<< Пред.           стр. 875 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  ШИРЯЕВ, Александр Викторович [29.VIII(10.IX). 1867-25.IV.1941] - рус.
 сов. артист балета, педагог. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1921).
 Окончил балетное отделение Петерб. театр. уч-ща; занимался у Л. И.
 Иванова, М. И. Петипа, П. А. Гердта, П. К. Карсавина. В 1877-81 исполнял
 роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. В 1885, по окончании
 уч-ща, был принят в балетную труппу Мариинского т-ра. Выдвинулся как
 характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере
 "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич.
 технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада"
 Минкуса. Актёрское дарование Ш. проявилось в партиях "злодеев" и в
 комедийных партиях: фея - Карабос ("Спящая красавица"), Абдерахман
 ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус
 ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада" Дриго) и др. С 1896 Ш. фактически
 был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял
 его место. Пост. балет Армсгей-мера "На перепутье" (1904). В 1902
 возглавил гастроли группы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем
 неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом.
  Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного
 танца. В 1905 Ш. был уволен из т-ра, что вызвало протест балетной труппы
 Мариинского т-ра. Вернулся в т-р только после Октябрьской революции. С
 1918 вёл класс характерного танца в Ленингр. хореографич. уч-ще (имя Ш.
 присвоено учебному т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым и
 А. И. Бочаровым книгу "Основы характерного танца" (1939).
  Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории' русского
 балета, т. 1, Л., 1938, с. 309-10;
  Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в.. Л.- М.,
 1963, с. 437-41. В. Кр.
  ШИУКАШВЙЛИ, Нико Иванович (1870-1938) - груз. драматург. Лит.
 деятельность начал в 1887. Для его первой пьесы "Засохший лист" (1892) и
 для последующих пьес - "Дружба" (1908), "Уродство" (1910), "Светлячок"
 (1912) - характерен уход от обществ. проблематики, любовные и бытовые
 сюжеты. Пьесы Ш. входили в репертуар груз. т-ров в годы реакции
 (1907-12). После установления Сов. власти в Грузии Ш. делает попытку
 отобразить современность в комедии "Американский дядюшка" (1926, Т-р им.
 Руставели). В репертуар сов. т-ров вошла его пьеса "Дурачок" (в новом
 варианте, 1938, Т-р им. Руставели), отображающая революц. события в годы
 реакции. Драматургии Ш. присущи мелодраматич. эффекты, образность языка
 и живость диалога, яркость характеров персонажей. Стремясь возродить
 импровизационный т-р нар. масок, Ш. написал пьесу "Берикаоба". С 1922
 вёл педагогич. работу в драм. студиях, преподавал сценич. речь.
  Соч. (на груз. яз.): Пьесы, Тб., 1953; Дикция и художественная речь,
 Тб., 1926.
  Лит. (на груз. яз.): Дадиани Ш., Нико Шиукаш-вили, в его кн.: Статьи,
 кн. 2, Тб., 1954. Д.ДШЙФМАН (Szyfman), Арнольд Станислав Зыгмунт
  (23.XI.1882-11.1.1967) - польский режиссёр, театр. деятель,
 литератор. После окончания гимназии в Кракове (1901) учился в
 Ягеллонском ун-те (Краков), где в 1906 получил степень доктора
 философии. В том же i -"ду написал комедию "Фифи" (пост. в Краковском
 т-ре) и основал в Кракове т-р малых форм "Фиглики" ("Шутки"). В 1908 был
 инициатором создания и затем руководителем первого в Варшаве лит. кабаре
 "Мо-мус". С 1909 стремился организовать в Варшаве новый совр. т-р. В
 1913 основал "Театр Польски", был директором этого т-ра (с перерывами в
 1915-18, 1939-45, 1949-55), с 1957 - почётным директором этого т-ра.
 Одновременно с руководством "Т-ром Польски" был директором т-ров -
 "Малы" (Варшава, 1918-39), Городского (Лодзь, 1925-27), "Камераль-ны"
 (Варшава, 1949). Руководил "Т-ром Вельки" (с перерывами) в 1915-18,
 1939-45. С 1950 руководил восстановлением этого т-ра, разрушенного во
 время войны (открыт в 1965).
  Постановкой пьесы "Иридион Красиньского, к-рой открылся "Т-р Польски"
 в Варшаве (1913), Ш. выдвинулся в число крупнейших польских режиссёров.
 В спектаклях, осуществлённых на этой сцене,- "Пигмалион" (1914),
 "Гамлет" (1922 и 1947), "Небожественная комедия" Красиньского (1920),
 "Ромео и Джульетта" Шекспира (1931), "Орестея" Эсхила (1947) - отчётливо
 проявились особенности творческого метода Ш.: бережное отношение к лит.
 первоисточнику, поиски точной формы сценич. воплощения, выражающей
 внутр. строй пьесы, гармонич. сочетание всех компонентов спектакля. При
 всём своеобразии режиссёрских работ Ш., для всех них характерно
 стремление режиссёра "никогда не покидать почвы действительности, логики
 и правды жизни и театра". В руководимых им коллективах и прежде всего в
 "Т-ре Польски" Ш. объединил лучших польских актёров. Автор трудов о т-ре
 и воспоминаний.
  В 1918 пост. "Дамы и гусары" Фредро в Моск. драматич. т-ре
 Суходольских.
  Соч.: Moja tulaczka wojenna, Warsz., 1960; 55 lat w teatrze, Warsz.,
 1961; Labirynt teatru, Warsz., 1964.
  Лит.: Lorentowicz Jan, Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz.,
 1938; Teatr Polski. 1913-Г948, Warsz., 1948. Б. Рос.
  ШИФРЙН, Ниссон Абрамович [16(28).VI.1892 - 3.IV.1961] - рус. сов.
 театр. художник. Нар. художник РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
 1944. Окончил киевский Коммерческий ин-т (1916,. экономич. отделение).
 Одновременно учился в Киеве в художественной студии А.А. Мурашко
 (1912-15), затем в студии А. А. Экстер (1918- 1919). В 1919 начал
 работать художником-постановщиком. Оформил спектакли "Зелёный остров"
 Лекока (Т-р муз. комедии, Киев), "200 ООО" Шолом-Алейхема и "Бог мести"
 Ш. Аша (1920, Евр. т-р, там же), "Мнимый больной" и "Жорж Данден"
 Мольера (1921, Рус. драм. т-р, там же), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера
 (1928, т-р "Березиль", Харьков) и др. С 1922 работал преим. в Москве: в
 Гос. т-ре для детей ("Гайавата" по Лонгфелло, 1923), Т-ре имени МГСПС
 ("Саранча" Ланского, 1926, "Штиль" Билль-Белоцерков-ского, 1927),
 Педагогич. т-ре для детей ("Приключения синьора Кихады" по Сервантесу,
 1926,"Чёрный Яр" Афиногенова, 1928), Т-ре рабочих ребят ("Токмаков
 переулок" Смирновой, 1931, "Улица радости" Н. Зархи, 1932) и других.
 Художник изобретательно использовал многообразные виды композиции
 сценического пространства, смену фрагментов оформления, вращение круга
 сцены, фактуру материалов и пр. Для декораций этого периода характерно
 обнажение сценич. конструкции, подчёркнутая условность приёмов. В лучших
 декорациях конца 20-нач. 30-х гг. Ш. достиг реалистич. сценич.
 образности. Творч. встреча с режиссурой МХАТ (оформление спектаклей
 "Хлеб" Киршона, 1931, "Страх" Афиногенова, 1931, позднее "Разлом",
 1950,- в МХАТе, "Сорочинской ярмарки" Мусоргского в Муз. т-ре им.
 Немировича-Данченко, 1932) способствовала преодолению конструктивистской
 сухости в иск-ве художника.
  В 1935-61 Ш. был гл. художником Центр, т-ра Сов. Армии (ЦТСА).
 Большое влияние на его творчество оказала совм. работа с реж. А. Д.
 Поповым. В декорациях к спектаклям, пост. Поповым, раскрылись осн.
