<< Пред.           стр. 872 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лит.: Drag a G., Santier de creatie: opereta, "Muzi-ca", 1964, .V" 2,
 р. 45-46. Д. ffe.
  ШЕРВАШЙДЗЕ (Чачба), Александр Константинович (12(24).XII.1867 - после
 1958, во Фраяции] - театральный художник, абхазец по нац., работал в
 России, Грузии и за границей. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
 зодчества. С 1893 по 1906 жил в Париже, где обучался в мастерских у
 Жюлена и Кормона. С 1907 работал в т-рах Петербурга как
 декоратор-исполнитель и художник-постановщик. Самостоятельные работы:
 "Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Миранда" Казанли (1910), "Чудо роз"
 Шенка (1914), "Талисман" Дриго (1909) - все в Ма-риинском т-ре; "Шут
 Тантрис" Хардта (1910), "Гамлет" (1912); "Завтрак у предводителя"
 Тургенева (1913), "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева (1917) -
 Александрийский т-р; "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1911) -
 Старинный театр и др. В 1918 организовал Сухумское артистич. об-во и
 совместно с Н. И. Бутковской открыл театр. курсы, на к-рых занималась
 абхазская молодёжь. Здесь была пост. инсценировка абхаз, нар.-героич.
 песни "Раненный в сердце" по сценарному плану Ш. С 1922 жил во Франции,
 работал как художник-исполнитель в антрепризе С. П. Дягилева. Осуществил
 декорации к балету "Шота Руставели" Онеггера, Арсана и Черепнина
 (Монте-Карло, 1946), спектаклям "Женитьба" Гоголя, "Месяц в деревне"
 Тургенева (Театр Марэ в Брюсселе, 1922) и др. М. П.
  ШЕРВУД (Sherwood), Роберт Эммет (4. IV. 1896 - 14.XI.1955) - амер.
 драматург. Окончил Гарвардский ун-т (1918). Лит. деятельность начал как
 журналист. В первой пьесе - "Дорога в Рим" (1927, т-р "Плейхаус",
 Нью-Йорк)-антивоенной комедии, сатирически изображающей пгоход Ганнибала
 на Рим, Ш. начал разрабатывать основную тему своего творчества - борьбу
 за мир. В развитии этой темы драматург проходит разл. стадии: от
 пацифизма до признания войны против агрессора. Др. важнейшая тема
 драматургии Ш.- разочарование в совр. цивилизации. Но Ш. не считает
 необходимым революц. преобразования, его протест часто принимает форму
 либеральной усмешки, или пессимизма.
  Пьесы: "Муж королевы" (1928, т-р "Плейхаус", Нью-Йорк), "Мост
 Ватерлоо" (1930, т-р "Фултон", там же), "Свидание в Вене" (1931, т-р
 "Мартин Бек", там же), "Окаменелый лес" (1935, т-р Бродхёрст, там же),
 "Акрополис" (в США пьеса не была пост.; 1933, т-р "Лирик", Лондон).
 Пулицеровской пр. награждены пьесы: "Радость идиота" (1936, т-р
 "Шуберт", Нью-Йорк) о приближении 2-й мировой войны; "Эб Линкольн в
 Иллинойсе" (1938, т-р "Плимут, там же) - историч. драма об А. Линкольне,
 "Не будет ночи" (1940, т-р "-Алвинг", там же). После войны Ш. написал
 пьесы "Трудная дорога" (1945, т-р "Плимут", там же), "Мисс Свобода"
 (1949, т-р "Импириал", там же), "Маленькая война в горах Миррей" (1957,
 т-р Э. Барримор,' там же).
  Ш. писал в разных жанрах, но в основном разрабатывал жанр комедии,
 психологич. драмы и мелодрамы. Особым успехом пользовались его комедии,
 отличавшиеся блестящим диалогом и неожиданными ситуациями. В комедиях Ш.
 выступали известные амер. актёры А. Лант и Л. Фонтанн. Ш. был членом
 Т-ра драматургов (Playwright's Company) - организации, выступавшей
 против коммерч. т-ра. В 1937- 1940-президент амер. Лиги драматургов.
 Работал в кино как сценарист.
  Лит.: Gassner J., The theatre in our times, N. Y., 1954; Krutch J.
 W., The American drama since 1918, L., 1957; Лоусон Д. Г., Теория и
 практика создания пьесы и киносценария, М., 1960. /f. Г.
  ШЕРЕМЕТЕВ, Николай Петрович [28.VI(9.VII) 1751- 2(14).1.1809], граф,-
 владелец крупнейшего крепостного театра. Образование получил в
 Лейденском ун-те. В 1769-73 знакомился с театр. жизнью Англии,
 Голландии, Швейцарии, брал уроки музыки у парижского виолончелиста
 Ивара. По возвращении из-за границы получил в наследство от отца - П. Б.
 Шереметева - крепостной т-р в Кускове (близ Москвы) и организовал при
 т-ре обучение крепостных сценич. иск-ву. В качестве педагогов были
 приглашены видные моек. актёры - П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С.
 Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. Число крепостных актёров при Ш. доходило до
 95. Среди них были П. И. Жемчугова (ставшая впоследствии женой Ш.), Т.
 В. Шлыкова-Гранатова и др. В т-ре Ш. ставились оперы, балеты, комедии,
 водевили. Спектакли т-ра в Кускове поражали современников своими
 масштабами, великолепием и необычностью. В конце 18 в. Ш. перевёл свой
 т-р из Кускова в др. подмосковное имение-Останкино.
  Лит.: Дынник Т., Крепостной театр. М.-Л., 1933;
  Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944. В. Вир.
  Ш‚РЕР (Shearer), Мойра (р. 17.1.1926) - англ. артистка балета. В
 1936-39 занималась в школе Н. Г. Легата в Лондоне, затем была принята в
 школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1941 - в труппе "Интернейшонал балле", в 1942
 вернулась в школу "Сэдлерс-Уэллс". В 1946, исполнив партию Авроры,
 заняла положение одной из ведущих танцовщиц труппы "Сэдлерс-Уэллс
 балле". В 1951 оставила балет и перешла в драматич. т-р, снималась в
 кино. Танец Ш. отличался музыкальностью, лёгкостью я. поэтичностью.
  Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Балерина ("Симфонические вариации" на
 муз. Франка), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; графиня Китти ("Сирены"
 Бернерса), Жена ("Дон Жуан" на муз. Штрауса), Коломбина ("Карнавал") и
 др.
  Лит.: Fisher Н., Moira Shearer, L., 1952 ("Dancers of today" series,
 ј 2). Ham P
  ШЕРИДАН (Sheridan), Маргарет (15.X.1889 - 16.IV.1958) - ирл. артистка
 оперы (лирико-драматич. сопрано). Пению училась в Лондонской Королевской
 муз. академии, совершенствовалась в Риме у А. Мар-тино. В 1919
 дебютировала в лондонском т-ре "Ковент-Гарден", с этого же года пела в
 Италии (гл. обр. в т-ре "Ла Скалам), где и снискала мировую славу как
 выдающийся интерпретатор опер Верди. Участвовала во мн. пост.,
 осуществлявшихся А. Тосканини в т-ре "Л а Скала": "Турандот", "Джанни
 Скикки" Пуччини, "Вали" Каталани. Композитор Пуччини подготовил с Ш.
 партию Манон в опере "Манон Леско" и считал её лучшей исполнительницей
 партии Чио-Чио-сан. Ш. пела в США, в Лондоне. Оставила сцену в 1939.
 Была выдающейся представительницей итал. вок. школы. Обладала- голосом
 тёплого и лучистого тона, исполнение её отличалось душевной
 взволнованностью.
  Лучшие партии: Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот"), Маддалена ("Андре
 Шенье" Джордано), Ирис (о. п. Маска-ньи).
  Выступала с знаменитым итал. тенором А. Пертиле. Вс. Т.
  ШЕРИДАН (Sheridan), Ричард Бринсли (30. X. 1751, Дублин,-7.VII.1816,
 Лондон) - англ. драматург, театр. деятель. Сын актёра Т. Шеридана и
 писательницы Ф. Шеридан. Окончил аристократич. школу Харроу, затем
 учился в юридич. учебном заведении Темпл. В 1773 женился на известной
 певице А. Линли. В 1780-1812 - чл. парламента; занимал ряд гос. постов,
 был видным деятелем радикального крыла партии вигов. Драматургич.
 деятельность начал в 1775, написав комедию "Соперники" (т-р
 "Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на первом спектакле,
 но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора
 в число крупнейших английских драматургов. "Соперники" -
 просветительская "комедия нравов", близка комедии эпохи Реставрации,
 направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда.
 В 1775 в "Ковент-Гар-дене" был поставлен двухактный фарс "День святого
 Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная опера "Дуэнья"
 (1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Ш. (в СССР пост.
 под назв. "День чудесных обманов", 1943, Моск. драм. т-р им. К. С.
 Станиславского). В 1776 Ш. становится пайщиком т-ра "Друри-Лейн"
 (Лондон), приобретя пай ушедшего из т-ра Дж. Гаррика. К 1780, выкупив
 остальные паи, становится владельцем и руководителем этого т-ра. В 1777
 пост. здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии Дж. Ванбру
 "Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 пост. лучшая пьеса
 Ш. "Школа злословия", в к-рой нашли выражение идеи и художеств. практика
 англ. просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия
 характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются
 привычные ситуации драматургии 18 в. "Школа злословия" - один из лучших
 образцов социальной сатиры в англ. драматургии. Ш. обличал лицемерие,
 ставшее распространённым пороком бурж.-аристократич. среды в Англии.
  В 1779 Ш. пост. в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную в жанре
 "репетиции", где под видом пародии на вымышленную трагедию изобразил
 события англо-испанской войны 1779-83. Комедия является также блестящим
 образцом литературной театр. полемики. В 1799 Ш. пост. трагедию
 "Пи-сарро", овеянную * предромантич. настроениями (переделка мелодрамы
 А. Коцебу "Испанцы в Перу"). Здесь Ш. выступил против колониализма.
 Перестройка т-ра "Друри-Лейн" в 1794 и пожар в 1809 разорили Ш. Умер в
 нищете.
  Комедии Ш. сохраняются в репертуаре т-ров всего мира. Чаще всего
 ставится "Школа злословия". В Англии 6 19 в. наиболее известна пост. С.
 Фелпса и Э. Вестрис; в 20 в.-спектакль т-ра "Олд Вик" (1948, сэр Питер -
 Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была пост. в 1793.
 Значительным этапом в истории советского театра стала пост. МХАТа (сэр
 Питер - Яншин, леди Тизл - Андровская, Чарлз Серфес - Массальский,
 Джозеф Серфес - Кторов).
  Соч.: The works, dramas, poems, translations, speeches and unfinished
 sketches, L., 1874; Драматические произведения, в рус. пер., М., 1956.
  Лит.: Маршова Н. М., Р. Б. Шеридан, М.-Л., 1960; Gibbs L., Sheridan,
 L., [1947]. Ю.К.
  Ш‚РИШЕВ, Василий (1902-1940) - сов. театр. художник. В 1928 окончил
 ВХУТЕМАС и с того же года по 1937 был гл. художником Ленинаканского т-ра
 им. А. Мравяна. Оформил ряд спектаклей, пост. В. Аджемяном: "Разлом";
 "Марокко" Багдасаряна (1929), "Хлеб" Киршона (1930), "На дне" (1932);
  "Мой друг" Погодина (1933), "Шахнаме" Джанана (1934), "Хозяйка
 гостиницы"; "Гош" Микаэляна (1936). Работы Ш. отмечены изобретательным
 решением сце-нич. пространства, эффектным использованием цвета, света и
 сценич. техники. Л'. Хал.
  Ш‚РЛИ(8Ыг1еу), Джеймс (18.IX.1596-29.Х.1666)- англ. драматург. Учился
 в Оксфорде и Кембридже, стал духовником англиканской церкви. Недолгое
 время был учителем грамматич. школы. С 1625 начал заниматься
 драматургич. деятельностью. В 1637 - 1640 писал пьесы для т-ра в
 Дублине. После Ф. Мес-синджера был драматургом "Труппы короля"
 (16401642). Ш. называют "последним елизаветинцем"; его драмами
 завершается "золотой век" англ. драмы. В отличие от ранних
 драматургов-гуманистов, писавших для наро да, Ш. создаёт пьесы для
 аристократич. публики, к-рые ставятся в т-ре "Блэкфрайерс". Он писал
 пьесы-маски ("Торжество мира", 1635, и др.), к-рые ставил И. Джонс,
 комедии, трагикомедии, трагедии. Лучшие трагедии Ш. "Изменник" (1631,
 "Труппа королевы Генриетты") и "Карнавал" (1641, "Труппа короля")
 построены на острых интригах, изображают кровавые события. Из комедий Ш.
 лучшие-"Халд-Парк" (1632, "Труппа королевы Генриетты") и "Легкомысленная
 леди" (1635, там же), в которых живо изображены нравы аристократической
 среды. Этими пьесами Ш. подготовил почву для появления драматургии
 Реставрации.
  Соч.: Dramatic works and poems, ed. by W. Gifford and A. Dyce, v.
 1-6, L., 1833; The best plays of the old dramatists, ed. by E. Gosse,
 L., 1888 (The Mermaid series);
  "Хайд-Парк", в кн.: Современники Шекспира, т. 2, М., 1959, с.
 403-522.
  Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с.
 137-38; Gosse E., J. Shirley, в кн.:
  S h i г 1 е у J., The best plays..., L., 1888, p. VII-XXX;
  Parrot T.M., Ball R. H.,A short view of Elizabethan drama, N. Y.,
 1943, N. Y., 1958, p. 268-79; Boas F. S., An introduction to Stuart
 drama, L., 1946, p. 352-78. A. A.
  ШЕРМАЗАНЯН, Галуст Арутюнович (1815 - 1883) - арм. театр. деятель,
 драматург. Был владельцем театр. здания под названием
 "Шермазанян-дарбас" в Тифлисе, где с 1836 ставились арм. спектакли, в т.
 ч. пьесы самого Ш. Автор бытовых комедий и романтич. драм - "Асри-бек и
 Гики", "Моя невеста Араз", "Национальная свадьба", "Батоно Хампери". В
 истории арм. т-ра важное значение имела сатирическая комедия Ш.
 "Описание некоторых делишек епископа Карапета" (1842), где высмеивались
 духовенство и чиновничество. После первых спектаклей пьеса была
 запрещена царской цензурой. Б. А.
  Ш‚РМАН, Исай Эзрович (р. 11.VII.1908) - рус. сов. дирижёр. Засл. арт.
 РСФСР (1940), нар. арт. Карел. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с
 1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (дирижёрский класс Н. А.
 Малько). С 1930 - дирижёр Ленингр. Малого оперного т-ра, где участвовал
 в пост. сов. опер: "Фронт и тыл" ("За красный Петроград") Гладковского
 (1930), "Камаринский мужик" Желобинского (1933), "Леди Макбет Мценского
 уезда" Шостаковича (1934),"Тихий Дон" Дзержинского(1935). В 1937-45 -
 дирижёр Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова; в 1945-49 - Ленингр.
 Малого оперного т-ра; в 1951-55- гл. дирижёр Тат. т-ра оперы и балета
 (Казань); в 1956-58 - Горьковского т-ра оперы и балета им. Пушкина; в
 1958-60 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске; в 1961-66-Т-ра оперы и балета
 им. Мусы Джалиля (Казань).
  Дирижировал операми; "Любовь Яровая" Энке (1947, Малый оперный т-р),
 "Дорога победы" Жиганова (1955, Тат. т-р оперы и балета), "Мать"
 Хренникова (1957, Горьков-ский т-р оперы и балета), "Кумоха" Пергамента
 (1959, Муз.-драм. т-р Карел. АССР); балетами: "Лауренсия" Крейна(1939),
 "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940, оба в Т-ре оперы и балета им. С.
 М. Кирова) и др.
  Ведёт педагогич. работу с 1937 в Ленинградской, Горьковской и
 Казанской консерваториях (с 1944 - доцент, с 1963 - профессор).
 Выступает в качестве симфонич. дирижёра. Ир. Г.
  Ш‚РРИФФ (Sherriff), Роберт Седрик (р. 6.VI. 1896) - англ. драматург,
 писатель. Учился в Оксфорде. Написал несколько пьес для любительского
 т-ра. Первая пьес", пост. на проф. сцене,- "Конец пути" (1928, Сценич.
 об-во в помещении т-ра "Аполло";
  1929, т-р "Савой") - принесла Ш. широкую известность, позднее была
 пост. во мн. т-рах др. стран (пер. на рус. яз. в 1935). Действие пьесы
 происходит в траншеях на участке одного из фронтов 1-й мировой войны.
 Герои пьес -'- средний командный состав британской армии. Ш. показывает
 их внутр. опустошённость, сознание бесцельности кровопролития,
 разоблачает мнимый героизм.
  Др. пьесы: "Зелёная лужайка барсука" (1930), "Ветровал" (1933),
 "Остров св. Елены" (совм. с Ж. де Казалис, 1936, т-р "Олд Вик"), "Мисс
 Мейбл" (1948, т-р "Датчес"), "Дома в семь" (1950, т-р "Уиндхемс"),
 "Белая гвоздика" (1953), "Долгий заход солнца" (1955). ф. Jf.
  ШЕРШЕН‚ВИЧ, Вадим Габриэлевич [24.1(5.11). 1893-18. V. 1942] - рус.
 сов. поэт, переводчик, драматург. Учился на филологич. и юридич. ф-тах,
 окончил физико-математич. ф-т Моск. ун-та. Первые театр. работы -
 переводы пьес "Благовещение" Кло-деля и "Ромео и Джульетта" Шекспира -
 были пост. в моек. Камерном т-ре (1920, 1921). В моек. т-рах шли
 переводы и сценич. обработки Ш.: "Король-уголь" по Синклеру (1922,
 Замоскворецкий т-р), "Калигула" Дюма-отца (1923, Т-р им. МГСПС), "Чёрная
 месса" Сарду (1924, б. Т-р Корша), "Дикарь" по Вольтеру (1929, Студия
 Малого т-ра). В 1921-23 Ш. работал в Опытно-героическом т-ре, здесь была
 пост. его пьеса "Дама в чёрной перчатке", а также в пер. и обработке Ш.
 ставился "Эдип-царь" Софокла и др. Ш. принадлежат также (гл. обр. в
 соавторстве) новые тексты оперетт и муз. комедий: "Цыганский барон" и
 "Донна Жуанита" Штрауса, "Нищий студент" и "Гаспарон" Миллёкера,
 "Корневильские колокола" Планкета, "Близнецы" Шеншина (по "Двенадцатой
 ночи"), "Боккаччо" Зуппе. Выступал и как сценарист, писал театр.
 фельетоны. А. Шн.
  ШЕСТАКОВ, Виктор Алексеевич (10.III.1898 - 21.XII.1957) - рус. сов.
 театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работу в т-ре начал в
  1917 (Орловский драм. т-р). Еще в период обучения во ВХУТЕМАСе
 (1921-24) поступил по приглашению В. Э. Мейерхольда в моек. Т-р
 Революции; был гл. художником этого т-ра (1922-27). Затем работал в Т-ре
 им. Мейерхольда. Утверждая принципы конструктивизма, Ш. стремился
 освободить сцену от украшательства и иллюстративности, искал
 выразительной остроты и динамики в планировке оформления. Художник
 строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей,
 состоящие из станков, площадок, лестниц: спектакли "Человек-масса"
 Толлера (1923), "Доходное место" (1923), "Спартак" Волькенштейна (1923),
 "Эхо" Билль-Бе-лоцерковского (1924) - все в Т-ре Революции. Использовал
 движущиеся лифты и щиты, световые и киноэкраны ("Озеро Люль" Файко,
 1923, там же), монтаж бытовых предметов ("Воздушный пирог" Ромашова,
 1925, там же). Нек-рую рационалистичность, сухость, сказавшиеся в
 творчестве Ш. этого периода, художник стремится преодолеть в последующие
 годы. Со 2-й пол. 30-х гг. он создаёт декорации, основанные на
 живописно-объёмном принципе оформления, эмоциональные, поэтически
 обобщённые образы.
  С 1946 Ш.- гл. художник Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. Оформил
 здесь спектакли: "Семья Ферелли теряет покой" Хелман (1945), "Жаркое
 лето Кравченко (1947), "Семья" Попова (1949), "Полковник Фостер признает
 себя виновным" Вайяна (1952), "Мужество" по Кетлинской (1955), "Вишнёвый
 сад" (1954). Среди работ Ш.- декорации к спектаклям: "Начало жизни"
 Первомайского (1936, МХАТ 2-й), "Васса Железнова" (1936, Т-р им. МОСПС);
 "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1954; Студия Киноактёра), "Мандат"
 Эрдмана (1956, там же).
  Лит.: Марголин С., Художник театра за 15 лет, М., 1933; Виктор
 Шестаков. 1898-1957, М., 1960; Бе-скин О., Виктор Шестаков, М., 1965.
 М.П,
  ШЕСТАКОВ, Николай Яковлевич [р. 20.Ц1.П). 1894] - рус. сов.
 драматург. Один из основоположников драматургии т-ров для детей. Начал
 лит. деятельность в 1915. Первая пьеса - "Два брата из Ар-плата" (1928,
 Моск. обл. ТЮЗ). В Моск. т-ре для детей были пост. пьесы "Алтайские
 Робинзоны" (1928), "Аул Гидже" (1929), в Моск. т-ре юного зрителя- "Путь
 далёкий" и "Дом с привидениями" (1929). Проблемы дружбы, коллективизма,
 морали раскрываются драматургом то в форме психологич. драмы
 ("Креккинг", 1932, "Брат", 1933; обе пост. в Моск. т-ре для детей), то в
 форме совр. сказки ("Мик", 1934, Моск. т-р для детей). Пьеса Ш. "Финист
 -
  Ясный сокол" (1939, МТЮЗ) пост. мн. сов. т-рами. В 1941 Ш. написал
 пьесы "Золотое перо" и "Сельский цирюльник". Пьеса "На заре туманной
 юности" (1942, Московский обл. ТЮЗ)-одна из первых пьес для детей, посв.
 Отечественной войне. Ш. принадлежат одноактные пьесы: "Задача ј 375"
 (1941), "Всё хорошо, что хорошо кончается" (1950), "Благие намерения"
 (1955) и др.
  Соч.: Алтайские Робинзоны, М., 1929; Аул Гидже, М., 1930; Дом с
 привидениями, М., 1930; Путь далёкий, М.- Л., 1931; Финист - Ясный
 сокол, М., 1939; Мик, в сб.: ... Открываем занавес, М., 1962.
  . Лит.: Гозенпуд А., Театр для детей, в кн.: Очерки истории русского
 советского драматического театра, 1917- 1934,т.1,М., 1954; Гурко Г., О
 пьесах-сказках, в кн.:
  Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Горбунова E., Сказки для
 театра, "Театр", 1940, ј 3; М и н д л и н Э., Первые годы детских
 театров, в кн.: Театральный альманах, кн. 8, М., 1948; Макарьев Л., На
 путях развития драматургии для детей, "Рабочий и театр", Л., 1933, ј ?з.
 Е. X.
  ШЕСТАКОВА, Мария Ефимовна (р. 8. II 1.1911) - рус. сов. художник.
 Нар. художник Бурятской АССР. В 1931 окончила Иркутский художеств.
 техникум. С 1946 - художник Бурят, муз.-драм. т-ра (с 1950- Бурят, т-р
 оперы и балета). Иск-во Ш. характеризуется тонкостью и музыкальностью в

<< Пред.           стр. 872 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу