<< Пред.           стр. 834 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 характера), в музыке к драмам ("Арлезиан-ка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига и
 др.).
  Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1953,
 с. 308-14; Д ? ус к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л.
 1952. с. 242. Р. Л,
  ХОРАВА, Акакий Алексеевич [р. 17(29).IV.1895]- грузинский сов. актёр.
 Нар. арт. СССР (1936). Чл. Коммунистической партии с 1939. Играл в
 любительских кружках. Занимаясь на медицинском ф-те, участвовал в
 спектаклях Центр, рабочего клуба, Нар. дома в Тифлисе (рук. Ш.
 Да-диани). В 1922 поступила театр. студию А. Пагавы. Будучи студийцем,
 дебютировал на сцене Т-ра им. Руставели в роли судьи Хеция ("Гегеч-кори"
 Дадиани, 1923). Первые шаги на проф. сцене X. делал под рук. К. А.
 Марджанишвили, к-рый выявил склонность молодого актёра к
 героико-романтич. иск-ву.
  Роли 1923-26: Иоканаан ("Саломея" Уайльда), Андухапар (" Раздел *
 Эристави), Безымянный ("Человек - масса" Толле-ра), Лаэрт ("Гамлет") и
 др.
  В 1926-35 X. работал под рук. А. Ахметели, продолжая поиски в области
 создания героич., монументальных, эпич. образов: Берсенев ("Разлом",
 1928), Анзор (о. п. Шаншиашвпли, 1928), Карл Моор (1933), Аргишди
 ("Тетнульд" Дадиани, 1931). С 1935 Х.-один из руководителей Т-ра им.
 Руставели, стремится утвердить в иск-ве принципы социали-стич. реализма.
 Ярким выражением этого стремления были сценич. образы X.:
  Платон Кречет (1935), Арсен (о. п. Шанши-ашвили, 1936), Пед-ро
 ("Алькасар" Мдивани, 1937), Отелло (1937). Образ Отелло -выдающееся
 сценич. создание X. - был исполнен внутр. гармонии, величия, страстного
 отчаяния. В исполнении этой роли раскрывалась тема протеста против мира
 насилия и зла, гуманистич. идея о вере человека в торжество светлых
 идеалов, в чистоту и силу любви. X.- актёр огромного трагич. пафоса.
 Трагическое он понимает как преодоление препятствий, как путь борьбы за
 идеал. Герои X. исполнены жизнелюбия, одержимости, в них преобладает
 бунтарское, волевое, мужественное начало. В 1945 X. сыграл роль Ивана
 Грозного ("Великий государь" Соловьёва; Гос. пр. СССР, 1946). В 1946
 создал образ героя-современника сов. генерала Муравьёва ("Победители"
 Чирскова), в 1956 - монументальный образ царя Эдипа в о. п. Софокла.
  Др. роли: Георгий Саакадзе (о. п. Шаншиашвили, 1940), Дато ("Измена"
 Сумбатова-Южина, 1940), Олеко Дундич (о. п. Каца и Ржешевского, 1942),
 Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1944), король Лир (1948), Джемал
 ("Потопленные камни" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1951), Пэпо (о. п.
 Сун-дукяна, 1951), Тариэл Голуа (о. п. Киачели, 1955), Борис Годунов (о.
 п. Пушкина, 1957), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1958), Моор
 ("Современная трагедия" Эбралидзе, 1961) и др.
  X. выступал в качестве режиссёра, пост. спектакли: "Измена"
 СумбатоОа-Южина (1940), "Небо Москвы Мдивани (1942) и др.
  X. ведёт большую общественную работу (пред. груз. К-та защиты мира).
 С 1939 ведёт педагогия. работу в Груз. театр. ин-те (с 1947- профессор).
 Гос. пр. СССР (1941). С 1924 снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1943,1946).
  Лит.: Альтман И., Акакий Алексеевич Хорава, М.-Л., 1947; Февральский
 А., Театр имени Руставели, М., 1959; Гугу-ш в и л и Э., Акакий Хо-рава,
 Тб., 1962 (на грузинском яз.). Эт. Г,
  ХОРВАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Театр. представления на территории
 совр. Хорватии существовали ещё в эпоху античности. Об этом
 свидетельствуют развалины греч. и римских амфитеатров, сохранившиеся на
 о. Вис и в г. Пула. Хорватские племена, пришедшие на Балканы в 7 в. н.
 э., совершали обряды (коляды, до долы и др.), в к-рых содержались
 элементы театр. действия. В 13-14 вв. в Хорватии появляются бродячие
 актёры, певцы и музыканты. В 14-15 вв. возникает церковный т-р. Мистерии
 и миракли ставятся в городах Задар ("Муки св. Маргариты"), Сплит и на о.
 Хвар ("Картина страшного дня огненного суда", "Жизнь св.
 Ловринца-мученика"). В 16-17 вв. в Далмации и Дубровнике существовал
 т-р, близкий т-ру итал. Возрождения (см. Дубровницкая драматургия и
 театр), сохраняются и жанры церковного т-ра (на о. Хвар до сер. 19 в.).
 В сев.-зап. Хорватии (центр Загреб) в 17-18 вв. развивается школьный
 т-р. Ставятся спектакли на библейские сюжеты, аллегорич., ди-дактич. и
 псевдоисторич. пьесы ("Чех и Лех", 1702;
  "Николай Зринский", 1749), написанные учителями или переведённые
 (напр., "Кир", 176(); "Лиснмахус", 1768). В конце 18-1-й четв. 19 вв.
 ставились также пьесы А. Коцебу, А. В. Иффланда п др. Возникает нац.
 драматургия на кайкавском диалекте - комедии Т. Брезовачки: "Матияш
 Грабанцияш-дияк" (1804; ставится в совр. т-рах Югославии в переработке
 Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-Чародей"), "Диоген, или Слуга двух
 потерянных братьев" (соч. 1804).
  В конце 18 в. в Хорватии появились многочисл. нем. бродячие труппы. В
 1797 в Загребе был открыт первый постоянный т-р (т. н. Амадеов т-р), на
 сцене к-рого выступали нем. труппы. В 1834 было построено новое театр.
 помещение (т. н. Т-р на Марковой площади). Здесь ставились пьесы на нем.
 яз. на сюжеты из хорватской истории, между действиями иногда исполнялись
 песни (будницы) хорватских композиторов.
  Создание постоянного нац. проф. т-ра связано с выступлением в 40-х
 гг. в Иллирийской читальне в Загребе группы сербского Передвижного
 любительского т-ра из Нови-Сада. Во время гастролей (в 1840-42) сербский
 т-р пополнился хорватскими актёрами. Т-р выступал в Загребе и др.
 городах Хорватии. Ставились произв. сербских авторов - И.
 Стерии-Поповича, И. Вуйича и др., а также первые пьесы хорватских
 драматургов на штокавском диалекте, к-рый стал основой хорватского лит.
 яз.:
  "Юран и София, или Турки около Сисака", "Степко Шубич, или Бела IV в
 Хорватии" Кукулевича-Сакцин-ского (все пост. в 1840). В 50-60-х гг. по
 инициативе Д. Деметера и И. Фрейденрейха в Т-ре на Марковой площади
 наряду с нем. спектаклями, начали устраиваться представления на
 хорватском яз. В 1861 т-р стал государственным, он получил гос. субсидию
 и название Хорватского Нац. т-ра. Первыми руководителями его были
 Деметер и Фрейденрейх. Основу нац. репертуара т-ра составляла
 драматургия хорватского Возрождения (1835-48). Популярностью
 пользовались романтич. историко-патриотич. драмы ведущих хорватских
 драматургов И. Кукулееича-Сакцинского ("Потуреченный", 1861) и Д.
 Деметера ("Теута", 1864, там же), а также пьесы "Степан, последний
 боснийский король" (1877), "Матия Губец" (1878, в рус. пер.
 "Король-мужик") Богови-ча, "Смиляна" Юрковича (1881), "Карло Драчки"
 Марковича (1899). С 50-х гг. развивается бытовая комедия на совр. сюжет
 и т. н. нар. пьеса, отличавшаяся реалистич. направленностью, живостью
 языка и диалога, местным колоритом: "Квас без хлеба" Немчича (1855),
 "Граничары" (1857) и "Чёрная королева" (1858) Фрейденрейха, "Соломенная
 корзинка и шапка" Округича (1863) и "Любица" Шеноа (1868), "Свадебные
 предложения" Томича (1873) и др. В 70-80-е гг. ставились также
 произведения европ. классич. драматургии (Мольер, Гёте, Гюго, Шиллер,
 Шекспир) и совр. переводная драматургия (В. Сарду, Э. Лабиш).
  Труппу т-ра составили хорватские проф. акторы, начавшие свою
 деятельность в нем. и хорватских полулюбительских труппах: братья И. и
 Ф. Фрейденрейх, К. Норвег и др. В первые десятилетия организации т-ра
 ведущими актёрами были: А. Фиян, М. Ружичка-Строцци, А. Мандрович, И.
 Племенчич, исполнительская манера к-рых приближалась к романтич. школе
 актёрской игры.
  Значит, спехов т-р достиг к концу 19 в., когда директором его стал С.
 Милетпч (1894-98). Он реформировал Хорватский Нац. т-р: повысил
 требования к драматургии, уделял особое внимание постановочной стороне
 спектакля, мастерству сценич. речи, открыл первую в Хорватии актёрскую
 школу (1896-98). В 1895 т-р получил новое помещение. В эти годы
 ставились совр. реалистич. драмы (Гаупт-ман, Ибсен), рус. драматургия
 (Гоголь, Толстой, Островский, Чехов, Горький), классич. драматургия
 (Софокл, Евриппд, Корнель, Мольер, Шекспир и др.), пьесы
 далматпно-дубровницких драматургов: "Шутка над Станцем" Држпча (1895),
 "Павлимир" Палмотп-ча (1896)В хорватской драматургии дальнейшее развитие
 получают историч. трагедия "Лютовид Посавский" (1895), "Симеон Великий"
 (1896), "Катарина Зринская" (1899) А. Тресича и комедия, осмеивающая
 нек-рые стороны жизни бурж. общества Хорватии,- "Три брака" (1891),
 "Ладаньская оппозиция" (1896) М. Де-ренчина; появляется мещанская драма
 - "Сестры" Кумичича (1890), "Сирена" Рорауэра (1896), и натура-листич.
 драма "Возвращение" Туцича (1898). Среди пьес кон. 19 - нач. 20 вв.
 драмы И. Войновича - "Эквиноций" (1895, в рус. пер. "Буря
 равноденствия"), "Дубровницкая трилогия" (1903), отличающиеся тонкой
 психологич. разработкой сценич. образов.
  В нач. 20 в. хорватские драматурги отходят от
 общественно-значительной и социальной тематики, обращаются к отвлечённым
 моралыю-этич. и психологич. проблемам, увлекаются внешней формой. Черты
 декаданса проявляются в творчестве М. Огри.ювича (тетралогия "Год
 любви", 1909; "Хасанагишща", 1909), Нехаева (наст. имя - М. Цихлар;
 трагедия "Жизнь", 1907), Войновича ("Дама с подсолнухами", 1912), С.
 Туцича ("Голгофа", 1913).
  Начиная с 90-х гг. 19 в. хорватское актёрское иск-во освобождается от
 романтической патетики. Однако стремление к реалистическому раскрытию
 образа характеризует иск-во актёров старшего поколения (Фиян,
 Ружичка-Строцци), творчество более молодых актёров и актрис - М.
 Михичич, Л. Шрам, И. Борштника. Тонкая эмоциональность, большая
 артистич. культура и в то же время увлечённость декадентским т-ром
 проявляются у актёров нач. 20 в.: II. Раич, И. Бах, Н. Вавра. Во время
 1-й мировой войны Хорватский Нац. т-р продолжал свою деятельность. В эти
 годы были пост. "Варшавянка" Выспяньского, "Недоросль"; "Персы" Эсхила и
 др.
  В 1918 Хорватия вошла в состав Югославии (см. Югославская драматургия
 и Югославский театр).
  Музыкальный театр. Первые оперные спектакли в Дубровнике были пост.
 любителями в нач. 17 в. ("Эвридика" Ринуччини). Музыка занимала значит,
 место в нек-рых пьесах дубровницких авторов ("Дубравка" И. Гундулича,
 1628; "Аталанта" Дж. Палмотича, 1629). На севере Хорватии первые
 муз.-сценич. произв. (зингшпили, а затем и оперы) были показаны нем. и
 итал. труппами в конце 18 в. В Амадеовом т-ре (1797-1834) силами нем.
 актёров были пост.: "Танкред", "Итальянка в Алжире", "Вильгельм Телль"
 Россини, "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта и др. крупнейшие произв.
 оперного репертуара того времени.
  Первая нац. опера - "Любовь и злоба" В. Лисин-ского (1846, Хорватский
 Нац. т-р), написана в традициях романтизма. Гл. партии исполняли: Ф.
 Стазич, С. Эр-деди-Рубидо, О. Штрига. Вторая опера того же автора -
 "Порин" (соч. 1851, пост. 1897). В первое десятилетие существования
 Хорватского Нац. т-ра (Загреб) здесь часто ставились оперетты, сначала
 зарубежных, а затем и отечеств, авторов: "Парни, на палубу!" (1867), "В
 Мекку" (1868), "Боснийская гадалка" (1870) И. Зайца (пост. ранее в Вене)
 и др. В 1870-89 при т-ре работала первая постоянная хорватская оперная
 труппа под рук. И. Зайца. Солисты: И. Каш-ман, И. Нолли, М. Трнина, Т.
 Лесич и др. Здесь ставились оперы Зайца ("Мислав", 1870; "Бан Легет",
 1872; "Никола Шубич-Зринский", 1876; "Пан Твардовский", 1880, и др.) и
 его оперетты, а также оперы Верди, Россини, Моцарта и др. В 1889 - 94 в
 Загребе работала временная оперная труппа под рук. Н. Фаллера, к-рый
 затем стал дирижёром оперной труппы Хорватского Нац. т-ра. Труппы
 ставили произв. Вагнера, Чайковского, хорватских композиторов-В.
 Лисинского ("Порин"), В. Берсы ("Цвиета", 1898, и "Андрия Чубранович",
 1900), С. Альбини ("Маричон", 1901); словенских композиторов - Ф.
 Вилхара ("Смиляна", 1897, "Иваньская королева", 1902), В. Пармы
 ("Ксения", 1897). С 1909 в Хорватском Нац. т-ре создана постоянная
 оперная труппа. Были пост. оперы: "Огонь" Берсы (1911), "Возвращение"
 Хатце (1911), "Весенняя буря" Новака (1914). Среди солистов т-ра: М.
 Строцци, И. Крижай, М. Вушкович и др. О муз. т-ре после 1918 см. в ст.
 Югославский театр.
  Лит.: С i n d r i с P., Hrvatski ? srpski teatar, Zagreb, 1960;
 Gavell а В., Hrvatsko glumiste, Zagreb, 1953;
  Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960.
  Альб. К.
  ХОР‚ВТ (???????) - участник хора в др,-греч. трагедии и комедии.
  ХОЂà (греч. ??'/? - руководитель хора) - богатый гражданин в Афинах
 (5-4 вв. до н. э.), к-рому гос-во поручало почётную обязанность
 (хоре-гию)- составление хора и оплату его участников, костюмов и т. п.
 X. принимал участие в драм. состязании наряду с драматургом, первым
 актёром; победителям X. также присуждалась награда. В. Я.
  ХОРЕЗМСКИЙ УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ОГАХИ.
 Создан в Ургенче (1933) на базе кружков художественной самодеятельности
 районов Хорезма. Среди основателей: А. Маджиди, 3. Кабулов, М. Ширази
 (Якубов), С. Сарайматов, Тамара Ханум и др. На сцене т-ра были пост.
 муз. драмы "Пуртана" Абдуллы (1934), "Халима" Зафари (1933), пьесы К.
 Яшена - "Сожжём" (193()), "Честь и любовь" (1937) и др. В годы Отечеств,
 войны т-р пост. патриотич. спектакли:
  "Даврон-ата" Абдуллы (1944), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944),
 "Офтобхон" Яшена (1945) и др. Среди спектаклей 50-60-х гг. - "Хамза"
 Яшена и Умари (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1952), "Бурные годы"
 Умарбекова (1964) и др.
  В результате работы с местными авторами были созданы спектакли:
 "Тилля Матьякубов" Раджабова (1943), "Жертвы просвещения" Рахимова
 (1958), "Не могут быть без тебя" Бекниязова (1961) и др. Театр ставил
 классич. драматургию - пьесы Гоголя, Шиллера, Островского.
  В труппе т-ра (1967): нар. арт. Узб. ССР В. Фая-зов, С. Рахимова, К.
 Рахимов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Л. Абдуллаева, засл. арт. Узб. ССР
 Р. Бай-джанова, У. Гаипова, Н. Юсупова, С. Диванов, К. Ис-маилов, М.
 Рахимов, М. Сафаев и др. Гл. реж.- X. Исламов. Гл. худ.- Л. Абдуллаева.
 Исл.
  ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. ??????-пляска и ?????- пишу)- 1) Запись танца
 посредством системы условных знаков. Первые попытки сделать такую запись
 были предприняты в конце 15- нач. 16 вв. Но только в конце 17-нач. 18
 вв., благодаря разработке теории бального и сценич. танцев, группа
 франц. балетмейстеров и учителей танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, Фавье, П.
 Рамо) смогла положить начало системе записи танца, получившей широкое
 распространение (в разл. вариантах). Термин "X." введён танцмейстером Р.
 Фёйе (автор книги - "Хореография, или Иск-во записи танца ...", 1700). В
 России в конце 18 в. были созданы две системы записи танца: А. Я. Цорна
 (1889), использовавшаяся преим. преподавателями бальных танцев, и В. И.
 Степанова (1891), при помощи к-рой была произведена запись 27 балетов из
 репертуара Мариинского т-ра (Петербург). Система Степанова была введена
 как учебный предмет на балетном отделении Петерб. и Моск. театр. уч-щ.
 2) Иск-во сочинения танцев и танц. (балетных) спектаклей. В этом
 значении термин "X." применяется с сер. 19 в. Поэтому термин
 "балетмейстер" иногда заменяется на "хореограф". 3) Иск-во танца. В этом
 понимании термин "X." получил применение в рус. искусство-ведч. лит-ре в
 конце 19 - нач. 20 вв.
  Лит.: Лисициан С., Запись движения (Кинетогра-фия), М.-Л., 1940. А.
 И.
  ХОРИСТ (хористка)- участник хора, один из исполнителей какой-либо
 хоровой партии. В опере, оперетте X. совмещает функции певца и
 драматического актёра. В муз.-драматических сценах с участием хора
 нек-рым X. иногда поручаются сольные реплики. В. Б р.
  ХОРМЕЙСТЕР (от слова "хор" и нем. iVlcis-ter - мастер) -?
 руководитель (дирижёр) хора; лицо, управляющее хором при разучивании и
 исполнении им муз. произв.
  ХОРН (Хор), Пантелис (1881-1941)-греч. драматург. В 1906 опубликовал
 драму "Бесценное"-обработка ср.-век. греч. нар. баллады. В 1908 написал
 пьесу "Петрохарпдес"-о деградации клефтской семьи (пост. на сцене Т-ра
 Конституции). Бытоописательная направленность драматургии X. сочетается
 с выражением социальных мотивов. Герои его - обычно сильные, волевые
 люди. В драме X. "Росток" (1921), одной из лучших пьес новогрёч.
 драматургии, в центре стоит образ труженика, его стремления, борьба за
 счастье. X.- автор св. 20 пьес; среди них "Далман-ка", "Северный
 ветерок", "Под ширмой добродетели", "Женщина Востока", "Мелахра",
 символическая пьеса "Чёрный пароход", "На полуденном зное", "На
 празднике", "Фландро", "Господин посол" и др. Драматургия X.
 характеризуется реалистич. направленностью. актуальностью, остротой
 конфликтов. Я. М.
  ХОРНИМЕН (Horniman), Анни Элизабет Фредерика (З.Х. 1860- ?. VIII.
 1937) - англ. театр. антрепренёр. Большое влияние на X. оказал ирл. поэт
 и драматург У. Б. Йитс (X. была его секретарём). В 1904-10 была связана
 с дублинским Т-ром Аббатства. Получив в аренду здание этого т-ра, она
 перестроила его и предоставила помещение Ирл. нац. драм. об-ву,
 основанному в 1902 Йитсом. Здесь были пост. мн. пьесы ирл. драматургов:
 Йитса, Дж. Синга и др. В 1908 X. основала репертуарный т-р в Манчестере
 (т-р "Гейети"). В течение 14 лет возглавляла этот т-р. Художеств,
 руководителями т-ра были: Б. А. Пейн (1907-11), Л. Кэссон (1911-13), Д.
 Гордон (1913-17). X. боролась с коммерч. т-ром и его развлекательным
 репертуаром, пропагандировала ирл. драматургию. Была одной из первых и
 последовательных участниц движения за репертуарный т-р, содействовала
 введению в репертуар т-ров англ. реалистич. и натура-листич. драмы. В
 1921 X. отошла от театр. деятельности.
  Лит.: Н о we P. P., The Repertory theatre, L., 1910;
  Poison R., Miss Horniman and the Gaiety Theatre. Manchester, L.,
 1952; Robinson L., Ireland's Abbey Theatre. A history 1899-1951, L.,
 1951. ф. К.
  ХОРОШУН, Антон Афанасьевич [p. 11(23).VII.1893]- укр. сов. актёр.
 Нар. арт. УССР (1953). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. Участвовал в
 любительских спектаклях. В 1914 играл в Т-ве укр. артистов под рук. Д.
 Запорожца. В 1915-17, будучи на военной службе в Петрограде, посещал
 драм. курсы, пел в хоре в оперных спектаклях Нар. дома с участием Ф. И.
 Шаляпина. В 1921-62 (с небольшими перерывами) - актёр Первого гос. драм.
 т-ра УССР им. Т. Шевченко (ныне Днепропетровский укр. драм. т-р им. Т.
 Шевченко). С особым успехом играл передовых сов. людей, вожаков масс,
 героев.
  Роли: Годуп ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яг"вая"), Стрижень, Платон
 ("Гибель эскадры", "Платон Кречет");
  Иван Сирко ("Навеки вместе" Дмитерко), Воропаев ("Счастье" по
 Павленко), Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, Гнат Голый ("Савва Чалый"
 Карпенкр-Карого), Выборный ("Наталка-Полтавка"), Городничий; Тетерев
 ("Мещане"), Гнат Орда ("Дело чести" Микитенко), Вожак, Вахмистр
 ("Оптимистическая трагедия", "Первая конная" Вишневского), Командор
 ("Каменный властелин" Л. Украинки), Несчастливцев, Отсл-ло; Гранде
 ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Монтанелли ("Овод" по Войнич) и др.
 Снимался в кино. С. 3.
  ХОРЬКОВА, Ольга Михайловна (р. 19.VI.1922) - рус. сов. актриса. Засл.
 арт. РСФСР (1949). В 1945, после окончания Театр. уч-ща им. Щепкина,
 была принята в труппу Малого т-ра. В 1943, будучи студенткой 3-го курса,
 исполнила свою первую роль - Аниска ("Нашествие"). В 1948 X. сыграла
 Полину в "Доходном месте", затем Лизу ("Горе от ума"). Среди лучших
 ролей X.: Люба ("Северные зори" Никитина),
  Лоа ("Проданная колыбельная" Лакснесса), Варвара ("Гроза"), Кончетта
 ("Рождество в доме синьора Ку-пьелло" Де Филиппе). Творчество актрисы
 отличается органичностью, естественностью сценич. поведения, большим
 обаянием, склонностью к сильному, страстному выражению чувств.

<< Пред.           стр. 834 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу