<< Пред. стр. 853 (из 913) След. >>
индивидуальности имели театр. и этич. идеи К. С. Станиславского, Л. А.Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Сценич. образы, созданные Ч. в
спектаклях 1-й Студии МХТ,- Кобус ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913),
Фри-бе ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Калеб ("Сверчок на печи" по
Диккенсу, 1914), Фрезер ("Потоп" Бергера, 1915) - выдвинули его в число
крупнейших рус. актёров. Ч. прошёл сложный путь от абстрактной проповеди
добра, красоты, морального совершенствования до воплощения трагедии
личности, оказавшейся между двух миров, не находящей своего места в
жизни. Выдающимися достижениями актёра стали образы: Мальволио
("Двенадцатая ночь", 1917), Эрик XIV (о. п. Стриндберга, 1921) в 1-й
Студии МХТ; Гамлет (1924), Аблеухов ("Петербург" Белого, 1925) и
Муромский ("Дело" Сухово-Кобылина, 1927) - во МХАТе 2-м; Хлестаков
(1921)-в спектакле МХАТа. Сценич. образы Ч. отличались новаторством,
смелостью замысла, мастерством перевоплощения. Обострённое восприятие
мира, яркая экспрессия, глубокий лиризм делали его игру (в трагедии,
комедии, фарсе) эмоционально заразительной. Виртуозное мастерство,
тщательная отделка внешнего рисунка роли определялись его блестящим
даром импровизации, совершенным владением телом, тонко разработанной
темброво-интонационной мелодикой речи. Будучи последователем
Станиславского, Ч. в то же время искал собственных путей в иск-ве т-ра.
В 1919-22 руководил студией ("Чеховская студия"), где занятия по системе
Станиславского сочетались с экспериментами по совершенствованию
актёрской техники. Среди воспитанников студии - В. Д. Бендина, В. А.
Громов, М. О. Кнебель, В. Н. Татаринов и др. В 1924 Ч. становится во
главе 1-й Студии МХТ, преобразованной в том же году во МХАТ 2-й. Однако
разногласия внутри т-ра, а также противоречия мировоззрения Ч.,
связанные с увлечением антропософией, приводят в 1928 к его уходу из
МХАТа 2-го. В том же году Ч. уехал за границу.
Эмиграция пагубно отразилась на актёрском творчестве Ч. Оторвавшись
от взрастившей его почвы рус. театра, оказавшись в чуждой ему театр. и
языковой среде, Ч. не сумел обрести прочного положения в иск-ве. Его
многократные попытки организовать репертуарные т-ры в Париже, Праге,
Нью-Йорке кончались неудачей. Выступая в т-рах Европы и США, Ч. создал
лишь два значительных новых сценич. образа - Иоанн Грозный ("Смерть
Иоанна Грозного" А. К. Толстого, Рига, Гос. т-р, 1933) и Фома Опискин
("Село Степанчиково" по Достоевскому, Рига, театр Русской драмы, 1933).
Ч. руководил студиями в Каунасе и Риге (1932-34), драм. курсами при
т-ре"Груп"вНью-Йорке (1935), театр. школой в Англии (1936-39),
переехавшей в начале войны в США, т-ром "Чехов-Плейере", созданным из
воспитанников этой театр. школы (1939- 1940), группой "Экторс
лабо-ратори" в Голливуде (40-е гг.). Среди учеников 4.- англ. актёр П.
Роджерс.амер. киноактёры Г. Пек, Ю. Бриннер и др. Итогом творч. опыта Ч.
явилась книга "О технике актёра" (1943-45).
Работа Ч. в кино, начатая им еще в СССР ("Человек из ресторана",
1927), была продолжена в Германии и США ("Зачарованный", "Рапсодия" и
др.).
Др. роли: Епиходов ("Вишнёвый сад"), Миша ("Провинциалка" Тургенева),
Доктор ("Мнимый больной" Мольера) - МХТ; Пьер ("Архангел Михаил"
Бромлей) - 1-я Студия МХТ.
Пост.: "Двенадцатая ночь" (1930. Берлин, т-р "Габнма";
1933, Каунас, Гос. т-р; 1941, Нью-Йорк), "Гамлет" (1932, Каунас, Гос.
т-р; 1932, Рига, Гос. т-р), "Смерть Иоанна Грозного" (1933, Рига, Гос.
т-р); "Село Степанчиково" (1933, Рига, Т-р Рус. драмы), "Ревизор" (1933,
Каунас, Гос. т-р;
1946, Голливуд), оперы "Парсифаль" Вагнера (1934, Рига, Оперный т-р)
и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1942, Нью-Йорк,
"Метрополитен-опера").
С о ч.:* Путь актера. Л., 1928; Постановка "Ревизора" Гоголя в Театре
им. В. Э. Мейерхольда, в сб.: Гоголь и Мейерхольд, М., 1927; То the
actor. On the technique of acting, N. Y., 1953.
Лит.: Эфрос Н., "Сверчок на печи", Студия Московского Художественного
театра, П. , 1918; М а р к о в П. А., Первая Студия МХТ (Сулержицкий -
Вахтангов - Чехов), в кн.: Правда театра, М., 1965; Нов и.ц'к и и П. П..
Проблема актера, предисл. к кн.: Чехов М., Путь актера, Л., 1928;
Соболев Ю., Актеры, М., 1926; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности,
М., 1957; Б и р м а н С. Г., Путь актрисы, М., 1959; Кнебель М. О.,
Процесс становления режиссера, М., 1966 [Автореферат дисс.]. В. Ю.
ЧЕХОВ, Михаил Павлович (1865-14.XI.1936) - русский писатель,
драматург, театр. критик, беллетрист. Брат А. П. Чехова, первый его
биограф. В своих книгах "Антон Чехов и его сюжеты" (1923) и "Вокруг
Чехова" (1933) Ч. описывает историю создания и постановки на сцене ряда
пьес А. П. Чехова ("Иванов", "Медведь",. "Чайка", "Дядя Ваня" и др.),
рассказывает об отношениях Чехова с драматургами, антрепренёрами,
актёрами, воссоздаёт ряд портретов театр. деятелей того времени. Ч.
принадлежит также книга "Антон Чехов, театр. актёры и "Татьяна Репина""
(1924). Эта книга посвящена пьесе "Татьяна Репина", написанной А. П.
Чеховым как отклик на одноимённую пьесу А. С. Суворина (пьеса А. П.
Чехова изд. в 2 экземплярах в 1889).
Ч.- автор комедий-шуток, водевилей: "За двадцать минут до звонка"
(1894, пост. 1896, Панаевский т-р, Петербург), "Ваза" (1896, пост. 1897,
Суворин-ский т-р, Петербург), "Голубой бант" (1898, пост. 1899, Об-во
любителей драм. и муз. искусства, Ярославль) и др. Выступал как театр.
критик (псевд.- "Ч.", "М. Ч.", "М. Ч-хов") в ярославских газетах и в
петерб. печати, был представителем Рус. театрального общества в
Ярославле (1899-1901).
Соч.: Антон Чехов и его сюжеты, М., 1923; Антон Чехов, театр. актеры
и Татьяна Репина", П., 1924; Вокруг Чехова, 4 изд., М., 1964.
ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Образование в 1918 самостоятельного
государства - бурж. Чехословацкой республики - вызвало подъём культурной
жизни страны, в т. ч. и драматургии (историю развития драматургии до
1918 см. в ст. Словацкий театр и драматургия и Чешская драматургия).
Реалистич. драматургию с углублённым изображением характеров
представляли драматурги Ф. Шрамек ("Лето", 1915, "Гагенбек", 1920,
"Месяц над рекой", 1922, и "Суд". 1925), И. Маген ("Небо, ад, рай",1919,
"Дезертир", 1924, "Между двумя грозами", 1918). Маген писал также
своеобразные пьесы, т. н. "либретто для фильма" - "Сокровище короля
Кадма" (1926), "Потерпевшие кораблекрушение" (1927), утвердившие
спектакль весёлой клоунады. В 20-е гг. получает распространение
реакционная драматургия. В пьесах, пост. на чеш. сцене, отразились
стремления сгладить социальные противоречия, проявилась растерянность
бурж. интеллигенции. Увлечённость символич. драмой сказалась в
послевоен. творчестве драматурга В. Дыка ("Ондрей и дракон", 1921,
"Забывчивый", 1931) и первых драматургич. произв. Ф. К. Шальды ("Толпы",
1922). В психологич. Д)аме Шальды "Ребёнок" (1923) нашли отражение
антибурж. тенденции. Те же тенденции обнаруживает пьеса "Честный Матей"
Дворжака и Климы (1922).
Большое значение в развитии Ч. д. в период межвоенного двадцатилетия
(1918-38) имело творчество К. Чапека. Он отразил основные проблемы жизни
Чехословакии тех лет - от разочарования в идеалах общественной гармонии
("R. IJ. R.", "Из жизни насекомых", совм. с И. Чапеком, "Средство
Макро-пулоса") до призыва к антифашистской борьбе ("Белая болезнь",
"Мать"). Выражением постоянной оппозиции официальному бурж. т-ру и
драматургии явилась деятельность Я. Вериха и И. Восковца, ставивших в
Освобождённом т-ре собственные пьесы, сатирически осмеивавшие бурж.
гос-во. От озорного веселья в пьесе "Вест-покет ревю" (1927) и гротеска
в комедиях "Цезарь" (1932), "Осёл и тень" (1933) драматурги приходят к
созданию антифашистских комедий: "Палач и шут" (1934), "Баллада из
тряпья" (1935), "Тяжёлая Барбара" (1937).
Драматургию поэтич. метафоры, лирич. обобщения создали поэт В. Незвал
("Влюблённые из киоска", 1932, "Манон Леско", 1940), В. Ванчура
("Учитель и ученик", 1927, "Озеро Укереве", 1935, "Алхимик", 1932),
писатель и художник А. Гофмейстер ("Поющая Венеция", 1932, "Молодёжь у
рампы", 1935). Значит, место в развитии демократич. репертуара занимала
драматургия Ф. Лангера ("Обращение Фердишай Пишто-ры", 1929, "Верблюд
сквозь игольное ушко", 1923, "Периферия", 1925, "Ангелы среди нас",
1931). В его пьесах была показана жизньаизших слоев общества, для к-рых
драматург требовал социальных прав.
Пьесы К. Чапека и Лангера получили популярность во мн. странах Европы
и Америки.
Развитие словацкой драматургии этого периода связано прежде всего с
возникновением в 1920 в Братиславе первого проф. т-ра. Основой
репертуара Словацкого Нац. т-ра были пьесы И. Тайовского:
"Её первый роман" (1930), "Мечтатели" (1933) и "Герой" (1933),
отразившие события, связанные с обострением социальной борьбы и с
пролетарским движением в стране. Популярностью пользовались остро
сати-рич. комедии И. Стодоли: "Чай у пана сенатора" (1930), "Иожко Пучик
и его карьера" (1931), лирич. пьеса "Жена пастуха" (1928), нсторич.
драма "Марина Гавранова" (1941) и др. Социальные драмы И. Ю.
Бар-ча-"3000 человек" (1934), "В конце пути" (1939), комедия "Жирный
кусок" (1940) и его психологич. драма "Мать" (1944) продолжали развитие
словацкой драматургии.
Широкое движение рабочей театр. самодеятельности Чехословакии вызвало
обогащение драматургии. В 1929 был создан "Коллектив драматич. авторов
коммунистов" (КОДАК), в к-рый входили рабочие, молодые редакторы, а
также театр. деятели и писатели. Здесь создавались пьесы для рабочей
театр. самодеятельности. Словацкий писатель-коммунист Я. По-ничан
написал для рабочего т-ра пьесы "Два мира", "Правда худобы" (обе в
1925), П. Илемницкий - пьесу "Забастовка" (1924) и др.
С установлением нар.-демократич. строя в Чехословакии (1945) начались
возрождение и перестройка нац. театр. иск-ва и дальнейшее развитие Ч. д.
Перед чеш. драматургами была поставлена задача - выразить новые
тенденции жизни, раскрыть внутренний мир человека, строящего социализм.
Авторы пьес обращались к фактам современности, к истории рабочего
движения. Появились пьесы о новом отношении к труду - "Бригада
шлифовальщика Каргана" Кани (1949), "Орденоносцы" Стеглика (1953),
"Мосты на Восток" Мнячко (1952); пьесы о революц. прошлом рабочего
класса - "Духцовский виадук" Цаха (1950), "Встанут новые бойцы" инсц. В.
Незвала по роману А. Запотоцкого (1949); пьесы о совр. деревне - "Козье
молоко" словацкого драматурга Я. Скальки (1951), "Буки подполянские"
Кралика (1949), "Они спорят с толком" Прахаржа (1951). Но, улавливая
историч. смысл, многообразие событий, драматурги еще не могли показать,
как эти события отражаются на психологии людей, не умели через характеры
раскрыть существо и ход историч. перемен. Первым опытам чехословацкой
социалистич. драматургии не хватало мастерства композиции, внутренней
динамики, яркости изобразительной формы. Незрелость драматургии
проявилась в подмене совр. тем производств. сюжетами. Новый этап в
развитии Ч. д. начался в 1955, когда драматурги главное внимание
сосредоточивают на духовном мире современников - "Интеллигенты" Яриша и
"Я хотел бы вернуться" Ф. Пав-личека (обе в 1955). Дальнейшее развитие
чеш. и словацкой драматургии характеризуется стремлением ещё глубже
раскрыть духовный мир совр. человека, поисками разнообразных
драматургических форм, многообразием жанров. Моральный облик
современника, борьбу за чистоту нравственных идеалов людей нового мира
показывают пьесы П. Ко-гоута "Такая любовь" (1957), "Третья сестра"
(1960), "Двенадцать" (1963), пост. во мн. странах мира, в т. ч. в т-рах
Сов. Союза. Острой публицистичностью, передовой идейной направленностью
характеризуются пьесы словацкого драматурга и театр. теоретика П.
Карваша (1920), к-рый создаёт произведения разл. жанров: психологич.
драмы "Пациент ИЗ" (1955), "Полуночная месса" (1959), комедии
"Дипломаты" (1957), "Воскресение дедушки Коломана" (1961), публицистич.
диалог "Язва" (1963), трагедию "Антигона и другие" (1962), сатирич.
гротеск "Большой парик" (1965). Эти пьесы утверждают красоту человека
социалистического общества, критикуют реакц. тенденции.
Для развития Ч. д. принципиальное значение имело обращение к
драматургии ряда крупнейших поэтов. Пьесу "Сегодня еще заходит солнце
над Атлантидой" (1957) поэт В. Незвал посвятил проблемам мира и воины,
она исполнена поэтич. обобщённости, включает элементы аллегории,
символики. Поэт Ф. Грубин в драмах "Августовское воскресенье" (1958),
"Хрустальная ночь" (1961) сочетает лиризм и гражданственность,
стремление к пспхологич. анализу. Поэт М. Кундера в пьесе "Владельцы
ключей" (1962) использует приём параллельного действия и диалога, он
обличает мещанство, достигая философского обобщения. Драматургия И.
Топола характеризуется наблюдательностью, осмыслением совр. жизненных
процессов в традиц. форме психологич. драмы: "Их день" (1959), "Конец
мясопуста" (1963), "Кошка на рельсах" (1965). Принципы психологич. драмы
развивают произведения драматургов старшего поколения:
Ф. Павличека ("Лабиринт сердца", 1959, "Борьба с ангелом", 1963), Л.
Ашкенази ("Гость", 1962), M. Стег-лика ("Семь разгневанных женщин, или
Ненапрасно загубленная суббота", 1965). Лирич. направленность придал
жанру психологич. драмы молодой словацкий драматург И. Русняк ("У чёрта
на куличках", 1965).
В развитие комедийного жанра значит, вклад внёс Я. Дрда, создавший
комедии, в к-рых нац. традиции получили совр. осмысление ("Шутки с
чёртом", 1945;
"Далскабаты - грешная деревня, или Забытый чёрт", 1959). Творч.
манере Дрды близка драматургия М. Кубатовой ("Как контрабас попал на
небо", 1958), О. Данека ("Свадьба брачного афериста", 1962) и др.
Большое распространение получила сатирич. комедия. Особой популярностью
пользуются комедии В. Блажека "Третье желание" (1958), "Слишком щедрый
вечер" (1960), а также муз.-сатирич. обозрение Когоута по роману К.
Чапека "Война с саламандрами" (1963). Нек-рые молодые драматурги М. Угде
("Король Вавра", 1964), И. Клима ("Замок", 1964), В. Гавель ("Праздник в
саду", 1963;
"Уведомление", 1965) и др. обращаются к приёмам театра абсурда. Их
пьесы объединяют остро сатирич. направленность, воинственный задор в
борьбе с пережитками старого. Для Ч. д. конца 60-х гг. характерно
стремление к углублённой психологич. разработке характера героя, анализу
его внутр. мира и в то же время использование приёмов гротеска,
парадокса.
Лит.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960;
Ашкенази Л., "Гость из ночи", "Иностранная литература", 1962, ј l; Б
лаже к В., Третье желание, М., 1 961; е г о ж е. Щедрый вечер, М., 1961;
Да не к О., Кле-пачек женится, М., 1962 (все 3 пьесы в изд. ВУОАП);
К а р в а ш П., "Пациент 113", M., 1957; Метеор, в сб.: Современная
драматургия, кн. 5, М., 1958; Дипломаты, "Театр" 1959, 4; Святая ночь,
М.-Л., 1960; Когоут П., Дом, где мы родились (Третья сестра), в сб.:
Современная драматургия, кн. 32, М., 1962; Кундера М., Поворот ключа,
пер. с чеш. Свободное изложение А. Штейна, "Театр", 1963, ј 3; П а в л и
ч е к Ф., Я хотел бы вернуться, М., 1957; С т е г л и к М., Орденоносцы,
в сб.: Пьесы. Драматургия стран народной демократии, М., 1956;
Гаек И., Широта социалистического реализма, "Вопросы литературы",
1962, ј 5; Гее Я., Пути развития послевоенной чехословацкой драматургии,
в сб.: Вопросы болгарской и чехословацкой литературы, М., 1962, с.
195-272;
Г е ц Ф., Пятнадцать лет развития чешской драмы, в сб'. Театра
Чехословакии, Прага, 1960; М р а з А., Развитие словацкой драматической
литературы после 1945 года, там же, Прага, 1960. с. 22-26; К а р .в а ш
П., Обращаться к человеку, "Проблемы мира и социализма", 1965, ј 1,
Приложение "Искусство и современность", с. 6-12; Солнце-в а Л.,
Чехословацкий театр сегодня М. 1962; Ceskoslovenske divadlo 1945 - 1960,
"Divadlo", 1960, .ј 5; H a-jek J., Cas dramatu, Praha, 1957; Kopecky J.,
Nedokoncene zapasy, Praha, 1961. Д Сол
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
(Narodni divadlo) - ведущий т-р Чехословакии. Открыт 18 ноября 1883 в
Праге. Здание Ч. Н. т. было построено на берегу реки Влтавы на нар.
средства; пожертвования проводились под девизом - "Народ - для себя".
Сбор проходил по всей стране, охватил самые широкие слои населения и
вылился в мощную демонстрацию протеста чеш. народа против нац.
угнетения. При закладке фундамента т-ра 29 мая 1868 присутствовали
делегации от всех славянских народов. После десяти представлений, в 1881
т-р сгорел. Под тем же девизом "Народ - для себя" снова был организован
сбор средств, к-рые помогли восстановить здание и завершить его
строительство в 1883 (арх. И. Зитек, худ. М. Алеш, В. Гинайс, И. Жени
шек). Т-р состоял из трёх самостоятельных трупп: оперной, балетной и
драматической. В этих коллективах были собраны лучшие актёры, режиссёры
и художники. Он стал центром чеш. театр. культуры. Репертуар драматич.
труппы состоял из пьес чеш. драматургов Л. Строупежницкого, бр. А. и В.
Мршти-ков, Г. Прейссовоп, А. Ирасека и др. Были пост. произв. Л. Н.
Толстого ("Власть тьмы"), А. П. Чехова ("Три сестры"), М. Горького
("Мещане"), У. Шекспира, Г. Ибсена и др. Первый спектакль оперной труппы
- опера Б. Сметаны "Либуше" (1881), затем в репертуар вошли произведения
3. Фибиха - "Мессинская невеста" (1884), "Гроза" (1885), А. Дворжака -
"Дмитрий" (1882), "Чёрт и Кача" (1899). В 1888 в т-ре были пост.
спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт), премьерами
к-рых дирижировал П. И. Чайковский. В 1892 была пост. опера "Пиковая
дама" (Чайковский присутствовал на премьере). Балетная труппа выступала
в танц. сценах оперных спектаклей.
Руководство т-ром осуществлялось "Товариществом", состоявшим из
меценатов Праги, вносивших крупные денежные паи. "Товарищество"
подчинялось сейму. До 1900 Ч. Н. т. возглавляли сторонники
консервативной бурж. партии старочехов. В нач. 20 в. в балетной труппе
осуществляются пост. наиболее значит, произв. рус. хореографии:
"Лебединое озеро" (1903), "Щелкунчик" (1908). Формируются основы нац.
балетного репертуара: балеты-пантомимы О. Недбала на сюжет чеш. нар.
сказок - "Глупый Гонза" (1902), "Из сказки в сказку" (1908). В 1900-18
художеств. руководство драматич. труппой осуществлял Я. Квапил, оперной
- К. Коваржовиц (1900-20). Квапил развивал принципы психологпч. школы
актёрского иск-ва, был одним из инициаторов пражских гастролей
МХТ(1906). В эти годы в драматич. труппе Ч. Н. т. работали выдающиеся
чеш. актёры: Э. Воян, Г. Квапилова, М. Гюбнерова, И. Мошна. В 1918-39, в
годы после установления в Чехословакии нац. независимости, т-р отражал
классовую борьбу. В дальнейшем Ч. Н. т. становится всё более академичным
и отходит от острых общественных проблем. Только отдельные актёры (Я.
Пруха, Р. Наскова 3. Балдова, Ф. Смолин) продолжали утверждать на его
сцене принципы реалистич. иск-ва, воплощать идеи демократизма и
гражданственности. В 1921-35 драматич. труппой руководил К. Г. Гилар. В
эти годы особое внимание уделялось оформлению спектаклей. Реж. И. Ф
рейка совм. с худ. Ф. Тресте-ром осуществил значит, постановки, в т. ч.
"Ромео и Джульетта", "Юлий Цезарь" Шекспира, "Борис Годунов".
В оперной труппе работали дирижёры и. композиторы: Коваржовиц, О.
Острчил, В. Талих, О. Ефе-миаш; певцы: Б. Бенони, Э. Дестинова, К.
Буриан, О. Маржак, Р. Матурова, В. Климент и др. Крупнейшими пост.
труппы были "Борис Годунов" (1910) и "Её падчерица" Яначека (1916). В
40-е гг. на сцепо
Ч. Н. т. ставятся антифашистские произв. К. Чапека:
"Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938). В оперной труппе Острчил
ставил и произведения совр. чеш. композиторов: Л. Яначека, О. Еремиаша и
др. Балетную труппу возглавлял Р. Ремиславский, осуществлявший пост.
балетов из репертуара гастролировавшей в Праге труппы С. П. Дягилева
("Петрушка" Стравинского, 1925, "Сказки нашей бабушки...", 1925),