодому актёру. Лирич. талант X. раскрылся в ролях

<< Пред.           стр. 831 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу