<< Пред.           стр. 874 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 прославление разрушителей Бастилии. Но, утверждая право народа на
 восстание, на вооружённую борьбу против угнетателей ("если все
 испробованы средства, тогда разящий остаётся меч"), Ш. вместе с тем
 настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны её благородных
 целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную
 ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств.
 недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей,
 служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность
 отдельных эпизодов, всё то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали
 "шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., её наивная и
 в то же время благородная целеустремлённость, утверждение абсолютных
 законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды
 в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали
 бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным
 адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в
 репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления
 сов. иск-ва.
  Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля"
 определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич.
 мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции,
 результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских
 иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В
 своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя,
 запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное
 поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя,
 побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись
 наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда
 оставался верен принципам гуманизма.
  Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в
 Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский,
 Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер
 (Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г.
 Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд
 (Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон
 Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз
 Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С.
 Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария).
 "Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).
  В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб.
 Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т.
 Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство
 и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б.
 Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К.
 С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Семёнова, Г. Н.
 Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин
 (Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А.
 Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский
 (Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" -
 Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а"
 - М. Н. Ермолова (Иоанна).
  Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники"
 - Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц -
 Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им.
 Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц -
 Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов,
 Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" -
 пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии,
 Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" -
 Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940,
 Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер,
 Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета -
 Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария
 - Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).
  На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена
 пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
 "Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева"
 П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль"
 Дж. Россини (1829, Париж).
  Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke,
 Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz.,
 1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н.
 Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова,
 т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8,
 М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М.
 Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.
  Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн.
 Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер,
 М., 1955;
  Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;
  Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb.,
 1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster,
 1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K.
  ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в Зап. Берлине.
 Открыт в 1894 на средства акционерного об-ва. В наблюдательный совет
 об-ва входили представители прогрессивной интеллигенции (режиссёр М.
 Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М.
 Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский т-р для
 широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики и
 лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра"
 (в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть средств от
 районного магистрата, открыло второй "Ш.-т." в р-не Шарлоттенбурга.
 Директором двух т-ров и филиала был Р. Лёвенфельд. Благодаря системе
 абонементов часть билетов продавалась по удешевлённым ценам. С целью
 приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера,
 перед началом спектакля читались лекции о пьесе, в театр. программах
 подробно анализировался творческий путь автора и его драматич.
 произведение. Театр включил в репертуар мало известные пьесы нем.
 драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов
 19 в. ("Коса и меч" Гуцкова, "Журналисты" Фрейтага), скандинавских
 драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были также и
 незначительные комедии и фарсы.
  После 1-й мировой войны "Ш.-т." в р-не Шарлот-тенбурга стал филиалом
 Гос. т-ра. В 1919-30 этими т-рами руководил реж. Л. Йеснер. Здесь
 ставились произв. Шиллера, Шекспира, Граббе, а также нем. авторов 20
 в."Король Николо" Ведекинда (1924), "Музыка" (1927), "Газ" (1928)
 Кайзера, классич. берлинские фарсы. В 20-х и нач. 30-х гг. отдельные
 пост. в "Ш.-т." осуществляли режиссёры Ю. Фелинг, Э. Энгельс, Л. Бергер.
 Выступали актёры В. Франк, А. Гранах, Б. Минетти, А. Штрауб, М.
 Коппенхёфер, П. Бильдт, А. Вешер, Л. Бютель и др. В период нацизма во
 главе "Ш.-т." стоял актёр Г. Георге. В конце 2-й мировой войны здание
 т-ра в результате бомбардировок было разрушено, вновь восстановлено в
 1951. С 1951 "Ш.-т." вместе с "Шлоспарк-театром" и "Театральной
 мастерской" входит в группу т. н. "городских театров". Эти т-ры
 объединены под художеств. руководством режиссёра Б. Барлога и имеют
 общую труппу численностью в 120 чел. Среди ведущих актёров труппы - Э.
 Дейч, Э. Шредер, К. Рад-дац, П. Мосбахер, Л. Pay. Приглашаются режиссёры
 из др. зап.-герм. т-ров (Ф. Кортнер, Л. Бергер, В. Шмидт) и из т-ров др.
 стран. Т-р получает дотации от гор. управления Берлина. В репертуаре
 т-ра преобладают классич. пьесы, а из пьес совр. авторов преимущественно
 ставятся произв. франц., англ., амер. драматургов (Ионеско, Беккет). К
 значительным работам т-ра относятся спектакли: "Жизнь Галилея" (1964),
 "Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1965) Брехта и "Убийство Жан-Поля
 Марата" Вепса (1965).
  Лит.: Weddingen O., Geschichte der Theater in Deutschland, Bd l, B.,
 1904; J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, B., 1964. ff. H.
  ШЙЛЛИНГС (Schillings), Макс фон (19.IV.1868-23. VI 1.1933) - нем.
 композитор, педагог и дирижёр. Учился в Мюнхенском ун-те. В 1908-18 -
 генеральный директор Королевского т-ра в Штутгарте; в 1919-25 -
 интендант гос. Берлинской оперы. Ш.- один из продолжателей традиций Р.
 Вагнера. Испытал также влияние экспрессионизма.
  Оперы: "Ингвельде" (1894, Карлсруэ), "День трубачей" (1899, Шверин;
 2-я ред.-1931, Берлин), "Мона Лиза" (1915, Штутгарт; 1925, Ленингр.
 Малый оперный т-р). Ш. принадлежит также муз. трагедия "Молох" (1906,
 Дрезден), музыка к драм. спектаклям.
  Лит.: Richard A., Max Schillings, Munch., 1922.
  Ал. M. ШЙЛЬДКРАУТ (Schildkraut), Рудольф (27.IV. 1862-15.VII.1930) -
 нем. актёр. Учился у Ф. Мит-тервурцера. Затем выступал в австр. и венг.
 провинц. т-рах как опереточный тенор. В 1893 вступил в труппу венского
 "Раймунд-театра", где быстро приобрёл популярность. В 1898 перешёл в
 венский "Карл-театр", в 1900 - в гамбургский Нем. т-р. В 1906-16 Ш.актёр
 берлинского Нем. т-ра. В 1920 уехал в США, играл в Нью-Йорке и др.
 сев.-амер. городах. В 20-е гг. в основном работал в кино (снимался с
 1914). Известный рус. театр. критик А. Р. Кугель считал Ш. одним из
 лучших нем. артистов. Ш. с одинаковым успехом выступал в трагедийных и
 комедийных ролях.
  Лучшие роли: Шейлок, король Лир, Франц Моор;
  Мефистофель (",Фауст" Гёте), Даниэль ("Юдифь" Хеб-беля), Пер Гюнт (о.
 п. Ибсена). Энгстранд ("Привидения"), Янкель Шепшович ("Бог мести" Аша).
 Игра Ш. отличалась большой трагич. силой, темпераментом и ярким юмором.
 Особенно удавались Ш. характерные роли, требующие подчёркнутой мимики и
 речевой (иногда диалектной) характеристики. Играя роли отрицательных
 персонажей, Ш. отказывался от прямолинейной трактовки, углубляя и
 осложняя психологич. характеристики. Вершина актёрского иск-ва Ш.- образ
 Шейлока, к-рого он играл как представителя униженного, страдающего
 народа. Следуя взглядам Гейне, Ш. показывает человечность Шейлока,
 отстаивающего свои права, человеческое достоинство.
  Лит.: Клюев В. Г., Первые шекспировские спектакли М. Рейнгарда, в
 кн.: Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр. М., 1958; Jacobs M., Deutsche
 Schauspielkunst, В., 1954; S с h i l d k r a u t J., My father and I, N.
 Y., 1959. Ham. В.
  ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski), Кароль [24.IX (6.X).1882-29.III.1937] -
 польский композитор и пианист. Один из крупнейших представителей
 национального музыкального иск-ва. Уже в детстве Ш. написал две оперы
 "Золотистый пик" и "Роланд" (вместе с братом Феликсом). Теории музыки и
 игре на фортепиано учился у Густава Нейгауза (отца Г. Г. Ней-гауза),
 брал частные уроки гармонии и теории композиции у М. Завирского и 3.
 Носковского (1901-05, Варшава). С 1905 - участник объединения "Молодая
 Польша". Гастролировал с концертами в Германии, Австрии, Франции, США,
 России (Москва, Петербург, Киев и др.).
  Ш.- автор опер: "Хагит" (соч. 1913, пост. 1922, Варшавский оперный
 т-р), "Король Рожер" (1926, там же), музыка к-рой носит психологически
 углублённый характер; балетов: "Мандрагора" (1919, Польский т-р,
 Варшава), "Харнаси" (1935, Прага); оперетты "Брачная лотерея, жених ј
 69, или Главный выигрыш" (соч. 1909); музыки к драме Т. Мициньского
 "Князь Потёмкин" и др. соч. В ранних произв. Ш. наряду с нац.
 элементами, воспринятыми от Шопена, заметно влияние А. Н. Скрябина и
 франц. импрессионистов. Музыка Ш., в основе своей лирическая, отличается
 изысканной мелодикой, красочностью гармонич. ткани.
  Вёл ' педагогич. работу в Варшавской консерватории (в 1926-29 -
 директор).
  Соч.: Избранные статьи и письма. [Вступит, ст. 3. Лис-сы. Сост., пер.
 и коммент. А. Фарбштейна], Л-, 1963.
  Лит.: G l i n s k i M.. "Le roi Roger" de Szymanowski, "La revue
 musicale", 1926, .N" l, p. 264-65; Got a c h o -w s k i St., K.
 Szymanowski, [Kr. ], 1956; L o b a c z e w -s k a St., Karol
 Szymanowski. Zycie i tworczosc (1882- 1937), Kr., 1950. Л. Коз.
  ШИМАНЬСКИЙ (Szymanski), Станислав (р. 17.VI. 1930) - польский артист
 балета. В 1948-50 работал в балетной труппе Т-ра оперетты (Варшава), в
 1950-57- в Ансамбле Польской армии, с 1957 - солист балетной труппы
 оперного т-ра в Варшаве.
  Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"), Меркуццо ("Ромео и Джульетта"),
 Мазепа (о. п. Шелиговского), Орфей (о. п. Стравинского) и др.
  ШИМКО, Тамара Ивановна (р. 28.IV.1928) - белорус. сов. артистка оперы
 (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1963). В 1952 окончила Минскую
 консерваторию (класс О. Н. Нестеренко). Совершенствовалась в Италии (у
 Пьяццо и Л. Риччи) как стипендиат
  ЮН ЕС}" О. С 1952 - солистка Белорусского т-ра онеры и балета
 (Минск). Ш. создаёт лирич. муз.-сценич. образы.
  Партии: Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан, Микаэла;
  Манон (о. п.Массне), Недда ("Паяцы"), Дездемона ("Отелло" Верди),
 Джоконда (о. п. Понкьелли), Виолетта, Мими;
  Иоланта ("Иоланта"), Татьяна; Ксения ("Борис Годунов"), Электра
 ("Орестея" Танеева), Наталья ("Тихий Дон" Дзержинского), Луиза
 ("Обручение в монастыре" Прокофьева), Марыся ("Михась Подгорный"
 Тикоцкого), Светлана ("Колючая роза" Семеняко), Юленька ("Надежда
 Дурова" Богатырёва), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова) и др.
  Гастролировала в Болгарии, Польше, Румынии.
  Я. Hue.
  ШИРАЙ, Нази Александровна (р. 1928) - сов. артистка цирка, жонглёр.
 Засл. арт. Арм. ССР. Работает в цирке с 1944. Выступления Ш. отличаются
 своеобразным нац. колоритом, темпы и ритмы её исполнения синхронно
 сливаются с нац. мелодиями. Лауреат 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и
 всесоюзных конкурсов артистов цирка. Гастролировала за рубежом.
  Лит.: Гончаров М., Нази Ширай, "Советский цирк", 1959, ј 3, с. 5. ,
 А. Шн.
  ШИРВАНЗАД‚, Александр Минасович (наст. фам.- М о в с е с ян)
 [7(19).IV.1858, Шемаха, Азерб. ССР,- 7.VIII.1935, Кисловодск] - арм.
 писатель и драматург. Нар. писатель Арм. ССР (1930). В произв. Ш.
 (романах, пьесах, повестях, рассказах) впервые в арм. лит-ре показан
 большой промышленный город с его противоречиями, выведены капиталисты и
 рабочие. С большой реалистич. силой Ш. раскрыл пороки, социальный
 антагонизм бурж. общества. Хищнической алчности и бездушию капиталистов
 Ш. противопоставил самоотверженность, гуманизм пролетариев. Драматургия.
 произв. Ш. утверждали и развивали реалистич. традиции Г. Сундукяна. В
 пьесах Ш. показан процесс распада патриархальных нравов, возникновение и
 разложение армянской буржуазии. Первые психологические семейные драмы
 Ш."Евгине" (1901, Тифлис, труппа армянского драм. об-ва), "Арменуи"
 (1910, там же) - посв. проблеме брака, положению женщины в бурж.
 обществе. Ш. обличает лицемерие мещан-ско-филистерской морали, бурж.
 либерализм, ханжество в бурж.-семейных отношениях, приводящее к гибели
 человеческой личности. В 1911-12 Ш. на основе своих ранее изданных
 повестей написал драмы "Намус" ("Честь", 1911, там же), "Злой дух"
 (1912, там же), где обрисовал тяжёлую жизнь простых людей, угнетённых
 темнотой и фанатизмом. Разложение бурж. семейных отношений отражают и
 пьесы "Шарлатан" (1907), "На развалинах" (1907), в к-рых сказались
 нек-рые либеральные колебания автора, порождённые наступлением реакции
 после поражения революции 1905. Эти же тенденции проявились в драмах
 "Погибший" (1912, пост. запрещена цензурой) и "В дни кошмара" (1917,
 Тифлис, Т-р артистич. об-ва). Вершиной драматургии Ш. явилась драма
 "Из-за чести" (1904, Баку), построенная на остром социальном конфликте,
 раскрывающая хищническую сущность бурж. общества.
  Живя в Париже, Ш. приветствовал установление Сов. власти в Армении и
 Закавказье. Возвратившись в 1926 в Сов. Армению, он стал одним из
 активных создателей новой, социалистич. культуры. В поли-тич. комедии
 "Кум Моргана" (1927, Т-р им. Сундукяна) Ш. показал гибель арм.
 буржуазии, её жалкое существование в эмиграции. Пьесы Ш. постоянно
 ставятся арм. т-рами Еревана, Ленинакана, Тбилиси. Баку. По мотивам
 драмы "Намус" и "Из-за чести" созданы одноим. фильмы, опера "Намус"
 (комп. Ходжа-Эйнатов). Инсценировка романа "Хаос" осуществлена Т-ром им.
 Сундукяна (1959).
  Соч. (на арм. яз.): Полное собр. соч., т. 1-9, Ер., 1950-55; Собр.
 соч., т. 1-10, Ер., 1958-62; на рус. яз.- Избранные соч. в 3-х тт.,
 Тифлис, 1936-38; Избранное, М., 1952; "Честь", 2 изд., М.-Л., 1930;
 "Хаос", М., 1935, то же, 1956.
  Лит. (на арм. яз.): Тертерян А., Ширванзадс, Тифлис, 1911; Т а м р а
 з я н Г р., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1954; его же, Ширванзаде. Жизнь
 и творчество. Ер.,1961. р. Г р.
  "ШИРКАТ" ("Товарищество") - тат. театр. Создан в 1915 в Оренбурге
 артистами В. Муртазин-Иман-ским и М. М утиным, ушедшими из труппы
 "Сайяр". В труппе "Ш." также работали татарские актёры Ка-мал первый, Г.
 Мангушев, С. Байкина, М. Иман-ская, Ф. Самитова, Л. Сыртланова. В этой
 же труппе начал свою деятельность X. Абжалилов и Ф. Иль-ская. В
 репертуаре труппы видное место занимала тат. драматургия - "Первое
 представление", "Из-за подарка", "Тайны нашего города", "Банкрот",
 "Распутство" Г. Камала, "Хаджи женится" Ш. Камала, "Галиябану" Файзи,
 "Молодёжь" и "Неравные" Амирхана, а также-"Доходное место", "Коварство и
 любовь", "Скупой"; "Лекарь поневоле" Мольера и др. После Февральской
 революции труппа поставила ряд пьес, ранее запрещённых цензурой
 ("Молодая жизнь" Кулахметова и др.), систематически организовывала
 концерты-митинги для революционных воинских частей.
  В 1918 из артистов "Ш." в Оренбурге был создан тат. "Восточный" т-р,
 в труппе к-рого были Н. Са-каев, Г. Мангушев, X. Абжалилов и др. В 1922
 т-р был преобразован в гос. Оренбургский татарский т-р. , X. Г.
  ШИРОБОКОВ, Степан Павлович [р. 18.XII. 1912] - удм. сов. поэт и
 драматург. Нар. поэт Удм. АССР (1963). В 1939 окончил Ижевский
 учительский ин-т. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Во 2-й пол. 50-х
 гг. Ш. обращается к драматургии. Пьеса "Чук-дор" ("У волка своя тропа")
 призывает к бережному отношению к природе, борьбе с браконьерами (1956,
 Удм. т-р). Комедия "Если нет любви..." (1961, Удм. т-р) посв. молодёжи,
 выбору жизненного пути. Ш.- автор одноактных пьес о совр. жизни:
 "Неизвестный художник", "Любишь - не любишь" и др.
  Соч.: У волка своя тропа (Чукдор), "Молот", Ижевск, 1956. J\l 6, 7;
 Яратон ке бвбл, в кн.: Чупчи вера..., Ижевск, 1962; Чупчи вера... [Сб.],
 Ижевск, 1962. Д. Ив,
  ШИРЬ‚, Вера Карловна [р. 18(31). 1.1915] - рус. сов. актриса. Нар.
 арт. Азерб. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. С 1933
 занималась в студии при Бакинском рус. т-ре, с того же года играла на
 сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского
 рус. т-ра. Исполняла роли:
  Мирандолина-; Маша ("Живой труп"), Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и
 Липскерова), Шура ("Русские люди"). В годы войны Ш. много выступала на
 фронте. В послевоенные годы исполнила роли: Варвара Огар-нова ("Счастье"
 Павленко), Меланья ("Дети солнца"), Анна Ильинична ("Семья" Попова),
 Шахрабану ха-нум ("Мусье Журден" Ахундова), Малютина ("Персональное
 дело" Штейна), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской),
 тётушка Пери ("Зачем ты живёшь"? Касумова и Сеидбейли), Тереза ("День
 рождения Терезы" Мдивани), королева Елизавета ("Мария Стюарт").
  Одновременно с работой в т-ре Ш. (с 1934) выступает как чтец (произв.
 сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и
 телевидении. Г. К.-К.

<< Пред.           стр. 874 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу