<< Пред. стр. 857 (из 913) След. >>
приезжал в Прагу также и в 1892 на спектакль "Пиковая дама", пост. вэтом же т-ре. Под управлением Э. Ф. Направника в Мариинском т-ре
(Петербург) были пост. "Проданная невеста" (1870) и "Далибор" (1900)
Сметаны. В 1869-1916 Направник был гл. дирижёром Мариинского т-ра
(Петербург). С 1880 в России жил чеш. дирижёр В. Сук, под управлением
к-рого на сцене Большого т-ра (Москва) в 1906-33 были осуществлены все
наиболее значит, пост. опер рус. и зап.-европ. композиторов.
На рубеже 19 и 20 вв. появились произв., в к-рых вновь получили
развитие традиции Сметаны. Среди них: оперы И. Б. Фёрстера: "Дебора"
(1893), "Ева" (1899), "Джессика" (1905 - все в Нац. т-ре, Прага). К
этому же времени относится начало деятельности Л. Яначека - одного из
крупнейших реформаторов оперного жанра. Ему принадлежат оперы "Шарка"
(соч. 1888, пост. 1925, Национальный т-р, Брно), "Начало романа" (1894,
там же), "Судьба" (соч. 1904, пост. 1958, там же, и др.) (см.
Чехословацкий театр. раздел Музыкальный театр). Яначек получил мировую
славу как автор оперы "Её падчерица" ("Ие-нуфа", 1904, там же).
Традиции Дворжака развивал в своём творчестве В. Новак. Его оперы
созданы на основе сюжетов чеш. лит-ры: "Звиковский домовой" (1915),
"Карл-штейн" (1916, обе в Нац. т-ре, Прага). Наиболее известна опера
Новака "Фонарь" (по пьесе-сказке Ирасека, 1923, там же).
Лит.: M а р т ы н о в И. И., Бедржих Сметана, М., 1963;
Нестьев И. В., "Её падчерица" Л. Яначека, М., 1960;
Полякова Л. В., Оперное творчество Леоша Яначека, М., (в печати). Д.
Т.
ЧЖОУ И-БАЙ (р. 1900) - кит. театровед и драматург. Один из крупнейших
исследователей кит. тра-диц. т-ра, автор ряда трудов, в т. ч. "История
китайского т-ра" (соч. 1950), "Статьи о китайском театре" (соч. 1960),
"Исследование трактатов о театрально-исполнительском искусстве" (1962) и
др. В годы антияпонской войны писал историко-патриотич. драмы:
"Царь Севера" (1940), "Хуа Му-лань" (1941) и бытовые пьесы:
"Канарейка" (1941), "Девичьи слезы" (1944) и др. Вл. С.
ЧЖОУ СИНЬ-ФАН (р. 1895) - кит. актёр и театр. деятель. С шестилетнего
возраста выступал в традиц. жанре пекинской музыкальной драмы. Сценич.
деятельность начал в 1902. Получил известность как исполнитель в традиц.
репертуаре ролей лаошэн (см. Шэн). Играл под псевдонимом Цилинь-тун
(Чудо-юноша). Ч.- основоположник одного из ведущих направлений
исполнительского иск-ва пекинской муз. драмы - цилиньтунского
(сокращённо ци-пай) или шанхайской школы (деятельность Ч. протекала гл.
обр. в Шанхае). Выступал в пьесах, прославлявших борцов за свободу ("Сун
Цзяо-жэнь"), высмеивавших реакц. правителей ("Узурпатор Ван Ман") и др.
После образования КНР (1949) принял участие в обновлении репертуара
традиц. т-ра. В соответствии с требованием амплуа, герои Ч.
С.-ф.честные, благородные люди, движимые стремлением к справедливости.
Сохраняя свойственные жанру элементы идеализации характеров, обобщённую
символику движений, Ч. С.-ф. насыщает их жизненным содержанием,
стремится к углублённой разработке роли. Среди лучших ролей: Сун Ши-цзе
("Четыре чиновника"), Сун Цзян ("Улунъюань"), Сяо Энь ("Месть рыбака"),
Вэнь Тянь-сян (о. п.), Цзоу Ин-лун ("Избиения Янь Суна") и др.
Ч. С.-ф.- депутат Всекит. собрания нар. представителей (с 1954),
директор Шанхайского т-ра пекинской муз. драмы. Гастролировал в СССР
(1956) и др. странах.
Лит. (на кит. яз.): Сценическое искусство Чжоу Синь-фана, беседы Чжоу
Синь-фана, записанные Вэй Мином и Люй Чжуном, Пекин, 1961; Избранные
пьесы из репертуара Чжоу Синь-фана, Пекин, 1960. Вл. С.
ЧЖЭНДАНЬ - женское амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в юанъской
драме. Позднее получило назв. амплуа "женщин в скромных одеждах" (см.
Дань). , С. С.
ЧЖЭНМО - амплуа кит. традиционного т-ра, сложилось в юанъской драме.
Ч.- гл. герой, исполняющий основную вокальную партию. Вл. С.
ЧЖЭНШЭН - мужское амплуа кит. традиционного т-ра. Сложилось в
куныпаньском жанре (см. Кунъцюй). Положительный молодой герой. В
пекинской музыкальной драме Ч.- пожилой герой Лао-шэн (см. Шэн)\ часто
представитель знати и императорской фамилии, а также чиновник,
интеллигент и др. С. С.
ЧЙКИ (Csiky), Гергей (8.ХП.1842-19.XI.1891)--венг. драматург. Один из
первых представителей критич. реализма венг. драматургии. Лит.
деятельность начал в 1872, будучи профессором теологии. В 1880 написал
первую комедию "Дармоеды" (1880, Нац. т-р, Будапешт). В течение
последующих лет создал цикл социально острых сатирич. комедий,
высмеивавших пороки бурж.-дворянской Венгрии. В фарсе "Мукани" (1880)
драматург обличает карьеризм и коррупцию, в комедии "Пёстрая нищета"
(1881) показывает характеры чиновников. В пьесе "Пузыри" (1887) Ч.
рассказывает о сословии "джентри" - разорившихся венг. дворян,
приспособившихся к новым бурж. условиям жизни. В трагедии "Железный
человек" (1886) Ч. пытается создать гражданскую драму о жизни совр. ему
бурж. общества по образцу античной трагедии. В историч. пьесе "Рождённый
для великого" (1890), на материале истории движения итал. карбонариев,
Ч. разоблачает политику католич. церкви. Последняя комедия Ч.- "Бабушка"
(1891)- пародия на венг. сентиментально-развлекат. драматургию конца 19
в. Благодаря сценичности была одной из самых репертуарных пьес Ч.
(последняя пост. в 1964 в Будапештском т-ре оперетты). В большинстве
своих пьес Ч. разрешает острые социальные проблемы благополучной
развязкой.
Соч.: Дармоеды, в сб.: Классическая драматургия стран народной
демократии, т. 2, М., 1955, с. 307-414.
Лит.: L u k ас s Gy., A modern drama fejludesenek tortenete, Bdp.,
1911; Hegedus G., Csiky Gergely, Bdp., 1953. А. Гер.
ЧИЛИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Чили - в обрядах,
культовых церемониях, плясках индейцев, населявших страну. Первые театр.
представления относятся к эпохе колонизации Чили испанцами (конец 30-х
гг. 16 в.). Священники-миссионеры стремились использовать эти
представления в целях религиозной пропаганды. В 17 в. театр.
представления устраивались в Сантьяго и Консепсьоне во время свадебных
празднеств (в 1693 была пост. комедия "Чилийский Геркулес" неизв.
автора). В 1709 в столице построено небольшое здание т-ра "Колисео".
Здесь шли пьесы преим. исп. драматургов А. Сегрето, А. де
Солиса-и-Риваденейры, X. Руиса, Л. Сагредо, X. Уртадо де Мендосы.
Большим успехом пользовались под, тонадильи, сайнете и энтремиш,
ставились также пьесы Лопе де Вега, А. Морето и др. В 1789 построено
здание нового т-ра "Колисео" в Сантьяго, в 1791 открыт т-р в
Вальпараисо.
После провозглашения независимости Чили (1818) в Сантьяго начал
работать т-р "Рамада". На его сцене были пост. первые произв. нац.
драматургии: "Дочь Юга, или Независимость Чили" (1823) и "Чилийка"
(1827) Магальянеса. Значит, влияние на развитие Ч. т. и д. в сер. 19 в.
оказало творчество аргент. писателей В. Фиделя Лопеса, Д. Ф. Сармьенто,
живших в Чили в изгнании. Они способствовали утверждению романтич.
направления в чилийской драматургии. С романтизмом связано творчество
драматургов К. Бельо (пьесы "Любовь поэта", 1842), Р. Минвьелье
("Эрнест", 1842, и др.). После 1841 в Чили работал один из крупнейших
аргент. актёров-романтиков X. А. Касакуберта. В 40-е гг. в чилийских
т-рах ставились пьесы В. Гюго, А. Дюма-отца.
В 19 в. в Сантьяго были открыты "Т-р Республики" (осн. в 1848),
"Театро мунисипаль" (в 1857). Однако в них выступали гл. обр. исп.
труппы. Драматургия конца 19-1-й четв. 20 вв. отмечена усилением
реа-листич. тенденций. В произв. Д. Барроса Г peca и особенно А. Асееедо
Эрнандеса впервые показаны жизнь и быт народа, критически освещены
отрицат. явления совр. жизни Чили.
Театр. иск-во Чили интенсивно развивалось в 30-40-е гг. 20 в. Во мн.
городах страны организовывались любительские театр. коллективы (гл. обр.
студенческие и профсоюзные). В 1939 организован "Малый университетский
т-р" в Сантьяго под рук. П. де ла Барры, в 1941 по его же инициативе
начал работать "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та (ныне наз.
"Институт театра"). В 1943 открылся Опытный т-р Католич. ун-та, одним из
организаторов к-рого был П. Мортейру. В 1946 в Сантьяго основана Нар.
школа сценич. иск-ва.
Среди т-ров, организованных в 50-е гг.: труппы под рук. Р. Фронтауры,
В. А. Варгаса, А. Флореса, т-р при Об-ве театр. авторов. В 1951 создан
клуб драматургов, к-рый устраивает театр. конференции, диспуты, лекции
по вопросам т-ра и драматургии, организует фестивали нац. иск-ва,
учреждает премии театр. деятелям. Крупнейшее театр. помещение Чили -
"Театро мунисипаль", где ставятся драм. и оперно-балетные спектакли,
устраиваются концерты. Муз.-драм. представления (типа ревю) идут в
зданиях мн. кинотеатров страны. Среди др. т-ров столицы- "Пти реке",
"Ателье", "Театро мимико".
В репертуаре чилийских т-ров произв. чилийских драматургов А. Асеведо
Эрнандеса, Д. Барроса Гре-са, С. дель Кампо, С. Водановика, Г. Роепке,
Ф. Де-бесы, Ф. Куадры, X. Луко Кручаги, Э. Бунстера, пьесы Шекспира,
Мольера, К. Гольдони, Тирсо де Мо-лины, Лопе де Вега, Г. Ибсена, Гоголя,
Чехова, Б. Брехта, Л. Пиранделло, Ж. Жироду, Т. Уайлдера и др. Среди
видных театр. деятелей: режиссёры П. Ортус, А. Сире, X. Лильо, Э.
Дитборн, актёры Р. Парада, К. Пас, Ш. Роман, М. Малуэнда.
Лит.: Medina ToribioJ., Historia de la literatura colonial de Chile.
Santiago, 1878; Torre Revello J., Origenes del teatro en
Hispano-America, "Cuaderno de cultura teatral", 1937, JSra" 8, р. 37-64;
Maria y Campos А. de, Breve historia del teatro en Chile, Mexico, 1940.
Балет. В Чили издавна были распространены танцы местного индейского
населения. С 16-17 вв. их постепенно вытесняли танцы и муз.-танц.
представления, завезённые из Испании. После установления независимости
Чили (1818) организуется оперный т-р. С 1857 в Сантьяго работает "Театро
мунисипаль", где ставятся первые муз. произв., написанные чилийскими
композиторами. В 19 в. иностр. балетные труппы познакомили чилийских
зрителей с балетными спектаклями. После гастролей рус. балетных трупп
(труппа А. П. Павловой, "Русский балет де Базиля" и др.) в 20-30-х гг.
были открыты первые частные балетные школы. Первый проф. балетный
коллективБалет Чилийского ун-та-организован в 1941 в Сантьяго (с 1957
носит назв. Чилийский нац. балет). Среди его организаторов были артисты
экспрессионистского направления (ученики нем. балетмейстера К. Йосса), в
их числе танцовщик и балетмейстер Э. Утхофф, возглавивший эту труппу. В
репертуар были включены лучшие пост. Йосса (антивоенный балет "Зелёный
стол" Коэна, 1948) и балеты, пост. Утхоффом ("Блудный сын" на муз.
Прокофьева, 1955, и др.). Среди др. пост.- балеты композиторов Лат.
Америки:
"Калаукан" Чавеса, балетм. П. Бунстер, 1959; "Порог сна" Саласа,
балетм. М. Л. Солари, 1951, и др. Труппа финансируется Чилийским ун-том.
Спектакли строятся преим. на танцах модерн и нар. танцевальных мотивах.
В'1959 в Сантьяго была организована труппа О. Чинтолези "Балет
современного иск-ва". Труппа знакомит зрителей с классич. и совр. европ.
репертуаром. Среди пост.: "Шопениана" (1960), "Жи-зель" (1961),
"Коппелия" (1962), 2-й акт из балета "Лебединое озеро" (1962) и
др.'Труппа финансируется муниципалитетом и выступает в "Театре
мунисипаль". Оба коллектива имеют свои школы. Школа Чилийского нац.
балета находится при Нац. консерватории музыки (Сантьяго). Е. С.
(балет).
ЧИЛИНГАРЯН, Армен Аршакович (р.1916)-арм. сов. театр. художник. Засл.
деят. иск-в Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Учился в
Ле-нингр. Академии художеств (1927-31). Лучшие работы: "Храбрый Назар"
Демирчяна (1934, Ереванский рабочий т-р), "Мещанин во дворянстве"
(1936); "Из-за чести" Ширванзаде (1939), "Король Лир" (1953)- в Т-ре им.
Сундукяна, "Соломенная шляпка" Лабиша (1940), "Дети солнца" (1942) - в
Ереванском рус. т-ре им. Станиславского. Л. Хал.
ЧИМАРОЗА (Cimarosa), Доменико (17. XII. 1749- 11.1.1801)- итал.
композитор, певец, скрипач, кла-весинист, капельмейстер и педагог.
Учился в Неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето у А.
Саккини, П. Галло, Ф. Фенароли. В 1787-91 был капельмейстером итал.
оперной труппы в Петербурге. С 1793 - придворный капельмейстер и учитель
музыки в Неаполе. Участник восстания неаполитанских патриотов (1799).
Представитель неаполитанской оперной школы, Ч. является крупнейшим
композитором 2-й пол. 18 в. Он создал оперу "Тайный брак" (1792, Вена),
завершившую эволюцию жанра оперы-буффа. Опера отличается мастерством
драматургич. композиции, яркими характеристиками персонажей, изяществом
стиля, мелодиями, впитавшими интонации фольклора. Ч. создал ряд значит,
произв. и в жанре оперы-сериа:
"Горации и Куриации" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Орест" (1783,
Неаполь), "Юний Брут" (1782, Генуя), "Ахилл при осаде Трои" (1797, т-р
"Арджентина", Рим), "Артемисия" (1801, т-р "Фениче", Венеция). Ч.
стремился драматизировать этот жанр, ввёл в действие хор, обогатил
новыми колористич. находками оркестр. Творчество Ч. не только завершило
эволюцию итал. оперы 18 в., но и в значит, мере подготовило оперную
реформу, к-рую осуществил в нач. 19 в. Дж. Россини.
О п e р ы-б у ф ф: "Причуды графа" (1772, т-р "Фьорен-тини",
Неаполь), "Трое влюблённых" (1777, т-р "Балле", Рим), "Возвращение дона
Каландрино" (1778, там же), "Причуды любви" (1778, т-р "Фьорентини"),
"Итальянка в Лондоне" (1779, т-р "Балле"), "Женские хитрости" (1794, т-р
"Фьорентини"), "Великодушные враги" (1798, т-р "Балле"), "Неосторожный
'счастливец" (1797, там же); Опер ы-с e p и а:
"Кай Марий" (178-1, "Т-р делле Даме", Рим), "Клеопатра" (1789, т-р
"Эрмитаж", Петербург), "Дева солнца" (1789, Каменный т-р, там же),
"Пенелопа" (1794, "Т-р дель Фондо", Неаполь) и др.
Лит.: С a rfi b i a s i Р., Notizie sulla vita e sulle opere di D.
Cimarosa, Mil., 1900-1901; Bona ventura A., Cimarosa, Torino, 1915; Ш e
н Д., Доменико Чимароза и его опера "Тайный брак". Л." 1939. Св. Г.
ЧИНИЗЕЛЛИ (Ciniselli) - итал. цирковая семья. Деятельность Ч.
протекала гл. обр. в России. 1) Г а э-т а н о Ч. (1815-81)-антрепренёр,
конный акробат, дрессировщик-наездник. С 1841 работал в Петербурге и
Москве сначала как артист цирка; с конца 1860-х гг. имел цирковую
антрепризу. В 1877-8.1 был владельцем и руководителем выстроенного им в
Петербурге стационарного цирка. Тут же выступала его жена - наездница и
танцовщица на лошадях - В и л ь-гельминаЧ. (1817-86). 2) А н д р e о Ч.
(1840- 1891) - дрессировщик и наездник, сын Гаэтано Ч. Был руководителем
цирка после смерти отца. 3) С ц ипионе Ч. - цирковой антрепренёр, второй
сын Гаэтано. Руководил петербургским цирком в 1891- 1919. Здесь же
выступала его жена - наездница Л ю -ц и я Ч.
В России работали: сыновья Гаэтано Ч.- дрессировщики-наездники:
Алессандро, Андрее (младший), Эрнесто; дочери Гаэтано Ч. - наездницы:
Вирджиния, Шарлотта и Эмма; жена Алессандро Ч.- Генриетта, жена Андрее
Ч. (младшего) - Клотильда; жена Эрнесто Ч.- Каролина; дети Эрнесто Ч.:
дочь Газелла, сыновья - антрепренёр, дрессировщик, наездник Андрее Ч. и
клоун Анджеле Ч. А. Шн.
"ЧИО-ЧИО-САН", "Мадам Баттерфлай" ("Madame Butterfly") - опера Дж.
Пуччини, либр. Дж. Джакозы и Л. Иллики по новелле Дж. Лонга и драме Д.
Беласко. Пост. \1 февр. 1904, Милан, т-р "Ла Скала" (дирижёр Кам-панини;
Чио-Чио-сан - Сторкио, Пинкертон - Ценател-ло, Шарплес - Де Лука). Затем
опера ставилась во мн. странах мира, в т. ч.: Лондон (1905, на итал.
яз., 1907), Нью-Йорк (1906), Париж (1906), Барселона (1907), Берлин
(1907), Вена (1907), Мадрид (1907, на итал. яз.) и мн. др.
В России пост. 25 янв. 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (пер. В.
Алексеева; дирижёр Плотников, пост. Оленин, худ. Маторин; Чио-Чио-сан -
Люце, Пинкертон-Пикок, Шарплес - Бочаров). 1913, Мариинский т-р (пост.
Боголюбов, худ. Голов, по эскизам Коровина; Чио-Чио-сан - Кузнецова,
Сузуки - Панина, Шарплес - Каракаш). На сов. сцене пост. 25 февр. 1922,
Петроград, Т-р оперы и балета (дирижёр Похитонов, пост. Боголюбов, реж.
Циммерман, худ. Коровин; Чио-Чио-сан - Талонкина, Сузуки - Николаева,
Пинкертон- Большаков); 1925, Экспериментальный т-р, Москва (дирижёр
Ипполитов-Иванов, пост. Петровский, худ. Петровский, Сапегин); 1935,
Муз. т-р им. Немировича-Данченко, Москва (дирижёр Столяров, пост.
Мордвинов, рсж. Златогоров и Камерницкий); 1938, Ле-нингр. Малый оперный
т-р (дирижёр Кондрашин, декорации по эскизам Коровина). В 1938 пост.
Оперно-драматич. студией им. Станиславского, Москва; в 1949 - Большим
т-ром, Москва (дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Домбровский, худ. Сапегин и
Петровский; Чио-Чио-сан - Шпиллер, Пинкертон - Большаков, Сузуки -
Гагарина, Шарплес - Селиванов); 1966, там, же.
Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1934, 1944), Минск (1937,
1940, 1945), Ташкент (1939), Львов (1940), Фрунзе (1943, 1959), Алма-Ата
(1944), Киев (1945, 1962), Таллин (1945), Куйбышев (1946, 1955), Ашхабад
(1947), Рига (1948), Вильнюс (1948), Одесса (1953), Тбилиси (1956),
Кишинёв (1963).
Издания: "Ч.-Ч.-с." - партитура, Mil., G. Ricordi fe C-ie, Г1920];
клавир. Mil., G. Ricordi C-ie, 1907; клавир с рус. текстом, пер. Б. С.
Алексеева, М., Музгиз, 1938 и 1962. И. Гр.
ЧИРГАЛ-ООЛ, Алексей Боктаевич (p.24.IV.1924)- тувинский сов.
композитор, дирижёр, педагог, актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964).
Окончил Кызыльскую театр. студию (1945, актёрское отделение) и Казанскую
консерваторию (1957, класс А. С. Лемана). В 1941-51 - актёр Тувинского
нац. т-ра. В 1957- 1960- зав. муз. частью, с 1962 - дирижёр Тувинского
муз.-драм. т-ра.
Роли: Седип ("Хайыран бот" Кок-Оола), Семис-Лама "Донгур-Оол" Тока),
Хлестаков; Д1ван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Олег Кошевой ("Молодая
гвардия"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь") и др.
В 1960-62 - директор Кызыльского муз. уч-ща, преподаватель класса
композиции. Д. Ив.
ЧИРИКОВ, Евгений Николаевич [24.VII(5.VIII). 1864-18.1 1932,
Прага]рус. писатель, драматург. В рассказах и повестях Ч. 1880-1900-х
гг. изображены пошлость мещанского быта рус. провинции, лдейный кризис
народнической интеллигенции. По предложению М. Горького Ч. печатался в
изд-ве
-"Знание". Как драматург впервые выступил в 1902 {"На дворе во
флигеле"). Автор пьес: "Мария Ивановна" (1907, Т-р Корша), "Лесные
тайны" (1910, Т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Царь природы"
(Гри-боедовская пр.; 1909, Малый т-р, Москва), "Шакалы" 1911, т-р
"Комедия и драма", Петербург) и др. Особое место в творчестве Ч.
занимают пьесы, отразившие революц. настроения эпохи: "Евреи" (1903),
"Мужики" (1905, в России была запрещена цензурой, пост. в
1903 в Софии на .болг. яз.; в 1907 в Харбине), "Иван Мироныч" (1905,
МХТ), "Дом Кочергиных" (опубл. 1910). Наибольший обществ, резонанс
получила пьеса "Евреи", созданная под впечатлением евр. погрома в
Кишинёве. Запрещённая первоначально в России цензурой, она была пост. в
1904 в Берлине труппой П. Н. Орленева, затем шла в Лондоне, Нью-Йорке,
Чикаго, Бостоне; в 1905 пост. в Новом т-ре Л. Б. Явор-ской (Петербург),
Т-ре Корша.
Пьесы Ч. пользовались успехом у публики, благодаря точности жанровых
зарисовок, злободневности. Ч. умер в эмиграции.
Соч.: Собр. соч., т. 1-17, М., 1910-16 (т. 6, 9-пьесы);
"Иван Мироныч", "Мужики", в кн.: Драматургия "Знании". Сб. пьес, М.,
1964.
Лит.: Д е р м а н А., Е. Н. Чириков, в кн.: Русская литература XX
века (1890-1910), под ред. С. А. Венгерова, т. 2, ч. 1, кн. 4, М., 1
915; О р л е н е в П. Н., Жизнь и творчество русского актера Павла
Орленева,описанные им самим, М.- Л., 1961, с. 49, 311; Л и н с к и и В
л., Новый театр. "Театр и искусство", 1905, ј 48, с. 740. ff Дев.