<< Пред.           стр. 865 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (1953), "Годы странствий" Арбузова (1954). Ставил также спектакли в
 Иркутском т-ре муз. комедии и в ТЮЗе. В 1955-59 - режиссёр Центр, т-ра
 Советской Армии, где (совм. с А. Д. Поповым) пост. спектакли: "Москва,
 Кремль!" Афиногенова (1956) и "Поднятая целина" по Шолохову (1957);
 самостоятельно пост.: "Моя семья" Де Филиппе (1957), "Люди, которых я
 видел" Смирнова, "Юстина" Вуолийоки (оба в 1958); "Внук короля" Шейнина
 (1959, совм. с Д. В. Тункелем). В 1958-60 ставил спектакли в Ленингр.
 т-ре им. Ленинского комсомола: "Никто" Де Филиппе (1958), "Горькая
 судьбина" Писемского, "Три толстяка" по Ю. Олеше (оба в 1960). В 1960-64
 Ш.- режиссёр, затем гл. режиссёр моек. Т-ра им. Ермоловой. Пост. в этом
 т-ре спектакли: "Мой друг" Погодина (1961), "Суббота, воскресенье,
 понедельник" Де Филиппе (1962), "Сотворившая чудо" Гибсона (1963). С
 1964 ставил спектакли в разл. т-рах (в т. ч. "Дядя Ваня", 1965, Т-р им.
 Я. Купалы; "Над пропастью во ржи" по Сэлинджеру, 1965, Т-р Сатиры;
  "Чайка", 1966, в т-ре Лахти, Финляндия и др.). Особенно близки Ш.
 пьесы с углублённой разработкой человеч. характеров, написанные в жанре
 психологпч. и социальной драмы и комедии. А. О.
  ШАТРОВ (наст. фам.- Маршак), Михаил Филиппович (р. 3.IV.1932) - рус.
 сов. драматург. В 1956 окончил Моск. горный ин-т. Первая пьеса Ш."Чистые
 руки" (1955, МТЮЗ). В этом же т-ре пост. его пьесы: "Место в жизни"
 (1956), "Именем Революции" (1957), "Меридиан 361-й". Пьесы Ш. ставились
 также в моек. Т-ре им. Ермоловой - "Глеб Космачёв" (1961); в моек. Т-ре
 им. Маяковского- "Современные ребята" (1962), в ЛенТЮЗе - "День тишины"
 (1965) и в др. т-рах.
  Пьеса-хроника "Шестое июля" (1966) - документальная драма о
 подавлении левоэсеровского мятежа в 1918, воссоздающая образ В. И.
 Ленина, пост. в Моск. драм. т-ре им. Станиславского (1964), МХАТе (1965)
 и мн. др. т-рах страны.
  Лит.: Вишневская И., Начало пути, "Юность", 1957, JSTs, 6; Бабушкин
 Ю., Пока драматург молод, "Театр", 1960, .No 11; Пименов Вл.,
 Спектакль-документ, "Театр", 1965, J\ 4; Потапов H., Ленину было
 трудно..., там же, ј 9. С. Г.
  ШАТРОВА, Елена Митрофановна (р. 31.V.1892) - рус. сов. актриса. Нар.
 арт. РСФСР (1949). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. В 1912
 окончила частную школу сценнч. иск-ва (педагоги А. П. Петровский, А. А.
 Санин, С. И. Яковлев). В школьных спектаклях играла Лизу Огонькову
 ("Псиша" Беляева) и Верочку ("Месяц в деревне" Тургенева).
 Присутствующий на спектаклях H. H. Синельников пригласил Ш. в свою
 труппу и она проработала в Харькове 4 сезона, заняв ведущее положение.
 Роли: Варя ("Дикарка" Островского и Соловьёва), Лиза ("Дворянское
 гнездо" по Тургеневу), Соня, Саша, Аня ("Дядя Ваня", "Иванов", "Вишнёвый
 сад"), Марфинька ("Обрыв" по Гончарову). В созданных образах актриса
 показала чистоту, благородство, душевную стойкость рус. женщины.
  Второй период творчества Ш. относится к её работе в б. Т-ре Корша
 (1918-24, 1925-27 и в 1928-32) и в Т-ре им. МГСПС (1924-25), где Ш. и её
 муж H. М. Радин были ведущими актёрами. Роли: Лиза, Маша ("Горький
 цвет", "Касатка" А. H. Толстого), Недомерок (о. п. Никкодеми), Амалия,
 Луиза ("Разбойники", "Коварство и любовь"), Роксана ("Сирано де
 Берже-рак" Ростана), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Беатриче ("Много шума из
 ничего"), Катерина ("Укрощение строптивой"), Купавина ("Волки и овцы").
  В б. Т-ре Корша Ш. много играла в переводной салонной комедии; роли:
 жена миллионера ("Золотое дело" Жербидона), Жермен ("Ложь" Вернея),
 Сю-зи ("Болото" Паньоля и Нивуа), Жоржина ("Золотая осень" Де Флер и
 Кайяве), где игра её была отмечена комедийной лёгкостью, изяществом,
 тонким юмором. Её сценич. дуэт с Радиным отличался мастерством диалога,
 комедийной остротой. В 1927-28 Ш. и Ра-дин работали в Краснодарском
 т-ре. Здесь в пьесах сов. драматургов Ш. играла драматические роли:
 Ксения ("Разлом"), Зина Башкирова ("Человек с портфелем" Файко).
  С 1932 Ш.- актриса Малого т-ра. Здесь ею созданы образы в рус.
 классич. драматургии: Купавина ("Волки и овцы"), Лидия ("Бешеные
 деньги"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Халымова
 ("Сердце не камень"). Кукушкина ("Доходное место")- в пьесах
 Островского; Анна Андреевна ("Ревизор"), Матрёна ("Власть тьмы"),
 Лебедева ("Иванов" Чехова). Роли Ш. в пьесах сов. драматургов: Панова,
 Поля ("Любовь Яровая"" "На берегу Невы" Тренёва), Надежда Алексеевна
 ("Сотворение мира" Погодина), Милягина ("Великая сила" Ромашова, Гос.
 пр. СССР, 1947), Потапова ("Московский характер" Софронова, Гос. пр.
 СССР, 1948), госпожа Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова).
  В лучших ролях, сыгранных в Малом т-ре, раскрылись новые грани
 дарования Ш. Она создала характеры мужественные, благородные и характеры
 людей, изуродованных той средой, в к-рой они формировались. С 1964
 Ш.-зам. председателя Президиума Совета ВТО.
  Лит.: Д у p ы л и н С. Н., К л и н ч и н А. П., Елена Митрофановна
 Шатрова, М., 1958. А. Кл.
  ШАУМАН (Schauman), Уно Аллан Рунар (р. 14.VIII.1908) - фин. актёр и
 театр. деятель. В 1928-30 учился в театр. школе при Шведском т-ре в
 Хельсинки, затем в 1933-59 - в Дании и Швеции, в 1936-52 - во Франции и
 Англии. С 1930 - актёр Швед. т-ра в Хельсинки, в 1952-54 - зам.
 директора, в 1954-63 - гл. директор этого т-ра. В 1946-52- председатель
 профсоюза швед. артистов в Финляндии. Роли: Эдип ("Эдип-царь" Софокла),
 Даниэль Хьюрт (о. п. Векселля), Барон ("На дне"), Бернард Шоу ("Милый
 лжец" Килти) и др. С. Л.
  ШАХ-АЗЙЗОВ, Константин Язонович [р.7(20).!. 1903] - рус. сов.
 театральный и обществ, деятель. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). Чл.
 Коммунистич. партии с 1940. В 1923 окончил драм. школу в Тбилиси. С 1921
 участвовал в спектаклях 1-го Пролетарского т-ра комсомола Грузии. В 1927
 был одним из организаторов первого в Закавказье Т-ра юного зрителя
 (Тбилисский рус. ТЮЗ). В 1933-45-директор и худ. рук. Тбилисского рус.
 т-ра им. Грибоедова. С 1945- директор, а в 1960-66 одновременно и худ.
 рук. Центр, детского т-ра. Написал ряд статей, посв. проблемам развития
 детского т-ра.
  Ш.-А. - вице-президент секции детской литературы и иск-ва Об-ва
 дружбы и культурной связи с зарубежными странами, вице-президент
 Международной ассоциации т-ров для детей и юношества.
  Соч.: Наши сорок лет, "Театр", 1961, .No 6; Михалков, дети. театр.
 там же, 1963, .N'" 3.
  Лит.: P о з о в В., Редкий директор, "Театр", 1963, ј 4. Л. Ним.
  ШАХАТУНЙ, Аршо Вагаршакович (1889-1957) - арм. актёр. Сын. актёра В.
 Шахатуняна. Сценич. деятельность начал в Тифлисе в 1910. Драматич. и
 трагедийный актёр. Играл роли: Ромео, Отелло, Гамлета;
  Абега ("Старые боги" Шанта), Сейрана ("Намус" Ширванзаде) и др. В
 1920 уехал во Францию, где выступал в арм. драм. труппе, снимался в
 кино. Б. А.
  ШАХАТУНЯН. Вагаршак (1843-1892)-арм. актёр. Образование получил в
 Моск. лазаревском ин-те, где с 1858 принимал участие в любительских
 спектаклях. Ш.- один из основоположников нового арм. проф. т-ра в
 Тифлисе (1863). В 1865, 1867 был руководителем и режиссёром арм. труппы
 в Александ-рополе. Ш.- трагедийный и комедийный актёр. Роли: Аршак
 второй (о. п. Галфаяна), Самвел,
  Арташес (о. п. и "Арташес и Сатеник" Экимяна), Дарачичанян ("Далал
 Каго" Пугиняна) и др. Б. Д.
  ШАХ‚Т, Борис Александрович (23.V.1899-5.X. 1950) - сов. эстрадный и
 цирковой режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1939). Окончил моек. коммерческое
 училище (1917). Учился на курсах оперы, драмы и балета А. Г. Шора.
 Режиссёрскую деятельность начал в "Синей блузе" (1924-27), работал в
 Ленпнгр. т-ре Сатиры и в Мюзик-холле (1927-29). С 1929 работал в системе
 эстрадных и цирковых предприятий (Центр, управление гос. цирков, Гос.
 объединение музыки, эстрады, цирка - ГОМЭЦ). В 1939-48 (с небольшим
 перерывом) был режиссёром и худ. рук. Моск. цирка. Ш. пост. много
 эстрадных и цирковых номеров, он первый на сов. арене создал жанр
 парадов-прологов как органической части циркового представления. Вместе
 с Ю. С. Юрским Ш. осуществил ряд сюжетных цирковых постановок
 ("Молодёжная программа", Ленингр. и Моск. цирки и др.). Ш. проявил себя
 как организатор и постановщик больших массовых номеров в смотрах сов.
 художеств. самодеятельности.
  Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 263-66 и 363; А р о н
 о в С., Мастер смелых экспериментов, "Советская эстрада и цирк", 1965,
 J\I 12, с. 26. А. Шн.
  ШАХИГЬЯН (Sahighian), Ион (16.IX.1897-12.111. 1965)-рум. режиссёр.
 Засл. деят. иск-в СРР. В 1919-22 учился в Бухарестской консерватории. В
 1919 начал творч. деятельность как актёр. В 1923 впервые выступил как
 режиссёр. Осуществил постановку пьесы "Эдип-царь" Софокла на открытом
 воздухе (Бухарест). Позднее работал в Нац. т-ре, т-ре "Комедия", в
 антрепризе Буландры, в оперных т-рах, оперетте. В 1944-52 - гл. режиссёр
 Нац. т-ра, в 1952 - гл. реж. Т-ра им. Ноттары. С 1952 - профессор Ин-та
 искусства т-ра и кино им. И. Л. Ка-раджале.
  Пост.: "Отелло", "Ричард III", "Двенадцатая ночь", "Сон в летнюю
 ночь", "Разбойники", "Дон Карлос"; "Пигмалион", "Дом, где разбиваются
 сердца" Шоу, "За горизонтом" 0'Нила, "Источник Бландузии" Александри,
 "Закат солнца", "Хаджи Тудосе" Делавранчи, "Влайку-Воде" Давиды,
 "Человек из Читала" Давидоглу и др.
  ШАХИДЙ, Зпядулло Мукадасович fp. 21.IV(4.V). 1914] - тадж. сов.
 композитор. Нар. арт. Тадж. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
 Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-5-го созывов. В 1957 окончил Моск.
 консерваторию. В 1939-52 - худ. рук. Ансамбля песни и танца Тадж.
 филармонии.
  Автор оперы "Комде и Мадан" (1960, Тадж. т-р оперы и балета,
 Душанбе); муз. комедий - "Розия" (соавтор С. А. Баласанян, 1942, там
 же), "Сыну пора жениться" (соавтор Ю. Г. Тер-Осипов, соч. 1958),
 "Девушка из Душанбе" (соч. 1966); музыки к драматич. спектаклям и др.
 соч. А. Ив.
  ШАХЛАМЯН, Нерсес Герасимович (1860- 2. V. 1904) -' арм. артист оперы
 (тенор). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (класс Ю. Ф.
 Пла-тоновой). В 1889-92 совершенствовался в Италии. Впервые выступил в
 Королевском оперном т-ре на острове Мальта, исполнив партию Манрико в
 опере "Трубадур". С 1892 - солист Марнинского т-ра (Петербург). Выступал
 как концертный певец в Петербурге, в городах Крыма и Кавказа, исполняя
 произв. зап.-европ. и рус. классиков, а также арм. нар. песни. Работал
 как хормейстер. М. Мур.
  ШАХМУРАДЯН, Арменак Саркисович (1878- 14.IX.1939) - арм. артист оперы
 (тенор). Учился в Эчмиадзинской духовной семинарии у Комитаса. Окончил
 парижскую Консерваторию (1910), брал уроки пения у П. Виардо-Гарсиа.
 Дебютировал в Париже в партии Фауста (1910) в т-ре "Гранд-Опера", где
 пел в течение двух лет. В дальнейшем выступал как концертный певец,
 исполняя с большим успехом арии из опер, песни (особенно арм. народные)
 и романсы. С 1914 жил в США.
  Ш.- один из выдающихся представителей школы Комитаса, к-рая соединяет
 европ. вок. технику с традициями нар.-несенного арм. иск-ва. М. Мур.
  ШАХНАЗАРЯН, Тамара Константиновна [р.4(17).!. 1901 J - арм. сов.
 артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Засл. арт. Арм. ССР (1939) и
 засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В
 1931 окончила вок. ф-т Ереванской консерватории (класс Е. А. К
 агаровой). В 1932-48 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова.
 Ш.первая исполнительница партии Алмаст (о. п. Спендпарова) на арм.
 сцене.
  Партии: Русская боярышня ("Храбрый Назар" Степа-няна), мать Саро,
 мать Ануш ('Ануш" Тиграняна), Нано ("Даиси" Палиашвили), Полина
 ("Пиковая дама"), Аксинья ("Тихий Дон"), Сузукп ("Чио-Чио-сан), Зибель
 ("Фауст"), Мерседес ("Кармен"), Маллика ("Лакме") и др.
  С 1935 ведёт педагогич. работу, с 1961 - профессор Ереванской
 консерватории. Автор методпч. работ. А. Ив.
  ШАХОВСКАЯ (наст. фам.-Р ж е п и ш е в с к а я), Галина Александровна
 [р.7(20).II.1908] - рус. сов. балетмейстер и режиссёр. Засл. деят. иск-в
 РСФСР (1960). В 1929 окончила Моск. хореографич. техникум им.
 Луначарского, в 1930 - актёрско-режис-сёрское отделение ГЭКТЕМАСа.
 Балетмейстерскую деятельность начала будучи студенткой техникума. В
 1936-47 работала балетмейстером и танцовщицей на эстраде. С 1940 -
 балетмейстер, а в 1942-65 - гл. балетмейстер Моск. т-ра оперетты. Наряду
 с клас-сич. танцами ставит акробатич., характерные, гротесковые танцы.
  Пост. танцы в опереттах: "Взаимная любовь" Каца (1940), "Марица"
 Кальмана (1943), "Летучая мышь" И. Штрауса (1946), "Вольный ветер"
 (1947) и "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Трембита" (1949) и "Цирк
 зажигает огни" (1960) Милютина, "Самое заветное" Соловьёва-Седого
 (1952), "Москва, Черемушки" Шостаковича (1959), "100 чертей и одна
 девушка" Хренникова (1963), "Моя прекрасная леди" Лоу (1964).
  Выступает и как режиссёр, пост. совм. с В. А. Канделаки- "Только
 мечта" (1959), "Летучая мышь" (1962); совм. с С. Л. Штейном - "Поцелуй
 Чаниты" Милютина (1957), "Ночь в Венеции" Штрауса (1964, Одесский т-р
 муз. комедии); ставит танцы и в драматпч. спектаклях - "Маскарад" и др.,
 а также в кинофильмах. В 1930-36 вела педагогич. работу (Ин-т
 кинематографии, Москва, и др.). М.Лифш.
  ШАХОВСКОЙ, Александр Александрович [24. IV
 (5.V).1777-22.1(3.11).1846], князь,- рус. писатель, драматург, театр.
 педагог, режиссёр. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те. В 1802
 назначен членом Театр. к-та при Дирекции ими. т-ров. В 1803 был послан
 за границу для ознакомления с европ. т-ра-ми (гл. обр. французскими). До
 1826 (с небольшими перерывами) руководил петерб. драм. труппой п театр.
 уч-щем. Член Российской академии (1810), лит. об-ва "Беседа любителей
 русского словам (1811-16).
  Ш. написал св. 100 драм. произв. (среди нихмн. вольных переводов и
 переделок для сцены). В 1810-20-х гг. пьесы Ш. и особенно его комедии
 занимали значительное место в репертуаре т-ров Москвы и Петербурга.
 Первая комедия Ш. "Женская шутка" (шла в 1795 в Петербурге) не
 сохранилась. Известность ему принесла комедия "Новый Стерн" (1805),
 полемически направленная против писателей-сентименталистов.
 Родоначальник русского водевиля, Ш. стремился насытить этот жанр
 патриотическими идеями, сюжетами и образами, взятыми из рус. истории
 ("Казак-стихотворец", 1812, "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", 1814),
 большое внимание уделял совр. тематике. Так, в водевиле "Крестьяне, пли
 Встреча незваных" (1814) показано изгнание французов из России во время
 войны 1812. В комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815) автор
 дал картину рус. дворянского об-ва после Отечеств, войны 1812,
 сатирически изобразил галломанию. Пустое и тщеславное увлечение
 крепостным т-ром обрисовал Ш. в трилогии "Полубарские затеи, или
 Домашний театр" (1808, роль Тран-жирпна позднее стала одной из лучших
 ролей Щепкина), "Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей"
 (1822), "Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина" (1832). Мотовство
 дворянства осмеяно в комедии "Пустодомы" (1819). Однако сатира Ш., его
 борьба с франц. влиянием, патриотизм носили монархически-охранительный
 характер. В своих переводных водевилях Ш. часто прибегал к наивной
 русификации, псевдонародностп (против этих тенденций выступали А. С.
 Грибоедов и Н. П. Хмельницкий) .
  В период обществ, подъема конца 10-х-нач.,20-х гг. 19 в., связанного
 с преддекабристскими настроениями, Ш. сблизился с Грибоедовым. П. А.
 Катениным, В. К. 11юхельбекером. В 1818 совм. с Грибоедовым и
 Хмельницким написал комедию "Своя семья, или Замужняя невеста" (Ш.
 принадлежит замысел, осн. канва развития сюжета и общая ред.). Если
 раньше Ш. защищал позиции классицизма, то в этот период он стремится
 приобщиться к новому лит. движению эпохи - романтизму; он переделывает
 для сцены романы В. Скотта, поэмы Пушкина, пьесы Шекспира. В 20-30-е гг.
 Ш. написал пьесу в стиле роман-тич. представлений тех лет -
 "романтическое зрелище с воинскими потехами, танцами, играми, орьбой и
 большим спектаклем" - "Сокол князя Ярослава, или Суженый на белом коне"
 (1823), драму "Дву-мужница" (1830), переделал для сцены "Пиковую даму"
 Пушкина ("Хризомания", 1836).
  Из пёстрого, неравноценного в художеств. отношении лит. наследия Ш.
 наибольший интерес представляют его комедии. Ш. преодолел однообразие
 распространённого в то время александрийского стиха, ввёл разностопный
 ямб, простую "грубую" речь, его стих обладал меткостью, афористичностью.
 Достижения Ш. в области языка были развиты Грибоедовым.
  Как режиссёр и театр. педагог Ш. добивался общей слаженности
 спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за
 исполнение своей рели, но и внимание к игре партнёров. В романтич.
 "волшебные представления" он широко вводил музыку, танцы, разл.
 зрелищные эффекты.Среди учеников Ш.- Е. С. Семёнова, В. А. Каратыгин.
 Особенно велики заслуги Ш. в деле подготовки актёров комедии. В 1811 он
 организовал т. н. "Молодую труппу", выступавшую с комедийным
 репертуаром. В состав этой труппы входили воспитанники Ш.- И. И.
 Сосницкий, Я. Г. Брянский, Е. П. БЬбров, М. И. Валберхова, Л. О. Дюрова,
 А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов и др.
  Соч.: Сочинения, СПБ, 1899; Комедии. Стихотворения, Л., 1961 (вступ.
 ст. А. Гозенпуда); Водевили, в кн.:
  Русский водевиль, Л.- М., 1959 (вступ. ст. В. В. Успенского);
 Театральные воспоминания, "Репертуар и Пантеон", 1842, ј 5.
  Лит.: Слонимский А. Л., Комедии первой четверти XIX в., в кн.:
 История русской литературы, т. 5, М.- Л., 1941. Л. Лит.
  ШАХРАЙ, Владимир Матвеевич [р. 21.11(5.111). 1898] - рус. сов.
 режиссёр и артист оперы (баритон). Засл. арт. БССР (1944). Засл. деят.
 иск-в Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1920 окончил
 Одесскую консерваторию (класс пения
  Ю. А. Рейдер). В 1920-32 - солист оперных т-ров Одессы, Москвы,
 Саратова, Баку и Новосибирска. С 1932 - реж. оперных т-ров Минска,
 Горького! др. В 1952--64 - гл. реж. Киргизского театра оперы ц балета.
  Партии: Онегин; Жермон ("Травиата"), Мизгирь ("Снегурочка"), Зурга
 ("Искатели жемчуга" Бизе), Невер ("Гугеноты" Мейербера), Мазепа (о. п.
 Чайковского) и др.
  Пост.: "Кастусь Калиновский" Лукаса (1947), "Черевич-ки" (1949),
 "Демон" (1951) - Белорусский т-р оперы и балета; "Овод" Спадавеккиа
 (1959), "Долина" д'Альбера (1960) - Челябинский т-р оперы и балета;
 "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1962) - Т-р оперы и балета им. Абая
 (Алма-Ата); "Молодые сердца" Абдраева (1953), "Князь Игорь" (1954),
 "Проданная неьеста" (1955); "Опричник" Чайковского (1957), "Борис
 Годунов" (1960); "Джамиля" Раух-вергера (1964), "Сказка о царе Салтане"
 1964) -Кирг. т-р оперы и балета (Фрунзе). Д, Бр
  "ШАХСЕНЕМ"- опера Р. М. Глиэра, либр. М. П. Гальперина. Пост. 17
 марта 1927, Баку (на рус. яз.; дирижёр Павлов-Арбенин, реж. Варламов;
 Бахрамбек-Никольский, Шахсенем - Красницкая, Ашиг Гариб - Лопатин). 2-я
 ред. либр. М.П. Гальперина и Дж. Джабарлы, пост. на азерб. яз., 1934,
 Баку [дирижёр Глиэр, пост. Просторов, худ. Вирса-ладзе, балетм.
 Кононович; Бахрамбек - Никольский, Баги-ров, Шахсенем- Мамедова, Ашик
 Гариб - Бюль-Бюль (Ма-медов), Хани.- Ганджинская, Шахвелед - Багиров].
  Я. Гр.
  ШАШКИНА, Джамиля (р, 2.X.1914)-казах, сов. актриса. Нар. арт. Казах.
 ССР (1962). Чл. Коммунис-тич. партии с 1952. В 1935-36 училась в ГИТИСе.
 В 1937-38-солистка Т-ра оперы и балета им. Абая. С 193 работает в
 Карагандинском казах, драм. т-ре. Играет преим. лирич. и драматич. роли.
 Выступала в муз. спектаклях.
  Роли: Жибек, Баян ("Кыз-Жибек", "Козы-Корпеш и Баян Слу" Мусрепова),
 Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Кру-чинина ("Без вины виноватые"),
 Лауренсия ("Овечий источник"), Луиза ("Коварство и любовь"), Марья

<< Пред.           стр. 865 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу