<< Пред.           стр. 869 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Близким другом Ш. был певец и композитор С. С. Гулак-Артемовский. Тогда
 же завязалась дружба Щ. и Щепкина, к-рому поэт посв. своё стихотворение
 "Заворожи меш, волхве" (1844). Первым драматич.. произв. Ш. была
 трагедия "Никита Гайдай", написанная на рус. яз. (1841), к-рую он
 переделал в драму "Невеста" (сохранился отрывок из "Никиты Гайдая" и
 "Песня караульного у тюрьмы" из "Невесты"). Это произведение, написанное
 преимущественно стихами, посв. освободительной войне укр. народа под
 рук. Богдана Хмельницкого (1648 - 54). Действие "Невесты" (мелодрама в
 прозе) происходит в конце 50-х гг. 17 в.
  В 1842 Ш. начал и в 1843 закончил историко-быто-вую драму "Назар
 Стодоля" (на рус. яз.). В 1844 автор перевёл её на укр. яз. (вариант
 этот был напечатан уже после смерти Ш. в журн. "Основа", Петербург,
 1862). Действие драмы происходит в 17 веке в казацкой слободе на
 Украине. В основе драматич. конфликта - столкновение казацкой верхушки и
 рядовых казаков, борющихся против насилия. "Назар Стодоля" - пьеса
 большой жизненной правды и художественной простоты, яркой сценичности. В
 ней переплетаются сати-рич., юмористич. и героико-романтич. элементы.
 Пьеса отличается богатством психологич. нюансов, дина-мпч. характерами.
 Эта драма сыграла большую роль в истории укр. драматургии и т-ра как
 образец реали-стич. изображения жизни народа. Рядом с "Наталкой
 Полтавкой" она была самой популярной пьесой в репертуаре украинских
 т-ров 2-й половины 19 - начала 20 вв.
  Сохранились сведения о том, что первое представление "Назара Стодоли"
 на укр. яз. состоялось в 1844-45 на сцене домашнего т-ра
 Медико-хирургич. академии в Петербурге. Спенич. история пьесы началась 5
 мая 1864 в Львовском укр. т-ре об-ва "Руська бесща", (реж. Е. Бачинский;
 Назар Стодоля - Бачинский, Гнат Карый - Бучацкий, Хома Кичатый -
 Юрчакевич, Галя - Бачинская и др.). На рус. яз. пьеса была показана
 впервые в 1872 в Рус. т-ре В. Сура в Одессе, в пост. и при участии М.
 Кропивницкого. В 1877- в моек. Малом т-ре (в бенефис Г. Н. Федотовой,
 исполнявшей роль Гали, Назар Стодоля - Решимов, Гпат Карый - П.
 Садовский, Стеха - Н. Никулина и др.) Пьеса постоянно ставилась укр.
 труппами в 80-90-е гг. 19 в. и нач. 20 в. В спектаклях участвовали М.
 Кропивницкий (Хома Кичатый), М. Заньковецкая (Галя), Н. Садовский (Назар
 Стодоля), П. Саксаганский (Гнат Карый), А. Затыркевич-Кар-пинская
 (Стеха) и др.
  В сов. т-ре пост. пьесы Ш. были осуществлены в харьковском Т-ре им.
 Т. Г. Шевченко (1939; Назар Стодоля - Сердюк, Галя - Чистякова и др.),
 Т-ре им. И. Франко (1951, пост. А. Бучмы и Л. Дубовика, художник А.
 Петрицкий, Назар Стодоля - Сергиенко, Гнат Карый - Добровольский, Галя -
 Ужвий и др.). К. Данькевич написал по пьесе Ш. одноим. оперу (1960).
  Возвращаясь из ссылки в 1857, Ш. остановился на нек-рое время в Ниж.
 Новгороде. Здесь он посещал спектакли местного т-ра и выступил в
 "Нижегородских губернских ведомостях" с рецензией "Бенефис г-жи
 Пиуновой, января 21, 1858 года", в к-рой советовал актёрам брать для
 пост. пьесы высокого идеология. и художеств. качества, добиваться
 жизненной правды,'достоверности в отражении колорита эпохи, обычаев,
 костюмов и т. п. В этом же т-ре Ш. смотрел спектакли с участием Щепкина.
 После возвращения в Петербург Ш. снова окунулся в театр. жизнь столицы.
 В 1858 он познакомился с негритянским трагиком А. Олдриджем и написал
 его портрет. Взгляды Шевченко на театр. иск-во нашли отражение в его
 письмах и дневнике. Ш. был приверженцем реформы, осуществлённой
 Щепкиным, последовательно выступал за утверждение реализма на сцене.
  Поэтич. творчеству Ш. присущ глубокий внутр. драматизм. Поэтому его
 поэмы были инсценированы ещё при жизни поэта. Поэма "Катерина" легла в
 основу оперетты Г. и С. Карпенко (1860), мелодрамы П. Свенцицкого
 (1862). Большую сценич. историю имеют инсц. Кропивницкого "Невольник"
 (1872) и "Тытаривна" (1892), а также "Мать-наймичка" Того-бочного
 (1900), "Жертва" Барвинок (1900), "Катерина" Пухальского (1903). В сов.
 время большим событием в театр. жизни Украины была инсценировка п пост.
 Л. Курбасом спектакля по поэме Ш. "Гайдамаки"вТ-ре им. Т. Шевченко
 (1920)'ивт-ре "Березиль" (1924). В Одесском т-ре им. Октябрьской
 революции - пост. В. Василько (1961). В 1964 Винницкий т-р им.
 Н.Садовского показал премьер у "Марина" За руд ного по мотивам произв.
 Ш., а Николаевский т-р - инсценировку "Ведьма" Андриевич. В юбилейные
 годы - 1939, 1961 и 1964- был пост. ряд пьес, посв. Ш.: "Тарасова
 юность" Сухо дольского (1938, Каменец-Подольский театр), "Судьба поэта"
 Голованив-ского (1939, Т-р им. И. Франко), "Тарас Шевченко" Ко-стюка
 (1939, Черниговский т-р), "Слово правды" Костю-ка (2-я часть тетралогии
 "Думы мои...", 1955,Киевский ТЮЗ). "Петербургская осень" Ильченко (1954,
 Т-р имени И. Франко), "Пророк" Кочерги (соч. 1948, пост. 1961, Т-р им.
 И.Франко), "Сердце поэта" Левченко (1961, Волынский т-р), "Встреча"
 Михася (1964, Сумскип т-р им. М. Щепкина), "Петербургские ночи" Малахова
 и Шкневско-го (1964, Одесский т-р им. Октябрьской революции), "Оковы
 порвите" Левченко (1966, Терно польский т-р).
  Произведения Ш. нашли путь и на оперную сцену. Первыми операми были
 "Катерина" Аркаса (1899, Москва, труппа М. Кропивницкого), "Пан сотник"
 Козаченко (соч. 1902, пост. 1911, Киевский т-р Н. Садовского, 1912,
 Мариинский т-р). В 1940 на сцене Киевского т-ра оперы и балета им.
 Шевченко были показаны: опера "Шевченко" Иориша и балет "Лилея"
 Данькевича. В 1944 там же состоялась премьера оперы "Наймичка"
 Вериковского, в 1960 в Харьковском т-ре оперы и балета им. Н. В. Лысенко
 пост. опера "Назар Сто доля" Данькевича, в 1964 в Т-ре оперы и балета
 им. Шевченко - опера "Тарас Шевченко" Майбороды.
  Соч.: Повне з?брання твор?в у шести томах. К., 1963-64 (т. 3 -
 драматические произведения, т. 5 - дневник, т. 6- письма); Собр. соч. в
 5 томах, М., 1965 (т. 3-драматические произведения, т. 5 - дневник,
 письма).
  Лит.: Р у л ? н П.. Шевченко ? К. Б. П?унова, "Украна", 1925, Хэ 1-2,
 с. 126-35; Рул?н П., До сцен?чно ?стор? "Назара Стодол?", там же, с.
 154-56; Борщагов-ський О., Йосипенко М., Шевченко ? театр. К., 1941;
 Йосипенко М., Т. Шевченко и русский театр его времени, в его кн.:
 Великая дружба..., К., 1961, с. 42-73;
  Шубравський В.Е., Драматург?я Т. Г. Шевченка, 2 вид., К., 1961;
 Волошин Т.О., Шевченко ? Щепк?н, К., 1964; К у л ? н и ч I. М., Поет ?
 траг?к, К., 1964. р, И,
  ШЕВЧЕНКО, Фаина Васильевна [p.5(17).IV.1893]- рус. сов. актриса.Нар.
 арТс СССР (1948). В 1909 принята сотрудницей в Моск. Худо-' жеств. т-р,
 в 1911 поступила в школу т-ра. С 1914-актриса МХТ. Ш.-яркая, гл. обр.
 комедийная, актриса. Блистательное владение рус. речью, глубокий,
 богатый по тембру голос, выигрышные внешние данные способствовали успеху
 актрисы в характерных ролях. Её сценич. образам присущи сочность,
 колоритная живописность, бытовая достоверность и сатирическая острота,
 темперамент. Большое внимание актриса уделяет внешней характерности.
 Иногда обращается к гротеску.
  Роли: Васка ("Унтиловск" Леонова), Марселина ("Безумный день, или
 Женитьба Фигаро" Бомарше), Дунька ("Любовь Яровая"), Дьячиха ("Ведьма"
 Чехова), Матрёна, Кабаниха ("Горячее сердце", "Гроза"), Василиса ("На
 дне"), Гурмыжская; Фурначёва ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина);
 Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"; Гос. пр. СССР, 1946),
 Табун-Турковская ("Золотая карета" Леонова), Меланья ("Егор Булычев и
 другие").
  Гос. пр. СССР (1943).
  Ш‚ДУЭЛЛ (Shadwell), Томас (1642-19.XI.1692) - англ. драматург. Учился
 в Кембридже. С 1689- поэт-лауреат и придворный историограф. Первая
 комедия -"Сердитые любовники, или Надоедливые" (1668, т-р "Линкольне Инн
 Филдс") - была переделкой "Докучных" Мольера в духе Б. Джонсона. Комедия
 имела большой успех. Среди др. произведений: "Учёный" (1676), "Истинная
 вдова" (1678), "Шумная ярмарка" (1689). Ш.-представитель комедии эпохи
 Реставрации.
  Соч.: The dramatic works, v. 1-4, L., 1720; The complete works, v.
 1-5, L., 1927.
  Лит.: Heinemann С., Shadwell-Studien, Kiel, 1907; Dobree В.,
 Restoration comedy. 1660-1720 Oxf., 1924, переизд. [L., 1958J. Ю. К.
  Ш‚ЙБЛЕР, Трувор Карлович [28.11(12.111). 1900-17.III.1960] - рус.
 сов. композитор, педагог, дирижёр. Засл. деят. иск-в Каб.-Балк. АССР
 (1951) и РСФСР (1957). В 1919-24 учился в Петроградской консерватории
 (класс композиции М. О. Штейнберга), в 1938 окончил режиссёрский ф-т
 ГИТИСа. В 1917- 1939- концертмейстер и дирижёр т-ров-"Передвижного",
 "Пролеткульта" (Петроград), Передвижного коллектива оперы и муз. комедии
 Посредрабиса в Омске, драматич. т-ров Томска, Тюмени и др. городов. С
 1939 жил в Нальчике, способствовал развитию муз. культуры
 Кабардино-Балкарии. В 1947-49 - художеств. руководитель и гл. дирижёр
 Каб.-Балк. филармонии (Нальчик). Автор муз. комедии "Как её зовут"
 (1936, Свердловское радио), детского балета "Муха-Цокотуха" (1945,
 Соликамск), музыки к драматич. спектаклям Каб.-Балк. драм. т-ра,
 муз.-хо-реографич. поэмы "Нарты" (1957, Каб.-Балк. ансамбль песни и
 пляски). Вёл педагогическую работу с 1926. Автор работ по музыке
 Кабардино-Балкарии. Е. Ж.
  ШЕЙНИН, Лев Романович (25.III.1906-11.V. 1967) - рус. сов. писатель,
 драматург. Чл. Коммунистической партии с 1927. Окончил Высший
 лит.-художеств. ин-т им. В. Брюсова и правовое отд. ф-та обществ, наук
 Моск. ун-та. В 1923-50 работал в органах прокуратуры, читал курс
 криминалистики в Юридич. ин-те. Лит. деятельность начал в 1928. С 1936
 выступает и как драматург. Совм. с бр. Тур написал пьесы: "Очная ставка"
 (1936, Камерный т-р), "Генеральный консул" (1939, там же), "Дым
 отечества" (1942, Центр, т-р Красной Армии), "Чрезвычайный закон" (1944,
 Моск. т-р Сатиры), "Поединок" (1944, Моск. т-р им. Ленинского
 комсомола), "Губернатор провинции" (1947, там же).
  Ш. принадлежат пьесы: "Роковое наследство" (1949, Т-р им. Моссовета),
 "В середине века" (1951, Т-р им. Вахтангова), "Заморские гости" (1954,
 Моск. т-р транспорта), "Внук короля" (1961), "Игра без правил" (1963) -
 оба в Центр, т-ре Советской Армии, "Волки в городе" (1965), "Тяжкое
 обвинение" (1966, MX AT). Пьесы Ш. отличаются острыми сюжетными
 поворотами. Они посв. гл. обр. борьбе с преступностью, проблеме
 перевоспитания случайно "оступившихся" людей. В центре пьес Ш.- образ
 сов. человека. Многие его пьесы посв. разоблачению бурж. идеологии,
 бурж. образа жизни. Выступал также как сценарист ("Встреча на Эльбе",
 совм. с бр. Тур; Гос. пр. СССР, 1950; и др.). И. В.
  Ш‚К (Schoeck), Отмар (1.IX.1886-8.III.1957) - швейц. композитор. В
 1905-07 учился в Цюрихской консерватории. Ш.- один из крупнейших и самых
 известных швейц. композиторов; прославился гл. обр. как мастер
 песни-романса.
  Оперы: "Дон Ранудо" (1919, Цюрих), "Пснтесилея" (1927, Дрезден; 2-я
 ред. 1928, Цюрих), "Венера" (1922, Цюрих), "Массимилла Дони" (1937,
 Дрезден), "Замок Дюранд" (1943, Берлин). Ал. М.
  ШЕКЙНСКАЯ, Барат Габиб кызы [р. 15 (28). VI. 1914] - азерб. сов.
 актриса, Нар. арт. Азерб. ССР (1947). Окончила в 1929 Кировабадский
 педаго-гич. техникум, где участвовала в драмкружке. В 1929-35 - ведущая
 актриса Кировабадского, а с 1936 - Бакинского азерб. т-ра.
  Роли: Сона, Ягут, Гюльтекин, Франгиз ("В 1905 году", "Яшар", "Айдын",
 "Октай Эль Оглы" Джабарлы), Хумар ("Шейх Санан" Джавида), Хураман,
 Ширин, Мейрибан ("Вагиф", "Фархад и Ширин", "Ханлар" Вургуна), Гюляр,
 Зарифа ("Счастливцы", "Невеста" Рахмана) и др. В переводной драматургии
 - Кручинина ("Без вины виноватые"), Ануш ("Дядя Багдасар" Пароняна),
 Майя ("Платон Кречет") и др. В шекспировских спектаклях - Джульетта,
 Корде-лия, Виола ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Двенадцатая
 ночь"), Дездемона. Снимается в кино. К. Kac,
  ШЕКСПИР (Shakespeare), Уильям (23.IV.1564,'
 Стратфорд-он-Эйвон,23.1V.1616, там же) - англ. драматург. Происходил из
 семьи торговца и ремесленника. Детство и юность провёл в
 Стратфорде-он-Эйвон, где учился в грамматич. школе. В 1582 женился на А.
 Хэсуэй. Вскоре Ш. покинул родной город. Точных сведений о его жизни нет
 до 1592, когда о нём впервые упоминается как об актёре и драматурге в
 соч. Р. Грина. Считается вероятным, что уже в конце 80-х гг. Ш. стал
 проф. актёром, а с 1590 выступал и в качестве драматурга. В 1594 вступил
 в труппу Слу-ги лорда-камергера", был одним из шести
 пайщиков-основателей этой труппы. С 1599 становится совладельцем т-ра
 "Глобус". Ш. играл на сцене до 1603 (после этой даты упоминаний о его
 участии в спектаклях нет), но драматургич. деятельность продолжал и в
 последующие годы. Ок. 1610 Ш. вернулся в Стратфорд, но связи с труппой
 не терял и продолжал писать для неё пьесы до 1613, после чего,
 по-видимому, из-за плохого состояния здоровья прекратил лит.
 деятельность.
  Ш. начал драматургич. деятельность в обстановке нац. подъёма,
 вызванного войной с Испанией и разгромом "Непобедимой армады" Филиппа II
 (1588). К концу 16 в. культура гуманизма прочно утвердилась в Англии,
 оказывая влияние на всю духовную жизнь, в т. ч. на театр. Поприще для Ш.
 было подготовлено деятельностью драматургов-гуманистов, т. н.
 "университетских умов",К. Марло, Р. Грина, Т. Кида п др. драматургов,
 создавших вольную и широкую форму англ. драмы, вмещавшую историч.,
 легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали и ту форму
 поэтич. речи, к-рая стала господствующей в англ. драме,- белый
 пятистопный ямбпч. стих. Творчество Ш. явилось ярчайшим художеств.
 выражением гуманизма на завершающем этапе эпохи Возрождения, когда с
 наибольшей ясностью обнаружились глубокие социальные противоречия
 переломной эпохи от феодализма к бурж. строю. Ш. был художником,
 сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно народной оценкой всех
 жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и устные
 нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр. иск-ва средневековья, Ш.
 обогатил драматургию достижениями античной культуры, воспринятыми
 гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов с
 совр. мировоззрением и художеств. устремлениями составило основу
 творчества Ш. Драматург создавал пьесы для своей труппы, предназначая
 роли определённым исполнителям, хорошо зная их артистич.
 индивидуальность. Эта тесная связь с повседневной практикой т-ра
 обусловила особую сценичность произведений Ш., сохранивших силу
 воздействия на зрителя на протяжении столетии. Современник бурной,
 насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель и
 как художник-драматург. В начальный период деятельности (1590-94) Ш.
 следует своим предшественникам, особенно Марло и Киду. Он создаёт
 историч. драмы на сюжеты из времён войны Алой и Белой розы (1455 - 85 -
 "Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию на
 др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой трагедии"
 (см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны, коBH{ них интриг и
 злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии,
 индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш.
 противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих VI", 2-я ч.),
 рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако положит. герои этих пьес
 менее выразительны, чем персонажи, воплощающие своеволие, кровавую
 жестокость и деспотизм. Одновременно Ш. создаёт комедийные пьесы -
 "Комедию ошибок" (1592), "Укрощение строптивой" (1593), тяготеющие к
 традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же годы он выступает
 как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция" (1594),
 пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а остаётся проф.
 драматургом, пишущим для театра.
  Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом Ш.
 к новому периоду творчества {1595-1600), к-рый отмечен достижением
 художеств. зрелости. Теперь уже не Ш. учится у своих старших
 современников, а др. драматурги следуют его образцам. Мастерское
 владение богатством поэтич. языка сочетается в пьесах этих лет с
 богатством, многообразием драматургических средств. Создавая пьесы
 разных жанров, Ш. продолжает совершенствовать жанр историч.
 пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха
 IV" (1597- 1598, 1-я и 2-я чч.), "Генриха V" (1599). Эти пьесы
 проникнуты идеей необходимости государственного единства. Ш. осуждает
 властолюбие, ведущее к узурпации короны, к анархии. Вместе с тем он
 видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о
 личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки зрения
 Ш. рассматривает в своих пьесах-хрониках королей, правивших Англией.
 Однако содержание его историч. драм неизмеримо богаче этой доктрины,
 соответствовавшей политич. теории гуманизма и в какой-то степени
 соприкасавшейся с официальной гос. идеологией. В своих хрониках Ш.
 впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма и социальной
 глубины. Избирая предметом драматургии наиболее критич. моменты в
 истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл. общественных сил,
 воплощённых в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех или
 иных политич. движений. Короли и бароны, действующие на авансцене
 истории, представлены им как личности, наделённые индивидуальными
 чертами. При этом в характеристике их Ш. следует укоренившемуся нар.
 мнению о королях. В образах короля-злодея Ричарда III и идеального
 монарха Генриха V он воплощает нар. понятия о дурных и добрых
 правителях. На более высокой ступени творчества Ш. показывает нек-рых
 королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и
 Генрих V. Ш. создаёт также образы героев-рыцарей, отличающихся истинной
 доблестью (Толбот, Фоконбридж в "Короле Джоне", воины Генриха V в
 "Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской
 массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в
 историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к дворянству,
 он подчеркнул, что у бедноты есть свои интересы, несовместимые с
 интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш. изобразил
 нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш., однако,
 осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость
 феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью.
 Шедевром историч. драматургии Ш. является "Генрих IV", где наряду с
 величественными и драматичными картинами борьбы между централизованной
 монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал, по выражению Ф.
 Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря
 Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность с
 её чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предстаёт
 здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и
 повседневности. Драматург глубоко вскрывает общественные противоречия,
 но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в возможность
 прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать
 феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники разнообразны
 в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и пьеса "Ричард
 III" принадлежат к "кровавой трагедии", изобилующей ужасами и
 убийствами, то в "Короле Джоне" и особенно в "Ричарде II" драматург
 переходит к раскрытию внутр. трагизма в судьбах героев. "Генрих IV"
 сочетает трагизм (судьба Готспера) с эпич. размахом и несравненным
 юмором (образ Фальстафа). "Генрих V" сочетает эпич.-героич.
 направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый раскрывается в
 персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества ознаменован
 также расцветом комедийного дарования Ш. "Два веронца" (1594),
 "Бесплодные усилия любви" (1594), "Сон в летнюю ночь" (1595),
 "Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские
 проказницы" (1598), "Как вам это понравится"
  (1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно"
  (1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес
 - истории юношей и девушек, ищущих счастья в любви. Любовь, ревность,

<< Пред.           стр. 869 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу