<< Пред. стр. 877 (из 913) След. >>
Берлине. Основан как летний театр в 1838 в пригороде города, в районеШтеглиц в дворцовом парке (отсюда название). Открыт на линии
Берлин-Потсдам для увеселения пассажиров на время остановки поезда.
Здесь ставились комедии и мещанские драмы, одноактные пьесы, водевили. В
1855 т-р закрылся. В 1921 после перестройки соседнего со Штеглицким
дворцом помещения т-р был вновь открыт пост. трагедии Шекспира "Тимон
Афинский". В 1921-24 т-р работал под назв. Малый т-р (Kleines Haus).
Возглавляли театр режиссёр П. Хенкель и Г. Лебеде, а затем Роберти. С
1924 до конца 2-й мировой войны помещение использовалось как кинотеатр.
В 1945 т-р открылся вновь под художеств. руководством режиссёра Б.
Барлога, при участии актёров театра и кино - В. Пледат, X. Кнеф, Э.
Бигель и др. Была пост. комедия совр. нем. драматурга К. Герца
"Фокус-покус". В сезон 1945/46 здесь преимущественно ставились пьесы
англ., франц. и амер. драматургов: "Золотой дождь" Пристли, "Игра любви
и смерти" Роллана, "К золотому якорю" Паньо-ля. В этом же сезоне была
пост. пьеса Катаева "Квадратура круга". Затем т-р осуществил ряд пост.
клас-сич. драматургии: "Двенадцатая ночь" (1945), "Укрощение строптивой"
(1946); "Минна фон Барнхельм" Лессинга (1941) и совр. нем. драматургов -
"Крысы" Гауптмана (1946), "Меловой круг" Клабунда (1944), "Чёртов
генерал" Цукмайера (1947). В 50-е годы Ш.-т. превратился в один из
ведущих т-ров Зап. Берлина. Большое место в его репертуаре заняла
классич. драматургия: "Тассо" Гёте (1949), "Буря" Шекспира (1950), хотя
одновременно продолжались пост. совр. франц., англ. и амер. авторов
(ОНила, Ионеско, Элиота). Отдельные спектакли на сцене т-ра осуществляли
крупные режиссёры, приглашённые из др. т-ров, - В. Фельзенштейн, Б.
Фиртель и др. В 1951 Ш.-т. объединён с "Шиллер-театром" под рук. Б.
Барлога. Возник общий актёрский ансамбль. Наряду с "Шиллер-театром
"Ш.-т." был включён в систему т. н. "Городских театров" и стал получать
дотации от гор. управления. На показе драматич. т-ров ФРГ, Зап. Берлина,
Швейцарии и Австрии "Ш.-т." получил первую премию за пост. пьесы амер.
драматурга Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вульф".
Лит.: Schlosspark-Theater, hrsg. von Fr. Luft., В., 1955. И. Н.
ШЛУГЛЕЙТ, Мориц Миронович [26. XI (8. XII). 1883 -23.IX.1939] - сов.
театр. деятель. В 1907 окончил Киевский ун-т (юридич. ф-т). Учился в
Киевской драм. школе. До 1917 служил актёром в т-рах Одессы,
Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова (сценич. псевдоним - Миронов).
В 1917-25 был директором б. Т-ра Корша; в 1925-29 - Объединения драм.
т-ров Восточной Сибири (Красноярск, Иркутск) и Дальнего Востока
(Хабаровск-Владивосток) и др.; в 1930-32 - Свердловского т-ра. В 1932-34
- зам. директора Т-ра им. Вс. Мейерхольда, с 1934-36 - директор Т-ра
ВЦСПС. Выступал со статьями в театр. периодич. печати. А. Шн.
ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА, Татьяна Васильевна [1773-25. I (6. П). 1863] -
J)yc. актриса. Род. в семье крепостного оружейника.С 7 лет воспитывалась
в доме графа Н. П. Шереметева. С детства выступала на сцене домашнего
театра. Проявляла большие способности к музыке, пению и особенно к
танцам (уже в 1785 выделялась как танцовщица). Хорошо знала поэзию,
русскую литературу, франц. и итал. языки. Декламации, танцам и музыке
обучалась у известного балетмейстера Ле Пика. Создала одухотворенные
образы в балетах "Инесса де Кастро" Чианфа-неллу (дочь короля), "Медея и
Язон" Соломони (Креу-за) и др. Играла роли в комедиях ("Обольщённый"
Екатерины II). Исполняла также оперные партии (юная самнитянка -
"Самнитские браки" Гретри, Кларис-са - "Смешной поединок" Паизиелло).
Получив вольную (1803), Ш.-Г. продолжала жить в доме графа до конца
жизни, воспитывая его сына и внука.
Лит.: E л и з а р-о в а Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944, с.
306-11. С. К.
ШМАКОВ, Фёдор Иванович [р. 16.11 (1. III). 1917] - рус. сов. актёр.
Нар. арт. БССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1939 окончил
Ленингр. театр. ин-т и с этого же года до 1941 - актёр Рус. т-ра БССР в
Могилёве. Играл здесь роли:
Вася ("Таланты и поклонники"), Виктор ("Сказка" Светлова), Степиков
("Интервенция" Славина). С 1941 работает во 2-м Белорус. гос. драм. т-ре
(ныне Т-р им. Я. Коласа). Образы, созданные Ш., исполнены обаяния и
душевной теплоты, актёру присущи простота, искренность чувств. Ш.
исполнял роль В. И. Ленина в спектаклях "Семья" Попова (1949) и "Вечный
источник" Д. Зорина (1957).
Роли: Овод (по о. п. Войнич), Перегуд ("Испытание огнём" Крапивы),
Клайд Грифитс ("Американская трагедия" по Драйзеру), Андрей Лобанов
("Андрей Лобанов" по роману "Искатели" Гранина), Петя ("Чудесный сплав"
Киршо-на), Сергей ("Иркутская история" Арбузова), Гаворка ("Изгнание
блудницы" Шамякина), Алексей Жмакин ("Один год" по Герману), Аксен Кам
("Гроза будет" Звонака по роману Я. Коласа "На роостанях"), Василь
("Потерянный сын" Данилова), Нестерка (о. п. Вольского), Безбородко
("Правда и кривда" Стельмаха).
Лит.: Майстры беларускай сцэны, Мшск, 1960, с. 263- 267; Н я ф ё д
Ул., Беларуск! тэатр. Нарыс псторьп, Мшск, 1959. АН. С.
ШМЕЛЬЦЛЬ (Schmeltzl), Вольфганг (1500-9.1. 1557) - австр. драматург,
педагог, музыкант. В 1540 основал в Вене школьный т-р. Драмы Ш. связаны
с нар. творчеством; в библейские сюжеты он включал бытовые, комедийные
сцены. Ш. писал на немецком яз., что делало его произведения доступными
широким зрителям. Основной пафос драматургии Ш.- нравственное
воспитание. Наиболее известные драмы Ш.: "Блудный сын" (1540), "Юдифь и
Олоферн" (1542), "Брак в Кане" (1543), "Давид и Голиаф" (1545). Широкую
известность получило "Похвальное слово Вене" (1548). Л. Лоб.
ШМИДТ, Лидия Семёновна [p.22.XI(5.XII).1908j- рус. сов. актриса. Нар.
арт. Тат. АССР (1954). В 1927 окончила театр. уч-ще при Т-ре им.
Шевченко и вступила в труппу т-ра "Шахтёрка Донбасса", работавшего в
городах Украины. Затем играла в т-рах Томска, Новокузнецка, Новосибирска
("Красный факел") и Воронежа. С 1946 - актриса Казанского рус. т-ра им.
Качалова. Творчеству Ш. близки как мягкие, лирич., так и яркие сатирич.
краски, она сочетает комедийность и драматизм.
Роли: Софья ("Зыковы"), Таня (о. п. Арбузова), Анна Каренина; Юлия
Тугина ("Последняя жертва"), Евгения ("На бойком месте"), Лушка
("Левониха на орбите" Макаёнка), Диана ("Не называя фамилий" Минко),
Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова), Раневская ("Вишнёвый
сад"), Кручинина ("Без вины виноватые"),
Преподаёт сценическую речь в Казанском театральном уч-ще. И. И.
ШМИТ, Луи (наст. имя - Теодор; р. 3.11.1907)- латыш. сов. актёр, Нар.
арт. Латв. ССР (1956). В 20-е гг. учился на латышских драм. курсах и в
студии Рабочего т-ра в Риге. В 1927-34 работал в Рабочем т-ре, потом в
Национальном. В 1940-63 - актёр Художеств, т-ра Латв. ССР.
На сов. сцене ярко раскрылся талант Ш. как характерного артиста.
Остротой и обобщённостью характеристик отличалось исполнение роли
предателя Кангара ("Огонь и ночь" Райниса). Сатирич. заострения Ш.
достигает в ролях Мальволпо ("Двенадцатая ночь"), Плюшкина ("Мёртвые
души" по Гоголю), Полония ("Гамлет"). Глубоким драматизмом пронизаны
образы Шмаги; Видекрана ("Цветущая пустыня" У пита), Каренина ("Анна
Каренина"). Среди лучших ролей - Верейский ("Закон чести" Штейна). - В.
X.
ШМИТГОФ (Ш м и д г о ф, Ш м и д т г о ф) - семья русских актёров. 1)
Карл (гг. рожд. и смерти неизв.). По национальности - немец. Родился в
Германии. Обладая хорошим голосом, выступал в опере (Берлин). В 1834 с
нем. труппой приехал в Россию. В 30-40-х гг. возглавлял труппы (преим.
оперные), игравшие на польском и рус. языках в Вильно, Гродно,
Брест-Литовске и др. городах Зап. края, а также в Харькове и Киеве. В
50-х гг. служил в провинц. рус. труппах (Н. Новгород, Калуга, Тула,
Пенза и др.); исполнял оперные партии, иногда управлял оркестром. В 1855
был антрепренёром т-ра во Владимире.
Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1843, кн. 10, с. 13;
Г а ц и с с к и и А. С., Нижегородский театр. Н.-Новгород, 1867, с.
44.
2)Эвелина Карловна [1828-17(29).VIII. 1860] - дочь Карла UI.
Гражданская жена актёра Н. К. Милославского. Сценич. деятельность начала
в 1843 в Брест-Литовске в труппе отца. Выступала в комедиях, водевилях,
операх. Затем работала в Харькове, Киеве, Н. Новгороде, Туле, Казани,
Воронеже и др. провинц. городах. В 1852 поступила на моек. оперную
сцену, но в 1855 (после пожара Большого т-ра) вновь вернулась в
провинцию. Играла преим. в водевилях и комедиях: Серафима Лафайль (о. п.
Бруннера), Сусанна ("Сиротка Сусанна", переводной водевиль П.
Григорьева), Кетли (одноим. водевиль Дювера, пер. Д. Ленского), Катерина
("Любовное зелье", опера-водевиль, пер. с франц. Д. Ленского) и др.
Большим успехом пользовалась также в роли Луизы ("Коварство и любовь").
Образы, созданные Ш., были отмечены женственностью, грацией. Особенно ей
удавались роли "невинных страдалиц", покорно переносящих свои несчастья.
Лит.: Г а ц и с с к и и А. С., Нижегородский театр. Н.-Новгород,
1867, с. 36-37; "Пантеон", 1852,т. 3, кн. 5; "Музыкальный и театральный
вестник", 1856, ј 15, 1859, Jo 40.
3) Л ю ч и я (Л ю ц и я) Карловна (род. в сер. 1830-х гг.-г. смерти
неизв.)-дочь Карла Ш. Училась в Моск. театр. школе на балетном
отделении. С 1850 работала на провинц. сцене как танцовщица. В сер. 50-х
гг. стала выступать как драм. артистка. Играла в Казани, Н. Новгороде,
Владимире, Воронеже и др. городах. Исполняла роли в водевилях, комедиях,
драмах: Варенька ("Новички в любви" Коровкина), Дуня ("Ночное"
Стаховича), Матильда ("Аннушка, или Крепостное право" В. Иванова) и др.
Большим успехом пользовалось исполнение Ш. ролей женщин из народа; игра
её отличалась точностью бытового рисунка, верной передачей народной
речи. Лит.: "Библиотека для чтения", 1853, апрель, с. 123;
Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929, с. 190-91;
Стахович А., Клочки воспоминаний, М., 1904.
4) Максимилиан Карлович (г. рожд. неизв.- ум. 1879) - сын Карла Ш.
Сценич. деятельность начал в 1850 в Калуге. Играл в Киеве,
Екатеринбурге, Казани, Саратове, Орле и др. городах. Выступал преим. в
амплуа простаков и комиков. Игра Ш. отличалась живостью,
естественностью. Свои лучшие роли создал в водевилях: "Мотя"
Тар-новского и Руднева, "Ревнивый муж" (пер. Сабурова), "Гамлет
Сидорович и Офелия Кузьминична" Д. Ленского и др. Одновременно Ш. был
музыкантом - играл на скрипке в оркестре, дирижировал оркестром, сочинял
муз. номера к спектаклям.
Лит.: "Пантеон", 1853, т. 8, кн. 3 и т. 9, кн. 6; Медведев П. М.,
Воспоминания, Л-, 1929, с. 190; Самсонов Л. С., Пережитое, СПБ, 1880, с.
116.
5) Екатерина Борисовна- жена Максимилиана Карловича Ш., внучка
крепостной актрисы Н. И. Пиуновой. См. Лиунова-Шмитгоф.
6) Анатолий Максимилианович [ок. 1860 - 28.X (10. XI). 1907-] - сын
Максимилиана Карловича Ш. и Е. Б. Пиуновой-Шмитгоф. Сценич. деятельность
начал в 1879 в Саратове в труппе В. И. Касторского. До конца жизни
работал в провинции, преим. как актёр-гастролёр (кроме 1886-93, когда
входил в труппу моек. Т-ра Корша). В летние сезоны организовывал
собственные антрепризы (Киев, Вятка, Псков). Первоначально Ш. играл роли
простаков с пением, впоследствии характерных комиков. Был широко
известен как рассказчик и чтец. Систематически выступал в пьесках
собств. сочинения под общим названием "Сцены и мелочи. Соч. А.
Шмитгофа". Особым успехом пользовались остроумные монологи и куплеты,
написанные Ш. для этих пьесок и исполненные им (со своей музыкой).
Лит.: "Театр и искусство", 1904, ј 34, 1907, ј 44;. "Исторический
вестник", 1907, декабрь; Старые комики. [Воспоминания Рубенса Чинарова],
"Театральная газета", 1918, ј 10.
7) Николай Максимилианович (р. ок. сер. 1870-х гг. - г. смерти
неизв.)-сын Максимилиана Карловича Ш. и Е. Б. Пиуновой-Шмитгоф. На сцене
с 1898. В 1904-13 и 1915-17-актёр Т-ра Лит.-художеств. об-ва в
Петербурге, в 1921-22 - в Петрогр. драм. т-ре (б. т-р Нар. дома).
Остальные годы работал в провинции (Новочеркасск, Ростов-на-Дону,
Ярославль, Н. Новгород и др.). Критика отмечала "симпатичное дарование"
Ш., в котором есть "ясность", "теплота" и "хороший вкус" (см. П. Ярцев.
Малый театр. в журн.: "Театр и искусство", 1904, ј 10, с. 209).
Последние сведения о нём относятся к 1943 (исполнил в Ярославском т-ре
роль Эверта в пьесе "Генерал Брусилов" Сельвинского).
Роли: Карандышев ("Бесприданница"), Дорн ("Чайка"), Дорси ("Гувернёр"
Дьяченко), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду и Моро), Имшин ("Самоуправцы"
Писемского) и ДР- А. К л.
ШМИТТ (Schmitt), Флоран (28.IX.1870 -17.VIII. 1958) - франц.
композитор. Учился в Парижской консерватории у. Ж. Массне и Г. Форе.
Ш.мастер красочного оркестрового письма (автор большого количества
крупных сймф. произв.). В его музыке проявились влияния нем. романтизма.
Автор балетов - "Трагедия Саломеи" (1907, т-р Искусств, Париж),
"Маленький Эльф Закрой-Глазки" (1924, т-р "Опера комик", Париж), "Ориана
несравненная" (1938, т-р "Гранд-Опера", Париж). Выступал как муз. критик
в газ. "Тан". Член к-та Независимого муз. об-ва (1900); президент Нац.
об-ва музыки; член Ин-та Франции (1936). В 1922-24 - директор
консерватории в Лионе.
Лит.: Ferroud Р. О., Autour de Florent Schmitt, P., 1927; H u cher
Y., F. Schmitt. L'homme et l'artiste. Son epoque et son ?uvre, P., 1953.
Д j\/r
ШМЙТХЕН, Мирдза (р. 10. II. 1887) - латыш. сов. актриса. Нар. арт.
Латв. ССР (1950). В 1906 вступила в труппу латышского т-ра "Аполло".
Дарование Ш. раскрылось в Новом Рижском т-ре (1908-15), где актриса
играла ведущие роли: Раутен-делейн ("Потонувший колокол" Гауптмана,
1909), Ирина ("Три сестры", 1910). Играла в первых пост. пьес Райниса:
Лаймдота ("Огонь и ночь", 1911), Виз-булите ("Индулис и Ария", 1912),
создала волнующий образ Барбы ("Вей, ветерок!", 1914). Во время 1-й
мировой войны играла в разных т-рах, с 1919 - актриса Рабочего т-ра Сов.
Латвии (ныне Академич. т-р драмы Латв. ССР). Играла гл. женские роли в
премьерах пьес Райниса: Дина ("Иосиф и его братья", 1920), Магоне
("Воронёнок", 1921).
На сцене сов. т-ра играла роли любящих матерей и характерные роли:
Эде ("Слово женщинам" Залите, 1949), Богаевская ("Варвары", 1951), фрау
Мильх ("Под золотым орлом" Галана, 1952), Улита ("Лес", 1953), Индраниха
("Индраны" Блаумана, 1054). Для творчества Ш. характерна психологич.
глубина, лиричность, высокая культура речи.
Лит.: Dzene L., Labais muzs, Riga, 1964. B. X. ШМОК (Smok), Павел (р.
22. X. 1927) - чехосло вацкий артист балета и балетмейстер. Учился на
драматич. и балетном ф-тах в Пражской консерватории. С 1952 работал
танцовщиком в оперном т-ре Чехословацкой армии. В 1955-58 солист балета
в Т-ре им. И. К. Тыла в Пльзене. Партии: Вацлав ("Бахчисарайский
фонтан"), Петька ("Юность" Чу-лаки), Ли-Шан фу ("Красный цветок"). В
1958-Cl руководил балетной труппой в Усти-над-Лабой (Т-р им. 3. Неедлы),
в 1961-64 - балетной труппой Гос. т-ра в Остраве. В 1964 вместе с Л.
Огоуном организовал экспериментальный балетный т-р - "Новый балет
Праги", к-рый гастролировал в 1965 в Москве. Ш. стремится к созданию
спектаклей на совр. тему и поискам новых танц. форм.
Пост.: "Новая Одиссеям Брунса (1960, Усти-над-Лабой), "Голубая
рапсодиям Гершвина (1962, Брно), "Писассиада" Купки (1963, Остравское
телевидение), "Фрески Мартину (1964, "Новый балет Праги"), "Джазовая
сюита" Краут-гартнера (1964, там же).
Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, Praha, 1962. "Tanecni
listy", 1965, ј 1,6. Я. Ulep,
ШМОРГОНЕР, Александр Давидович [р. 28.III (10. IV). 1908]- рус. сов.
дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942.
В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (класс фп. О. К. Калантаровой;
дирижированием занимался у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В
1938-48-дирижёр, в 1953-55 - гл. дирижёр Свердловского т-ра оперы и
балета; в 1933-35 - дирижёр, в 1955-63- гл. дирижёр Пермского т-ра оперы
и балета; работал дирижёром в Ташкенте и Алма-Ате; в 1948-49-худ. рук.
Куйбышевского т-ра сперы и балета; с 1963 - гл. дирижёр Горьковского
т-ра оперы и балета.
Дирижировал операми и балетами: "Гроза" Трамбицкого (1943) - в
Свердловском т-ре оперы и балета. "Заря" Молчанова (1956), "Овод"
Спадавеккиа (1957) - в Пермском т-ре оперы и балета. "Демон" (1939),
"Раймонда" (1940), "Риголетто" (1946); "Севастопольцы" Коваля (1947),
"Таня" Крейтнера (1954) - в Свердловском т-ре оперы и балета. "Князь
Игорь" (1948), "Мазепа" (1949) - в Куйбышевском т-ре оперы и балета.
"Маскарад" Толстого (1957), "Семён Кот-ко" Прокофьева (1960) - в
Пермском театре оперы и балета. "Отелло" Верди (1964). "Фома Гордеев"
Касьянова (1966)-в Горь-ковском т-ре оперы и балета и др.
С 1938 ведёт педагогическую деятельность в Свердловской и
Горь-ковской консерваториях. А. Ив.
ШМЫГА, Татьяна Ивановна (р. 31.XII. 1928) - рус. сов. артистка
оперетты (ли-рич. сопрано). Засл. арт. РСФСР (1960). Окончила ГИТИС. С
1953 - солистка Моск. т-ра оперетты. Иск-во Ш. отличается
артистичностью, эмоциональностью. Она наделяет своих героинь внутренней
чистотой, душевной мягкостью, искренностью.
Лучшие роли: Чани-та, Глория ("Поцелуй Ча-ниты", "Цирк зажигает огпи
Милютина), Топя ("Белая акация" Дунаевского), Таня ("Весна поёт"
Кабалевского), Любаша ("Севастопольский вальс" Листова), Виолетта
("Фиалка Монмартра" Кальмана), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса),
баронесса Лили (о. п. Хуста), Элиза ("Моя прекрасная леди" Лоу), Мария
("Вестсайдская история" Бернстайна).
'Лит.: Фалькович Е., Необычное в оперетте, "Театр. жизнь", 1961, ј
15; Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1960; Янковский М. О., Советский
театр оперетты, Л.-М., 1962. М.Лифш.
ШНЕЕР, Александр Яковлевич [р. 25.XII.1892 (6. I. 1893)] - сов.
театровед, театр. критик, театр. деятель. В 1913 окончил филологич. ф-т
Бернского ун-та (Швейцария). В 1919-23 работал театр. инструктором в
политпросветах политуправлений Туркестанского фронта. Заволжского и
Приволжского военных округов. В 1924-37 - в ЦК Рабис, Гла виску сстве,
К-те по делам иск-в; был зав. лит. частью в Большом т-ре и т-ре "Ромэн"
в Москве, в т-рах Куйбышева, Костромы, Казани, Свердловска. Печатается с
1918 (псевдонимы: С. Аронов, Корбон). Ш.- автор статей в периодич.
прессе. Один из авторов и консультантов "Театральной энциклопедии".
Соч.: "Былое", Самара, 1922; "Художественно-политические советы" и
"Спектакль сегодня", М., 1930 (совм. с Н. Корепановым); Московский
Камерный театр. М., 1933;
Культработа в профсоюзе Рабис, М., 1934; Театр юного зрителя в СССР,
М.- Л., 1940; Казахстанские спектакли, "Театр", 1949, ј 9. С. Г.
ШНЕЙДЕР (Schneider), Гортензия (30. IV. 1838 - 6.V. 1920) - франц.
артистка оперетты. Начала сце-нич. деятельность в Бордо. С 1855 -
артистка т-ра "Буфф-Паризьен" (Париж), созданного Ж. Оффен-бахом.
Исполнительская манера Ш.- классич. образец стиля франц. оперетты -
отличалась блеском, динамичностью. Создала ряд заглавных ролей в произв.
Оффенбаха: Прекрасная Елена, Герцогиня Ге-ролыптейнская, Перикола;
Булотта ("Синяя Борода") и др.
Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на
Западе и в СССР, Л.- М., 1937; Morel H., Hortense Schneider, P., 1866;
Martinet A., Offenbach, sa vie, son oeuvre. P., 1887. M. Ян.
ШНЙЦЛЕР (Schnitzler), Артур (15.V.1862-21.X. 1931) - австр.
драматург. По образованию врач. Принадлежал к австр. группе
импрессионистов (Г. Бар, П. Альтенберг, Г. Гофмансталь). Творчество Ш.
развивалось под влиянием субъективно-идеали-стич. философии. Герои его
произведений находятся во власти настроений, эмоций, действительность
воспринимается ими как хаос случайностей. Утончённый психологич. анализ