 качества дарования Ш.: тесная связь изобразительного решения спектакля с
 замыслом режиссуры, острота жизненных наблюдений, склонность к
 художеств. обобщению, органич. включение живописи в сценич. действие,
 особый ритм и динамика объёмно-пространственной композиции.
  Лучшие работы Ш. в ЦТСА: "Гибель эскадры" Корнейчука (1934),
 "Сталинградцы" Чепурина (1944), "Полководец" Тренёва (1945), "Сказка о
 правде" Алигер (1946), "Флаг адмирала" Штейна (1950;
  Гос. пр. СССР, 1951), "Москва, Кремль" Афиногенова (1956), "Укрощение
 строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь" (1941) Шекспира. Ш. оформил
 также спектакли: "Как вам это понравится?" Шекспира (1940) и "Счастье"
 Павленко (1948, совм. с М. Г. Генке) в моек. Т-ре им. Ермоловой, "Дни и
 ночи" Симонова в МХАТе (1947), балет "Мирандолина" Василенко в Большом
 т-ре (Л 949), "Московский характер" Софронова в Малом т-ре (1948; Гос.
 пр. СССР, 1949).
  В нек-рых декорациях Ш. 40-х гг. проявились чуждые его творчеству
 черты иллюстративной описатель-ности, громоздкой помпезности. Эти черты
 успешно были преодолены художником в работах конца 50-х гг. Свободой и
 лёгкостью форм, смелым использованием принципов сценич. условности
 отмечены декорации Ш. к спектаклям:
 "Барабанщица"Салынского(1958)и"Женитьба" (1959, оба в ЦТСА), "Чайка"
 (1960, МХАТ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1957, Т-р им!
 Моссовета), "Золотой телёнок" по Ильфу и Петрову (1958, Моск. т-р
 Сатиры) и др. Итогом многолетнего опыта Ш., значит, событием сов.
 декорац. иск-ва было оформление спектакля "Поднятая целина" по Шолохову
 (1957, ЦТСА). В этой работе художника, метафорически раскрывающей тему
 спектакля, динамика пространственной композиции, эмоциональная
 насыщенность цвета и света слились в единый синтетич. образ (илл. см. в
 т. 2, вкл. к стр. 357).
  Ш. вёл преподавательскую работу (Центр, студия иск-в, Киев, 1920-22,
 ВХУТЕИН, 1929-30 ГИТИС 1934-36).
  Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, М., 1966.
  Лит.: Попов А., Художественная целостность спектакля, М., 1959; его
 же, Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Пожарская М. Н.,
 Вступительная статья к каталогу "Выставка произведений народного
 художника РСФСР, Лауреата Гос. премий Ниссона Абрамовича Шифрина", М.,
 1962, с. 5-14; её же, Мудрый художник, "Театр", 1962, ј 5, с. 125-31. 6П
  ШИХМАТОВ, Леонид Моисеевич [р. 27.VI (9.VII). 1887] - рус. сов.
 актёр. Засл. арт. РСФСР (1946). В 1918-20 учился в Моск. драм. студии
 под рук. Вахтангова, в 1920 был принят в труппу студии (ныне Т-р им.
 Вахтангова). С 1926 ведёт педагогич. работу в Театр. уч-ще им.
 Вахтангова (доцент с 1946).
  Роли: Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци), Дон Пабло ("Комедии"
 Мериме), Ржевский ("На крови" Мстиславского) Дидье ("Марион Делорм"
 Гюго), Фердинанд ("Коварство и любовь"). Лаэрт ("Гамлет"), Завьялов
 ("Дорога цветов" Катаева), Шебалин ("Трус" Крона), Бенигсен
 ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Стентон ("Опасный поворот" Пристли),
 Де Гиш ("Сирано де Бержерак" Ростана) Гоуард ("Глубокие корни" Гоу и
 д'Юссо), Браун ("Миссурийский вальс" Погодина), Броги ("Необыкновенное
 дежурство" Лю-товского), Альфре ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, пр. на
 фестивале "Московская весна", 1956), Кисель ("Прав да и кривда"
 Стельмаха) и др.
  Соч.: Сценические этюды, вып. 1-2, М., 1964-66.
  ШИШЙГИН, Фирс Ефимович [р.17(30).VIII.1908]- рус. сов. режиссёр. Нар.
 арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Учился в Ленингр.
 техникуме сценич. иск-ва (1929-33). Творч. деятельность начал в
 Ленинграде, был режиссёром Т-ра классич миниатюр (1928) и ТРАМа
 (1929-33). В 1933-45-художеств. руководитель т-ров Дальнего Востока
 (Уссурийского, Спасского, Владивостокского и др.). В 1945- 1947 - гл.
 реж. Ставропольского т-ра, в 1947-50 - режиссёр Моск. театра драмы и
 комедии, в 1950-56 - гл. реж. Волгоградского т-ра, в 1956-'-60 -
 Воронежского театра им. А. Кольцова. С 1960 - директор и гл. реж.
 Ярославского т-ра им. Волкова. Для творчества Ш. характерно тяготение к
 героико-романтич., масштабным постановкам, большое внимание в его
 спектаклях уделяется массовым народным сценам.
  Лучшие пост.: "Разгром" по Фадееву (1933), "Порт-Артур" Степанова и
 Попова (1952), "Великий государь" Соловьёва (1953), "Виринея"
 СейфуллИх.ой и Правдухина (1957), "Третья патетическая" Погодина.
  Ш. стремится включать в репертуар руководимых им т-ров новые пьесы,
 много работает с драматургами. Он был одним из первых постановщиков
 пьес: "Воробьёвы горы" Симукова (1940), "Совесть" Чепурина (1950; Гос.
 пр. СССР, 1951), "Большой шаг" Шейнина (1953), "Кредит у Нибелунгов"
 Куна, "Хозяева жизни" Чепурина (обе в 1961), "Фёдор Волков" Севера
 (1963), "Панфиловцы" Назарова (1965). В 1958 пост. спектакль "Алексей
 Кольцов" Кораблпновой, посв. жизни выдающегося рус. поэта. Ставит также
 классич. драматургию - "Лжец" Гольдони (1941), "Дуэнья" Шеридана (1945),
 "Горячее сердце"; "Старик" Горького (оба в 1947), "На дне" (1952),
 "Чайка" (1960); "Дети солнца" (1962).
  Лит.: Корм у шина Г., Беспокойный художник, "Театр. жизнь", 1958,
 .ј10 .Зубков Ю., Вот они, вечно живые!. Там же, 1965, ј 14. М.Лифш.
  ШИШКОВ, Матвей Андреевич (1832-5. VI. 1897) - рус. театр. художник.
 Академик петерб. Академии художеств (1869). Профессор декорационной
 живописи (1884). Учился в Моск. Строгановском уч-ще и одновременно у
 декоратора моек. имп. т-ров X. Шеньяна. С 1849 - ном. декоратора моек.
 имп. т-ров. В 1852 переехал в Петербург, где работал под рук. А. А.
 Роллера. С 1857 - декоратор петерб. имп. т-ров. Ш. был ведущим
 представителем историко-бытового направления в рус. театрально-декорац.
 иск-ве, мастером архитектурно-перспективной живописи. Изучая памятники
 древнерус. архитектуры и труды историков, Ш. сообщал декорациям к пост.
 рус. пьес и опер историч. бытовую достоверность, нац. колорит. Среди его
 лучших работ - декорации к спектаклям: "Смерть Иоанна Грозного" А. К.
 Толстого (1867, Александрийский т-р, совм. с В. Г. Шварцем и Г. Г.
 Гагариным), "Борис Годунов" Пушкина (1870, Александрин-ский т-р, на
 сцене Мариинского т-ра, совм. с М. И. Бочаровым) и одноим. опера
 Мусоргского (1874, Ма-риинский т-р, совм. с Бочаровым), "Купец
 Калашников" Рубинштейна (1880-89, Мариинский т-р). В 70-е гг. под
 влиянием живописи передвижников Ш. стремился создавать декорации,
 правдиво изображающие крестьянский быт,- "Кузнец Вакула" Чайковского
 (1877, Мариинский т-р, совм. с Бочаровым) и др.
  Ш. был крупным педагогом, руководил работой молодых декораторов. В
 1878 организовал класс театр.-декорац. живописи при Академии художеств..
 просуществовавший до 1892. Здесь учились мн. русские
 художники-декораторы (К. М. Иванов и др.).
  Лит.: Стасов В. В., По поводу "Иоанна Грозного" на русской сцене,
 Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; его ж е Постановка "Бориса Годунова"
 Пушкина, там же; его же, По поводу новой постановки "Руслан и Людмила",
 там же;' Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство
 второй половины XIX века, М., 1956.
  ШИШОВ, Иван Петрович [26.1Х(8.Х).1888-6.11. 1947] - рус. сов.
 композитор, педагог, музыковед. В 1914 окончил муз.-драм. уч-ще Моск.
 филармонич. об-ва (класс композиции А. Н. Корещенко и А. Д.
 Кастальского). Дирижировал хоровыми и оперными коллективами, преподавал
 в Нар. консерватории (Москва). Автор опер: "Тупейный художник" по о. п.
 Н. С. Лескова (1929, Большой т-р, Москва), "Меткий стрелок" (соч. 1933),
 "Пётр I" (соч. 1940); балета "В гостях у казаков" (соч. 1942), музыки к
 спектаклям драм. т-ров и соч. др. жанров. В 1925-31 вёл педагогич.
 работу в Моск. консерватории (доцент), С 1930 - редактор Музгиза. А. Ив.
  ШИЯН, Анатолий Иванович [р. 23.111(5.IV). 1906] - укр. сов. писатель,
 драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в
 1929. Автор пьес-сказок для детей: "Котигорошко", "Летающий корабль",
 "Ивасик-Телесик". В 1960 написал историч. драму "Где шумел ковыль". Ш.
 принадлежат также-пьесы "Дружба" (1932), "Лошади" (1933), пьеса
 "Зарницы" (1956) о борьбе украинских партизан с фашизмом и драма
 "Вечерняя песня" (1961) из совр. колхозной жизни, "Тихая обитель" (1966)
 из жизни женского монастыря в дни революции. Пишет одноактные пьесы и
 радиопьесы. Выступает как театр. критик. Л. Б,
  ШКАРОВСКИЙ, Ниссон Адольфович (13.VI.1904 -' 29. V.I 964) - рус. сов.
 дирижёр, педагог. Нар. арт РСФСР (1957). Засл. арт. Казах. ССР (1938).
 Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1918 окончил Одесскую консерваторию.
 JC этого времени - солист оркестра и дирижёр опертых т-ров в Одессе,
 Нижнем Новгороде, Тифлисец/Саратове, Самаре. В 1934-49 - гл. дирижёр и
 .Художеств, руководитель оперных т-ров в Самаре (Куйбышев), Алма-Ате,
 Свердловске. С 1949- гл. дириэкр Саратовского т-ра оперы и балета. Гос.
 пр. CCCP"T(l950, "От всего сердца" Жуковского в Саратовском оперном
 т-ре). С 1949 вёл педагогич. работу в Саратовской консерватории.
  Дирижировал операми: "Снегурочка", "Тихий Дон" (обе в 1935),
 "Бахчисарайский фонтан" (1936) - в Куйбышевском т-ре оперы и балета;
 "Айман и Шолпан" Бруси-ловского (1938, Т-р оперы и балета им. Абая,
 Алма-Ата);
  "Дубровский" Направника (1945), "Княжна Мери" Дехте-рёва (1946) - оба
 в Свердловском т-ре оперы и балета;
  "В грозный год" ("Вадим", 1952), "Таня" (1956) Крейтнера, "Богдан
 Хмельницкий" Данькевича (1954), "Золотой петушок" (1956); "Три толстяка"
 Рубина (1957), "Олеся" Листова (1959) и др.- в Саратовском т-ре оперы и
 балета. 4. Цв.
  ШКАФЕР, Василий Петрович (1867 - после 1937)- рус. сов. режиссёр и
 артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1925). Учился пению у Д. М.
 Леоновой, в Московском филармоническом училище, затем в муз.-драм. уч-ще
 при Об-ве иск-ва и лит-ры в Москве (класс Ф. П. Комиссаржевского).
 Совершенствовался в Италии (Милан) и в Москве у Франкетти. В 1892
 дебютировал в партии Ленского в оперной труппе Киевского гор. т-ра. В
 1893-94 - солист Товарищества оперных артистов Панаевского т-ра
 (Петербург). В 1896-1902 - реж. и актёр Моск. частной рус. оперы, где
 исполнил партию Моцарта вместе с Ф. И. Шаляпиным в опере "Моцарт и
 Сальери" Римского-Корсаков", С 1902 занимался режиссурой оперных
 спектаклей. В 1904-06 - реж., в 1910-17 - гл. реж. и солист, в 1917-23 -
 председатель Совета Большого т-ра; в 1906-10 - реж. Мариинского т-ра, в
 1923-35 - зав. оперной труппой и реж. ГАТОБа (ныне Т-р оперы и балета
 им. Кирова, Ленинград). Вёл педагогич. работу в Моск. консерватории.
  Партии: Василий Шуйский ("Борис Годунов"), князь Голицын
 ("Хованщина"), Бомелий ("Царская невеста"), Гагин ("Ася"
 Ипполитова-Иванова) и др.
  Пост.: "Царская невеста" (1899, впервые на рус. сцене), "Сказка о
 царе Салтане" (1900) - в Моск. частной рус. опере; "Золотой петушок"
 (1909); "Самсон и Далила" Сен-Санса (1917) - в Большом т-ре; "Сказание о
 невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1907,
 впервые на рус. сцене), "Тристан и Изольда" Вагнера (1908, совм. с В. Э.
 Мейерхольдом), "Боярыня Вера Шелога" и "Псковитянка" Римского-Корсакова
 (1933) - в Мариин-ском т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова) и др.
  Соч.: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1898-1930, Л.,
 1936. Л. Ив.
  ШКВАЛОВ (наст. фам,- С а м г и н), Иван Павлович [р. 1(13).1.1899] -
 рус. сов. актёр и режиссёр. Нар. арт. Узб. ССР (1946) и Тадж. ССР
 (1951). Сценич. деятельность начал в 1918, первоначально в рабочем
 т-ре-студии при железнодорожных мастерских ст. Муром. Затем работал в
 т-рах Горького, Саранска, Пензы, Иванова, Свердловска, Челябинска,
 Тобольска и др. С 1933 - актёр и режиссёр Самаркандского рус. т-ра. С
 1946 работает в т-ре Сов. Армии Туркестанского военного округа.
  Роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Кошкин ("Любовь Яровая"), Гранатов
 ("Человек с портфелем" Файко), Васильков, Телятев ("Бешеные деньги"
 Островского), Арбенин ("Маскарад"), Сергей Луконин ("Парень из нашего
 города"), Сафонов ("Русские люди"); Паратов; Иван Рыбаков (о. п.
 Гусева), Кузьмин ("Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина), Ромодан
 ("Крылья" Корнейчука), Забелин ("Кремлёвские куранты"); комиссар Горячев
 ("Крепость над Бугем" Смирнова).
  Пост.: "Бешеные деньги"; "Слава" Гусева (оба в 1936), "Коварство и
 любовь"; "Батальон идёт на запад" Мдивани (оба в 1941), "Чужой ребёнок"
 Шкваркина (1936), "Платон Кречет" (1937); "Проделки Майсары", "Бай и
 батрак" Хам-зы (оба в 1940), "Честь" Мдивани (1949) и др. Гл. режиссёр
 народного радиотеатра (Ташкент). В. Д.
  ШКВАРКИН, Василий Васильевич [р. 17(29).V. 1894] - рус. сов.
 драматург. Первая пьеса - историч. драма "Предательство Дегаева" (1925,
 Т-р им. МГСПС).
  В дальнейшем Ш. пишет гл. обр. комедии, в к-рых лирика сочетается с
 острой сатирой. Комедии Ш. обличают мещанство, бюрократизм.
 Положительные герои его пьес борются против бурж. пережитков в сознании

<< Пред.           стр. 875 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу