<< Пред.           стр. 897 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 (1940). Национализация т-ров упрочила их экономич. состояние,
 пополнились творч. составы т-ров, из репертуара были изгнаны пустые, не
 представляющие идейно-художеств. ценности пьесы, пост. пьесы К. А.
 Тренёва, А. Н. Арбузова, М. Горького, Б. А. Лавренёва, А. Е. Корнейчука
 и др. В Раквере создан новый проф. т-р (1940).
  В годы Великой Отечеств, войны многие деятели Э. т. работали в Эст.
 художеств. ансамблях в Ярославле (П. Пинна, А. Лаутер, П. Пыльдроос, И.
 Там-мур, А. Ребане, В. Ратасепп, Э. Ратасепп, Л. Мартин, К. Ирд, Э.
 Кайду, Ю. Ярвет, О. Тинн, К. Тоом и др.). Эст. сценич. деятели,.
 находившиеся во время войны на территории, оккупированной фашистами,
 продолжали работать в т-рах, стараясь ставить преим. классич.
 драматургию.
  В послевоен. годы эст. сценич. иск-во характеризуется развитием
 драматургии, муз. жанров, ростом художеств. мастерства, овладением
 методом социа-листич. реализма. Большое значение получила драматургия А.
 Якобсона, направленная на разоблачение классового врага и бурж.
 идеологии. Эту же цель преследуют в своих пьесах М. Рауд, И. Семпер, А.
 Хинт. В 50-е гг. на эст. сцене утверждается новая проблематика-ценность
 человека, преодоление внутр. конфликтов, поиски своего места в совр.
 обществе. Современность, её углублённое отражение стали осн. темой
 спектаклей, созданных по пьесам Ю. Смуула, Э. Раннета и А. Лийвеса.
  В утверждении метода социалистич. реализма решающее значение имело
 развитие эстонской драматургии; ставятся пьесы рус. сов. авторов (Л. М.
 Леонов, В. В. Маяковский, В. С. Розов, В. В. Вишневский). Выдающиеся
 спектакли были созданы при пост. произв. Шекспира, Ибсена, А. Китцберга,
 Э. Внльде, Л. Койдулы.
  Ряды режиссёров пополнились новыми именами - К. Ирд, Э. Найду, К.
 Адер, И. Таммур, А. Сатс, У. Вялъяотс, В. Пансо и др. Пополнение Э. т.
 дали три выпуска Эст. гос. театр. ин-та (1949, 1950, 1951), выпуск эст.
 студии ГИТИСа (1953) и выпуски хорео-графич. уч-ща (с 1953).
  В 1956 в Москве состоялась декада эст. иск-ва и лит-ры, в к-рой
 участвовал т-р "Эстония", Т-р им.
  Кингисеппа и т-р "Ванемуйне". Декада свидетельствовала о том, что
 эст. т-ры выросли в сильные художеств. коллективы, обладающие яркой
 творч. самобытностью. Значительно возрос уровень периферийных т-ров (т-р
 "Угала" и др.), создающих своеобразные спектакли и работающих над
 воспитанием молодых актёров.
  В конце 50-х и в 60-е гг. расширяется репертуар, ставятся пьесы
 зарубежных авторов (Б. Брехт, А. Миллер, X. Лакснесс, Н. Хикмет, Л.
 Фейхтвангер). Эст. драматургия распространяется за пределы республики
 (Э. Раннет, А. Якобсон, А. Лийвес, Ю. Смуул и др.).
  В Эстонской ССР работает (1967) девять т-ров: в Таллине - т-р
 "Эстония", Т-р им. Кингисеппа, рус. Драм. т-р, Т-р кукол, ТЮЗ; в Тарту -
 т-р "Ванемуйне", в Вильянди - т-р "Угала", в Пярну - Драм. т-р им.
 Койдулы (до 1953 - "Эндла"), Раквереский т-р. В Эст. ССР работают 12
 нар. т-ров и свыше 1000 самодеятельных театр. кружков.
  Среди деятелей Э. т.: нар. артисты СССР - А. Лаутер, К. Карм, Т.
 Куузик, А. Эскола, Г. Отс и А. Талъ-ви; нар. артисты Эст. ССР - X. Лаур,
 Э. Маазик, О. Геррец-Лунд, М. Тарас, А. Ребане, В. Ратасепп, Э. Лийгер,
 В. Гурьев, А. Архипенко, К. Ирд, Э. Кайду, И. Таммур, А. Сатс, Т.
 Рандвийр, В. Отсус, И. Урбель. К. Каск.
  Музыкальный театр развивался в Эстонии в недрах драм. т-ра.
 Первоначальными его жанрами были зингшпиль и оперетта. Последняя
 занимала значит, место и в дальнейшем в драм. т-рах:
  "Угала" (до 1939), Нарвском т-ре (до 1942). Пярну-ском т-ре (до
 1949). В 20-х и 30-х гг. 20 в. были осуществлены отдельные оперные пост.
 Основными очагами эст. нац. муз.-сценич. жанров стали т-ры "Ванемуйне"
 (Тарту) и "Эстония" (Таллин, с 1949- Эстонский т-р оперы и балета
 "Эстония"),
  В нем. т-рах Таллина, Тарту и Пярну оперные и др. муз. представления
 давались с начала 19 в. В этих городах гастролировали муз. труппы из
 России и Германии. Основоположником муз. Э. т. стал А. Вийра. Под его
 рук. в т-ре "Ванемуйне" силами любителей были пост.: мелодрама
 "Прециоза" Вебера (1883), оперетты - "Корневильские колокола" План-кета
 (1885), "Фатиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон" И. Штрауса (1898),
 "Синяя борода" Оффен-баха (1890), первый эст. зингшпиль "Король из
 Уду-мяэ" П. Якобсона (1894), "Иосиф" Мегюля (1899) - единств, оперная
 пост. в т-ре за 20 лет (до 1919).
  Муз. репертуар любительской труппы т-ра "Эстония" в конце 19 в.
 состоял в основном из зингшлилей нем. композиторов. В 1906 был создан
 проф. т-р "Эстония", в труппу *к-рого вошли: дирижёр О. Херманн, певцы
 М.' Пумбо, А. Струцкин, позже - А. Сяллик, О. Микк-Крулль, Л. Виркхауз,
 X. Эйнер, Б. Хансен и др. (мн. из них - воспитанники Петербургской
 консерватории); режиссёр большинства пост.- П. Пинна. В 1912 при т-ре
 был организован муз. отдел, регулярно дававший хоровые и симф. концерты
 (дирижёры А. Топман, Р. Кулль и др.), а в 1919 - Высшее муз. уч-ще (на
 базе к-рого в 1923 была создана Таллинская консерватория). Основой муз.
 репертуара т-ра "Эстония" до 1918 оставалась оперетта, оперные спектакли
 ставились эпизодически. Большая заслуга в усилении роли оперы
 принадлежала дирижёрам Р. Куллу (работал в 1912-20, 1924-41) и А. Каппу
 (1920-24), концертмейстеру С. Мамонтову (1923-32).
  Развитие муз. т-ра в бурж. период было ограничено вкусами и коммерч.
 целями об-в, содержавших т-ры. Прогрессивным артистам, дирижёрам,
 режиссёрам приходилось вести борьбу против засилия оперетты (в т-ре
 "Ванемуйне" опера приобрела равноправное положение лишь в 1930-е гг.).
 Большим событием муз. жизни стала пост. в т-ре "Эстония" оперы "Борис
 Годунов" (1930, с участием А. Ардера в заглавной роли) и "Тихого Дона"
 Дзержинского (139) - первой сов. оперы на эст. сцене (реж. Э. Уули, в
 гл. ролях К. Отс, Э. Ваарман). Ведущими артистами оперы стали-К.
 Вийтоль, Б. Ханзен, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Вийсимаа, О.
 Тороков-Тийдеберг, М. Рунги и др., оперетты -А. Людик, М. Лайд и др.
  Первые пост. эст. опер появились в конце 20-х гг. Это -
 героико-романтич. опера "Викерцы" ("Викинги") Э. Аава (1928, т-р
 "Эстония"; 1935, т-р "Ване-муйне"), оперы А. Лембы-"Дева холма" (1929),
 "Любовь и смерть" (1931), "Эльга" (1934) и епера А. Ведро "Каупо" (1932
 - все в т-ре "Эстония").
  Развитие муз. театр. иск-ва Эстонии, временно прерванное
 нем.-фашистской оккупацией, продолжается после освобождения страны.
 Здание т-ра "Эстония", разрушенное во время войны, было восстановлено в
 1947.
  В 40-50-е гг. в т-ре "Эстония" работали: реж. Э. Уули, А. Винер,
 дирижёры П. Нигула, К. Рауд-сепп, балетмейстер А. Экстон; в т-ре
 "Ванемуйне" - реж. К. Ирд, дирижёр Я. Харгель.
  На сцене обоих т-ров ставились эст. нац. оперы, основная тема к-рых -
 борьба народа за свою свободу: "Огни мщения" Э. Каппа (1945, т-р
 "Эстония" и т-р "Ванемуйне") на тему борьбы эстов против
 поработителей-крестоносцев; "Лембиту" В. Каппа (1961, Эстонский т-р
 оперы и балета) - о восстании эстов против тевтонских рыцарей; оперы Г.
 Эрнесак-са: "Берег бурь" (1949, там же, Гос. пр. СССР, 1951;
  1949. т-р "Ванемуйне"), "Пюхаярв" (1946, Эст. т-р оперы и балета;
 1947, т-р "Ванемуйне"), "Боевое крещение" Эрнесакса (1957, Эст. т-р
 оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"), "Певец свободы" Э. Каппа (1950,
 Эстонский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1952;
  1950. т-р "Ванемуйне") - первая эст. опера на совр. тему, посв.
 событиям Отечеств, войны. На эту же тему Э. Капп написал оперу
 "Неуловимая" (1961, т-р "Ванемуйне"). Борьбе с воен. опасностью посв.
 опера "Железный дом" Э. Тамберга (1965, Эстонский т-р оперы и балета),
 сценич. воплощение получила его "Лунная оратория" (1963, т-р
 "Ванемуйне") о покорении космоса. Лирич. характер носит опера "Лебединый
 полёт" В. Тормиса (1966, т-р "Ванемуйне"). В сер. 50-х гг. заложены
 основы эст. комич. оперы - "Рука об руку" (1955, Эстонский т-р оперы и
 балета; 2-я ред.-зингшпиль "Мари и Михкель", 1965, т-р "Ванемуйне"),
 "Женихи из Мульгимаа" Г. Эрнесакса (1960, т-р "Ванемуйне"), а также
 детской оперы-"Зимняя сказка" Э. Каппа (1958, т-р "Ванемуйне"; 1960,
 Эстонский т-р оперы и балета), "Хитрый Антс и Сатана" Р. Пятса (1962,
 т-р "Ванемуйне") и др. В составе оперных трупп обоих т-ров в 60-е гг.:
 реж. П. Мяги, У. Вяльяотс, К. Ирд; дирижёры Н. и В. Ярви, К. Рауд-сепп,
 Э. Клас, Э. Кылар; солисты-Т. Куузик, Г. Отс, Э. Маазик, О. Лунд, М.
 Тарас, В. Гурьев, А. Кюль-ванд, У. Таутс, X. Крумм, Э. Ани, Л. Марк и
 др.
  Среди наиболее значит, пост. т-ра "Эстония": оперы - "Евгений Онегин"
 (1949), "Дон Жуан" (1952), "Борис Годунов" (1952); "Отелло" Верди
 (1963), "Порги и Бесс" Гершвина (1966); балеты-"Виндзорские проказницы"
 Оранского (1947), "Лебединое озеро" (1954);
  "Юность" Чулаки (1952), "Тропою грома" Караева (1962), "Щелкунчик"
 (1965); оперетты-"Беспокойное счастье" Милютина (1949) и др. В т-ре
 "Ванемуйне" пост. оперы: "Так поступают все" Моцарта (1959), "Обручение
 в монастыре" Прокофьева (1962), "Трёхгрошовая опера" Вейля (1964);
 балеты-"Ромео и Джульетта" Прокофьева (1946), "Медный всадник" (1952);
 "Пе.р Гюнт" на муз. Грига (1959) и др.
  В 50-е гг. получила развитие эст. оперетта. Немногочисленные
 зингшпили и оперетты, созданные эст. авторами ранее, отличались
 недостаточным профессионализмом. Исключением были лишь зингшпиль
 "Сватовство" Ю. Симма (1915, т-р "Ванемуйне"), обошедший все эст. т-ры и
 сохраняющийся в их репертуаре, и оперетта "Рыбачка" П. Ардна (Э.
 Россмана) (1941, т-р "Эстония"). В 50-60-е гг. к жанру оперетты
 обратились мн. эст. композиторы. На сцене эст. т-ров были пост.: "Дороги
 сходятся" А. Сыбера (1957, т-р "Ванемуйне"), "Огни родной гавани" Э.
 Арро и Л. Нормета (1958, Эстонский т-р оперы н балета), "Стелла Поларис"
 Л. Нормета (1961, там же), "Пожалуйста, что Вам угодно?" Б. Кырвера
 (1962, т-р "Ванемуйне"), "Удивительные приключения мухумцев" А. Ойта
 (1962, Эстонский т-р оперы и балета), "Письмо до востребования" Ю.
 Раудмяэ (1965, там же) и др. Особую популярность приобрели первые эст.
 сов. оперетты: "Румму Юри" Э. Арро и Л. Нормета (1954, т-р "Ванемуйне";
 1955, Эстонский т-р оперы и балета) и "Только мечта" Б. Кырвера (1955,
 т-р "Ванемуйне"). Среди актёров оперетты: Э. Пярн, А. Меринг, Ф.
 Мальмстен, А. Сээп и др.
  Мн. произв. эст. авторов исполняются в др. городах Сов. Союза: в Риге
 ("Огни мщения") Э. Каппа, "Румму Юри" Э. Арро), Саратове ("Неуловимая"
 Э. Каппа), в Москве, Ленинграде, Магадане, Каунасе ("Только мечта" Б.
 Кырвера), Вильнюсе ("Тийна", "Северный сон" Л. Аустер, "Хитрый Антс и
 Сатана" Р. Пятса); в Шверине (ГДР) ("Балет-симфония" Э. Тамберга).
  Иск-во классич. танца в Эстонии долго не получало развития, оно
 тормозилось в значит, степени отсутствием балетного уч-ща. В 1918-19
 была создана первая балетная труппа при т-ре "Эстония". В её составе
 были: Р. Ольбрей, Э. Хольц, Л. Лооринг, Р. Роод и др.; рук.- С.
 Смиронина (Севун). Первый балет ("Коппелия") пост. В. Кригер, к-рая
 гастролировала в Таллине (1922). В 1926-44 балетную труппу т-ра
 "Эстония" возглавляла Р. Ольбрей. Регулярные балетные спектакли ставятся
 с 1936. Среди танцовщиков труппы т-ра: К. Мальдутис, Г. Раудсепп, Б.
 Блинов, А. Койт, В. Хагус. В т-ре "Ванемуйне" с 1935 балетной труппой
 рук. И. Урбель, балетные спектакли ставятся с 1941; танцовщики - В.
 Отсус, У. Вяльяотс и др. Первый сов. балет "Красный мак" был пост. в
 1939 (т-р "Эстония"); в 1940 - "Лебединое озеро" (там же).
  В бурж. период не было пост. ни одного нац. балета. Первый эст.
 балетный спектакль "Кратть" Э. Тубина на нар.-сказочный сюжет состоялся
 в 1943 (т-р "Ванемуйне") .
  Первый эст. сов. балет - хореографич. поэма "Ка-левипоэг" Э. Каппа,
 создан на основе эст. эпоса и впервые пост. в т-ре "Эстония" (1948; 1950
 в т-ре "Ванемуйне"). Этапным спектаклем стал также балет "Тийна" Л.
 Аустер (1955, Эстонский т-р оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"). На
 сцене эст. т-ров пост. балеты: "Золотопряхи" Э. Каппа (1956, Эстонский
 т-р оперы и балета), первый эст. детский балет "Северный сон" Л. Аустер
 (1960, там же), "Балет-симфония" Э. Тамберга (1960, т-р "Ванемуйне";
 1963, Эстонский т-р оперы и балета), "Мальчик и бабочка" Э. Тамберга,
 "Улица" X. Юрисалу и "Универмаг" Я. Коха (все в 1963, Эстонский театр
 оперы и балета). Среди эст. танцовщиков: X. Пуур, Т. Ранд-вийр, А. Лейс,
 Ю. Улла, Э. Керге, М. Маазик, Е. Позняк, Ю. Вилимаа; балетм. М. Мурдмаа,
 Э. Суве и др.
  Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; М*узыка Советской
 Эстонии[Сб. статей], Таллин, 195 6; Вахтер А., Эстонская ССР, М., 1957
 (Муз. культура союзных республик); "Estonia" teater. 1906-1924, Tallinn,
 1924; Poldmae R., Koidula teater, Tallinn, 1963; Andresen N., August
 Bachmann ja Hommikteater, Tallinn, 1966; Ird K., Tartu Toolisteater,
 Tallinn. 1966; Karner J., "Estonia" kuuskummend aastat, Tallinn" 1925;
 Eesti Noukogude Teater. 1940-1960, Tallinn, 1960; Noukogude Eesti
 muusika, Tallinn, 1960; NormetL., TonsonH., Operett mujal ja meil,
 Tallinn, 1963; T o p м и с Л., Эстонский советский балетный театр
 (Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.
 искусствоведения), М., 1963. .Ар. Т,
  ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР "ВАНЕМУЙНЕ-см. "Ванемуйне".
  ЭСТРАДА (искусство эстрады) - вид сценич. иск-ва, соединяющего в
 одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов (чтецов,
 куплетистов, певцов, музыкантов, фокусников, акробатов, танцоров,
 конферансье, звукоподражателей и др.). Могут быть также сольные
 концерты, в к-рых участвует один артист. Из-за краткости каждого
 выступления (10-15 минут) эстрадное иск-во получило назв. иск-ва малых
 форм. Сценич. образы артистов Э. не отличаются психологич. сложностью,
 но они обычно выразительны, ярки, гротескны. истоки эстрадного иск-ва -
 в представлениях бродячих актёров: в России - скоморохов, во Франции -
 жонглёров, в Германии - шпильманов, в странах Ср. Азии - дорвозов и
 масхарабозов и др. Их выступления включали сатирич. сценки, пение,
 танцы, жонглирование, акробатику, дрессировку. В 16- 17 вв. это иск-во
 получает развитие на нар. гуляниях, ярмарочных площадях, в балаганах. С
 18 в. в оперно-балетные и драматич. спектакли включаются дивертисменты,
 состоящие из отдельных вокальных, муз. и танцевальных номеров (позже в
 дивертисменты включается чтение и исполнение куплетов). Из хоров,
 получивших широкое распространение в 18-19 вв., выделяются певцы,
 танцоры, исполнители комич. дуэтов, куплетисты.
  В нач. 18 в. в Англии возникают мюзик-холлы, представления к-рых
 состояли из коротких пьес, пения, танцев, буффонных интермедий. В 1890 в
 Лондоне был организован мюзик-холл "Альгамбра", в 1904 - мюзик-холл
 "Колизей". Эта форма распространяется во многих странах мира. Во Франции
 в конце 18 и нач. 19 вв. на подмостках ярмарочных т-ров с большим
 успехом исполняются злободневные сатирич. песенки и куплеты, часто
 имеющие фольклорную основу. В 1850-х-70-х гг. создаётся большое число
 увеселительных заведений, по преимуществу рассчитанных на бурж.
 посетителей. В них выступали артисты, гл. обр. музыканты и певцы.
 Рестораны с Э. получили назв. кафе-шантанов (крупнейшие из них -
 "Эльдорадо", "Алькасар", "Батаклаи"). В своих выступлениях артисты
 иногда затрагивали социальные проблемы, но чаще ограничивались
 развлекательными целями, насыщали свои номера эротикой. Для этого вида
 иск-ва характерно стремление донести до слушателя текст песни, часто
 переход от пения к своеобразной мелодекламации (к тому, что было названо
 сИзеиз). Известными стали певцы И. Гильбер, певшая о жизни обездоленных,
 А. Брюан, выступавший в образе бродяги и этим эпатировавший бурж.
 публику.
  В 80-90-е гг. кафе-концерты распространились в Германии, Дании,
 Бельгии и др. странах Европы. В Германии гл. внимание было обращено на
 танцевальное иск-во (чаще всего выступления женских ансамблей) и
 цирковые номера. Популярность получили эксцентрич.
 выступления-швейцарский клоун Грок и др.
  С 80-х гг. 19 в. во Франции создаются кабаре, в них даются
 импровизированные представления, в к-рых принимают участие поэты,
 музыканты, актёры, исполняющие пародии, злободневные песенки, стихи,
 сатирич. сценки, танц. номера (салонные танцы, модернизированные танцы
 апашей и др., в к-рых широко используется акробатика). Здесь же
 появляется конферансье, объявляющий фамилии выступающих и
 разговаривающий со зрителями. Успех кабаре привлекает к ним бурж.
 публику. Постепенно выступления артистов теряют свою непосредственность,
 задор, становятся грубыми, пошлыми (первые коммерч. кабаре открылись в
 Париже в конце 19 в.). В России первые кабаре были открыты в 1908 Москве
 - "Летучая мышь и в Петербурге - "Кривое зеркалом. Развитию Э. мешало
 то, что эстрадные артисты выступали пре-им. в ресторанах, увеселительных
 садах и т. д., что накладывало свой отпечаток на репертуар, манеру
 исполнения. Но и в этих трудных условиях выдвигаются талантливые
 исполнители: чтец И. Ф. Горбунов, куплетисты - Н. Ф. Монахов, П. Ф.
 Жуков, С. А. Сокольский, Г. В. Молодцов, Ю. В. Убейко и др.; певцы -
 Варя Панина, А. Д. Вяльцева, Юрий Морфесси, А. И. Рупин и др.;
 конферансье - Н. Ф. Балиев, Я. Д. Южный, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибш-ман
 и др.; танцоры - Никифоровы, Пешковы, Орлик и др.
  В совр. бурж. странах Э. и теперь служит для развлечения гл. обр.
 бурж. зрителя. Эстрадные представления даются в варьете и мюзик-холлах,
 где ставятся обозрения (ревю) обычно эротич. характера. Эстрадные
 артисты выступают также в ресторанах и перед сеансами в кино. Вошедшие в
 20 в. в моду джазы (эстрадные оркестры) исполняют преим. танц. музыку и
 выступающие с ними певцы поют бессодержательные песенки. Большое место в
 программах уделяется выступлениям ансамблей танцовщиц (гёрлс),
 демонстрирующих ритмически чёткие танц. движения. Но наиболее
 талантливые и прогрессивные эстрадные артисты стремятся сатирически
 показать в своих выступлениях бурж. действительность; обращаясь к
 де-мократич. зрителям, они говорят им о больших человеческих чувствах.
 Это присуще иск-ву певцов: М. Шевалье, Ж. Бекер, Э. Пиаф, И. Монтану, Ш.
 Азнавуру, Ж. Беко, Ж. Брель и др. (Франция); П. Робсону, X. Белафонте,
 Д. Дей, Э. Фицджеральду, П. Сигеру (США); Р. Лоретти (Италия) и др. С
 джаз-оркестрами, руководимыми Б. Гудменом, Л. Армстронгом, Д.
 Эллингтоном, на Э. выступают талантливые артисты.
  Широкое развитие получила Э. в странах социали-стич. лагеря. Среди
 эстрадных артистов этих стран известность приобрели: Ж. Паэпоску
 (Румыния), Р. Ка-раклаич (Югославия), Г. Лоубалова (Чехословакия), Б.
 Рыльска (Польша), А. Кемпер и В. Ваххольц (ГДР), конферансье и артист
 театра миниатюр К. Кру-ковский (Польша) и др. В Берлине работает самый
 большой в Европе театр-варьете "Фридрихштадтпалас-театр", в к-ром
 выступают лучшие эстрадные и цирковые артисты из всех стран мира. В
 Бухаресте широко известен Т-р обозрений, в Польше особенно много т-ров
 миниатюр, обращающихся к злободневным темам. В Чехословакии успех имеют
 эстрадные т-ры пантомимы. Систематически проводятся междунар. конкурсы
 эстрадных песен в Югославии (Загреб) и Польше (Сопот).
  Советская эстрад а. С первых дней Сов. власти иск-во передовых
 артистов Э. было обращено к победившему народу. В декрете об объединении
 театр. дела (1919), подписанном В. И. Лениным, отмечена демократич.
 сущность эстрадного иск-ва. Наряду с т-рами Э. была подчинена Нар.
 комиссариату просвещения. Органы Сов. власти стремились очистить
 эстрадное иск-во от грубости и пошлости бурж. Э. К работе над эстрадным
 репертуаром были привлечены: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, А. М.
 Арго, В. Е. Ардов, Я. П. Ядов, М. Я. Волжанин; композиторы-И. О.
 Дунаевский, М. И. Блантер, Д. Я. Покрасс и др. На Э. пришли режиссёры Д.
 Г. Гутман, Н. М. Фореггер, Б. А. Шахет и др.
  Артисты обращаются к актуальным темам, к сатире, к публицистике.
 Артистич. бригады выезжали на фронты для художеств. обслуживания

<< Пред.           стр. 897 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу